Реферат по предмету "Религия и мифология"


Функции иконы

Икона в Церкви, в государственной, общественной иличной жизни
Лепахин В. В.
Нужноли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело вРоссии такого всеохватывающего значения, как икона, и ни один другой видискусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь, какикононопись. Мы полагаем, что во всей полноте оценить значение и роль иконы,глубину и широту ее влияния на церковную, государственную, общественную иличную жизнь русского человека, даже на его ментальность, на формирование егоэстетических взглядов и предпочтений невозможно без разработки функциональногоаспекта в иконоведении. В связи с этим мы предлагаем выделять и различатьследующие взаимосвязанные между собой функции иконы.
Догматическаяфункция. Одной из главных, основных функций иконы является догматическая. В нейможно выделить два аспекта: 1) догматическое обоснование иконы ииконопочитания, 2) догматика на иконе.
1.Церковное учение об иконе и иконопочитании есть синтез православногобогословия, своеобразная «summa theologiae» определенного периода. Иэто не преувеличение. VII Вселенский Собор констатировал, что иконоборчество всвоих суждениях, в своих «анафематизмах» в адрес иконопочитанияповторило главные тезисы почти всех ересей, отвергнутых предыдущими ВселенскимиСоборами. Итак, за иконой стоит вся православная догматика, выработанная напротяжение многих столетий на семи Вселенских Соборах и в писаниях СвятыхОтцов.1
2.Другой аспект указанной функции состоит в следующем: как конкретно проявляетсядогматика на иконах? – Это во многом зависит от особенностей темы, содержания,сюжета той или иной иконы. Самый яркий пример – икона Пресвятой Троицы. Онавозникла как живописное свидетельство описанного в Ветхом Завете события –приход к Аврааму и Сарре Господа в образе трех путников, трех мужей, трехАнгелов (Быт.18:1-33). Вначале эта икона носила название «ГостеприимствоАвраама», и на ней были изображены не только Ангелы, но Авраам, Сарра,слуга, закалывающий тельца для обеда, а стол перед Ангелами был уставленпосудой. И вот со временем через ряд промежуточных этапов (с особымсовершенством и полнотой под кистью прп. Андрея Рублева) изсвященно-исторического изображения гостеприимства Авраама она сталадогматической иконой Троицы. На иконе остались три Ангела, а на столе – лишьодна чаша с главой жертвенного Агнца. Так икона потеряла«историчность» и стала невербальным церковным образом, адекватнымсловесной формуле троичного догмата. Боговдохновенность творения прп. АндреяРублева состоит именно в том, что икона в красках, линиях и композиции идеальноявляет главный христианский догмат, делает его зримым, показывает его красоту инеизмеримую глубину.2
Вероучительнаяфункция. Догматическая функция иконы определяет характер следующей функции –вероучительной. Если догматическая функция иконы сосредоточена на задаче«во что веровать», то вероучительная – «как веровать», какпонимать тот или иной христианский догмат, то или иное евангельское событие.3Требование догматической чистоты и ясности, предъявляемое к иконе, возлагаетбольшую ответственность на иконописца. Церковный художник должен заботитьсяпрежде всего о догматической стороне того, что он изображает, о соответствиииконы учению Церкви. Иконопись должна сознавать свое высокое догматическоезначение и учить красками так же и тому же, чему Церковь учит словом.
Вероучительнаяфункция иконы обуславливает и даже требует тесной взаимосвязи между словеснымобразом и живописным иконным. Главный источник Откровения, из которого человекузнает о Боге, – Священнное Писание. Именно Священное Писание содержитсловесные образы, которые дают человеку представление о Боге. О взаимосвязисловесного и изобразительного, иконописного образа писал еще в IV веке свт.Василий Великий: «Что повествовательное слово передает через слух, тоживопись показывает молча через подражание». Позже на это мнение ВасилияВеликого неоднократно ссылался прп. Иоанн Дамаскин: «Дело изображения ислова – одно», «образ, нарисованный красками, родствен начертанномусловом». Уравнивание в правах словесного и живописного образов предъявляетстрогие требования к иконному образу. Икона должна выражать те же самые истины,но на другом языке – на языке линий, красок, композиции, изобразительныхсимволов. На иконе должно быть не индивидуальное понимание или видениехристианской Истины, а соборное, церковное, святоотеческое учение о ней.Словесная формула и живописный образ не должны приходить в противоречие, носвидетельствовать об одном.4
Познавательнаяфункция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1)информативно-повествовательный, 2) собственно познавательный, гносеологический.
1.В первые века Христианства и особенно в западной половине Римской империи иконапонималась нередко как «книга для неграмотных», во всяком случае наЗападе эта функция считалась едва ли не главной. VII Вселенский Соборутверждает: «иконы необходимы для того, чтобы те, которые не знаютПисания, на стенах могли читать то, чего они не могут читать в книгах». Невсе христиане умели читать книги, тем более богословские, икона же способнасвоими линиями, красками, символами излагать людям то же самое церковноеучение, которое выражено словом. Эта функция иконы играла в свое время важнуюроль, ведь икона, а вместе с ней мозаика и фреска, в соответствии с тремясвоими жанрами наглядно рассказывали о главных христианских догматах, о главныхсобытиях Священной Истории, показывали образы святых, т.е. тех, кто своейжизнью во Христе засвидетельствовал истинность Христова учения и дал пример дляподражания.
2.Два мира – видимый и невидимый, мир сей и Царство Небесное – имеют между собойнастолько принципальные отличия, что их непосредственная встреча невозможна.Явление Божественной Сущности во всей чистоте, силе и славе было бы губительнодля видимой эмпирической реальности и для человека. В силу своейдушевно-телесной природы человек не может познавать Бога непосредственно. Адамв раю общался с Богом и видел Его. Грехопадение воздвигло между Богом и человекомнепроходимую преграду. Впервые после грехопадения увидеть Бога возжелал пророкМоисей. Но узреть Лик Божий – Его сущность, естество, природу – человекуневозможно, видеть он может лишь «задняя» (Исх.33:20-23) и «какбы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12), видеть тень, образ,т.е. нечто доступное непосредственному чувственному восприятию. И познаватьБога человек может лишь благодаря Божественным энергиям, которые излучаетестество Божие. Икона (естественная, словесная, изобразительная) – необходимоеусловие самой возможности Боговедения и Богообщения. Божественная энергияявляет себя через икону, нисходит к человеку, чтобы затем возвести его кПервообразу. Икона есть плод и источник невербального, внепонятийногоБоговедения.5
Свидетельскаяфункция. Св. апостол Иоанн в самом начале первого Послания особенноподчеркивает, что он не просто говорит о пришествии Спасителя, носвидетельствует о Нем, поскольку видел Его. «О том, что было от начала,что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали рукинаши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, ивозвещаем вам сию вечную жизнь», – пишет Апостол (1Ин.1:1-2). Сын Божийвоплотился, Его видели апостолы и ученики; и не только видели, но и «осязали».Сын Божий – Образ Бога невидимого – явился на земле в видимом богочеловеческомобразе, стал описуем и изобразим. Боговоплощение фактически положило началоиконе и иконописанию. Икона есть свидетельство воплощения Бога Слова, аиконопочитание есть особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения.6
Проповедническаяфункция. Очевидно, что между иконой и проповедью существует взаимосвязь: иконавыполняет важную функцию проповеди христианского, православного учения, апроповедь в свою очередь нередко становится вербальной иконой святого,праздника или догмата. В этом смысле можно говорить об иконе как о безмолвной,невербальной, «неизглаголанной» проповеди, а о проповеди – как ословесной иконе. Эту функцию, как и некоторые другие можно рассматривать внескольких аспектах, в данном случае в трех: 1) икона как проповедь, 2)проповедь как словесная икона, 3) проповедь об иконе или икона в проповеди.7
Храмоваяфункция. В этой функции иконы можно выделить также три аспекта: 1) храм какикона, 2) икона в храме,8 3) икона как «основательница» храма.
