Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Информационные системы. Автоматизация управления

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Институтменеджмента, маркетинга и финансов
Экономическийфакультет
Контрольнаяработа
Подисциплине: Информационные системы в экономике
Выполнила:_____________________
Проверил(а):______________________
Дата___________________
Оценка_________________
Подпись_________________
Воронеж 2008

1. Информационные системы: основныепонятия и определения
Информационная технология- сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления,хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структурес использованием средств вычислительной техники, или, иными словами,совокупность процессов циркуляции и переработки информации и описание этихпроцессов.
На выбор того или иногоспособа обработки данных в ЭИС влияет очень большое количество факторов,связанных как с самим объектом управления, так и управляющей системой.Количество возможных вариантов построения технологического процесса обработкиданных оказывается довольно значительным. Поэтому с целью облегчения изучения ипроектирования этих процессов целесообразно выделять некоторые классы процессов.
При этом существенноевлияние на классификацию оказывают возможные режимы обработки данных ввычислительных системах (ВС). Целесообразно выделять режимы работы и режимыэксплуатации вычислительных систем.
Режимы эксплуатации вомногом связаны с повышением эффективности работы пользователей. Режимы работы восновном определяют эффективность работы ВС.
Эффективность работы ВСчасто характеризуется ее производительностью. Большое влияние напроизводительность оказывает возможность совмещения в системе работы устройствввода-вывода и центрального процессора. Такую возможность обеспечиваетиспользование в системе многопрограммного режима работы. Наличие несколькихпроцессоров также влияет на повышение производительности. Такой режим работысистемы именуется многопроцессорным.
Полезно рассмотреть инекоторые режимы эксплуатации вычислительной системы. К ним относится режимпакетной обработки (off-line), (объединение нескольких ПП в группу, называемуюпакетом). Для данного режима характерно минимальное вмешательство оператора,высокая эффективность работы ВС, но большие затраты времени на ожиданиерезультата. Ускорение выдачи результата возможно с использованием режима работысистемы, называемого параллельной обработкой или квантованием времени для пакетнойобработки. Т.е. каждой прикладной программе из группы выделяется квант времени,по истечении которого управление передается следующей программе. Это позволяетполучить результаты по коротким программам до окончания обработки всего пакета.
Еще больше увеличиваетскорость ответа системы пользователю возможность непосредственного доступа,осуществляемого в оперативном режиме обработки (on-line). При многопрограммномрежиме работы ЭВМ с использованием квантования времени и режиманепосредственного доступа получается режим, именуемый разделением времени (time-sharing).
Для больших объемовинформации и не критичности времени обработки характерен пакетный режим. Онсочетается с телеобработкой, что обеспечивает более быструю доставку результатовпользователю.
Подготовленные ивведенные в ВС данные в процессе хранения располагаются, как правило, навнешних накопителях информации.
Идеология, положенная воснову организации системы хранения, во многом определяет технологиювнутримашинной обработки данных. Т.е., рост избыточности информационныхмассивов, возрастание суммарного объема архивов данных на МН и соответственнорост машинного времени и численности работников приводят к необходимостиорганизации хранения данных в виде банка данных, что облегчает внесениеизменений в массивы.
Значительная частьинформации подлежит переработке, хранению, передаче, сбору, доведению до пользователей,остальная часть информации поступает извне или вырабатывается внутрипроизводства. Т.е. можно говорить о процессах циркуляции и переработкеинформации (информационных процессах).
Информационная технологиябазируется и зависит от технического, программного, информационного,методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение — это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Видинформационной технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной,автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации.Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными,персональные компьютеры одновременно становятся менее дорогими и,следовательно, доступными для широкого круга пользователей. Компьютерыоснащаются встроенными коммуникационными возможностями. Скоростными модемами,большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса ирукописного текста.
Программное обеспечение,находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения,реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса скомпьютером.
Информационноеобеспечение — совокупность данных, представленных в определенной форме длякомпьютерной обработки.
Организационное иметодическое обеспечение представляют собой комплекс мероприятий, направленныхна функционирование компьютера и программного обеспечения для полученияискомого результата.
Основными свойствамиинформационной технологии являются:
целесообразность,
наличие компонентов иструктуры,
взаимодействие с внешнейсредой,
целостность,
развитие во времени.
