СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
1 Кредитно — денежная сфера современной экономики:
её сущность, особенности, цели 6
2 Инструменты кредитно — денежной политики 15 2.1 Рефинансированиекоммерческих банков 15
2.2 Политика обязательныхрезервов 18 2.3 Операции наоткрытом рынке 21 2.4 Ограничениекредитования 22
3 Особенности функционированиякредитно-денежной
сферы в экономикеРеспублики Беларусь 26
Заключение 31
Списоклитературы 34
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одним изнеобходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства врамках смешанной экономики является формирование четкого механизмаденежно-кредитногорегулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — очень демократичныйинструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитетабольшинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политикадолжна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитнаяполитика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров:ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредствоммонетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.
Денежно-кредитнаяполитика – важнейший метод государственного регулирования общественноговоспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развитиярыночной экономики.
В качестве проводника денежно-кредитнойполитики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками,например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), БанкАнглии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функциицентрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (вСША, например — Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объектмонетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет однуиз ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политикустабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Регулирующаядеятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономическихпоказателей, в том числе валового национального продукта и национальногодохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы.Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массыв стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежнымоборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границприроста денежной массы.
Кредитно-денежнаяполитика на макроуровне — это совокупность мер, проводимых Центральным банком вобласти денежного обращения и кредитных отношений для приданиямакроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Механизм регулирования включает методы, инструментырегулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формыконтроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковскойликвидностью на макро-микроуровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощьэкономике в достижении объема производства, характеризующегося полнойзанятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этаперациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спадпроизводства, не допустить роста безработицы
Целью даннойкурсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современнойэкономики, а также рассмотрение особенностей её функционирования в экономикеРеспублики Беларусь.
Задачамиработы являются следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализосновных целей денежно-кредитной политики, изучение ее инструментов, выявлениеособенностей реализации денежно-кредитной политики, рассмотрение особенностейфункционирования кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь.
Цели и задачикурсовой работы определяют её структуру. Данная курсовая работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главераскрывается сущность кредитно-денежной сферы, её важность, описываются еёосновные принципы, цели и задачи.
Во второйглаве раскрываются методы и инструменты, применяемые государством дляосуществления денежно- кредитной политики.
В третьейглаве описываются особенности кредитно-денежной сферы в экономике Беларуси, атакже основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
1 Кредитно — денежнаясфера современной экономики: её
сущность, особенности,цели
Основополагающей целью денежно-кредитной политикиявляется помощь экономике в достижении общего уровня производства,характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитнаяполитика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизациисовокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Государственноерегулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешнолишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективновоздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитойрыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитнойсистемы.
Денежно-кредитная политика в промышленно развитыхстранах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономическойконъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики.Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политикугосударство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в своюочередь – на потребительский и инвестиционный спрос.
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков можетпривести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляцииим выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии — уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешеннаягосударственная политика регулирования денежного обращения. Эту рольглавного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы странывыполняет центральный (эмиссионный) банк.
Главнаязадача кредитно-денежной политики центрального банка — поддержание стабильнойпокупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежейи расчетов. В то же время политика центрального банка является одной изважнейших частей регулирования всей экономики государства[1].
Нужноотметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчитьэкономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктурыгосударство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различныеотрасли народного хозяйства.
Исходным приопределении целей денежной и кредитной политики является вопрос осубординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономическойполитики.
Важно прояснить вопрос об определении базовыхпонятий. Традиционным является употребление термина “денежно-кредитнаяполитика”. Является ли, однако, понятие “кредитная” простым приложением кпонятию “денежная” либо это понятие имеет собственное содержание? Верно липоэтому именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной или следуетговорить о денежной и кредитной политике как об относительно самостоятельныхкомпонентах экономической политики? Для ответа на данный вопрос необходимосопоставить целевые задачи и средства их решения в рамках денежной и кредитнойсоставляющих политики.
Суть проблемы определения цели денежной политикисводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именноденежная политика обеспечивает (должна обеспечить) продвижение к заданномурезультату – стабильности цен.
