Содержание
Введение
1Теоретические основы разработки финансовой политики на предприятии
1.1 Целифинансовой политики на предприятии
1.2Организация системы финансового планирования деятельностью предприятия
1.3 Основные направленияразработки финансовой политики на предприятии
2 Анали финансовогосостояния на предприятии «ООО Флорида»
2.1 Краткаяорганизационно-экономическая характеристика предприятия «ООО Флорида»
2.2 Анализфинансово-экономического состояния на предприятии «ООО Флорида»
2.3 Анализ учетнойполитики
2.4 Анализ кредитнойполитики предприятия
2.5 Анализ управленияоборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью
3 Мероприятия посовершенствованию финансового планирования на предприятии
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложения
Введение
Финансы занимают особое место вэкономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегдавыступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражаютформирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектовхозяйственной деятельноcти сферы материального производства, государства иучастников непроизводственной сферы.
В современных условиях формы финансовых отношений претерпеваютсерьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в Россиипредполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий,их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитиеконкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но ифинансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системыфинансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовыхотношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходовна предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны спредпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательскойдеятельности.
В современных условияхрыночных отношений возникает объективная необходимость финансовогопланирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящихрезультатов на рынке.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что цельюразработки финансовой политики предприятия является построение эффективнойсистемы управления финансами, направленной на достижение стратегических итактических целей его деятельности.
Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговойполитики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования ииспользования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства,увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).
Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные вфинансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению спомощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляетсистему управления финансами.
Цель курсовой работы состоит в исследовании финансовой политикипредприятия, как инструмента, необходимого для управления финансамипредприятия.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставленыследующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы финансовой политики напредприятии;
— провести анализ финансовой политики предприятия на примере ООО«Флорида»;
— предложить мероприятия по совершенствованию финансовогопланирования на предприятии.
Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Флорида»,являющиеся производителем мебели. ООО «Флорида» также реализует изготовленнуюмебельную продукцию в розничную сеть.
Предметом исследования является финансовая политика предприятия иизучение основных направлений разработки финансовой политики в современномпредприятии.
Курсовая работа состоит из введения, первой главы – теоретической,второй главы – аналитической, третьей главы, заключения, списка использованнойлитературы и приложений.
1 Теоретические основы разработки финансовойполитики на предприятии
1.1 Цели финансовойполитики на предприятии
Любое предприятие для осуществления своих функций и достиженияопределенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль вреализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовуюполитику, являющуюся составной частью экономической политики предприятия,осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитиепредприятие.[19]
Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельностипредприятия, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональноераспределение и эффективное использование для осуществления предприятием егофункций.
Предприятие является главным субъектом проводимой финансовой политики.Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития наперспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяетсредства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики,рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, какправило, крупномасштабных задач.[2]
Финансовая политика – это методы решения финансовых задач наважнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовойполитики взаимосвязаны.
Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагаютсобственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовуюполитику.
Финансовая политика предприятия – это совокупность методовуправления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование,рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.[4]
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовомотношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.
Целью разработки финансовой политики предприятия являетсяпостроение эффективной системы управления финансами, направленной на достижениестратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики напредприятии являются:
оптимизацияструктуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
максимизацияприбыли;
достижениепрозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности предприятия;
обеспечениеинвестиционной привлекательности предприятия;
использованиепредприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческиекредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждогопредприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики,возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.[9]
Одним из основных направлений развития финансовой политикипредприятия является разработка учетной политики предприятия.
1.2 Организация системыфинансового планирования деятельностью предприятия
Планирование деятельности предприятий являетсяважной предпосылкой свободного производства и предпринимательства,распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиямхозяйствования предприятие обрело возможность самостоятельно планировать своюдеятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы, предвидетьнеблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски, предусматривать мерыпо их снижению.[12]
Сущность внутрифирменного планирования в рыночнойэкономике заключается в научном обосновании целей развития, форм хозяйственнойдеятельности, выборе наилучших способов их осуществления, выполнения работ иоказания услуг и установления таких показателей их производства, распределенияи потребления, которые при полном использовании ограниченных производственныхресурсов могут привести к достижению прогнозируемых результатов.
Финансовое планирование является составной частьювнутрифирменного планирования и финансового механизма управления. Последнийпредставляет собой систему действий финансовых рычагов, выражающуюся ворганизации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов, иструктурно состоит из пяти взаимосвязанных элементов: финансовый метод,финансовый рычаг, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Под планированием, как правило, понимается процессразработки и принятие целевых установок в количественном и качественномвыражении, определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовоепланирование призвано соизмерять намечаемые затраты для осуществлениядеятельности с реальными возможностями, достигая материально-финансовойсбалансированности; увязывать все экономические показатели работы предприятия,основные разделы внутрифирменного плана. Оно оказывает воздействие на всестороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектовфинансирования, направлений использования финансовых средств, тем самымспособствуя рациональному использованию трудовых, материальных и денежныхресурсов. По сути, это управление процессами создания, распределения ииспользования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся вдетализированных финансовых планах.[14]
Использование финансового планирования нароссийских предприятиях ограничивается действием ряда факторов: высокойстепенью неопределенности на российском рынке, связанной с глобальнымиизменениями во всех сферах общественной жизни; незначительной долейпредприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществлениясерьезных финансовых разработок; отсутствием эффективной нормативно-правовойбазы отечественного бизнеса.
В этих условиях эффективное финансовоепланирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим значительнымисредствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способныхвести широкомасштабную плановую работу.
Процесс финансового планирования включаетнесколько этапов. Вначале анализируются финансовые показатели за предыдущийпериод. Западные компании используют для этого, как правило, внутренний баланс,включающий наиболее достоверную информацию (внешний баланс, обычно составляемыйдля публикации, содержит заниженные данные по прибыли). Затем составляются:прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств,осуществляется прогнозирование последствий текущих решений. Далее уточняются иконкретизируются прогнозные финансовые документы посредством составлениятекущих финансовых планов, т. е. обосновывается выбранный вариант из рядавозможных решений. На последнем этапе осуществляется оперативное планирование.
Главная цель финансового планирования — определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов наоснове планирования финансовых показателей, целесообразных направлений ихрасходования в плановом периоде.[21]
Эффективность финансового планирования зависит отряда условий. Прежде всего, финансовые планы должны быть составлены на основеточных прогнозов динамики определяющих факторов. При этом прогнозирование можетосновываться на исторической информации либо полученной на основе использованияаппарата математической статистики, результатов моделирования, экспертныхоценок и т. д. Важны также выбор оптимального варианта финансового плана наоснове получения альтернатив и контроль за реализацией финансового плана вжизнь, детализация долгосрочных планов в текущих.
Основными задачами финансового планирования напредприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами; определениенаправлений эффективных вложений капитала, оценка его использования; выявлениевнутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; рационализация отношений сбюджетами, банками, страховыми компаниями и организациями; соблюдение интересовакционеров и других инвесторов; контроль за финансовым состоянием,платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
В основе финансового планирования лежат такиетехнологические принципы, как приобретение текущих активов (оборотных средств),которое осуществляется за счет краткосрочных источников, а для проведениямодернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источникифинансирования; постоянная потребность в рабочем капитале в прогнозируемомбалансе предприятия сумма оборотных средств, превышающая сумму егократкосрочных задолженностей (определенная часть оборотных средств должнафинансироваться из долгосрочных источников, что снижает риск появления дефицитаоборотных средств); избыток денежных средств. В случае, когда он превышаетнекоторое пороговое значение, можно прибегнуть к покупным высоколиквиднымценным бумагам.[12]
Заметим, что важен не только конечный результатфинансового планирования (финансовый план), но и сам процесс его разработки, входе которого финансовый менеджер рассматривает совокупный эффектинвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений, изучает угрозыкомпании, разрабатывает стратегии их устранения.
