Реферат по предмету "Финансовые науки"


Диагностика финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления на примере ОАО "Спартак"

Содержание
Введение
1. Теоретические основы диагностики финансового состоянияпредприятия в системе антикризисного управления
1.1 Понятия и задачи антикризисного управления на предприятии
1.2 Роль диагностики финансового состояния предприятия вантикризисном управлении
1.3 Методики анализа финансового состояния предприятия всистеме антикризисного управления
2. Диагностика финансового состояния предприятия в системеантикризисного управления на примере ОАО «Обувная фабрика «Спартак»
2.1 Кратка характеристика организации и основных еепоказателей
2.2 Оценка финансового состояния предприятия по методике ФУДН
2.3 Диагностика финансового состояния предприятия по методикеАльтмана
3. Основные направления совершенствования результатовдиагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисногоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Любая организация,начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем,которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшениемпоказателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности,оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формыхозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельностиотдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.
Поэтому особое значение всегодняшних условиях приобретает формирование эффективной системыантикризисного управления.
Термин «антикризисноеуправление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появленияэто реформирование российской экономики и возникновение большого количествапредприятий, находящихся на грани банкротства. Данный термин стал одним изсамых «популярных» в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато.
В антикризисномуправлении диагностика финансового состояния предприятия играет особую роль. Необходимоправильно поставить «диагноз», как на самых ранних стадиях с цельюсвоевременного использования возможностей ее нейтрализации, так и в процессеантикризисного управления, определить слабые, «узкие» места в финансовомсостоянии предприятия.  Между тем проблема диагностики в антикризисномуправлении относится к числу мало исследованных в отечественной экономической иуправленческой науке. Это объясняется весьма продолжительным господством вроссийской экономике марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы присоциализме.
Потребность в диагностикефинансового состояния предприятия испытывают как сами предприятия, так и ихконтрагенты, инвесторы, заемщики и т.д. В то же время хроническаянеплатежеспособность хозяйствующих субъектов создает серьезную угрозуэкономической стабильности страны в целом и необходим систематическийгосударственный мониторинг финансового состояния предприятий с целью выявления несостоятельных.Все это обусловило создание значительного числа методик проведения такогоанализа.
Теоретико-методологическаябаза анализа финансового состояния несостоятельных предприятий была заложена втрудах Э. Альтмана, Р. Тафлера. Р. Лиса. Фулмера, Г. Тишоу, Ш. Бургера, Г.Шельберга, Д. Фридмана и др.
Разработкой методик икритериев диагностики финансового состояния занимаются и отечественные ученые:А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфуллин, Г. Г. Кадыков, Г. В. Савицкая, О. П. Зайцева,М. А. Крейнина, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова и др.
Целью курсовой работыявляется раскрытие сущности диагностики финансового состояния предприятия всистеме антикризисного управления и определение основных направленийсовершенствования ее результатов.
Исходя из цели исследования,в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотретьтеоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системеантикризисного управления, в частности понятие и задачи, роль и методикудиагностики;
2. Провести практическуюдиагностику финансового состояния в акционерном обществе, находящегося всистеме антикризисного управления на основе данных финансовой отчетности;
3. Сформулировать выводыпо результатам проведенных расчетов;
4. Разработать основныенаправления совершенствования результатов диагностики финансового состояния вакционерном обществе.
Объектом исследованиявыступило ОАО «Обувная фабрика «Спартак». Предметом исследования явилосьфинансовое состояние анализируемого предприятия в системе антикризисногоуправления.
Информационной базойисследования явились формы финансовой отчетности ОАО «Обувная фабрика «Спартак»за 2007-2009 гг., в частности форма №1 (бухгалтерский баланс), форма №2 (отчето прибылях и убытках).
В качествеметодологической основы исследования были использованы такие методыобщенаучного исследования как анализ, сравнение изучаемых показателей, методикидиагностики финансового состояния предприятия ФУДН и Альтмана.
Практическая значимостькурсовой работы заключается в выработке основных направлений совершенствованиярезультатов диагностики финансового состояния изучаемого предприятия в системеантикризисного управления.
Курсовая работа содержиттри главы. В первой главе раскрываются теоретические основы диагностикифинансового состояния предприятия в системе антикризисного управления,рассмотрены различные методики зарубежных и отечественных авторов. Во второйглаве проведена практическая диагностика финансового состояния предприятия подвум методикам, а именно методики ФУДН и Альтмана на примере ОАО «Обувная фабрика«Спартак». В третьей главе разработаны основные направления совершенствованиярезультатов диагностики финансового состояния предприятия в системеантикризисного управления.
диагностика состояниефинансы управление

1. Теоретические основы диагностикифинансового состояния предприятия в системе антикризисного управления
 
1.1 Понятия и задачи антикризисногоуправления на предприятии
Кризисноесостояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно. Кризисныеситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в периодстановления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства.
Предприятиеподвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым,управленческим). Во всем мире под банкротством принято понимать финансовыйкризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства.Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когдаматериальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления(неэффективное использование человеческих ресурсов) [4. С.17].
Проявляясь на любой изстадий жизненного цикла предприятия, финансовый кризис тормозит поступательноеего развитие, существенно удлиняя соответствующую стадию этого развития.Характеризуя эту особенность финансового кризиса, следует также подчеркнуть,что его проявление на каждой из стадий жизненного цикла предприятия имеет своинюансы, которые необходимо учитывать в процессе антикризисного финансовогоуправления.
Типичнымдля кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидацияпредприятия как крайняя форма, или успешное преодоление кризиса [15. С.27].
Антикризисное управление- такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системныйхарактер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных длябизнеса явлений посредством использования всего потенциала современногоменеджмента; разработки и реализации на предприятии специальной программы,имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения,сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре восновном на собственные ресурсы.
Речи о банкротстве притаком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческиймеханизм устранения возникающих проблем до того, пока они не принялинеобратимый характер [3. С.17].
Главной цельюантикризисного финансового управления является восстановление финансовогоравновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости,вызываемых финансовыми кризисами [5. С.24].