Целью денежной политики является обеспечениеэкономики необходимой и достаточной денежной массой. Другое возможноеопределение, фактически синоним предыдущего: цель денежной политики состоит втом, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы с точки зренияпотребностей экономики[2].
Целью кредитной политики является регулированиедоступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег. Тем самымрегулируется и доступность самого кредита.
В денежной политике процентная ставка по кредитам(ставка рефинансирования Центрального банка) должна обеспечить искомыйрезультат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема)денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объемденежной массы непосредственно не является задачей этой политики.
В Приложении 1. Стрелками 1 (a;b) и 2 (a;b)показаны политические решения в целях изменения (увеличения, уменьшения) объемапредложения денег (1) и процентных ставок (2). На схеме иллюстративно показаныобласти денежной и кредитной политики. Решение, целью которого являетсяизменение объема денежной массы, является решением в сфере денежной политики.Арсенал инструментов денежной политики значительно богаче и включает в себяпроцентные ставки. Решения в сфере кредитной политики на общеэкономическомуровне могут касаться исключительно процентных ставок[3].
Решение в одной из областей монетарной сферыоказывает влияние на все другие области. В связи с этим принципиальный выбормежду денежной, кредитной и валютной политикой должен осуществляться наальтернативной основе, а количественные параметры в рамках избранной политикизадаются на базе компромисса. при этом избранная сторона политики, касающаясярегулирования движения стоимости в денежной форме на принципах рынка, являетсядоминирующей. Другие составляющие являются субординационно подчиненными.
Последнее положение может быть проиллюстрировано[4].
Предположим, принято решение о проведении болеемягкой политики. Ставка рефинансирования снижена с уровня Р0 до уровня Р1. Если данное решение не будет обеспечено адекватными мерами в сфере денежнойполитики, т.е. если кривая предложения (S) останетсяпрежней и объем денежной массы будет поддерживаться на исходном уровне Q0, экономическиесубъекты, в том числе банки, будут испытывать дефицит ликвидности, в силу чегопроцентные ставки по кредитам на рынке останутся в основном на прежнем уровне,и задача смягчения кредитной политики будет решена чисто номинально, в видеблагого пожелания. Одновременно будут использованы нерыночные каналы доступа ккредитным ресурсам по декларированным, более благоприятным ценам.
Характер взаимодействия различных сторонэкономического регулирования, относящихся к монетарной сфере, представлен всвободном виде в таблице[5].
Денежно-кредитная политика базируется на принципахмонетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего,она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным Банком,а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политическоголоббизма.
Сильныестороны кредитно-денежной политики:
· Быстрота игибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика можетбыстро меняться.
· Слабаязависимость от политического давления. По своей природе кредитно-денежнаяполитика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальнаяполитика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияет нараспределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далекоидущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот.Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическомотношении.
· Монетаризм. Большинствоэкономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политикудейственными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которыеполагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определенияуровня экономической активности и фискальная политика относительнонеэффективна.
Отрицательные моменты денежно-кредитной политикизаключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческиебанки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, неможет напрямую заставить их сократить или расширить кредиты[6].
Недостатки ипроблемы кредитно-денежной политики:
· Циклическаяасимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будетдостигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов,что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевыхденег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е.возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, чтопоследние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться.Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленныена покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашенияуже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехойкредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальныепериоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительныхкредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
· Изменениескорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общиерасходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скоростьобращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скоростьобращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположномпредложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванныекредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложениеденег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно квозрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличенияпредложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
· Влияниеинвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и дажевременно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположениякривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособностибанков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабоевлияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции,вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания вбудущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективногосокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднятьпроцентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад можетподорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политикудешевых денег.
Осуществляяденежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческихбанков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитованияэкономики, центральный банк достигает стабильного развития внутреннейэкономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутреннихэкономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичьболее глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например,недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществлениекоммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточнаяденежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие,снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране.Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна бытьнаправлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — наее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
Спомощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчитьэкономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктурыгосударство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различныеотрасли экономики страны.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферыможет осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государствочерез центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы ихарактер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именнопоследние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулированиеосуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственныйконтроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидностикредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрыватьтребования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, илидисконтной политики, а также установления норм обязательных банковскихрезервов. Управление государственным долгом является направлениемгосударственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитовогромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияниегосударственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банкиспользует различные методы правления государственным долгом: покупает илипродает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьируетусловия их продажи; различными способами повышает привлекательность последнихдля частных инвесторов.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политикаосуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми(административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том,что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидностькредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных икачественных параметров деятельности банков[7].
Такимобразом, в заключении данной главы можно сделать следующие выводы.Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулированияобщественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятныхусловий для развития рыночной экономики. Главнойцелью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объемапроизводства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции иростом.
2 Инструменты кредитно — денежной политики
2.1 Рефинансирование коммерческихбанков
К инструментам денежно-кредитной политики относятся,в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательныхрезервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой,а также внедрение кредитных ограничений[8].
Термин «рефинансирование» означаетполучение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а такжепереучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучетвекселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политикицентральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенныетребования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежностьдолгового обязательства.
Векселяпереучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют такжеофициальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам(рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральныйбанк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческийбанк.
Вслучае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банкибудут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожаниемкредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е.изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок покредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного методаденежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальнойучетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки покредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению,поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мывидим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние накредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческихбанков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитныхучреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание илиудешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходитизменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Такжеизменение официальной ставки центрального банка означает переход к новойденежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вноситьнеобходимые коррективы в свою деятельность.
Недостаткомиспользования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политикиявляется то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Еслирефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке,то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимоустановления официальных ставок рефинансирования и редисконтированияцентральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е.кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычноценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценныебумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестветаких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги,первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна бытьвыражена в национальной валюте, а срок погашения — не более трех месяцев), атакже некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральнымибанками.
Центральный банк проводит политику учетной ставки(которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли«заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболееустойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности.Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочноекредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда такжессуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса[9].
Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное насебя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценнымибумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размеркоторых определяется процентной ставкой.
Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка,причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссудаувеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.
Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банкик приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этомслучае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетнойставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учрежденийограничить предложение денег.
Изменивучетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своейдисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Тольков операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Ноникогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральныйбанк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние набанки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоитпосле операций[10]./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.2 Политика обязательных резервов
В настоящее время минимальные резервы — это наиболееликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило,либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральномбанке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.Норматив резервных требований представляет собой установленное взаконодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов кабсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных(депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использованиенормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательствили ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальныерезервы выполняют две основные функции.
Во-первых,они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банковпо депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервовцентральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков наминимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых,минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком длярегулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения нормативарезервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операцийкоммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), аследовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитныеинституты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы вцентральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте(наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банкпроводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления,то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым онвынуждает банки сократить объем активных операций[11].
Изменениенормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так,в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучениеприбыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служитнаиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостатокэтого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основномспециализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются впреимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающимибольшими ресурсами[12].
Впоследние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного методакредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (взападных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ееотмена по некоторым видам депозитов.
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличениюденежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы,которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральныйбанк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращениюизбыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как толькоподписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу жеобнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своихценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он являетсянастолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, ане каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
2.3 Операции на открытом рынке
Постепенно два вышеописанных методаденежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательноерезервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главныминструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка,получившие название операций на открытом рынке.
Этотметод заключается в том, что центральный банк осуществляет операциикупли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг укоммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая ихкредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносятизменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивностьсвоих операций, их частоту.
Операциина открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде иВеликобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг.Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и вЗападной Европе[13].
Поформе проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могутбыть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупкуили продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательнымсовершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратныхопераций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данномуинструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банковведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операциианалогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагаеткоммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых наоснове аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажичерез 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по даннымценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будутпринадлежать коммерческим банкам.
