МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИФЛ В г.УРАЙ
ГАЙСИНА ЭЛЬЗАМАРАТОВНА
МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯНАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(курсовая работапо курсу «Налоги»)
Научный руководитель:
________Колосова И.Ю.
Автор работы:
_________Гайсина Э.М.
Урай 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗМЧЕСКИХЛИЦ………………………………………….5
1.1. Историявозникновения налога на доходы физических лиц………..5
1.2. Место и роль НДФЛв системе налогообложения…………………...7
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..10
2.1. Основные элементыналога………………………………………….10
2.2. Порядок исчисления иуплаты налога………………………………19
2.3. Доходы, не подлежащиеналогообложению………………………..26
2.4. Налоговыевычеты……………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим источником бюджетныхдоходов являются налоги. В России уже более пятнадцати лет действует новаясистема налогообложения. Она была введена в переходный период, но, тем неменее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспеченияналоговой системы.
В России, как и вбольшинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее как НДФЛ) одиниз главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависитот уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировойпрактике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
НДФЛсвязан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либосокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения являетсядостижение оптимального соотношения между экономической эффективностью исоциальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставкиналога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределениедоходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Анализналога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая системаРФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй частиНалогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мереизменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса.
Исходя из выше изложенного,выбранная мною тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – наоснове исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физическихлиц.Достижениеуказанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
· рассмотреть социально- экономическую сущность и значение налога на доходы с физических лиц;
· исследоватьпорядок исчисления и уплаты налога;
· рассмотрениельгот по налогу на доходы с физических лиц;
При написании курсовойработы, для теоретической, послужил: Налоговый Кодекс РФ часть II, и учебные пособия известныхавторов: Черник Д.Г. – Основы налоговой системы, Тедеев А.А. – Финансовоеправо, Крохина Ю.А. Налоговое право России, так же мной были использованыстатьи «Российского экономического журнала». Для практической части своейработы я использовала статьи журнала «Финансы» и Официальный сайт Министерствафинансов Российской Федерации.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫНАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗМЧЕСКИХ ЛИЦ.
2.
1.1. Историястановления налога на доходы физических лиц
Подоходный налог илиналог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) по сравнению с другими видаминалогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенногоналога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках(обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечалосновным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения1.
В других странах НДФЛстали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция — с1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентныйсбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразнуюформу подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принятлишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходногоналогообложения2. В начале 60-х годов в нашей странебыла предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога сзаработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Оботмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».
Однако и до введения НДФЛналоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан припостроении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел отчисла окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков,которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.
Введение этого налога втой или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всемразличии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всехстран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызваннаяростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрыватьсяреальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истиннойплатежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движениятребовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшегоразличий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менеесостоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключаетсяименно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямогоопределения доходов каждого плательщика.
Налоговые системыразвиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов,происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики.Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественногоблагосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получениядохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказываютэволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.
Что же касается нашейстраны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловилсоздание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основнымипринципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок ссовокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты изэтого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы нарасходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательскойдеятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот законбыли внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе (далее т.ч.) шкаластавок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальнаяставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменяласьот 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.
Однако дальнейшееразвитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налоговогокодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.
Глава (далее в работегл.) 23 НК РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (статьи207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ1 онавводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силувсе законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом,формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен одинналог и введен новый налог.
Основнымичертами новой системы налогообложения являются:
· отказ отпрогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки вразмере 13% для большей части доходов физических лиц;
· значительноерасширение применяемых налоговых льгот и вычетов;
· внесениеизменений в определение налогооблагаемой базы.
С 2001 года по настоящеевремя НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняютсясроки уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категорияльготников. Так с 2002 года НДФЛ был переведен в распоряжение региональных иместных бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке6%, (с 2005 года 9%)
1.3. Место и роль НДФЛв системе налогообложения.
В России, как и вбольшинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источниковдоходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупныйдоход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Значениеналога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется вбюджет области и является одним из основных источников дохода.
Особеннозначение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальноеобразование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.
Поступления налога на доходы физических лиц за первое полугодие 2006год, на 126% выше уровня первого полугодия 2005 года.
Таким образом, можно суверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточназначима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развитияэкономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог,уплачиваемый из личных доходов населения.
В развитых странах онсоставляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вкладв бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%, несколькоменьше во Франции — 17%.
Внашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, таккак затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровеньдоходов или ниже.
Такаяситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны,стимулировать рост производства и потребления, а с другой — упроститьналоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижениюналоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы(имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовойформы).
В идеале налог на доходыдолжен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либоявляются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
НДФЛсвязан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либосокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения являетсядостижение оптимального соотношения между экономической эффективностью исоциальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставкиналога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределениедоходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Из вышеизложенного можносделать выводы, что налог на доходы физических лиц по сравнению с другимивидами налогов является «молодым». Регулирование налога на доходы физическихлиц производится главой 23 ст. 207-233 Налоговым Кодексом РФ. Этот налог играетзначимую роль в налоговой системе нашей страны, бюджета регионов и городов.НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либосокращать его. Это один из самых распространенных в мировой практике налог,уплачиваемый из личных доходов населения.