Структура информационнойтехнологии — это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязиобразующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорнуютехнологию и базу знаний.
Модели предметной области- совокупность описаний, обеспечивающие взаимопонимание между пользователями:специалистами предприятия и разработчиками.
Опорная технология — совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментальногопрограммного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения ипереработки информации.
2. Объектыавтоматизации в системе организации
В зависимости от роличеловека в процессе управления, форм связи и функционирования звена«человек-машина», распределения информационных и управляющих функций междуоператором и ЭВМ, между ЭВМ и средствами контроля и управления все технологииможно разделить на информационные и управляющие. Информационные технологии,обеспечивающие сбор и выдачу в удобном для обозрения виде измерительную информациюо ходе технологического или производственного процесса, в результатесоответствующих расчетов определяют, какие управляющие воздействия следуетпроизвести, чтобы управляемый процесс протекал наилучшим образом. Выработаннаяуправляющая информация служит рекомендацией оператору, причем основная рольпринадлежит человеку, а машина играет вспомогательную роль, выдавая для негонеобходимую информацию.
Информационные технологиидолжны, с одной стороны, представлять отчеты о нормальном ходепроизводственного процесса и, с другой — информацию о ситуациях, вызванныхлюбыми отклонениями от нормального процесса. Различают два вида информационныхтехнологий:
♦ информационно-справочные(пассивные), которые поставляют информацию оператору после его связи с системойпо соответствующему запросу. В них ЭВМ необходима только для сбора и обработкиинформации об управляемом объекте. На основе информации, переработанной ЭВМ ипредставленной в удобной для восприятия форме, оператор принимает решенияотносительно способа управления объектом. ЭВМ предоставляет широкие возможностидля математической обработки данных (сравнение текущих значений параметров с ихмаксимально и минимально допустимыми значениями, прогнозирование характераизменения контролируемых параметров). В математическое обеспечение ЭВМ входятбиблиотека рабочих программ, каждая из которых выполняет одну или несколькофункций централизованного контроля, и программа-диспетчер, выбирающая для выполненияту или иную рабочую программу. Общение между оператором и ЭВМ ведется в режиме«запрос—ответ».
♦ информационно-советующие(активные), которые сами выдают абоненту предназначенную для него информациюпериодически или через определенные промежутки времени. В этих системах нарядусо сбором и обработкой информации выполняются следующие функции: определениерационального технологического режима функционирования по отдельным технологическимпараметрам процесса, определение управляющих воздействий по всем или отдельнымуправляемым параметрам процесса и т. п.
Эти технологии применяютв тех случаях, когда требуется осторожный подход крещениям, выработаннымформальными методами. Это связано с неопределенностью в математическом описанииуправляемого процесса: математическая модель недостаточно полно описываеттехнологический (производственный) процесс, так как учитывает лишь частьуправляющих и управляемых параметров; математическая модель адекватнауправляемому процессу лишь в узком интервале технологических параметров;критерии управления носят качественный характер и существенно изменяются в зависимостиот большого числа внешних факторов. Неопределенность описания может бытьсвязана с недостаточной изученностью технологического процесса, и реализацияадекватной модели потребует применения дорогостоящей ЭВМ. При большомразнообразии и объеме дополнительных данных общение оператора с ЭВМ строится ввиде диалога.
Промежуточным классоммежду информационной и управляющей технологиями можно считатьинформационно-управляющую систему, которая предоставляет оператору достовернуюинформацию о прошлом, настоящем и будущем состоянии производственной системы.Следовательно, кроме программ сбора и обработки производственной информациинеобходима реализация ряда дополнительных программ статистики, прогнозирования,моделирования, планирования и др.
Управляющая технологияосуществляет функции управления по определенным программам, заранеепредусматривающим действия, которые должны быть предприняты в той или инойпроизводственной ситуации. За человеком остается общий контроль иливмешательство в тех случаях, когда возникают непредвиденные алгоритмамиуправления обстоятельства.
В сфере промышленногопроизводства с позиций управления можно выделить следующие основные классыструктур автоматизированных информационных технологий: децентрализованную,централизованную, централизованную рассредоточенную и иерархическую.Использование технологии с децентрализованной структурой эффективно приавтоматизации технологически не зависимых объектов управления по материальным,энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая технология представляетсобой совокупность нескольких независимых систем со своей информационной иалгоритмической базой. Для выработки управляющего воздействия на каждый объектуправления необходима информация о состоянии только этого объекта.
