Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ формирования финансовой политики РФ в 90-х годах XX столетия

Введение
Россия переживает сегодня большие трудности нетолько в области государственного устройства, но и в сфере экономики ифинансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано сдостижением финансовой стабилизации.     Анализ прошедших лет XX столетия показываетвсю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса вРоссийской Федерации. Так, нереальность бюджета 1990-х годов негативносказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику,Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь впределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря наприложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать вусловиях сильного дефицита бюджетных ресурсов. Выявленные ошибки не должны повториться.В связи с этим правительству необходимо разработать долговременный курсфинансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решениекрупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиейгосударства.
Важно выделить основные тенденции развитияфинансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципыорганизации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевыхпрограмм необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направленияхэкономического и социального развития, а не распыления их по второстепеннымцелям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленнойна решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способоворганизации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Цель курсовой работы – определить основныенаправления совершенствования стратегии финансовой политики РФ.

1. Теоретические основы финансовой политики
 
1.1 Содержание и значениефинансовой политики
 
В любом обществе государствоиспользует финансы для осуществления своих функций и задач, достиженияопределенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играетфинансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваютсяусловия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активныморудием воздействия на экономические интересы.
Содержание финансовой политикимногогранно. Она включает следующие важнейшие звенья: выработку научнообоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучениятребований экономических законов, всестороннего анализа состояния развитияхозяйства, перспектив развития производительных сил и производственныхотношений, потребностей населения; определение основных направленийиспользования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят изпутей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой,учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;осуществление практических действий, направленных на достижение поставленныхцелей.
Единство трех основных звеньевопределяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика,не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная наудовлетворение текущих потребностей; вместе с тем не реалистична финансоваяполитика, ограниченная только выработкой основных концепций и направленийиспользования финансов без подкрепления их практическими действиямигосударства. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задачфинансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовуютактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики,рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач,определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируютсяосновные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования,намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременныхцелей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы дляконцентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического исоциального развития.
Финансовая тактика направленана решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременногоизменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовыхресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансоваятактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностьюэкономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовойполитики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решениятактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемыразвития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов,форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки снаименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовойстратегией.
Финансовая политика какспецифическая область человеческой деятельности относится к категориямнадстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует теснаявзаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическимиотношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняяобусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основеэкономического базиса, финансовая политика обладает определеннойсамостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этогоона оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияниеможет быть различно: в одних случаях посредством проведения политическихмероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – онотормозится. Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что общественныйпрогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на экономическую идуховную жизнь общества. Достигнутые масштабы хозяйственных комплексов,усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимостьобеспечивать согласованное развитие всех отраслей народного хозяйства и регионов;все большее значение в этой связи приобретает государственное финансовоерегулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли,обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования. Усиление мощигосударства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массуфинансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать наэкономическую конъюнктуру.
В условиях возрастающегоуровня развития производительных сил финансовые мероприятия во все большейстепени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение болееполного благосостояния всех членов общества. Возможности активного воздействияфинансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ееглубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всехфакторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительнаясамостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономическихотношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовойполитики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями,неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.
Научный подход к выработкефинансовой политики, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,предполагают ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянныйучет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводитк большим потерям в народном хозяйстве. Например, история развития нашегогосударства свидетельствует, что в противовес требованиям хозяйственнойсамостоятельности на протяжении многих десятилетий у предприятий ихозяйственных организаций изымалась в бюджет большая доля финансовых ресурсов.При этом применялся раскладочный способ определения обязательств по прибыли(вышестоящая организация устанавливала каждому подведомственному предприятиюсумму платежа), не позволявший предприятиям иметь устойчивую финансовую базуразвития. В результате была подорвана инициатива, заинтересованностьхозяйствующих субъектов в повышении эффективности производства, ростенакоплений. Коллективизация (нередко насильственная), постоянное игнорированиетребований закона стоимости (выразившееся в систематическом изъятии напротяжении почти четырех десятилетий денежных накоплений из аграрного сектораэкономики, осуществляемом через цены, налоги, страховые платежи) привели кзатяжному кризису в этой области, разрушению у крестьянина чувства хозяина.
Политические решения должныприниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета ипредвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, чтопозволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовойполитике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связис этим важно отметить огромное значение достаточного объема достовернойинформации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатахпроведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду свыводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимуюбазу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдатьпринцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильностифинансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической исоциальной сфер жизни общества.
Финансовая политика должнапреследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовыхресурсов. Рост финансовой отдачи – это как лакмусовая бумажка для проверкидейственности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективностииспользования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовойполитики может привести к распылению средств, сокращению источниковудовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностейобщества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммыденежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальноестроительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилоськрайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти идругие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело крезкому ухудшению финансового положения нашей страны. При выработке финансовой политикиследует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитыватьспецифику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так имеждународной обстановки, реальные экономические и финансовые возможностигосударства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объемафинансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансовогоблагоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования.Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличениюдефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам. Учетособенностей момента предполагает также тщательное изучение опытапредшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций ипрогрессивных явлений, мирового опыта. Своевременное изменение финансовойполитики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностейэкономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшимииздержками решить стоящие перед страной задачи.
