/>Введение
На мой взгляд, одной из актуальных тем является «денежныйрынок». Это рынок, где покупаются — продаются финансовые средства — деньги,облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируетсяссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В настоящее время денежный рынокявляется важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночнойинфраструктуре является определяющей формой рынка. Дело в том, что несуществует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался нафинансовых весах, не был бы опосредствован финансами и не проходил бы черезденежный рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночногоблагополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг,включая и изменения на рынке средств производства.
Денежный рынок является и самым совершенным рынком.Прежде всего, потому, что обеспечивает практически единую ставку ссудногопроцента не только в каждой данной стране, но и на международном уровне. Наденежном рынке существуют развитая информационная структура и сеть банков,широкий рынок заемных средств и тем самым обеспечивают главное условиесуществования конкурентного рынка в целом — свободный “вход” в него и свободный“выход” из него. Очевидно, что денежный рынок является ключевым элементом врыночной системе. Без развитого денежного рынка рыночная система в целом неможет считаться полноценной. Тем не менее, денежный рынок, является орудиемсовершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны кэтой системе.
Цель данной работы – рассмотрение понятия денежногорынка, его сущности, структуры, а также специфики функционирования. Объектом изученияявляется денежная система, а предметом денежный рынок. Реализация поставленнойцели подразумевает анализ как официальных документов регламентирующих состояниеденежного рынка, так и учебной и общеэкономической литературы. Следуетотметить, что указанные вопросы хорошо освещены в финансовой периодике; самыесовременные данные по проблеме можно получить в глобальной компьютерной сетиИнтернет.
В первом разделе рассматривается понятие денежного рынка,его особенностей и структуры, а также спроса и предложения на нем. В следующемразделе анализируются аспекты современного денежного рынка Украины, а такжепути его совершенствования.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрениеденежного рынка. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
определить понятие денежного рынка;
раскрыть его сущность и структуру;
охарактеризовать спрос и предложение на денежном рынке;
провести обзор денежного рынка Украины ;
Определить направления развития денежного рынка Украины.
/>/>Глава 1. Роль денежного рынка в современной экономике
/>
1.1 Понятие денежного рынка, его сущность и структура
Денежный рынок в общем смысле — это рынок, где обращаютсяденьги как капитал: организованное по законам спроса и предложения движениеденежных ресурсов в обществе. [1; с. 65]
По мнению М.И. Савлука, денежный рынок – «особый секторрынка, на котором происходит купля-продажа денег как специфического товара,формируется спрос, предложения и цена на этот товар». [7; с. 88]
Объектом денежного рынка являются деньги, которыепродаются и покупаются на нем, то есть денежные ресурсы и ценные бумаги. Такимобъектом могут стать только временно или постоянно свободные средства,владельцы которых предлагают их на рынке для получения дополнительной прибыли.Операция продажи денег имеет специфический характер и существенно отличается оттрадиционной продажи на товарных рынках. Продажа денег происходитпреимущественно в форме кредитования. Продавец выступает в роли кредитора, покупатель– в роли заемщика. Операция продажи денег не является эквивалентным обменомодинаковых ценностей, не приводит к потере продавцом права собственности насоответствующую сумму и поэтому должна предусматривать механизм обеспеченияэтого права и возвращения владельцу проданных средств. Этот механизм базируетсяна применении специальных инструментов денежного рынка, которые называютфинансовыми инструментами.
Инструментами денежного рынка являются определенныеносители обязательств покупателей перед продавцами и одновременно носителиправа требования продавцов в деньгах к их покупателям.
Финансовыми инструментами денежного рынка являются различныекраткосрочные ценные бумаги, такие как облигации, казначейские(правительственные) векселя, агентские векселя (Агентства, спонсируемыеправительством, такие как государственное ипотечное учреждение и т.п.), муниципальныевекселя (Городские, сельские, поселковые), коммерческие векселя (юридическихлиц), банковские векселя, акцептированный банковский чек, коммерческие бумаги(ноты), депозитные сертификаты (юридических лиц) и сберегательные сертификаты(физических лиц). А также — краткосрочные кредиты, в том числе межбанковскиекредиты и коммерческие кредиты, и сделки РЕПО — продажа ценных бумаг с условиемобратного выкупа. [1]
Для продавцов все они являются объектами денежных вкладовили финансовыми активами, которые в большей мере продаются и покупаются нарынке. Становясь владельцами финансовых активов, эти субъекты несколькоизменяют свой статус на рынке – они осуществляют продажу финансовых активов, ане покупку денег. Для них объектом рынка становятся эти активы, а деньги толькозанимают свое традиционное для товарных рынков место – посредников в обмене. Сэтой стороны денежный рынок обретает вид финансовых активов или финансовогорынка.
Все виды инструментов денежного рынка можно такжевыделить в такие три группы: ссудные соглашения, включая и депозитные, наосновании которых осуществляются отношения банков с их клиентами относительноформирования и размещение кредитных ресурсов; ценные бумаги, с помощью которыхреализуются преимущественно прямые отношения между продавцами и покупателямиденег; валютные ценности, которые используются во взаимоотношениях междувладельцами двух разных валют. Схема взаимосвязи между объектами иинструментами денежного рынка в общих чертах показана на рис. А1. Изприведенной схемы видно, что навстречу потокам денег, которые направляются отпродавцов до покупателей, перемещаются соответствующие инструменты денежногорынка.
Инструменты денежного рынка сами могут приобретатьспособность к обороту. В большей степени эта способность свойственна ценнымбумагам и валютным ценностям, которые даёт основания выделить соответствующиеучастки денежного рынка в самостоятельные рынки – ценных бумаг и валютный. Вразвитых рыночных экономиках распространена также купля-продажа банковских ссудныхтребований и обязательств, которые дают основания говорить о рынке ссудныхсоглашений как о самостоятельном виде денежного рынка.
Субъектами денежного рынка являются с одной стороны лица,предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной изкатегорий участников рынка являются финансовые посредники — лица, посредствомкоторых денежные средства переходят от лиц, предоставляющих денежные средства,к лицам, получающим денежные средства. Предоставление денежных средств возможнобез финансовых посредников.
В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынкевыступают банки, небанковские кредитные организации, предприятия и организацииразличного типа (юридические лица), физические лица, государство в лицеопределённых органов и организаций, международные финансовые организации и другиефинансово-кредитные учреждения
В качестве финансовых посредников на денежном рынкевыступают банки, профессиональные участники фондового рынка, брокеры, дилеры, управляющиекомпании и другие финансово-кредитные учреждения
Интересы участников денежного рынка состоят в получении доходаот операций с различными финансовыми инструментами денежного рынка. Кредиторыполучают доход в виде процента на ссуженную стоимость. Размер процентаопределяется не величиной стоимости, которую включают в себя купленные деньги,а их потребительской стоимостью – способностью приносить покупателюдополнительный доход или блага, необходимые для удовлетворения личныхпотребностей. Чем больше будет эта способность, и чем дольше покупатель будетпользоваться полученными деньгами, тем большей будет сумма его процентныхплатежей. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионноговознаграждения.
Для изучения механизма функционирования денежного рынкабольшое значение имеет также его структуризация. Вычленение отдельных сегментоврынка можно осуществить по нескольким критериям:
по видам инструментов, которые применяются дляперемещения денег от продавцов до покупателей;
по институционным признакам денежных потоков;
по экономическому назначению денежных средств, которыепокупаются на рынке.
По видам инструментов, в денежном рынке можно выделитьтри сегмента: рынок ссудных обязательств; рынок ценных бумаг; валютный рынок.
Рынок ссудных капиталов – это система экономическихотношений, которая обеспечивает аккумуляцию свободных средств, превращение их вссудный капитал и его перераспределение между участниками процессавоспроизводства.
Валютный рынок – «система финансово-экономическихотношений, связанных с совершением операций купли-продажи (обмена) иностраннойвалюты и платежных документов в иностранной валюте» [16; с. 81]
Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, гдесовершается купля-продажа ценных бумаг.