1.Храм понимается православным богословием иконично. Традиционный древнерусскийхрам, унаследованный от Византии, называется по своим зодческим принципамкрестовокупольным: план его сознательно устроен с соблюдением двух символическихфигур – круга (символа Божией вечности) и креста (главного символаХристианства). Но также крестовокруговую форму имеет и алтарь. Крест в алтареобразуется линией, идущей от апсиды к солее, и поперечной линией, идущей отжертвенника через престол к диаконнику. Круг же ясно просматривается примысленном соединении полукружия алтарной апсиды и полукружия амвона. В точкепересечения линий креста в алтаре стоит святой престол, на котором совершаетсявеликое Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Сам ГосподьИисус Христос невидимо восседает на престоле во время совершения Литургии. Вэтом смысле алтарь является иконообразом Царства Небесного, иконой ГорнегоИерусалима.
2.Икона в храме – это прежде всего иконостас, который является одной из важнейшихсимволических частей храма. Иногда его называют алтарной преградой. Преждевсего, вслед за о. Павлом Флоренским повторим, что иконостас – не преграда, аснятие преграды, и потому он открывает и раскрывает, а не закрывает; оннераздельно и неслиянно соединяет, а не разъединяет. Флоренский пишет:«Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, иосуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимсярядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небеснойславы, и возвещающих тайну… Иконостас есть сами святые… Вещественныйиконостас не заменяет собой иконостаса живых свидетелей и ставится не вместоних, а лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием наних. Направленность же внимания есть необходимое условие для развития духовногозрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаряглухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мывидим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними – живых свидетелейБожиих. Уничтожить иконы – это значит замуровать окна...».
3.Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохииконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы,святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. ВДревней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма.В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайнеймере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяныбогородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский,Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский,Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можнозначительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнутонесколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения БожиейМатери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря.Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честьчудотворных икон действует 76 церквей.
Богослужебнаяфункция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужениии 2) богослужение как икона.
1.Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только вЛитургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту,только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только вЛитургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в нейона обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единствос другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничнойиконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздники икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы,покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник илинапоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этомбогослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно.
2.Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можнорассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебныециклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельныебогослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории отсотворения мира до Страшного Суда.9
Антропологическаяфункция. Христианская антропология основывается на сотворении человека пообразу и подобию Божию (Быт.1:26). Слово «икона» встречается уже впервой главе Священного Писания: «И рече Бог: сотворим человека по образуНашему...» (Быт.1:26). В Новом Завете слово «икона» неоднократноупотребляется по отношению к воплотившемуся Слову. Согласно апостолу Павлу,Господь Иисус Христос «есть образ Бога невидимаго» ( Кол.1:15;ср.1Кор.11:7; 2Кор.4:4). Нельзя не обратить внимания на особенности«богословия образа» у святого Апостола. Если Адам сотворен только«по» образу Бога Отца, то Христос Сам есть этот Образ Бога невидимого.Адам, следовательно, сотворен по предвечному Первообразу – Сыну Божию ИисусуХристу.
ОбразБожий, к очищению которого должен стремится человек, конкретно проявляется втеле и в лике, и иконописец, пишущий святого, призван изобразить иконолик, а нелицо, духовное иконотело, а не тело физическое, написать просветленнуюиконоплоть, а не дебелую земную плоть. Это призвание и поныне остаетсясверхздачей для любого иконописца.
Богословскаяфункция. Эта функция обобщает и фокусирует в себе предыдущие функции, преждевсего догматическую, вероучительную, познавательную, богослужебную иантропологическую. В процессе развития иконопочитания и теории образа понятие«икона» становится важнейшим богословским термином, и в этом мы видимеще одну важную, если не важнейшую, функцию иконы. По мнению некоторых немецкихученых уже с IV века в византийском богословии «логос-теология»сменяется «икон-теологией» – богословием церковного образа, вчастности, иконы. К этому утверждению следует отнестись осторожно (особенно кдатировке), но то, что богословие образа заняло заметное место в византийскомбогословии еще в доиконоборческую эпоху, невозможно отрицать. Богословие первыхвеков христоцентрично и логосно, главным объектом догматических споров являлосьВторое Лицо Пресвятой Троицы – воплотившийся Логос, Богочеловек Иисус Христос.Со временем же в христианском богословии все большее значение получает проблемацерковного образа, иконы. И тут в центре также остается Иисус Христос, но ужене только как воплотившийся Логос, но как Образ Бога невидимого (2Кор.4:4; ср.Кол.1:15).
Богословскаяфункция иконы помогает понять, насколько универсален в Православии церковныйобраз, насколько важна икона и в богословии, и в Боговедении, и в мировидении,и в богослужении, и в церковном искусстве, насколько глубок производный отслова «икона» термин «иконичность». Неиконичное – предмет,явление, событие, действие – Православие как бы «выталкивает» из себякак инородное, даже чужеродное тело. И это не простой традиционализм иликонсерватизм, не забота о формальной вероисповедной чистоте, но стремление кчистоте онтологичной. Все, что не иконично, не онтологично, т.е. синергийно несвязано с Богом, не имеет первообраза в Царстве Небесном, все это нечистометафизически, греховно и, главное, разрушительно для иконичного, в итоге – длявсего православного, христианского. Неиконичное не восходит само, а потому неспособно и возводить к Первообразу. Поэтому, в некотором смысле мы можемговорить о паниконичности православного богословия, православного богослужения,православного мировосприятия и православного искусства.10
Историческаяфункция. Сказания о прославленных чудотворных иконах – Владимирской,Смоленской, Знамение, Тихвинской, Казанской, Феодоровской, Донской, Иверскойикон Божией Матери – тесно связаны с историей русской Церкви, с историей Руси,русского государства. «Как и прежде, – пишет иеромонах Филадельф, –ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери. Тихвинская иконахранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская иСмоленская ограждают землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияетлучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А вцентре России сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистомЛукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое Семейство».Чудотворные иконы не только ограждают, но и освящают страну, освящают ееисторию, поэтому, может быть, точнее было бы говорить о священно-историческойфункции.
Всвое время Д.С. Лихачев тонко заметил, что «летопись времен АндреяБоголюбского… строилась как цепь чудес Богоматери». Но даже поверхностноеизучение летописных сказаний о чудотворных иконах (и упоминаний об иконахвообще – перенесение, написание, поновление, чудеса) приводит к выводу, что нетолько ранние летописи, но русское летописание вообще в одном из аспектов можнорассматривать как историю чудотворных икон, а сказания об иконах, в своюочередь, – как исторический и историософский источник. Бесспорно, историячудотворных икон – это история России.
Воинскаяфункция. Историческая функция тесно связана, как это видно на примереВладимирской иконы Богородицы, с военной, с воинской. Сказания о чудотворныхобразах повествуют, как в течение долгих веков иконы спасали страну отпорабощения, иконы защищали крепости от нашествия врагов, от нападения соседей,от междуусобиц, иконы предупреждали о грозящей военной опасности. Знаменитыедревнерусские святыни брали с собой в военные походы 11; перед сражениемслужили перед ними молебны, а после битвы приносили благодарственные молитвы,приписывая победу не своей силе и воинской доблести, а заступничеству ипокровительству чудотворных икон. Иконы спасали города и крепости от нашествийи осады. Здесь можно напомнить роль иконы Смоленской Богоматери – в защитеСмоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска сМосквой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери – в победе наКуликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году вцарствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери – в неоднократныхпобедах над шведскими войсками; Казанской – в изгнании из Кремля интервентов вСмутное время; иконы Знамения – в защите Новгорода от суздальских дружин, апозже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской– в победе над турецким войском в 1675 году; Каплуновской иконы Божией Матери впобеде Петра I над шведами; Касперовской – в Крымской войне 1853-1855 годов изащите Одессы.
Напоминательнаяфункция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) онтологический и 2)психологический. Об обоих видах напоминания говорили еще Отцы VII ВселенскогоСобора.