Немаловажным требованием,предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подходапри ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых вовсех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной,ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение теснойвзаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой,кредитной, дивидентной, политики в области ценообразования, заработной платы.Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущимией специфическими способами и методами содействовать достижению целей ивыполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансовРоссии, на которое возлагается разработка финансовой политики, подготавливаетнесколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболееоптимальный вариант представляется в правительство для рассмотрения иодобрения. Многовариантность расчетов, учет множества факторов, использованиеметода «наложения» финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуациюв стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовойполитики требуют широкого использования математического моделирования,электронно-вычислительной техники. Необходимым условием является также наличиеобширной, достоверной информации о состоянии дел в экономической и социальнойсферах. Учитывая сложность разработки политики, когда приходится рассматриватьмногообразные, нередко противоречивые тенденции экономического развития, использоватьразличные способы изучения экономических процессов и явлений, применять выводытеории к конкретным жизненным обстоятельствам, классики политической экономииопределяли политику как искусство.
Целью финансовой политикиявляется наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых дляудовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этимфинансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизациипредпринимательской деятельности.
Большое внимание уделяетсяопределению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства,а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важноезначение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсовпутем их распределения между сферами общественного производства, а также ихконцентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Впроцессе выработки финансовой политики определяются принципы построенияфинансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнитьвышеперечисленные задачи. Научно обоснованная финансовая политика приправильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Еезначение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровняблагосостояния народа. В процессе выработки и проведения финансовой политикипредусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы дляповышения материального и культурного уровня жизни народа, расширениясоциального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения;осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаровнародного потребления, услуг и пр.
Финансовая политика играетважную роль, в развитии производительных сил и рациональном их размещении потерриториям страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевыхпрограмм, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики,стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованностивсех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политикаспособствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира,обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Развитиепроизводительных сил, научно-технического прогресса в настоящее время достиглотакого уровня, что выполнение отдельных программ непосильно одному государству.
1.2 Сущность финансовойполитики государства
Большинство своих функцийсовременное государство реализует путем формирования экономической политики иее стержневой основы – финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовуюполитику как совокупность государственных мероприятий по использованиюфинансовых отношений для выполнения государством своих функций. В этомопределении вводится очень неопределенный, без очерченных границ термин«государственные мероприятия».
Требует уточнения с учетомсовременной науки и практики также термин «финансовые отношения». Финансоваяполитика государства как часть (подсистема) экономической политики государствапредставляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовыхинструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих всоответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованиюфинансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими итактическими целями государственной экономической политики. В этом определениипринципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики – инструментови финансовых институтов государственной власти. Это единство проявляется в том,что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовойжизни страны лишь при условии, если его технология практического использованияформируется в государственно-финансовых институтах (Минфин, Минэкономики,Федеральная комиссия по валютному контролю. Пенсионный фонд и т.д.).
Важнойкомпонентой приведенного определения является положение, что финансоваяполитика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеетцелевую направленность. У любого финансового инструмента – будь то бюджет,налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. – существует связь с целямиэкономической политики и ее социальной направленностью. На практике это можетбыть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты,например ставки налогообложения, уводят часть экономики, ВВП и доходов втеневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладилтехнологию сбора налогов. Чаще низкая эффективность финансовых инструментовсвязана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохойорганизацией функционирования финансовых институтов государственной власти.
Обобщая финансовую политикуРоссии в XX в., выделим следующие общие черты финансовой политики:
1. Успех финансовой политики иее высокая результативность определили мощь государства, его способностьобеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальныхинтересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами,геополитические позиции страны, а также внутренний социальный мир, социально – экономическуюстабильность.
2. В связи с ограниченностьюфинансовых ресурсов, бюджетным дефицитом по сравнению с расширяющимисявозможностями их использования под действием научно-технического прогресса,возникновением новых потребностей, расширением мирохозяйственных связей,глобализацией экономики роль финансовой политики непрерывно возрастала.Возникли новые финансовые теории, финансовые технологии, финансовый менеджмент,важнейшей частью рыночной экономики стал фондовый рынок. Не все новые тенденциив финансах являются сферой финансовой политики. Однако, несомненно, что поле,предмет финансовой политики существенно расширились. Поэтому задача координациии синтеза финансовых нововведений – обогащение деятельности финансовых институтоввласти с позиции современных тенденций в финансах выходит на первый план какпри выработке стратегии развития российского общества, так и при решениитактических задач.
3. Возросло количествофинансовых инструментов осуществления финансовой политики, они стали болееразнообразными. При одновременной их универсализации возникли инструментыстрого целевого назначения. Например, фондовый рынок стал в 90-е годы новымглобальным финансовым инструментом четкого целевого назначения (фьючерсныесделки и т.д.).
4. Возросла взаимозависимостьмежду денежно-кредитной политикой, формируемой независимым Центральным банкомРФ, и бюджетно-налоговой политикой правительства (Минфин и др.); возниклазадача их координации. Без обоснования количества денежной массы, необходимогокоэффициента монетизации не может быть эффективного бюджета. Но все«пожирающий» бюджет, неконтролируемые расходы, огромное количествобюджетополучателей наносят ущерб денежному обращению, порождают эмиссию иинфляцию. Другой пример: ставка рефинансирования, устанавливаемая ЦБ, такжезависит от политики государственного долга, размеров бюджетного дефицита, т.е.от эффективной бюджетной политики.