Финансовое планирование подразделяется наперспективное, текущее (годовое) и оперативное. Перспективное, охватывающеепериод до трех лет (может меняться в зависимости of экономическойстабильности, возможностей прогнозирования), определяет важнейшие показатели,пропорции, темпы расширенного воспроизводства. Оно включает разработкуфинансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности.
Финансовая стратегия включает определениедолгосрочных целей финансовой деятельности и выбор эффективных способов ихдостижения. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегииразвития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
Период реализации стратегии зависит от рядафакторов, к основным из которых относятся динамика макроэкономическихпроцессов, тенденции развития отечественного и мировых финансовых рынков,отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельностипредприятия, факторы риска.
/>В соответствии сфинансовой стратегией определяется финансовая политика предприятия поконкретным направлениям финансовой деятельности: налоговому, амортизационному,дивидендному, эмиссионному и т. д.[1]
Перспективное планирование представляет собойпредвидение возможных изменений и разработку альтернативных финансовыхпоказателей и параметров, использование которых позволяет определить один извариантов финансового развития с учетом спрогнозированных тенденций.
В свою очередь, прогноз является результатом анализаи обобщения информации с последующим моделированием вариантов развития ситуациии финансовых показателей. При этом предполагается, что основные параметры,показатели деятельности предприятия относительно стабильны на достаточнодлительных временных промежутках.
На основе полученных в результате перспективногопланирования прогнозов отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств,бухгалтерского баланса оценивается финансовое положение предприятия на конецпланируемого периода.
Исходя из прогнозируемых прибылей и убытков,рассчитывается величина ожидаемой прибыли. По методу «издержки — объем –прибыль» (CVP — анализ), определяются объемы продаж продукции, обеспечивающиебезубыточность производства; размеры желаемой прибыли. Создаются необходимые предпосылкидля повышения уровня гибкости финансовых планов за счет маневра ценовымифакторами, объемами продаж и т. д.[4]
Прогноз движения денежных средств позволяетфинансовым менеджерам оценить эффективность использования предприятиемфинансовых средств, определить их источники, необходимые объемы, синхронностьих поступления и расходования.
Прогноз бухгалтерского баланса фиксируетстатистическое состояние финансового равновесия предприятия.
Текущее планирование представляет собойконкретизацию прогнозов по перечисленным направлениям. Разработка планаприбылей и убытков включает несколько этапов, на первом рассчитывается суммаамортизационных отчислений. На втором — сумма затрат традиционным способом (наоснове нормативов расходов сырья и материалов, на оплату труда работников инакладных) либо по центрам ответственности (последний в современных условияхполучает все более широкое распространение). Центром ответственности являетсяподразделение предприятия, руководителю которого делегирована ответственностьза уровень и динамику издержек данного подразделения.
Планирование по центрам ответственности опираетсяна использование матрицы затрат, которая включает размерность центраответственности (где произведены затраты); производственной программы(назначение затрат); элемента затрат (вид используемого ресурса).
На третьем этапе определяется выручка отреализации продукции: выручка за предыдущий период корректируется с учетомизменений объема, ассортимента и цен на реализуемую продукцию при условиисоответствия выпускаемой продукции платежеспособному спросу.
Годовой план движения денежных средств сразбивкой по кварталам, месяцам напрямую отражает действительное их движение,притоки и оттоки денежных средств по всем направлениям деятельности, чтопозволяет контролировать реальность поступления средств, обоснованностьрасходов, определять потребности в заемных средствах.
Заключительным документом финансового планаявляется бухгалтерский баланс, отражающий все изменения в активах и пассивах врезультате запланированных мероприятий, состояние имущества и финансовпредприятия.[8]
Данные об изменении материальных активов берутсяиз долгосрочного плана финансирования; размеры запасов — из планов производстваи снабжения; основой планирования стоимости основных средств являютсяинвестиционные проекты.
Оперативное финансовое планирование осуществляетсядля контроля за поступлением средств на расчетный счет, расходованиемфинансовых ресурсов и включает составление платежного календаря, кассового икредитного плана.
1.3 Основные направления разработки финансовойполитик на предприятии
К основным направлениям разработки финансовой политики предприятияотносятся:
— анализ финансово-экономического состояния предприятия;
— разработка учетной и налоговой политики;
— выработка кредитной политики предприятия;
— управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторскойзадолженностью;
— управление издержками, включая выбор амортизационной политики.[5]
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятиятрудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строитсяразработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показателиквартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализосуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когдаеще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составленияпояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализафинансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всехнаправлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественноон проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. качествосамого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверностиданных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающегоуправленческое решение в области финансовой политики.
Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетностицелесообразно провести аудиторскую проверку специализированной организацией.При этом следует учитывать, что постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системепоказателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская(финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”определены условия, при которых аудиторская проверка является обязательной.Результаты аудиторской проверки следует учитывать при проведении анализафинансово-экономического состояния предприятия.
В то же время следует постоянно повышать квалификацию работников,ответственных за принятие управленческих решений как в области финансовогопланирования и формирования бюджетов предприятия и его структурныхподразделений, так и в других областях деятельности предприятия. При этомосновное внимание следует уделить не столько методам финансового анализа,сколько способам анализа его результатов и методам выработки управленческогорешения.[7]
Основными компонентами финансово-экономического анализадеятельности предприятия являются:
— анализ бухгалтерской отчетности;
— горизонтальный анализ;
— вертикальный анализ;
— трендовый анализ;
— расчет финансовых коэффициентов.[14]
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучениеабсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.
В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяются составимущества предприятия, его финансовые вложения, источники формированиясобственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями,определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализациии размер прибыли.
При этом следует сравнить фактические показатели отчетности сплановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателейбухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.
Наиболее распространенными методами горизонтального анализаявляются:
— простое сравнение статей отчетности и анализ их резкихизменений;
— анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениямидругих статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когдаизменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменениюдругого показателя.
Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного весаотдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующегосравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоненийпоказателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такиекак эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерскойотчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровеньдиверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.[10]
Показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработкифинансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей, посколькуони являются основой для оценки деятельности предприятия внешнимипользователями отчетности, такими как инвесторы, акционеры и кредиторы:
— общий коэффициент покрытия;
— коэффициент срочной ликвидности;
— коэффициент ликвидности при мобилизации средств;
— соотношение заемных и собственных средств;
— коэффициент обеспеченности собственными средствами;
— коэффициент маневренности собственных оборотных средств;
— рентабельность чистых активов по чистой прибыли
— рентабельность реализованной продукции;
— коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
— коэффициент оборачиваемости собственного капитала.[11]
Для предварительной оценки финансово-экономического состоянияпредприятия вышеприведенные показатели следует разделить на первый и второйклассы, имеющие между собой качественные различия.