Хотя в организационно-правовом аспекте эти рынкифункционируют самостоятельно, между ними существует тесная внутренняя связь.Денежные средства могут легко перемещаться с одного рынка на другой, одни и теже самые субъекты могут осуществлять операции одновременно или попеременно накаждом из них. Например, коммерческий банк на рынке долговых обязательств спомощью своих депозитных сертификатов мобилизует средства, которые можетразместить на рынке ценных бумаг или на валютном рынке. И наоборот, средства,вырученные от продажи ценных бумаг, банк может разместить под ссудныеобязательства или на приобретение валютных ценностей.
По институционным признакам денежных потоков можновыделить такие секторы денежного рынка: фондовый рынок; рынок банковскихкредитов; рынок услуг небанковских финансово-кредитных учреждений.
На фондовом рынке осуществляется перемещение небанковскогоссудного капитала, который приводится в движение с помощью фондовых ценностей(акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондов, других финансовыхинструментов продолжительного действия). Значение этого рынка заключается втом, что он открывает широкие возможности для финансирования инвестиций вэкономику. В высокоразвитых рыночных экономиках фондовый рынок являетсяосновным источником финансирования увеличения основного и оборотного капитала впроцессе расширенного воспроизведения. Институционными органами, которыеосуществляют регулирование фондового рынка, являются фондовые биржи.
За экономическим назначением купли денег — денежный рынокразделяют на два сектора: рынок денег; рынок капиталов.
На рынке денег покупаются денежные средства на короткийсрок (до одного года). Эти средства используются в обороте заемщика(покупателя) как деньги, т.е. для приведения в движение уже накопленногокапитала, благодаря чему они быстро высвобождаются из оборота и возвращаюткредитору.
Классическими операциями денежного рынка являютсяоперации из межбанковского кредитования, из учета коммерческих векселей,операции на вторичном рынке с краткосрочными государственными обязательствами,краткосрочные вклады финансово-кредитных учреждений в коммерческих банках икредиты банков этим учреждениям и т.п. Тем не менее, и другие — не финансовые — субъекты втягиваются на рынок денег, когда свои краткосрочные денежные средствавкладывают у банки или передают в распоряжение других финансово-кредитныхучреждений, или же получают от них краткосрочные ссуды или другоефинансирование.
Рынок денег характерный тем, что он очень чувствительныйк любым изменениям в экономике и в финансовой сфере. Поэтому спрос ипредложение здесь весьма непостоянные, а процент как цена денег частоизменяется под их влиянием. Вследствие этого он является наиболее реальныминдикатором конъюнктуры денежного рынка вообще и служит базой формированияпроцентной политики в стране
На рынке капиталов покупаются денежные средства напродолжительный (больше одного года) срок. Эти средства используются дляувеличения массы основного и оборотного капиталов, занятых в обороте заемщиков.
Классическими операциями рынка капиталов есть операции сфондовыми инструментами — акциями, средне- и долгосрочными облигациями,купленными для хранения, долгосрочные депозиты и ссуды коммерческих банков,операции специализированных инвестиционных и финансовых компаний и т.п. Нарынке капиталов могут работать все субъекты денежного рынка — кредиторы,заемщики и финансовые посредники. В частности, банки эмитируют финансовыеинструменты (акции, облигации) для наращивания собственного капитала, а такжемогут покупать чужие фондовые ценности для хранения, инвестируя тем самым своихклиентов.
Характерной особенностью рынка капиталов есть то, чтоспрос и предложение здесь менее подвижны, уровень процентной ставки остаетсяболее стабильным, не так чувствительно реагирует на смену конъюнктуры, как нарынке денег. Это должны учитывать банки в своей процентной политике, с тем,чтобы создать благоприятные условия для инвестирования экономики.
Размежевание денежного рынка на рынок денег и рыноккапиталов имеет довольно условный характер. Ведь заимствование денег на срок доодного года совсем не гарантирует того, что имеющийся в обороте заемщикакапитал не увеличится на протяжении этого срока. И наоборот, заимствование насрок больше года не гарантирует того, что эти деньги не будут использованы дляосуществления коротких платежей и не повлияют на конъюнктуру рынка денег. Темне менее, даже условное размежевание этих рынков имеет важное практическоезначение для их функционирования, поскольку дает возможность их субъектамосуществлять свою деятельность более целеустремленно и эффективно.
/>1.2 Спросна денежном рынке
Спрос на деньги — одно из ключевых и самых сложныхявлений рынка денег. Его изучения оказалось центральной проблемой современнойтеории денег, а успехи в его познании определяли развитие этой теории в ХХ ст.,открывали возможности эффективного регулирования рынка денег через механизмы иинструменты денежно-кредитной политики.
В отличие от обычного спроса на товарных рынках, которыйформируется как поток купленных товаров за определенный период, спрос на деньгивыступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряженииэкономические субъекты на определенный момент. Если такой запас денеграссматривать как элемент богатства, которым владеют экономические субъекты, тоспрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определенную часть своегопортфеля активов (богатства) в ликвидной форме. Если владельцы портфелейактивов отдают предпочтение ликвидной форме, то это будет означать рост спросана деньги, и наоборот. Такой (портфельный) подход к изучению спроса на деньгибыл применен Дж. М. Кейнсом, который назвал свою трактовку спроса на деньгитеорией преимущества ликвидности. [6; с. 175]
Трактовка спроса на деньги как явления остаткаобуславливает существенное отличие его от спроса на доход, который являетсяявлением потока. Спрос на деньги не только, по сути, отличается от спроса надоход, а и имеет относительно самостоятельные источники удовлетворения.
При такой трактовке спроса на деньги это явлениеприобретает важное значения в практике управления денежной сферой. Наличиеспроса на деньги означает, что экономические субъекты будут держать деньги усебя, не «выбросят» на товарный, валютный или фондовый рынки и не нарушатсформированное там равновесие. Поэтому рост спроса на деньги расширяетэкономическую границу эмиссии денег, приведет к повышению уровня монетизацииэкономики.
Относительно целей накопления денег, то они вытекают изсамых функций денег как покупательного и платежного средства и как средстванакопления стоимости (богатства). В первом случае целью является создание запасапокупательных и платежных средств, достаточного для удовлетворения текущихпотребностей экономических субъектов в товарах и услугах. Во втором — накопление денег как капитала, как формы богатства, которая способна даватьвладельцу доход в виде процента. Может быть и третий случай, когда накоплениеопределенных запасов денег подчиняется первой и второй целям одновременно.
Спрос может быть, во-первых, на текущий запас платежныхсредств. Во-вторых, это также спрос на постоянный запас денег как формубогатства, которая предназначена давать дополнительный доход их владельцу. Испрос на продолжительный запас денег для осуществления будущих платежей иполучение дополнительных доходов.
Мотивом спроса на деньги со стороны экономическихсубъектов могут быть трансакционный или операционный мотив, или мотивпредусмотрительности, или спекулятивный мотив.
Трансакционный мотив заключается в том, что экономическиесубъекты постоянно испытывают потребность в определенном запасе денег дляосуществления текущих платежей, чтобы поддержать на надлежащем уровне своеличное и производственное потребление. Эти деньги должны быть в форме,пригодной для их немедленного использования в платеже, т.е. быть в наличии (денежнаяналичность или вклады до востребования). Запас таких денег можно назватьтекущей или операционной кассой. Он создает для владельца значительныеудобства, так как обеспечивает ему надлежащую ликвидность и авторитетплатежеспособного контрагента.
Мотив предусмотрительности сводится к тому, чтоюридическое и физический лица желают иметь запас денег как ресурс покупательнойспособности, с тем, чтобы в любое время иметь возможность удовлетворить своинепредусмотренные нужды или воспользоваться преимуществами неожиданныхвозможностей. Такой запас имеет преимущественно страховое назначение, так какнепредвиденные потребности в денежных затратах обуславливаются преимущественночрезвычайными событиями. А также событиями, которые открывают возможность ихсократить и получить незапланированный доход, когда появляется неожиданная возможностьулучшить свое финансовое положение.