1.Как уже говорилось вначале, на иконе изображается ипостась Богочеловека ИисусаХриста, в которой нераздельно и неслиянно соединены два естества – Божественноеи человеческое. Благодаря этому единению, икона становится двуединством образаи Первообраза. Поэтому иконные изображения, как отмечалось на Соборе,«служат напоминанием о первообразах и возводят к ним», т.е. иконавместе с напоминанием возводит ум человека к божественным первообразам, к Богу.Напоминание (или воспоминание) – носит онтологический, реальный,богочеловеческий характер.
2.Однако, было бы совсем неверно полностью отрицать наличие и психологическогоаспекта в этой функции. Верующие почитают иконы, говорится в материалах VIIВселенского Собора, «для напоминания себе и запоминанияпервообразов». Одной из важных христианских добродетелей является память оБоге. Человек должен жить, сознавая постоянное присутствие Божие. Красный уголв доме служил всегдашним напоминанием о Боге и Его святых. Он был окном в небо,окном в Царство Божие, где пребывают Господь, Матерь Божия и святые, поэтомукрасный угол или киот с иконами, стоявший в красном углу, называли божницей.Иконы напоминали человеку о Боге, о святых, о Царстве Небесном не только вдоме, но практически повсюду. Красный угол с иконами и лампадой был вофициальных учреждениях, в больницах, в магазинах, лавках, ресторанах, втюрьмах.
Посредническаяфункция. В понимании иконы как посредника есть также два аспекта: 1)онтологический и 2) психологический.
1.Апостол Павел в Послании к Тимофею пишет: «Един Бог, един и посредникмежду Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1Тим.2:5). Апостол неслучайно подчеркивает в этих словах вочеловечение Христово, принятие им образачеловеческого, плотского, потому что только благодаря этому Он сталПосредником. Икона же есть онтологичный образ Посредника. Антиномичноебогочеловеческое двуединство иконы делает ее границей между двумя мирами –видимым и невидимым. Икона одновременно окно и дверь. Как окно икона открываетвозможность Боговедения; как дверь икона является местом таинственного, нореального, можно сказать реально-мистического схождения в мир сей Христа,Богородицы или святого. Икона – это место встречи Бога и человека, этонисхождение Божие и восхождение человеческое. Здесь эта функция тесно смыкаетсясо свидетельской, напоминательной, а также молитвенной и чудотворной функциями.
2.Другой аспект – посредничество между людьми. В Евангелии от Матфея Господьговорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Мф.18:20). Вот эту функцию посредника и как бы заместителя выполняла икона.Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол,крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедшийздоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: «Честь да место– Господь над нами – садись под святые», т.е. в красный угол под иконы.Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином.Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно,но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном,нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка:«Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет».
В«Сборнике Кирши Данилова» и Соловей Будимирович, и Дюк Степанович, иИлья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Иван Годинович, и МихайлаИванович Потук и другие богатыри, заходя в гридню князя Владимира, прежде чемпоклониться ему и его супруге, не забывают помолиться на иконы. Обычно,рассказывается об этом в следующих словах:
Приходилже тут Добрыня Никитич млад,
Онмолится Спасову образу,
Кланеетсякнязю Владимеру и княгиге Апраксевне,
Навсе четыре стороны...
Инаоборот, автор былин, не забывает отметить, что «татарин», посланныйКалин-царем и вбежавший в гридню князя, «Спасову образу не молится».
Родовая,семейная функция. Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная сего появления на свет. Наречение имени новому члену семьи состоятельные людиотмечали написанием так называемой «мерной» – по росту новорожденного– иконы, на которой изображался тезоименитый святой покровитель младенца. Притрудных родах роженицу клали под иконы, в доме зажигали все лампады и свечиперед иконами. Близкие молились перед иконами Богоматери, св.Анастасии-Узорешительницы, Ангела Хранителя и других особо почитаемых святых облагополучном появлении на свет и здравии матери и младенца. Кроме мернойиконы, иконы святого покровителя, имя которого носил человек, семейных людейсопровождали по жизни «благословенные» образа, т.е. иконы полученныеот родителей с благословением на брак. Образами благословляли молодых несколькораз. Вначале при сговоре, т.е. после успешного сватания при предварительномдоговоре о приданом, затем перед венчанием и последний раз во время свадьбы навторой день, как это описывается в «Домострое». Кроме того молодыевсю жизнь хранили в красном углу венчальные образа, которыми их благословлялсвященник во время совершения обряда венчания в церкви. Часто благословенныеобраза были и венчальными. Видное место занимали иконы и в росписи приданого заневестой. Роспись всегда начиналась с перечисления икон, которые родителидавали за дочерью. Всегда на первом месте стояли иконы и в завещаниях, в томчисле царских. Сохранившиеся документы XIV-XV веков – завещания великих князейМосковских Иоанна Иоанновича, его сына св. блгв. кн. Димитрия Донского, ВасилияДимитриевича, – а также записи более поздних веков, завещания многих бояр,единогласно свидетельствуют об этом.
Хозяйственнаяфункция. Нельзя не обратить внимания на то, что икона играла заметную роль вхозяйственной жизни русского народа, святой и его икона освящали трудземледельца, животновода, ремесленника, икона придавала священный смыслхозяйственной деятельности вообще; труд на благо семьи, страны становилсятрудом во имя Божие. Приведем только несколько примеров проявления этой функциииконы. После отела хозяка вносила теленка в дом, клала на стол в красный уголпод иконы, трижды читала молитвы и лишь после этого относила на солому в угол удвери. В праздник Благовещения (25 марта) икону Богородицы ставили в кадку сзерном, предназначенным для посевной, и молились о богатом урожае. Молитве обурожае льна и овса мог быть посвящен второй день Пасхи. Тогда по селу носилизапрестольный крест и икону Богородицы. Икону ставили на лен, а горсть овсасыпали ей «в глаза». Икону ставили в кадку с зерном и непосредственноперед севом.
Какизвестно, св. Георгий является покровителем не только земледелия, но искотоводства. Обычно скотину выгоняли в поле первый раз в день его церковногопразднования 23 апреля. В этот день все хозяева молились перед иконойвеликомученика и в храме (обязательно следовало поставить свечу перед иконой),и дома. После Литургии народ выходил на улицу с иконами и вставал по сторонам.Между двумя рядами икон по этой «святой иконной улице» и прогонялискот. В других губерниях перед первым выгоном обходили двор с иконой св. Георгия,иногда шли за коровой с иконой святого покровителя до самого пастбища.
Святойапостол Петр был рыбаком и потому считается покровителем рыбного промысла.Особенные молитвы возносились ему в Петров день 29 июня – память первоверховныхапостолов Петра и Павла. Поставить обычную свечку перед иконой апостола в этотдень казалось мало, и в некоторых губерниях рыбаки покупали в складчину большую«мирскую свечу». 1 августа – память прпп. Зосимы и СавватияСоловецких – наступал праздник пчеловодов: пробовали мед нового сбора. Попреданию именно прпп. Зосима и Савватий устроили первые пчельники на севереРуси. Иконы их стояли во всех пчельниках. «Без Бога – ни до порога, а безЗосимы-Савватия – ни до улья», – сложили поговорку пчеловоды. И такие своисвятые покровители были практически у всех видов хозйяственной деятельностирусского крестьянства. К помощи иконы на Руси прибегали практически во всехслучаях жизни: при пожаре, эпидемии, засухе, долгой дождливой погоде,наводнении, когда не помогали молитвы, «поднимали» чудотворную икону,т.е. выносили из храма и совершали крестный ход с иконой по городу, вокругдеревни или на поле, где служили молебен перед ней.
Прикладнаяфункция. В этой функции мы бы выделили три аспекта. Первый касается писаниясамой иконы как произведения живописи, второй – изготовления появившихся позжеокладов и других предметов, «окружающих» икону, третий – торговлииконами.