В первый класс входят показатели, для которых определенынормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовойустойчивости. При этом как снижение значений показателей ниже нормативных, таки превышение, а также их движение в одном из названных направлений следуеттрактовать как ухудшение характеристик анализируемого предприятия.
Информационной базой для проведения углубленного финансового анализаслужит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формыбухгалтерского учета предприятия.
Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведениябухгалтерского учета обязательного для всех предприятий в соответствии с Положениемпо бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/94), утвержденнымприказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г. № 100“Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политикапредприятия” (зарегистрировано в Минюсте России 8 августа 1994 г., рег. № 658).
В связи с этим целесообразно на основании проведенного анализафинансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положенийучетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависитколичество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды,структуры баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.[20]
При определении учетной политики у предприятия существует выбор,который касается, главным образом, методов списания сырья и материаловпроизводства, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов,методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускореннойамортизации, варианты формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.
Наибольший эффект оптимизации учетной политики дает на этапемаркетинговых исследований конкретных видов продукции, планирование новых производстви участков, технологических схем и создание новых структур.
В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуетсяпровести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных изаемных средств.
На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточностисобственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случаепринимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективностьразличных вариантов.
В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и придостаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капиталаповышается в результате того, что эффект вложения средств может бытьзначительно выше, чем процентная ставка.
Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятиюцелесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредитапроцентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору,а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложенияприбыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в томслучае, если кредит взят в валюте.
Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этомследует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выводы изатраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, таки через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспеченияих погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств.Финансовой службе предприятия рекомендуется:
— рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии — возможную выгоду от привлечения);
— правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличиелицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета — сложным процентом илипростым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценныхбумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
— составить план погашения заемных средств и расчетов процентнойсуммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.[16]
Управление оборотными средствами (денежными средствами),дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другимисредствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), атакже решение вопросов по этим проблемам требует значительного количествавремени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблемауправления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности(стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторскойзадолженности).
Финансовой службе предприятия целесообразно постоянноконтролировать отчетность сроков финансирования активов.
В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторскойзадолженности с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующиемероприятия:
— принятие решения о замене неденежных форм расчетов;
— рассмотрение возможности реструктуризации задолженности поплатежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды.[19]
В целях управления издержками и выбора амортизационной политикирекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которыедают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а такжеуровня рентабельности. При разработке учетной политики предприятиярекомендуется выбрать такие методы как калькулирования себестоимости, которыеобеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержекпроизводства, уровне постоянных и переменных затрат, доля коммерческихрасходов.
Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализструктуры издержек производства, производя сравнения с различного рода базовымиданными и изучая природу отклонений от них.
При разработке учетной политики службам, осуществляющимпланирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следуетправильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектамикалькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов насебестоимость реализованной продукции.
В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работыи повышения качества принимаемых финансово-экономических решений четко определитьи организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:
— переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаютсяпропорционально объему производства. Эти расходы на закупку товаров,потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионые и другиерасходы;
— постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственнос изменением объема производства. К таким затратам относятся амортизационныеотчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппаратауправления, административные расходы и др.;
— смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменой части. Ктаким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования,почтовые и телеграфные расходы и др.[6]
Следует провести определенную границу между переменными ипостоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергиюможет быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемовпроизводства, так и постоянная, связанная, например, с освещением помещений,работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководствупредприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при случаерешения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведенияуглубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущийфункционально-стоимостный анализ и функционально-стоимостный анализ на будущиепериоды).
Большую роль при формировании финансовой политики предприятияиграет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить методускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценкуосновных фондов с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам,что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущества, а,следовательно, на уровне внереализационных расходов. Кроме того, суммаамортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.
Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутыхгрупп затрат и разработке амортизационной политики является бухгалтерскиегруппировочные ведомости по учету затрат, журналы-ордера, отчеты структурныхподразделений.[4]
2 Анализ существующей финансовой политики напредприятии «ООО Флорида»
2.1 Краткая организационно-экономическаяхарактеристика предприятия ООО «Флорида»
Фирма «ООО Флорида» была образована изарегистрирована в 2001 году по адресу: Алтайский край, город Барнаул, улицаСоветской Армии, 169. Фирма имеет правовой статус – Общество с ограниченнойответственностью (ООО «Флорида»). Главным учредительным документом ООО«Флорида» является Устав, который был утвержден 8 ноября 2001 года. Своюдеятельность (Выпуск кресел и стульев) предприятие осуществляет на основеутвержденного Устава. Общая площадь предприятия составляет 1000м2.Несмотря на короткий срок существования, ООО «Флорида» прошло уже два важныхэтапа развития – это:
Первый этап – основание данного общества, тоесть зарождение фирмы, ее становление и т.д.
Второй этап – развивающийся, то есть наданном этапе развивается управленческая деятельность фирмы, деятельность повыпуску продукции, растет производительность труда, улучшается качествовыпускаемой продукции, а также увеличивается объем ее производства иреализации, как следствие этого увеличивается прибыль предприятия.
На данный момент фирма находится на третьемэтапе, который называется переходным. Суть этого этапа состоит в том, чтопредприятие должно перейти от развивающегося этапа к развитому.
«ООО Флорида» находится в руках следующихруководителей:
1) генеральный директор фирмы КрыловАлександр Сергеевич 1968 года рождения, имеет высшее экономическое образование,стаж работы более 15 лет;
2) заместитель директора Гильд АлексейЭдманович 1961 года рождения, имеет высшее экономическое образование, опытработы в данной сфере.
Несмотря на короткий срок своегосуществования, благодаря своевременному выполнению обязательств передпартнерами о фирме «Флорида» на рынке товаров и услуг сложилось впечатлениеплатежеспособного предприятия, с которым сотрудничают многие крупные компании.Таковыми являются: ЧП «Надежда», ООО «Каштан», ОАО «Евромебель» и др.Сотрудничество с данными предприятиями планируется продолжить, так как оноустраивает как одну, так и другую сторону.
ООО «Флорида» за четыре года своегосуществования накопило следующие активы – это здания, оборудование,транспортные средства, вычислительная техника всех видов и классов,производственный, хозяйственный инвентарь, земельные участки и т.д.
Основными источниками получения прибыли ООО«Флорида» является прибыль от реализации мебельной продукции на рынкег.Барнаула и всего Алтайского края. ООО «Флорида» осуществляет продажу мебели врозничную сеть.
«ООО Флорида» является рентабельнымпредприятием, так как в 2005 году уровень рентабельности составил 3,53%.Поэтому данной организации выгодно осуществлять свою деятельность на рынке, тоесть выпускать и реализовывать свою продукцию. Ассортимент продукции оченьразнообразен (кресло, кресло-кровать, кресло-качалка, офисные стулья и т.д.).
Продукция изготавливается извысокотехнологических средств западных производителей, при помощи новейшихтехнологий, а следовательно является экологически чистой, имеет высокоекачество, доступную цену и пользуется большим спросом у потребителей.
У фирмы имеются постоянные поставщики,которые своевременно поставляют нужное сырье для изготовления продукции
Основными поставщиками сырья и материаловдля изготовления продукции являются:
«ООО Вилионист», «ООО Атриум», «ЗАО Стиль»,ЧП «Виктория».
