Реферат по предмету "Коммуникации и связь"


Проектирование информационной системы единой среды взаимодействия (сообщества)

Проектированиеинформационной системы единой среды взаимодействия (сообщества)

Содержание
Введение:
Понятие ЕСВ и ееструктура
1. Цели созданиясистемы
2. Создание логическоймодели ЕСВ
3. Формированиетребований к ЕСВ
4. Разработка концепцииЕСВ
Список использованнойлитературы

ПонятиеЕСВ и ее структура
Говоряо единстве информационных процессов мы должны понимать, что информационныесистемы как таковые окружают нас повсюду. Более того, мы практически всегдаимеем возможность найти основания для их концептуального объединения. Например,сетевая операционная система локальной вычислительной сети, функционирующая врамках одного факультета университета, является объединяющей информационнойсистемой для каждой отдельной инфосистемы – операционной системы персональногокомпьютера. Факультетская же сеть, в свою очередь, является элементом общейуниверситетской локальной сети. Другой подход, акцентирующий программнуюсоставляющую системной логики, позволяет нам рассматривать в качествеинфосистемы контроллер домена, с установленной на нем операционной системойWindows Server, и,соответственно, единой инфосистемой будет вся структура домена – комплексвходящих в него компьютеров под управлением главного сервера. Таким образом, мывидим, что различия в подходах к определению единой информационной системысвязаны с различными основаниями для объединения отдельных инфосистем в единуюсеть.
Одиниз авторов предлагает под единой средой взаимодействия (ЕСВ) понимать«совокупность технических и программных средств учреждения, реализующих идеи иметоды автоматизации в сфере делового общения. Комплексная автоматизацияподразумевает перевод в плоскость компьютерных технологий все основные деловыепроцессы организации (из которых нас интересует как раз сфера деловогообщения). Современные системы управления деловыми процессами позволяютинтегрировать вокруг себя различное программное обеспечение, формируя единуюинформационную систему”.
Изприведенного определения уже можно определить основную целеустановку ЕСВ ворганизации, либо преобразования существующих разрозненных систем в единую. Этоавтоматизация учета и обработки информационных потоков в рамках объединеннойинфосистемы.
Вкрупных организациях и на предприятиях для создания единой информационнойсистемы используют системы ERP (Enterprise Resource Planning). ERP-системыпредставляют собой набор интегрированных приложений, которые позволяют создатьединую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всехосновных бизнес-операций в масштабе предприятия.
Вданной работе рассматриваются способы организации среды взаимодействия людей врамках малой или средней организации. То есть нас будет интересовать толькоавтоматизация делового общения. Специализированный характер ЕСВ позволяет намисключить информационный учет финансовых процессов, логистику и многое другое(о чем речь ниже).
Структура
Постараемсявыявить структуру ЕСВ, то есть из каких элементов должна состоять система вмалой некоммерческой организации, автоматизирующая работу с информацией.Разрабатываемая нами единая ЕИС безусловно представляет интерес и дляпредприятий малого бизнеса (субъектами малого предпринимательства являютсяфизические лица без образования юридического лица и юридические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностьюработников не более 50 человек), поскольку, во-первых, способнасистематизировать и охватить (по крайней мере, частично) даже данные финансовойотчетности, не говоря уже об прочих данных, а во-вторых, требует наименьшихфинансовых вложений в развитие самой системы.
Дляпредприятий среднего и крупного бизнеса трудятся такие гиганты программногопроизводства как Microsoft, Oracle, SAP, IBM и пр., предлагая наборвысокотехнологичных сервис-модулей, интегрирующих как среды взаимодействиясотрудников, так и управление производственными процессами в единую среду ERP(как это сделано в компании «Компьютерная помощь в Петербурге» — gektor81.ru).
Вообщеговоря, видов некоммерческих организаций немало:
— общественные объединения;
— религиозные объединения;
· некоммерческиепартнерства;
· учреждения– некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления услугнекоммерческого характера;
· автономныенекоммерческие организации (АНО) – не имеющие членства некоммерческиеорганизации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами дляосуществления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки,права, физической культуры и спорта на основе добровольных имущественныхвзносов;
· фонды;
· товариществасобственников жилья (ТСЖ);
· ассоциации(союзы).