1.Без сомнения икона вызвала к жизни целую отрасль как высокого, так иприкладного искусства. Важным и самостоятельным ремеслом считался выбор иподготовка иконных досок; этим занимались древоделы. Особым ремеслом было иприготовление левкаса – иконного грунта. Его делали из порошка мела илиалебастра и мездряного, осетрового или другого рыбьего клея. Важной иответственной частью иконного ремесла считался перевод на левкас рисунка. Этимзанимался знаменщик: он снимал прориси с древних икон, он делал рисунки дляновых икон, он делал новые переводы со старых, обветшавших переводов илиподлинников, он переводил рисунок на залевкашенную доску. Золочение считалосьтакже отдельной и ответственной операцией и нередко этим занимались особыемастера. Конечно, ответственнейшей частью работы всегда оставалось само писаниеиконы. «Доличники» писали иконные горки, палаты, воды, деревца, а«личник» писал лики, обнаженные части рук и ног. Здесь было важноискусство приготовления красок. У иконописцев была своя детально разработаннаятерминология. В недавно изданной книге Н.А.Замятиной собрано ипрокомментировано около 700 единиц специальной лексики иконописцев, из нихразличные обозначения красок составляют по нашим подсчетам около 180 единиц.Особой и ответственной операцией было олифление иконы.12 Варить олифу считалосьтакже ответственным делом. Каждый мастер имел свои секреты. Известно, что СимонУшаков, уже будучи главой Иконописной мастерской в Оружейной палате взял насебя эту обязанность, составив свои рецепты, но, правда, скоро от этогоотказался.
2.Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства,которые «обслуживали» икону. Появление иконостаса стало стимулом дляразвития искусства деревянной резьбы. Пятирядные русские иконостасы (конец XIV– начало XV веков) дали толчок для появления резьбы, все более богатой иусложненной по своему характеру и рисунку, вплоть до того, что резьбаиконостасов со временем стала «подавлять» иконопись. Современныеисследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы впочитании святынь. Риза – не обязательная, но неотъемлемая (там, где она есть)часть иконы. Вспомним Есенина: Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризахобразá… Одной из главных примет Руси у Есенина выступают заключенные воклады-ризы иконы. Без сомнения икона дала толчок для развития исовершенствования таких видов и технических приемов ремесленного искусства какчеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть(эмаль), гравировка по серебру или меди и др. Оклады икон, как уже говорилось,часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством.Очень рано на Руси появились резные по дереву иконы. Вместе с ними получилираспространение иконки резаные по камню (использовали сердолик, агат, оникс,перламутр, жадеит, ляпис-лазурь, змеевик-стеатит, жировик, кость, глинистыйсланец, шифер). Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, ив качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья иискусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Итак, иконабесспорно сыграла свою заметную роль в развитии прикладного искусства и на этомосновании мы можем говорить об особой функции иконы – прикладной.
3.К этой же функции иконы мы отнесли бы и торговлю иконами. По свидетельству«Стоглава» уже в середине XVI века на Руси были особые иконные рядына рынках и ярмарках.13 Церковный Собор, проявляя заботу о качествеиконописания, повелел в торговых рядах собрать продающиеся там иконы«немастерского письма», выяснить, кто их писал и запретить темиконникам писать до тех пор, пока не научатся у «добрых мастеров».Итак, иконные ряды были не только местом продажи икон, но и удобной формойконтроля за качеством иконописания, хотя далеко не все иконы проходили черезспециализированные лавки или торговые ряды. Широкое распространение иконпородило, как известно, целое сословие бродячих торговцев церковными образами –офеней. Это было действительно замкнутое сословие со своим кругом интересов, сосвоими обычаями, негласными законами и даже со своим языком.14 Свою опасную ине совсем удавшуюся попытку сблизиться с офенями, проникнуть в их мир в 1855году описал замечательный этнограф С.В.Максимов.
Священно-эмоциональнаяфункция. Икона должна укреплять веру в человеке. «Когда взираем нанаписанный образ Христова подобия, – писал прп. Максим Грек, – то исполняемсярадости духовной, видя Его, Владыку, изображенным в том плотском виде, в какомон благоволил пожить с людьми, и от того исполняемся страха Божия и памятуемчудеса, которые Он сотворил, живя на земле». Человек есть душевно-телесноесущество, он нуждается в пище не только для духа, но и для своих чувств.Материальные изображения не являются самоцелью; их духовно-символическаянаправленность и дает человеку эту пищу, они становятся важным средством дляпостижения Божественного, для возвышения к нему.
Молитвеннаяфункция. Здесь можно выделить два аспекта: 1) молитва перед иконой и 2)молитва, молитвенный текст как вербальная икона.
1.Хотя мы и поставили ее едва ли не на последнее место, но главная функция иконы– молитвенная. Икона дает человеку онтологичное чувство реального присутствияБожия и реального Богообщения. Икона – лишь видимый образ, но образнепосредственно связанный с невидимым Первообразом, насыщенный Божественнойэнергией и благодатью этого небесного запредельного Первообраза. Молитвенноепочитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не кпроизведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит кПервообразу, к Первообразу возносится и молитва человека. «Честь,воздаваемая образу, восходит к Первообразу», – приводит слова свт. ВасилияВеликого прп. Иоанн Дамаскин. Эта же цитата используется и в постановлении VIIВселенского Собора об иконопочитании.
Своюмолитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути. Интересноотметить, что молитвенная функция, как и некоторые другие, в народном сознаниизависит не только от качества, но и от количества икон. Скромный красный уголмог быть свидетелем просто бедности, но простым крестьянином это осознавалоськак некий духовный недостаток. Например, как записано собирателями фольклора,один крестьянин новгородской губернии говорил: «Какая дома молитва, как уменя и икон-то только две». Это народное убеждение, что настоящая молитвавозможна только там, где много икон, с одной стороны, приводило людей в храм(по крайней мере, по субботам и воскресеньям и в большие праздники), а с другойстороны, заставляло прилагать все усилия, чтобы обогатить красный угол,домашнюю божницу.
2.Другой аспект проблемы, как говорилось, состоит в иконичности самой молитвы, очем подробно говорилось во второй части книги, в главе, посвященной молитве.
Чудотворнаяфункция. Пожалуй, нет другого слова, которое так часто и так органичносочеталось бы со словом «икона», как определение«чудотворная». Первое в древнерусской литературе сказание об иконеназывалось «О чудесех Пресвятыя Богородица Володимирьской иконы»; внем еще при жизни св. блгв. кн. Андрея Боголюбского описаны первые десятьчудес, совершившихся при перенесениии иконы из Вышгорода во Владимир и в самомВладимире. Наличие у иконы этой функции подтверждает и простая статистика.Приведем только некоторые характерные данные. Всего по нашим подсчетам вПравославном церковном календаре упоминается 197 чудотворных икон Богородицы.По другим данным – их 468. В известной книге Е.Поселянина описывается по нашимподсчетам около 900 чудотворных икон). Следует иметь в виду, что существуютместночтимые чудотворные иконы; только в Петербургской епархии насчитывается128 таких святынь. В Православии существуют особо любимые церковным народомчудотворные иконы. О некоторых из них кратко рассказано в разделе, посвященномсвященно-исторической функции иконы. Наряду с особо почитаемыми иконами,прославленными на всю страну или на весь мир, существуют чудотворные иконы,которые известны в одной епархии, но бывают и домашние, семейные чудотворныеобраза, о которых знают лишь владельцы этих святынь.
Вопределенном смысле чудотворный образ – это избранная икона, хотя здесьизбранность проявляется лишь в том, что при молитве перед одними иконамичудотворения бывают чаще, чем при молитве перед другими. Потенциально же всеиконы – чудотворные. Чудо от иконы – это норма, а не исключение, ведь чудо естьследствие единства образа и Первообраза в иконе. Чудеса совершаются по вере имолитве просящих и молящихся; отсутствие чудес указывает или на слабую верумолящегося перед иконой, или на какие-либо серьезные недостатки в исполнениииконы: например, догматические, вероучительные ошибки в иконографии или личнаядушевная и духовная нечистота иконописца, которая неизбежно находит отражение виконе (но и эти недостатки преодолеваются искренней верой и усиленной молитвойпросящего).
