Контрольная работа по дисциплине
«Инвестиции»
ТЕМА: Облигационные займы
Содержание
1. Понятие облигационного займа
2. Рынок корпоративных облигаций
3. Первичный рынок корпоративных облигаций
3. Вторичный рынок облигационных займов
4. Преимущества облигационных займов
Список литературы
1. Понятие облигационногозайма
В соответствии со статьей816 Гражданского кодекса РФ облигацией признается ценная бумага, удостоверяющаяправо ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, впредусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иногоимущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право наполучение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либоиные имущественные права.
В соответствии с пунктом3 статьи 33 Федерального закона «Об акционерных обществах» облигацияудостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплатуноминальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленныесроки.
В соответствии со статьей2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» облигация — эмиссионнаяценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитентаоблигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированногов ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если этоне противоречит законодательству РФ.
Рынок корпоративныхоблигаций активно развивается. Основной тенденцией на данный момент являетсяпостепенное увеличение сроков и объемов заимствования, а также увеличениеликвидности рынка. Выпуск облигационного займа является основной альтернативойкредиту на рынке среднесрочного и долгосрочного заимствования, а также онуспешно конкурирует и постепенно вытесняет способы заимствования с помощьювексельных программ.
Преимуществаоблигационных займов:
· привлечениезначительных объемов денежных средств на длительный срок;
· маневрированиепри определении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объем эмиссии, процентнаяставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.) определяются эмитентомсамостоятельно;
· оперативное управленияструктурой и объемом задолженности региона, использование своих облигаций в качестве расчетногоинструмента, оптимизация взаимозачетов;
· льготный режимналогообложения;
· финансоваянезависимость от одного или нескольких кредиторов за счет аккумулирования денежныхсредств различных категорий инвесторов;
· выгодные условияпривлечения финансовых средств за счет длительных сроков и учета реальной экономической обстановки исостояния финансового рынка;
· созданиепубличной кредитной истории, прямое позитивное влияние на кредитный рейтинг. Полное и своевременноевыполнение обязательств по своим облигационным займам позволит субъектуФедерации в будущем привлекать денежные средства (в том числе и по банковскимкредитам) на более выгодных условиях.
2. Основные участникиоблигационного займа
Как правило, текущеесостояние эмитента (например, отсутствие рыночной кредитной истории) и рыночнаяпрактика (инвесторы предпочитают в качестве участников/организаторовоблигационного займа видеть известные, имеющие соответствующий опыт компании)вынуждает эмитента привлекать следующих лиц:
Андеррайтер – профессиональный участник рынкаценных бумаг, в основные функции которого входит обеспечение размещенияоблигаций эмитента, то есть поиск инвесторов. В качестве андеррайтеров какправило выступают банки и инвестиционные компании, то есть организации, имеющиехорошую и состоятельную клиентскую базу. Андеррайтеры от имени, по поручению иза счёт эмитента осуществляют продажу облигаций выпуска, за что получают комиссионные/вознаграждениеот общества – эмитента. Размер вознаграждения андеррайтера устанавливается вдоговоре, который заключают стороны (эмитент и андеррайтер) между собой, икоторый, как правило, составляет определенный процент от объема размещенных андеррайтеромоблигаций.
Для исполненияобязательств по выпущенным облигациям эмитент может также привлечь платёжногоагента (банковскую структуру, которая возложит на себя обязательства попереводу денежных средств, необходимых для выплаты купонного дохода и погашенияоблигаций, на указанные инвесторами банковские счёта). Функция платёжногоагента – техническая: эмитент в установленные даты переводит необходимый объёмденежных средств на свой счёт, открытый в банке – платёжном агенте, а банк, всвою очередь, по поручению эмитента в установленный срок исполненияобязательств по облигациям выпуска переводит денежные средства на счетавладельцев облигаций. В качестве платёжного агента может выступать один изандеррайтеров (если это банк). Исключением является размещение ценных бумаг набирже – при каждой бирже свой платёжный агент.