Финансовый кризиспредприятия генерируется как внешними, так и внутренними факторами.Особенностью финансового кризиса предприятий является его высокая зависимостьот внешних факторов (уровня регулирования финансовой деятельности предприятия,конъюнктуры финансового рынка, степени развития его инфраструктуры и т.п.),колеблемость которых в динамике носит наиболее интенсивный характер. Вместе стем, этот кризис довольно часто возникает и под воздействием негативныхвнутренних факторов. Часть внутренних факторов может носить субъективныйхарактер.
Еслиорганизации практически не могут или слабо влияют на негативные воздействиявнешней среды, то влияние внутренних факторов является результатомуправленческих решений администрации организации.
В процессе реализациисвоей главной цели антикризисное финансовое управление предприятием направленона решение следующих основных задач:
1. Своевременноедиагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятиенеобходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.
2. Устранениенеплатежеспособности предприятия.
3. Восстановлениефинансовой устойчивости предприятия.
4. Предотвращениебанкротства и ликвидации предприятия.
5. Минимизация негативныхпоследствий финансового кризиса предприятия [8.С.67].
Если кризис наступил,формируется антикризисная команда, в которую могут войти независимые аудиторы,консультанты по бизнесу и другие эксперты. Менеджеры компании должны полностьюсодействовать работе привлеченных экспертов. Созданная аналитическая группаустанавливает причины, приведшие компанию к существующему плачевному состоянию,определяет пути выхода из кризиса.
Процесс антикризисногофинансового управления предприятием строится по следующим основным этапам:
1.  Осуществление постоянного мониторингафинансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомовфинансового кризиса.
2.  Разработка системы профилактическихмероприятий по предотвращению финансового кризиса при диагностированиипредкризисного финансового состояния предприятия.
3.  Идентификация параметров финансовогокризиса при диагностировании его наступления.
4.   Исследование факторов, обусловившихвозникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу егодальнейшего углубления.
5.  Оценка потенциальных финансовыхвозможностей предприятия по преодолению финансового кризиса.
6.  Выбор направлений механизмовфинансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисногофинансового состояния.
7.  Разработка и реализация комплекснойпрограммы вывода предприятия из финансового кризиса.
8.  Контроль реализации программы выводапредприятия из финансового кризиса.
9.  Разработка и реализация мероприятийпо устранению предприятием негативных последствий финансового кризиса [10. С.45].
Такимобразом, кризис на предприятии может возникнуть на любой стадии деятельностиданного предприятия, и под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.Для недопущения банкротства и в целях предотвращения кризисных ситуацийнеобходимо вводить антикризисное управление, которое призвано решать целый рядзадач от диагностики предкризисного состояния до минимизации последствийкризиса на предприятии.
1.2 Роль диагностики финансовогосостояния предприятия в антикризисном управлении
В процессе снабженческой,производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывныйпроцесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников ихформирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие,финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступаетплатежеспособность.
Финансовое состояние — это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешнейсреде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловомсотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересысамого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям [7. С.23].
В силу своей важности,финансовое состояние фирмы должно быть всегда стабильным, его нужно постоянноотслеживать с целью выявления отклонений от норм. Поэтому в управлениипредприятием значительную роль играет диагностика финансового состояния. Косновной задаче диагностики финансового состояния предприятия можно отнести, впервую очередь, определение качества финансового состояния предприятия, а такжеопределение причин его улучшения или ухудшения; далее, как правило, готовятсярекомендации по платежеспособности и финансовой устойчивости данной организацииили предприятия [12. С.28].
Комплекс диагностическихпроцедур является очевидной стартовой фазой любого управленческого процесса, вособенности антикризисного. Подобно тому, как больной человеческий организмнуждается в основательной диагностике перед началом лечения, предприятие должнопройти не менее основательную диагностику прежде, чем приступить к процессуфинансового оздоровления.
 В системе антикризисногоуправления без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут бытьназначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидациивполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий,обострению интересов должников и кредиторов [18. С.136].
Знания о кризисе и еговозможных проявлениях служат основой для разработки мероприятий по предотвращениюили смягчению отрицательных последствий. Для этого необходимо знать, на какомэтапе жизненного цикла находится система, какой вид переходного периодаожидается и какой глубины процессы прогнозируются. При этом рассматриваютсятенденции циклического развития организации.
Как правило, выделяетсяпятиэтапный цикл развития организации (предприятия). Каждому этапусоответствуют определенные особенности состояния системы, которые характеризуюттип организации. Межэтапные процессы в развитии предприятия сопровождаютсяпереходными периодами, которые могут содержать в себе угрозу кризиса и требуютпристального внимания и разработки антикризисных мер [11. С.48].
Первый этап характеризуетзарождение предприятия в рыночной экономической среде, формирование ее структуры,появление экспериментальных образцов, новых идей или услуг. Переходный период,соответствующий данному этапу — зарождение потенциала организации — несет всебе опасность кризиса исчезновения фирмы на стадии возникновения.
При удачном развитиисобытий предприятие переходит на второй этап — завоевание сегмента рынка,упрочение рыночных позиций, выработку конкурентной стратегии, повышение ролимаркетинга. В связи с тенденциями роста этот этап требует перестройкиструктуры, дифференциации функций управления, повышения эффективностидеятельности. На этом этапе также существует опасность кризиса, однакопредприятию в основном угрожают внешние причины — цикличность развитияэкономики или политические причины; внутреннее развитие характеризуетсяустойчивыми тенденциями.
На третьем этапе развитияпредприятие достигает устойчивого положения на рынке, высокойконкурентоспособности, высокого уровня технологического развития и массовоговыпуска продукции. В этот период предприятие самоутверждается на рынке, но вовнутренних процессах возможно появление потенциала отделения или разделения насамостоятельные фирмы. Возможными причинами кризиса могут быть также обострениеконкурентной борьбы, организационная сложность, социально-психологическиемоменты, инновационная успокоенность.
Банкротство или распадтаких предприятий могут привести к тяжелейшим экономическим последствиям нарегиональном и государственном уровнях. Такие предприятия особенно нуждаются вантикризисном управлении, которое должно учитывать и национальные интересы, имировые тенденции развития экономики [17. С.94].