Централизованнаяструктура осуществляет реализацию всех процессов управления объектами в единоморгане управления, который осуществляет сбор и обработку информации обуправляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системывырабатывает управляющие сигналы.
Основная особенностьцентрализованной рассредоточенной структуры — сохранение принципацентрализованного управления, т. е. выработка управляющих воздействий на каждыйобъект управления на основе информации о состоянии совокупности объектовуправления. Некоторые функциональные устройства технологии управления являютсяобщими для всех каналов системы. Алгоритм управления в данном случае состоит изсовокупности взаимосвязанных алгоритмов управления объектами, которыереализуются совокупностью взаимосвязанных органов управления. Для реализациифункции управления каждый локальный орган по мере необходимости вступает впроцесс информационного взаимодействия с другими органами управления.
С ростом числа задачуправления в сложных системах значительно увеличивается объем переработаннойинформации и повышается сложность алгоритмов управления. В результатеосуществлять управление централизованно невозможно, так как имеет местонесоответствие между сложностью управляемого объекта и способностью любогоуправляющего органа получать и перерабатывать информацию. Кроме того, в такихАИТУ можно выделить следующие группы задач, каждая из которых характеризуетсясоответствующими требованиями по времени реакции на события, происходящие вуправляемом процессе:
• задачи сбора данных собъекта управления (время реакции — секунды, доли секунды);
• задачи экстремальногоуправления, связанные с расчетами желаемых параметров управляемого процесса(время реакции — секунды, минуты);
• задачи оптимизации иадаптивного управления процессами (время реакции — несколько секунд);
• информационные задачи,задачи диспетчеризации и координации в масштабах цеха или предприятия, задачипланирования и др. (время реакции — часы).
Очевидно, что иерархиязадач управления приводит к необходимости создания иерархической системысредств управления. Такое разделение, позволяя справиться с информационнымитрудностями для каждого местного органа управления, порождает необходимостьсогласования принимаемых этими органами решений, т. е. создания над ними новогоуправляющего органа. Кроме того, многие производственные структуры имеютсобственную иерархию. Чаще всего иерархическая структура объекта управления несовпадает с иерархией системы управления. Следовательно, по мере усложнениясистем выстраивается иерархическая пирамида управления.
В многоуровневойиерархической системе управления (например, гибкой производственной системой)выделяют обычно три уровня: уровень управления работой оборудования итехнологическими процессами, уровень оперативного управления ходомпроизводственного процесса и уровень планирования работ. В функции низшегоуровня входят:
♦ сбор и обработкаинформации и непосредственное управление работой оборудования итехнологическими процессами с учетом команд, поступающих с вышестоящего уровня;
♦ фиксация временипростоя оборудования с учетом причин простоя;
♦ контроль засостоянием инструмента и учет его использования; учет числа обработанных деталей;
♦ передачаинформации на уровень оперативного управления. Функциями уровня оперативногоуправления ходом производственного процесса являются:
♦ анализ наличияресурсов для выполнения сформированных заданий;
♦ оперативнаякорректировка режимов отдельных технологических процессов и выдача заданий покоррекции технических устройств низшего уровня; контроль качества изделий;
♦ прием исистематизация информации с управляющих устройств низшего уровня;
♦ координацияработы всех элементов системы в соответствии с полученным заданием; передачаинформации на верхний уровень управления.
Функциями уровняпланирования работ являются:
♦ решение комплексазадач, связанных с управлением и контролем за работой уровня оперативногоуправления;
♦ управлениебиблиотекой управляющих программ для оборудования и технологических процессов;
♦ сбор, обработка ивыдача информации о ходе производственного процесса в системе.
Комплексная автоматизацияохватывает проектирование и производство изделий и обеспечивается совокупностьюавтоматизированных систем. В эту совокупность входят автоматизированные системынаучных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования (САПР),автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСУПП),автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП),автоматизированные системы управления производством (АСУП) и автоматизированныеинформационные технологии управления гибкой производственной системой (АИТУГПС).