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙМЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Основныеэлементы налога
В соответствии со статьей (далее какст.) 207 гл.23 НК налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаютсяфизические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, атакже физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации,не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 209 НК объектом налогообложенияпризнается доход, полученный налогоплательщиками:
· отисточников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами РоссийскойФедерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РоссийскойФедерации;
· отисточников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихсяналоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам, полученным на территории РФ,относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные отроссийской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальныхпредпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью еепостоянного представительства в Российской Федерации;
2) страховые выплаты при наступлениистрахового случая, полученные от российской организации и (или) от иностраннойорганизации в связи с деятельностью ее постоянного представительства вРоссийской Федерации;
3) доходы, полученные от использования вРоссийской Федерации авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в арендуили иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
5) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося вРоссийской Федерации;
в Российской Федерации акций или иныхценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
прав требования к российской организацииили иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянногопредставительства на территории Российской Федерации;
иного имущества, находящегося вРоссийской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовыхили иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершениедействия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иныеаналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (советадиректоров или иного подобного органа) — налогового резидента РоссийскойФедерации, местом нахождения (управления) которой является РоссийскаяФедерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РоссийскойФедерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этихлиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанныхвознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иныеаналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующимроссийским законодательством или полученные от иностранной организации в связис деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
8) исключен. — Федеральный закон от29.12.2000 N 166-ФЗ);
8) доходы, полученные от использованиялюбых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда иавтомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РоссийскуюФедерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы ииные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктахпогрузки (выгрузки) в Российской Федерации;
9) доходы, полученные от использованиятрубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или)беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, натерритории Российской Федерации;
9.1) выплаты правопреемникам умершихзастрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации об обязательном пенсионном страховании;
10) иные доходы, получаемыеналогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РоссийскойФедерации.
В ст.208 НК РФ приведены доходы, которыене относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. Этодоходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговыхопераций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и винтересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой(приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РоссийскойФедерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.
Это положение применяется в отношенииопераций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации втаможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, еслисоблюдаются следующие условия:
1) поставка товара осуществляетсяфизическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов),находящихся на территории Российской Федерации;
2) к операции не применяются положенияпункта 3 статьи 40 настоящего Кодекса;
3) товар не продается через постоянноепредставительство в Российской Федерации.
В случае, если не выполняется хотя быодно из указанных условий, доходом, полученным от источников в РоссийскойФедерации, в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов,относящаяся к деятельности физического лица в Российской Федерации.
При последующей реализации товара,приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям к доходам такогофизического лица, полученным от источников в Российской Федерации, относятсядоходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, снаходящихся на территории Российской Федерации, принадлежащих этому физическомулицу, арендуемых или используемых им складов либо других мест нахождения ихранения такого товара, за исключением его продажи за пределами РоссийскойФедерации с таможенных складов.
К доходам, полученным от источников запределами Российской Федерации, относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные отиностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1пункта 1 настоящей статьи;
2) страховые выплаты при наступлениистрахового случая, полученные от иностранной организации, за исключениемстраховых выплат, предусмотренных подпунктом 2, пункта (далее как п.) 1настоящей статьи;
3) доходы от использования за пределами РоссийскойФедерации авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в арендуили иного использования имущества, находящегося за пределами РоссийскойФедерации;
5) доходы от реализации:
— недвижимого имущества, находящегося запределами Российской Федерации;
— за пределами Российской Федерацииакций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталахиностранных организаций;
— прав требования к иностраннойорганизации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзацеподпункта 5 пункта 1 настоящей статьи;
— иного имущества, находящегося запределами Российской Федерации;
6) вознаграждение за выполнение трудовыхили иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершениедействия за пределами Российской Федерации. При этом вознаграждение директорови иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностраннойорганизации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются какдоходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимоот места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческиеобязанности;
7) пенсии, пособия, стипендии и иныеаналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии сзаконодательством иностранных государств;
8) доходы, полученные от использованиялюбых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда иавтомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой(задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), заисключением предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 ст.208 НК;
9) иные доходы, получаемыеналогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределамиРоссийской Федерации.
В п.5 ст.208 НК РФ указан особый случай,когда полученный физическим лицом доход не признается объектом обложения налогана доходы физических лиц. Это касается доходов от операций, связанных симущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемыхчленами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейнымкодексом РФ.
Статьей 217 НК РФ определен переченьдоходов не подлежащий налогообложению.
1. При определении налоговой базыучитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и внатуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а такжедоходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212Налогового Кодекса.
Если из дохода налогоплательщика по егораспоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либоудержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
2. Налоговая база определяется отдельнопо каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговыеставки.