Четвертый этапсоответствует периоду упадка и старения, когда наиболее значимые параметрыжизнедеятельности значительно ухудшаются, а развитие теряет смысл. Предприятиеимеет тенденцию к упрощению и свертыванию, а конкуренты занимают большуюрыночную долю. Пятый этап характеризуется деструктуризацией предприятия,прекращением его существования в связи с невозможностью эффективногофункционирования или диверсификацией. Такие глубокие изменения порождаютзначительные осложнения, ведущие к кризису.
Таким образом, кризиснуюситуацию необходимо диагностировать на самых ранних этапах с цельюсвоевременного использования возможностей ее нейтрализации. Диагностикафинансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вестиработу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабыепозиции в финансовом состоянии предприятия. Важно систематически наблюдать заизменениями в системе показателей, отражающих наличие и размещение средств,реальной и потенциальной финансовой возможности, располагая при этомобъективными критериями оценки финансового состояния.
 
1.3 Методики анализа финансовогосостояния предприятия в системе антикризисного управления
Методические подходы,касающиеся диагностики финансового состояния, разработанные зарубежными ироссийскими авторами, включают в себя несколько (от двух до семи) ключевыхпоказателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Как правило, наих основе в большинстве методик рассчитывается комплексный показательвероятности банкротства. Рассмотрим некоторыеиз них.
В российской практикенеплатежеспособность предприятия определяется Методическими положениями пооценке финансового состояния предприятий и неудовлетворительной структурыбаланса (Распоряжением ФУДН — финансового управления по делам онесостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994г. N 31-Р) [1. С.3].
Структура балансапредприятия признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, если выполняется одно из условий:
1.Коэффициент текущей ликвидности наконец отчетного периода
  Ктл = Оборотные активы/Краткосрочные обязательства
 
1.  Коэффициент обеспеченностисобственными средствами
Косс =  Собственныйкапитал – Внеоборотные активы/ Оборотные активы
При неудовлетворительнойструктуре баланса (Ктл 1.
Квп =  Ктл + 6/Т(Ктл –Ктлн)/ 2
При удовлетворительнойструктуре баланса (Ктл > 2, Косс > 0,1) дляпроверки финансовой устойчивости рассматривается коэффициент утратыплатежеспособности, нормативное значение > 1.
Куп =  Ктл + 3/Т(Ктл – Ктлн)/2
Многие отечественныеэкономисты (проф. В. И. Терехин, проф. В. П. Панагушин, проф. М. Н. Крейнина,проф. Е. А. Мизиковский, проф. А. П. Градов и др.) утверждают, что оценканесостоятельности предприятия по этим показателям не может быть объективной последующим причинам:
— нормативные значениякоэффициентов, завышены;
— нормативные показателине учитывают отраслевую специфику;
— между коэффициентамитекущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами существуетматематическая взаимосвязь (то есть при Ктл > 2, Коссбудет > 0,5), что делает излишней необходимость расчета коэффициентаобеспеченности собственными средствами;
 - методика не учитываетэкономические показатели: прибыль и рентабельность, что может привести кпризнанию неплатежеспособными предприятия, имеющие устойчивый рост иположительную рентабельность;
— неоднозначным являетсяопределение ликвидности активов в условиях российской действительности [6. С.17].
На Западе дляпрогнозирования вероятности банкротства широко используется метод Э. Альтмана,предложенный им в 1968г. — множественная дискриминантная модель, учитывающаядействие пяти наиболее значимых факторов:
X1 — показательликвидности (оборотный капитал/совокупные активы);
X2 — показатель прибыльности (нераспределенная прибыль/ совокупные активы); X3         — показатель устойчивости (доходы до вычета налогов и процентов / всего активы);         
X4 -   показательплатежеспособности (курсовая стоимость акций/ балансовая стоимость долговыхобязательств);       
X5 -   показательактивности (объем реализации/совокупные активы).
Модель Альтмана имеетследующий вид:      
 Z = 1,2X1 + 1,4X2+ 3,3X3 + 0,6X4 + 0,999X5
Результаты многочисленныхрасчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z можетпринимать значения в пределах от -14 до +22, при этом предприятия, для которыхZ > 2.99, попадают в категорию финансово устойчивых, а предприятия длякоторых Z
Как показываютисследования американских аналитиков, модели Альтмана позволяют в 95% случаевпредсказать банкротство фирмы на год вперед и в 83% случаев – на два годавперед [9. С.141]. Существуют мнения, согласно которым в условиях переходнойэкономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонниковэтих мнений служат:
— несопоставимостьфакторов, генерирующих угрозу банкротства;
— различия в учетеотдельных показателей;
— влияние инфляции на ихформирование;
— несоответствиебалансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.
За последние 30 летзарубежными бухгалтерами и экономистами было предложено множество модификациймодели Альтмана. Так, в 1983г. сам Э. Альтман разработал модифицированныйвариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже.
Z = 0,717X1 + 0,847X2+ 3,1X3 + 0,42X4 + 0,995X5
В числителе показателя X4вместо рыночной стоимости стоит их балансовая стоимость. Минимальнодопустимый порог 1,23 [21. С.87].
Отечественнымиавторами были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей кусловиям переходной экономики.
В шестифакторнойматематической модели О.П.Зайцевойпредлагаетсяучитывать следующие факторы:
Куп — коэффициентубыточности предприятия, характеризующийся отношением чистого убытка ксобственному капиталу;
Кз — соотношениекредиторской и дебиторской задолженности;
Кс — показательсоотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этоткоэффициент является обратной величиной показателя абсолютной ликвидности;
Кур — убыточностьреализации продукции, характеризующаяся отношением чистого убытка к объёмуреализации этой продукции;
Кфр — соотношениезаёмного и собственного капитала;
Кзаг — коэффициент загрузки активовкак величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.  Комплексныйкоэффициент банкротства рассчитывается по формуле со следующими весовымизначениями:
 Ккомпл = 0,25Куп + 0,1Кз+ 0,2Кс + 0,25Кур + 0,1Кфр + 0,1Кзаг
Весовые значения частныхпоказателей для условий функционирования российских предприятий были определеныэкспертным путём, а фактический комплексный коэффициент банкротства следуетсопоставить с нормативным, рассчитанным на основе рекомендуемых минимальныхзначений частных показателей:
Куп = 0; Кз = 1; Кс = 7;Кур = 0; Кфр = 0,7; Кзаг = значение Кзаг в предыдущем периоде.