Иконаэто, пользуясь выражением св. апостола Павла, «явление духа и силы»:явление духа – это реальное присутствие святого на своей иконе, а явление силы– это чудеса, которые истекают от особо прославленных чудотворных икон по верепросящих и молящихся. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса,совершаемые чудотворными иконами Богородицы. Они излучают нетварный фаворскийсвет 15, испускают благоухание 16, они мироточат 17, плачут 18, темнеют (не отвремени, а в предчувствии бед и скорбей) и источают кровь 19; иконыобновляются, светлея до неузнаваемости, в предчувствии наступления новых времен20; иконы являются людям в видении или тонком сне; они переносятся по воздуху –часто за тысячи километров в другие страны, иконы плавают по морю 21, они стоятв воздухе, но так, что их невозможно стронуть с места; иконы не горят в огне,погребенные под обломками обрушившегося храма они остаются целы и невредимы,иконы сами являют себя из-под земли, из воды, на корнях, в ветвях дерева или вего дупле 22. Иконы останавливают распространение эпидемий чумы, холеры идругих самых страшных и заразных болезней; они исцеляют людей от неизлечимыхнедугов. Иконы наполняют радостью души людей благочестивых, но и наказывают занераскаянные грехи. Иногда святые сходят со своей иконы и так подают помощь,иконы разговаривают с молящимися 23, осеняют их своей благодатью.
Эстетическаяфункция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) эстетика иконы иэстетическое воздействие иконы на человека и 2) икона как основа и стимулформирования новых эстетических понятий и терминов.
1.Совокупность церковных образов – храмовое искусство – не есть некий внешнийвспомогательный придаток богослужения или украшение, художественное обрамлениеЛитургии. Эстетический церковный образ относится к самой сущностибогослужебного действия, без иконы, без образа Литургия не просто беднеет, –она становится не полной, не совершенной. И святой угол в доме, отданныйиконам, не случайно называется «красным», т.е. красивым. Иконописныеизображения своим художественным исполнением воздействуя на человека, будят внем не только нравственные, но и эстетические чувства и эмоции; красота иконпривлекает человека к созерцанию «подобно лугу, услаждает зрение инезаметно открывает душе славу Божию», как писал прп. Иоанн Дамаскин.Одним из важных следствий иконоборческих споров VII-VIII веков сталоформулирование принципов церковного отношения к искусству вообще. ЕщеВселенский (Трулльский – 691-692 г.) Собор в своем 100-м правиле определилцерковное отношение к искусству в самом общем плане.(24) Это правило обращеноко всем христианам, но прежде всего касается верующего художника. Соборпризнает несовместимость лишенной благочестия живописи, с одной стороны, ииконописи, с другой. Иконописец отныне не может оставаться и светскимхудожником, он должен сделать выбор.
Мыпоставили эстетическую функцию одной из последних не потому, что она самаянезначительная. Напротив, красота иконы имеет огромное значение и в искусствеиконописания, и в иконопочитании. Икона не может в полной мере выполнять всесвои выше перечисленные функции, если в ней не будет эстетического притяжениякрасоты – красоты духовной. История иконописания свидетельствует о том, чтодогматически верные и точные иконы вместе с тем отличаются и особой духовнойкрасотой (чего нельзя сказать в обратном смысле: не все эстетически прекрасныеиконы безупречны с точки зрения других своих функций, например, догматическойили вероучительной).
Эстетикеиконы посвящено огромное количество серьезных трудов, а перечислить статьи непредставляется возможным. В течение нескольких последних десятилетий дажесложился особый – чисто эстетический – подход к иконе, который не учитывает илисознательно не хочет учитывать внутренний богословский смысл иконныхизображений, а если обращается к его интерпретации, то пытается датьсекуляризованное описание и мирскую трактовку содержания иконы. При такомподходе к иконе создано немало работ, которые, несмотря на все недостатки,имеют непреходящую ценность; в них с восхищением и преклонением исследована иописана иконная красота на микроуровне научным глазом и научными методами.(25)Этот подход еще раз доказал эстетическую ценность и самобытную духовную красотуиконы.
2.Второй аспект данной функции – влияние иконы на выработку эстетических терминови понятий. Для изучения иконы в искусствоведении применялись разные методы:богословский, исторический, сравнительно-исторический, культурно-исторический,мифологический, иконографический, эстетический, стилистический и др. В последневремя применяются структуралистские, семиотические, и геометрические методы.Вместе с тем, особенно при комплексном подходе к иконе, всегда ощущаетсянедостаточность того эстетического понятийного аппарата, который был выработанв Европе на основе анализа истории развития западного средневекового исовременного искусства.
Научнаяэстетика не только может, но и должна в некоторых случаях обращаться к словарюиконописцев. Совершенно справедливо пишет по этому поводу Н.А.Замятина:"…Описывая иконы или технику их изготовления терминами, отведеннымирусским языком для светской живописи в новое время, мы теряем многое из того,что могло бы помочь поддержанию традиционного духа русского иконописания.Предмет иконописи – икона – должен описываться в тех терминах, к которым онпривык за многие века и в окружении которых он чувствует себя на своемместе". К этому мы добавили бы, что все сказанное справедливо и по отношениюк эстетике. Терминология русских иконописцев должна изучаться и использоватьсяв разработке тех или иных эстетических категорий и понятий, как это иногдаблестяще делал о. Павел Флоренский. Итак, нельзя сказать что икона изучена доконца. Икона еще требует для себя разработки особого раздела в эстетике ивместе с тем готова помочь внимательному исследователю в решении этой задачи, вчастности, в уточнении известных эстетических категорий и создании новых.
Литературнаяфункция. То, что икона тесно связана со словом, с церковной поэзией, аизобразительный образ со словесным, не вызывает сомнений. В теме «слово иикона» мы выделяем семь аспектов: 1) слово как икона, 2) слово каквербальный источник иконы, 3) слово в иконе как надписание и текст, 4) иконакак невербальный текст, 5) икона как источник, основа и вдохновительницацерковной литературы, 6) различные жанры церковной поэзии, богослужебные текстыкак вербальные иконы, 7) икона в светской художественной литературе.Прокомментируем коротко эти семь аспектов.
1.В каком смысле слово можно называть иконой? – Слово есть прежде всего ВтороеЛицо Пресвятой Троицы, – Логос. Это ипостасное Слово. "… Веки устроеныСловом Божиим, – пишет апостол Павел, – так что из невидимого произошловидимое" (Евр. 11:3). Но второе Лицо Пресвятой Троицы не только Логос, нои «Образ Бога невидимого» (Кол.1:15; ср. 2Кор.4:4). Поэтому мир,сотворенный Богом, не только логосен, но и иконичен, – в его внутреннейонтологической структуре логос и образ, слово и икона совпадают. Поэтому словои можно рассматривать как икону.26
2.Второй аспект названной темы состоит в том, что в содержании и композиции иконывсегда лежит слово – какой-либо священный текст, который составляет неизменнуюоснову любой иконы.27
3.Следующий аспект названной функции вызван к жизни такой формой взаимосвязииконы и слова, как подписывание иконы и наличием в иконе разного рода и объематекстов. VII Вселенский Собор, который специально занимался вопросамииконописания, отвергая обвинения в идолопоклонстве, подчеркивал: «Икона,конечно, только по имени имеет общение с Первообразом, а не по самойсущности», а чуть ниже Собор еще раз разъяснял: "…Икону признаём неза что-либо другое, как за икону, представляющую подобие Первообраза. Потому-тоикона получает и самое имя Господа; чрез это только она находится и в общении сНим" (Деяния 1891:268).28 Надписание устанавливает единство имени иизображения. Вписанное в икону Имя Божие или имя святого есть священная печать,удостоверяющая соответствие изображения изображаемому, а также подтверждающаяреальное присутствие второго в первом. Надписанием имени на икону призываетсяэнергия изображаемого, и, благодаря этому, икона выдвигается на границу двухмиров – видимого и невидимого, – икона становится явлением Божественной энергиии в этом смысле потенциально чудотворной. Значение слова в иконе столь велико,что без надписания икона не действительна, она перестает быть иконой всобственном смысле и перед ней нельзя молиться (см. более подробно там же).29
Какизвестно, вплоть до XVII века иконописцы не подписывали свои иконы (отдельныередчайшие случаи подписанной иконы лишь подтверждают правило). Это было связанос тем, что композиция икон, согласно постановлениям Седьмого Собора,предписывалась Святыми Отцами и преданием Церкви, за иконописцами жепризнавалось лишь исполнение; кроме того икона мыслилась как соборноетворчество многих поколений иконописцев. Но в этом благочестивом обычае была идругая сторона: иконописец считал недопустимым вносить в сакральноепространство иконы, на котором значилось имя Божие, и свое профанное имя. Итак,отсутствие подписи автора на иконе – это свидетельство особого почитания имениБожия.