Основными покупателями выпускаемой продукцииявляются мебельные салоны «Интерьер-Мебель», «Ксения», «Антуриум». ООО«Флорида» реализует покупателям высококачественную продукцию по доступнымценам, в свою очередь вышеперечисленные предприятия являются постояннымиклиентами «ООО Флорида». Благодаря успешному сотрудничеству фирма сталаизвестной на рынке товаров. Она зарекомендовала себя как хороший партнер ивысококачественный производитель.
Конкурентами предприятия являются ОАО«Звезда», ООО «Алтис» и др. Они существуют на рынке довольно долго и поэтомуявляются сильными конкурентами, а так же занимают на рынке лидирующие позиции.
Для реализации продукции фирма используеттрехуровневую сбытовую сеть:
Производитель – Посредник – Покупатель.
Экономическая характеристика деятельности торгового предприятияООО «Флорида» представлена в таблице 2.1. Источником для анализа финансовогосостояния является бухгалтерский баланс и форма №2 – Отчет о прибылях иубытках.
Таблица 2.1.
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельностипредприятия ООО «Флорида»Показатели Усл. обознач. 2004 год 2005 год Отклонение (+;-) 2005 год в % к 2004 году Розничный товарооборот, тыс. руб. Т 38042,5 43325,5 +5283 113,9 Численность работников, чел. Ч 41 42 +1 102,4
Производительность труда одного работника, тыс. руб./чел.
ФЗП
— сумма тыс. руб.
ПТР
ФЗП
927,9
897,9
1031,6
898,8
+103,7
0,9
111,2
100,1 — уровень, % УФЗП 2,4 2,1 -0,3 - Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб.
СР.ГОД.
ЗП 21,9 21,4 -0,5 97,7 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
СР.ГОД.
ОФ 729,05 768,4 +39,4 105,4 Фондоотдача, тыс.руб./1 руб. ОФ Фот 52,2 56,4 4,2 108,0 Фондовооруженность труда одного работника, тыс.руб./чел. Фв 17,8 18,3 +,05 102,8 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.
СР.ГОД.
ОС 6462,8 6607,5 +144,7 102,2 Время обращения оборотных средств, дни ОСв.об. 62 56 -6 90,3 Оборачиваемость оборотных средств, обороты ОСоб 5,9 6,6 +0,7 111,86 Издержки обращения — сумма, тыс. руб. ИО 6413,1 6924,3 +511,2 108,0 — уровень, % УИО 16,9 16,0 -0,9 - Чистая прибыль, тыс.руб. ЧП 1951,7 2116,0 +164,3 108,4 Рентабельность конечной деятельности, % Rкд 5,1 4,9 -0,2 - Показатель эффективности использования торгового потенциала ЭФТП 21,60 24,29 +2,69 112,45 Показатель эффективности финансовой деятельности ЭФФД 1,11 1,19 +0,08 107,21 Показатель эффективности трудовой деятельности ЭФТД 42,37 48,2 +5,83 113,76 Затратоотдача, тыс.руб. Зо 5,93 6,26 +0,33 105,56 Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности IХД 10,05 11,17 +1,12 111,14
По данным таблицы 2.1, можно сделать вывод, что торговоепредприятие ООО «Флорида» работает достаточно эффективно. Интегральныйпоказатель хозяйственной деятельности в 2005 г. по сравнению с 2004 г.увеличился с 10,05 до 11,17., т.е. увеличение произошло на 1,12, или на 11,14%благодаря повышению показателя эффективности торгового предприятия на 2,69, или12,45 %. Анализ показал, что по предприятию наблюдается рост розничноготоварооборота на 13,9 %. Прирост розничного товарооборота был обеспечен за счетповышения производительности труда работников и увеличения фондоотдачи.
Для того, чтобы узнать, как интенсивно развивается торговоепредприятие в целом, рассчитывается показатель темпа интенсивности:
Тинт = (113,9% * 111,86% * 108,0%) / (96,08% * 102,2% * 105,4%) *100%, отсюда Тинт = 132,95%.
Значит, что предприятие активно развивается и это видно из расчетатемпов интенсивности – они увеличиваются.
Для общей оценки уровня экономического развития анализируемогопредприятия рассчитаем показатель темпа его экономического роста:
Тэр = 5√113,9% * 111,86% * 108,0% * 105,56% * 100,1%,
отсюда, Тэр = 107,77%.
Темп экономического роста ООО «Флорида» составил 107,77%, т.е.есть тенденция к дальнейшему росту и развитию предприятия.
Для повышения эффективности хозяйственной деятельности необходимо,чтобы темпы роста показателей возрастали в таком же ритме.
Использование различных подходов при проведении комплексногоэкономического анализа позволяет более глубоко и детально изучить деятельностьторгового предприятия, что ведет как эффективному использованию имеющихсяресурсов, так и к выявлению неиспользованных резервов. Результаты комплексногоэкономического анализа является базой для принятия обоснованных управленческихрешений. Поэтому в условиях рыночных отношений и хозяйственнойсамостоятельности торговое предприятие не может эффективно функционировать безхорошо налаженной аналитической работы.
2.2 Анализ финансово-экономического состояния напредприятии «ООО Флорида»
Финансовое положение «ООО Флорида» характеризуется размещением ииспользованием средств (активов) и источниками их формирования — собственногокапитала и обязательств, т.е. пассивов. Эти сведения предоставлены в форме № 1«Бухгалтерский баланс» (приложение № 1). По данным формы № 1 за 2005 год можносделать следующие выводы:
1. Общая стоимость имущества возросла за отчетный период на 52000рублей, что свидетельствует о развитии хозяйственной деятельности предприятия;
2. Увеличение стоимости оборотных средств на 250,7 тыс. руб.произошло за счет увеличения запасов на 130,3 тыс. рублей и увеличение наиболееденежных средств в кассе и на расчетных счетах предприятия.
3. Доля кредиторской задолженности поставщикам и др. увеличиласьне намного – 51,9 тыс. руб..
В целом наблюдается высокая автономия предприятия — высокийудельный вес собственного капитала и низкая степень использования заемных средств.
Расчет показателей платежеспособности приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расчет показателей платежеспособностиПоказатели 2004 г. 2005 г. Изменение в 2002 г. к 2000 г. (+,-) 1. Денежные средства, руб. 821,0 894,0 -73 2. Дебиторская задолженность, руб. 315,5 354,6 -39,1 3. Запасы и затраты (без расходов будущих периодов), руб. 5349,8 5480,1 -130,3 4. Краткосрочные обязательства, руб. 540,9 610,5 -69,6 5. Коэффициент абсолютной ликвидности ((1 стр+2стр)/4стр) 2,1 2,04 +1,61 6. Промежуточный коэффициент покрытия ((1стр+2стр+3стр)/4стр) 11,99 11,02 +3,48 7. Общий коэффициент покрытия ((1стр+2стр+3стр-4стр)/4стр) 12,99 12,02 +4,48 8. Удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств, (3стр/4стр)*100% 9,89 8,98 +1,87
Согласно данным, представленным в таблице 2.2 за период с 2004 по2005 гг. произошло снижение показателей платежеспособности предприятия,связанное с увеличением удельного веса запасов и затрат в сумме краткосрочныхобязательств на 1,87%. В связи с этим коэффициент абсолютной ликвидностиуменьшился в 2 раза, а промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициентпокрытия на 0,2.
2.3 Анализ учетной политики
Общий анализ учетной политики предприятия в частиформирования финансового результата и использования прибыли (методопределения выручки от реализации, способ учета курсовых разниц, созданиерезервов и фондов специального назначения) проведен на основании Учетнойполитики «ООО Флорида» (Приложение 2).