Спекулятивный мотив спроса на деньги состоит в том, чтоэкономические субъекты желают иметь в своем распоряжении определенный запасденег, чтобы при благоприятных условиях превратить их в высокодоходныефинансовые инструменты. А при ухудшении этих условий и появлению угрозыснижения доходности и риска убыточности превратить их в денежную форму, хоть ималодоходную, но не содержащую риска.
Идея спекулятивного мотива спроса на деньги внесена вэкономическую теорию Дж. M. Кейнсом. Она считается самым важным его вкладом втеорию денег вообще. Главное преимущество этой идеи Кейнса состоит в том, чтоона открыла путь к установлению зависимости спроса на деньги и накоплению денегот изменения процента. Признания этой зависимости содействовало осмыслениюшироких возможностей использования процента в практике регулирования денежноймассы, превращению его в центральный инструмент денежно-кредитной политики. [5;с. 104]
Механизм спекулятивного мотива базируется на том, что запасыденег и запасы финансовых инструментов рассматриваются как альтернативные видыактивов (богатства), которые дают не одинаковый доход и содержат в себе неодинаковые риски. Актив в форме денег приносит минимальный (часто нулевой)доход и имеет максимальную защиту от риска. Сохраняя деньги, индивиды теряютдоходы, которые называются альтернативной стоимостью сохранения денег. Чтобы недопустить роста потерь доходов (альтернативной стоимости) в случае повышениянормы процента, индивиды должны уменьшить запас денег, то есть спрос на деньги.
С учетом факторов влияния на спрос формулу его можнозаписать в таком виде:
Объем спроса на деньги = (Y+, P+, R-, B+, I-, O-), ( 1.1)
где Y — реальный объем ВHП;
P — средний уровень цен;
R — уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгамактивы;
B — объем богатства;
І — уровень инфляции;
О — ожидание изменений рыночной конъюнктуры.
Знаки «+», «-», которые стоят рядом с буквами, показываютзависимость изменения спроса на деньги от изменения соответствующего фактора: «+»означает прямую зависимость, «-» обратную.
Зависимость между основными факторами, определяющимиспрос на деньги, четко прослеживается системе координат, где МD – объем спросана деньги, а кривые – сами факторы (Рис Б2.).
По вертикали системы координат отображена норма (в %)ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы, включая норму депозитногопроцента. Изменение этой нормы означает изменение альтернативной стоимостисохранения денег в форме, которая не приносит дохода. По горизонтали отображенобъем спроса на деньги в млрд. грн. Совокупность кривых МD, МD1, МD2 отображаетфункциональное изменение спроса на деньги в зависимости от двух групп факторов:изменения номинального объема ВHП и изменения нормы ожидаемого дохода (то естьальтернативной стоимости сохранения денег). Кривые ТК, ТК1 и ТК2 отображаютизменение текущей кассы.
Зависимость спроса на деньги от номинального объема ВНП(Y) проявляется в смещениях кривой МD влево и вниз в позицию МD1, если Yуменьшается, или вправо и вверх в позицию МD2, если Y увеличивается. В этих случаях,прежде всего, смещается кривая текущей кассы (ТК), которая реагирует лишь наизменения объема Y, о чем свидетельствует ее вертикальное положение. Приуменьшении объема ВHП потребность в текущей кассе будет уменьшаться, ТКсместится в позицию ТК1 и потащит за собой кривую общего спроса МD в позициюМD1. Соответственно при увеличении объема ВHП потребность в текущей кассе будетвозрастать, TК сместится в позицию TК2 и «вытолкнет» кривую МD в позицию МD2.Аналогично может влиять на смену положения кривой МD изменение объемабогатства, которое имеется в распоряжении экономических субъектов..
Зависимость спроса на деньги от нормы ожидаемого дохода(R) проявляется в перемещении его величины непосредственно по кривой МD. Еслинорма дохода возрастет, например с 6% до 10%, то спрос из точки A, какаяадекватна объему 4,0 млрд. грн., переместится в точку Б, которая отвечаетобъему 3,0 млрд. грн., то есть сократится на 1,0 млрд. грн. И наоборот, приснижении нормы дохода, например с 6% до 4%, объем спроса переместится в точкуB, адекватную 5,0 млрд. грн, то есть возрастет на 1,0 млрд. грн. При этомкривая ТК остается недвижимой, так как считается, что трансакционная составнаяспроса не реагирует на смену нормы дохода (процента).
В случае одновременного изменения обоих факторов влиянияна спрос произойдет смещение кривой спроса в новое положение (МD1 ли МD2) исамой точки спроса на новой кривой, что послужит причиной изменения спросаиначе, чем при изменении каждого из этих факторов в отдельности.
Учитывая графическое изображение спроса на деньги четковидно два разных характера его движения. Во-первых, в виде перемещения самойкривой спроса — вверх и вправо или вниз и влево, что свидетельствует обэластичности спроса на деньги от номинального объема валового продукта. Аво-вторых, в виде движения точки спроса по его кривой — вверх и влево или внизи вправо, что свидетельствует об эластичности спроса на деньги от процента идругих ожидаемых доходов на активы.
Эти два вида движения необходимо четко различать, норассматривать, учитывая их взаимосвязь, чтобы получить завершенноепредставление о динамике спроса на деньги.
/>
1.3 Предложение на денежном рынке
Суть предложения денег состоит в том, что экономическиесубъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег,которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот.
На уровне отдельного экономического субъекта предложениеденег взаимодействует со спросом на деньги как его альтернатива. Еслифактический запас денег отдельного лица превышает его спрос на деньги, а этовозможно при росте альтернативной стоимости сохранения денег, то индивид будетпредлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И, наоборот, припревышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на рынке илидругими способами удовлетворять спрос. При повышении уровня процентаэкономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а приснижении — со спросом на деньги.
На макро уровне предложение денег формируется несколькопо-другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могутпредложить на рынок денег больше имеющихся у них запасов денег. Т.е.фактическая масса денег в обороте является естественной границей предложенияденег. Никакие стимулирующие факторы, например, повышение процента, не могутувеличить предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребностьувеличить предложение свыше этой границы, что возможно при росте совокупногоспроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег воборот. Поэтому эмиссия денег рассматривается как повышение предложения денегна денежном рынке, a изъятие денег из оборота — как сокращения предложения денег.
Спрос на деньги изменяется, прежде всего, под влияниемобъективных факторов, которые формируются внутри сектора реальной экономики, апредложение денег имеет преимущественно экзогенный характер. Из этого следует,что только спрос на деньги может быть первичным фактором во взаимодействии спредложением денег. А предложение денег должно в своей динамике постоянноориентироваться на изменение спроса на деньги.
Итак, те факторы, которые определяют изменение спроса наденьги, в конечном счете, определяют границы изменения предложения денег.
Формула предложения денег:
MS = mMб, (1.2)
где MS — предложение денег в виде денежной наличности внебанков и депозитов на текущих счетах;
m — коэффициент денежно-кредитного мультипликатора;
Mб — денежная база.
Изменение предложения денег (MS) может быть вызванодействием факторов, которые влияют на объем денежной базы и на коэффициентмультипликатора.
Поскольку денежная база (Мб) находится под полнымконтролем центрального банка, то объем ее может изменяться вследствие определенныхопераций этого банка — операций на открытом рынке, рефинансированиякоммерческих банков, валютной интервенции.
Изменение коэффициента мультипликатора определяется нетолько решениями центрального банка, a и многими другими факторами, которыедействуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объемпредложения денег. Tакими факторами могут быть изменения нормы обязательныхрезервов; учетной ставки; типичной рыночной процентной ставки; процентнойставки по депозитам до востребования; объема богатства экономических субъектов;тенизации предпринимательской деятельности; состояния доверия к банкам,банковской паники.