3. Для доходов, в отношении которыхпредусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящегоКодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов,подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,предусмотренных статьями 218 — 221 Налогового Кодекса, с учетом особенностей,установленных этой главой.
Если сумма налоговых вычетов в налоговомпериоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотренаналоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, подлежащихналогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этомуналоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующийналоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговомпериоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленнаяпунктом 1 статьи 224 НК РФ, подлежащих налогообложению, не переносится, еслииное не предусмотрено этой главой.
4. Для доходов, в отношении которыхпредусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежноевыражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты,предусмотренные статьями 218 — 221 НК РФ, не применяются.
5. Доходы (расходы, принимаемые к вычетув соответствии со статьями 218 — 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные(номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсуЦентрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактическогополучения доходов (на дату фактического осуществления расходов.).
Особенностиопределения налоговой базы при получении дохода виде материальной выгодыопределяются ст.212 НК РФ:
а) отэкономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами,полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. В этом случаеналоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользованиезаемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертыхдействующей ставки рефинансирования, установленной Банком России палатуполучения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условийдоговора, либо как превышение суммы процентов за пользование заемнымисредствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых,над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
б) отприобретения ценных бумаг. В этом случае налоговая база определяется какпревышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходовналогоплательщика на их приобретение;
в) отприобретения товаров (работ, услуг) индивидуальными предпринимателями всоответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, а также уорганизаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми поотношению к налогоплательщику. При этом налоговая база определяется как превышениецены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами,являющимися взаимозависимыми но отношению к налогоплательщику, в обычныхусловиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над иенами реализацииидентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.Взаимозависимыми лицами согласно ст. 20 НК РФ признаются физические лица и/илиорганизации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияниена условия либо экономические результаты их деятельности ил и деятельностипредставляемых ими лиц, а именно:
• одно физическое лицо подчиняетсядругому по своему должностному положению;
• лица в соответствии с семейнымзаконодательством РФ состоят в брачных отношениях, отношениях родства илисвойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
• одна организация непосредственнои/или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участиясоставляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой черезпоследовательность иных организаций определяется в виде произведения долейнепосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.Кроме того, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, еслиотношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализациитоваров (работ, услуг).
Особенностиопределения налоговой базы при получении доходов в натуральной формепредусмотрены ст. 211 НК РФ.
Приполучении дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иногоимущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг)или иного имущества, исчисленная исходя из их цен и порядке, аналогичномпорядку, предусмотренному ст. 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров(работ, услуг) включаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и налогас продаж.
Кдоходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:
а) оплата (полностью или частично) за негоорганизациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) илиимущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения;
б)полученные товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, а такжеоказанные на безвозмездной основе услуги;
в)оплата труда в натуральной форме.
Приопределении налоговой базы учитываются также суммы страховых (пенсионных)взносов, если онивносятся за физических лиц из средств организации или иных работодателей, заисключением случаев:
· когда страхованиепроизводится в обязательном порядке, а также по договорам добровольногострахования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровьюзастрахованных физических лиц и/или оплату страховщиками медицинских расходовэтих лиц при условии, что выплаты последними не осуществлялись;
· заключенияработодателями договоров добровольного пенсионного страхования или одобровольном негосударственном пенсионном обеспечении при условии, что общаясумма страховых (пенсионных) взносов не превысит в год на одного работника 2000руб. — с 1 января 2002 г.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которыхустановлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которыхпредусмотрена ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражениетаких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговыхвычетов.
Еслисумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, вотношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащихналогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этомуналоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом разницамежду суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится наследующийналоговый период, которым признается календарный год.
Длядоходов, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 30 и 35%,налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащихналогообложению. При этом никакие налоговые вычеты не применяются.
Доходыи расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте,пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на датуфактического получения доходов (осуществления расходов).
Датойфактического получения дохода в соответствии со ст. 223 НК. РФ считается день:
· выплаты дохода, втом числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по егопоручению на счета третьих лиц (при получении доходов в денежной форме);
· передачи доходовв натуральной форме (при получении доходов в натуральной форме);
· уплатыналогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам,приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг (при получении доходов в видематериальной выгоды).
Приполучении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения доходапризнается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислендоход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором(контрактом).
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
Сумманалога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговойставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма НДФЛ представляет собойсумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по разнымставкам. Она исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всемдоходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующемуналоговому периоду.
СуммаНДФЛ определяется в полных рублях. При этом остаток суммы менее 50 коп.отбрасывается, а 50 коп. и более — округляется до полного рубля.
Главой 23 НК РФ определен особый порядокналогообложения доходов, полученных гражданами от занятия предпринимательскойдеятельностью.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложенияк индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированныев установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники,частные детективы.