Если фактический комплексныйкоэффициент больше нормативного, то вероятность банкротства велика, а еслименьше — то вероятность банкротства мала [16. С.85]. Р.С. Сайфуллин и Г.Г.Кадыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятийрейтинговое число:
R = 2Ко +0,1Ктл + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр,
где Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
Ки — коэффициент оборачиваемости активов;
Км — коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
Кпр — рентабельность собственного капитала.
При полномсоответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровнямрейтинговое число будет равно единице, то есть предприятие имеетудовлетворительное финансовое состояние экономики. Финансовое состояниепредприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется какнеудовлетворительное.
И в этой модели, и у О.П.Зайцевой значения весовых коэффициентов, по мнению А. Семеней, являютсянедостаточно обоснованными [20. С.17].
В работе Л.В. Донцовой иН.А. Никифоровой предложена методика, заключающаяся в классификации предприятийпо степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовойустойчивости и рейтинга каждого показателя. Система показателей и ихрейтинговая оценка, выраженная в баллах, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Группировкапредприятий по критериям оценки финансового состояния Показатель Границы классов согласно критериям I класс, балл II класс, балл III класс, балл IV класс, балл V класс, балл VI класс, балл Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше —20 0,2—16 0,15—12 0,1— 8 0,05—4 менее 0,5 — 0 Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше —18 0,9—15 0,8—12 0,7—9 0,6—6 менее 0,5 — 0 Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше —16,5 1,94—1,7 15—12 1,6—1,4 10,5—7,5 1,34—1,16—3 1,0 —1,5 менее 1,0 — 0 Коэффициент финансовой независимости
0,6 и выше –
17
0,59—0,54
15—12
0,53—0,43
11,4—7,4 0,42—0,41 6,6—1,8 0,4 — 1 менее 0,4 — 0 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
0,5
и выше — 15 0,4 — 12 0,3 — 9 0,2 — 6 0,1 — 3 менее 0,4 — 0 Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1,0 и выше —15 0,9 — 12 0,8 — 9,0 0,7 — 6 0,6 — 3 менее 0,5 — 0 Минимальное значение границы 100 85—64 63,9—56,9 41,6—28,3 18 —
I класс        —предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим бытьуверенным в возврате заемных средств;
II класс — предприятия,демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваютсякак рискованные;
III класс — проблемныепредприятия. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получениепроцентов представляется сомнительным; IV класс — предприятия с высоким рискомбанкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторырискуют потерять свои средства и проценты; V класс — предприятия высочайшегориска, практически несостоятельные [13. С.112].
Таким образом, кризис напредприятии может возникнуть на любой стадии деятельности предприятия. Причины могутбыть как внешние, так и внутренние. Для недопущения банкротства и в целяхпредотвращения кризисных ситуаций необходимо вводить антикризисное управление ипроводить диагностику финансового состояния предприятия.
Для диагностикифинансового состояния предприятия в системе антикризисного управленияиспользуются различные отечественные и зарубежные методики, каждая из которыхимеет определенные особенности и недостатки. Различные методики предсказаниябанкротства, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Представляется,однако, что ни одна из методик не может претендовать на использование вкачестве универсальной именно по причине «специализации» накаком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживаниединамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выборконкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, вкоторой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должныподвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.

2. Диагностика финансового состоянияпредприятия в системе антикризисного управления на примере ОАО «Обувная фабрика«Спартак»
 
2.1 Кратка характеристика организациии основных ее показателей
ОАО «Обувная фабрика«Спартак» представляет собой промышленное предприятие, расположенное в центрестолицы Татарстана, которое за почти вековую историю прошло путь от небольшогообувного производства до крупнейшей в России обувной компании, выпускающейежегодно более 300 новых наименований обуви высокого качества.
В 1916 году три казанскихкупца и фабриканта – Шабанов, Зобнин и Жулин на правах пайщиков открыли фирмупо производству обуви «Поляр». Оснащение фабрики состояло из парового двигателяи машин для шитья верха обуви, которой выпускалось 2 вида.
В 1922 году, попредложению рабочих, фабрика «Поляр» получила новое название – «Спартак».
1 августа 1962 года всостав «Спартака» вошла Казанская фабрика детской обуви. В последующие годы комбинатукрупнился за счет еще трех предприятий, входивших в состав местной промышленности:Казанской, Зеленодольской и Чистопольской обувных фабрик. В конце 60-х и начале70-х стали открываться филиалы фабрики в городах Татарстана и других регионов.
В 70-80-е гг. обувнойкомбинат «Спартак» входил в число нескольких предприятий, обеспечивавших обувьювсе население Советского Союза. Объем выпускаемой «Спартаком» продукции в этотпериод достигал 11, 5 миллионов пар обуви в год.
Продукция компании черезразвитую дистрибьюторскую сеть поставляется во все регионы России и страны СНГ.Обувь реализуется также через собственную розничную сеть фирменных магазинов«Спартак». На данный момент сеть включает в себя более 60 магазинов в 23городах России.
Сегодня ОАО занимаетоколо 1% российского обувного рынка. Специализируется на производстве кожанойобуви в средне-низком ценовом сегменте, выпускает около 450 000 пар обуви вгод. Фабрика специализируется на производстве женской, мужской и детской,кожаной и текстильной обуви для всех сезонов года. Кроме того,«Спартак» выпускает военную и специализированную обувь.
Уставный капитал общества составляет 42 861 000 руб. Онразделен на 4 271 500 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 руб. и 14600 привилегированных акций номинальной стоимостью 10 руб.
В масштабах обувного рынка России смножеством операторов и огромным импортом, ни одна компания на сегодняшний деньне имеет доли, равной 1 % и немногие могут похвастать столь динамичноразвивающимся оптом и развитой собственной сетью. Такое положение делапозволяет строить компании «Спартак» довольно смелые, но вполне выполнимыепланы на период до конца 2012года:
— достичь доли рынка равной 1 %;
— расширить розничную сеть до 200магазинов;
— закрепиться на рынках СНГ и выйти намировой рынок.