Для обеспечения сохранности имущества, соблюдения законности и целесообразностифинансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетныхданных в организации создается система внутрихозяйственного контроля(разделение функций по ведению бухгалтерского учета, установлениеответственности каждого работника организации, система утверждений,использование бланков строгой отчетности, организация хранения ценностей,проверки, повышение квалификации работников, организация внутреннего аудита ислужбы информационной безопасности).
Форма бухгалтерского учёта, применяемая в хозяйстве,журнально-ордерная. К недостаткам ведения бухгалтерского учёта на предприятиинеобходимо отнести то, что отсутствуют бланки журналов-ордеров. Бухгалтеразатрачивают рабочее время на приспособление бланков других документов. Журналы-ордеразаполняются на основании первичных или сводных документов. В журнале-ордереотражаются обороты по кредиту. Обобщающим регистром является главная книга, вней собираются обороты по дебету.
На предприятии весь учёт ведётся на основании общепринятого планасчетов и инструкции по его применению. Рабочий же план счетов неразрабатывается.
График документооборота, как реально оформленный документ,отсутствует. Раньше он составлялся в хозяйстве, но сейчас в его документальномоформлении не видят надобности, так как все работники бухгалтерии знают егонаизусть.
Приказ о формировании учётной политики в бухгалтерии предприятиятакже отсутствует как документ. Но главный бухгалтер хозяйства формирует пунктыприказа. Необходимо устранить этот недостаток в работе бухгалтерии и свести всеположения, которыми руководствуются бухгалтера, в приказ об учётной политике,утверждённый руководителем хозяйства.
Составление отчётных документов производится в соответствии сграфиком предоставления отчётности.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственныхопераций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путемсплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование полной и достоверной информации о хозяйственныхпроцессах и результатах деятельности организации;
-обеспечение контроля за наличием и движением имущества,использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
-своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственнойдеятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несетруководитель организации.
Главный бухгалтер организации обеспечивает контроль и отражение насчетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативнойинформации в установленные сроки по схеме документооборота.
Главный бухгалтер организации подписывает совместно сруководителем организации документы, служащие основанием для приемки товарно –материальных ценностей, денежных средств, расчетно-кредитных и финансовыхобязательств.
Главный бухгалтер организации не имеет права принимать кисполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательствуи нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
В организации не относятся к основным средствам, а относятся кМБП, средства стоимостью за единицу на дату приобретения ниже 50-кратногоразмера установленного законодательством Российской Федерации минимальногоразмера месячной оплаты труда.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисленияизноса (амортизации) по ним.
При этом амортизационные отчисления по основным средствампроизводятся по стандартным нормам.
Стоимость МБП, находящихся в эксплуатации, погашается организациейпутем начисления износа в размере 50% стоимости при передаче их со склада вэксплуатацию.
Стоимость нематериальных активов организации, чья стоимость стечением времени падает, погашается путем начисления амортизации.
В организации, с целью определения фактической себестоимостиматериальных ресурсов, списываемых в производство, используется вариант оценкиматериалов себестоимости единицы приобретения.
В организации для группировки затрат на производство,калькулирование себестоимости продукции и формирование производственногорезультата используется традиционно-калькуляционный вариант учета затрат впроизводство на счете 20 «Основное производство» без применения счета 25«Общепроизводственные расходы».
Базой распределения комплексных расходов является заработная платапроизводственных рабочих.
Готовая продукция отражается в балансе по нормативной (плановой)полной производственной себестоимости.
Моментом реализации в бухгалтерском учете считается моментотгрузки, а для целей налогообложения моментом реализации считается моментоплаты.
В организации выручка от реализации продукции (работ, услуг)определяется по мере поступления денежных средств о покупателей (заказчиков) нарасчетный счет организации.
Финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции(работ, услуг) и других средств определяются за всю отгруженную продукцию(работ, услуг, средств), независимо от поступления денежной или натуральнойвыручки, по предъявлению счетов к оплате.
Затраты на ремонт основных средств списываются:
-текущий ремонт – на затраты по производству отчетного периода;
-капитальный ремонт — за счет источника финансирования (резерва наремонт основных фондов).
Чистая прибыль организации распределяется и используется согласнодополнительным решениям учредителей.
Займы и кредиты, полученные организацией, оцениваются с учетомпроцентов, причитающихся к уплате на конец отчетного периода по договорамзайма.
Предусмотрено образование резерва на отпускпромышленно-производственного персонала в размере 10% от основной заработнойплаты.
Техника учета.
В организации бухгалтерский учет ведется по журнально-ордернойсистеме.
Организация ведет учет имущества, обязательств и хозяйственныхопераций по способам двойной записи.
Организация ведет учет имущества, обязательств и хозяйственныхопераций в соответствии с Рабочим (выбранным) планом счетов бухгалтерскогоучета.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являютсяпервичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, атакже расчеты (справки) бухгалтерии.
Имущество организации, обязательства и хозяйственные операции дляотражения в бухгалтерском учете и отчетности оцениваются в денежном выражениипутем суммирования фактических производственных расходов в рублях.
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется позаказному методу.
2.4 Анализ кредитнойполитики предприятия
Кредитная политика подразумевает под собой ответ на три простыхвопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной жекритерий эффективности кредитной политики — это рост доходности по основнойдеятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будетпроисходить при либерализации кредитования), либо за счет ускоренияоборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточениекредитной политики). Найти оптимальную точку в коммерческом кредитованиипомогает использование предельного анализа, формальный язык которого строгоопределяет желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочкиплатежа: либерализация кредитной политики уместна до тех пор, покадополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются сдополнительными издержками по предоставляемому кредиту.
Содержательной основой кредитной политики являются инструменты,которыми руководствуются сбытовые структуры при предоставлении кредитапоставщикам и стандарты предоставления кредитов, устанавливающие разумныеправила и ограничения.
Инструменты кредитной политики представляют собой как шаблоны дляоценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работысоответствующей службы. Следуя трем основным вопросам кредитной политики,возможно, выделить ряд инструментов, определяющих ответы на них.
Ответ на вопрос «кому предоставлять кредит?» в большей степенизависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков распоряженияполученными ресурсами. Поэтому распределение покупателей по группам рискаявляется одной из основных задач кредитной политики. Одним из наиболеераспространенных инструментов для решения этой задачи является метод оценкикредитной истории (credit scoring). Он основан на ранжировании покупателей поряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения попредоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить насколькорискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю.Вследствие широкого распространения, метод оценки кредитной истории получилразличные интерпретации, поэтому интересно рассмотреть его использование наконкретном предприятии.
Для оценки кредитной истории основных дебиторов ОАО «Новообинцевское»было выделено пять основных показателей:
· периодработы с покупателями — масштабом для измерения были взяты полугодия;
· периодсуществования самого предприятия (количество лет с момента его государственнойрегистрации);
· объемнакопленной дебиторской задолженности свыше одного квартала — для этогопонадобилось предварительно построить реестр старения счетов дебиторов (Таб.2.3);
· среднемесячныйобъем продаж, приходящийся на данного покупателя, за последние полгода;
· чистыйденежный поток при расчете (определялся как сумма расчетов за отгруженнуюпродукцию взвешенная по стоимости товаров, поступающих по бартерному обмену).