Объектом налогообложения при осуществлениипредпринимательской деятельности, занятиях в установленном действующимзаконодательством порядке частной практикой (далее предпринимательскаядеятельность) являются доходы, полученные от такой деятельности. При этомучитываются все доходы от предпринимательской деятельности, полученные как вденежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми возниклоу налогоплательщика
Если из дохода налогоплательщика по егораспоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либоудержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Согласно п. 5 ст. 210 НК РФ доходы (как и расходы,принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) виностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России,установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактическогоосуществления расходов).
Дата фактического получения дохода отпредпринимательской деятельности определяется как день:
· выплатытакого дохода индивидуальному предпринимателю, в том числе перечисления этогодохода на его счета в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — приполучении доходов в денежной форме;
· передачииндивидуальному предпринимателю таких доходов в натуральной форме — приполучении доходов в натуральной форме.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговуюбазу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Ставка НДФЛ в отношении доходов,полученных от осуществления предпринимательской деятельности без образованияюридического лица, установлена в размере 13% независимо от величины этихдоходов.
В соответствии с п. 8 ст. 227 НК РФ расчет суммавансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органомна основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации,или суммы фактически полученного дохода от предпринимательской деятельности запредыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговыхвычетов.
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежиуплачиваются предпринимателем на основании налоговых уведомлений:
· заянварь-июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере ½ годовой суммыавансовых платежей;
· заиюль-сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере ¼ годовойсуммы авансовых платежей;
· заоктябрь--декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере ¼годовой суммы авансовых платежей.
Согласно п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога,подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется предпринимателем сучетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате ему дохода(например, предприниматель может одновременно с осуществлением предпринимательскойдеятельности работать в организации по трудовому договору и у него будутудерживать налог из зарплаты и прочих доходов, полученных по месту работы), атакже сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных всоответствующий бюджет.
Предприниматели обязаны представить в налоговыйорган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года,следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога,подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии сналоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок непозднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ в случаепоявления в течение года у физических лиц доходов, впервые полученных отосуществления предпринимательской деятельности, они обязаны представитьналоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указаннойдеятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5-дневный срок поистечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемогодохода определяется налогоплательщиком. На основании данной суммы налоговыморганом исчисляются авансовые платежи.
При значительном (болеечем на 50%) увеличении или уменьшении в налоговом периоде доходапредприниматель обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммыпредполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности натекущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовыхплатежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет суммавансовых платежей производится налоговым органом не позднее 5 дней с моментаполучения новой налоговой декларации.
Особенностиисчисления налога налоговыми агентами установлены ст.226 НК РФ. Согласно же ст.24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанностипо исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет.Налоговые агенты, от которых физические лица получают доходы, должны исчислятьи удерживать налог с этих доходов. Он исчисляется нарастающим итогом с началапериода по итогам каждого месяца со всех доходов, в отношении которыхприменяется налоговая ставка 13 %.
Еслидоходы облагаются налогом по повышенным ставкам, он определяется отдельно покаждому виду дохода. Налоговый агент исчисляет налог без учета доходов,полученных плательщиком из других источников. Налоговые агенты должны перечислитьналог не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средствна выплату дохода. Сумма налога, исчисленная и удержанная с доходов,полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды, может бытьперечислена в день, следующий за днем ее удержания.
С 1 января 2001 годаагенты перечисляют в бюджет налог, удержанный по итогам месяца, если его суммапревышает 100 рублей. Если эта сумма меньше 100 рублей, она будет добавлятьсяк налогу в следующем месяце.
Статьей230 установлены конкретные виды обязанностей, возлагаемых на налоговых агентови налоговые органы в целях обеспечения положений, изложенных в главе 23 частивторой Налогового кодекса РФ.
Вчастности, на налоговых агентов возлагаются следующие обязанности:
· вести учетдоходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме,которая устанавливается МНС России;
· ежегодно непозднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый органпо месту постановки на налоговый учет сведения о доходах физических лиц поформе, утвержденной МНС России.
Указанныесведения представляются на магнитных носителях или с использованием средствтелекоммуникаций в порядке, определяемом МНС России.
Причисленности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до10человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажныхносителях.
Налоговыеорганы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либоособенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельнымкатегориям организаций право представлять сведения о доходах физических лиц набумажных носителях.
Налоговыеорганы направляют эти сведения налоговым органам по месту постоянногожительства физических лиц.
Непредставляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателямза приобретенные у них товары или выполненные работы в случае, если этииндивидуальные предприниматели в качестве подтверждения уплаты налога суказанных доходов на основании налогового уведомления налогового органапредъявили соответствующие документы.
Шкалаопределения ставки НДФЛ плоская, т.е. ставка не зависит от величины налогов.Для всех налогоплательщиков согласно ст. 224 НК РФ применяется единый размерналоговой ставки — 13%.
Однаков отношении определенных доходов установлены иные налоговые станки.
В размере 30%налоговыеставки применяются:
· для доходов,получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РоссийскойФедерации;
· для дивидендов.