3. Методологическиеосновы применения метода имитационного моделирования
Одна из важныхособенностей автоматизации управления — принципиальная невозможность проведенияреальных экспериментов до завершения проекта. Возможным выходом являетсяиспользование имитационных моделей. Сущность метода имитационного моделированиясостоит в построении так называемой имитационной модели исследуемого объекта ицеленаправленном экспериментировании с такой моделью для получения ответов нате или иные вопросы. Говоря о методе имитационного моделирования, как правило,имеют в виду метод, ориентированный на применение ЭВМ, хотя могутиспользоваться любые средства, включая лист бумаги и карандаш.
Другой важный аспект —использование имитационных моделей в процессе эксплуатации информационныхтехнологий управления для принятия решений. Такие модели создаются в процессепроектирования, чтобы их можно было непрерывно модернизировать и корректироватьв соответствии с изменяющимися условиями работы пользователей. Эти же моделимогут быть использованы для обучения персонала перед вводом в действие информационныхтехнологий в эксплуатацию и для проведения деловых игр.
Имитационноемоделирование — это метод исследования, заключающийся в имитации на ЭВМ спомощью комплекса программ процесса функционирования технологии или отдельныхее частей и элементов. Сущность метода имитационного моделирования заключаетсяв разработке таких алгоритмов и программ, которые имитируют поведение системы,ее свойства и характеристики в необходимом для исследования составе, объеме иобласти изменения параметров.
Принципиальныевозможности метода весьма велики, он позволяет при необходимости исследоватьсистемы любой сложности и назначения с любой степенью детализации.Ограничениями являются лишь мощность используемой ЭВМ и трудоемкость подготовкисложного комплекса программ. Методы имитационного моделирования развиваются восновном в направлении исследования степени подобия имитационных моделейреальным системам и разработки, типовых методов и приемов создания имитационныхмоделей.
Различают два подклассасистем, ориентированных на системное и логическое моделирование. К подклассусистемного моделирования относят системы с хорошо развитымиобщеалгоритмическими средствами, широким набором средств описания параллельновыполняемых действий, временных последовательностей выполнения процессов, атакже с возможностями сбора и обработки статистического материала. К подклассулогического моделирования относят системы, позволяющие в удобной и сжатой формеотражать логические и топологические особенности моделируемых объектов,обладающие средствами работы с частями слов, преобразования форматов, записимикропрограмм.
Имитационноемоделирование используется в основном для следующих применений:
• при исследованиисложных внутренних и внешних взаимодействий динамических систем с целью ихоптимизации. Для этого на модели изучают закономерности взаимосвязи переменных,вносят в модель изменения и наблюдают их влияние на поведение системы;
• для прогнозированияповедения системы в будущем на основе моделирования развития самой системы и еевнешней среды;
• в целях обученияперсонала, которое может быть двух типов: индивидуальное обучение оператора,управляющего некоторым технологическим процессом или устройством, и обучениегруппы людей, осуществляющих коллективное управление сложным производственнымили экономическим объектом. В первом случае модель ориентирована на тренировкупсихофизиологических характеристик человека, поэтому модели называются тренажерами.Модели второго типа гораздо сложнее. Они описывают некоторые аспектыфункционирования предприятия или фирмы и ориентированы на выдачу некоторыхтехнико-экономических характеристик при воздействии на входные параметрыуправляющей системы (чаще всего не отдельного человека, а группы людей,выполняющих различные функции управления).
Макетированиепроектируемой технологии и соответствующей части управляемого объектаосуществляется с целью проверки предполагаемых проектных решений. Оно позволяетв наиболее наглядной и понятной заказчику форме продемонстрировать работубудущей автоматизированной технологии, что способствует взаимопониманию исогласованию проектных решений.
Имитационные моделипроизводственных процессов.
Вид моделипроизводственного процесса зависит в значительной степени оттого, является лиона дискретной или непрерывной. В дискретных моделях переменные изменяютсядискретно в определенные моменты имитационного времени. Время может приниматьсякак непрерывным, так и дискретным в зависимости от того, могут ли дискретныеизменения переменных происходить в любой момент имитационного времени илитолько в определенные моменты. В непрерывных моделях переменные процессыявляются непрерывными, а время может быть как непрерывным, так и дискретным взависимости от того, являются ли непрерывные переменные доступными в любоймомент имитационного времени или только в определенные моменты. В обоих случаяхв модели предусматривается блок задания времени, который имитирует продвижениемодельного времени, обычно ускоренного относительно реального.