5. В последние годы в России,как и во всем мире, финансы приобрели самодовлеющее значение. Фондовый рынок породилнеобузданную игру и погоню за высокими спекулятивными доходами, например, набазе так называемых ролловых операций и т.д. Новые финансовые операциинастолько изощренны и отделены от материального субстрата экономики, реальных(нефинансовых) услуг, что для обозначения таких явлений возникли новые термины:экономика «мыльного пузыря», «бумажная экономика», «финансовые пирамиды» и т.д.
6. Финансовая политика Россиикак по используемым инструментам, так и особенно по эффективностифункционирования институтов финансовой власти существенно отстает от мировыхстандартов в этой области. В то же время рекомендации Международного валютногофонда используются механически без необходимой адаптации к российским условиям.Наибольшее отставание наблюдается в бюджетном планировании, исполнении бюджета,управлении внутренним и внешним долгом, осуществлении контроля и надзора зафункционированием фондового рынка.
7. Качество кадровогообеспечения финансовой политики не соответствует задачам выхода страны изкризиса из-за недостаточного внимания государства к подготовке кадров финансистов в сфере государственных финансов напротяжении десятилетий. Вероятно, кадровый потенциал даже ниже уровня началавека, 24–30-х и 40–60-х годов.
При классификации финансовой политики, ее стержневыхэлементов можно выделить следующие критерии.
1. Главный критерий – роль финансов в экономикеи их соотношение с физической экономикой, материальным производством и услугаминефинансового характера.
2. Вторым субстанциональным критерием является базиснаякатегория, определяющая структуру финансового механизма, его действующиеэлементы (прибыль, чистый доход, валовой продукт и т.д.).
3. Третьим критерием является рольгосударственного бюджета в социально-экономическом развитии. Здесь возможныразные сценарии.
Первый исторический сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямогофинансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов наобразование, здравоохранение, культуру и оборону страны, но и большей частирасходов на капитальные вложения в реальный сектор.
Второй исторический сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией«минимального государства». Это означает максимальную приватизациюгосударственной собственности, почти полное отстранение государства отфинансирования реального сектора и производственных капитальных вложений.
Третий исторический сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективногогосударства, т.е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизациивыполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат и ресурсовстремилась к максимуму. Таким образом, личное благосостояние большинстваграждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства исбалансированности бюджета.
4. Денежный фактор; устойчивость рубля и ценкак основа устойчивости финансовой системы и ее важного звена – государственногобюджета. Как только обесценение рубля доходит до критического уровня, доходыгосударства перестают быть основой благополучия государства, инфляция подрываетмотивацию предпринимательской и любой другой деятельности человека.
5. Взаимосвязь отечественной и мировойфинансовой системы, роль внешних займов и иностранных инвестиций, а также рольмеждународных финансовых организаций в определении финансовой политики России.
С позиции этих критериев весь историческийпроцесс формирования и изменения финансовой политики нельзя представитьоднозначно как развитие по восходящей линии или как развитие циклическогохарактера. Он носит более сложный характер. Это связано с изменением целейэкономической политики, влиянием внешних условий и факторов, которыепредставляют возможную угрозу изменения геополитического положения России.
По многим указанным выше критериям конец XIX века,первое десятилетие XX столетия вплоть до первой мировой войны идентичныфинансовой политике 1924–1928 г. и 1991–1999 г. В указанные периодыфинансовая политика играла самостоятельную роль, не подчиняясь плановымдирективным заданиям, при этом прибыль и чистый доход являлись критериямиэффективности субъектов рынка.
Финансовая политика в первом десятилетии XX в.и в 1924–1929 г. базировалась на твердом рубле, обеспеченном золотом.Общим результатом финансовой политики этих двух периодов явился значительныйрост экономики. В 1900–1913 г. выделяются два периода – 1900–1908 г.и 1909–1913 г. Как пишет Р.А. Белоусов, «каждые два-три года (в 1900–1908 г.)происходил небольшой спад или сбой в выпуске валовой продукции(промышленности). Однако в целом сохранялась тенденция хотя и медленного, новсе же поступательного развития. Среднегодовые темпы прироста за весь периодсоставили 4,5–4,7%. В 1909–1913 г. темп роста промышленности ускорился и всреднем составил 7,4%. Еслиоценивать функционирование рыночной системы по среднегодовым темпам приростапромышленной продукции, то в целом за период 1885–1913 г. он составил 3,4%.
Основой финансовой иэкономической политики в целом в 1924–1928 г. были отмена продразверстки ипереход к продналогу, широкое развитие мелкого производства и торговли. Базовымпреобразованием всей системы была денежная реформа, которая предусматривалапостепенный переход от дензнаков к червонцу, обеспеченному золотом. Припроведении этой реформы учитывался опыт денежной реформы С.Ю. Витте. Какписал один из разработчиков этой реформы профессор Л.Н. Юровский,«денежная реформа 1924 г. проведена была успешно в том смысле, что онасоздала условия денежного обращения несравненно лучше, чем те, которыесуществовали до нее, и вывела страну из состояния валютного хаоса. Упорядочениеобращения явилось одним из существенных факторов значительного хозяйственногоподъема, который имел место в 1924–1925 г. (несмотря на неурожай этогогода) и в течение двух последних лет. Однако в 1924 г. совершенноправильно отмечалось самими участниками реформы, что она не завершена не тольков том отношении, что она сохранила наряду с банковской эмиссией еще иказначейскую, но также и в том отношении, что она не привела всех ценностныхотношений в состояние необходимого равновесия». Поэтому неправильно было бы,как это делают некоторые авторы, период 1913–1928 г. считать периодомперехода от рыночной к планово-централизованной системе. Создание Госплана иутверждение плана ГОЭЛРО не являются обязательными признакамипланово-централизованной системы. Например, рыночный характер экономики Япониивполне уживается с системой экономического планирования и соответствующимминистерством, которые созданы в этой стране. Другой пример – Китай,совершивший постепенный переход от планово-рыночной системы к рыночной системес использованием механизмов планового управления экономикой.