Организатор торговли –лицензированная ФСФР России биржа. На бирже может происходить как первичноеразмещение облигаций, так и их вторичная торговля. Следует обратить внимание,что широко афишируемое преимущество облигационного займа (налоговая поблажка) –отнесение процентных выплат по облигационному займу на себестоимостьпродукции/услуг компании, действует только в отношении выпусков облигаций,обращающихся на бирже. Если андеррайтер не хочет по каким-либо причинам братьна себя все обязанности, связанные с юридической стороной облигационного займа(оформление эмиссионных документов (решения о размещении облигаций, решения овыпуске ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и т.п.), сопровождение государственнойрегистрации данного выпуска в уполномоченном государственном органе и т.п.)эмитенту необходимо привлечь юридического консультанта илифинансового консультанта, который возложит на себя эти обязанности.Проанализировать практику в вопросе совмещения функций андеррайтера июридического консультанта сложно. В среднем 50 % на 50 %. Оформление документов– функция техническая, но ответственная (допущенные в документах ошибки могутиметь серьёзные последствия как для эмитента так и для андеррайтера) ивремязатратная, поэтому андеррайтеры предпочитают привлекать специализирующиесяконсалтинговые компании и согласовывать с ними эмиссионные документы.
Ещё одно лицо, какправило, привлекаемое к организации облигационного займа – реестродержатель илидепозитарий, то есть организация, осуществляющая учёт прав по выпущеннымоблигациям. Если
облигации выпускаются вбездокументарной форме – то реестр владельцев таких облигаций будет вестинезависимый регистратор, или лицо, ответственное за ведение реестра именныхценных бумаг в обществе (если независимого регистратора нет). Если выпускоформлен в документарной форме, то эмитент как правило, предпочитает оформлятьвесь выпуск одним сертификатом и депонировать его у депозитария (очень редкосертификаты выдаются на руки владельцам, чтобы избегать неприятностей сподделкой и чтобы на отчётные даты иметь представление о структуре владельцевоблигаций эмитента).
3. Рынок корпоративныхоблигаций
Рынок корпоративныхоблигаций в последние годы является наиболее динамичным и ярким сегментом общероссийскогофинансового рынка. Для экономического развития страны крайне важно поддержатьстановление этого сектора.
Рынок облигацийсталкивается с целым рядом проблем. В первую очередь необходимо решитьследующие:
1) рынок лишенценовых ориентиров. Корректировки облигаций, их ликвидность, как правило,определяются стихийно, под воздействием таких факторов, как размер компании,известность бренда и руководителя. Финансовая устойчивость, риск невозвратапочти не принимаются во внимание в силу недостатка информации, отсутствиеинформационной структуры. И первым шагом к формированию такой инфраструктурыдолжно стать формирование системы национальных рейтинговых оценок;
2) многиепредприятия не готовы к займам. Как это ни странно, но в начале 21 века убольшинства потенциальных заемщиков нет четкого бизнес-плана, уверенности втом, что инвестиции позволят не только вернуть долг, но и развивать бизнес;
3) развитию рынкамешают налог на эмиссию (во многих странах его нет) и чересчур сложнаябюрократическая процедура регистрации выпуска облигаций.
4. Первичный рыноккорпоративных облигаций
Основа рынкакорпоративных облигаций – компании-эмитенты. Рыночный механизм взаимодействиякомпании и инвесторов зависит от способа первичного размещения, которыйвыбирает компания-эмитент. Размещение может проходить тремя способами:
· проведениеаукциона по продаже бумаг;
· прямое размещениеценных бумаг;
· размещение ценныхбумаг посредством инвестиционных банков.
В России прямоеразмещение аукционов распространено среди финансовых институтов, так какпромышленные компании самостоятельно на долговой рынок не выходят. Поэтомушироко практикуется вариант эмиссии через посредничество инвестиционных банков.Как правило, они являются, как финансовыми консультантами, так и игрокамивторичного рынка, поддерживающими ликвидность выпуска.
Для размещенияоблигационного займа образуется эмиссионный синдикат из нескольких крупныхбанков. Успех размещения облигационного займа зависит не только от андеррайтеровили организаторов выпуска, но и от параметров облигационного займа.
К параметрам относят:срок обращения займа на рынке, форму выпуска займа, размер займа, типпроцентной ставки и метод размещения.
1) Срок обращенияоблигации на рынке.
На российском рынке можновыделить два срока обращения: официальный срок обращения (согласно проспектуэмиссии облигационного займа0 и срок обращения с учетом оферты. Оферта –явление сугубо российское, не распространенное на мировом рынке корпоративногодолга. С осени 2000 года почти все рыночные выпуски корпоративных облигаций сосроком обращения более 1 года предусматривают оферту. До сих пор офертаостается удобным инструментом не только для инвесторов, но и для эмитентов. Содной стороны оферта помогает компании выпускать среднесрочные бумаги и приэтом сокращать издержки рефинансирования долга. С другой стороны, офертывыгодны для инвесторов, так как ставки по ним аналогичны ставкам пократкосрочным бумагам, а риски вложения в облигации с офертой гораздо ниже.Вместе с тем механизм оферты значительно сокращает потенциальный срокзаимствования и препятствует получению долгосрочных производственных кредитов.На сегодняшний день оферты с выплатой раз в год, раз в полгода и чаще.