Всеони различаются формой организации, условиями создания, стилем управления, такчто модели единой информационной системы у них также будут различны. Крометого, существуют и другие классификации организаций: бюджетные и внебюджетные,хозяйственные и внехозяйственные, правительственные и неправительственные.
Мыже предлагаем остановиться на классификации, предполагающей финансовыеоснования. Согласно которой, организации могут быть:
· деловыми
· общественными
· ассоциативными.
Согласноэтой классификации такая организация как студенческое научно-образовательноесообщество может быть отнесено как к общественной – поскольку есть определеннаяцель, программа действий; так и к ассоциативной – поскольку цели и программывполне подвержены изменениям.
Предварительноесоздание логической модели ЕСВ является обязательным условием создания любойИС. Принципы проектирования логической модели ИС хорошо описаны в любойучебнике по инфосистемам. Логическая модель должна соответствовать структуреорганизации и вместе с тем систематизировать функционал каждого подразделения вотдельности.
Неменее важной представляется и задача правильного развертывания физическоймодели на основе проекта логической модели инфосистемы. Но это, также,отдельная большая тема, которую мы сейчас затрагивать не будем.
Посколькувсе организации, являясь организованным сообществом людей, обладают всовременном мире схожими свойствами и функционируют в схожих условияхконкурентной среды, мы можем обобщить те процессы, которые постоянно порождаетинформационный обмен как между участниками организации, так и участниковорганизации с внешней средой.
Итак,какие же процессы в организации может охватить ЕСВ в нашем случае?
· информационнаяплощадка для профессионального общения сотрудников (почта, форумы, чаты, блоги)
· организациясовместной работы (предпроектное обсуждение, планирование, координациясовместной работы над проектом, управление изменениями и т. д.)
· хранилищедокументов (архив, другая отчетность, всевозможная общедоступная документация,приказы, расписания и т. д.)
· инфо.Площадка для неформального общения сотрудников (ibid)
· библиотека
Посколькумы не рассматриваем случая использования нашей ИС в бизнесе, постольку неучитываем и все аспекты, связанные с производственным процессом: логистику,управление качеством, взаимодействие с партнерами и клиентами, сбыт,стратегическое управление производством и т. д. – все это остается за рамкамиданной работы.
Некоммерческаяорганизация (например, образовательная структура) имеет дело с человеческим иинформационным ресурсом, с их взаимодействием. Разрабатываемая нами ЕСВ должнапредложить такой организации способ повышения эффективности этоговзаимодействия с помощью объединения на базе единого информационного хранилища(СУБД). Информационные результаты (то есть, в основном, текст) деятельностилюдей в перечисленных выше процессах как раз и должны архивироваться в единойБД, причем так, чтобы доступ к ней осуществлялся через знакомые удобные дляиспользования простым пользователем интерфейсы.
Крометого ЕСВ должна быть масштабируемой, то есть легко расширяемой иприспосабливаемой для новых нужд.
Платформонезависимость– еще одно, и может быть, даже главное основание для объединение инфосистем вЕСВ. Полноценный доступ к информационному хранилищу необходимо получатьнезависимо от используемого аппаратного и программного обеспечения.
Итак,концептуальным обоснованием для объединения инфосистем в единое целое (это, впервую очередь, означает в единую компьютерную сеть) в нашем случае являетсясистематизация перечисленных выше процессов информационного обмена присоблюдении перечисленных далее условий к среде функционирования.
Информационнаяплощадка для профессионального общения сотрудников, организация совместнойработы
Этипункты в современном мире можно смело объединить. Система общения сотрудниковдолжна дополняться возможностями совместной работы, становясь единой средойвзаимодействия. Эти требование стало базовым в связи с перерождением, впоследнее время, традиционных больших сервисных приложений в набор независимыхмобильных сервисов, встраиваемых по требованию пользователя и написанных на«условно» платформонезависимом Java. При этом тотальная распространенностьопределенных протоколов на всех этапах семиуровневой модели OSI не оставляет намдругого выбора как использование технологий на базе протоколовинтранет\интернет – TCP\IP и HTTP.