СуммаНДФЛ в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ,определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой такойвыплате. Причем указанные налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога,исчисленную в соответствии с законодательством РФ, на сумму налога, исчисленнуюи уплаченную по месту нахождения источника дохода, в том случае, если источникдохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор(соглашение) об избежании двойного налогообложения.
Вслучае если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым незаключен указанный выше договор, удержанный источником дохода по месту егонахождения налог не принимается к зачету при исчислении налога.
Еслиисточником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, являетсяроссийская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностраннойорганизации, то последние определяют сумму налога отдельно по каждомуналогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов. На этих жесубъектов возлагается обязанность удержать из доходов налогоплательщика в видедивидендов при каждой выплате таких доходов сумму налога и уплатить ее всоответствующей бюджет.
Сумма уплаченногораспределяющей доход организацией налога на доход организаций, относящаяся кчасти прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщика—налогового резидента РФ, подлежит зачету в счет исполнения обязательств поуплате налога налогоплательщиком — получателем дивидендов. В случае еслиуказанная сумма превышает причитающуюся с налогоплательщика сумму налога надоход в виде дивидендов, возмещение из бюджета не производится.
Вразмере 35%налоговаяставка установлена:
· для стоимостилюбых выигрышей и призов, получаемых в ходе конкурсов, игр и другихмероприятий, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг), в частипревышения 4 тыс. руб.;
· для страховыхвыплат по договорам добровольного страхования. При этом суммы страховых выплат,полученные по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срокменее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы такихстраховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в видестраховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя издействующей ставки рефинансирования Банка России. В противном случае разницамежду указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежитналогообложению у источника выплаты по указанной ставке;
· для процентныхдоходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя изтрех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, в течениепериода, за который начислены проценты, по рубленым вкладам, и 9% годовых — новкладам в иностранной валюте;
· для суммыэкономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств вчасти превышения суммы процентов за пользование такими заемными средствами,выраженными:
· в рублях,исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования,установленной Банком России палату получения таких средств, над суммойпроцентов, исчисленной исходя из условий договора;
· в иностраннойвалюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленнойисходя из условий договора.
Налоговая ставкаустанавливается в размере 9% (до 2005 года 6 %) в отношении доходов от долевогоучастия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
В соответствии со ст.216гл.23 НК налоговым периодом признается календарный год.
2.3. Доходы, неподлежащие налогообложению.
Не подлежат налогообложению(освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
· государственныепособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии сдействующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащимналогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
· государственныепенсии;
· всевиды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных соответствии сзаконодательством Российской Федерации);
· вознаграждениядонорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
· алименты,получаемые налогоплательщиками;
· суммы,получаемые налогоплательщиками в виде грантов;
· суммы,получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российскихпремий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования,культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемомуПравительством Российской Федерации;
· суммыединовременной материальной помощи, оказываемой;
· суммыполной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключениемтуристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам ихсемей;
· суммы,уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога наприбыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, ихсупругов, их родителей и их;
· стипендииучащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантовучреждений высшего профессионального образования или послевузовскогопрофессионального образования и т.д.
· суммыоплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемыеналогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственныхучреждений или организаций, направивших их на работу за границу;
· доходыналогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобныххозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов,нутрий, птицы и т.д.;
· доходычленов крестьянского (фермерского) хозяйства
· доходыналогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений,дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукцииорганизациям и (или) индивидуальным предпринимателям;
· доходы,получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейныхобщин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслямихозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения имитрадиционных видов промысла;
· доходыохотников — любителей;
· доходыв денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядкенаследования или дарения;
· доходы,полученные от акционерных обществ или других организаций;
· призыв денежной и (или) натуральной формах, полученные;
· суммы,выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрастедо 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующиелицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;
(в ред. Федерального закона от29.12.2000 N 166-ФЗ)
· суммыоплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателямитехнических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а такжеоплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
· вознаграждения,выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
· доходы,получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видовдеятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененныйдоход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которыхприменяется упрощенная система налогообложения и система налогообложения длясельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
· суммыпроцентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другимгосударственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным порешению представительных органов местного самоуправления;
· доходы,получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которыхна одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительныхфондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;
· доходыв виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках,находящихся на территории Российской Федерации, если:
проценты по рублевым вкладамвыплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, закоторый начислены указанные проценты;
установленная ставка не превышает 9процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
(п. 27 в ред. Федерального закона от22.05.2003 N 55-ФЗ)
· доходы,не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований заналоговый период:
стоимость подарков, полученныхналогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, и неподлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии сдействующим законодательством;
стоимость призов в денежной инатуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах исоревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РоссийскойФедерации, законодательных (представительных) органов государственной властиили представительных органов местного самоуправления;
суммы материальной помощи, оказываемойработодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся всвязи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
возмещение (оплата) работодателями своимработникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам(пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них)медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложенияпредоставляется при представлении документов, подтверждающих фактическиерасходы на приобретение этих медикаментов;
(в ред. Федерального закона от29.12.2000 N 166-ФЗ)
стоимость любых выигрышей и призов,получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламытоваров (работ, услуг);
· доходысолдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, атакже лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточныхи других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военныхсборов;
· суммы,выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями;
· выплаты,производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членампрофсоюзов;
· выигрышипо облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые впогашение указанных облигаций.