Достижение целей компании возможно приориентации на следующую стратегию: компания выходит за рамкипроизводства-России-обуви и начинает не только производить, но и закупать дляпродажи, работать не только в России, но и за рубежом, предлагать не толькообувь, но и одежду-аксессуары и т.д.
Фабрика ощутила приближение кризиса ещеосенью 2008г. При производстве продукции всегда нужна финансовая подпитка.«Спартак» — развивающийся ритэйлер со всеми вытекающими кредитнымиобязательствами. К тому же вырос курс доллара, соответственно подорожали икомплектующие: кожа, фурнитура, себестоимость продукции выросла. Было введеноантикризисное управление и, благодаря этому, удалось свести негативныепоследствия финансового кризиса к минимуму.
Основные показателифинансово-хозяйственной деятельности ОАО «Обувная фабрика «Спартак» за2008-2009 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2. Динамикапоказателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Обувная фабрика «Спартак»за 2008-2009 гг.Наименование 2008г. 2009г. Изменение (+,-) Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 969 095 931 193 -37 902 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. -851 933 -816 956 34 977 Валовая прибыль, тыс. руб. 117 162 114 237 -2 925 Коммерческие расходы, тыс. руб. -18 849 -14 272 4 577 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 41 257 39 407 -1 850 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. -42 972 -22 926 20 046 ССЧ персонала, чел. 1 070 984 -86 Среднегодовая стоимость ОППФ, тыс. руб. 317 804 560 433 242 629
Как видно из таблицы 2.за анализируемый период прослеживается тенденция снижения основных показателейфинансово-хозяйственной деятельности предприятия: выручка, валовая прибыль,прибыль от продаж. Так выручка от продажи товаров в 2009 году по сравнению с2008 годом уменьшилась на 37 902 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров вырослана 34 977 тыс. руб. Коммерческие расходы сократились на 4 577 тыс.руб. Убыток отчетного периода составил 22 926 тыс. руб., что на20 046 тыс. руб. меньше убытка прошлого 2008 года. Среднесписочная численностьперсонала сократилась на 86 человек. Среднегодовая стоимость основныхпромышленно-производственных фондов увеличилась в 2009г. на 242 629 тыс.руб. и составила 560 433 тыс. руб. Как видим, ОАО «Обувная фабрика«Спартак» является крупнейшим в России производителем обуви. Такое положениепозволяет строить компании довольно смелые планы, в том числе выход на мировойрынок. Однако с 2008 года фабрика ощутила приближение кризиса. Основныепоказатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия показывают, что предприятиенаходится в убытке, и наблюдается тенденция снижения показателей. За счетповышения себестоимости товаров снизилась выручка от их продажи. Было сокращеноколичество персонала.
2.2 Оценка финансового состоянияпредприятия по методике ФУДН
Российскоезаконодательство четко сформулировало признаки отнесения предприятий к группенесостоятельных (банкротов) на основе расчета и анализа следующих показателей:коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственнымисредствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
По методике ФУДН — финансового управления по делам о несостоятельности (банкротстве) финансовоесостояние предприятия признается удовлетворительным лишь тогда, когда обакоэффициента (Ктл и Косс) имеют значение в пределахнорматива. Выход за рамки норматива хотя бы одного коэффициента считаетсядостаточной причиной, чтобы считать предприятие неплатежеспособным и финансовонеустойчивым [3. С.7].
Для оценки финансовогосостояния предприятия за 2008 и 2009гг. необходимы данные итоговых строкразделов баланса предприятия, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Расчетныепоказатели  ОАО «Обувная фабрика «Спартак» за 2007-2009 гг.Показатель 2007г. 2008г. 2009г. Внеоборотные активы, тыс. руб. 970 074 1 334 466 902 885 Оборотные активы, тыс. руб. 514 045 1 162 804 1 453 208 Собственный капитал, тыс. руб. -27 694 — 70 486 — 93 419 Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 155 123 1 451 011 1 337 850
Произведем расчетпоказателей за 2008 и 2009 года соответственно:
1) Ктл.н =514 045 / 155 123 = 3,31 > 2
Ктл =1 162 804 / 1 451 011 = 0,80
Косс = (-70 486 — 1 334 466) / 1 162 804 = — 1,21
Квп = (0,80 +6/12 (0,8 — 3,31)) / 2 = — 0,23
2) Ктл =1 453 208 / 1337 850 = 1,09
Косс = (-93 419 — 902 885) / 1 453 208 = — 0,69
Квп = (1,09 +6/12 (1,09 — 0,8)) / 2 = 0,62
Результаты представлены втаблице 4.
Таблица 4. Финансовые показателидеятельности предприятия Показатель 2008г. 2009г. Изменение (+, -) Норматив показателя Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) 0,80 1,09 0,29 > 2 Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) -1,21 -0,69 0,52 > 0,1 Коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) -0,23 0,62 0,85 > 1
Как видим из таблицы, наконец 2008 года коэффициент текущей ликвидности равный 0,80 ниже нормы 2.Второй показатель, коэффициент обеспеченности собственными средствами, такжениже нормы (-1,21. Однако наблюдается положительная тенденция по всем показателям(рост на 0,29; 0,52; 0,85 соответственно). Это говорит о некотором улучшениифинансового состояния предприятия, и положительном влиянии введенияантикризисного управления.
Информация, содержащаясяв балансе и формах, прилагаемых к нему, не позволяет сделать исчерпывающиевыводы о характере и устойчивости финансовой, а также хозяйственной иинвестиционной деятельности предприятия. Это обусловливает необходимость приподготовке и обосновании принимаемых Федеральным управлением и еготерриториальными агентствами решений в отношении неплатежеспособных предприятийпроведение углубленного и комплексного анализа деятельности предприятий наоснове дополнительно запрашиваемых данных.
 Решения на основанииданного метода принимаются Федеральным управлением в отношении федеральныхгосударственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доляРоссийской Федерации составляет более 25 процентов.
Подготовка заключений дляарбитражных судов по вопросам оценки финансового состояния предприятий иструктуры их балансов осуществляется в соответствии с данным методом в отношениипредприятий любых форм собственности.