Вэпоху расцвета иконописания слово понималось как вербальная икона и всакральное пространство иконы оно входило как важнейшая и неотъемлемая егочасть, как икона иконы. Слово имело самостоятельную роль, но оно былонеотделимо от изображения. В более поздний период слово в иконе начинаетвыполнять подчиненную, служебную роль «комментатора». Оно становитсявербальной расшифровкой невербального текста. Начиная с эпохи барокко, словонередко выполняет функцию украшения, орнамента. Так слово становится зависимымот иконы. Оно выполняет несколько разных служебных функций по отношению кизображению. Вслед за тем слово опять становится независимым от иконы, нотеперь это – «дурная» независимость. Слово в такой иконе имеет своюфункцию, прямо не зависимую от изображения (например, кондак или тропарьсвятому)30. Эта независимость слова от иконы порождает возможность вторжения викону мирского слова (название комитета по цензуре, самого цензора ифабрики-изготовительницы). В этом смысле историю русской иконописи, начиная сXVI века, можно рассматривать как историю борьбы слова против иконы,дидактичности против невербальной проповеди.
4.Икона есть невербальный текст. В этом аспекте и с этого утверждения можноначинать изучение каждой конкретной иконы. Икону можно «читать» кактекст, восстанавливая при этом не только собственно текст, лежащий в основеданной иконы, но и прочтение этого текста иконописцем, его школой, эпохой,поскольку на иконе можно обнаружить частности и детали, принадлежащиеопределенной эпохе или какой-либо школе иконописания, либо конкретномуиконописцу. В этом случае икона порождает искусствоведческий текст, онастановится не только объектом научного описания, но и предметом герменевтики. Ипоскольку существует несколько толкований текста, лежащего в основе композицииданной иконы, несколько отличающихся в деталях вариантов композиции, несколькоиконописных школ со своими традициями, приемами и техникой, поскольку такжеиконописное искусство существует в течение многих столетий, а соотношениебогословского, иконографического, эстетического, исторического подходов к иконеменяется от одного автора к другому, постольку количество разных интерпретацийиконы (иконы вообще и конкретных икон) постоянно растет. Каждая новаяинтерпретация есть лишь приближение к истине, лишь открытие еще одной грани виконе.  
5.Этот аспект литературной функции состоит в том, что икона порождаетбогослужебный текст; она становится источником вдохновения для церковныхпоэтов. Как уже отмечалось, в русской Церкви почитается несколько сотчудотворных икон Божией Матери. Многим из них написаны праздничные тропари икондаки, а для самых прославленных икон составлены целые службы: для нихнаписаны не только тропари и кондаки, но стихиры, седальны, богородичны,крестобогородичны, светильны, каноны, икосы (после шестой песни канона),акафисты (иногда даже несколько канонов и акафистов одной иконе) и произведенияболее мелких жанров. Служба «Явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашеяБогородицы Казанския» наряду со службами двунадесятым праздникам и самымпрославленным святым включена в русскую Праздничную Минею. Что же касаетсяакафистов, то можно смело сказать, что около половины всех русских акафистовнаписаны в честь чудотворных икон Богородицы.
Кромеэтого можно с уверенностью говорить о том, что икона породила целый особый жанрлитературы – мы имеем в виду сказания о чудотворных иконах византийской идревнерусской словесности. Д.С.Лихачев писал, что «эти сказания сами посебе составляют целый литературный жанр, в свою очередь разделяемый наподжанры». К сожалению, до сих пор нет работы, в которой были изученыжанровые (и тем более поджанровые) особенности сказаний об иконах, хотянесколько статей на эту тему уже появилось.
Взаимосвязьи взаимовлияние иконописи и древнерусской литературы, а также церковной поэзиине подлежат сомнению. О разнообразии и многосторонности этих взаимных влиянийубедительно свидетельствуют два выпуска Трудов Отдела древнерусской литературыПушкинского дома 1966 и 1985 годов, поэтому более подробно об этом аспектелитературной функции иконы мы не будем говорить.
6.Практически все жанры церковной литературы иконичны, их можно рассматривать каксловесные или вербальные иконы, – и это еще один аспект проблемы взаимодействияиконы и слова, иконы и литературы.31
7.Последний аспект этой функции церковного образа состоит в том, что икона,начиная с конца XVIII века, становится объектом изображения в светскойхудожественной литературе. Этому аспекту литературной функции иконы посвященытри наши книги, поэтому здесь мы не будем говорить о нем подробно.32
Некоторыеитоги. Итак, мы различаем двадцать одну функцию иконы. Конечно, можно было бывыделить не 21, а меньшее количество функций. Можно было бы объединитьдогматическую, вероучительную и свидетельскую, эмоциональную и эстетическую,храмовую, богослужебную и проповедническую, историческую и военную,эмоциональную, молитвенную и чудотворную функции и т.д. Или можно было бысгруппировать их по какому-либо принципу, например, государственная, церковная,общественная, личная жизнь. Тогда, возможно, работа выглядела бы болеекомпактной. Но с другой стороны, нельзя не заметить, что мы не исчерпали тему,поскольку можно было бы выделить еще несколько менее значимых функций,например, этнографическую. Можно было бы изучить функцию иконы в народныхязыческих обычаях.33 Наконец, оговоримся, что некоторые функции, возможно,названы не совсем удачно, и их можно было бы назвать по-другому. Мы лишьнадеемся, что недостатки работы хотя бы в некоторой мере окупаются тем, чтонастоящая брошюра открывает новую, вынесенную в заглавие тему.
Невызывает сомнений, что все функции иконы тесно связаны между собой; они непросто взаимодействуют, но взаимообуславливают друг друга. Например, теснопереплетены между собой догматическая, вероучительная, богословская,свидетельская и проповедническая; храмовая и богослужебная; напоминательная,посредническая и родовая; молитвенная и чудотворная, историческая и военная,священно-эмоциональная, проповедническая и эстетическая функции иконы. И все женельзя не заметить, что в разные исторические эпохи, в разных областях жизни, вразные периоды развития искусства соотношение и характер взаимодействияразличных функций иконы менялось. Одни функции уходили в тень, другиеактивизировались, третьи как бы предавались забвению; со временем же некоторыефункции «менялись местами». В этом смысле закат русского иконописанияв XVII веке можно трактовать как принижение одних (исключительно важных)функций иконы и культивирование интереса (в среде как иконописцев, так инарода) к другим – менее значимым, периферийным. Просмотрим их еще раз в том жепорядке.
Догматическая(второй аспект). Характерно, что в эпоху заката русской иконописи наблюдаетсяпроцесс, если можно так выразиться, «раздогматизации» иконографии:например, после богословского и художественного шедевра прп. Андрея Рублева наиконах Пресвятой Троицы опять начинают появляться и Авраам с женой, и слуга, имногочисленные предметы на столе. На основании этого явления расцвет иконописиможно трактовать как развитие от исторического жанра к догматическому, а закат– как движение вспять, как оплотянение духовной сущности иконы, возрастаниеинформативного, повествовательного, исторического и даже бытового начал в иконеи естественнное снижение ее догматической чистоты и ясности.
Вероучительная.В эпоху заката на иконах все чаще появляются отступления от церковного канона,от иконописных подлинников, и иногда вольно или невольно икона учит совсем нетак, как учит Церковь. В икону проникают, с одной стороны, элементы другихвероучений, с другой – плоды личной фантазии иконописца.