При некоторых схожих чертахфинансовой политики начала века с политикой финансовой стабилизации, проводимойв 1991–1998 г., между ними существуют большие различия. Главное из нихзаключается в различии целей, которые обслуживает эта политика. Финансоваяполитика начала века, вписываясь в постепенно формируемую рыночную систему,направлялась на цели развития экономики России. Как писал С.Ю. Витте,«финансовая политика должна быть направлена на всемерное содействиеэкономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политикаможет дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясьвместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножаяисточники государственных доходов».
Финансовая политика последнегодесятилетия XX в. либо не имеет четкой целевой ориентации в отношенииразвития экономики, либо камуфлирует эти цели. Цели построения рыночнойэкономики, приватизации государственного имущества, реструктуризации экономикине связаны с глобальными целями развития самой экономики. Они не согласованымежду собой и не ориентированы на достижение определенного результата – ростВВП, рост доходов населения и т.д. Нельзя считать самодостаточной цельфинансовой политики – вхождение в мировую финансовую систему. Включаться вмировую финансовую систему необходимо, но для того, чтобы достичь определенныхрезультатов, в том числе и повышения благосостояния населения. Не может бытьглавной целью финансовой политики сокращение бюджетного дефицита. ЛауреатНобелевской премии по экономике 1996 г. Ульям Викри категорическивыступает против «навязчивой погони политиков за святым Граалемсбалансированного бюджета». По его мнению, «стремиться надо не ксбалансированному бюджету, а к сбалансированному рынку труда».
Правильность целей финансовойполитики, их реалистичность и здоровая агрессивность, мобилизующий характерпроверяются в процессе экономической деятельности всех звеньев хозяйства,включая деятельность Министерства финансов. Если в начале века финансоваяполитика давала позитивные результаты, о которых сказано выше, то в последнеедесятилетие, несмотря на широкий размах реформ (а может быть, именно по этойпричине), политика финансовой стабилизации привела к перманентному кризисуреального сектора экономики, почти двукратному падению производства, огромнойзависимости экономики от внутренних и внешних займов и к резкому сокращениюдоходов и снижению продолжительности жизни российского населения.
1.3 Финансовый механизм,его роль в реализации финансовой политики
Для реализации финансовойполитики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Онпредставляет собой совокупность способов организации финансовых отношений,применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий дляэкономического и социального развития.
Финансовый механизм включаетвиды, формы и методы организации финансовых отношении, способы ихколичественного определения. Структура финансового механизма довольно сложна. Внее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовыхотношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяетприменение большого количества видов, форм и методов их организации (элементовфинансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательныхорганов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов,закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политикиустанавливает методы распределения общественного продукта, национальногодохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяетпринципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществлениепланирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способоворганизации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль заправильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства ина основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизмподразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций,страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный имеханизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальнымделением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих всостав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансовогомеханизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводствовыделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование,стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизмаявляются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы.Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Этообстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющихфинансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных ифункциональных) звеньев финансового механизма является важным условием егодейственности. Сферы и звенья финансового механизма отличаются степеньюсложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетногомеханизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразныхнаправлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и ворганизациях определяется отношение между отдельными формами денежныхнакоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. Встраховых организациях широко развита система резервных фондов. Сочетаниеэлементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовыхотношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится вдвижение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е.определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.Количественные параметры и разнообразные способы их определения являютсянаиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаютсякорректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач,стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способыраспределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством,корректировались ставки налога с оборота и др.
Деятельность государства вобласти финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдениемустановленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большоезначение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционированияфинансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовыхотношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Так, ВерховныйСовет России издает законы о налогах, ежегодно принимает Закон о своем бюджете ит.д. Министерство финансов России и территориальные (в составе России)финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства ипостановлений правительства разрабатывают в пределах своей компетенцииинструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилахпредоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.
Введение юридических нормпозволяет установить единые правила организации финансовых связей, защититьэкономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан.Соблюдение правовых норм обеспечивает страхую финансовую дисциплину, позволяетпроводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясьинструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное,но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние наэкономическое развитие.
В современных условиях, когдавносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечитьсвоевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояниезаконодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественноеразвитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками вэкономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируяфинансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полноесоответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, чтоявляется залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняетсяпостоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и егоотдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогомэффективности финансового механизма.
2. Анализформирования финансовой политики Российской Федерации в 90-х годах XX в.2.1 Особенностифинансовой политики 1992–1998 гг.
В анализируемый период финансовая политикаформировалась под влиянием следующих факторов:
1) начатая в 1990 г. радикализацияэкономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики,опирающейся на свободное предпринимательство;
2) обострение политической борьбы по вопросувыбора пути трансформации советского общества;
3) непредвиденный многими реформаторами распадСССР и в силу этого неподготовленность вычленения финансовой системы России изобщей финансовой системы СССР;
4) обострение финансового и в целомэкономического кризиса в 1991 г. из-за недостаточной эффективностиэволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей,хозрасчета предприятий. Во всяком случае, реформаторы и общественность ожидалиот этих реформ больше, чем они смогли дать. Считалось, что базовой основавфинансовой и в целом экономической политики являются либерализация цен ивнешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизациясобственности. Именно в эту систему встраивались цели и механизмы реализациифинансовой политики.