Изменение нормы обязательного резервирования вызоветпротивоположное по направлению изменение коэффициента (m) мультипликацииденежной массы, поскольку он определяется по формуле :
m=l/r, (1.3)
где r -норма обязательного резервирования. Поэтому чемнизшей будет норма (r), тем высшим будет коэффициент мультипликации, a значитбольшим будет общий объем денежного предложения, и наоборот.
Изменение учетной ставки влияет на денежную базу. Приповышении учетной ставки уменьшается спрос коммерческих банков на ссудырефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки средств на их корсчетах вцентральном банке, то есть денежная база, сократятся также избыточные резервыбанков и их возможности предоставлять ссуды, a значит и уровеньмультипликатора.
Изменения типичной рыночной процентной ставки влияют напредложение денег по нескольким направлениям. В частности, при росте процентнойставки по займам y коммерческих банков расширяются возможности получать ссудырефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего растет денежнаябаза, банковские резервы и коэффициент мультипликации, что оказывает содействиерасширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшатьсяспрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращатьсямультипликация депозитных денег.
Изменение богатства приводит к изменению соотношениямежду депозитной и наличной составными денежной массы: чем беднее экономическиесубъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме наличности, инаоборот. Но поскольку депозитная составная обуславливает мультипликативныйпроцесс, a наличная — нет, то изменение их соотношения приводит к изменениюобщего объема предложения денег. При росте богатства депозитная составнаяденежной массы возрастет скорее, чем наличная, что усилит мультипликационныйэффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства будет иметьпротивоположное влияние на предложение денег.
Тенизация предпринимательской деятельности обуславливаетизменение структуры денежных запасов в пользу денежной наличности. Этоослабляет мультипликативное увеличение депозитов, поскольку денежная наличностьвыходит из банковского оборота и не используется для целей кредитования.Падение уровня мультипликации уменьшает предложение денег в депозитной форме.Поэтому общее денежное предложение сокращается по мере роста тенизацииэкономики.
Низкое состояние доверия к банкам, банковская паника тожеотрицательно влияют на процесс мультипликативного увеличения депозитов, так каквызывают изъятие денег из депозитов. Увеличение наличной составной денежноймассы не компенсирует потерь депозитной составной, т.к. через мультипликативныйэффект они значительно превышают суммы наличных изъятий.
B условиях усиления недоверия к банкам уровеньмультипликации может снижаться и потому, что банки вынуждены увеличивать своиизбыточные резервы и сокращать кредитование, затем чтобы усилить своюликвидность на случай отлива вкладов.
Итак, общий объем предложения денег сокращаетсяпропорционально падению доверия к банкам, a в период банковских паник такоесокращение становится лавиноподобным, способное парализовать всю платежнуюсистему страны.
Рост процентных ставок по депозитам до востребованияоказывает содействие привлечению банками денежной наличности на текущие вкладыи расширению процесса мультипликации депозитов, вследствие чего повышаетсяпредложение денег.
Изменение предложения денег через колебание коэффициентамультипликации могут вызвать и другие факторы, в частности сезонное увеличениепотребности населения в денежной наличности, которая приводит к уменьшениютекущих депозитов и снижения процесса мультипликации, а значит – уменьшениепредложения денег. В этом случае банки увеличивают избыточные резервы наканунесезонного или любого другого ожидаемого роста отлива вкладов для обеспечениясвоей ликвидности.
Анализ факторов влияния на предложение денегсвидетельствует, что окончательный объем предложения денег формируется усилиямичетырех групп субъектов: центрального банка, коммерческих банков, a такжебанковских вкладчиков и заемщиков. Это делает управление предложением денегдовольно сложной задачей. Чтобы вывести предложение денег на запланированныйуровень, недостаточно просто отрегулировать денежную базу. Для этого нужнотакже обеспечить соответствующий мультипликативный рост депозитов под влияниемвсех перечисленных выше факторов.
Поскольку предложение денег формируется прежде всегобанковской системой, графическое изображение кривой предложения в системекоординат будет зависеть от целей денежно-кредитной политики. Если тактическойцелью этой политики является поддержание на неизменном уровне массы денег вобороте при свободном движении процентной ставки, то кривая предложения денегбудет иметь вертикальный вид. (рис. В1.)
Прямая вертикальная линия, проведенная из точки 20,0,свидетельствует о том, что фактическое предложение денег сложилось на уровне20,0 млрд грн и банковская система планирует поддерживать ее на этом уровненезависимо от изменения процентной ставки. Если будет принято решение при техже условиях увеличить предложение денег до 25,0 млрд грн, то кривая предложениясместится вправо в точку, адекватную 25,0 млрд грн, но останется в вертикальномположении, которое свидетельствует про ее независимость от изменения процентнойставки.
Если денежно-кредитная политика поставит тактическойцелью удержание на неизменном уровне процентной ставки при свободном движенииденежной массы, то кривая предложения приобретет вид прямой, расположеннойгоризонтально (рис В2).
Горизонтальная линия MS проведена из точки 8, онасвидетельствует о том, что предложение денег (точка A) должно изменять своеположение влево или вправо на горизонтальной прямой MS (в зависимости отизменения спроса на деньги) так, чтобы удерживать процентную ставку на уровне8%. Если же целью монетарной политики будет установлено поддержание процентнойставки на уровне 10%, то линия предложения денег переместится вверх в точку 10,но сохранит горизонтальное положение.
Смещение предложения денег (точка A) на обоих уровнях внаправлении, необходимом для удержания ставки процента на неизменном уровне (8%ли 10%), центральный банк может обеспечить продажей ценных бумаг на открытомрынке. В этом случае предложение денег уменьшится. Или их покупкой, врезультате чего предложение денег увеличится.
Кривая предложения денег может приобрести вид наклоннойлинии (рис Г1), если денежно-кредитная политика предусматривает увеличениемассы денег. В таком случае одновременно изменяется и масса денег, и нормапроцента.
Выбор тактической цели денежно-кредитной политики исоответствующей ей кривой предложения денег зависит от конкретной экономическойситуации в стране и тех факторов, которые обусловили изменение спроса наденьги, соответственно которой банковская система должна откорректироватьпредложение денег. Если, например, рост спроса на деньги вызван ростом цен, то,чтобы не спровоцировать развитие инфляционного процесса, целесообразнозафиксировать массу денег на уровне, который сложился, без регулированияпроцентной ставки. В этом случае кривой предложения денег целесообразно придатьоднозначно вертикальное положение (рис.В2). Если спрос на деньги уменьшается,например, под влиянием ускорения оборота денег вследствие усовершенствованиятехнологий межбанковского перемещения денег, то, чтобы защитить реальнуюэкономику от нежелательного влияния изменения процентных ставок, их уровеньцелесообразно зафиксировать, a массу денег оставить прежней. Этой ситуациибудет отвечать горизонтальная кривая предложения денег.
/>Глава2. Современный денежный рынок Украины
/>
2.1 Анализ аспектов денежного рынка Украины
Стремление Украины стать полноправным членом ЕвропейскогоСоюза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом «критериевконвергенции», установленных ЕС для своих членов и которым должнасоответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членомЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС являетсяподдержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что оченьважной частью его монетарной политики является стратегия поведениястран-кандидатов в члены.
Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамкахЕвропейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежноймассы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга другихэкономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБпринимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен врамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процессаприсоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия «критериямконвергенции» или основных показателей экономического развития страны).Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровнястабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (запоследний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляциине менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильностьцен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможностьприсоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета,которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга кВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых приприсоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов,соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении какминимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и,соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвироватьнациональную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.
Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значенияреального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровнядефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах креальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинальногоВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объемапроизводства. Соответственно, он не может быть базой для определения такогооценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса овступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицитагосударственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне госдолга, непревышающего 60% ВВП).