Познавательная.Эта функция – в своем первом аспекте – теряет значение с повышением уровняграмотности и складывания христианских традиций. Позже появление многочастных имногофигурных икон с аллегорическими сюжетами, в которых в полной мереразвернута личная фантазия иконописца, приводит к тому, что икона становитсякнигой для грамотных. В связи с этим возрастает и роль надписей: иконописец ужене надеется на доступность своего художественного языка, своих иконографическихновшеств для молящихся и объясняет сюжет словом. Второй аспект данной функции такжеслабеет и искажается, поскольку между созерцающим икону человеком иПервообразом встает личное видение данного образа иконописцем (начиная же сXVIII века, в академической церковной живописи личное секуляризованноемировоззрение художников даже заслоняет собой церковное).
Свидетельская.Особенно активно эта функция утрачивается с появлением в русской иконописитечения «живоподобия». Икона призвана свидетельствовать оБоговоплощении, о Богочеловеке. Многие же иконы XVII века свидетельствуют лишьо человеческой природе Христа (и даже сознательно стремятся к этому), они не«дотягиваются» до Богочеловека и «убегают» от сверхзадачи –изобразить Ипостась, в которой нераздельно и неслиянно пребывают два естестваСпасителя – Божественное и человеческое.
Проповедническая.В связи с тем, что было сказано о догматической и вероучительной функциях,становится понятным, что поздняя икона иногда проповедует не просто плохо, нонеправильно и даже во вред душе человеческой, во вред церковному учению.
Храмовая.В древних храмах икона есть один из самостоятельных равноправных и необходимыхэлементов, образующих в совокупности храмовое единство церковных искусств.Начиная с XVI века иконостас (отчасти и храм в целом) начинает как бы боротьсяпротив иконы. Богато и сверх меры украшенные раззолоченной резьбой иконостасыпостепенно подавляют иконопись. Иконы в иконостасе становятся меньше поразмеру, их «законное» пространство отбирает богатая затейливаярезьба. Если в ранних иконостасах резьба занимает довольно скромное и соответствующеесвоей практической, эстетической, конструктивной задаче место, то со временемона становится самодовлеющим элементом иконостаса и начинает подавлять иконы изолотым блеском, и вычурной затейливостью, и занимаемой площадью на иконостасе.Появляются Царские врата (Вологда, XVII в.), на которых иконы – четыреевангелиста и Богородица с архангелом Гавриилом – занимают, по нашим подсчетам,одну пятую (!) часть общей площади врат; все остальное отдано резьбе 34. Итакие примеры легко умножить; во многих современных храмах такие иконостасысохранились.
Богослужебная.Эта функция иконы, поскольку она касается не только живописной иконы, а идругих видов церковного образа, сохраняется, поскольку без этой функцииЛитургия не может совершаться.
Антропологическая.Здесь также сыграло свою отрицательную роль стремление к живоподобию.Традиционная икона призвана изобразить живую икону – святого, а не живогочеловека. Так называемая «фряжская» икона уже не понимала и нечувствовала этого; она стремилась к правдоподобию земной физической красоты ивольно или невольно предавала забвению красоту духовную. Так разрывалась связьмежду образом и Первообразом, искажалось христианское учение о человеке.
Богословская.Параллельно с закатом иконописного искусства происходит и вытеснение понятия«икона» как богословского термина. Он становится как бы излишним,когда речь идет не об иконе. В этой книге мы стремились показать актуальностьэтого термина и даже его необходимость при описании или интерпретации самыхразных явлений, при изучении различных богословских проблем, предлагая даженовые термины, такие как иконичность, иконотопос, эонотопос.
Историческая.Эта функция также не зависит от разрыва с православным каноном и традицией,который произошел в официальной академической иконописи в XVII веке.Чудотворные иконы, которые сыграли заметную роль в истории страны, все так жепочитались; вместе с тем в каждом веке являлись новые чудотворные иконы,причем, даже в самое последнее время – назовем лишь Державную икону Божией Матери.
Воинская.Икона «ушла» только с русских знамен и стягов; в подражаниеевропейским флагам был введен триколор. Но иконы остались в сказаниях о самыхпоследних военных событиях от Отечественной войны 1812 года до Второй мировойвойны. И ныне перед иконами совершают молебны перед началом военных действий ипо окончании их. Во многих подразделениях появились свои иконы покровительницы.Нагрудные иконки все чаще осеняют грудь русского солдата.
Напоминательная.Согласно общепринятому мнению, напомнить о Боге благочестивому человеку можетвсе, – прежде всего само творение Божие, природа, которую он видит вокруг себя,ее красота. Тем более напоминает (и онтологически, и психологически) о Богедаже самое несовершенное Его изображение.
Посредническая.Эта функция иконы также пострадала в XVII веке. В быту стало намечатьсянеосознанное стремление подменить моленность, намоленность домашних образов ихпростым количеством, а также богатством окладов, риз, что шло в ущербмолитвенному посредничеству, как онтологическому, так и духовному,психологическому.
Родовая.Семейно-наследственная функция, как ясно из предыдущего изложения, также немогла пострадать коренным образом. Иконы предков дороги благочестивым людям неих эстетическими достоинствами и даже не древностью (хотя это немаловажно), апринадлежностью к роду. Но, конечно, уже в ХХ веке после большевистскойреволюции, вследствие целенаправленного варварского и массового уничтоженияцерковных и домашних икон, эта функция пришла в упадок.
Хозяйственная.До октябрьской революции хозяйственная функция иконы играла заметнейшую роль вжизни русского села. Как известно, после революции был объявлен настоящий походпротив Церкви, что в значительной мере коснулось и икон. Естественно, что попричине насильственного уничтожения икон и запрета на какие-либо массовыедействия с участием икон хозяйственная функция иконы также пришла в упадок.
Прикладная.В первом аспекте эта функция коренным образом меняется. Икононописание извысокого искусства, каковым оно было ранее, становится ремесленничеством.Появляются иконописные мастерские, в среде иконописцев возникает разделениетруда. Качество иконописания в догматическом и эстетическом аспектахзначительно снижается. Второй аспект прежде всего связан с ризой иконы. Оклад,как и золоченая резьба иконостаса, может «работать» против иконы,против живописи, против Лика. Часто так и случалось. Вначале оклады закрывалитолько поля иконы, затем поля и фон, позже поля, фон и одежды, наконец, вокладах стали делать только вырезы для обнаженных частей тела: ликов, рук, ног.Чувство меры нередко изменяло мастерам и заказчикам: сверкающие драгоценныеоклады подавляли живописные лики, заслоняли своим блеском их красоту имолитвенный строй. Оклад со временем стал самодовлеющим видом прикладного искусства,во многом автономным, даже независимым от иконы. Вместе с тем расцветала иприносила все больший доход массовая торговля «расхожими» иконами(третий аспект).
Эмоциональная.Если иметь в виду, что эта функция обретает свою силу во взаимодействии смолитвенной, то закат русского иконописания мог изменить лишь характерэмоциональной функции (может быть, несколько обеднить ее), но не мог отменитьее совсем.
Молитвенная.Конечно, хорошо иметь икону совершенную и в догматическом, и в художественном,эстетическом смысле, такую икону, которая постоянно из красного угла призывалабы на молитву. Но это лишь благое пожелание. Массовое производство икон сильноударило по качеству иконописания. Однако, мы знаем, что можно молиться и безиконы, можно перед иконой, но с закрытыми глазами; знаем также, что святыемолились в своих келиях перед самыми незатейливыми с эстетической точки зренияобразами. Итак, молитвенная функция иконы может ослабеть, но не ослабеваетмолитва (церковная или келейная, личная), поскольку в определенной мере онаавтономна по отношению к иконе.
Чудотворная.Как уже говорилось, чудотворность иконы напрямую не зависит от художественногоисполнения, что было отмечено на VII Вселенском соборе. XX век дает даже небывалые ранее случаи чудотворений от икон бумажных, литографических.
Эстетическая.Роль этой функции в иконопочитании заметно падает, начиная еще со второйполовины XVI века. Разрушение своеобразной эстетики иконы идет в трехнаправлениях: а) через распространение икон-примитивов, вследствие массовогопроизводства «расхожих» образов, б) через проникновение в иконуаллегоризма, который давал широкий простор фантазии иконописца, в) черезподражание западной живописи как в композиции, так и в приемах письма, в еготехнике (прямая перспектива, объемная свето-теневая моделировка лиц, холст,масло и т.п.). На первом направлении разрушаются художественные достоинстваиконы, на втором – чистота догматического и вероучительного содержания иконы,на третьем – совершается подмена духовной красоты физической красивостью.