Истоки зарождениядискретного подхода к построению имитационной модели обычно относят к томувремени, когда возникла идея использовать для решения ряда аналитических задаччисленный метод, суть которого заключается в следующем. Исходя из условийданной задачи, выбирается некоторый случайный процесс, вероятностныехарактеристики которого (вероятности наступления случайных событий,математические ожидания случайных величин и т. п.) равны искомым решениямзадачи. Затем осуществляется многократное воспроизведение (имитация) случайногопроцесса, а полученное множество реализаций последнего подвергаетсястатистической обработке. С появлением ЭВМ получил распространение методМонте-Карло. При этом появилась возможность выборки с помощью ЭВМ случайных чиселпрактически с любым законом распределения и благодаря этому возможность имитациина ЭВМ самых разнообразных случайных процессов. Метод исследования объектов,основанный на таком подходе, получил название метода статистического моделирования.
Возникновениенепрерывного подхода связано с появлением различного рода аналоговыхвычислительных машин и их использованием для решения дифференциальныхуравнений. Таким образом, можно сказать, что непрерывный подход первоначальноприменялся для моделирования непрерывных реальных объектов, функционированиекоторых исчерпывающе описывалось дифференциальными уравнениями.
Непрерывный подход кпостроению имитационных моделей весьма крупных социальных и производственныхобъектов широко развит Дж. Форрестером. Моделируемый объект независимо отдействительного характера его функционирования формализуется (у Форрестера) ввиде непрерывной абстрактной системы, между элементами которой циркулируютнепрерывные потоки той или иной природы. Структура такой системы графическипредставляется в виде так называемой диаграммы (схемы) потоков, например,потоков информации, материалов, заказов, денежных средств, средствпроизводства, людей и т. п. Основными элементами непрерывной системы являютсяабстрактные бункеры (емкости, резервуары) и элементы задержки, которые могутбыть представлены также в виде своеобразных бункеров. Указанные два типаэлементов системы выполняют в принципе те же функции, что и интегрирующие блокии звенья запаздывания (линии задержки) аналоговых вычислительных машин.Характеристикой состояния каждого бункера является объем или уровень,находящегося в нем содержимого того или иного типа (материалы, денежныесредства и др.)- В качестве характеристики воздействия одного элемента надругойвыступает темп потока, циркулирующего между этими элементами.
Имитационные моделипредприятий.
Для имитации сложныхпроизводственных систем требуется создание логико-математической моделиисследуемой системы, позволяющей проведение с нею экспериментов на ЭВМ. Модельреализуют в виде комплекса программ, написанных на одном из универсальныхязыков программирования высокого уровня либо на специальном языкемоделирования. С развитием имитационного моделирования появились системы иязыки, сочетающие возможности имитации как непрерывных, так и дискретныхсистем, что позволяет моделировать сложные системы типа предприятий. Основнымназначением моделей предприятий является их исследование с целью совершенствованиясистемы управления либо обучения и повышения квалификации управленческогоперсонала. При этом моделируется не само производство, а отображениепроизводственного процесса в системе управления.
Эффективная работапользователей с моделью достигается в режиме диалога. Важнейшими условиямиэффективного использования моделей является проверка их адекватности идостоверности исходных данных. Если проверка адекватности осуществляетсяизвестными методами, то достоверность имеет некоторые особенности. Онизаключаются в том, что во многих случаях исследование модели и работу с неюлучше проводить не с реальными данными, а со специально подготовленным ихнабором. При подготовке набора данных руководствуются целью использованиямодели, выделяя ту ситуацию, которую хотят смоделировать и исследовать.
4. Методологическиеосновы теории искусственного интеллекта
Искусственный интеллект внастоящее время применяется во многих областях. В последние годы современныеинформационные технологии совершили резкий скачок вперед, в основном за счетповышения производительности массовых процессоров и удешевления памяти ЭВМ. Этопривело к появлению приложений, в которых воплотились серьезные теоретическиенаработки по искусственному интеллекту.
Основной проблемойисследований в области искусственного интеллекта является построение машинноймодели, которая бы производила сложные преобразования информации, осуществляемыечеловеческим мозгом, включая в частности зрительное распознаваниепространственных сцен, общение на естественном языке, в том числе в форме речи,обучение на опыте, выработку новых понятий, открытие новых свойств и законов,постановку новых задач и нахождение алгоритмов их решения, разработку новых научныхтеорий и т. д.