Таблица 2.3
Реестр старения счетов дебиторов№ п/п Наименование дебитора 0-30 дней 30-60 дней 60-90 дней свыше 90 дней Всего Доля (%) 1 Интерьер-Мебель 618 401 1,019 34,6% 2 ООО «Атриум» 544 544 18,5% 3 ЗАО «Стиль» 512 514 17,5% 4 ЧП «Виктория» 233 249 8,5% 5 Мебельный салон «Фронда» 244 244 8,3% 6 Мебельный салон «Аккорд» 102 100 202 6,9% Прочие дебиторы 577 58 45 87 767 28,1% Итого (млн.руб) 1,517 161 61 1,203 2,943 100% Доля (%) 51,5% 5,5% 2,1% 40,9% 100%
Введение показателя чистого денежного потока в первую очередьсвязано с большой долей бартерных операций и необходимостью оценить реальнуюденежную массу, поступающую за отгруженную продукции. Так как предоставлениекредитов своим покупателям в основном обосновано ростом объемов продаж, то напредприятии решили, что не имеет смысла стимулировать продажи, приносящиеминимальный денежный поток.
Рассчитывался показатель чистого денежного потока следующимобразом:
/>
где NM — чистый денежный поток,
С — объем оплаты за отгруженную продукцию, поступившая в денежномэквиваленте
Qn — объем n-го бартерного товара в стоимостном выражении,
P(a)n — рыночная цена n-го товара при оплате “живыми” деньгами;
P(m)n — учетная цена n-го товара, зафиксированная в платежныхдокументах.
На следующем шаге все показатели были переведены в 100 бальнуюшкалу. При этом наивысший бал в этой шкале присваивается наиболеепредпочтительному значению. Так при отсутствии у предприятия дебиторскойзадолженности со сроком свыше одного квартала, по данному показателю у негобудет зафиксировано 100 баллов.
Полностью полагаться на данные прошлых периодов не стоит — слишкомдинамично изменяется окружение предприятия и условия работы с ним. Однако,альтернативные расчеты могут выявить не замеченные ранее противоречия ипредложить дополнительные варианты. Следует не забывать один из основныхпринципов управления — качество принятого решения прямо пропорционально зависитот количества рассмотренных вариантов и объема проведенной аналитическойработы.
Расчет взвешенных оценок по всем крупным дебиторам позволяетопределить приоритеты при рассмотрении вариантов их кредитования. Такимобразом, предприятие делает первый шаг в оптимизации структуры дебиторскойзадолженности.
2.5 Анализ управления оборотными средствами,кредиторской и дебиторской задолженностью
Размеры и качество дебиторской и кредиторской задолженностейоказывают большое влияние на финансовое состояние предприятия.
Для улучшения финансового положения руководству предприятия необходимо:
-следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности,т.к. значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозуфинансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечениедополнительных источников финансирования;
-контролировать расчеты по просроченным задолженностям;
-по возможности ориентироваться на увеличение количествазаказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольными клиентами.
Ускорение оборачиваемости оборотных средствуменьшает потребность в них. В результате ускорения оборота высвобождаютсявещественные элементы оборотных средств, меньше требуется запасов сырья,материалов, топлива и т. п., следовательно, высвобождаются и денежные ресурсы,ранее вложенные в эти запасы.
Скорость оборота средств — комплексный показатель.Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства ивремени обращения. Оборачиваемость оборотных средств рассчитана в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Показатели оборачиваемости оборотных средствПоказатели Условные обозначения 2004 г. 2005 г. Отклонение Темп роста, % Объем продаж, тыс. руб. П 854085 944618 90533 110,6 Средние остатки всех оборотных средств, тыс. руб. ОС 256530 264593 8063 103,1
Средние остатки Нормируемых оборотных Средств, руб. НОС 117664 133422 15758 113,4
Оборачиваемость всех оборотных средств, дней (с.2х360): с.1
ООС 108,13 100,84 -7,29 93,3
Оборачиваемость нормируемых оборотных средств, дней (с.3х360): с.1
ОНОС 49,60 50,85 1,25 102,5
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Время оборота оборотных средств в 2005 году посравнению с 2004 сократилось на 7,29 дней, нормируемых оборотных средств — увеличилось на 1,25 дней.
Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости поформуле:
КоОС = П/ОС
КоОС =854085:2565306=3,33(в 2004г.);
КоОС =944618:2645937=3,57(в 2005 г.).
КоНОС = П/НОС
КоНОС = 854085:117664=7,26(в 2004г.);
КоНОС = 944618:133422=7,08(в 2005г.).
Оборачиваемость оборотных средств в 2005 годупревысила оборачиваемость оборотных средств в 2004 году, по нормируемымоборотным средствам наблюдалась обратная картина. Следовательно, предприятиюнеобходимо пересмотреть подходы к нормированию оборотных средств с цельюповышения его эффективности.
Рассмотрим состав и структуру дебиторской и кредиторскойзадолженности:
Таблица 2.5
Состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности ООО«Флорида»Статьи дебиторской задолженности Всего на конец периода В том числе по срокам образования До 1 мес. От 1 до 2 мес. 6-1 год Более года
1. дебиторская задолженность
2. по з/пл
3. прочая дебиторская
а) переплата финансовыми органами
б) задолженность подотчётным лицам
в) прочие виды задолженности
г) в т. ч. по расчётам с поставщиками
27
18
9
27
18
9 ВСЕГО: 27 ----------- --------- --------- 27 /> /> /> /> /> /> />
На данном предприятии дебиторская задолженность очень мала. Этообусловлено тем, что почти все сделки проводятся через предварительную оплату.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется,прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активностизаключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовыхкоэффициентов оборачиваемости, которые являются относительными показателямифинансовых результатов деятельности предприятия (табл. 2.6).
Таблица 2.6.
Деловая активность «ООО Флорида»Показатели 2004 2005 Изменения
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности
2. период погашения дебиторской задолженности
3. доля дебиторской задолженности в общей сумме текущих активов
4. отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации
5. доля сомнительной дебиторской задолженности
596,98
0,6
0,03
0,002
----------
863,06
0,4
0,01
0,001
----------
266,08
-0,2
-0,02
-0,001
----------
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
К1 =N/ rрсргде
Ν- выручка от реализации продукции;
rрср – средняя за период кредиторскаязадолженность.
К1(2004)=29849/10895=2,7
К1(2005)=33228/18098=1,8
Средний срок оборота кредиторской задолженности:
365 К2(2004)=365/2,7=135,2
3 Мероприятия по совершенствованию финансовогопланирования на предприятии
Целью финансовой политики предприятия является построениеэффективной системы управления финансами, направленной на достижениестратегических и тактических целей его деятельности.
Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом,налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов,наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет системууправления финансами.
Основными стратегическими задачами разработки финансовой политикипредприятия являются:
· максимизацияприбыли предприятия;
· оптимизацияструктуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
· достижениепрозрачности финансово — экономического состояния предприятий для собственников(участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
· обеспечениеинвестиционной привлекательности предприятия;
· созданиеэффективного механизма управления предприятием;
· использованиепредприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
В рамках этих задач необходимо выполнить следующие мероприятия поряду направлений в области управления финансами:
· проведениерыночной оценки активов;
· разработкамер по снижению не денежных форм расчетов;
· проведениеанализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развитияпредприятия;
· проведениеинвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественногокомплекса предприятия.
Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системыуправления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересовразвития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств дляпроведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособностипредприятия.
