Реферат по предмету "Философия"


Этика и философия самураев

Содержание:
Введение… 2
1. Бусидо — кодекс самураев… 5
1.1. Роль бусидо в жизни самурая… 5
1.2. Письменные источники кодекса самураев… 6
1.3. Основные требования бусидо… 7
1.4. Истоки кодекса самураев… 8
1.5.Основные принципы бусидо… 9
1.6. Второстепенные принципы самурайской этики… 11
1.7. Обратная сторона принципов бусидо… 15
1.8. Роль личности в системе моральных приорий и еёфилософские основы. 17
2. Харакири… 19
3. Религиозные воззрения самураев… 22
Заключение… 26
Список используемой литературы:… 27
 

Введение
Человеческаяжизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день.Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых емувещей, и коммуникативные средства общения. Единственной же неизменной вещью напротяжении существования человеческого общества остается его психология:моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми. Для рассмотренияданных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие по сравнениюсо всеми другими, существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии.
Даннаяработа посвящена изучению специфики формирования и становления идеологиисамураев.
Цельюданной работы является максимально полное и точное рассмотрение идеологиисамурайства, изучение её истоков, специфики и роли в истории и культуре Японии.
Теманашей работы является актуальной, так как влияние просуществовавшего болеетысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько сильно вЯпонии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционнуюкультуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.
Ноизучении идеологии самураев интересна не только с исторического, но и сфилософского аспекта. Ведь слово самурай символизируется не только с воином-профессионалом,искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе честиБусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и опередаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.
Крометого, как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов,выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайскойистории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи вдухе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов. Хотяформально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японскоеобщество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежнихвеков.
Именнопоэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблемасамурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественныхисториков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полнорассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т. Г. «Культ императора в Японии». В нейпрослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней,рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культимператора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки иособенности японского национализма, механизм взаимодействия официальнойидеологии и массового сознания.
Особыйинтерес представляет работа Спеваковского А. Б. «Самураи — военное сословиеЯпонии». Это наиболее полное и точное описание жизни самураев временобразования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемынаследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковскийрассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовуюспецифику, систему военной подготовки.
Определенноевнимание привлекает книга под редакцией Жукова Е. М. «Японский милитаризм». Тутмы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия.Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайствав период феодальной раздробленности.
Историяформирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение вмонографии Мещерякова А. Н. «Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблемасинкретизма». Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также опути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца.Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений,которые были найдены.
Работасостоит из трех глав, введения и заключения.
Перваяглава посвящена изучению кодекса самураев — «бусидо», многие положения которыхостаются актуальными до сих пор в современном японском обществе.
Втораяглава рассматривает непосредственно харакири как обряд, наиболее полновобравший в себя всю идеологию самураев.
Итретья глава посвящена религии самурайства, так как мы понимаем, что военноесословие Японии не было бы таким, каким его можно наблюдать сквозь призмупройденных веков без специфики их религии. А конкретно, без учений сект дзэн,синто, без влияния конфуцианских догм.
1. Бусидо — кодекс самураев.
 1.1.Роль бусидо в жизни самурая.
Одним из следствийобразования сословия воинов было оформление специфического мировоззрениясамураев — бусидо — неписаного кодекса поведения самурая в обществе,представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального»воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука»,в  последствии стало означать «путь самурая, воина». Кроме того,слово «до» переводится ещё и как «долг»,«мораль», что имеет соответствие с классической философской традициейКитая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ).
Бусидо касалось отношениясамураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, кгосударству. Содержание бусидо вышло за рамки прежних традиций родоплеменногообщества — оно включило в себя догмы буддизмаи конфуцианства и имело в своей основе новые нормы поведения. Постепенноразвиваясь, бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то жевремя преимущественно частью различных религиозных учений (буддизма,конфуцианства и синтоизма — национальной религии японцев), становилось такжеобластью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино свосточной философией, бусидо носило характер практического нравоучения. Самураисчитали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Бусидонравственно осмысляло философское миро учение в целом и было призвано научитьсамурая «правильной жизни» в феодальном японском обществе. Оносовмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы,связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смыслажизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Воин,воспитанный в духе бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг,должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя вслучае неправильных действий. Такое моральное самоосуждение влекло за собойхаракири. Таким образом самурай смывал кровью бесчестье, позорящее его.1.2.Письменные источники кодекса самураев.
Бусидо, как способрегулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какиеспециальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оноосновывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания,традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных всредневековой истории Японии.
Принципы бусидо не былиобъединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературномпамятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестяхпрошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении ксмерти, мужестве и стойкости самураев.
По указанию ТокугаваИэясу в первые же годы после его прихода к власти было составлено«Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшеенормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением,посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князяТакэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака ДандзёНобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана(1639 — 1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсинсю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое влистве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием»буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а впрошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своегогосподина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамотопринял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайскойчести.
 1.3.Основные требования бусидо.
Бусидо даже нельзяназвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальнойидеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения впоколение в течении длительного времени.
При всём этом бусидоявлялось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все егодействия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требованияБусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств»Дайдодзи Юдзана:
·    «Истиннаяхрабрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть,когда правомерно умереть.
·    К смерти следуетидти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает егодостоинство.
·    Следуетвзвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, чтособираешься сказать.
·    Необходимо бытьумеренным в еде и избегать распущенности.
·    В делахповседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
·    Уважать правило»ствола и ветвей". Забыть его — значит никогда не постигнутьдобродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, неесть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
·    Самурай долженбыть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господинадаже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и сдесяти до одного.
·    Верность,справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
·    Если самурай,лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказатьчто-либо сам, он должен встать и одеться.1.4.Истоки кодекса самураев.
Самурайская моральсформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основыеё существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качествеосновных источников бусидо буддизм и синто, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. Идействительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе сего культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространилисьсреди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма иконфуцианства, в изобилии давало воинам синто.
Наиболее важнымидоктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма
Особенно сильное влияние на бусидооказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г. Многиефилософские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересамсамураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахикоторой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.
Созвучие мировоззрениясословия воинов, с положениями дзен-буддизма позволили использовать секту«дзен» в качестве религиозно-философской основы этических наставленийсамурайства. Так, например, бусидо восприняло из дзен идею строгогосамоконтроля. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели исчитались ценными качествами характера самурая.
В непосредственной связис бусидо стояла также медитация дзен, вырабатывавшая у самурая уверенность ихладнокровие перед лицом смерти, которые рассматривались как нечтоположительное и великое, как мужественное вхождение в «му» — небытие.
Из конфуцианстваидеология самураев прежде всего восприняла конфуцианские требования о«верности долгу», послушании своему господину, а также требования,касающиеся морального совершенствования личности. Конфуцианство способствоваловозникновению в среде самураев и в их идеологии презрения к производительномутруду, в частности к труду крестьян. То же самое легло в основуэтико-политической философии Мэн-цзы, другого корифея конфуцианства, которыйназывал принцип управления господствующего класса «всеобщим закономвселенной».
Так под воздействием синто, буддизмаи конфуцианства формировались основные принципы самурайской этики, входившие вкачестве составной части в мораль феодального общества, имеющую название«дакоту» (кит.: дао-дэ).
В числе главных принциповсамурайской морали выделялись: верность господину; вежливость; мужество;правдивость; простоту и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.1.5.Основныепринципы бусидо.
Основным в бусидо были верностьсюзерену, с которым буси находился в отношениях покровительства и служения, и честьоружия, являвшегося привилегией воина-профессионала, а не идеи лояльности кмонарху или патриотического отношения ко всей Японии.
Принцип верностивыражался в беззаветном служении сюзерену и опирался на положения о верности,почёрпнутые из синто, буддийское убеждение в бренности всего земного, котороеусиливало у самурая дух самопожертвования и не боязни смерти, и философиюконфуцианства, сделавшую лояльность (верность вассала феодалу) первойдобродетелью.
В моральном кодексесамураев феодальной эпохи большое значение придавалось также катакиути — кровноймести, узаконенной бусидо в качестве вида нравственного удовлетворениячувства справедливости. Верность сюзерену требовала непременного отмщения заоскорбление господина.
Рядом с верностьюстоял принцип долга, превративший естественную настойчивость иупорство воинов в возвышенное начало морального порядка. В соответствии сдогмами конфуцианства долг — это «смысл и закон явлений и жизни»,«прямота души и поступков», или «справедливость». Изпонятия справедливость выводилось понятие «благородство»,которое считалось «высшей чуткостью справедливости».«Благородство, — сказал один знаменитый буси, — это способность душипринять определённое решение… согласно с совестью, без колебания:»Умереть, если это нужно, убить — когда это потребуется". Другойсамурай заметил, что без понятия о благородстве «ни талант, ни наука немогут выработать характера самурая».
В японском языке долг,чувство (сознание) долга обозначается словом «гири» (букв.:«справедливый принцип»), которое произошло от «гиси» — «верный вассал, человек чести и долга, человек благородства». Выбормежду долгом (гири) и чувствами (ниндзё) всегда должен был разрешаться в пользудолга.
Кроме верности и чувствадолга одним из ключевых требований Бусидо была личная храбрость,несгибаемое мужество самурая, пример которого даёт нам биография ТакэдаСингэна. Мужество подобного рода было плодом физической закалки, психическойуравновешенности и спокойного презрения к смерти.
Бусидо признавало толькоразумную храбрость, осуждая напрасный риск; неразумная, бесцельная смертьсчиталась «собачьей смертью».
Принцип скромности вырабатывался вследствиеподчинённого положения рядовых воинов, невозможности для них поднимать головуперед своим господином. К скромности было близко также понятие«вежливость», подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла. Влучшей своей форме вежливость приближалась, по конфуцианским понятиям, к любви.Развитию принципа вежливости способствовали постоянные упражнения вправильности манер, которые должны были привести все члены организма вгармонию, «при которой поведение будет показывать господство духа надплотью».1.6.Второстепенные принципы самурайской этики.
Наряду с указанными вышеосновными принципами самурайская этика включала в себя ряд второстепенных,неразрывно связанных с главными и определявших поступки и поведение самураев.
Умениевладеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства.Душевное равновесие являлось идеалом бусидо, поэтому самурайская этика возвелаэтот принцип в ранг добродетели и высоко его ценила. Яркой иллюстрациейспособности к самоконтролю самураев является обряд харакири.
Отношениесамурая к смерти,многократно воспетое в литературе и неоднократно подтверждённое историческимипримерами, отнюдь не являлось чем-то исключительным для народов ДальнегоВостока. Наоборот, оно было естественным для всей даосско-буддийской системымировоззрения, определявшей жизнь человека как звено в бесконечной цепиперерождений. Самоценность земной жизни для ревностного буддиста любого толкабыла очень невелика.  Буддийский тезис о непостоянстве всего сущего (мудзё-кан)лежит в основе всей японской культуры.
С чем жесравнить тело твоё, человек?
Призрачнажизнь, словно роса на траве,
словномерцанье зарниц.
Вэтом стихотворении дзенского мастера Роана отражён не субъективный взгляд надействительность, а универсальная истина, не требующих никаких подтверждений.Именно такое представление о смерти было присуще и самураям, которые виделисвоё предназначение в том, чтобы «уподобиться опадающим лепесткамсакуры», погибнуть в бою, «словно яшма, разбивающаяся об утёс».
Самодисциплина, усугублявшаяся изощрённымирегламентациями, заставляла самурая всегда и во всём следовать закону чести,что, согласно убеждениям верующего буддиста, благотворным образом влияло накарму и обеспечивало счастье в следующих рождениях.
Речьидёт не о презрении к смерти, а о равнодушном отношении к ней, о естественномпринятии небытия, ожидающего «по ту сторону добра и зла». Самураипревратили тривиальную религиозную догму в средство воспитания сверхчеловеческогобесстрашия. Самурай по долгу службы становился носителем целого комплекса бу-дзюцу, и применение их на ратном поле зависелопрежде всего от глубины презрения к смерти, от стремления к смерти.
«Бусидо- Путь воина — означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот,который ведёт к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который тыпредпочёл, и иди!
Каждоеутро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями осмерти. И пусть так будет всегда.»
Дзенвоспитывал в самураях не просто равнодушие к смерти, но даже своеобразнуюлюбовь к ней как к верному средству самоутверждения. Такому подходу нельзяотказать в рационализме.
УэсугиКэнсин, бывший, как и его извечный соперник Такэда, „обращённым“, илимонахом в миру (ню-до), ревностным адептом Дзен, поучал вассалов:
»Те,кто держится за жизнь, умирают, а те, кто не боится смерти, живут. Всё решаетдух. Постигнете дух, овладейте им, и вы поймёте, что есть в вас нечто превышежизни и смерти — то, что, в воде не тонет и в огне не горит".
Умениеабстрагироваться от мирской суеты, от прозы жизни, от жестокостей военноговремени высоко ценилось в самурайской среде. Способность видеть «вечностьв чашечке цветка» с ранних лет заботливо пестовалась в юношах и девушкахродителями, учителями, всем их окружением. В подражание китайским классикамтакой образ жизни, при котором человек может даже на грани между жизнью исмертью наслаждаться красотами пейзажа, называли в Японии фурю (кит. Фэнлю),что означает «ветер и поток». Подобное мировоззрение позволялонеизменно воспринимать жизнь как «ветер и поток» во всей её эфемернойполноте. Наиболее совершенным воплощением философии «ветра и потока» сталшироко распространённый среди самураев обычай слагать перед смертью«прощальное» стихотворение — чаще всего в жанре пейзажной лирики.
Таккак конкретная земная жизнь для буддиста была лишь звеном в длинной цепиперерождений, обусловленных кармой, то для него не существовало стены междубытием и небытием, жизнью и смертью. Однако человек способен облагородитькаждое мгновение жизни, осознав и прочувствовав первозданную красотуокружающего «бренного мира», красоту непостоянства.
Парадоксально, но именно в смерти идеологисамурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественногомогущества и одновременно гражданской добродетели: «Путь самурая естьодержимость смертью. Подчас десятеро противников не в силах одолеть одноговоина, проникнутого решимостью умереть. Великие дела нельзя совершить в обычномсостоянии духа. К тому времени, когда разовьётся в человеке способностьразличать добро и зло, может быть уже слишком поздно. Смерть превратилась ввысшую форму добродетели.
Чувствочести. Сознаниесобственного достоинства воспитывалось у детей самураев с детства. Воины строгоохраняли своё „доброе имя“ — чувство стыда было для самурая самымтяжёлым. Японская поговорка гласит: „Бесчестье подобно порезу на дереве,который со временем делается всё больше и больше“.
Честьи слава ценились дороже жизни, поэтому, когда на карту ставилось одно из этихпонятий, самурай, не раздумывая, отдавал за него свою жизнь. Во всех своихдействиях самурай должен был исходить из соображений высшей справедливости ичестности, что, разумеется было утопией во времена коварных интриг, заговоров имеждоусобных войн. Тем не менее в частностях самураи были весьма щепетильны.Поговорка „буси ва ни гон наси“ (»слово самурая свято")появилась не случайно, ибо самураи презирали ложь. Презрение ко лжи не мешалоим, однако, оправдывать лесть, бахвальство и хитрость, которую при случае можнобыло назвать «военной», а их утончённый эстетизм нередко граничил с садизмом.Очевидно, именно поэтому в японском языке нет слова «ложь»; слово«усо» употребляется как отрицание правдивости (макото) или факта(хонто).
Кромечисто профессиональных особенностей, присущих сословию воинов, самурай долженбыл, по бусидо, обладать также благосклонностью, милосердием, чувством жалости,великодушием, симпатией к людям. Милосердие самурая (бусино насакэ) небыло просто слепым импульсом, оно находилось в определённом отношении ксправедливости, так как означало сохранение или уничтожение жизни. Основоймилосердия считалось сострадание, потому что «милосердный человек самыйвнимательный к тем, кто страдает и находится в несчастье». Этикет войнытребовал от самурая не проливать кровь более слабого побеждённого противника.
Облик«истинного» самурая должен был содержать в себе ещё и принципы «сыновнейпочтительности», обусловленные древним понятием патриархального рода,и «братской привязанности». Японского рыцаря уже в детстве училипрезрению к торговцам и деньгам, что должно было сделать его совесть "неподкупной"в течение всей жизни. Самурай, который не разбирался в покупной способностимонет, считался хорошо воспитанным. Естественно, каждый буси понимал, что безналичия средств невозможно ведение войны, тем не менее счёт денег и финансовыеоперации представлялись самым низшим представителям кланов.
Бусидоразвивало в воинах любовь к оружию, которое должно было внушать самураямчувство «самоуважения» и в то же время ответственности, так каксамурайская этика считала беспорядочное употребление меча бесчестьем и предписывалаего применение только в случае необходимости. Всё это достигалось путёмвоспитания, основной целью которого, согласно бусидо, была выработка характера;развитие же ума, дара слова и благоразумия кодекс чести считал второстепеннымиэлементами.
 1.7…Обратная сторона принципов бусидо
На первыйвзгляд, многие из принципов бусидо могут показаться сами по себеположительными, однако мораль сословия самураев служила только сословию данногокласса, она была действительна только в среде военно-служилого дворянства и нераспространялась на отношения буси с низшими слоями, находившимися вне законовсамурайской морали. Анализ отношений между самураями и низшими социальнымислоями феодальной общности Японии — крестьянами, ремесленниками, париями и др.показывает, что моральные принципы бусидо были не равнозначными длягосподствующего класса и простонародья. Если скромность предписывала самураювести себя с господином подчёркнуто вежливо и скромно, быть терпеливым, то вотношениях с простолюдином буси, наоборот, держался надменно и заносчиво. Здесьни о какой вежливости не могло быть и речи. Самообладание, предписывавшее воинунеобходимость в совершенстве владеть собой, также было неприемлемо в отношениисамурая к простонародью. То же можно сказать и о воспитании благосклонности,занимавшей в самурайской морали одно из важных мест. Воины-профессионалы,привыкшие к жестокости, были далеки от милосердия, сострадания, чувства жалостии симпатии к людям.
Многочисленныевойны, длившиеся несколько веков вплоть до объединения страны под властьюсёгуна Токугава в начале XVII в., велись при непосредственном участии самураев,которым было чуждо сознание ценности человеческой жизни, так как они совершалисамые жестокие поступки, не останавливаясь перед убийством, и развивали в себечерты, противные человечности.
Каждоеновое убийство на поле брани должно было стимулировать личную храбрость самурая- таким образом, враг приобретал свойства некоего пассивного стимула отваги.Отсюда берёт начало и людоедский обычай кимо-тори. По синтоистским поверьям,источником смелости в теле человека служит печень (кимо). Считалось, что, съевсырую печень поверженного противника, получаешь новый заряд смелости. Наиболеекровожадные самураи рассекали врага надвое от левого плеча до правого бокаприёмом кэса-гири («монашеский плащ») и тут же, выхватив из живоготела трепещущую печень, пожирали её.
Добродетель,в понимании самурая, была сложным конгломератом моральных установок. />/>/>/>/>/>1.8. Роль личности всистеме моральных приорий и её философские основы.
Японскиеисследователи склоняются к тому, что базой всей традиционной этики японскогонарода служит идея «он» — «отплаты за благодеяния». Отсюдаберут начало иерархические связи и отношения между людьми. В космогоническихвоззрениях всех племён дальневосточного региона (ареала культурного влияниядревнего Китая) Вселенная предстаёт как гигантский единый организм, продуктживотворной биоэнергии (кит. — ци, или яп. — ки), бесконечно членящийся на несметноеколичество частей, которые образуют всевозможные органические и неорганическиесоединения. Человек, будучи одним из таких соединений, не может пребывать внесоединения высшего порядка, каким является коллектив — семья, род, клан,государство — и далее соответственно Азия, Мир, Вселенная. Человек являетсяпорождением всех соединений высшего порядка и порождающим для своих потомковдля своих потомков и подчинённых. Таковыми являются постулаты, общие длясинтоизма, буддизма и конфуцианства.
Участникподобного миропорядка должен был испытывать чувство благодарности ко всем«порождающим» и проявлять уважение к ним. Синтоистская доктрина«государства как единого тела» (кокутай), главой которого является император,прекрасно дополнялась конфуцианским учением о «мировой семье», гдеклассическая триада — Небо и Земля, порождающие человека, — соподчиняла поубывающей все звенья социальной структуры.
Практическимпутём к осуществлению «долга благодарности» для самурая былоследование пяти классическим «постоянствам»: гуманности,справедливости, благонравию, мудрости и правдивости. Все эти добродетельные свойства,как известно, по конфуцианскому канону, призваны были регламентировать нормыважнейших отношений (го рин): между господином и слугой, отцом и сыном, мужем иженой, старшим и младшим и между друзьями.
Самурайскаямораль предъявляла к буси серьёзные требования для исполнения «он»,развивающие абстрактные этические положения в стройную практическую систему.Прежде всего воин должен был воспитать в себе отрешённость от личного блага.Далее следовало претворить эту отрешённость в дух сознательного самопожертвованияради интересов долга. Личность, проникнутая духом самопожертвования и усвоившаязакон чести, вместе с законом гуманности должна была направить все силы надостижение всеобщего блага в рамках своего рода, клана и т.д. Здесь вступал вдействие принцип взаимной защиты и поддержки.
/>2.Харакири
Неразрывно связан и тесно примыкает кбусидо, как часть морали, обряд харакири, появившийся в среде сословия воинов впериод становления и развития феодализма в Японии. Самураи или другиепредставители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методомхаракири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка(позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина), в случае смерти своегосюзерена или же, когда обряд сформировался окончательно, — по приговору судакак наказание за совершенное преступление.
Харакири являлось привилегиейсамураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью,подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти.
В дословном переводе харакириозначает «резать живот». Однако слово харакири имеет и скрытый смысл. Еслирассмотреть составное бинома «харакири» — понятие «хара», то можно увидеть, чтоему в японском языке соответствуют слова «живот», «душа»,  «намерения», «тайныемысли» с тем же написанием иероглифа.
Согласно философии буддизма, вчастности учению секты «дзэн», в качестве основного, центрального жизненногопункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, абрюшная полость.
Таким образом, живот японцырассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытиеего путем харакири означает как бы открытие своих сокровенных и истинныхнамерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений.
Тем не менее, харакири появилось вЯпонии не вдруг. Говоря о нем как о явлении, развивавшемся и пришедшем к своемулогическому завершению на японской почве, нельзя не учитывать, что и унекоторых других народов Восточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия,сходные и чем-то отдаленно напоминающие по сути японское сэппуку. Стадиально ихможно отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяетпредположить, что обряд разрезания живота ранний период истории народовДальнего Востока имел боле широкое распространение и был заимствован древнимияпонцами, которые имели этнокультурные контакты с представителями этих народов.Речь идет об обряде вскрытия живота у айнов, аборигенов Японских островов, заключавшийсяво взрезании брюшной полости и близко напоминавший японское харакири.
Итак, можно предположить, чтопредставления и обряды, связанные с брюшной полостью человека, были характерныдля многих народов Азии и в общем схожи. Однако окончательного завершения этипредставления и обряды достигли только на японской почве, превратившись вторжественное действо по вскрытию живота — обряд харакири.
Начиная с эпохи Хэйан (IX—XII вв.),сэппуку уже становится обычаем буси, при котором они кончали жизньсамоубийством, погибая от собственного меча. Тем не менее обряд не был ещетогда массовым явлением. Самоубийства путем харакири получили широкоераспространение у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы за власть двухмогущественных родов — Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакирипостоянно растет; самураи делалисебе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смерти своегогосподина.
Харакири вслед за смертью господинаполучило название «цуйфуку».
В период междоусобных войн харакириприобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинаетдоминировать над другими способами самоубийства.
Другим поводом для сэппуку служилостремление предупредить угрожающее со стороны феодала или правительства сёгунанаказание за какой-либо недостойный чести самурая поступок, оплошность илиневыполнение приказания. В этом случае харакири совершалось по собственномуусмотрению или по решению родственников.
Производилось харакири также в знакпассивного протеста против какой-либо вопиющей несправедливости для сохранениячести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), в видежертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своихпрофессиональных навыков воина в составе дружины феодала (при утеревассалитета).
В общем, харакири было универсальнымвыходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самураи.
Харакири (как и владению оружием)самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школахобъясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этомсобственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего моментажизни. Однако, несмотря на воспитание в духе дзэн и умение владеть собой,самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствиеужасной боли и умереть некрасиво: с выражением страдания, упав навзничь, скриком и т. д., опозоривтем самым свое имя. В связи с этим и был введенинститут кайсякунин, суть которого заключалась в помощи ассистента осужденномуна харакири. В обязанность первого входило прекращение мучения самурая,вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.
Было официально подтверждено и четкоопределено, что смерть через харакири является почетной смертьюпривилегированных сословий, но никоим образом не низших слоев общества Японии.
3. Религиозныевоззрения самураев
Одновременно с расцветом японскогофеодализма и выделением сословия самураев в Японии начало распространятьсяучение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии сект буддизма — «дзэн». В переводе с японского «дзэн» означает «погружение в молчаливоесозерцание», овладение внешними и духовными силами для достижения«просветления».
Принятие дзэн сословием воинов былозакономерным. До становления системы сёгуната воины практиковали поклонение буддеАмида. Идея амидаизма была крайне проста. Суть ее заключалась в постоянномповторении имени Амида. Любому человеку для «спасения» (для «будущегорождения») достаточно было только без конца повторять эту молитву. Однако спревращением самурайства в политическую силу в период Камакура и началом егоразвития как сословия феодального общества простое взывание к будде Амида, неразвивавшее в воине ничего, кроме безволия и пассивности, стало недостаточным.Самурай должен был настойчиво воспитывать волю, акцентировать внимание насамообладании и хладнокровии.
Вот в это время и вышли на сценупроповедники дзэн, которые доказывали, что постоянная работа над собой, умениевыделить суть любой проблемы и сосредоточиться на ней, невзирая ни на что идтик цели имеют большое практическое значение не только в монашеской, но и вмирской жизни. С этого времени дзэн-буддизм стал духовной основой сословиявоинов.
Одной из основных причин,привлекавших самураев к учению дзэн, была его простота. Самураю совершенно нетребовалось отягощать свой ум изучением религиозной литературы. Дзэн-буддизмимпонировал самураям выработкой у них самообладания, хладнокровия, воли — качеств, столь необходимых для воина-профессионала.
В сочетании и связи с самодисциплинойнаходилось и другое качество, прививаемое воинам дзэн, — беспрекословноеповиновение господину и военачальнику. Очень велико было также значение дзэн ввоенно-спортивной подготовке самураев. Решающая роль при фехтовании, стрельбеиз лука, борьбе без оружия, плавании и т. д. отводилась японцами нефизическому, а духовному состоянию человека. Психическая уравновешенность исамообладание, выработанные дзэн, являлись здесь превалирующими.
Основным методом (путем к познаниюистины) в обучении по системе дзэн была медитация — созерцание в положениисидя, в совершенно спокойной позе со скрещенными ногами, без каких-либо мыслей.В XIV—XVI вв. дзэн достигла наивысшего расцвета и стала наиболее влиятельнойбуддийской сектой, поддерживаемой правительством сёгунов. В то времядзэн-буддизм оказал значительное воздействие на развитие всех областей культурыЯпонии. Само собой разумеется, что в первую очередь эту культуру воспринял самгосподствующий класс средневековой Японии, в том числе и сословие самураев,которое пользовалось культурными ценностями, создаваемыми в стране. Однако, всвязи с развитием дзэн, самурайство несколько изменило свои воззрения на жизньи смерть, культуру и ее восприятие.
Тем не менее классические положениядзэн идеалистического плана все больше расходились с мировоззрением,выработанным самураями на основе дзэновских «искусств». Развитие науки исвязанной с ней военной техники, металлургии, горного дела и т. п. расширилокруг интересов самурайства. Новинки вооружения и военного искусства показывали,что одной воли для сражения недостаточно, необходимы знания, основанные накнигах, логическое мышление, которое не может рассматриваться как продуктсозерцания по системе дзэн, достаточное для своего времени и сословияобразование. Все это в какой-то мере меняло догмы дзэн в соответствии с духомэпохи.
После окончания периода междоусобныхвойн противоречия между дзэн и воспитанием воина по системе дзэн стали ещезаметнее. Самураи, переставшие участвовать в военных действиях, получили большевремени для образования вообще. Многие буси в силу различных обстоятельствоставляли свою профессию и становились учителями, художниками, поэтами.
Несмотря на то что подавляющеебольшинство самураев были преемниками идей дзэнсю, имелись и такиепредставители сословия воинов, которые следовали учениям других сект буддизма.Прежде всего это нужно сказать о секте «нитирэн», возникшей в середине XIII в.и проповедовавшей положение о непременном превращении через определенный сроквсех существ и вещей в Будду, так как он заключен во всем, будь то человек,животное или какой-либо неодушевленный предмет.Многие самураи, будучисторонниками догм секты «нитирэн», являлись ее членами, однако большинствоприверженцев «нитирэн» составляли все же деклассированное самурайство — ронины,крестьянство и другие эксплуатируемые слои общества.
Важное место в религиозноммировоззрении самураев занимал древний культ синто, который мирно сосуществовалс буддизмом. Основной чертой этой религии японцев было почитание сил природы,местных божеств, предков. В качестве одной из трех главных синтоистских святыньяпонцами рассматривался священный меч — символ самурайства и душа японскоговоина.
Синто требовало от самураевобязательного почитания умерших предков и поклонения душам убитых в бою воинов,военачальников, обожествленных героев и императоров. Самураи верили вбожественную предопределенность и ставили свою волю в полную зависимость отволи богов. Синто, являясь исконной религией японцев, однако, редкоприсутствовал в чистом виде в религиозной жизни самураев.
Буддизм, проникший в середине VI в. вЯпонию, был более развитой (при этом—мировой) религией, нежели примитивныйсинтоизм. Поэтому он был сразу же принят правящими кругами страны и использованв их интересах. Тем не менее синтоистские священнослужители не желали отказыватьсяот своих привилегий и опирались на народные массы, продолжавшие исповедоватьтрадиционную религию. Это заставило буддийское духовенство и правителей древнейЯпонии идти по пути сотрудничества двух религий, что со временем привелопрактически к синкретизму синтоизма и буддизма.
Слияние синто и буддизма отразилосьна духовной жизни самурайства. Нередко японские воины перед военными походамиили решающей битвой одновременно поклонялись духам синто и божествам буддизма.В результате подобного сосуществования многие боги синто стали наделятьсяособенностями буддийских бодхисаттв, в то время как пантеон буддизма пополнялсяпринятыми в него божествами синтоизма.
Из догм конфуцианства самураипочерпнули принципы почитания старших, уважения господина и верности ему. Новерность господину могла выражаться не только в постоянном слежении ему,готовности в любой момент пасть за него. Вассал проявлял свою верность так жетем, что следовал за своим господином по пути смерти, выражавшемся в«самоубийстве вслед», которое стало к 14 веку распространенной формойисполнения долга.
Таким образом, религиозноемировоззрение самураев слагалось из догм буддизма и конфуцианства, привнесенныхв Японию из Китая, и элементов верований и обычаев местной, национальнойрелигии — синто, которая вошла с ними в тесное соприкосновение. Со временемэлементы этих трех религий переплелись и составили как бы единое целое. Другиебольшие религии и религиозные течения оказали на сословие воинов менеесущественное влияние.
Заключение.
 
Единственной же неизменной вещью на протяжении существованиячеловеческого общества остается его психология: моральные нормы, этическиепринципы в отношениях между людьми. Одним из следствий образования сословиявоинов было оформление специфического мировоззрения самураев — бусидо — неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой сводправил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидоявляется основным стержнем мировоззрения самурайства.
Самурайская моральсформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основыеё существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качествеосновных источников бусидо буддизм и синто, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. Идействительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе сего культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространилисьсреди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма иконфуцианства, в изобилии давало воинам синто. При этом популярнейшей сектойбуддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в делоразвития бусидо.
Таким образом, наформирование идеологии самурайства, очень большое воздействие оказали ихрелигиозные взгляды. В числе главных принципов самурайской морали выделялись:верность господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту ивоздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.
Но все эти принципы втекали изосновной идеи – идеи отношения к смерти. «Если у тебя есть два пути, то выбирайтот, который ведет к смерти» – гласит кодекс самураев.  И именно благодаря этойприории самураю удавалось саблюдать весь конгломерат ценностей.  Идеологиясамурайства, прочно легла на менталитет нации и остается актуальной до сих пор.
/>/>/>/>/>/>Списокиспользуемой литературы:
1.   Арутюнов С. А. иСветлов Г. Е. Старые новые боги Японии. М.: Наука, 1968.
2.   Арутюнов С. А.Айны – Народы Восточной Азии. М.-Л.,1965.
3.   Беднякова О.«Япония сегодня». М., 1998 июнь.
4.   Бедняк И. Я.Япония в период перехода к империализму. М.: издательство Восточной литературы,1962.
5.   Большойяпонско-русский словарь. Т. 2. М., 1970.
6.   Воробьев М. В.Япония в 3-7 вв.: Этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980.
7.   Горегляд В. Н.Философия Дзэн-буддизма. – ААС, 1976, № 10.
8.   Гальперин А. Л.Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии при первых Токугава. М.:издательство Восточной литературы, 1960.
9.   Горо Хани.История японского народа. М.: И. Л., 1957.
10. Жуков Е. М.Японский милитаризм (Военно-историческое исследование). М.: Наука, 1972.
11. Игнатович А. Н.Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М.: Наука, 1987.
12. Иэнага Сабуро.История японской литературы. М., 1972.
13. Конрад Н. И.Япония в период развитых феодальных отношений (10-15 вв.). – История стран Азиии Африки в средние века. М., 1968.
14. Конрад Н. И.Японский феодальный эпос 12-14 вв. – Японская литература. От «Кодзики» доТокутоми. М., 1974.
15. Кожевников В. В.Очерки древней истории Японии. Владивосток: издательство Дальневосточногоуниверситета, 1998.
16. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М.:  Наука,1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Советско-германские переговоры в ноябре 1940 г
Реферат «Что делать, если ребенок обманывает?»
Реферат Организация учета товарных операций в розничной торговле»
Реферат О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях
Реферат Разработать лабораторный стенд для испытания устройств защиты судовых генераторов
Реферат Фильтрация шумов в растровых изображениях методами усредняющего, порогового и медианного фильтров
Реферат Основи організації та роботи фондової біржі в Україні
Реферат Маркетинговое исследование рынка недвижимости
Реферат The Origins Of The Computer Essay Research
Реферат Состязательность в уголовном процессе
Реферат А. Р. Григорян 24 апреля 2006 года методические рекомендации
Реферат Проектирование информационной системы единой среды взаимодействия (сообщества)
Реферат «Поэт! В твоей предметы воле!»
Реферат Местные бюджеты особенности их формирования и использования
Реферат Аруцев Александр Артемьевич, Ермолаев Борис Валерьевич, Кутателадзе Ираклий Отарович, Слуцкий Михаил Семенович