Идея практическогоприменения исследований в области искусственного интеллекта в виде экспертныхсистем заключается в следующем. Если пока не удается заставить машину тонкоприспосабливаться к проблемной области, самой вырабатывать нужные методыпоиска, находить существенно новые свойства и законы, вырабатывать новыезнания, приобретать новый опыт в изучаемой ею проблемной области, то можновоспользоваться накопленным человеческим опытом, готовыми знаниями, методами,навыками решения задач в некоторой предметной области и заложить их в машину (вее базу знаний). Тем самым будет на время снята проблема накопления машинойопыта, открытия ею новых знаний и останется проблема применения уженакопленного специалистами опыта для вывода знаний с помощью имеющихся средств.
Затем необходиморазработать программу применения этого опыта для решения тех задач, с которымисправляется специалист и при решении которых он не располагает строгими математическимиалгоритмами в силу неформализованности соответствующих знаний, отсутствияточных математических моделей. Речь идет о том опыте, который специалист можетвыразить словами в терминах данной предметной области, в виде либо некоторых общихвысказываний и правил, либо описания конкретных примеров, образцов решений идействий в различных конкретных ситуациях. Такие знания называютсявербализуемыми. Но у человека вырабатывается и другой опыт, не описываемыйтерминами исследуемой предметной области. Этот опыт представляется в некоторойсистеме формирующихся у человека связей, образов, интуитивных предчувствий,предвидений, предпочтений, неосознаваемых реакций и т. п. Он не сформирован вчетко осознаваемые человеком правила, связи, принципы, эмпирические законы.
По-видимому, описаниеподсознательного опыта следует проводить в другом языке — не в терминахвнешнего поведения человека при обработке им информации, а в терминах нейронныхструктур человеческого мозга и их связей, обеспечивающих самоорганизацию и специализациюпоисковых механизмов. Поэтому предметная область для экспертных систем должнабыть такой, чтобы опыт, который не удается вербализовать, не играл главенствующуюроль при решении задач, как, например, в задачах оценки произведений искусства,в процессах художественного творчества, дегустации и т. п.
На этапе созданияэкспертных систем первого поколения в них применялись наиболее проработанныефрагменты еще далеких от завершения исследований в области искусственногоинтеллекта. При этом из-за недостаточности научных знаний о том, как заставитьмашину приобретать знания и опыт, использовался накопленный человечествомнаучный потенциал и практический опыт; из-за недостаточности научных знаний отом, как передать машине ту часть человеческого опыта, которая не поддаетсясловесным описаниям, пришлось передавать машине только опыт, поддающийся вербализации.Наконец, из вербализуемых знаний использовались в основном только так называемыеповерхностные, эмпирические знания, получаемые в результате обобщения внешнегоповедения исследуемых объектов, без учета их внутренней природы, внутреннихзаконов функционирования, глубоких причинно-следственных связей. Представлениеже глубинных знаний, а также приведение индуктивных выводов, обучение на опыте,открытие новых свойств, законов и другие сложные интеллектуальные действиявключаются в разработку экспертных систем второго и последующих поколений. Темне менее уже разработанные экспертные системы находят применение в самыхразнообразных областях науки, техники, производства, культуры.

Список используемойлитературы
Емельянова Н.З. «Основы построенияавтоматизированных информационных систем: учебное пособие» / Н.З. Емельянова,Т.Л. Партыка, И.И. Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – 412 с.
Ильина О. П. «Информационныетехнологии бухгалтерского учета» / О. П. Ильина – СПб: Питер, 2001 – 688 с.
Филимонова Е. В. «Информационныетехнологии в профессиональной деятельности: учебник» / Е.В. Филимонова – Ростовн/Д: Феникс, 2004 – 352 с.
«Информационные технологии в Управлениипредприятием» – Крылович А.В. – www.cfin.ru/itm/kis/.
«Основные факторы риска при внедренииучетно-управленческих систем класса ERP на российских предприятиях» – ВасилийКашкин, Юлиана Петрова – Аналитический отчет «РА Эксперт» – 2003 – 28 с.
«Экономика информационных систем: отснижения затрат к повышению отдачи» – Кирилл Скрипкин – «Директоринформационной службы» (№6, 2003).
«Экономическая эффективностьинвестиций в ИТ: оптимальный метод оценки» – Юрий Ипатов, Юрий Цыгалов –«Планета КИС» (№1, 2004).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.