Такимобразом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитногорегулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие — этоиспользование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценныхбумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневнов соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки,учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить засвоим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.4 Ограничение кредитования
Этотметод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничениесуммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования,контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельностьбанков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщикипопадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первуюочередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкиеи средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужноотметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковскойдеятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствуетснижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений сталиспользоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообщеотменён.
ТакжеЦентральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которыекоммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятсянормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидностибаланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторыедополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнениякоммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливатьнеобязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкамрекомендуется поддерживать на должном уровне.
Принарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершениябанковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет кущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк можетприменять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть доликвидации банков.
Очевидно,что использование административного воздействия со стороны центрального банкапо отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера,а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме четырех основных вышеприведенных инструментовденежной политики, государство также иногда использует второстепенноеселективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительскогокредита и увещеваний[14].
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже,государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент отпродажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либоналичными либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может бытьвыписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивнуюскупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежноймассы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делатьбеспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общиерешения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувствуобщественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие.
Такимобразом, к инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередьизменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов,операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а такжевнедрение кредитных ограничений.
3 Особенностифункционирования кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь
Всоциально-экономическом развитии Беларуси пятилетие 1996–2000 гг. явилосьпереломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших встране после распада СССР и проводимых с 1991 по 1994 г. либеральныхэкономических реформ. Либерализация цен в 1992 г. вызвала острый финансовыйкризис и галопирующую инфляцию[15].
Сцелью вывода страны из кризисного состояния была разработана Программанеотложных мер, реализация которой позволила в 1995 г. заметно снизить уровеньинфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизнинарода, приостановить обвальный спад производства.
В1996 г. разработаны Основные направления социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на 1996–2000 гг. Осуществление их позволили, начиная с 1996г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамикимакроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты валовоговнутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительскихтоваров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннемпотребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой,отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защитынаселения. Определились новые подходы и принципы проведения экономическихреформ. Экономическое положение страны, за исключением сельскохозяйственногопроизводства, стабилизировалось, а по важнейшим макроэкономическим параметрамдостигнут существенный рост.
С2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитнаяполитика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий дляоздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальныхпроцентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубляспособствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежномрынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Однаконакопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшениюэкономической ситуации[16].
Усложнениефинансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Неудалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов засчет внутренних сбережений. Происходит увеличение доли негосударственногосектора экономики.
Обеспечениеустойчивого экономического роста органично связано с преобразованием финансовойсистемы, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную систему и систему цен.Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периодеопределены:
§ реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией нарешении ключевых социально-экономических задач;
§ проведение целенаправленной политики управления государственным долгом иактивами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашениявнешней задолженности;
§ совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействиереспубликанского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;
§ дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики сзаконодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзногогосударства.
Применительно к Беларуси, переживающей кризиспереходного периода, который характеризуется устойчивой инфляцией, задачаденежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовалобы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же времясдерживало спад производства[17].
Основнойцелью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействиеразвитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивостинациональной денежной единицы. Предусматривается повысить роль банковскогосектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и ихинвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечитьукрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурснойбазы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковскогонадзора к международным стандартам.
Дляподдержки приоритетных отраслей и производств государство будет использоватьэкономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентныхставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечитьразвитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных изарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободныхэкономических зон. Особое внимание будет уделяться созданию условий гарантированиявкладов населения в банках. Оно будет обеспечиваться за счет соответствующейзаконодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондовбанков и создания фондов гарантирования вкладов.
Денежноепредложение в национальной валюте будет формироваться в объемах, достаточныхдля обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватныхнамечаемым по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструментыденежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке,рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будутформироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевыхпараметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политикибудет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.
Политикаобменного курса белорусского рубля будет ориентирована на снижение инфляции,пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютногокурса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и преждевсего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран,являющихся ее основными экономическими партнерами[18].
В заключении данной главы можно сделатьследующие выводы. В социально-экономическом развитии Беларуси наблюдалосьмножество переломных этапов и кризисных явлений. С 2000 г. в Беларуси сталапроводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившаяснижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы.В настоящее время, основной целью денежно-кредитной политики РеспубликиБеларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечениевнутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, денежно-кредитная политика — один измощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжениигосударства.
Основополагающей целью денежно-кредитной политикиявляется помощь экономике в достижении общего уровня производства,характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитнаяполитика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизациисовокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Главнаязадача кредитно-денежной политики центрального банка — поддержание стабильнойпокупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системыплатежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является однойиз важнейших частей регулирования всей экономики государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменениеучетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказыватьопределяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство — нареальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютныекурсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту иимпорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутреннихмакроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимойЦентральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периодыэкономического спада и роста безработицы, падения производства необходимоувеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестированияфинансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов — необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста,сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим изанимаются центральные эмиссионные банки.
Спомощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчитьэкономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктурыгосударство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различныеотрасли экономики страны.
Государственноерегулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешнолишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективновоздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитойрыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитнойсистемы.
Денежно-кредитнаяполитика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С еепомощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальнаяальтернатива — усугубление сложившихся в рыночной системе негативныхтенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшемуправленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотренияальтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономикугосударства, дадут положительные результаты.
К инструментам денежно-кредитной политики относятся,в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательныхрезервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой,а также внедрение кредитных ограничений.
Внашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должнаминимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
Такимобразом, государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамкахразумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования вбанковской системе, необходимоинвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую,транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественноепроизводство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятостинаселения, уровень реальных доходов населения.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Булатова А. С., Экономика:учебник — М.: Перспектива, 1994 - 398 с.
2. ДробозинаА.А., Константинова Ю.Н., Окунева Л.П. Общая теория финансов: учебник - М.:ЮНИТИ, 1995 – 319 с.
3. ДробозинаА.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит — М.:ЮНИТИ, 1997 – 199 с.
4. КазаковА.А., Минаев Н.В., Экономика: Учебное пособие — М.:«Тандем», 1998 – 243 с.
5. Киреев А.А. Международная экономика-М.: Международные отношения, 1997 – 278 с.
6. КовалеваА.М., Финансы: Учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 1997 – 157 с.
7. ДильмухаметовА.А. Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике государства//Экономика и управление, 2001, № 5, с. 12-14.
8. Иващенко И.П.Особенности социально – экономического развития Республики Беларусь //НЭГ,2003, № 12. с. 3-4.
9. Исаева Е. Б.Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги икредит, 2000, № 9. с.5-7.
10. Лакшина О. А. Банковскиерезервы как условие эффективного функционирования кредитной системы // Деньги икредит, 2001, № 7. с. 53 —59.
11. ЛунтовскийГ.И. Проблемы денежно-кредитной системы (интервью с председателем подкомитетапо денежно-кредитной политике и деятельности Центрального Банка ГосударственнойДумы) // Деньги и кредит, 2001, № 3. с.5-6.
12 Львин Б. Обустройстве банковской и денежной системы// Вопросы экономики, 2001, № 10.с.14-16.
13. МордановР.Х. Денежно-кредитная политика в период экономических реформ // Экономика иуправление, 2002, № 6. с. 25-26.
14. Обухов Н. П.Кредитный рынок и денежная политика // Финансы, 2001, № 2. с.18-20.
15. Симонов В. В. Кредитнаясистема и государственное регулирование // Деньги и кредит, 2002, № 4. с. 68 —77.
16.Симпсон Т.Американский опыт функционирования центральной банковской системы и угрозаинфляции // Вопросы экономики, 2000, № 12. с.24-23.
17. СимрановскийА.Ю. К вопросу денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2000, № 4. с.11.
18. Шустров А.А.Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики // Деньгии кредит, 2000, № 2. с. 21.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
/>
P Кредитная
/> политика Sb
/>/> S
/> Sa
Ob
/>/>/> Pb
/>/>/>/>/>2b
O
Po
Oa
2a
Pa
D
1b 1a
/>/> Q
/>
Qb Qo Qa Денежная
политика
Q – объем денежной массы;
P – цена заемных средств(процентная ставка по кредитам);
S, Sa, Sb – кривыепредложения денег;
D – кривая спроса на деньги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
/> P
/> Кредитная
/>/> политика S
/> O
/>/> P0
/>
S1
/>/> P1 O1
/> D
Q0 Q1 Q
Денежная
политика
Q – объем денежной массы;
P – цена заемных средств(процентная ставка по кредитам);
S – кривые предложения денег;
D – кривая спроса на деньги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Цели и средства достижения Вид экономической политики Примечание денежная кредитная курсовая А 1 2 3 4 1.Цели Обеспечение экономики денежной массой в необходимом и достаточном объеме, выполнение одновременно двух условий: товарооборот обеспечен деньгами, деньги полностью обеспечены товарной стоимостью. Исключение денежного фактора инфляции спроса (эффект “лишних денег”) и стагнации (дефицит денег в обороте). Регулирование динамики экономического роста посредством изменения ценовой доступности кредита. Поддержание условий для развития экономики страны и одновре-менно поставок критичес-кой массы импорта посредс-твом регулирования курса нацио-нальной валюты.
К п.1. Все три составляющие политики в монетарной сфере должны быть субординационно подчинены единой цели экономической политики, состоящей в построении социально ориентированной рыночной экономики в оптимальном режиме, факторами которого выступают максимально сжатые сроки и минимальные социальные потрясения.
К п.1 кол.2. Практика экономического регулирования знает и случаи достаточно успешного проведения селективной кредитной политики (ФРГ после Второй мировой войны). 2.сред-ства
1. Регулирование первичной эмиссии (эмиссия центрального банка)
1.1. Операции на открытом рынке
1.1.1. Операции с ценными бумагами
1.1.2. Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами
1.2. Режим доступа к кредитам центрального банка.
2. Регулирование вторичной эмиссии ( эмиссия банков).
2.1. Норма обязательного резервирования.
2.2. Пруденциальные нормы.
(…)
(…)
(…)
( + )
( — )
(…)
(…)
(…)
К п.1 кол.1. Излишек денежной массы ведет к гипертрофированному спросу и инфляции, недостаток – к гипертрофированному спросу и стагнации, вызывает демонетизацию экономики, неплатежи, способствуют уклонению от налогов и росту теневой экономики.
К п.1.2.кол.1. Данное средство использовалось ранее и является в значительной степени специфичным для российских условий, имея в виду его административный характер с точки зрения содержания и отсутствие до последнего времени четких норм с позиций формальных условий доступа. В других странах (например в США) доступ к кредитам центрального банка также не для всех случаев абсолютно четко формализован, однако эти случаи являются исключением из правил и касаются не проведения денежной политик, а вопросов поддержания ликвидности отдельных банков.
К п.2.2.кол.1. Ограничивая риск банков, пруденциальные нормы фактически выступают средством регулирования вторичной эмиссии, хотя данный эффект является побочным и не вытекает непосредственно из задач пруденциального регулирования.
( + )
(…)
(…)
1.Общее регулирование.
1.1.Регулирование ставки рефинансиро-вания центрального банка.
1.2.Регулирование цены государствен-ных заимствований (осуществля-ется правительст-вом при возможном содействии центрального банка, как агента правительства, выступающего от его имени и за его счет).
2. Селективное регулирование (осуществляя-ется правительс-твом совместно с центральным банком).Пре-доставление избранным (приоритет-ным) отраслям либо производствам (предприятии-ям) кредитов на условиях лучше рыночных (уровень ставки и прочее).
(…)
(…)
(…)
3. Операции с иностран-ной валютой, драгоцен-ными металлами и другими валютны-ми ценностя-ми, прямые (админира-тивные)
стративные) ограничения.
Примечания: ( + ), (…), ( — ) – обозначает характер влияния действий в данной области монетарной политикина две другие области;
( + ), ( — ) – обозначаетсоответственно наличие или отсутствие влияния;
( … ) – обозначает, что влияниевозможно при определенных обстоятельствах, обусловленных объемом или направленностьюдействий.