Наиболееинтересные и эффективные средства взаимодействия реализованы в виде Wiki форумов,чатов, блогов, созданных на скриптовых языках программирования (самыераспространенные PHP и Perl). Феномен wiki-взаимодействия явился результатомстихийного развития opensource-сообщества, и представляет собой способсовместной работы над проектом множества людей, каждый из которых можетредактировать доверенную ему область (компания gektor81.ru).А сама технология wiki, поддержанная новыми протоколами, такими как AJAX сталачастью глобальной интернет-новации web 2.0, как раз и ориентированной наобеспечение группового модерирования контента. Информация становится, такимобразом, еще более живой (актуальной), достоверной благодаря постояннымдобавлениям и исправлениям.
Намой взгляд, тенденции развития интернет-сообществ таковы, что повышенияэффективности взаимодействия и улучшения автоматизации можно добиться за счет полнойпереориентации на постоянно развивающиеся интернет-сервисы web 2.0 (названиетут не имеет особенного значения, через некоторые время могут появится и другиенаправления), а не дополняя традиционное общение “интернет-общением”.
Можнопояснить на конкретном примере. Скажем, обычный интернет-форум может дополнятьдеятельность научного кружка в университете. На форуме будут содержаться анонсыновых научных трудов, обсуждение всех вопросов, которые остались за рамкамиобсуждения в кружке, мнения других участников, не имеющих, скажем, доступа кполноценной университетской научной работе. Может быть, еще нескольконесущественных информационных поводов. Однако, основные каналы общения будутпрокладываться непосредственно в той аудитории университета, где происходитсобрание данного научного кружка. Информационные результаты деятельности приэтом, скорее всего, что называется «канут в лету». Хорошо если ведетсяпротоколирование заседаний кружка на электронный носитель. Сохраненные записиможно будет просматривать. Однако практическая польза от просмотра этихпротоколов, естественно, весьма низка. То же самое относиться к видео- и аудио-записям, которые также представляют собой исторический интерес, максимум –учебно-ознакомительный. Совсем другое дело, когда дискуссии происходят вструктурированном пространстве интернет-форумов и блогов. Если при этом ходдискуссии, ее результаты сохраняются в единой БД единой же информационнойсистемы факультета, с возможностями быстрого поиска информации по различнымкритериям (автору, дате создания документа, тематике и т. д.), получениядоступа к информации (вплоть до участия в дискуссии) из любой точки мира, гдеесть доступ к internet-у – то есть у пользователя системы появляется доступ ксистематически организованным текстовым (то есть в нашем примере – наиболеесущественным) данным – это означает качественно иной уровень представленияданных для нашего научного кружка.
Такчто вопрос перемещения «центра тяжести» информационных каналов научного кружкав виртуальную среду интернета в данном случае открывает новые перспективы длянего в плане удобства и эффективности доступа к данным, возможностинеограниченного расширения аудитории, создании новых информационных поводоввокруг деятельности кружка и т. д.
Такиобразом, традиционные заседания научного кружка теперь будут лишь дополнятьосновную деятельность сообщества, происходящую на коммуникативных площадках врамках единой информационной системы (органично вписывающейся винтернет-среду).
Приэтом «переезде» возникают, сложности, социотехнического порядка. Под«социотехнической подсистемой» подразумевается «совокупностьматериально-технических средств и процессов, образующих единый комплекс всоциально-производственной системе». То есть изменяется не просто сам процессобщения, изменяется среда бытования, набор технических средств. Увеличиваетсясоставляющая новых информационных технологий – программного обеспечения. Естественно,это не может не повлиять на стиль общения. Но значения этих изменений –отдельная большая тема, которая сегодня актуальна при переезде на другуюсоциотехническую подсистему с применением новых информационных технологий.
— хранилище документов (другая отчетность, всевозможная общедоступнаядокументация, приказы, расписания и т. д.)
Однимиз самых больных вопросов при использовании ЕИС, основанной на использованииинтранет\интернет протоколов является безопасность. Никто не захочет брать насебя ответственность за утечку закрытых данных. Однако самым надежным серверомявляется сервер, отключенный от интернета. В любом другом случае всегдасуществует возможность проникновения в систему и кражи конфиденциальных данных,тем более при использовании opensource ПО, каковое мы и будем использовать припроектировании ЕИС.
логическийсистема концептуальный модель

1.Цели создания системы
Намнеобходимо четко представлять, что какие задачи позволит решить ЕСВ. Сразуотметим, что создаваемая нами система не является заменой системы управленияпредприятием, такой, например, как Microsoft Axapta или Oracle Applications.