По срокам обращения напервичном рынке преобладают краткосрочные бумаги 9не более 3 лет), и на их долюприходится 70% займов.
2) Форма выпускаоблигационного займа
По форме выпуска займыразличаются на дисконтные или купонные, именные или предъявительские,документарные или бездокументарные. В Росси больше распространены купонныеоблигации в документарной форме на предъявителя.
3) Тип процентнойставки
В случае эмиссии купонныхоблигаций компанией эмитентом рассматривается вопрос о купонных выплатах итипах процентной ставки. Ставка может быть двух видов: переменная ификсированная. Выбор процентной ставки в России сопряжен с парадоксом. Вусловиях высоких рыночных рисков, участники рынка, в первую очередь эмитенты,предпочитают переменные купонные выплаты. Эти выплаты должны быть привязаны копределенному инструменту, отражающему стоимость денег на рынке. Однако вРоссии такого инструмента не существует, поэтому и инвесторы, и эмитентыдовольствуются собственными предпочтениями по выбору некоего единого уровнярыночных ставок.
Также на рынке используетсяфиксированная ставка. Она очень выгодна инвесторам, позволяет им прогнозироватьсвои доходы, и лишена макроэкономических рисков (хотя и включает риск измененияфинансового положения заемщика). Практика показывает, что бумаги сфиксированной доходностью более ликвидны и гораздо активнее обращаются навторичном биржевом рынке, чем облигации с плавающими купонными платежами.
5. Вторичный рынокоблигационных займов
Вторичныйрынок России развивается более высокими темпами, чем первичный. Основнымииндикаторами роста вторичного рынка являются не только суммарные объемы торгов,но и количество заключенных сделок, количество торгуемых бумаг.
Помнению специалистов, определить настоящие объемы внебиржевого рынка в Россиидостаточно сложно, поэтому оценить их можно приблизительно. Внебиржевые торгисопоставимы с объемами биржевых торгов. А это значит, что вторичный рынокоблигаций достаточно велик, и в скором времени станет высоколиквидным. При этоминвесторы получают реальную возможность выбора облигационного займа припринятии инвестиционных решений. Рынок растет с каждым месяцем, растет и числообращающихся на рынке облигаций.
Инвесторамвсе труднее становится анализировать рынок, тем более прогнозировать возможныедефолты. Поэтому уже сейчас на рынке выстраивается новая система оценкиинвестиционной привлекательности корпоративных бумаг. И основанием для этойсистемы стали 4 критерия:
· Доходностьоблигационного займа
Прежде,чем инвестор выходит на рынок корпоративных облигаций, он сравнивает доходностьразличных облигационных выпусков. Так как торги проводятся ежедневно идоходность к погашению также изменяется ежедневно, инвестор вынужден четкоотслеживать все изменения рынка и малейшие колебания доходности.
· Надежностькомпании эмитента
Определениенадежности эмитента – процесс достаточно трудоемкий и под силу только крупныпрофессиональным организациям с мощным штатом экспертов-аналитиков.
· Ликвидностьоблигационного займа на рынке
Невысокаяликвидность облигационного займа является одним из самых значимых рисков.Сейчас любой инвестор рискует потерять свои деньги из-за того, что вопределенный момент не сможет быстро перевести инвестированные средства вналичность. Минимизировать риск ликвидности можно двумя способами. Первый – этосоздание высоколиквидного вторичного рынка, второй – размещение облигационныхзаймов с офертами. Оба эти способа активно используются в России, однако приэтом важно знать, что первый способ более приемлем для инвесторов и эмитентов.
· Макроэкономическиериски инвесторов
Даннаякатегория рисков для рынка корпоративных облигаций особенно важна. Онаучитывает как общие рыночные риски, так и риски по конкретному облигационномузайму. Общие риски возникают вследствие тесной взаимосвязи конъюнктуры рынка смакроэкономическими показателями, и эта тесная связь во многом обусловленаповедением инвесторов.