Освобождение цен привело к их многократномуросту: в 1992 г. потребительские цены выросли в 26,1 раза, тогда какавторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3–4 раза. При таком росте ценни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не моглобыть речи. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темповроста цен и инфляции. Рост цен, несомненно, связан с бюджетным дефицитом,поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом,ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3%, а затем в 1999 г.полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5–2%должны быть выше расходов). Ликвидация бюджетного дефицита потребовалаформирования нового подхода к бюджетным расходам, разгрузки бюджетафинансирования народного хозяйства. В федеральном бюджете 1998 г. расходына народное хозяйство составили 12,07%, примерно столько же – в региональныхбюджетах. Общая сумма бюджетных расходов на экономику сократилась по сравнениюс 80-ми годами в 3–4 раза. Федерализация экономических отношений, разделениеправ и ответственности федерального, регионального и местного (муниципального)уровней управления привели и к разделению бюджетной системы на три автономныхуровня. В результате доля доходов федерального бюджета в общем объеме доходовфедерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации снизилась с 70% в 1992 г.до 49% в 1996 г., а доля регионов возросла соответственно с 30 до 51%.Возникла новая сфера финансовой политики – межбюджетные отношения, которыетребовали нормативного упорядочения. Появились новые инструменты этих отношений– трансферты, субсидии. Наряду с реформированием расходной части бюджета былапроведена реформа доходной части бюджета. Вместо преимущественно двухканальнойсистемы платежей в бюджет была введена многоканальная система налогов.
Изменился механизм финансирования бюджетногодефицита. Вместо прямого заимствования средств у Центрального банка РФ возникласистема государственных краткосрочных обязательств, эти долги государство сталопродавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. В связи с этим вклассификации бюджетных расходов появилась специальная статья – обслуживаниевнутреннего долга. Децентрализация коснулась и системы управления финансами.Часть финансовых функций наряду с Минфином РФ стали выполнять вновь созданныефинансовые учреждения: Государственная налоговая служба (с 1998 г. – Министерствопо налогам и сборам), Федеральная служба налоговой полиции. Счетная палата,Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному контролю,правления ряда внебюджетных фондов (Пенсионный и т.д.). В связи с вертикальнойи горизонтальной децентрализацией финансовых ресурсов доля децентрализованныхфинансовых ресурсов существенно сократилась, а доля средств у субъектов рынкавозросла.
Прежде всего «лишние» деньги появились укоммерческих банков, которые и стали основными покупателями ГКО, – ихпривлекали высокие дивиденды. По существу, выкупая у государства ГКО и получаяпри этом 60–70% годовых, при снижении инфляции капиталы многих коммерческихбанков в течение года удваивались.
Характеристика финансовой политики будетнеполной, если не упомянуть о существенных изменениях валютной политики.Главное из них – децентрализация использования валютной выручки и снижение ролидоходов от внешней торговли в формировании бюджета. Более половины валютнойвыручки остается у субъектов рынка. На формирование курса рубля оказываетвлияние не весь объем валюты, полученной страной, а только ее часть. Отсюдакурс валюты на ММВБ не отражает реального соотношения между спросом ипредложением. Между тем он имеет исключительную роль в формировании какдоходной, так и расходной части бюджета. Доля доходов от внешнеэкономическойдеятельности в общем объеме доходов консолидированного бюджета резкосократилась, составив 15,9% в 1990 г., 2,5% – в 1991 г., 8,8% – в 1992 г.,10,4% – в 1994 г., 2,2% – в 1997 г., 4,0% – в 1998 г. (попроекту бюджета).
В ходе осуществления новой финансовой политикивыявились следующие проблемы, свидетельствующие о том, что процесс созданияновой финансовой системы еще не закончился, а в некоторых своих частях онаоказалась неэффективной.
1. Исполнение бюджетов является одним изважнейших показателей, характеризующих отлаженность финансовой системы, ееспособность реализовать цели экономической политики. Федеральный бюджет в 1997 г.исполнен по доходам на 74,3% утвержденного на этот год бюджета, в 1998 г. –82,3%.
2. Собираемость налогов, характеризующаякредитоспособность страны и возможность расплачиваться по долгам, составила в 1997 г.74,1%.
3. Бюджет не способен финансировать выплатузаработной платы бюджетным организациям. Долги бюджета по заработной платесоставили 14,6 млрд. руб. (на 1 июля 1999 г.).
4. Внутренний долг на 1 июля 1998 г.составил 628 млрд. руб., а внешний долг -150 млрд. руб.
5. Доля расходов бюджета на обслуживаниевнутреннего долга выросла до 25–30%. Эти расходы стали самой большой статьейфедерального бюджета, превысив более чем в 2 раза расходы на народноехозяйство.
6. Кризис финансов предприятий проявился вснижении средней рентабельности основных отраслей экономики с 24,4% в 1995 г.до 5,8% в 1997 г. и 1998 г., в увеличении доли убыточных предприятийс 15,3% в 1992 г. до 50,1% в 1997 г. Снизилась роль прибыли какглавного критерия эффективности и конкурентоспособности производства.