В целях выработки кредитной политики предприятия необходимопровести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных изаемных средств.
На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточностисобственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случаепринимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективностьразличных вариантов.
В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и придостаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капиталаповышается в результате того, что эффект от вложения средств может бытьзначительно выше, чем процентная ставка.
Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этомследует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
Финансовой службе предприятия необходимо:
· рассчитатьпотребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от ихпривлечения);
· правильновыбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентнойставки, способы ее расчета — сложным процентом или простым процентом, срокипогашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгациикредитов и т.д.);
· составитьплан погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностейналогообложения прибыли.
Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночнымиценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью,начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кромепроизводственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требуетзначительного количества времени, и на этом направлении наиболее яркопроявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностьюи вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становитсяменьше его кредиторской задолженности).
Финансовой службе предприятия целесообразно постоянноконтролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один изнескольких существующих на практике способов:
· хеджирование(компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
· финансированиепо краткосрочным ссудам;
· финансированиепо долгосрочным ссудам;
· финансированиепреимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).
В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченностьвзятых ссуд следующими методами:
· увеличениедоли ликвидных активов;
· удлинениесроков, на которые выдаются ссуды предприятию.
Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижениюприбыльности:
· впервом — путем вложения средств в малоприбыльные активы;
· вовтором — посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличиясобственных средств.
Кроме того, может быть применен метод финансирования за счетоткладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленныезаконодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.
В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторскойзадолженности с учетом их нормативных значений необходимо принять решения озамене не денежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении ихоптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельныхрасчетов или операций по переуступке прав требования долга.
В результате такого анализа необходимо провести полнуюинвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашениялибо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов иневостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионнуюработу или обращаться с исками в арбитражный суд.
Планово-экономическим службам (ПЭО) целесообразно периодическипроводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение сразличного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.
При разработке учетной политики ПЭО, совместно с бухгалтериейследует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов междуобъектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов насебестоимость реализованной продукции.
В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работыи повышения качества принимаемых финансово — экономических решений необходимочетко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат последующим группам:
· переменныезатраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объемупроизводства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потреблениеэлектроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
· постоянныезатраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемовпроизводства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, процентыза кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления,административные расходы и др.;
· смешанныезатраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратамотносятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые ителеграфные расходы и др.
Следует учесть, что провести определенную границу междупеременными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах наэлектроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственнозависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, сосвещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Вовсех случаях целесообразно стремиться к такой организации учета, при которойвся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решенияэтой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленногооперационного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально — стоимостный анализ и функционально — стоимостный анализ на будущие периоды).
Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутыхгрупп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерскиегруппировочные ведомости по учету затрат, журналы — ордера, отчеты цехов иструктурных подразделений.
Заключение
Финансовая политика обеспечивает предпринимательский планхозяйствующего субъёкта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние наэкономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенныхобстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемыхзатрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировкидостигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьифинансового плана связаны со всеми экономическими показателями работыпредприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана:производством продукции и услуг, научно-техническим развитием,совершенствованием производства и управления, повышением эффективностипроизводства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением,труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием.
Таким образом, финансовая политика оказывает воздействие на всестороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектовфинансирования, направление финансовых средств и способствует рациональномуиспользованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Данная курсовая работаимела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любойфирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать отом, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которыхнекоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетомтого, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась яркимпримером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планированияпроизводственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночныхпоказателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапареформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и егозадачи.
Список использованнойлитературы
1. АнисоваН.А. Стратегия развития предприятия. — Екатеринбург: Сред.-Урал.кн.издательство,2004. – 105 с.
2. БланкИ.А. Финансовый менеджмент: Учеб. Курс. – Киев: Ника-Центр: Эльга, 2005. – 305с.
3. БобылеваА.З. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 218 с.
4. Большаков C.В. Финансоваяполитика и финансовое регулирование предприятия // Финансы, 2005. — № 11. –с.28-35.
5. ГлазуновВ.Н. Финансовый анализ в управлении доходами предприятия // Экономист, 2006. — № 1. – с.54-57.
6. КарасеваИ.М. Финансовый менеджмент. – М.: Омега, 2006. – 335 с.
7. КаратуевА.Г. Финансовый менеджмент: Учеб-справочн. Пособие. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2006. –400 с.
8. КовалевВ.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 415 с.
9. КузнецовБ.Т. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 288 с.
10. МарочкинаВ.М. Основы финансового менеджмента на предприятии. – Минск, 2005. – 188 с.
11. Практикумпо финансовому менеджменту/Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2005. –269 с.
12. РевенковА.И. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы,2005. — № 3. – с.10-11.
13. СелезневаН.Н. Финансовый анализ. Управление финансами. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 639 с.
14. СлеповВ.А. Финансовая политика компании. – М.: Экономистъ, 2005. – 283 с.
15. Финансовыйменеджмент./Под ред. Л.А. Мочалова. — Барнаул: Издательство ААЭП, 2006. – 251с.
16. Финансовыйменеджмент. Учебное пособие. – Барнаул: Издательство ААЭП, 2005. – 183 с.
17. Финансовыйменеджмент. Учебное пособие. – Барнаул: Издательство ААЭП, 2006. – 203 с.
18. Финансы./Подред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 501 с.
19. ХотинскаяГ.И. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2006. – 246 с.
20. ШереметА.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 478 с.
21. ШереметА.Д. Методика финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 380 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 2005 год
Организация «ООО Флорида»
Вид деятельности розничная торговля
Организационно — правовая форма/формасобственности ООО
Единица измерения: тыс. руб.