2.4. Налоговые вычеты
Отличительнойособенностью исчисления НДФЛ является применение налоговых вычетов. Именно гл.23 НК РФ ввела новые понятия — «вычеты», как суммы в определенных размерах, накоторые налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу. Указанное правоможет быть реализовано в случае, желания налогоплательщиков получить эти вычеты,из налоговой базы, как это предусмотрено НК РФ.
В ст.218-221 НК РФ сгруппированы вычеты, на которые налогоплательщики имеют правопри определении налоговой базы в порядке установленном п. 2 ст. 210:стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Все указанныевычеты принимаются только к доходам, облагаемым налогом поставке 13% .
Такие вычеты, каксоциальные, имущественные и некоторые профессиональные могут предоставлятьсятолько па основании письменных заявлений налогоплательщиков и их деклараций,подаваемых в налоговые органы по окончании налогового периода с приложениемдокументов, подтверждающих это право и фактически понесенные расходы.
Статьей 218 НК РФ дан перечень стандартных вычетов, которыйопределен размерами в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб. в месяц за каждыйналоговый период каждому налогоплательщику, и зависимости от принадлежности егок той или иной категории граждан.
1. На стандартный вычет, и размере 3000 руб. в месяц (или 36 тыс.руб. за 12 месяцев) будут иметь право лица: пострадавшие от радиационноговоздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в т.ч. ликвидаторыпоследствий катастрофы; а также проходившие службу в зоне отчуждения;эвакуированные или выехавшие добровольно из указанной зоны: отдавшие костныймозг для спасения пострадавших: принимавшие участие в 1986-87 гг. в ликвидациипоследствий катастрофы; пострадавшие вследствие аварии на ПО «Маяк» (1957-61гг.) и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (1957-58гг.); участвовавшие виспытаниях ядерного оружия и учениях с его применением до 31.01.63г.;участвовавших в ликвидации радиационных авариях на других объектах, а также всборе ядерных зарядов до 31.12.61 г.; инвалиды BOB, инвалиды из числавоеннослужащих, вследствие ущерба здоровью, полученного при защите Родины либовыполнения служебного долга.
2. На стандартный вычет в сумме 500 руб. в месяц (или 6000 руб. за12 месяцев) будут иметь право: герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трехстепеней, вольнонаемные в воинских частях в период ВОВ, находившиеся вблокадном Ленин- граде, бывшие узники концлагерей и гетто; инвалиды детства, атакже I и II групп; родители и супруги погибших военнослужащих игосударственных служащих при выполнении своего долга: ряд категорий лицсвязанных с радиационным воздействием в результатах аварий на ЧернобыльскойАЭС, ПО «Маяк» и реке Теча, граждан, уволившихся с военной службы илипризывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в РеспубликеАфганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
3. На стандартный вычет в сумме 400 руб. в месяц будут иметь правовсе остальные, не перечисленные выше категории лиц до месяца в котором ихгодовой доход превысил 20 тыс. рублей.
4. Вне зависимости от вычетов,перечисленных выше, каждый налогоплательщик имеет право на стандартный вычет всумме 600 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 24 лет,если он обучается в учебном заведении с дневной формой обучения, до месяца, вкотором годовой доход превысит 40 тыс. рублей. Вычеты получают только теродители, на обеспечении которых находятся эти дети до конца года, в которомони достигли указанного возраста.
Для вдов, вдовцов,одиноких родителей или попечителей детей этот вычет составит 1200 руб. в месяцна каждого ребенка до месяца следующего за месяцем вступления вдовцов, вдов иодиноких родителей в брак.
Налогоплательщикам, имеющим право болеечем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный изсоответствующих вычетов.
Установленные этой статьей стандартныеналоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов,являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основанииего письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговыевычеты.
В случае начала работы налогоплательщикане с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предоставляются поэтому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода подругому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговыевычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученныхналогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом3 статьи 230 Налогового Кодекса.
В случае, если в течение налоговогопериода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись илибыли предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода наосновании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, идокументов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органомпроизводится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартныхналоговых вычетов в размерах, предусмотренных статьей.
В соответствии со ст. 219НК РФ к социальным налоговым вычетам относятся:
1. благотворительная помощь, в видеденежных средств, перечисленных налогоплательщиком организациям науки,культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения полностью иличастично финансируемых из бюджетов. Эти суммы принимаются к вычету вфактических размерах, но не более 25% суммы дохода.
2. всумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение вобразовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов наобучение, но не более 38 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителемза обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном(налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактическипроизведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 рублей на каждогоребенка в общей сумме на обоих родителей.