7. Наблюдается кризис платежно-расчетнойсистемы. В развитии этого кризиса специалисты выделяют следующие периоды:первый – шоковый (1992 г. – первое полугодие 1993 г.); второй – кризисликвидности (1993–1995 г.); третий – кризис самофинансирования (с конца 1995 г.– по август-сентябрь 1998 г.), который явился системным кризисом,охватившим всю совокупность платежей, включая платежи по ГКО, в том числеплатежи нерезидентам, платежи в рублях и валюте.
Просроченная кредиторская задолженность на 1января 1999 г. составила 1230,6 млрд. руб., или 42% ВВП.

2.2 Причины финансовогокризиса 17 августа 1998 г.
Сначала перечислим эти причины, а затемпопытаемся описать логику этого кризиса:
1) некомплексность целей и индикаторов финансовойполитики;
2) нарастание внутреннего долга и егонеблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег;
3) неподготовленность в 1996–1997 г.условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг;
4) ухудшение в 1997–1998 г. платежногобаланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ. Вфеврале 1998 г. произошло резкое падение мировых цен на нефть с 15–16долл. до 10–11 долл. за баррель. Мировые цены на нефть в 1998 г. были нижесебестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири;
5) искусственное сдерживание курса рубля,недооценка необходимости его девальвации для поощрения экспорта и улучшенияплатежного баланса страны;
6) ошибки в прогнозировании курса рубля;
7) отсутствие реальных мер по обеспечениюпродовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка отимпорта и конъюнктуры цен;
8) подавляющая часть финансовых ресурсовнаправляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая икредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств винвестиционный процесс. Сбережения населения преимущественно либоконвертируются в доллары и тезаврируются, либо вывозятся за границу.Нелицензируемый вывоз капитала составляет сотни миллиардов долларов и резкосокращает инвестиционные ресурсы роста российской экономики;
9) недостаточность золотовалютных резервов дляпредотвращения системного кризиса. В 1998–1999 г. эти резервы снизились до10 млрд. долл., тогда как Китай имеет 140 млрд. долл., Япония – более200 млрд. долл.;
10) кризис ликвидности коммерческих банков,недоверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства;
11) деноминация рубля, подготовка и реализациякоторой породили инфляционные ожидания;
12) кризис в конце 1997 г. мировойфинансовой системы, неустойчивость мирового фондового рынка в одном изинтенсивно развивающихся регионов – Юго-Восточной Азии;
13) нестабильность политической ситуации,отставка правительства В.С. Черномырдина;
14) неподготовленность и непродуманность заявленияправительства С. Кириенко о девальвации и дефолте.
Финансовый кризис 1998 г. показал, чтоуправление экономикой на основе 3–5 индикаторов (темпы инфляции, бюджетныйдефицит, денежная масса М2, курс рубля, золотовалютный резервы) оказалосьнеспособным обеспечить ее устойчивость. Более того, эти показатели создавалииллюзию постепенного выздоровления экономики. Это обусловлено, во-первых,отсутствием практически приемлемой системы индикаторов. Недооценивалась рольтаких индикаторов, как внутренний и внешний долг, структура внутреннего долга,объем неплатежей, их отношение к ВВП, доля импорта в товарообороте. Во-вторых,не учитывались такие показатели, как фондоотдача, производительность труда,капиталоемкость, занятость. Между тем в рыночной экономике они служатважнейшими индикаторами эффективности использования ресурсов, степени ееконкурентоспособности. В-третьих, в системе применения индикаторов предпочтениеотдавалось темпам инфляции, в то время как роль курса рубля, состояниезолотовалютных ресурсов недооценивались. Считалось, что снижение темповинфляции, сдерживание роста М2 сами по себе способны обеспечить приемлемуюдинамику курса рубля, оградить реальный сектор и население от его возможногообвала. На самом деле оказалось, что курс рубля является более синтетическим исложным индикатором, чем темп инфляции, зависит от большего числа факторов,весьма чувствителен к политической ситуации, поведению экспортеров иинвесторов, доверию к правительству, к банковской системе.
Достаточно привести несколько примеров,подтверждающих эту мысль. Темп инфляции снижался, при этом значительная частьнационального капитала оседала за границей, не принося в казну прибыли. Бегствокапитала, исчисляемое, по нашим расчетам, за 1992–1998 г. 198–254 млрд. долл.,сокращало предложение валюты, поступавшей на ММВБ, что не могло не сказаться наснижении курса рубля.
Другой пример. Инфляция в 1995–1997 г.снижалась, и до середины 1997 г. золотовалютные резервы увеличивались с1,5 млрд. до 25 млрд. долл. С середины 1997 г. золотовалютные резервыначали сокращаться, а инфляция продолжала снижаться почти вплоть до обвалакурса рубля. Финансовый кризис показал, что курс рубля находится под сильнымвлиянием структуры внутреннего долга и механизма его финансирования.Краткосрочный характер долговых обязательств, скоротечная либерализацияфондового рынка, допуск нерезидентов на рынок ГКО в 1997 г. оказалирешающее влияние на дестабилизацию курса отечественной валюты.
Крайняя степень неустойчивости рубля связанатакже с тем, что ЦБ и вся банковская система в достаточной степени невыработали надежных механизмов контроля за предложением валюты. Нет точныхданных о каналах и источниках поступления валюты. Механизм распределениявалютной выручки, начавшийся формироваться в середине 80-х годов, в современномвиде сложился в рамках общей концепции либерализации. Он носит компромиссныйхарактер, способствует утечке валюты за границу, дает неполную информацию опредложении валюты. По экспертным оценкам, на валютный рынок поступает намного меньшевалютной выручки, чем предусмотрено нормативом в 50%.