Следует особо отметить,что признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительнуюструктуру баланса не означает признания предприятия несостоятельным(банкротом), не меняет юридического статуса предприятия и не приводит кгражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное органом,уполномоченным на то собственником имущества, состояние финансовойнеустойчивости предприятия. Поэтому нормативные значения системы критериевустановлены таким образом, чтобы обеспечить своевременный контроль зафинансовым состоянием предприятия и осуществление мер по предупреждениюнесостоятельности, стимулируя предприятия к самостоятельному выходу из кризиса.
 
2.3 Диагностика финансового состоянияпредприятия по методике Альтмана
Для диагностикифинансового состояния ОАО «Обувной фабрики «Спартак» воспользуемсямодифицированным вариантом формулы Альтмана (1.3.6.), так как акции данногопредприятия не котируются на бирже. Данные для расчетов возьмем из баланса предприятия(Приложение 1), и отчета о прибылях и убытках (Приложение 2).
Таблица 5. Расчетныепоказатели ОАО «Обувная фабрика «Спартак» № п/п Показатель Значение показателя, тыс. руб. 2008г. 2009г. 1 Оборотный капитал 1 162 804 1 453 208 2 Сумма активов 2 497 270 2 356 094 3 Нераспределенная прибыль — 270 257 — 293 163 4 Балансовая стоимость акций 10 10 5 Операционная прибыль 194 924 269 989 6 Заемные пассивы 2 567 756 2 454 595 7 Выручка от реализации 969 095 931 193
Используя данные таблицы 5,произведем расчет показателей модели Альтмана за 2008 и 2009гг. Результатыпредставлены в таблице 6.
1) X1 =1 162 804 / 2 497 270 = 0,47,
X2 = — 270 257 / 2 497 270 = — 0,11,
X3 =194 924 / 2 497 270 = 0,08,
X4 = 6,10 /2 567 756 = 0,
X5 =969 095 / 2 497 270 = 0,39.
2) X1 =1 453 208 / 2 356 094 = 0,62,
X2 = — 293 163 / 2 356 094 = — 0,12,
X3 =269 989 / 2 356 094 = 0,11,
X4 = 6,10 /2 454 595 = 0,
X5 =931 193 / 2 356 094 = 0,4.
Таблица 6. Факторы дискриминантноймодели Э. АльтманаФактор 2008 год 2009 год X1 (показатель ликвидности) 0,47  0,62 X2 (показатель прибыльности)  - 0,11  - 0,12 X3 (показатель устойчивости) 0,08  0,11 X4 (показатель платежеспособности)  0  0 X5 (показатель активности) 0,39  0,4
Рассчитаем Z-коэффициентпо данным 2008г. и 2009г. соответственно:
Z = 0.717 * 0.47 + 0.847 (- 0.11) +30.1 * 0.08 + 0.42 * 0 + 0.995 * 0.39 = 0.89
Z = 0,717 * 0,62 + 0,847 (-0,12) +3,1 * 0,11 + 0,42 * 0 + 0,995 * 0,39 = 1,07
Значение Z-коэффициентаза оба анализируемых года менее 1,23, следовательно, по методу Э.Альтмана,вероятность банкротства как в 2008г, так и в 2009г. очень высокая. Однаконаблюдается увеличение показателя на 0,18, и приближение его к минимальнодопустимому значению 1,23. Что свидетельствует о положительном влиянии введенияантикризисного управления.
Таким образом, обе моделидиагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисногоуправления привели к одному выводу: ОАО «Обувная фабрика «Спартак» являетсянеплатежеспособным, вероятность банкротства очень высока, но имеется некотораятенденция к улучшению.
К основным факторам, повлиявшим на хозяйственные и финансовыерезультаты деятельности общества можно отнести следующие.
Внешние факторы:
— усиление конкуренции со стороны Российских обувныхкомпаний, которые шьют обувь за пределами России (в основном в Китае);
— сужение рынка поставщиков (качество кож, артикула кож),комплектующие и мех импортные;
— невыполнение договорных обязательств поставщиками посрокам.
— удорожание энергоносителей и транспортных услуг;
— климатические условия;
— сужение рынка комплектующих;
Внутренние факторы:
— компания «Спартак» стала клиентоориентированной, гибко исвоевременно реагирующей на потребности своих клиентов компанией;
— переход на более сложные и технологически трудоемкие модели;
— недостаток оборотных средств (большой объем оборотныхсредств отвлечен на неликвидную готовую продукцию);
— нехватка своих производственных мощностей.
Сравнивая рассмотренныемодели, можно сделать вывод, что оценка финансового состояния предприятия пометодике финансового управления по делам несостоятельности (банкротства) легчев применении, чем западная методика Э.Альтмана, так как используетсязначительно меньше расчетных показателей, требует меньше времени. Однако прииспользовании большего количества показателей деятельности предприятия можнорассчитывать на более точные результаты.
В действительностипредприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым,управленческим). Соответственно, различные методики предсказания банкротства,как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказываютразличные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи,нередко сильно различаются.

3. Основные направлениясовершенствования результатов диагностики финансового состояния предприятия всистеме антикризисного управления
Основной причиной неудачкоммерческих фирм являются кризисные ситуации, возникающие на рынке в связи сизменением конъюнктуры, а также чрезмерные издержки производства продукциииз-за использования устаревшего оборудования, излишних управленческих расходов,брака в производстве, нерационального использования ресурсов.
Достаточно большоеколичество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В этомслучае основными мерами финансового оздоровления таких организаций являетсяреконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностейиспользования в первую очередь внутрихозяйственных резервов [14. С.56].
В условиях кризисной финансовой ситуации восстановлениефинансового состояния предприятия осуществляется поэтапно.
1. Устранение неплатежеспособностиявляется самойнеотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации. Обеспечивается двумяпутями:
— уменьшением размера текущих внешних и внутренних финансовыхобязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших пообъему новых обязательств;
— увеличением суммы денежных средств, обеспечивающихпогашение просроченных и исполнение срочных обязательств [17. С.92].
Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», которыйтребует сокращения размеров текущих потребностей в материально-технических,трудовых ресурсах и т. д.