Указанный социальный налоговый вычетпредоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующейлицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, атакже представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих егофактические расходы за обучение.
3. В сумме, уплаченной налогоплательщиком вналоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскимиучреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком зауслуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей ввозрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствиис перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РоссийскойФедерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнемлекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации),назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счетсобственных средств. Общая сумма вычета, не может превышать 38 000 рублей.
По дорогостоящим видам лечения вмедицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычетапринимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящихвидов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Вычет сумм оплаты стоимости леченияпредоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинскихучреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинскойдеятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов,подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
Указанный социальный налоговый вычетпредоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенныхмедикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей.
Социальные налоговые вычетыпредоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаченалоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончанииналогового периода.
Всоответствии со ст. 220 НК РФ к имущественным налоговым вычетам относятся:
1. суммы, полученные налогоплательщикомв налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированныежилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей вуказанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трехлет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных вналоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственностиналогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей. При продажежилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовыхдомиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся всобственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иногоимущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более,имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученнойналогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Вместо использования права на получениеимущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом,налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов насумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,связанных с получением этих доходов, за исключением реализацииналогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части)в уставном капитале организации налогоплательщик также вправе уменьшить суммусвоих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им идокументально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При реализации имущества, находящегося вобщей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размеримущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящимподпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорциональноих доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества,находящегося в общей совместной собственности).
При реализации акций (долей, паев),полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, срок их нахожденияв собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения всобственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций;
2. В сумме, израсходованнойналогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территорииРоссийской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размерефактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашениепроцентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иныхорганизаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новоестроительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома,квартиры или доли (долей) в них.
Общий размер имущественного налоговоговычета, не может превышать
1 000 000 рублей без учета сумм,направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным откредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованнымналогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территорииРоссийской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Для получения вычетов необходимо будетпредставить письменное заявление, декларацию и соответствующие документы,включая свидетельство о праве собственности.
Повторное предоставлениеналогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящимподпунктом, не допускается.
Если в налоговом периоде имущественныйналоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может бытьперенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Имущественный налоговый вычет, заисключением, операций с ценными бумагами, может быть предоставленналогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении кработодателю, при условии подтверждения права налогоплательщика наимущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемойфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзорув области налогов и сборов.
Налогоплательщик имеет право наполучение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своемувыбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при полученииот налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет,выданного налоговым органом.
Право на получение налогоплательщикомимущественного налогового вычета у налогового агента в соответствии с настоящимпунктом должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика,документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета.
При исчислении налоговой базы всоответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового Кодекса право на получениепрофессиональных налоговых вычетов имеют следующие категорииналогоплательщиков:
1.предприниматели без образования юридического лица и лица, занимающиеся частнойпрактикой, а также лица, выполняющие гражданско-правовые договора дляфизических лиц, в декларациях о доходах, полученных ими от этой деятельности в2001 г. имеют право уменьшить налоговую базу на сумму расходов, непосредственносвязанных с извлечением этих доходов и размеры этих расходов должны бытьдокументально подтверждены.
При включении в декларацию о доходахпредпринимателями затрат, связанных с их деятельностью, являющимисяпрофессиональными вычетами, ст. 221 НК РФ допускается нормативное уменьшениеналоговой базы на 20% доходов, если суммы расходов налогоплательщик не всостоянии подтвердить документами. Эта норма касается только тех лиц, которыезарегистрированы в этом качестве в порядке, установленном Законом РФ от07.12.91 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц,
2) налогоплательщики, получающие доходыот выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правовогохарактера, — в сумме фактически произведенных ими и документальноподтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ(оказанием услуг);
3) налогоплательщики, получающиеавторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иноеиспользование произведений науки, литературы и искусства, вознагражденияавторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактическипроизведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы немогут быть документально подтверждены, то они должны были предоставить понормативам, предусмотренным упомянутой статьей Кодекса (от 20 до 40 % доходов)по заявлениям авторов, поданным налоговым агентам.
При отсутствии налогового агентаналогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получениепрофессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления вналоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончанииналогового периода.
В пределах размеров социальных налоговыхвычетов, установленных статьей 219 настоящего Кодекса, и имущественныхналоговых вычетов, установленных статьей 220 настоящего Кодекса, законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливатьиные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.
В данной главе мной рассмотрен механизмисчисления налога на доходы с физических лиц, дано определение налогоплательщиканалога на доходы физических лиц ими признаются физические лица, являющиесяналоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица,получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиесяналоговыми резидентами Российской Федерации. Определен порядок и сроки уплатыНДФЛ, также рассмотрены ставки налога на доходы в размере 9%,13%, 30%, 35%,определены четыре вида налогового вычета и доходы, не подлежащиеналогообложению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ налога на доходы физическихлиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянномразвитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса РФ налог надоходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новойредакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан,и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.