Вконце же XIX – начале XX века с «открытием иконы» (с расчисткой иреставрацией древних икон XII –XV веков) стремительно возросла эстетическаяфункция иконы, прежде всего в светском обществе, среди историков искусства иискусствоведов, богословов и философов, писателей и поэтов, но затем и вцерковных кругах. Икона заняла заметное место в музеях. И здесь надо сказать,что в музее икона, вырванная из «церковного контекста», из органичнойвзаимосвязи с другими видами искусств, теряет многие свои функции совсем,другие же ее функции настолько приглушаются неестественным местом пребывания,что становятся неразличимы. Впрочем, музей и стремится выдвинуть на первый планименно эстетическую функцию иконы.
Литературная.Первый аспект: слово со времнем перестает восприниматься как икона. Второй:слово ка вербальный источник иконы уходит в тень; иконописец хочет сказать своеслово, а не соборное, церковное. Третий: слово со временем в некотором смысленачинает «бороться» против иконы; слово хочет, чтобы икону читали,как книгу, а не смотрели, как изображение, не нуждающееся в пространныхсловесных пояснениях. Четвертый: икона как невербальный текст настолькоусложняется, что ее иногда становится невозможно прочитать, в то время какдогматическая и вероучительная «читаемость» иконы есть важнейшийпризнак ее истинности. Пятый: икона не может «жить» без домашней ицерковной молитвы, поэтому явление каждой новой иконы сопровождается написаниемтропаря, кондака и молитвы; особо почитаемым или значимым иконам составляютцелую службу. Шестой: церковная поэзия со временем перестает пониматься каксловесная икона. Даже наиболее краткие жанры церковной поэзии (такие кактропарь и кондак) начинают страдать длиннотами, растянутостью иповествовательностью. Они уже не вербальные иконы, а словесныеописания-картины, в которых сохранилось благочестие, но есть и лишние, совсемне обязательные элементы. Седьмой: светская литература (по западному образцу)появляется в России как массовое художественное явление лишь в XVIII веке.
Характерно,что светские писатели и поэты вначале не обращают внимания на икону; лишь с XIXвека, но вплоть до сегодня, литераторы используют икону в своих произведенияхдля достижения разных художественных целей и эффектов.
Послеэтого краткого экскурса нельзя не заметить, что несмотря ни на какие перемены вобщественной, церковной, художественной жизни всегда остаются в силе даже у несовсем каноничных по композиции и иконографии, а также слабых по техническомуисполнению икон молитвенная, чудотворная, богослужебная, историческая,напоминательная, родовая и эстетическая функции, которые на этом основанииможно считать главными.
Взаключение уточним, что мы не ставили перед собой задачи досконально описатьили проанализировать каждую функцию 35. Мы пытались лишь указать на наличиеназванных функций и привести наиболее характерные, на наш взгляд, примерыпроявления той или иной функции. Вначале было отмечено, что тема функций иконыостается как бы без внимания иконоведов, но это не значит, что она совсемнеизвестна. О догматической, познавательной, свидетельской, проповеднической,напоминательной, эмоциональной, чудотворной, эстетической функциях иконыупоминалось уже в материалах VII Вселенского Собора, что мы подтвердили рядомцитат в соответствующих разделах. Об этих же функциях писали в своих трудахпрп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит и другие защитники иконопочитания. Овероучительной, напоминательной, посреднической, родовой, исторической,военной, хозяйственной функциях говорят исторические источники, сказания обиконах, материалы поместных Соборов Русской Православной Церкви XVI-XVII веков.В XIX веке на наличие у иконы различных функций начали обращать вниманиеэтнографы, историки, искусствоведы; эти функции стали не только называть, описывать,но и анализировать. Еще в первой половине XIX века И.М.Снегирев писал:"…Иконы в русском народе составляют не только церковную, ногосударственную и семейную святыню". Ниже он заметил, что «иконописьслужила проводником веры и благочестия» и находилась в тесной связи«с историей художеств и жизнью народной». Как видим, здесь Снегиревговорит о таких функциях, как церковная, государственная, семейная,вероучительная, эмоциональная, эстетическая, бытовая. Большое значение визучении различных функций иконы имели исследования И.П.Сахарова (1807-1863).Эстетическую функцию иконы в России изучали множество ученых с мировым именемот Ф.И.Буслаева и Н.П.Кондакова до современных ученых, и об этом здесьдостаточно лишь упомянуть. Первооткрывателями литературной функции иконыследует назвать Ф.И.Буслаева (1818-1897) и особенно его ученикаА.И.Кирпичникова (1845-1903). О значении иконы в быту можно много узнать изкниг И.Е.Забелина (1820-1908) и С.В.Максимова (1831-1901). О чудотворнойфункции иконы написано уже немало книг как в XIX, так и в XX веках. Поэтомуэтот краткий экскурс в данную тему вырос не на пустом месте, он опирается на теисследования, в которых говорится о роли и значении иконы в разных областяхчеловеческой жизни, даже если само слово «функция» неупотребляется.36
Сноски:
1.Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части данной книги.
2.Об этом более подробно говорилось во 11-ой главе 1-ой части книги.
3.Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – этафункция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницейПравославия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения иправославного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символправославного вероисповедания.
4.Об этом подробно говорилось во 2, 3 и 11-ой главах 1-ой части книги.
5.Об этом подробно говорилось в 3, 4, 6 и 9-ой главе 1-ой части книги.
6.Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части данной книги.
7.Этой функции целиком посвящена 6-я глава 2-ой части.
8.Об этих двух аспектах говорилось в 7-ой главе 1-ой части и 9-ой главе 2-ойчасти.
9.Об этом подробно говорилось во 7-ой главе 1-ой части.
10.Об этом подробно говорилось в 3, 7, 13-ой главах 1-ой части, а также в 9-ойглаве 2-ой части книги.
11.Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князьБорис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и наминиатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевскаялетопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконойи крестом и взял их с собой в дорогу.
12.Описание труда иконописцев содержится во многих работах.
13.Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века.
14.Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону –«феня», «по фене ботать».
15.Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерскомпатерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская.
16.Елеоточивая и многие другие.
17.Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора),Устюжское Благовещение, Толгская,
18.Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская,Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская).
19.Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др.
20.Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20-хгодах ХХ века.
21.Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др.
22.Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др.
23.Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др.
24.Об этом подробно говорилось во 2-ой главе 1-ой части книги.
25.Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православноебогословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованногонаучного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснитьбогословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.
26.Об этом подробно говорилось в 1-ой главе 2-ой части книги.
27.См. подробно там же.
28.О. Павел Флоренский по этому поводу утверждал, что икона есть «написанноекрасками Имя Божие».
29.Более подробно об этом говорилось в 1-ой главе 2-ой части книги.
30.Конечно он связан с изображением, но он необязателен, он даже не комментируетизображение, он не нужен. Он выступает как эмблема, а эмблематика чужда иконеэпохе расцвета.
31.Особенностям проявления этой функции иконы посвящена практически вся втораячасть книги (главы 2-8).
32.См.: Валерий Лепахин. Икона в изящной словесности. Валерий Лепахин. Икона врусской прозе XX века. Валерий Лепахин. Икона в русской поэзии ХХ века.
33.Причем тут могло бы быть два варианта: а) икона «побеждает» языческийхарактер обычая, освящает и христианизирует его и б) обычай побеждает икону, вее почитание вносятся идолопоклоннические элементы или же она используется дляритуальных колдовских и других действий антихристианского характера.
34.См. Русская деревянная скульптура. М., 1994, табл. 83.
35.Почти каждой функции можно было бы посвятить целую книгу. И такие книги,например, о догматической, чудотворной и хозяйственной функциях, уже есть. Мыих цитировали, либо упоминали о них.
36.Подробно о функциях иконы говорится в нашей книге: Валерий Лепахин. Функциииконы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :