Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный долг как важнейший элемент финансовой системы общества

Введение
Сейчас Республика Беларусь находится в процессе экономическогостановления. В настоящее время необходимо больше уделять внимания бюджетнойсистеме государства, а также вопросам дефицита и государственного долга, таккак это способствует надежному функционированию государства, гармоничномуразвитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, какгосударства, так и его граждан. Надежная бюджетная система является одним изважнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государстванеобходимо развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга,как важнейшего элемента финансовой системы общества.
В моей работе было проанализировано – понятия и виды государственногодолга, состояние государственного долга в Республике Беларусь за последниенесколько лет, а также внесены предложения по сокращению государственного долгав Республике Беларусь.
Система государственного долга позволяет государству получать денежныесредства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментоммакроэкономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет насостояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику в целом.
Западные экономисты склонны к мнению, что умеренный внутреннийдолг – явление обычное, не имеющее тяжелых социально – экономических последствий.Они считают, что большой государственный долг не приведет к банкротствунациональной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования. Кним относят продажу новых облигаций и использование выручки для выплатыдержателям погашенных облигаций, дополнительное налогообложение. Наконец,правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатитьсумму долга с процентами.
Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные тенденции.Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, таккак их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительноеналогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектовхозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванноебюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастаниевнутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнегодолга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта либонедвижимостью.
Для количественной характеристики государственного долгаиспользуются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов,разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственногодолга с объемом ВНП и ВВН, расчет задолженности на душу населения.
В странах с развитой экономикой законодательные органыконтролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливают лимитего абсолютной величины; во Франции и Великобритании – лимит прироста за год.

1. Внутренний и внешний государственный долг
Государственный долг – это общий размер задолженности государствасвоим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он состоит из общейнакопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммыфинансовых обязательств иностранным кредитором (за вычетом той части, котораяпошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странахгосударственный долг определяют также как общий объем непогашенныхгосударственных облигаций. Причины возникновения государственного долгаобусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяютсяспадом производства, ростом предельных производственных издержек,неконтролируемых эмиссией национальных денежных единиц, ростом ВПК, ростомоборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д.
Различают внутренний долг и внешний. Внутренний – это долггосударства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний – задолженностьфизическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемымдолговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки.И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным(до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являютсякраткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а процентыпо таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что роствнутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самимсебе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать егопутем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствиявнутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезнойпроблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.
Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнемдоходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектамихозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативной инвестированиюсвободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпамивыпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основногокапитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценныебумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результатеконкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частныхинвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительскихрасходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга являетсяувеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнацияили спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными длястраны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения междувнутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растетмедленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшениеего доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долгаобгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственногодолга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не сталислишком тяжелыми для экономики, правительство должно принять определенные мерыпо управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путемвыпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутреннийдолг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могутсделать процентные ставки по государственным ценным бумагам дажеотрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции,которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, чтозначительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочнымигосударственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпускегосударственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространениетакже бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при измененииставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможностиинфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставокпозволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшитьгосударственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести ксокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, куменьшению налоговых поступлений в казну.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результатепрямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний ипутем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическимлицам, государствам.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чемвнутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товарыи услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизнинаселения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор можетпотребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. Всвязи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательноустанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долгамалопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают егоотносительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга вваловом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнемудолгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последнийпоказатель не должен превышать 25%.
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и можетосложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительствопредпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если онпревышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долгазолотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторовправительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность вдолгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

2. Влияние государственного долга на финансовое состояниеэкономики
 
2.1 Мнимые проблемы
государственныйвнутренний внешний долг
Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики?Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет лидолг бременем на плечи наших детей и внуков?
Банкротство?
Может ли крупный государственный долг привести государство кбанкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Нив коем случае, и тому есть три причины:
1. Рефинансирование – когда подходит ежемесячный срок выплатычасти долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги,чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительстворефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку длявыплат держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение – правительство имеет конституционное право облагатьнаселение налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства – один изспособов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммыгосударственного долга.
3. Создание денег – банкротство государства очень сложно себепредставить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которымиможно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новыхденег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметьинфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когдаправительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включивпечатный станок.
Перекладывание бремени?
Станет ли государственный долг бременем для будущих поколений? Сначаланужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы должны?Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86% правительственныхоблигаций размещены внутри страны, то есть находятся в руках граждан иорганизаций (данные по США). Таким образом, государственный долг являетсяодновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственногодолга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т. к. гражданампришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачиватьбóльшую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам дляпогашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такогогигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределениедохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупногобогатства в экономике или уровня жизни населения. Новорожденным, каждый изкоторых в среднем наследовал в 1994 г. 17816 дол. обязательств погосударственному долгу, одновременно достаются государственные бумаги на такуюже сумму.
2.2 Реальные проблемы
Крупный долг действительно может породить вполне реальныепроблемы. Внешний долг-то есть долговые обязательства государства перед иностраннымигражданами и институтами – действительно представляет собой экономическое бремядля страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе»,и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачичасти реального продукта страны другим государствам.
Ограничение фискальной политики
Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиковприменение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственныйдолг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальныхмер.
Эффект вытеснения и накопления капитала
Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственныйдолг все же может послужить источником реального экономического бремени длягрядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущиепоколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средствпроизводства), то есть меньшую «национальную фабрику». Такое событие связано с эффектомвытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансированиеприводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционныхрасходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика,обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях,их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Предположим, что экономика функционирует на уровне производствапри полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем илииным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Приростгосударственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в этовремя. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарамигоссектора на одной оси и товарами частного сектора – на другой. В экономике,достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов смещаетэкономику вдоль кривой по направлению к оси товаров госсектора, что означаетсокращение частного производства.
Но в частном секторе производятся как потребительские, так иинвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственномсекторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в формеболее низкого уровня жизни ляжет на плечи нынешнего поколения, поскольку незатронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер «национальнойфабрики», которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличениепроизводства в госсекторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров,то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнегопоколения. Но детям и внукам этого поколения в будущем достанутся меньший запасосновных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.
Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут кразным результатам.
Первый сценарий – допустим,что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счетповышения налогов – скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно,бóльшая часть дохода используется на потребление, поэтомупотребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возрослиналоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходовпримет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительскихтоваров.
Второй сценарий – теперьпредположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счетнаращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит наденежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частнымизаемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньгиприведет к росту процентной ставки, то есть «цены», уплачиваемой за пользованиеденьгами.
Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривойспроса на инвестиции Id1 повышение процентнойставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет ксокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера «национальнойфабрики», которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случаеповышение процентной ставки с 6 до 10% вытесняет 10 млрд. дол. частныхинвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитноефинансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожиданиябудущих прибылей и сместить кривую спроса на инвестиции от Id1 к Id2. Такой сдвиг может частичноили полностью перекрыть эффект вытеснения.
Две оговорки
Но у наших рассуждений есть два ограничения, из-за которых можетоказаться, что экономическое бремя, перекладываемое на плечи грядущих поколений,на самом деле куда меньше, если вообще существует.
1. Государственные инвестиции – в наших рассуждениях мы непринимали во внимание характер прироста государственных расходов. Продукция государственногосектора, равно как и продукция частного производства, включает в себя ипотребительские и инвестиционные товары. Если прирост государственных расходовскладывается из затрат потребительского характера – субсидий на школьныезавтраки или оплаты автомобилей для правительственных чиновников, – тогда выводиз нашего второго сценария, согласно которому в результате роста долга егобремя перекладывается на грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, еслиправительственные расходы носят инвестиционный характер, например, если этовложения в строительство автострад, портов, систем паводкового контроля илиесли это инвестиции в «человеческий капитал» – в образование, системуподготовки кадров, здравоохранение?
Как и частные расходы на машины и оборудование, государственныеинвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно,в этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжениебудущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится его структура:увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частного.
2. Безработица – другое ограничение связано с нашим предположениемо том, что первоначально рост государственных расходов происходит в экономике,достигшей полной занятости. И вновь кривая производственных возможностейнапоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня полной занятости,или, графически, соответствует точке на кривой производственных возможностей,то увеличение государственных расходов может переместить экономику ближе ккривой без всякого ущерба для текущего потребления или накопления капитала.Следовательно, если в экономике изначально существует безработица, дефицитноефинансирование государственных расходов не обязательно создает бремя длябудущих поколений в форме сокращения размеров «национальной фабрики».

3. Методы и способы стабилизации государственного долга
Согласно требованиям мировых финансовых институтов политика государствав рамках бюджетирования должна сводиться к следующим мерам: бюджетный дефицитсокращается до минимума путём уменьшения расходов, а его финансированиеосуществляется исключительно из неэмиссионных источников. Указанные мероприятиянеобходимы в целях достижения главной меры монетарной стабилизации –антиинфляционной политики путём сдерживания предложения денег и контроля над доходами.Политика, которая не ограничивает инфляцию или только сдерживает ее на короткоевремя, не способствует утверждению стабильности и доверия. Политические деятелидолжны хорошо осознать роль контроля над бюджетом и политики доходов в процессестабилизации. Стабилизация не может продолжаться без финансового режима, а безполитики доходов – не начаться. Согласно этому в рамках первого из трёх этаповмонетарного реформирования постсоциалистических стран – финансовой стабилизации– определяющим фактором успешности проводимых реформ является сокращениебюджетного дефицита.
В работах Р. Дорнбуша отмечается, что инфляция – следствиедефицита бюджета: превышение правительственных расходов над доходами покрываетсяэмиссией дополнительной денежной массы, которая, согласно количественной теорииденег, является источником инфляции. Устранение бюджетного дефицита –первоочерёдная задача антиинфляционной политики. Лишь сбалансированность бюджетана протяжении продолжительного времени способна противостоять финансовойнестабильности.
Дефицит бюджета можно покрывать одним из трёх средств – денежнойэмиссией, внутренним и внешним заимствованиями:

g Y = M / P + B / P + B ∙ e / P,
где g – показатель дефицита; Y – реальный ВНП; M – денежная база; B – внутренний долг; e – обменный курс; P – уровень цен.
С указанных позиций государственный долг рассматривается какэффективный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако эта точка зрения небесспорна.На протяжении двух веков между представителями разных экономических школведутся споры о пользе государственного долга, т.е. является ли он бременем дляэкономики?
Впервые государственный долг с точки зрения оценки его влияния наэкономику страны упоминается у А. Смита в «Богатстве народов» и Д. Рикардо«Принципах политэкономии и налогообложения» – основателях классической школыэкономики. Наиболее полно влияние государственных заимствований показано у Д. Рикардои названо: «эквивалентность Рикардо». «Если 20 млн. привлекаются путём ссуд, тоэти 20 млн. в действительности изымаются из производственного капитала нации. 1млн., что поступает в бюджет путём налогообложения для выплаты процентов поссудам, является только трансфертом от налогоплательщиков до получателейплатежей». Таким образом, в условиях совершенного рынка капиталов, паушальностиналогообложения, бесконечного горизонта планирования по сути государственныйдолг для представителей классической школы ничем не отличается от природыналогообложения – их разница в том, что в условиях заимствования нация вводятсебя в заблуждение относительно экономии вследствие выполнения государствомобязательств по выплате процентов.
Сторонники необременительной позиции, господствовавшей до второймировой войны и в настоящее время поддерживаемой некоторыми влиятельнымиэкономистами (К. Макконнел, С. Брю и др.), считают, что текущиерасходы ресурсов, привлечённые путём заимствований, не могут быть на будущеепоколение. Позиция, в частности А. Лернера, базируется на следующихосновных аргументов:
Ресурсы, которые получает государство, всегда оплачиваются егокредиторами в форме уменьшения количества товаров для частного потребления,которое не может быть оплачено следующими поколениями. Закрытое общество неможет владеть большим количеством товаров и услуг, чем в состоянии их сейчаспроизвести, т.е. не может увеличить это количество, рассчитываясь путёмбудущего выпуска. Повысить настоящий объём товаров и услуг с их оплатой вбудущем возможно лишь в условиях открытой экономики путём внешнихзаимствований.