Адрес: г.Барнаул, ул.Советской Армии,169АКТИВ Код строки На начало отчетного периода На конец отчетного периода А 1 2 3 1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы (04, 05) 110 6,5 8,0 в том числе: патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права активы 111 6,5 8,0 Организационные расходы 112 Деловая репутация организации 113 Основные средства (01, 02, 03) 120 742,4 794,4 в том числе земельные участки и объекты природопользования 121 здания, машины и оборудование 122 742,4 794,4 Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) 130 Доходные вложения в материальные ценности (03) 135 в том числе: имущество для передачи в лизинг 136 имущество, предоставляемое по договору проката 137 Долгосрочные финансовые вложения (06,82) 140 В том числе: инвестиции в дочерние общества 141 инвестиции в зависимые общества 142 инвестиции и другие организации 143 займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев 144 прочие долгосрочные финансовые вложения 145 Прочие внеоборотные активы 150 ИТОГО по разделу 1 190 748,9 802,4 2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 5349,8 5480,1 в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) 211 417,0 448,1 животные на выращивании и откорме (11) 212 затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20,21,23,29,30,36,44) 213 готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) 214 4625,1 4715,0 товары отгруженные (45) 215 расходы будущих периодов (31) 216 307,7 317,0 прочие запасы и затраты 217 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) 220 874,4 882,7 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) 231 векселя к получению (62) 232 задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 233 авансы выданные (61) 234 прочие дебиторы 235 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 315,5 354,6 в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) 241 315,5 354,6 векселя к получению (62) 242 задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 243 задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75) , 244 авансы выданные (61) 245 прочие дебиторы 246 Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) 250 в том числе: займы предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев 251 собственные акции, выкупленные у акционеров 252 прочие краткосрочные финансовые вложения 253 Денежные средств:: 260 821,0 894,0 в том числе: касса(50) 261 362,7 384,9 расчетные счета (5!) 262 458,3 509,1 валютные счета (52) 263 прочие денежные средства (55, 56, 57) 264 Прочие оборотные активы 270 ИТОГО по разделу 2 290 7360,7 7611,4 БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) 300 8109,6 8413,8 ПАССИВ Код строки III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (85) 410 30,0 30,0 Добавочный капитал (87) 420 50,0 60,0 Резервный капитал (86) 430 50,0 55,0 в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Фонд социальной сферы (88) 440 Целевые финансирование и поступления (96) 450 Нераспределенная прибыль прошлых лет (88) 460 1951,7 Непокрытый убыток прошлых лет (88) 465 Нераспределенная прибыль отчетного года (88) 470 2116,0 Непокрытый убыток отчетного года (88) 475 ИТОГО по разделу III 490 2081,7 2261,0 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (90,94) 510 В том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 511 займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 512 Прочие долгосрочные обязательства 520 ИТОГО по разделу IV 590 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (90,94) 610 540,9 610,5 В том числе: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 611 216,6 223,2 Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 612 Кредиторская задолженность 620 5113,1 5165,0 в том числе: поставщики и подрядчики (60,76) 621 3862,6 3901,4 векселя к уплате (60) 622 задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) 623 задолженность перед персоналом организации (70) 624 860,7 843,2 задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) 625 174,4 179,9 задолженность перед бюджетом (68) 626 215,4 240,5 авансы полученные (64) 627 прочие кредиты 628 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) 630 Доходы будущих периодов (83) 640 249,9 268,9 Резервы предстоящих расходов (89) 650 124,0 108,4 Прочие краткосрочные обязательства 660 ИТОГО по разделу V 690 6027,9 6152,8 БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) 700 8109,6 8413,8 /> /> /> /> /> /> />
Руководитель ____________ КрыловАлександр Сергеевич
Главный бухгалтер ____________ Лисенко ВераБорисовна
«17» марта 2006г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учетнаяполитика ООО «Флорида»
Утверждаю_____________Крылов А.С
01 января 2005года
ПОЛОЖЕНИЕ Об учетной политике ООО «Флорида» на 2005г.
1. ОБЩИЕПОЛОЛЖЕНИЯ
1.1 Бухгалтерскийучет ООО «Флорида» ведется согласно Положению о бухгалтерском учете иотчетности ПБУ 1/94 в Российской Федерации и другим нормативным (инструктивным)документам с учетом последующих изменений и дополнений в них.
1.2 Бухгалтерскийучет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основенатуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного,документального и взаимосвязанного их отражения.
1.3 Задачамибухгалтерского учета являются:
- формированиеполной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатахдеятельности организации;
- обеспечениеконтроля за наличием и движением имущества, использованием материальных,трудовых и финансовых ресурсов;
- своевременноепредупреждение негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявление имобилизация внутрихозяйственных резервов.
1.4 Ответственностьза организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации.
1.5 Главныйбухгалтер организации обеспечивает контроль и отражение на счетах всеххозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информациив установленные сроки по схеме документооборота.
1.6 Главныйбухгалтер организации подписывает совместно с руководителем организациидокументы, служащие основанием для приемки тварно – материальных ценностей,денежных средств, расчетно-кредитных и финансовых обязательств.
1.7 Главныйбухгалтер организации не имеет права принимать к исполнению и оформлениюдокументы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорнуюи финансовую дисциплину.
2. МЕТОДИКАУЧЕТА
2.1 Ворганизации не относятся к основным средствам, а относятся к МБП, средствастоимостью за единицу на дату приобретения ниже 50-кратного размераустановленного законодательством Российской Федерации минимального размерамесячной оплаты труда.
2.2 Стоимостьосновных средств организации погашается путем начисления износа (амортизации)по ним. При этом амортизационные отчисления по основным средствам производятсяпо стандартным нормам.
2.3 СтоимостьМБП, находящихся в эксплуатации, погашается организацией путем начисленияизноса в размере 50% стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию.
2.4 Стоимостьнематериальных активов организации, чья стоимость с течением времени падает,погашается путем начисления амортизации.
2.5 В организации,с целью определения фактической себестоимости материальных ресурсов,списываемых в производство, используется вариант оценки материаловсебестоимости единицы приобретения.
2.6 Ворганизации для группировки затрат на производство, калькулирование себестоимостипродукции и формирование производственного результата используетсятрадиционно-калькуляционный вариант учета затрат в производство на счете 20«Основное производство» (позаказный метод) без применения счета 25«Общепроизводственные расходы».
2.7 Базойраспределения комплексных расходов является з/п производственных рабочих.
2.8 Готоваяпродукция отражается в балансе по нормативной (плановой) полнойпроизводственной себестоимости.
2.9 Моментомреализации в бухгалтерском учете считается момент отгрузки, а для целейналогообложения моментом реализации считается момент оплаты.
2.10 В организации выручка отреализации продукции (работ, услуг) определяется по мере поступления денежныхсредств о покупателей (заказчиков) на расчетный счет организации.
2.11 Финансовые результаты(прибыль, убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и других средствопределяются за всю отгруженную продукцию (работ, услуг, средств), независимоот поступления денежной или натуральной выручки, по предъявлению счетов к оплате.
2.12 Затраты на ремонтосновных средств списываются:
- текущийремонт – на затраты по производству отчетного периода;
- капитальныйремонт — за счет источника финансирования (резерва на ремонт основных фондов).
2.13 Чистая прибыльорганизации распределяется и используется согласно дополнительным решениямучредителей.
2.14 Займы и кредиты,полученные организацией оцениваются с учетом процентов, причитающихся к уплатена конец отчетного периода по договорам займа.
2.15 Предусмотрено образованиерезерва на отпуск промышленно-производственного персонала в размере 10% отосновной заработной платы.
3. ТЕХНИКАУЧЕТА
3.1 Ворганизации бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной системе.
3.2 Организацияведет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций по способам двойнойзаписи.
3.3 Организацияведет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии сРабочим (выбранным) планом счетов бухгалтерского учета.
3.4 Основаниемдля записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы,фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты (справки)бухгалтерии.
3.5 Имуществоорганизации, обязательства и хозяйственные операции для отражения вбухгалтерском учете и отчетности оцениваются в денежном выражении путемсуммирования фактических производственных расходов в рублях.
3.6 Учетзатрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по заказному методу.
3.7 Учетвыпуска продукции ведется с использованием счета 37 «Выпуск продукции».
4. ОРГАНИЗАЦИЯБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
4.1 Бухгалтерскийучет организации осуществляется бухгалтерией организации.
4.2 Бухгалтерскийучет организован по централизованной форме.
4.3 Структурабухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерскихподразделений определяется внутренними правилами и должностными инструкциямиорганизации.
Дляобеспечения сохранности имущества, соблюдения законности и целесообразностифинансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетныхданных в организации создается система внутрихозяйственного контроля(разделение функций по ведению бухгалтерского учета, установлениеответственности каждого работника организации, система утверждений,использование бланков строгой отчетности, организация хранения ценностей, проверки,повышение квалификации работников, организация внутреннего аудита и службыинформационной безопасности).Рассмотренои одобрено решениемСобранияучредителей
Протокол № 01 от 01 января 2005 г.
Председатель собрания_______________
Секретарь собрания__________________