Динамика реального и номинального ВВП, и уровня индексапотребительских цен (ИПЦ) в Украине представлен в табл. Д1
Как видно из данных табл. Д1, относительно уровня ИПЦпредыдущего года, то в 2009 году он достиг 112,3 % и в 2010 году имееттенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарнойполитики ЕС.
Уместно отметить, что безудержное наращивание наличнойденежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицитагосударственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 годаприблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличиинеприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссииналичных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежныхбилетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, которыйможет быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета,и на частичное покрытие внешнего государственного долга.
Практически вся номинальная стоимость выпущенных вобращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход НБУ который, всоответствии со статьей 5 Закона Украины «Про НБУ» [22], все своисвободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета,возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно,заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становитсясовершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы,приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело кснижению покупательной способности гривны (табл. Е1).
Как видно из данных табл. Е2, покупательная способностьгривны с момента ее ввода в обращение снизилась почти втрое, в чем проявляетсябезудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики объемареального производства) и, соответственно, безудержный рост цен (рост инфляции).Вместе с тем, каждый дополнительный процент инфляции в совокупности «съедает»больше миллиарда гривен в реальных доходах населения. При таких условияхстановится очевидным, что безудержный рост инфляции в Украине существенноснижает не только покупательную способность ее национальной валюты – гривны, нои покупательский спрос ее населения, который итак недопустимо низкий (табл. 1.3).
Как видно из данных табл. Е2, размер минимальнойзаработной платы (не говоря уже о пенсиях) в Украине до 2008 года был нижеофициально установленного правительством прожиточного минимума. При этом, еслив 2000-2002 годах, минимальная заработная плата не обеспечивала и 50 %прожиточного минимума, то в 2006 году, она обеспечивала более 50% прожиточногоминимума, обеспечивая в 2007 году уже 90,2 % минимального прожиточногоминимума. Что касается прожиточного минимума в 2008 году установленного науровне 605 грн. в месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством странывсего на 2 гривны (в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года).Здесь необходимо отметить, что данный прожиточный минимум, установленныйправительством Украины, не соответствует медицинским нормам существованиячеловека, лишь поддерживая жизнь последнего.
Как видно из данных табл. 2.1 средняя номинальнаязаработная плата по стране в два – два с половиной раза выше минимальнойзаработной платы. Однако, фактический прожиточный минимум все же выше среднейноминальной заработной платы в стране и почти втрое выше официальноустановленного прожиточного минимума. В результате такой социальной политикиправительства, при которой минимальная заработная плата ниже прожиточногоминимума (а прожиточный минимум не соответствует нормам жизни человека), доляосновного официального дохода (именно, с которого и взимается налог в бюджет)населения – заработная плата в его текущих расходах, непрерывно снижается(табл. 2.1).
Таблица 2.1
Соотношение текущих расходов населения (оплаты товаров иуслуг) и номинальной оплаты труда в Украине в 1996-2008 гг. [10]Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Текущие расходы населения (млрд. грн.) 34,9 41,8 59,0 77,8 153,6 180,7 222,3 306,8 385,7 Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Оплата труда (млрд. грн.) 26,2 30,7 42,3 56,4 78,9 94,6 117,2 160,6 205,1 То же, в % к текущим расходам 75,0 73,4 71,7 72,5 51,4 52,3 52,7 52,3 53,2
Как видно из данных табл. 2.1, удельный вес оплаты трудав текущих расходах населения к началу 2008 г. составлял только 53,2 %. Это означает, что население Украины на организованном рынке труда не может обеспечитьпокрытие своих текущих расходов и вынуждено либо уезжать на заработки в другиестраны, либо искать на неорганизованном рынке Украины источник покрытия своихтекущих расходов (необлагаемый налогом), которые, к тому же, из-за непрерывногороста цен, также растут.
Уместно отметить, что снижение покупательского спросанаселения и покупательной способности гривны, рассмотренное выше, создаётденежному рынку Украины серьезные трудности во всех отраслях экономики станы и,прежде всего, в банковской системе и страховой деятельности, так как резкоснижается их ресурсная база. Это выражается в том, что, несмотря на рост общеймассы вкладов в денежной массе, из-за низкого уровня оплаты труда подавляющейчасти населения Украины, не имеющего временно свободных средств и,соответственно не может создавать вклады, так же как и страховать своюдеятельность, жизнь и имущество.
Анализ валютного рынка Украины показал, что еенациональная валюта привязана к доллару США в связи с чем, экономика страныдолларизирована. Именно поэтому, говоря о курсе гривны, как правило,подразумевают ее курс именно к доллару США (табл. 2.2), несмотря на то, что НБУустанавливает курс гривны практически ко всем валютам Классификатораиностранных валют НБУ.
Таблица 2.2
Официальный валютный курс гривны к доллару США в 1996-2008гг. (по состоянию на конец года, гривен за 1 доллар США) [10]1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 1,76 1,90 3,42 5,22 5,43 5,30 5.33 5.33 5,30 5.35 5.05 5.05 7.70
Как видно из данных табл. 1.5, курс гривны к доллару СШАс момента ее выпуска в обращение возрос к началу 2008 года почти в пять раз (с1,76 до 7.70 гривен за 1 доллар США). Это свидетельствует о том, что покупательнаяспособность гривны в 5 раз снизилась, причем не только к товарам, но и квалютам и, в частности, к курсообразующей валюте – доллару США. И дело неменяется от того, что НБУ снизил в начале 2007 года курс доллара до 4,85 гривенза доллар (аналогично предыдущему снижению курса доллара в гривнах до 5,05),искусственно повысив ценность (покупательную способность) гривны.
Заслуживает внимания тот факт, что формирование НБУофициального валютного курса гривны отлично от порядка установления курсоввалют в рамках ЕС, в котором ни для каких валют курсы не фиксируются. Что жекасается Украины, то для основной курсообразующей валюты – доллара США –применяется практика фиксирования валютного курса, хотя для других валют ихкурсы формально формируются под влиянием спроса и предложения на валюту. Однакотак как валютный рынок Украины регулируемый, то, соответственно, и курсы валют,регулируемые и не отражают их истинного уровня.
Уместно отметить, что наличие такой прослойки населенияУкраины как те, кто уехали на заработки, возникло в связи с низким уровнем какпрожиточного минимума, так и уровнем минимальной заработной платы. Именно украинские«гастербайтеры» способствовали усилению долларизации экономики Украины, так какони по разным оценкам ежегодно пересылали (и пересылают) а Украину от 10 до 50млрд. единиц иностранной валюты (в долларовом эквиваленте), что позволило НБУпополнять свои золотовалютные резервы за счет интервенций на межбанковскомвалютном рынке Украины.
Интервенции были основным источником роста международныхрезервов, объем которых с начала 2007 года увеличился на 10,2 млрд. дол. США(на 45,9 %), и по состоянию на 01.01.2008 г. международные резервы составлялипочти 32,5 млрд. дол. США. В 2008 году золотовалютные резервы НБУ уменьшилисьна 2,8%, или на 918,79 миллиона долларов. С начала 2009 года (в январе-мае)золотовалютные резервы НБУ уменьшились еще на 11,9%, или на 3751,46 миллионадолларов с 31543,33 миллиона долларов. Но уже в мае золотовалютные резервыНационального банка увеличились на 13,5%, или на 3 297,14 миллиона долларов,составив на 31 мая 27791,87 миллиона долларов.[14]
Такая динамика состава и структуры международных резервовУкраины позволяет сделать вывод о том, что НБУ испытывал и испытывает внастоящее время значительные трудности, обусловленные недостаточностьюисточников покрытия международной ликвидности, что и принуждает НБУ формироватьмеждународные резервы именно в свободно-используемых валютах, привлекаемых имза счет интервенций на внутреннем валютном рынке Украины. Это означает, что дляформирования основной суммы (более 95 %) своих международных резервов всвободно-используемой валюте, НБУ необходима соответствующая гривневая масса,которую он и выпускает без учета динамики роста объема реального ВВП и темпов ростаинфляции.