Вместес тем, по сравнению с экономически развитыми странами в РФ налог на доходыфизических лиц составляет лишь 13,1 % консолидированного бюджета против 60% вСША.
Налог на доходыфизических лиц является главным регулятором доходов населения. Онпредусматривает не только взимание налога, но и предоставление налоговых льгот.Следует отметить, что в нашей стране самая маленькая ставка подоходного налога,13%. Тем не менее, доля собираемости по стране составляет 13,1 % из всехналоговых доходов бюджета, после налога на добавленную стоимость, налога наприбыль предприятий, акцизных сборов.
Это федеральный налог,поэтому его платят практически все категории граждан, получающие, тот или инойдоход, прибыль, в процессе своей трудовой, профессиональной или иной деятельности.
Нестабильная финансоваяобстановка в городе влияет на уменьшение численности коммерческих юридическихлиц. Важную роль играет экономическое состояние страны в целом. Рост инфляциивлечет за собой повышение уровня цен и заработной платы. Стремление населения кполучению больших и стабильных доходов ведет к увеличению малого бизнеса.
Чрезвычайно высокие ставки налогов способствуют ростуинфляции, тормозят развитие деловой активности в результате ослабленияэкономических стимулов. Все большее число предпринимателей пытаются скрыть доходыот налогообложения. В итоге – ухудшение условий финансирования бюджетной,социально-культурной сферы. Но целенаправленные изменения налоговогозаконодательства могут улучшить ситуацию, способны поднять заинтересованностьлюдей в легальном бизнесе, и сдачи достоверных отчетов о результатах своейдеятельности.
Улучшение налогового законодательства должно стать первичнойпроблемой государства, ведь именно от работы налоговых механизмов зависитбюджет страны, регионов и областей. А соответственно и общий уровень экономикистраны.
Налог на доходыфизических лиц занимает одно из главных мест в системе налогов в целом.Во-первых, это федеральный налог, который действует на всей территории РФ.Во-вторых, он обязателен к уплате всеми физическими лицами, получающимикакой-либо доход как на территории РФ, так и за ее пределами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахрин П.И.,Финансы: Учебник для вузов. – М.: «Маркетинг», 2000. – 502с.
2. Горский К.В.Некоторые параметры налоговой реформы//Финансы. – 2004. — №2. – С.28-32.
3. Дмитриева Н. Г. Налогии налогообложение. Ростов.: Феникс,2001. — 416с.
4. ДуканичЛ. В. «Налоги и налогообложение» – Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 328с.
5. Ильин А.В.Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. – 2004.- №7. – С.54-68.
6. Ильин А.В.Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. – 2004. — №4. – С.31-34.
7. Корнетова Е.В.,Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. – СПб.:Питер. – 2003. – 256с.
8. Красноперова О.А.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации с постатейнымиматериалами. Части первая и вторая – М.: ТК Велби, 2003. – 1008 с.
9. Крохина Ю.А.Налоговое право России: Учебник для вузов. – М: Норма, 2003.- 656с.
10. Лыкова Л.Н. Налоги налогообложение в России – М.: Издательство БЕК, 2001. – 384с.
11. Лыкова Л. Н.Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы. – 2002. — №5. – С.13-25.
12. Малис Н.И.Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. – 2004. — №5. – С.12-15.
13. Мещерякова О.В.Налоговые системы развитых стран мира. – М.: Проспект. – 2002. – 342с.
14. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2. – М.: Норма 2005. – 246с.
15. Налоги иналогообложение: Учебное пособие – М.: Юрайт – издательство, 2003.- 635с.
16. Незамайкин В.Н.Налогообложение юридических и физических лиц – М.: Издательство «Экзамен»,2004– 464с.
17. Официальный сайтМинистерства финансов Российской Федерации – www.minfin.ru
18. Пансков В.Налоговый кодекс: Работа продолжается, проблемы остаются имножатся.//Российский экономический журнал. – 2001. — №10. – С.27-33.
19. Петрова Г.В.Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001. – 272с.
20. Петровой Г.В.Комментарий к Налоговому кодексу РФ второй первой — М: НОРМА-ИНФРА. – 2005. –428с.
21. Петрова Г.В.Ответственность за нарушение налогового законодательства: учебное пособие длявузов. – М.: Норма. – 2001. – 212с.
22. Тедеев А.А.Финансовое право: Учебник. – М.: Издательство «Эксмо», 2004. – 480с.
23. Тедеев А.А.Налоговое право РФ: Краткий курс. – М.: Издательство «Эксмо», 2004. – 256с.
24. Толкушкин А.В.Постатейный комментарий к главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации“Налог на доходы физических лиц” по состоянию на 1 апреля 2005г. – М.: Юрайт,2005. — 87с.
25. Черник Д.Г.Основы налоговой системы. – М.: Юнита – Дана, 2002. – 517с.
26. Черник Д.ГОчередной этап налоговой реформы. Налоги. – М.: Юнити, 2001.- 48с.