По данным баланса ОАО «Обувная фабрика «Спартак» наконец 2008и 2009 гг. краткосрочные обязательства составили 1 451 011 и1 337 850 тыс. руб. соответственно. Для сравнения в 2007г. размеркраткосрочных обязательств составлял всего 155 123 тыс. руб.
Цельэтого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устраненатекущая неплатежеспособность предприятия, т. е. объем поступления денежныхсредств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочномпериоде.
2.Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность
организации может быть устранена в течение короткого периода за счет
осуществления аварийных финансовых операций, но если сами
причины неплатежеспособности, будут оставаться неизменными, вскоре организацияснова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранитьнегативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчивостьорганизации.
Восстановлениефинансовой устойчивости организации в среднесрочном периоде происходит какпродолжение реализации новых мер по сокращению потребления финансовых ресурсови увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов [20.С.84].
Меры для сокращения объема потребления финансовых ресурсов:
— закрытие выпуска нерентабельной продукции;
— снижением объема инвестиций в деятельность организации;
— сокращением подразделений аппарата управления;
— сокращением части вспомогательных и подсобныхподразделений;
— обеспечением обновления операционных внеоборотных активов
преимущественно за счет их аренды (лизинга) и др. [19. С.117].
Увеличениепритока собственных финансовых ресурсов может быть достигнуто за счетреализации, например, следующих мер:
— увеличения объема выпуска рентабельной продукции;
— снижения себестоимости выпускаемой продукции;
— оптимизации ценовой политики организации;
— увеличения доли предоплаты за отгружаемую продукцию;
— осуществления рациональной налоговой политики,обеспечивающей минимизацию налоговых платежей;
— проведения ускоренной амортизации оборудования и др. [17.С. 66].
 Цель этого этапа финансовой стабилизации считаетсядостигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия,предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала иобеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т. е. когда потребностьи наличие денежных средств в обороте сбалансированы.
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организацияобеспечила длительное финансовое равновесие в процессе
своего функционирования, создала условия для самофинансирования, развитияпроизводства и устранения старых и возникающих новых угроз финансовомуулучшению результатов деятельности организации.
Финансовая стабильность (равновесие) в длительном периодеобеспечивается целым рядом мер:
— внедрением новых видов рентабельной продукции;
— использованием эффективных видов материальных ресурсов для
снижения себестоимости выпускаемой продукции;
— повышением качества продукции и улучшением потребительскихсвойств выпускаемой продукции;
— ускорением оборачиваемости внеоборотных и оборотныхактивов;
— сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;
 - увеличением объема выпуска за счет обновленияоборудования,
использования новых технологий и др. [15. С.302].
Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительномпериоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия длясамофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечениякредитных ресурсов. Таким образом, в исследуемом предприятии ОАО «Обувнойфабрике «Спартак» необходимо провести следующиемеры:
1. Проведениеассортиментной политики на основе маркетинговых исследований. Выявлениеосновных возможностей повышение доходов фабрики за счет вывода на рынок обувинизкого и средне–низкого ценового сегмента. Выпуск новых коллекций обуви,отличающихся разнообразием моделей и ориентированных на более молодогопокупателя.
2. Ценовая политика.Установление конкурентоспособных цен, что позволит закрепиться в низком ценовомсегменте. Необходимо снижение затрат: транспортных и командировочных,оптимизация затрат на рекламу, управленческих расходов, и т.д.
3. Брендовая политика. По данным исследований, 19% покупателей отмечают,что обувь «Спартак» некрасивая. По оценке покупателей, среди магазинов Казани«Спартак» находится на предпоследнем месте по показателю «качествоассортимента» и является непрестижной маркой для молодой аудитории.
В условиях, когда обувнойрынок в своем росте останавливается, а кредитные ресурсы становятся менеедоступными, «программы развития» откладываются до лучших времен и на первыйплан выходит «операционная эффективность» — извлекать прибыль из того, что естьсейчас (существующая клиентская база в опте, торговые точки в рознице) и изтого, что можно оптимизировать у себя внутри (бизнес — процессы,организационная структура, численность).
В связи с этим приоритетными направлениями в обществе на ближайшуюперспективу являются:
— удешевление обуви:снижение переменных затрат за счет замены используемых компонентов обуви(комбинация материалов), пересмотра цен с поставщиками сырья и материалов,использования заказов на более дешевый пошив обуви на сторонних площадках;
— снижение цеховых иобщехозяйственных затрат за счет оптимизации организационной структуры, процессов,численности персонала;
— сегментация рынка иконцентрация инвестиций в выборочных привлекательных сегментах;
— пополнение товарногозапаса за счет «слива» — закупка массы дешевой обуви для ее реализации черезсвою розницу;
 - снизить потребность взаемных средствах за счет снижения переходящих остатков обуви; снижениядебиторской задолженности;
— переход на кожиотечественного производства;
— смена источника покупаемой/ заказываемой обуви.
Конкретные пути выходапредприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин егонесостоятельности. Поскольку большинство предприятий разоряется по вине неэффективнойгосударственной политики, то одним из путей финансового оздоровленияпредприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных субъектовхозяйствования. Но ввиду дефицита государственного бюджета рассчитывать на эту помощьмогут не все предприятия [21. С.174].
Таким образом, основными направлениями совершенствованиярезультатов диагностики финансового состояния предприятия в системеантикризисного управления являются устранение неплатежеспособности, являющеесянеотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации, восстановлениефинансовой устойчивости, и, что особенно важно, обеспечение финансовогоравновесия в длительном периоде. В условиях кризисной финансовой ситуациивосстановление финансового состояния предприятия осуществляется поэтапно, идостигается реализацией определенных мер.
Необходимо проводить антикризисный маркетинг:совершенствовать ассортиментную и ценовую политику, оперативно реагировать наизменения ситуаций на рынке, определить приоритетные направления на ближайшую перспективу.

Заключение
Кризисна предприятии может возникнуть на любой стадии деятельности данногопредприятия, и под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Типичнымдля кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидацияпредприятия как крайняя форма, или успешное преодоление кризиса.
Длянедопущения банкротства и в целях предотвращения кризисных ситуаций необходимовводить антикризисное управление, которое призвано решать целый ряд задач отдиагностики предкризисного состояния до минимизации последствий кризиса напредприятии.