6.Преимущества облигационных займов
1) привлечениезначительных объемов денежных средств на длительный срок;
2) маневрирование приопределении характеристик выпуска: все параметры облигационного займа (объемэмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и т.д.)определяются эмитентом самостоятельно;
3) оперативное управленияструктурой и объемом задолженности региона, использование своих облигаций вкачестве расчетного инструмента, оптимизация взаимозачетов;
4) льготный режимналогообложения;
5) финансоваянезависимость от одного или нескольких кредиторов за счет аккумулированияденежных средств различных категорий инвесторов;
выгодные условияпривлечения финансовых средств за счет длительных сроков и учета реальнойэкономической обстановки и состояния финансового рынка;
6) создание публичнойкредитной истории, прямое позитивное влияние на кредитный рейтинг. Полное исвоевременное выполнение обязательств по своим облигационным займам позволитсубъекту Федерации в будущем привлекать денежные средства (в том числе и побанковским кредитам) на более выгодных условиях.
Предприятия, которыерешат воспользоваться данным видом финансирования должны учитывать следующие особенности,присущие этому инструменту:
· сложностьпроцедуры подготовки необходимых документов и проведения эмиссии, требующаяпривлечения специалистов фондового рынка;
· наличиевременного промежутка от принятия решения о размещении корпоративных облигацийдо реального получения денег, около 4 месяцев;
· необходимостьнести дополнительные расходы, связанные с размещением облигаций: оплачиватьуслуги андеррайтеров, проводить презентации среди инвесторов, оплачивать услугирегистратора или депозитария и поддерживать вторичный рынок с использованиемуслуг маркет-мейкеров (общая стоимость может составлять до 1-2% от объёмавыпуска);
· необходимостьмаксимально раскрывать информацию о компании на этапе подготовки эмиссии и втечение обращения выпуска облигаций;
· необходимостьдемонстрировать безубыточность и стабильное развитие.
7. Договор обеспеченияисполнения обязательств по облигационному займу
Законодательство РФ(Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и «Стандарты эмиссии ценных бумаг ирегистрации проспектов ценных бумаг») освобождает обеспечителя от физическогоподписания договора обеспечения с каждым владельцем облигаций выпуска. Фактомзаключения такого договора является факт приобретения облигации выпуска.Установленная законом упрощенная схема заключения договора (основанная нафактах оферты и акцепта) вполне понятна и оправдана. При размещении облигацийкруг приобретателей может быть велик, и на подписание договора обеспечения совсеми приобретателями необходимо будет затратить массу сил и времени. Крометого, при смене владельца облигаций (например, в результате перепродажи)фактически надо перезаключать и договор обеспечения, так как происходит сменаодной из сторон по договору. При перепродаже облигаций к новому владельцупереходят все права, вытекающие из обеспечения.
Однако наличиеподписанного договора между эмитентом и обеспечителем – обязательное условие.На практике встречались случаи, когда после государственной регистрации выпускаоблигаций обеспечитель, желая повысить свой гонорар (очередной пример «бизнесапо-русски» в чистом виде), пытался отозвать или приостановить своиобязательства. Если к моменту выявления такого «неприличного» поведения одногоиз участников облигационного займа договор подписан – действия обеспечителяможно списать на чисто театральную фикцию. Прекращения своих обязательств потакому договору он может достигнуть только в судебном порядке. А вот еслитакого договора нет (существовали только
устные договоренности, инамерения обеспечителя были подтверждены подписанием основных эмиссионныхдокументов) – для эмитента такое поведение чревато очень большими проблемами(минимальная из них – придётся доплатить обеспечителю, максимальная – искатьнового обеспечителя и регистрировать изменения в эмиссионные документы).
В заключении можноотметить, что облигации – финансовый инструмент, который руководство любойкомпании обязательно должно иметь ввиду. Даже если на сегодняшний день вопросорганизации
облигационного займа длякомпании слишком дорог или просто в силу определённых причин не актуален, вбудущем ситуация может поменяться, и привлечение заёмных инвестиций путёмвыпуска и размещения облигаций станет для компании одним из основных источниковфинансирования бизнеса.
Список литературы
1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ:учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2004
2. Бланк И.А… Инвестиционныйменеджмент. Учебный курс. Киев, 2001
3. Инвестиции. Учебник по редакцией В.В.Ковалева, В.В. Иванова, В.А.Лялина. Изд. «Проспект». Москва, 2003
4. Мазурова Т.В. Привлечение инвестицийв акционерное общество путем организации облигационного займа.//Акционерныйвестник. – 2006. – № 6 – с. 21-36