Обязательства для будущих налогоплательщиков относительно уплатыпо основному долгу и процентам в условиях внутреннего заимствования не являетсябременем для общества в целом, потому что означают лишь перераспределениедоходов между различными домохозяйствами. Потери налогоплательщиков в данномслучае компенсируются выгодами получателей платежей.
Точка зрения, согласно которой бременем для общества являетсятолько внешний долг, и в настоящее время достаточно распространена.
Рядом исследователей утверждается, что перераспределение доходов населенияв условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований непроисходит. Данная позиция, получившая название «долгового нейтралитета»,обосновывается тем, что перераспределение доходов населения в условиях сдвигафискальной политики государства в сторону заимствований нет. Данная точказрения обосновывается тем, что для домашних хозяйств, которые могутсамостоятельно регулировать распределение дохода между поколениями путёмнаследства и дарения, комбинация долговых и налоговых инструментов в этом планене имеет никакого смысла. Так, если правительство сегодня снижает налоги, тодомашние хозяйства не увеличивают текущее потребление, а сберегают для будущихпоколений.
Государственные займы как положительное явление рассматривалисьпредставителями кейнсианской школы экономики. Кейнс, анализируя успехи Германиии Великобритании в 30-е гг., утверждал, что экономическое благосостояние и ростзанятости в указанных странах вызван государственной политикой расширениярасходов, обеспечивая их финансирование за счёт государственных займов.
Для обоснования эффективности использования заёмных инструментовдля проведения расширенной бюджетной политики представители кейнсианстваиспользуют также общеизвестную модель IS-LM (рис. 1).
Допустим, что государство снижает налоги при сохранении уровня бюджетныхрасходов, обеспечивая их финансирование, в том числе за счёт государственныхзаимствований. Поскольку снижение налогового бремени обуславливает рост доходовфирм и домашних хозяйств, то кривая IS сместится вправо – равновесие устанавливается в точке E1.
Анализ нового состояния равновесия в точке E1 по сравнению с E0показывает рост процентнойставки и предложения, определяемого спросом. Рост процентной ставки на заёмныйкапитал обуславливает снижение инвестиционной активности при ростепотребительских расходов домашних хозяйств. Таким образом, в связи со снижениемуровня налогообложения и привлечения государством заёмных средств вытесняютсяинвестиции потребительскими расходами.
Если при снижении налогообложения предусмотреть налоговые льготыдля инвестиции, то в этом случае согласно представлениям кейнсианцев будетобеспечен рост потребления и инвестиций.
Допустим, что дефицит бюджета увеличивается на величину ∆G, тогда величина инвестиций в условияхнедопущения инфляции, следуя равенству ∆G + ∆I + ∆C = 0, изменяется при неизменности уровняналогообложения (∆C = 0) на ту же величину – ∆I. Таким образом, государство, расширяяуровень государственных расходов, финансируемых за счёт государственныхзаимствований, вызывает уменьшение частных инвестиций на величину отвлечённыхзаёмных средств.
Теория рациональных ожиданий в границах кейнсианской традиции предполагает,что от того, как будет происходить эффект вытеснения, зависит поведениеосновных субъектов рынка – от их ожиданий по поводу фискальных изменений,проводимых государством. Последствия внезапного объявления фискальной экспансиибудут удручающими, так как между временем объявления и реализации фискальныхизменений стимулов для спроса ещё не будет, а процентная ставка на заёмныйкапитал уже вырастет (рис. 2).
Взгляды на государственный долг как на явление необременительноедля экономики, раскритикованы после второй мировой войны рядом исследователей.Они сводятся к следующему:
Бремя государственных расходов, которые финансируются налогами;явление реальное, поскольку у налогоплательщиков принудительно изымаютсяресурсы. Но расходы, финансируемые за счёт заимствований, не сказываются натекущем поколении, поскольку ресурсы предоставляются кредиторами добровольно вобмен на государственные облигации или активы – для кредиторов меняется толькоформа сбережений;
Бремя государственного долга накладывается на будущее поколение,которые вынуждены платить налоги для его обслуживания. Эти налоги означают нетолько перераспределение доходов населения, а бремя для всего общества,поскольку при отсутствии расходов на обслуживание долга налоги для этого как быне изымались.
Впоследствии развиваются концепции внутрипоколенного и межпоколенногобремени. Внутрипоколенное бремя охватывает последствия государственного долга,не влияющие на будущее развитие – краткосрочные последствия заимствований ввиде изменения уровня цен, занятости и внешнеэкономического равновесия. Кмежпоколенному бремени относят отрицательные явления государственного долга,имеющие долгосрочный характер для уровня доходов, потребления, инвестиций,запаса капитала и экономического роста.
Представители совокупного инвестиционного подхода акцентируют вниманиена зависимости государственного долга от уровня производственных инвестиций. Ф. Модельянии Р. Масгрейв сформулировали следующую концепцию: B – сумма займов, т.е. доход частныхсубъектов увеличится на точно такую же величину В. Она должна направлятьсяна увеличение потребления С на ∆С = с ∙ В, где с – предельнаясклонность к потреблению. При увеличении частных доходов закономерно возрастаетсобственность S: ∆S = (1-c) B. Исходя из того, что инвестиции в государственные займыфинансируются за счёт частной собственности (S = B + I, где I – инвестиции), привлечение займов государствомвлияет на прирост инвестиций таким образом: ∆I = ∆S – В = (1-с) В-В = с ∙ В. Следовательно,инвестиции уменьшатся на величину, соответствующую предельной склонности кпотреблению, умноженную на сумму заимствования.
Влияние государственных займов на уровень потребления изученоизвестным экономистом М. Карлбергом. Допустим, что государство поднимает долюзаимствования в национальном доходе, что в краткосрочном периоде не влияет надоход, а потребление на душу населения даже повышается. Однако в долгосрочномпериоде доход снижается и, как следствие, потребление на душу населения падает.Графически это выглядит следующим образом (рис. 3). На рисунке z – сумма частного и государственногопотребления на душу населения.
Очевидно, одновременно происходят два процесса – быстрый и медленный.Увеличение государственных займов почти мгновенно ведёт к снижению налогов,повышающие доход и частное потребление. Со временем рост государственногозаимствования вытесняет частные инвестиции. Запас основных фондов страныуменьшается, и потому доход на душу населения падает ниже начального уровня.
Для исследования влияния государственных займов на уровень налогообложенияМ. Карлберг вводит переменную t – ставку налога других, помимо заимствований, источников доходовгосударства (рис. 4). Из рисунка видно, что ставка налога достигаетминимума при критической доле заимствования b’. Если b = 0, тогда ставка налогообложенияравняется доле государственных расходов в национальном доходе – t = g. Если b = b’, тогда t
Допускается, что правительство увеличивает долю государственногозаимствования. Если при начальных условиях b b’, то ∆t / ∆b > 0. Из этого следует, что практиказаимствований при его низкой доле b снижает уровень налогообложения, при высокой – повышает, т.е. тутодновременно действуют две противоположные силы. При данных государственныхрасходах рост заимствования, с одной стороны, вызывает снижение налогов, а сдругой – увеличивает долг, выплачиваемые государством проценты, следовательно,уровень налогообложения.
Однако Э. Домар доказывает, что проблем роста налогового бременидля обслуживания государственного долга не существует, если производство встране растёт более высокими темпами, чем реальная процентная ставка погосударственным обязательствам.
Основой теории бремени государственного долга является такназываемый процентный эффект процента, смысл которого в том, что на уплатуначисленных процентов привлекаются дополнительные займы, которые также носятплатный характер, т.е. начисляются проценты. При этом общепризнанно топонимание ситуации, что привлекаемые заёмные ресурсы в первую очередьнаправляются на рефинансирование обязательств предыдущих периодов. Исходя изэтого, каждый последующий год заимствований на рынке государственных облигацийс экономической точки зрения означает, что стоимость заёмных ресурсов непогашается за счёт собственных средств (налоговых поступлений), а покрываетсячерез механизм рефинансирования за счёт новых заимствований.
Поскольку заимствования, как показывает мировая практика, носятпостоянный характер, то можно говорить об определённой математической закономерностиформирования долговой пирамиды. Экспоненциальный рост долга обусловливаетразвитие дефицитности бюджета в рамках требуемого рефинансирования платежей попогашению долга и формирования новой задолженности для покрытия дефицита, в томчисле расходы по обслуживанию процентного бремени. Таким образом, в данномслучае государственный долг кормится за свой счёт.
Чтобы представить силу экспоненциального роста долга за счёт егопроцентного роста, допустим, первоначальный капитал составляет 1 дол. США, закоторый в первом же году уплачивается 8% и ежегодно начисляются проценты, идостигнет следующего результата: 50 лет спустя – 47 дол. США, 100 лет спустя –2200 дол. США, 200 лет спустя – 4 838 950 дол. США, 300 лет спустя – 10 644 533 819 дол. США. Эти результатыделают очевидной силу экспоненциального процентного роста процента. Процентноебремя в начале периода начисления процентов долгое время относительнонезначительно. Только много лет спустя процентное увеличение процента формируетего «силу»; оно развивается всегда резко вверх.
В этой связи в литературе особое внимание уделяется первичномупрофициту (дефициту) бюджета как источнику покрытия процентных платежей.Обращаясь к предложенной упрощенной модели (1. Объём номинального (реального)ВВП Yt растёт с постоянным годовым темпом р%. 2. Дефицит государственногобюджета (включая платежи по долгу) Нtсоставляет ежегодно q% от ВВП), можно отметить следующие закономерности:
пусть номинальная ставка процента по государственному долгу – ί%. Тогда процентные платежив году t составляют ίDt-1 /100 денежных единиц.Первичный бюджетный дефицит Нt(1) будет равен:
Нt(1) = Ht – ίDt-1 / 100 = Ytq / 100 – ίDt-1 / 100,

где Dt – государственный долг, соответствующий сумме бюджетных дефицитовв t, D0– начальная величина государственного долга.
Из этого уравнения вытекает, что первичный бюджетный дефицит в соотношениис ВВП составляет:
ht(1) = Ht(1)/ Yt(1) = q / 100 – ίDt-1 / Yt+ 100.
Таким образом, если соотношение Dt-1 / Ytвозрастает, то величина ht(1) снижается и становится негативной. В случае, если соотношение
Dt-1 / Yt = Dt-1 / Yt-1(1 + p / 100)
Достигает стабильного уровня при p > 0 в модели q / p, то и первичный дефицит в соотношении сВВП ht(1) выходят на стабильныйуровень. Очевидно, что если ставка процента достаточно высокая, то этот уровеньможет выражаться отрицательной величиной.
Это означает первичный профицит, или позитивное первичное сальдобюджета ί при (ί / p) > 1, т.е. при ί > p. Можно утверждать, что поддержка общих бюджетных дефицитов,которые приводят в долгосрочном периоде к необходимости стабильных первичныхпрофицитов, экономически нецелесообразно, так как через определённое времявозможные дополнительные государственные расходы за счёт дефицита будутперекрываться со временем расходами на обслуживания государственного долга.Следовательно, более приемлема стратегия сбалансированного бюджета, потому чтоона не предопределяет необходимости таких значительных долгосрочных выплат погосударственному долгу.
Таким образом, достижение стабильного уровня государственногодолга к ВВП дает возможность поддерживать данный уровень бюджетного дефицита,но не гарантирует его. В том числе, когда имеется неинфляционное финансированиедефицита, государство для привлечения дополнительных средств вынужденоустанавливать более высокую ставку реального процента. Поэтому расходы изобслуживания государственного долга могут стать в какой-то момент неприемлемовысокими.
Как показывает практика, в течение среднесрочного и долгосрочногопериода рост ВНП не позволяет преломить тенденцию процентного увеличенияпроцента, поскольку в долгосрочном периоде (исходя из усредненных данных) уровеньпроцентов по кредитам всегда выше относительно темпов роста ВНП. Поэтому вдинамике он отстаёт от уровня самовозрастания государственного долга.
Исходя из того, что уровень государственных расходов планируется безучёта фактора заимствований, новая задолженность – явление постоянное длясамофинансирования долга и считается основой формирования долговой ловушки попринципу circulus vitiosus (порочный круг, который в своей предпосылке уже порочен).
Описанный механизм формирования долговой пирамиды справедлив лишьв рамках среднесрочного и долгосрочного периодов, но иногда случались годы,когда процентные платежи более или менее финансировались за счёт налоговыхпоступлений. Однако финансирование за счёт налоговых поступлений иногда снова«возвращалось», когда требуемые расходы на облуживание долга обусловливаютформирование новой задолженности. Поэтому важно рассмотреть процесс развитиягосударственного долга с точки зрения распределения пользы и бремени междусовременными и будущими поколениями, иначе, – проблему поколений.
Анализируя данный аспект проблемы, можно выделить следующие типичныепозиции относительно пользования зёмными ресурсами и необходимости погашения иобслуживания долга:
Накопить и использовать. Этот лозунг провозглашает отказ откакого-либо государственного долга. Для реализации тех или иных масштабныхобъектов финансирования государство обязано накопить средства, т.е. неприбегать к кредитному финансированию государственных расходов. На уровне отдельногогражданина это означает, что он может приобрести, например, в собственность домтогда, когда он накопил для этого денежные средства в размере покупной цены.Если он так и поступит, то должен будет экономить много лет, пока не сможетприобрести дом и пользоваться им. А его наследники сумеют затем пользоватьсяэтим необремененным долгами «сбережением». На государственном уровне такаяполитика инвестирования в наибольшей степени благоприятна для будущихпоколений;
Накопить и использовать одновременно. Данное высказываниеозначает, что при использовании производится плата, т.е. погашение основногодолга и уплата процентов по нему. В нашем примере о покупке дома гражданин можетсразу пользоваться им как собственным, если дом приобретён за счёт кредита и втечение срока его эксплуатации обеспечиваются платежи по нему. Это эффективнона уровне предприятия, проводящего за счёт кредитов техническое перевооружение,которое с экономической точки зрения обеспечит получение прибыли, достаточнойдля аннулирования долга вплоть до наступления сроков последних платежей. Нагосударственном уровне, по сути, это соответствует прописной мудрости,многократно использованному аргументу об оправдании государственного долга сточки зрения справедливого распределения пользы и бремени между современным ибудущими поколениями. Всё так, если говорить о долгосрочных средствах производства,используемых современным и последующими поколениями. Однако практикапоказывает, что государственный долг формируется для покрытия дефицита бюджета,в состав расходов которого закладывается также приобретение недолговечных, нонеобходимых средств производства (приборы и предметы обстановки и др.).Поэтому, применяя данный принцип, правительство может «незаметно» следоватьдругому;
Использовать, затем оплатить. Указанный принцип означает, чтоникакие налоговые поступления государством не используются для обслуживаниядолга, а оно прибегает к новым заимствованиям, т.е. следуя классической схемеформирования долгового бремени за счёт процентного роста. Данная политикаблагоприятствует процветанию современного поколения, но чревата проблемами длябудущих поколений, которые должны уплачивать экспоненциально выросшие процентыза ресурсы, давно исчерпанные со списанием средств производства.
Очевидно, что в мировой практике формирования государственногодолга преобладает последний принцип – это вызвано, как отмечается многими авторами,конъюнктурными интересами правящей элиты, чаще всего в странах сдемократической формой правления, где периодически проводятся выборы и частосменяются администрации. Ведь в целях удержания власти её избранникам просто иво благо избирателей принято решение о кредитном финансировании дополнительныхрасходов бюджета. А решение об обслуживании государственного долга за счётсредств налогоплательщиков при сокращении иных расходов бюджета чревато дляруководства страны опасностью ухудшения общественного мнения о работеправительства.
Практика экономической политики государства показывает, что многиесовременные экономисты-практики ориентируются на следующие теоретические положения:
– в краткосрочном периоде государственные заимствованияпозволяют обеспечить финансирование непредвиденных расходов, а также устранитькассовые разрывы бюджета, сохраняя при этом сложившийся уровень налогообложения;
– в рамках антициклической экономической политики,поддержание реального сектора экономики в условиях спада экономики оправданыгосударственные заимствования в целях расширения уровня государственных расходов;
– кредитное финансирование государственных расходов вусловиях дефицитности бюджета надёжно как элемент таргетирования инфляции;
– при формировании долгосрочной концепции экономическогоразвития государства государственный долг – явление, безусловно, негативное, вытесняющеечастные инвестиции (внутренний долг) и обременяющее экономику страны (внешнийдолг).
Поскольку экономисты-практики при реализации государственной экономическойполитики, как правило, уверены в её успешности, т.е. в том, что темпыэкономического роста будут превышать реальную процентную ставку погосударственным заимствованиям, то негативные в долгосрочном плане последствиядолгового бремени во внимание не принимаются. Поэтому экономику большинстваразвитых демократических стран характеризует значительный размергосударственного долга (см. таблицу).
Консолидированный государственный долг в международном сравнениикатегория год Евросоюз Япония США
Профицит (+), % национального ВНП
Дефицит (–)
1995
1998
1999
2000
-5,2
-1,6
-0,7
+1,2
-3,5
-10,0
-7,0
-8,6
-3,1
+0,3
+1,0
+2,3 Государственный долг, % национального ВНП
1995
1998
1999
2000
70,1
68,9
68,0
64,1
73,9
94,1
101,7
108,8
74,5
68,9
65,7
60,1 Номинальный ВНП на душу населения по паритету потребительской корзины, в евро
1998
2000
21 283
22 618
23 880
24 332
30 588
34 544 Государственный долг на душу населения, в евро
1998
2000
13 851
14 476
31 947
41 126
14 389
13 451
Анализ таблицы показывает, что в странах зон валюты евро, доллараСША и иены несмотря на устанавливаемые ограничения на заимствования ощутимобремя государственного долга.
Маастрихтские конвергенционные критерии, по сути, первая в рамкахЕвропы попытка воспрепятствования развитию государственного долга. Речь идёт одвух рекомендованных ограничениях – 3% ВВП для ежегодного бюджетного дефицита и60% ВВП для государственного долга. Это означает, что рост государственногодолга не должен превышать установленных пограничных значений. Если в страненаблюдается рост ВВП, то в пределах этого роста правительство вправе развиватьгосударственный долг до пограничных значений и тогда, когда они были достигнутыв прошлые годы. Данная ситуация выглядит наоборот в случае спада экономики. Приуменьшении ВВП необходимо соответственно снизить уровень государственного долгадля соблюдения принятых критериев.
Таким образом, государственный долг в рамках фискальной политики можетбыть использован как инструмент антициклического регулирования в соответствии скейнсианской доктриной, как источник расширения инвестиционных расходовгосударства. Но при достижении выше упомянутых пограничных значений остаётсятолько одна задача – сохранить на прежнем уровне государственный долг истремится к его снижению, независимо от сложившийся в стране экономическойситуации. С точки зрения предупреждения дефолтов следует признать эффективностьуказанного механизма.
В некоторых странах величина государственного долга давноперешагнула объём ВВП, например, в Японии за 2000 г. он составил 108,8%ВНП. Однако анализ, сложившийся в этой стране ситуации показывает, что дефолтей не грозит. Так, агентом правительства по формированию государственного долгаявляется образованная при Министерстве финансов Японии учреждение – Trust Fund Bureau, задачей которого являетсяаккумулирование через почтовое учреждение страны сбережений граждан (вРеспублике Беларусь эти функции выполняет ОАО «СБ «Беларусбанк»») с ихпредоставлением в распоряжение государства преимущественно в видегосударственных облигаций. Их часть государство передаёт в качестве займов наместный и региональный уровни, государственным организациям и учреждениям.Вследствие отсутствия в этой связи значительной роли банковской системы в формированиипроцентной ставки, т.е. в условиях монопольного положения Trust Fund Bureau, доходность государственныхссуд минимально. Так, в 2000 г. ставка рефинансирования Центрального банкаЯпонии составляло 0,5%, а доходность на государственные займы – 2,5%. Крометого, столь значительная величина государственного долга Японии связано свысокой нормой сбережений домохозяйств.
Другой аспект значения дефолтов впервые обозначил аббат Терье,министр финансов в эпоху Людовика XV, который отметил, что дефолты в определённой мере способствуютоздоровлению экономики. Так, практика дефолтов в истории развития экономики СШАXIX в.показало противоположный эффект – способствовало дальнейшей индустриализациистраны. Начиная со времён объявления независимости штатов, развитие экономикиотличалось минимальным участием государства. Конституционно закреплённый отказот прямого налогообложения способствовал формированию определённых условий дляпривлечения инвестиций, но значительно ограничивал возможности федеральногоцентра и штатов – доходы от акцизов и таможенных пошлин в XIX в. составляли менее 5%ВВП (для сравнения в европейских странах аналогичный показатель превышал 10%).В условиях низкого налогообложения власти штатов часто прибегали кзаимствованиям для реализации программ развития инфраструктуры территорий(строительство каналов, железных дорог, формирование пожарных служб). В рядештатов государственные займы выступали основным источником доходов, например, вОгайо – от 50 до 70% бюджетных доходов (1825–1843 гг.), в Техасе – около 70%(середина 60-х XIX в.), в Пенсильвании – около 75% (40-е гг. XIX в.), 82% (1867 г.).
В условиях низкой рентабельности железных дорог дефолт былнеобратим. Вслед за биржевой паникой 1837 г. дефолт был объявлен по болеечем 50% эмитированного муниципального долга. Общий объём дефолтов по девятикрупнейшим штатам – заёмщикам составил 122 млн. дол. при совокупном объёмедоходов бюджета менее 13 млн. дол. По отношению к объёму инвестиций в экономикуштатов в 1840 г. дефолт составил 125 млн. дол. при среднегодовом объёмекапиталовложений в промышленное производство около 266 млн. дол. Ввиду того,что муниципальные облигации выпускались в 1800–1840 гг. преимущественнодля финансирования промышленности, можно говорить, что практически половинаинвестиций в промышленное производство была профинансирована путём выпускамуниципальных облигаций, оказавшихся в состоянии дефолта.
Фактически в процессе привлечения капитала муниципалитеты брали насебя роль «венчурных фондов». Экономическая роль муниципальных инвестицийсостояла в том, чтобы обеспечить становление предприятий и даже целых отраслей,дав им стартовый капитал, довести до уровня коммерческой эксплуатации и«уступить место» частным инвесторам. При этом дефолты часто использовались для«замены» государственного инвестора на частного при сохранении целостностипредприятий и отраслей.
Однако дефолты не означали простое перераспределение ресурсов ипотерю денежных средств, инвестированных в облигации. Кредитоспособность штатоввосстановилось через шесть лет после кризиса. Крупнейшие кредиторы штатовпрофинансировали избирательные кампании тех кандидатов на пост губернаторов,которые гарантировали возврат долга. После выборов повысились местные налоги, врезультате бремя долга легло на налогоплательщиков.
Таким образом, дефолты позволяли перераспределять средстваналогоплательщиков в пользу промышленного капитала. Наряду с системой низкогоналогообложения, способствующей благоприятному инвестиционному климату,существовала система «квазиналогов», которые представляли собой бремя долганалогоплательщиков по облигациям с объявленным дефолтом.
В данном случае значение муниципальных заимствований для экономическогоразвития США трудно переоценить. К. Маркс отмечал: «Государственный долгделается одним из самых сильных рычагов первоначального накопления… он одаряетнепроизводительные деньги производительной силой и превращает их таким образомв капитал…»
Из вышеизложенного следует, что внешние государственные заимствования,направленные на эффективное стимулирование экономического развития страны,оправданы в любых ситуациях, когда темпы экономического роста ускоряются ипревышают реальную процентную ставку по государственным облигациям.
Приведённый анализ показывает, что реализация государством возможностейгосударственного кредита во многом зависит от организации управлениягосударственным долгом. Важнейшей задачей является не только мониторингситуации развития долгового бремени и принятия мер по его сокращению, аобеспечение эффективности расходов государством, профинансированных за счётзаёмных средств.

4. Особенности государственного долга в Республике Беларусь, способыего сокращения
Использование внутреннего и внешнего госкредита ведет кобразованию государственного долга Республики Беларусь.
Необходимо различать следующие понятия:
– внутренней государственный долг Республики Беларусь – представляетсобой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственнымзаймам на определённый момент времени, например, на начало очередного года;
– внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основногодолга Республике Беларусь по внешним государственным займам на определённыймомент времени;
– государственный долг Республики Беларусь – общая совокупностьвнутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенныймомент времени.
Понятие «основной долг» – это сумма займа, фактически полученнаязаёмщиком, подлежащая возврату и не возращённая им. Общая сумма государственногодолга является своего рода показателем состояние финансов государства. Чембольше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственнымбюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем вышедоля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубжефинансовый кризис в стране.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются:нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективностинародного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимостипродукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовыхресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствамии др.
Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формахдолговых обязательств:
– кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РеспубликиБеларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами,международными организациями и иными резидентами и нерезидентами РеспубликиБеларусь;
– государственные займы, осуществленные путём выпуска ценных бумагот имени Республики Беларусь;
– государственные гарантии, гарантии Правительства РеспубликиБеларусь, предъявленные в оплате;
– соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь,о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусьпрошлых лет.
Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь ипредоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваютсяк займам, полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию РеспубликиБеларусь.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенныхи непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты,которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходовкредиторам по всем долговым обязательствам государства и по гашениюобязательств, срок оплаты которых наступил.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение огосударственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс РеспубликиБеларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долгастраны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров РеспубликиБеларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговыхобязательств, гарантированных Советов Министров Республики Беларусь.
Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательстврегулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лицот лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерствуфинансов Республики Беларусь.
Долги местных органов власти не входят в состав внутреннегогосударственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживаниярегулируются решениями местных Советов депутатов.
Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерствомфинансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга,а также реестр долгов местных органов власти.
Местные органы власти представляют указанным органам необходимыесведения для ведения реестра долгов местных органов власти.
Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определённыйлимит прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовомувнутреннему продукту.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственныйдолг страны в 2002–2006 гг. был относительно небольшой – 4–6% к валовомувнутреннему продукту.
Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга неможет привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государствовсегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых иненалоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однакосуществуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличениевнутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов,следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствованиягосударственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободныхденежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпускагосударственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценныебумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результатеконкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частныхинвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительскихрасходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является иувеличение суммы процентных выплат по нему.
Внешний государственный долг Республики, как отмечалось выше, этообщая сумма основного долга страны по внешним государственным займам наопределённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловныеобязательства по погашению внешнего государственного долга.
Размер внешнего государственного долга постоянно меняется врезультате ежегодных операций по получению новых займов, изменения условий ихпредоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода подолговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался,парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной годустанавливает лимит внешнего долга. В 1996–2007 гг. по плану он непревышал 2 млрд дол. США. Фактически в указанные годы он был значительно меньше(0, 8–1, 2 млрд. дол. США). В 2004–2006 гг. наблюдается снижение внешнегогосударственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешнийгосударственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президентастраны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкоговнешнего государственного долга.
Основными кредиторами Беларуси в последние годы являются Германия,США, Россия, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции иразвития.
Необходимо отметить, что многие страны мира имеют довольно большиеобъёмы внешнего долга. В частности, Польша имеет государственный долг в сумме100 млрд. дол., а США 7 трлн. дол. (70% валового внутреннего продукта).
Важнейшими источниками погашения внешнего государственного долгаРеспублики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции взарубежные страны и получение валютной выручки в СКВ и, во-вторых, возвратгосударственного долга Беларуси другими странами. В частности, к таким странамотносятся Казахстан, Украина, которые не погасили свой долг нашей стране,возникший ещё в конце 20в. Размер их долга исчисляется десятками миллионовдолларов США.
Значительные объёмы внутреннего и внешнего долга вызывают необходимостьуправления ими. Под управлением государственным долгом понимается совокупностьмероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменениюусловий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новыхгосударственных ценных бумаг.
В Республике Беларусь управление государственным долгомосуществляется Правительством Республики Беларусь. Целью управления государственнымдолгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицитагосударственного бюджета.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
– привлечение государственных заимствований в таких объёмах,которые необходимы и достаточны для обеспечения исполнения всех финансовых обязательствстраны;
– удержание общей суммы внутреннего и внешнего долга на такомуровне, который обеспечивает сохранение экономической безопасности страны;
– сохранение репутации Республики Беларусь как надёжного заёмщикана основе строгого выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
– поддержание стабильности и предсказуемости рынка долгосрочных обязательств;
– достижение эффективного и целевого использования средств,заимствованных государством и гарантированных им.
Управление долгом местных Советов депутатов осуществляетсяместными исполнительными и распорядительными органами. В процессе управлениягосударственным долгом используются различные методы его регулирования. Косновным из них относятся:
– аннулирование государственного долга – мера, в результатекоторой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам(внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом).Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двумпричинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государств, т.е. егобанкротства, во-вторых, в результате прихода в стране к власти новыхполитических сил, не желающих по экономическим соображением признать финансовыеобязательства предыдущих властей;
– рефинансирование – погашение старой государственнойзадолженности путём выпуска новых займов. Оно применяется обычно в условияхроста государственной задолженности и неснижающегося дефицита государственногобюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях пообслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условиемпредоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругахмеждународного финансового рынка, экономическая и политическая стабильностьстраны-должника;
– новация – соглашение между заёмщиком и кредитором по замене обязательствапо данным кредитору другим обязательством;
– конверсия – изменение доходности займов. Государство может предусматриватькак уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целяхуменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
– консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственныхзаймов. Возможна и обратная операция – уменьшение срока действиягосударственных займов. Так, например, в бывшем СССР в 1990 г. срокпогашения функционирования казначейских обязательств был сокращён с 16 до 8лет;
– унификация – объединение нескольких займов в один, когдаоблигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такаямера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременноценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства;
– отсрочка погашения займа проводится правительством в техслучаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становитсяфинансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новыхзаймов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов.Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке нетолько отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Вовремя консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свойдоход.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычноосуществляются в отношении только внутренних займов. Что касается новации иотсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешнейзадолженности. Отсрочка погашения займов, как правило, проводится посогласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и неповлечь приостановку выплаты процент по нему.
В последние годы в управлении внешним государственным долгом широкоераспространение получила практика реструктуризации долга, т.е. переносам неболее поздние сроки (10 лет и более) платежей по долгу.
Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимсяв республиканской собственности имуществом и другими активами.
По срокам долговые обязательства делятся на краткосрочные (доодного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные(свыше пяти лет).
Важной сферой управления государственным долгом является определениеусловий выпуска новых займов. При этом важными обстоятельствами выступают уровеньдоходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплатыдоходов. При эмиссии займов учитывается не только достижение высокой финансовойэффективности займов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успехновый займов зависит от правильности учёта состояния экономики, денежногообращения, уровня доходности и сроков действующих займов, предоставляемых льготи многих других факторов.
Разумное управление государственным долгом является важным инструментомускорения социально-экономического развития Республики Беларусь.
Кроме управления государственным долгом в законодательствеБеларуси есть ещё два понятия: погашение государственного долга Республики Беларусьи обслуживание государственного долга Республики Беларусь.
Под погашением государственного долга Республики Беларусьпонимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств РеспубликиБеларусь в части основного долга. Под обслуживанием государственного долгаРеспублики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждениязаимодавцу, штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключениемпогашения государственного долга Республики Беларусь.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственногодолга предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовыйгод. Расходы по погашению и обслуживанию государственного долга РеспубликиБеларусь являются первоочередными по отношению к другим платежам при исполненииреспубликанского бюджета.
По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихсянесущими тяжёлое бремя внешних долгов, относятся те страны, у которых три показателяпревышают расчётные уровни в среднем в течение трёх лет:
– отношение общей суммы долга к валовому национальному продукту, еслионо превышает 50%. В Беларуси этот показатель в 2000–2006 гг. составлял18,5–26,5%, т.е. на много ниже 50%;
– отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров иуслуг, если оно превышает 275%. В последние годы в Беларуси этот показательсоставлял менее 50%;
– отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга кэкспорту товаров и услуг, если оно превышает 30%. В Республики Беларусь этотпоказатель не превышал 12,0%. Таким образом, можно отметить, что РеспубликаБеларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешнихдолгов.

Заключение
По оценке Минфина, в 2009 г. Расходы на обслуживание госдолгасоставят 953,355 млрд. Br. При этом прирост внутреннего госдолга не может превышать 3% ВВП.Лимит внешнего государственного долга Беларуси на конец 2009 г. Установленв размере 6 млрд. USD.
По расчетам Минэкономики, отношение внутреннего госдолга к ВВП в2009 г. Может достичь 5,8% против 7% в 2008 г. (пороговое значение 20%).Отношение внешнего госдолга к ВВП запланировано снизить до 7,3% против 8,9% в2008 г. К внешним госзаймам, погашение которых ведётся с использованиемсредств республиканского бюджета, относятся кредиты РФ, взятые для обеспечениясбалансированности во взаимных расчетах; кредиты Товарно-кредитной корпорацииСША, поддерживающей закупки зерна.
Финансирование дефицита республиканского бюджета Беларуси ведётсяиз ресурсов банка ABN AMRO. С этой же целью запланировано размещение государственныхдолговых обязательств на внешних рынках. В целом объём внешнего финансированиядефицита республиканского бюджета должен составить более 362,2 млрд. Br.
Недавно привлечённые кредиты Германии, Италии, Китая, Европейскогобанка реконструкции и развития, Международного банка реконструкции и развитиябудут направлены на погашение просроченной задолженности предприятий,обеспеченной гарантиями правительства. Погашение внешнего долга иностраннымикредитами (финансовых институтов и государств) запланировано в объёме 342,824млрд. Br.
Финансирование дефицита республиканского бюджета из внутренних источниковтребует 2,438 трлн. Br. Половину этой суммы – 1,412 трлн. Br. Минфин намерен получить отоперации с принадлежащим государству имуществом. При этом реализациягосимущества (в т.ч. акции) должна принести бюджету не менее 1,564 трлн. Br.
Приведённые цифры рассчитаны, исходя из надежд на благоприятнуюконъюнктуру мировых рынков, стабильный курс национальной валюты и докризисныецены на энергоносители, которые мы надеемся получать из России на льготныхусловиях.

Список использованной литературы
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы,проблемы и политика. В 2 т., т. 1. Гл. 20. Республика. 1992.
2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы,проблемы и принципы. В 2 т. пер. а англ. – М. ИНФРА-М, 1999.
3. Макроэкономика: Учебное пособие. 2-е издание / Под редакцией М.И. Плотницкого.Москва ООО «Новое знание», 2004.
4. Макроэкономика: социально ориентированный подход. Учебник / Под редакциейЭ.А. Лутохиной. Минск ТЕСЕЙ, 2003.
5. Макроэкономика: Учебное пособие / Под редакцией Л.П. Зеньковой.Минск, 2007.
6. Мойсейчик Г.И. О совершенствовании методики анализа ипрогнозирования агрегированных компонентов платёжного баланса и управление внешнимдолгом/ Белорусский экон. Журнал. 2005. №2.
7. Об итогах исполнения бюджета за 2007 и задачах на 2008 г.Финансы. Учет. Аудит. 2008. №2.
8. Полоник С.С. Методы государственного регулированияденежно-кредитных и финансово-бюджетных отношений/ Белорусский экон. Журнал.2003. №1.
9. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1994.
10. Дорнбуш Р. Уроки высокой инфляции. Экономическая реформа. Киев,1995. Т. 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.