Кризис показал, что обвал курса рубля явилсясвоего рода детонатором взрыва всей системы цен. О том, что стратегия снижениякурса рубля влияет на цены, известно. Также известно из новейшей отечественнойистории, что шоковая либерализация цен в 1991–1993 г. привела к резкомуснижению курса рубля. Но в российских условиях 1998 г. цены оказалисьособенно чувствительны к падению курса рубля. Связано это с тем, что российскаяэкономика односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992–1998 г.его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте была в 2–3 разавыше, чем предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25–30%).При снижении курса рубля для финансирования импорта требуется больший объемрублей. Для того чтобы иметь рубли, продавцы и посредники импортной продукциивынуждены повышать цены. Между этими величинами существуют жесткиетехнологические связи, как в производстве любой продукции между ее отдельнымикомпонентами.
Применяемая до последнего времени системамакроиндикаторов не согласована с микроэкономическими индикаторами. Дляхозяйствующих субъектов большее значение имеют неплатежи, недостаток оборотныхсредств, сроки и проценты за кредит, налоговые ставки, чем, скажем, такиемакроэкономические регуляторы, как темп инфляции, бюджетный дефицит,золотовалютные резервы.
Макроэкономическая среда по-прежнему, как и в1980–1990 г., непрозрачна, но полна неожиданностями со стороны действийцентра (правительства, парламента, министерств и ведомств).
В анализе августовского кризиса (1998 г.)обращает на себя внимание неэффективность в условиях России политики МВФ. Во-первых,правительство, следуя политике Международного валютного фонда, соблюдалорекомендованные им нормативы инфляции, доведя ее до достаточно приемлемогоуровня – ниже 1% в месяц, что сдерживало рост цен.
Не все зарубежные ученые, специалисты разделяютжесткую линию МВФ на достижение нулевой инфляции. Так, профессор экономики,старший вице-президент и главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглицсчитает, что «политику, поддерживаемую Вашингтонским консенсусом, вряд ли можносчитать комплексной, иногда же она способна дезориентировать. Для обеспеченияработы рынков нужно нечто важное, чем только низкая инфляция, для этоготребуется: действенное финансовое регулирование; политика, направленная наподдержание конкуренции, меры по стимулированию передачи технологий и усилениюи прозрачности рынков».
Во-вторых, соблюдался назначенный МВФ верхнийпредел внутреннего долга, который, в частности, на 1998 г. был определен вразмере 780,9 млрд. руб. Фактически же на 1 июля 1998 г. он достигал 628млрд. руб., а на 1 октября 1998 г. – 699 млрд. руб. Другими словами, былисоблюдены рекомендации Валютного фонда по величине внутреннего долга, но неучитывалась его структура, В отличие, скажем, от США, где основу внутреннегодолга составляют долгосрочные государственные обязательства, в Россиипревалировали «короткие» деньги. Это обстоятельство как раз и сыграло роковую роль.При первых же симптомах кризиса иностранные инвесторы сняли свои вклады ипокинули страну, разрушив всю банковско-финансовую систему.
Хотелось бы обратить внимание на еще однуособенность взрывного по темпам и масштабам проявления августовского кризиса 1998 г.Ранее мы говорили о снижении инфляции. Но мы не сказали о способах сниженияинфляции и цене достижения этой цели экономической политики. Часть расходовгосударства была исключена из системы формирования текущих издержек и цен ичерез систему продажи долгов (ГКО и т.п.) откладывалась на будущее в расчете нато, что экономика начнет развиваться, соответственно увеличится и доходная базабюджета, что создаст основу для возвращения долгов. По существу, в системевнутреннего госдолга мы имеем феномен отложенной инфляции, которая сталаоткрытой после обвала курса рубля. Если за январь-июль 1998 г.потребительские цены увеличились на 5–7%, то за август-декабрь – на 70%.
Разумеется, на ухудшение ситуации повлиялонизкое качество бюджета, хотя бюджетный дефицит также находился на уровне,согласованном с МВФ, – 4,7%. Но очевидным стал следующий факт: пока мы не будемиметь сквозной системы бюджета, пока не будет эффективного механизма егоисполнения и строго целевого использования, а значит, сильной власти, мы будемвновь и вновь наступать на грабли. И в этом смысле МВФ прав: здоровый бюджет – основарешения многих проблем российской экономики.
Советники из МВФ не учитывали другого важногопараметра – доли импорта в общем товарообороте страны, которая, по международнымправилам, считается безопасной для экономики страны, ее платежного баланса впределах 25 – 30%. У нас же импорт составлял половину товарооборота, а внекоторых регионах достигал даже 80%. На деле это означало, что собственноетоварное производство было парализовано наполовину, а другая часть замещаласьтоварами из-за рубежа. В условиях кризиса, резкой девальвации рубля дляобслуживания импорта требуется большая масса рублей. Ее можно нарастить тремяспособами: увеличением доходов, повышением цен, увеличением эмиссии. Первыйпуть при правильных решениях может реализоваться постепенно. Поэтому остаетсяувеличить цены и эмиссию. В декабре 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г.потребительские цены увеличились на 84%, а на продовольствие – более чем в 2,0раза. Так что кризис был неизбежен, и пик противоречий сформировался в 1998 г.А тот факт, что обвал произошел 17 августа, определяется другими причинами.Скорее всего, ускорили его разногласия между руководителями правительства иЦентрального банка о путях дальнейшего экономического развития страны.
К такому выводу приводит ряд обстоятельств.Во-первых, в конце 1997 г., когда начало «трясти» фондовый рынок вЮго-Восточной Азии, мы допустили на свой рынок нерезидентов, которые купили 30%ГКО-ОФЗ. Естественно, иностранные инвесторы внимательно следили за политическойситуацией в стране, и, как только начались перестановки в правительстве(отставка кабинета В. Черномырдина, долгая борьба в Государственной Думеза утверждение в должности премьера С. Кириенко. Во-вторых, к бегству ихиз России подтолкнуло ошибочное решение Кабинета министров и Центрального банка17 августа 1998 г., в результате которого произошли совмещение девальвациирубля, скачок цен, паралич банковской системы, сокращение доходов населения,резкое падение доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов.
Иными словами, сейчас мы имеем такую систему, вкоторой политические риски играют колоссальную роль. Поэтому от состоянияполитической ситуации зависит поведение не только иностранных кредиторов иинвесторов, но и собственного населения.

Заключение
Большинство своих функцийсовременное государство реализует путем формирования экономической политики иее стержневой основы – финансовой политики.
Финансовая политика – государственнаяэкономическая политика, проявляющаяся в использовании государственныхфинансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании иисполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управленииденежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Финансовая политика последнегодесятилетия XX в. либо не имеет четкой целевой ориентации в отношенииразвития экономики, либо камуфлирует эти цели. Цели построения рыночнойэкономики, приватизации государственного имущества, реструктуризации экономикине связаны с глобальными целями развития самой экономики. Они не согласованымежду собой и не ориентированы на достижение определенного результата – ростВВП, рост доходов населения и т.д.
Финансовая политика России включает следующиезвенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды,государственный кредит, страхование, финансы предприятий различных формсобственности.
Существенным элементом финансовой политикиявляется страхование, которое представляет собой отношения, возникающие междугосударством и субъектами для предотвращения ущерба от несчастных случаев,стихийных бедствий и т.д. Основную часть доходов госбюджета (до 90%) составляютналоги. Налогами называют обязательные платежи, которые население и предприятиеежегодно вносят государству.
Проведенный анализ формирования финансовойполитики РФ в 90-х годах XX столетия позволил выявить ряд проблем финансовойнесостоятельности: некомплексность целей и индикаторов финансовой политики;нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание«коротких» денег; неподготовленность в 1996–1997 г. условий для широкогодопуска нерезидентов на рынок ценных бумаг; ухудшение в 1997–1998 г.платежного баланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефтьи газ; недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системногокризиса; кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков вспособность коммерческих банков сохранить их средства; деноминация рубля,подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания.
Базовой, несущей конструкцией стратегиифинансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия кфинансовым, банковским и кредитным институтам. Требуется разработканациональной программы расширения экспорта продукции с соответствующимибюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта. Обеспечитьвысокое качество разработки бюджета, расширить количество товаров, производствои реализация которых даст наибольшие доходы.

Список литературы
 
1. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы ипроцедуры, связанные с банкротством. – М.: Изд-во «Ось-89», 2006. –80 с.
2. Бархатов А.П. Назарян Е.Н. Малыгина А.Н. Процедурабанкротства: бухгалтерский учет. — М.: Инф.внедр. центр «Маркентинг».2009. –132 с.
3. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций, под ред. И.П. Мерзлякова.– М.: Инфра-М, 2008. – 298 c.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностикафинансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,2007. – 215 с. – (Серия «высшее образование»).
5. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория ипрактика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007.
6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. идоп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009. – 528 с. (Библиотека журнала«Бухгалтерский учет»)
7.  Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994–1997 г. Вопросы экономики. 2008. №2.
8. Ковалева А.М. Финансы: Учеб. пособие. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384 с.
9. Ковалевой А.М. Учебное пособие М.: Финансы и статистика,2007. – 336 с.
10.  Кукукина И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие. – М.:Юрист, 2008. – 267 с.
11.  Строев Е. О новых ориентирах экономической политики. Вопросы экономики. 2008. №5.
12.  Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. Аудит и управлениенесостоятельным предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».Издательство «ЭКМОС», 2009. – 384 с.
13.  Шмелев Н. Стратегия и тактика реформ. Вопросы экономики. 2008. №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трудовое поведение и трудовой коллектив
Реферат Автоматизированные информационные технологии в офисе
Реферат Проблемы юридической ответственности и особенности её реализации на современном этапе развития Российского государства
Реферат Гинекология рак шейки матки 2
Реферат Аксаков Константин Сергеевич
Реферат Особенности подбора и применения специальных упражнений для обучения технике барьерного бега
Реферат Податная реформа Петра Великого
Реферат Juror 10 Essay Research Paper Juror 10There
Реферат Государственный внутренний долг РФ, его динамика и структура
Реферат Этапы развития христианства в Центральной и Юго-Восточной Европе
Реферат Инфологическая модель базы данных дистанционного образования
Реферат Изучение психотропной активности селенита натрия и селенита цинка в условиях тотальной ишемии мозга
Реферат Альному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах и с Бюджетным посланием Главы Администрации Волгоградской области на 2011-2013 годы
Реферат Регионально-экологические проблемы в России и странах СНГ
Реферат Виды бетонных смесей