Министерствообразования Российской Федерации
Хабаровскаягосударственная академия экономики и права
Кафедра финансов
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине
«Организациябюджетного процесса»
Тема 6.Бюджетное прогнозирование и планирование:
сущность, методыи роль в организации бюджетного процесса
Выполнила: студ. заочного обучения
гр. ФК (с) – 72 ГМФ 6 курс
Логвинова Евгения Александровна
Зачетная книжка №: з-0620558
Хабаровск 2009
Содержание
Введение
1.Теоретические основы бюджетного прогнозирования и планирования
2.Система бюджетного прогнозирования и планирования РФ
3.Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ
Заключение
Списоклитературы
Введение
Тема данной работыактуальна для изучения, т.к. бюджет – это формаобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления,поэтому изучение основ порядка составления не только федерального бюджета, но ибюджетов субъектов РФ и местного самоуправления является важным аспектомизучения бюджетного планирования и прогнозирования в целом.
Цельвыполнения работы – изучение организации бюджетного планирования ипрогнозирования.
Всоответствии с целью, к задачам работы относятся:
— рассмотрение сущности и необходимости планирования и прогнозирования;
— изучениеорганизации и особенностей процесса планирования;
— обзорметодов совершенствования процесса планирования ипрогнозирования бюджетов.
Планированиеотносится к числу важных методов государственного регулирования экономики. Оноосуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию напроцесс воспроизводства. Являясь одной из основных функций управления,планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное ипропорциональное развитие объекта управления.
Основными методамиизучения вопросов работы является изучение и рассмотрение законодательныхактов, специальной литературы и материалов периодической печати.
1. Теоретическиеосновы бюджетного прогнозирования и планирования
Под прогнозомпонимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта вбудущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономическихи социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических исоциальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов исредств экономической прогностики.
Прогнозирование имеетдве стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную);предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможныхили желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказаниеозначает решение этих проблем, путем использования информации о будущем вцеленаправленной деятельности.
Таким образом, впрогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный иуправленческий.
Экономическоепрогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенноговоспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономическогопрогнозирования является познание возможных состояний функционирующихэкономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способовразработки экономических прогнозов.
В основе экономическогопрогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики взначительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущеенесет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:
— наличием не одного, амножества вариантов возможного развития;
-действие экономическихзаконов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состоянийэкономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны бытьприняты и реализованы;
-неполнота степенипознания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности(детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылкаэкономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, тотогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущегосама возможность экономического прогнозирования исключается.
Важную роль в развитииэкономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностикаи ее составная часть – экономическая прогностика.
Прогнозирование следуетрассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое даетопережающее отображение действительности, основанное на познании законовприроды, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения:гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза характеризуетнаучное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы даетсякачественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общиезакономерности их поведения.
Прогноз в сравнении сгипотезой имеет значительно большую качественную и количественнуюопределенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собойпостановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событийисследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность,адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеютсясущественные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательныйхарактер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеетвероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие ипрактическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования –создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задачаэкономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснитьпереспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, ас другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективногопланирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
Типология прогнозовстроится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можновыделить следующие:
1) масштабпрогнозирования;
2) время упреждения иливременной горизонт прогноза;
3) характер объекта;
4) функциональныйпризнак;
5) степень детерминированности(определенности) объектов прогнозирования;
6) характер развитияобъектов прогнозирования во времени;
7) степеньинформационной обеспеченности объектов прогнозирования.
По масштабупрогнозирования выделяют:
-макроэкономическийпрогноз;
-структурный(межотраслевой и межрегиональный) прогноз;
-прогнозы развитиянароднохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного,аграрно-промышленного и др.);
-прогнозы отраслевые ирегиональные;
-прогнозы развитияотдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.
По времени упрежденияили временному горизонту все прогнозы подразделяются на:
-оперативные (до 1месяца);
-краткосрочные (от 1месяца до 1 года);
-среднесрочные (от 1года до 5 лет);
-долгосрочные (от 5 летдо 15-20 лет);
-дальнесрочные (свыше20 лет).
Временный горизонтпрогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого измененияобъема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (стч. зр. прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объектпрогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в моментразработки прогноза.
Применительно ккомплексным национальным экономическим прогнозам принята следующаяклассификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет,долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на теустойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которыхукладывается в соответствующий временной горизонт.
Разрабатываемыепрогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся видыпродукции и финансовые ресурсы; среднесрочные – на накопленный инвестиционныйпотенциал; долгосрочные – на те или иные направления НТП и новые технологии.
По характеруисследуемых объектов различают следующие прогнозы:
-развитияпроизводственных отношений;
-развития НТП и егопоследствий;
-динамики народногохозяйства;
-воспроизводстваосновных фондов и капитальных вложений;
-экономическогоиспользования природных ресурсов;
-воспроизводства населенияи трудовых ресурсов;
-уровня жизнинаселения;
-внешних экономическихсвязей и др.
По функциональномупризнаку прогнозы подразделяются на два типа:
-поисковый прогноз,который основан на условном продолжении в будущее тенденции развитияисследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способныхизменить эти тенденции;
-нормативный прогноз,который представляет собой определение путей и сроков достижения возможныхсостояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели.
По степенидетерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования:
-детерминированные(определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено вдетерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерьинформации;
-стохастические(вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайныхсоставляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверностипрогноза;
-смешанные, описаниекоторых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде.
По характеру развитияво времени объекты прогнозирования можно подразделить на:
-дискретные (прерывные)объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками вфиксированные моменты времени;
-апериодическиеобъекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функциивремени;
-циклические объекты,имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени.
По степениинформационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на:
-объекты с полнымобеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличииретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализацииметода экстраполяции, либо статистического метода;
-объекты с неполнымобеспечением количественной информацией;
-объекты с наличиемкачественной ретроспективной информацией;
-объекты с полнымотсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые истроящиеся объекты).
В теории и практикеплановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различныхметодов разработки прогнозов и планов.
Под методамипрогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления,позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связейобъекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явленияили процесса вывести суждения определенного и достоверного относительнобудущего состояния и развития объекта.
Развитие информатики исредств вычислительной техники создает возможность расширения кругаиспользуемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.
В процессеэкономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходык исследованию, так и специфические методы, свойственныесоциально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделитьследующие:
-исторический методзаключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его историческихформ;
-комплексный методзаключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этогометоды исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;
-системный методпредполагает исследование количественных и качественных закономерностейпротекания вероятностных процессов в сложных экономических системах;
-структурный методпозволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру;
-системно-структурныйметод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качествединамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы насоставляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.
Специфические методыэкономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономическойпрогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играютэкономико-математические методы, методы экономико-математическогомоделирования, статистической экстраполяции и др.
Важное значение дляпрогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которойпонимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностями тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются внастоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозированиятесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы:практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадияхпрогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов,их адекватность, логическая непротиворечивость).
Специфические методыэкономического прогнозирования классифицируются по следующим признакам: степениформализации; общему принципу действия; способу получения прогнознойинформации.
По степениформализации, т.е. изучения какой-либо содержательной области знания в видеформальной системы, связанной с усилением роли формальной логики ииспользованием математических методов научных исследований, методыэкономического прогнозирования можно разделить на интуитивные иформализованные.
Интуитивные методыпрогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияниемногих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этомслучае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные иколлективные экспертные оценки, которые объединяет общий принцип действия.
В состав индивидуальныхэкспертных оценок входят: метод “интервью”, аналитический метод, методнаписания сценариев, построения “дерева целей”. При разграничении указанныхметодов используется третий признак классификации метод – способ полученияпрогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себяметоды “комиссий”, “коллективной генерации идей” (мозговая атака), “Дельфи”,матричный метод и др.
Группу формализованныхметодов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппеотносятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания,скользящих средних и др. Ко второй подгруппе относятся методы математическогомоделирования, регрессионного и корреляционного анализа и др.
Кроме того, широкоиспользуются в процессе экономического прогнозирования нормативный и балансовыйметоды. Особое место в классификации методов экономического прогнозированиязанимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы. Например,коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методыи опрос экспертов.
Интуитивные методыпрогнозирования.
1. Методыиндивидуальных экспертных оценок.
Метод “интервью”позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со специалистом посхеме “вопрос-ответ”, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранееразработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспективразвития прогнозируемого объекта.
Аналитический методпозволяет осуществить логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации ипредставить его в виде аналитической записки. Он предполагает самостоятельнуюработу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развитияпрогнозируемого объекта.
Метод написаниясценария основан на определении логики развития процесса или явления во временипри различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральнойцели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев дляоценки верхних уровней “дерева целей”. Сценарий – это картина, отображающаяпоследовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий,обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможномпрекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.
Метод “дерева целей”(рисунок 1.) используется при анализе систем, объектов, процессов, в которыхможно выделить несколько структурных или иерархических уровней. “Дерево целей”строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов напонижающихся уровнях. На рисунке показано, что каждая ветвь на каждом уровнеразделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня.
/>
Рисунок 1. – Методдерева целей
Точка разветвленияназывается вершиной. Из каждой вершины должны исходить не менее двух ветвей,причем число этих ветвей не ограничено сверху, то есть на верхнем уровне ихможет быть три, пять и более.
В построении “деревацелей” необходимо отметить три условия:
1)исходящие из однойвершины ветви должны образовывать замкнутое множество;
2)ветви, исходящие изодной вершины, должны быть взаимно исключающими, то есть не должно бытьчастичного совпадения объектов, представленных двумя различными ветвями,исходящими из одной вершины;
3)“дерево целей”,используемое при нормативном прогнозировании, следует считать совокупностьюцелей и подцелей.
2. Методы коллективныхэкспертных оценок.
Метод “комиссий”состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективнымнаправлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранееотдельными специалистами. При этом имеется ввиду, что развитие данного объектане может быть определено другими методами. Содержание данного метода следующее:
-создание рабочих групп,обеспечивающих подготовку и проведение опроса, обработку материалов и анализрезультатов экспертной оценки;
-уточнение основныхнаправлений развития объекта, определение генеральной цели, подцелей и средствих достижения;
-разработка вопросовдля экспертов, обеспечение однозначности понимания экспертами определенныхвопросов, а такженезависимости их суждений;
-назначение группыэкспертов для разработки прогноза;
-проведение опроса иобработка материалов;
-определениеокончательной оценки опроса, которая выводится либо как среднее суждение, либокак среднее арифметическое, либо как среднее взвешенное значение оценки.
Метод “Дельфи” состоитв организации систематического сбора экспертных оценок, ихматематико-статистический обработки и последовательной корректировки экспертамисвоих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его основныеособенности: анонимность экспертов; многотуровая процедура опроса экспертовпосредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая иобмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимностиоценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов. Методпредназначен дляполучения относительно надежной информации в ситуациях ееострой недостаточности, например, в задачах долгосрочного научно-техническогокомплексного прогнозирования.
Метод “коллективнойгенерации идей” целесообразен для определения возможных вариантов развитияобъекта прогнозирования и получения продуктивных результатов за короткий срокпутем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность этогометода состоит в мобилизации творческого потенциала экспертов во время“мозговой атаки” и генерация идей с последующим деструированием (разрушением,критикой) этих идей и формулированием контридей.
Формализованные методыпрогнозирования.
Эти методы базируютсяна математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности иточности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяетобеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов.
Метод экстраполяциизаключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развитияэкономического процесса к прогнозируемому периоду, он основывается насохранении в будущем сложившихся условий развития процесса. При использованииэтого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развитияобъекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования. Длительнаятенденция изменения экономических показателей называется трендом.Последовательность действий приэкстраполировании:
-четкое определениезадачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого объекта,рассмотрение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данногообъекта, определение необходимой экстраполяции и ее допустимой дальности;
-выбор системыпараметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к каждомупараметру в отдельности;
-сбор и систематизацияданных, проверка их однородности и сопоставимости;
-выявление тенденцийили симптомов изменения изучаемых величин в ходе статистического анализа инепосредственной экстраполяции данных.
Моделирование считаетсядостаточно эффективным средством прогнозирования.
Экономико-математическоемоделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изученияобъекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему и более доступного.Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Онапредставляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основныевзаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либоэкономической процесс.
Эта модель позволяетдовести до полного исчерпывающего описания процесс получения и обработкиисходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широкомклассе конкретных случаев.
Нормативный методприменяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативыразрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма –это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементовпроизводственного процесса (составляющая нормы).
Нормы и нормативыподразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости ониконкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам,регионам. Например, используются нормативы: социального развития – потреблениена душу населения, прожиточный минимум, площадь жилая и др.
2.Система бюджетного прогнозирования и планирования РФ
Финансовое планированиена общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системойфинансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовымибалансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачиорганизации и управления финансами в конкретном звене управления.
В систему финансовыхпланов входят:
— перспективные финансовыепланы;
— сводные финансовыебалансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровняхуправления.
Перспективноефинансовое планирование на всех уровнях властиосуществляется в целях:
— обеспечениякоординации экономического и социального развития и финансовой политики;
— прогнозированияобъемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемыхмероприятий;
— прогнозированияфинансовых последствий реформ, программ;
— определениявозможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективныйфинансовый план разрабатывается на основе показателейпрогноза экономического и социального развития. В нем содержатся данные овозможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статейбюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета.План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогнозасоциально-экономического развития.
Сводный финансовыйбаланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных ииспользованных на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватываетсредства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий,расположенных на соответствующей территории.
Необходимостьразработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядомфакторов:
1) разработкойпрограмм, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти ипредприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальномуразвитию;
2) значительнымифинансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспеченияфинансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимыкоординация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомстви предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводногофинансового баланса;
3) необходимостьюсведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых плановхозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетныхфондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения иперераспределения национального дохода, созданного и используемого на даннойтерритории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всехфинансовых ресурсов административно-территориальной единицы;
Основная задачатерриториального сводного финансового баланса — определение объемов финансовыхресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (какцентрализованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальнымибюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций ивнебюджетных фондов).
Планирование финансовыхресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации ииспользования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствияэтого уровня потребностям развития региона.
Информационной базойпри разработке сводного финансового баланса региона являются: данныетерриториальных экономических, финансовых, статистических органов,функциональных подразделений территориальных органов власти, экономическиенормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показателипроектов планов экономического и социального развития территории, данныетерриториального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всехпредприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственнойподчиненности.
Составлениетерриториального сводного финансового баланса позволяет:
достигнуть единства вэкономическом и социальном развитии территории;
точнее определитьобъемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнениямероприятий, предусмотренных территориальной программой;
сбалансироватьматериальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
повысить качествобюджетного планирования;
скоординироватьиспользование финансовых ресурсов как территориальных органов, так ипредприятий, расположенных в регионе;
концентрироватьфинансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направленияхэкономического и социального развития территории;
изыскатьвнутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченныхтерриториальными программами;
— наиболее эффективноиспользовать денежные средства, выделяемые государством для развитияпроизводства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
осуществлятьдейственный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
активнее воздействоватьна формирование всех разделов территориальной программы;
добиваться сочетаниятерриториальных и ведомственных интересов.
Координация иконцентрация средств в регионе, повышение эффективности их использованияположительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшениюпотребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
Со сводным финансовымпланированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее условиеуспешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов егоуправления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает рольперспективного планирования, а значит и научного прогнозирования.Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождатьсяпрогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозированиеразвития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводногофинансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительныйпериод, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетныйпериод, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая частьпоказателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, топри составлении перспективного сводного финансового баланса необходимопроводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.
Под прогнозомразвития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможныхпутей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования— на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий иперспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджетаи на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учетрезультатов такого прогнозирования является важным условием для принятиянаиболее эффективных мер в финансовой политике региона.
Расчет прогнозируемыхбюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчетыпоказателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетовопределяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, топри определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такойвозможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.
Прогнозированиеразвития территориальных бюджетов основывается на ряде показателей. Так какрост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние наразвитие всех отраслей местного хозяйства, а, следовательно, на развитие территориальныхбюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспективдемографических изменений.
Демографическоепрогнозирование позволяет определять направленияиспользования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местногохозяйства.
1) Функциональнаязависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населенияописывается уравнениями:
у = a+ а1 x; у = aх3,
где у — объемтерриториальных бюджетов;
х— численность населения административно-территориальной единицы.
В первом случаеиспользована линейная модель, во втором — параболическая.Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемыхсвязях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетовзависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходыпредназначены.
С помощью этихэкономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общихрасходов территориальных бюджетов, но и расходов на народное хозяйство,социально-культурные мероприятия.
2) Можно такжеспрогнозировать величину расходов на просвещение и здравоохранение. Для этихцелей используется многофакторная линейная модель:
у = ах1 + ах2,
где у — расходына социально-культурные мероприятия;
x1 —расходы на просвещение;
х2 —расходы на здравоохранение.
Подобная модель можетбыть применена при расчете прогнозных показателей расходов на содержаниеобщеобразовательных школ, больниц и др.
В перспективеэкономико-математический метод в сочетании с долгосрочными государственнымиминимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение вбюджетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, научноразработанную основу.
3.Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ
Необходимо повышатьточность и достоверность прогноза параметров макроэкономических показателейсоциально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходнымидля составления проекта федерального бюджета.
Наиболее актуальными вэтой связи становятся проблемы информационного обеспечения процессов управленияи создания формализованной системы показателей, характеризующих финансовыйпотенциал территориального или местного бюджета.
В этой связи органамивласти должны разрабатываться различные программы и методические рекомендациипо совершенствованию информационно-аналитической деятельности и созданиюсистемы информации по формированию финансовых ресурсов отраслей, развитиюпотенциала налоговых и иных доходов бюджетов.
Также такие разработкипредназначены для решения задач по созданию системы информации о результатахдеятельности хозяйствующих субъектов, проведению анализа финансового состоянияпредприятий различных отраслей экономики, финансовому контролю, оценкеналоговой базы и состояния исполнения обязательств перед бюджетом.Систематизированная информация позволит обеспечить совершенствование методовпланирования и прогнозирования, выполнения аналитических расчетов, а такжеразработку обоснованных мер, способствующих наращиванию потенциала налоговых ииных доходов бюджета.
Основной цельюформирования системы информации является выработка единых процедур на всехэтапах прогнозирования развития потенциала финансовых ресурсов региона.
В этой связипланирование рассматривается как непрерывный процесс, в рамках которогопредусматривается получение достоверных данных о показателяхпроизводственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, проведениена их основе детального анализа в интересах обеспечения процессов управления ипринятия обоснованных решений, контроль и мониторинг происходящих изменений,регулярный пересмотр решений и мер по достижению намеченных показателей, атакже корректировка прогнозных параметров социально-экономического и бюджетногопланирования.
Проведение систематическихнаблюдений за показателями, отражающими результаты деятельности хозяйствующихсубъектов, организуется отраслевыми министерствами, иными органамиисполнительной власти края, осуществляющими координацию и регулированиедеятельности в отраслях экономики. Систематические наблюдения проводятся вотношении предприятий, включенных в перечни экономически и социально значимыххозяйствующих субъектов различных отраслей экономики территории.
В целях полученияисходной информации о хозяйствующих субъектах, определенных как экономическиили социально значимых, отраслевыми ведомствами заключаются соглашения осотрудничестве и (или) направляются запросы о предоставлении информации офинансово-экономических показателях деятельности и суммах начисленных иуплаченных налогов:
— в адресхозяйствующего субъекта;
— в органыгосударственной статистики по месту государственной регистрации (по местурасположения), а также, в отдельных случаях, при необходимости, в налоговыеорганы.
При реализациикомплекса мероприятий по наблюдению используется система стандартных выбранныхпоказателей, которые при проведении систематических исследований являютсяосновой для оценки потенциала финансовых и налоговых ресурсов как по отдельнымпредприятиям, так и в отраслевом разрезе.
При проведении оценкифинансового состояния, а также потенциала налоговых и иных финансовыхобязательств перед бюджетом хозяйствующих субъектов используются данные:
— бухгалтерскойотчетности;
— налогового учета,отчетности и налоговых деклараций о базе налогообложения и сборов, сумменачисленных и уплаченных платежей в бюджет, состоянии задолженности и иныхпоказателях;
— форм федеральногостатистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве товаров и услуг», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № ПМ «Сведения об основныхпоказателях деятельности малого предприятия», № 1-ИП (пром) «Сведения опромышленной деятельности индивидуального предпринимателя» и иных формстатистической отчетности, утвержденных Госкомстатом России в качествеинструментария для организации федерального государственного статистическогонаблюдения.
Исходную информацию взависимости от сроков и источников ее получения целесообразно обобщать иформировать в сводные таблицы:
— «Сведения об основныхфинансово-экономических показателях деятельности»;
— «Сведения оформировании налоговых и иных финансовых ресурсов бюджета»;
— «Прогнозпоказателей».
Сведения офинансово-экономических показателях деятельности предназначены для обобщенияданных, характеризующих деятельность отдельных хозяйствующих субъектов иотраслей экономики края.
Сведения о формированииналоговых и иных финансовых ресурсов бюджета края предназначены для оценки попредприятиям и отраслям базы налогообложения и сборов по репрезентативнойгруппе налогов и иных платежей в бюджет.
Прогноз показателейпредназначен для определения основных параметров, необходимых дляпрогнозирования бюджетных ресурсов в соответствии с программами развитияпроизводства.
При заполнении сведенийдолжна быть обеспечена сопоставимость данных отчетного периода с показателямиза этот же период предыдущего года. Если в отчетном году имела местореорганизация, изменение структуры или методологии исчисления показателей, тоданные за предыдущий год приводятся исходя из новой структуры и методологии. Вслучае необходимости данные корректируются, пересчитываются согласноустановленным правилам и методологии, принятой в отчетном периоде. Еслипоказатели несопоставимы и корректировка невозможна, приводятся пояснения.
Заключение
Финансовое планированиена общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системойфинансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовымибалансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачиорганизации и управления финансами в конкретном звене управления.
Главная задачаразработки проекта бюджета — определение объема денежных средств,централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенныхна органы государственной власти и органы местного самоуправления, имероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развитиягосударства и территории.
Проекты бюджетовсоставляются с учетом необходимости достижения минимальных государственныхсоциальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставлениегосударственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другиминормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъекта РФ,нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Формирование финансоврегиональной политики непосредственно зависит от изменений законодательства вобласти бюджетных и налоговых правоотношений на федеральном уровне. В течение2005 — 2010 годов процессы, связанные с реформированием налогово-бюджетныхотношений, получат дальнейшее развитие
Списоклитературы
1. Бюджетныйкодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ // Консультант+.
2. Офинансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон от25.09.97 №126-ФЗ (с изм. от 06.10.2003 №131-ФЗ) // Консультант+.
3. Огосударственном прогнозировании и программах социально – экономическогоразвития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.95 №115-ФЗ (с изм. от09.07.99 №159-ФЗ) // Консультант+.
4. Оразработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проектафедерального закона О федеральном бюджете на очередной финансовый год:Положение от 06.03.2005 № 118 // Консультант+.
5. Бюджетнаясистема Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. –М: Юрайт, 2008.
6. ГодинА.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2007.
7. Государственныеи муниципальные финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка – М.: Юрайт, 2007.
8. Прогнозированиеи планирование экономики: Учебник / Под ред. В.И. Борисевича. – Мн.: ЭКО, 2007.