Подводя итоги следует сказать, что в 2009 годуденежно-кредитная политика осуществлялась в сложных условиях экономического ифинансового кризиса и направлялась на скорейшее преодоление ее последствий.Значительное снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, свертываниеиностранных инвестиций, существенное затруднение доступа к внешним финансовымресурсам, необходимых для реформирования экономики, вызвало падениепроизводства, экспорта, уменьшения всех видов доходов, особенно валютных, обусловилотрудности с наполнением бюджета, превышение спроса на иностранную валюту над еепредложением.
Это в начале года спровоцировало девальвационныепроцессы, ажиотажные настроения у населения по покупке валюты и изъятия средствиз банковской системы, что отразилось на ее ослаблении, уменьшении кредитованияэкономики, сокращении золотовалютных резервов Национального банка.
Падение ВВП составил в I квартале 2009 г. 20,3%, во II квартале — 18%, промышленное производство за семь месяцев сократилось на 30,4%,экспорт уменьшился на 48,5%. Уровень безработицы на конец июля составлял 2,2%.Чистый приток внешних инвестиций в Украину за семь месяцев сократился в 2,9раза, а приток иностранных займов по кредитам и облигациям, который наблюдалсяв прошлом году (10,2 млрд. долл.), сменился их оттоком в настоящем (- 4,5 млрд.долл.). Превышение бюджетных расходов над полученными доходами за первоеполугодие возросло до 9,6 млрд. гривен. Инфляция остается на высоком уровне — за семь месяцев индекс потребительских цен вырос на 8,5%. [2]
На декабрь 2009 года на валютном рынке Украины официальныйкурс гривны к доллару США составлял 798.50 грн. за 100 долларов США. Этоговорит о снижении на 0.41 коп. (-0.05%).Официальный курс гривны к евро выросна 45.7 коп. (3.84%) и 31.12.2009 составлял 1144.8893 грн. за 100 евро. Официальныйкурс гривны к российскому рублю вырос на 0.04 коп. (1.36%) и 31.12.2009составлял 2.6402 грн. за 10 российских рублей.
Объем операций на межбанковском валютном рынке Украины(купля и продажа в долларовом эквиваленте) составлял 15546.4 млн. долл. США. ИнтервенцииНБУ на валютном рынке Украины (сальдо) составили минус 96,8 млн. долл. США (вдолларовом эквиваленте). Средневзвешенный наличный курс гривны по операциямбанков Украины к: доллару США (за 100 единиц): покупка — 795.8301, продажа — 801.2496; евро (за 100 единиц): покупка — 1161.1242, продажа — 1173.8729.
Объем операций на денежном рынке Украины (купля и продажаиностранных валют за гривну в долларовом эквиваленте) составлял — 3150.9 млндолл. США, в т.ч.:
объем валюты, купленной банками у населения — 1114.8 млн.долл. США;
объем валюты, проданной населению — 2036.1 млн. долл.США.
Mеждународные резервы, всего (по оперативным данным) — 26505,1 млн. долл. США.[3]
К сожалению, основные экономические показатели Украины внастоящее время очень далеки от тех «критериев конвергонтности»,которые предъявляет ЕС к странам, желающим стать его членом. Это проявляется, впервую очередь, в наличии постоянно растущих цен в Украине, рост которых, на нашвзгляд, в основном зависит от наличия дефицита государственного бюджета инепрерывно растущего внешнего государственного долга, относительную величинукоторых к ВВП невозможно определить из-за отсутствия абсолютных данных ореальном объеме ВВП. К тому же, как показал анализ, НБУ наращивает денежнуюмассу, не учитывая динамики реального объема ВВП, что усугубляют инфляцию итяжким бременем ложится на плечи населения. Соответственно население, из-занедопустимо низкого уровня минимальной заработной платы, установленногоправительством и не обеспечивающего покрытия законом установленного жепрожиточного минимума (не соответствующего медицинским нормам жизни человека),вынуждено либо искать работу на неорганизованном внутреннем рынке труда в своейстране, либо уезжать на заработки за рубеж. Понятно, что в обоих случаях бюджетнедополучает значительной суммы поступлений, а украинские «гастербайтеры» пересылаютзначительные суммы иностранной валюты (прежде всего долларов США) в Украину,способствуя, тем самым, долларизации экономики страны, которая не позволяет НБУэффективно использовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономикидля поддержания ценовой стабильности.
/>/>2.2 Направления развития денежного рынка в Украине
Основные принципы денежно-кредитной политики на 2010 годучитывают тенденции развития отечественной экономики и денежно-кредитной сферы,предусматривают комплекс переменных индикаторов финансовой сферы и систему мермонетарной политики, направленных на обеспечение стабильности национальнойденежной единицы, содействие восстановлению экономики и устойчивости банковскойсистемы.
Меры денежно-кредитной политики с начала 2009 года были направленына сдерживание значительных колебаний валютного курса и сбалансированиявалютного рынка, обеспечения экономики платежными средствами, стимулированиевосстановления кредитования, а также введение мероприятий по повышениюнадежности функционирования банковской системы.
Среди основных мер по стабилизации ситуации на денежномрынке необходимо отметить активную политику интервенций, внедрение механизмавалютных аукционов, замену норматива риска общей открытой валютной позициибанков на лимиты предельных значений открытой валютной позиции, совершенствованияпроцедуры получения иностранных кредитов и т.д. Для обеспечения надлежащегоуровня ликвидности, увеличение кредитования экономики и поддержки банковпроводилась гибкая политика рефинансирования с совершенствованиемсоответствующих механизмов, снижалась учетная ставка, был определен и началреализовываться порядок рекапитализации банков с участием государства и другиемероприятия.
Осуществляемая антикризисная политика имела международнуюподдержку, что обеспечило получения очередных траншей кредита Международноговалютного фонда, часть которых направлялись на финансирование дефицитагосударственного бюджета. Также эта поддержка позволила частично сдерживатьуменьшение международных резервов Национального банка.
Не удалось восстановить объемы кредитования экономики науровне, достаточном для поддержания процессов восстановления экономическогороста. Действия Национального банка были ограничены необходимостью выполнениязакона о бюджете в части финансирования его дефицита. Главным каналом выпуска вобращение средств оставался кредитный, через который было выпущено в обращение59% от общего объема средств. Через канал валютного рынка происходилопреимущественно их изъятия. Как следствие объем чистой кредитной эмиссииостался почти неизменным, а монетарная база выросла на 1,4%. В то же времяденежная масса сократилась на 8,5%.
В 2010 году макроэкономические условия проведенияденежно-кредитной политики будут находиться под воздействием общемировыхтенденций, связанных с последствиями финансового кризиса 2008 — 2009 годов. Пооценкам международных финансовых институтов мировая экономика 2010 года войдетв стадию умеренного роста, что будет связано с результатами принятия вэкономически развитых странах антикризисных мероприятий и необходимостьюусиления государственного вмешательства и контроля. Прогнозируется рост мировойэкономики на уровне 2,5%. Такие ожидания создают для Украины условияпостепенного восстановления внешнего спроса на продукцию отечественногоэкспорта. Однако темпы его роста в 2010 году еще не будут иметь значительногоускорения. С другой стороны, длительный период предыдущего снижения внутреннегоспроса, что сопровождалось уменьшением доходов населения, сокращением объемовпромышленного производства, инвестиций в основной капитал на фоне повышения ценпо базовым товарным группам импорта (в т.ч. энергоносителей), формироватьоснову также и для сдерживания темпов роста импорта. Ожидается, что в следующемгоду дефицит счета текущих операций платежного баланса может составить 0,1% отВВП. Также будет продолжаться отток средств по счету операций с капиталом ифинансовых операций, хотя и в меньших объемах, чем в 2009 году. Объем плановыхплатежей по прямым и гарантированным государством долгом в следующем годусоставит не менее 2,3 млрд. долл. США, а за частным долгом — более 18 млрд.долл. США. [3; с. 5]
Указанные внутренние и внешние условия оставляютзначительные риски развития денежно-кредитной сферы в следующем году,большинство из которых будут находиться за пределами прямого влияния монетарныхинструментов и механизмов денежно-кредитной политики. Наиболее опасным можетоказаться неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках по основным товарным группамукраинского экспорта. Существенно влияют на колебания спроса и предложения нарынке уровень сбалансированности государственного бюджета, определениеособенностей его расходной части, источников финансирования бюджетногодефицита. Внешние условия потребуют от экономики страны диверсификации основныхфакторов формирования ВВП, направленной, прежде всего на стимулированиеразвития внутреннего рынка преимущественно в направлениях, связанных сдеятельностью в агропромышленном комплексе.
Стабилизация финансового рынка и ожидаемая активизацияразвития внутреннего рынка будет создавать условия для постепенноговосстановления инвестиционных процессов с повышением роли внутренних инвестицийв стимулировании развития реального сектора экономики. Влияние на внутренниецены существенной девальвации обменного курса гривны, которая состоялась втечение кризисного периода, будет компенсироваться увеличением насыщенностивнутреннего рынка товарами отечественного производства и уменьшением уровнядоходов населения, которые наблюдались в 2009 году.
Главной целью денежно-кредитной политики в 2010 году и вдальнейшем в соответствии с Конституцией Украины будет оставаться обеспечениестабильности денежной единицы, что является основой для обеспечениясбалансированного экономического развития, повышения уровня занятости иреальных доходов населения.
В среднесрочной перспективе внутренние аспектыстабильности гривны рассматриваться в контексте содействия обеспечению ценовойстабильности, главным критерием которой будет служить динамика индексапотребительских цен. Вместе с тем эта задача предполагает не только достижениеопределенных инфляционных ориентиров, но и создание фундаментальных предпосылокдля поддержания стабильной низкой инфляционной среды на долгосрочной основе иобеспечение устойчивости денежной единицы к воздействию различныхдестабилизирующих факторов.
Внешние аспекты стабильности денежной единицы в условияхусиления гибкости обменного курса гривны будут рассматриваться не столько сточки зрения удержания обменного курса гривны в определенных пределах, сколькос учетом необходимости обеспечения таких условий и параметров функционированиявалютного сегмента рынка, которые не имеют негативного влияния наинвестиционные решения и ожидания экономических агентов, не провоцируютформирование и углубление макроэкономических, валютных рисков. Такие критериибудут обеспечиваться за применения режима гибкого обменного курса, которыйбудет отражать соотношение спроса и предложения на валютном рынке Украины.
Применение гибких механизмов курсообразования иметьследствием постепенную утрату обменному курсу статуса якоря денежно-кредитнойполитики, а курсовая динамика подчиняться задачей нивелирования внешних рисковстабильности денежной единицы. Такие подходы не исключают осуществленияНациональным банком меры по сглаживания резких курсовых колебаний.
Прогнозируемый характер динамики внешней стоимостиденежной единицы будет обеспечиваться за счет прозрачности и транспарентностифункционирования валютного рынка (через усовершенствование правил и процедурработы на нем); создание и усовершенствование механизмов хеджирования валютныхрисков; совершенствования комплексной системы мониторинга валютных рисков инедопущение формирования дисбалансов, связанных с осуществлением операцийкапитального характера в иностранной валюте; сбалансирования валютных активов ипассивов банковской системы; приведения обязательств населения в иностраннойвалюте в соответствие с их валютных доходов; последовательного и системногоосуществления мер по дальнейшей либерализации валютного рынка на основе четкоопределенных принципов, подходов и этапности; принятия мер, направленных наснижение уровня долларизации экономики.
В перспективе внешняя устойчивость денежной единицыдолжна базироваться на устойчивом повышении конкурентных преимуществнационального производства и эффективности конечного использования егопродукции. Это предполагает активизацию структурной политики, основные элементыи направленность которой должны предусматривать постепенный переход к новымтехнологических укладов с увеличением доли добавленной стоимости в структуреотечественного производства.
Национальный банк в пределах имеющихся полномочийпринимать меры по обеспечению стабильности банковской системы, ее развития иустойчивости к воздействию внутренних и внешних шоков. Активно будутиспользоваться предоставленные законодательством полномочия по регулированиюэкспорта и импорта капитала с целью снижения валютных рисков, которые берут насебя субъекты хозяйствования и государство в целом.
Одновременно будут создаваться превентивные механизмыпредотвращения возникновения кризисов в будущем. Национальный банк будетпринимать меры по улучшению функционирования финансового сектора, нивелированиерисков и адекватного реагирования на внутренние и внешние шоки, выработкамеханизмов работы в случае возникновения чрезвычайных условиях. Для обеспеченияэффективной работы по вопросам содействия финансовой стабильности и обеспеченияфинансовой стойкости Национальный банк Украины на основе изучениямеждународного опыта в этой области в сотрудничестве с Правительствоминициировать внесение соответствующих изменений в законодательстве.
В принятии монетарных решений Национальный банк преждевсего будет опираться на прогноз развития реального сектора экономики,платежного баланса и финансового рынка, который будет делаться на основаниитщательного анализа широкого спектра макроэкономических, бюджетных и монетарныхпоказателей, их взаимосвязи и влияния на стабильность гривны с учетом возможныхизменений в тенденциях в будущем. На основании рассмотрения прогнозных оценокразвития будет определяться необходимость в принятии соответствующихрегулятивных мер. Применение гибких механизмов курсообразования предопределитнеобходимость повышения эффективности процентных рычагов монетарногорегулирования. Дальнейшее усиление действенности процентной политики такжеопределяться состоянием фондового рынка (который является ключевым элементомпроцентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики) итемпами его посткризисного восстановления. Использование предложенных вышеподходов к проведению денежно-кредитной политики в среднесрочном периоде будетспособствовать как преодолению актуальных вызовов, так и созданию надежныхмакроэкономических и монетарных оснований для обеспечения стабильностинациональной денежной единицы в долгосрочной перспективе.
С учетом причин и последствий кризисных проявлений 2008 — 2009 годов для обеспечения стабильности национальной валюты и снижения темповинфляции в 2010 году ключевое значение будет иметь обеспечение устойчивости денежнойсистемы.
В связи с возникшей ситуацией Национальный банк Украиныуточнил порядок практического применения норм закона о преодолении последствийфинансового кризиса (№1533-VI), которые устанавливают ограничения накредитование физических лиц в иностранной валюте. Запрет использованияиностранной валюты для кредитования определенной категории заемщиковраспространяется на все операции по предоставлению кредитов (в том числе вформе кредитной линии или кредита овердрафт по карточным счетам), которыеосуществляются в период с 24 ноября 2009 года по 31 декабря 2010 года. ТакжеНБУ признал все кредитные карты, выданные в инвалюте, недействительными.Держателям валютных кредиток предложат конвертировать долги в гривневые.
Национальный банк Украины будет продолжать принятие мерпо финансовому оздоровлению банков и стабилизации их работы. Улучшение качествакредитного портфеля будет способствовать повышению уровня капитализации банков.Для повышения финансовой устойчивости банков Национальный банк Украиныусиливать мониторинг осуществления банками дополнительной капитализации, будетстимулировать банки к улучшению качества управления рисками, совершенствованиекредитных процедур, будет обеспечивать взвешенные подходы к вопросу оприменении к банкам мер воздействия, уделять внимание контролю за недопущениемпровоцирования кредитных и экономических циклов с чрезмерной кредитнойэкспансией и дальнейшим резким обесценением активов. Одновременно будутприниматься меры по содействию процессам консолидации в банковском секторе.Особое внимание будет уделяться мониторинга параметров внешнего, в том числекорпоративного, контроля по притоку и оттоку капитала и недопущению усилениярисков краткосрочного спекулятивного капитала. Национальный банк в своейдеятельности учитывать современные мировые тенденции в изменении методологии ив реформировании международных стандартов банковского надзора и финансовогорегулирования. Стабилизация работы банков позволит им повысить кредитнуюподдержку процессов восстановления экономического роста. Неожиданныекраткосрочные разрывы в ликвидности, которые могут в этом случае возникать,будут покрываться за счет применения механизмов рефинансирования, регулярныйдоступ к которым будет обеспечиваться на прозрачных и равных для всех банковусловиях. Поддерживая ликвидность банков на должном уровне Национальный банкодновременно тщательно отслеживать инфляционные риски, осуществляя принеобходимости мобилизационные операции и регулировать при необходимости процессрасширения денежного предложения из-за изменения требований к формированиюбанками обязательных резервов.
Национальный банк исходит из того, что главные резервывосстановления активной кредитной деятельности банков находятся в плоскостивозвращения в банковскую систему средств, которые были изъяты вкладчиками впериод экономического и финансового кризиса. Это будет способствоватьвосстановлению доверия населения к банковской системе как через активноеучастие в усовершенствовании системы гарантирования вкладов в Украине, так ичерез сотрудничество с правительством в вопросах обеспечения стабильнойдеятельности рекапитализированных банков.
Стабилизации ресурсной базы банков и усилениюуправляемости денежно-кредитного рынка будут способствовать меры по развитиюбезналичных расчетов, распространение использования специальных платежныхсредств, внедрение новых технологий и расширение спектра операций, координацииусилий банков по созданию унифицированной инфраструктуры и реализациисопутствующих проектов в социальной сфере.
Национальный банк будет поддерживать тесноевзаимодействие с Правительством в вопросах согласования денежно-кредитной ифискальной политики, в том числе в части воздействия на состояние денежногорынка выпуска внутренних обязательств.
Также Национальный банк активно сотрудничать справительством в вопросах развития финансового сектора и обеспеченияустойчивости финансовой системы.
В период нестабильности в экономике и решение задач попреодолению последствий финансового кризиса весомой остается рольколичественных показателей объема денежного предложения. Взвешенноерегулирование объема монетарной базы позволит Национальному банку, с однойстороны, своевременно реагировать на монетарные риски усиления инфляционного идевальвационного давления, а с другой — оказывать содействие в пределахкомпетенции стабильности финансовой системы посредством обеспечения на рынкенеобходимого объема ликвидности. Такие подходы соответствуют принципамстабилизационной программы «Стенд-бай», которая поддерживается Международнымвалютным фондом. Предусмотренные ею монетарные критерии эффективности помонетарной базой и чистыми международными резервами использоватьсяпромежуточные ориентиры денежно-кредитной политики.
Влияние на монетарные и финансовые процессы обеспечиваетьсяза счет проведения соответствующей процентной политики, приоритетной задачейкоторой в условиях послекризисного восстановления экономики будет созданиестимулов для возвращения вкладов в банковскую систему и ограничениядевальвационного давления на валютном рынке. Поддерживаться режим гибкогообменного курса, который будет отражать соотношение спроса и предложения на денежномрынке Украины. Вместе будут сглаживаться резкие курсовые колебания гривны запроведения планомерных валютных интервенций, учитывая лимиты использованиямеждународных резервов и поддержание их на безопасном уровне[4].Улучшениефункционирования денежного рынка Украины будет происходить путем:
совершенствование правил работы на нем участников рынка исоблюдения четких принципов и процедур;
создания и постоянного улучшения механизмов хеджированиявалютных рисков;
усиление работы по мониторингу валютных рисков,совершенствование механизмов контроля и противодействия спекуляциям,недопущение формирования других дисбалансов, связанных с осуществлениемопераций капитального характера в иностранной валюте;
оптимизации механизмов взаимосвязи между спросом нанациональную и иностранную валюту, которая должна предусматривать направлениегривневых потоков прежде всего в реальный сектор экономики, весомыми рычагамичего должны выступать инструменты финансовой политики.
Для обеспечения определенных указанных задач Национальныйбанк будет использовать существующие институциональные механизмы и операционныерычаги, придерживаясь среднесрочных ориентиров, обеспечивая последовательностьи прозрачность политики, органично сочетая независимость в выполнении главнойконституционной функции по согласованности своих действий с макроэкономическимии финансовыми мерами других органов власти. Совершенствоваться системакоммуникаций с общественностью, имея целью через детальное разъяснение целейденежно-кредитной политики и мер по их достижению получать общественнуюподдержку своих действий и формировать на рынке позитивные ожидания.
/>Заключение
В данной курсовой работе было определено, что денежно-кредитнаяполитика является важнейшей составной общей экономической политики государства.Соответственно Закону Украины «О Национальном банке Украины» функцииизменения и реализации денежно-кредитной политики положены на Национальный банкУкраины, который формулирует общие основы, определяет методы и конкретныеинструменты ее реализации, разрабатывает соответствующие нормативные иинструктивные документы, а также осуществляет контроль над выполнением этихинструкций уполномоченными банками.
Ныне денежный рынок Украины находится в стадиипреодоления негативных последствий мирового экономического кризиса 2009 года.Он оказал существенное воздействие для дестабилизацию денежного и кредитногорынков Украины.
В данной курсовой работе были сделаны следующие выводы отом, что индекс потребительских цен имеет тенденции к росту, однако наращиваниеобъема денежной массы путем эмиссии привело к инфляции, вследствие чегопокупательная способность гривны снизилась. На данный момент инфляция в Украиневсе еще на высоком уровне. Несмотря на то, что размер минимальной заработнойплаты на данный момент уже достиг уровня установленного минимальногопрожиточного минимума, фактический прожиточный минимум превышает установленный.Исходя из этого, заработная плата в текущих расходах снижается. В результатенизкого уровня оплаты труда происходит снижение покупательского спросанаселения, несмотря на рост общей массы вкладов в денежной массе. Монетарныеиндикаторы развития денежно-кредитной сферы в 2010 г., определены в соответствии с основными прогнозными макроэкономическими показателями на 2010год, предусматривают темпы роста монетарной базы на уровне 9-13%.
Национальный банк Украины испытывает на данный моменттрудности, связанные с недостатком источников покрытия ликвидности. С этимсвязаны попытки привлечения денежных средств путем интервенции и эмиссии,которая производится без учета необходимых факторов экономики.
Были сделаны следующие выводы о том, что денежный рынокУкраины, становление которого началось вместе со становлением независимостистраны, всё ещё не достиг стабильности. Развитие денежного рынка нашегогосударства часто подвержено конъюнктурным сиюминутным тенденциям и изменениям,которые влияют на его состояние не всегда эффективно. Обзор денежного рынкаУкраины, проведенный в данной курсовой работе показал, что без проведенияэффективной, согласованной и вдумчивой кредитно-денежной политики, безоптимизации методов управления Национального банка Украины невозможно добитьсяулучшения экономической ситуации в стране.
Национальный банк Украины продолжает регулировать денежно-кредитныйрынок, несмотря на условия крайне негативного влияния финансово-экономическогомирового кризиса. Национальный банк проводит взвешенную и гибкуюденежно-кредитную политику, поддерживая ликвидность банковской системы,нивелируя инфляционное и девальвационное давления.
При таких условиях, Украина сможет в течение ближайшихлет достигнуть тех показателей («критериев конвергенции»), которыепредъявляются к странам, желающим стать членами Евросоюза. А такжеиспользование методов и инструментов денежно-кредитной политики может оказыватьсодействие дальнейшему сбалансированию денежного рынка, отладке действенногоконтроля над деятельностью коммерческих банков, а также укреплениюфинансово-кредитной и банковского систем государства в целом.