Кризисную ситуациюнеобходимо диагностировать на самых ранних этапах с целью своевременногоиспользования возможностей ее нейтрализации.
Диагностика финансовогосостояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести работу, даетвозможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции вфинансовом состоянии предприятия. Важно систематически наблюдать за изменениямив системе показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальной ипотенциальной финансовой возможности, располагая при этом объективнымикритериями оценки финансового состояния.
Методические подходы,касающиеся диагностики финансового состояния, разработанные зарубежными ироссийскими авторами, включают в себя несколько (от двух до семи) ключевыхпоказателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Как правило, наих основе в большинстве методик рассчитывается комплексный показательвероятности банкротства. Объективность каждой методики подвержена серьезнойкритике со стороны различных авторов, бухгалтеров и экономистов.
Предприятие подверженоразличным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим). Соответственно, различные методики предсказаниябанкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле,предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при ихпомощи, нередко столь сильно различаются.
Представляется,однако, что ни одна из методик не может претендовать на использование в качествеуниверсальной именно по причине «специализации» на каком-либо одномвиде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменениярезультирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик,очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работаетпредприятие.
Исследуемое предприятиеОАО «Обувная фабрика «Спартак» является крупнейшим в России производителемобуви. Такое положение позволяет строить компании довольно смелые планы, в томчисле выход на мировой рынок. Однако с 2008 года фабрика ощутила приближениекризиса. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятияпоказывают, что предприятие находится в убытке, и наблюдается тенденцияснижения показателей. За счет повышения себестоимости товаров снизилась выручкаот их продажи. Было сокращено количество персонала.
Рассмотренные моделидиагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисногоуправления привели к одному выводу: ОАО «Обувная фабрика «Спартак» являетсянеплатежеспособным, вероятность банкротства очень высока, но имеется некотораятенденция к улучшению. Сравнивая рассмотренные модели, можно сделать вывод, чтооценка финансового состояния предприятия по методике финансового управления поделам несостоятельности (банкротства) легче в применении, чем западная методикаЭ.Альтмана, так как используется значительно меньше расчетных показателей,требует меньше времени. Однако при использовании большего количествапоказателей деятельности предприятия можно рассчитывать на более точныерезультаты.
Информация, содержащаясяв балансе и формах, прилагаемых к нему, не позволяет сделать исчерпывающиевыводы о характере и устойчивости финансовой, а также хозяйственной иинвестиционной деятельности предприятия. Это обусловливает необходимость приподготовке и обосновании принимаемых Федеральным управлением и еготерриториальными агентствами решений в отношении неплатежеспособных предприятийпроведение углубленного и комплексного анализа деятельности предприятий наоснове дополнительно запрашиваемых данных.
Следует особо отметить,что признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительнуюструктуру баланса не означает признания предприятия несостоятельным(банкротом), не меняет юридического статуса предприятия и не приводит кгражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное органом,уполномоченным на то собственником имущества, состояние финансовойнеустойчивости предприятия. Поэтому нормативные значения системы критериевустановлены таким образом, чтобы обеспечить своевременный контроль зафинансовым состоянием предприятия и осуществление мер по предупреждениюнесостоятельности, стимулируя предприятия к самостоятельному выходу из кризиса.
В условиях кризисной финансовой ситуации восстановлениефинансового состояния предприятия осуществляется поэтапно, и достигаетсяреализацией определенных мер.
Основныминаправлениями совершенствования результатов диагностики финансового состоянияпредприятия в системе антикризисного управления являются устранение неплатежеспособности,являющееся неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации,восстановление финансовой устойчивости, и, что особенно важно, обеспечениефинансового равновесия в длительном периоде.

Списокиспользованной литературы
1. Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127 ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)».
2. Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.2004 «Онекоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий».
3. Распоряжение Федерального управления по делам онесостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994г. N 31-р (с изменениями от12 сентября 1994г.)
4. Антикризисное управление: Учеб. Пособие для студентоввузов / под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006. – 271с.
5. Антикризисное управление. Теория и практика для студентоввузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.Я. Захаров идр.]; под ред. В.Я. Захарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009 – 304с.
6. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. ГрязновойА.Г. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2004. — 368с.
7. Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управленияфирмой.- СПБ. Спец. литература — 2006г. -510с.
8. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: практикум/ Л.В. Донцова, Н. А. Никифорова — 2 е изд., перераб. — М.: Издательство «Дело иСервис», 2006. — 144с.
9. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисноеуправление: Учебник для вузов / Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. — 4-е изд.,испр. — М.: Омега-Л, 2007 — 356с.: ил.
10. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисноеуправление: Учебник / Е.П.Жарковская, Б.Е.Бродский. — М.: Омега-Л, 2004. — 336с.
11. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник. 2-еизд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2005 — 620с.
12. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17 –модульнаяпрограмма для менеджеров «Управление развитием организации», Модуль 11 – М.:ИНФРА-М, 2003 – 512с.
13. Криони А.Е. Риск банкротствароссийских малых предприятий и методы его преодоления // Менеджмент 2009, №1 — с. 94-96.
14. Орехов В.И., Балдин К.В., Орехова Т.Р. Антикризисноеуправление: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 540с.
15. Орехов В.И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П… Антикризисноеуправление: Учебник. — М.: ИФРА — М, 2006. — 544 с. — (высшее образование).
16. Основы антикризисного управления предприятиями: учеб.пособие / под ред. Н.Н. Кожевникова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия,2010. — 495c.
17. Пилипчук В.В. Антикризисное управление: учеб. Пособие.Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. — 123с.
18. Самородский В.А., Хлусова И.А. Антикризисное управление.Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. – М.:КОЛОСС, 2008. – 208с.: ил.
19. Семеней А. Проблемы прогнозирования банкротства наотечественных предприятиях // Люди дела XXI. – 2003. — № 36 (март) – 16с.
20. Теория и практика антикризисного управления: Учебник длявузов/ Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева иВ.И. Кошкина. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. — 469с.
21. Финансовый менеджмент в условиях кризиса: опыт компаниймалого и среднего бизнеса / Шуклов, Лев Викторович. — М.: ЛИБРОКОМ, 2010. –234с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.