Этиинформационные системы решают разные задачи – ЕСВ отвечает за систематизацию(накопление, архивирование, переработка и обеспечение доступа) информационныхпотоков, связанных с общением в организации, в то время как ERP направлены наавтоматизацию и управление производственных процессов. Классическая системауправления предприятием состоит из следующих модулей.
CRM- Customer Relationship Management System — системауправления взаимодействиями с клиентами.
HRM- Human Resource Management – информационная система,автоматизирующая функции по управлению персоналом в компании.
SCM- Supply Chain Management – информационная система,автоматизирующая управление цепочками поставок: всеми этапами снабжения,отношениями с поставщиками, планированием ресурсов и товародвижением напредприятии, а так же позволяет автоматизировать складской учет.
WMS- Warehouse Management System — эта информационнаясистема является подмодулем SCM системы, однако может выступать, как инезависимое решение. Обеспечивает комплексную автоматизацию управленияскладскими процессами.
EAM- Enterprise Asset Management — ИТ-системауправления основными фондами предприятия.
CMMS- Computerized Maintenance Management System — информационнаясистемапредприятия.CMMSявляется подмодулем EAM, представляющим собой базу данных оборудования,поставщиков и сервисов технического обслуживания. Обеспечивает автоматизациюпланирования проведения технического обслуживания и планово-предупредительногоремонта, оформления заявок на проведение ремонта, модули складского учета изаявок на покупку материалов, финансового учёта.
MES- Manufacturing Execution System — исполнительнаясистема производства, решающая задачи синхронизации, координации, анализа иоптимизации выпуска продукции в рамках какого-либо производства.
Некоторыеиз этих модулей (такие как HRM и MES) будут востребованы и в некоммерческихорганизациях даже с учетом того, что в них, зачастую, отсутствуетпроизводственный цикл как таковой. Однако ERP не столь сильно акцентированы науправление информационными потоками общения в некоммерческих организациях(особенно, социально направленных, например, образовательных), «коммьюнити»,выражаясь языком компьютерного сообщества. Весь комплекс социальныхвзаимосвязей, связанных с функционированием организации, остается за пределамивнимания разработчиков ERP.
Приэтом необходимо отметить, что потоки общения могут быть весьма разнообразны,как формальные (деловые), так и неформальные. Многократно переплетаясь исмешиваясь, они образуют сложно структурируемую среду общения. Чем активнее,живее деятельность организации, тем больше создается социальных групп иобъединений как между членами организации, так и между членами организации ивнешней средой.
Итак,мы определились, что основной целью ЕСВ является автоматизация и управлениепотоками общения. Более точно можно сказать, что ЕСВ должна способствоватьизменению стиля общения перемещая центр делового (и не только) общения изреального мира в виртуальную среду. И это принципальный момент (о нем речьпойдет в третей главе), поскольку структуру организации задает именно костяквнедряемых информационных технологий (о чемь речь во второй главе), вопределенной степени накладывая отпечаток на стиль ее управления.
Дляповышения эффективности применения компьютеров в управлении необходимопереосмысление принципов организационного управления предприятиями иорганизациями, представление их в виде управления технологиями обработки данныхи информационных потоков, а также взаимная адаптация «живой» и компьютернойсистем управления.
Акцентавтоматизированного накопления и обработки информации перемещается на передачуинформации средствами компьютерных телекоммуникаций, что ведет к обществубезбумажной информатики.
Практическиэто обозначает необходимость стандартизации форм управленческой деятельности поопределенному шаблону, который получается в результате наложения новыхвсепроникающих информационных технологий на деятельность организации.
2.Создание логической модели ЕСВ
Нашейпервой задачей является создание логической модели информационной системыединой среды взаимодействия студентов для образования полноценногонаучно-образовательного сообщества.
Основнымконцептуальным понятием общей модели системы мы выбрали процессы.
Процессы:
· учебнаяработа
· научнаяжизнь
· другиеинтересы
· трудоустройство
Процессынакладываются на кафедры, где студентам читают курсыопределенные преподаватели.
Каждыйиз четырех процессов подразделяется еще на несколько подгрупп (подпроцессов).
Витоге мы получаем такую картину.
· учебнаяработа
категории:кафедры
а)иад
б)вирт
в)менеджмента
· научнаяжизнь
категории:
а)конференции
б)факультетские кружки
· другиеинтересы
а)новые технологии
б)и т. д
— трудоустройство
а)специализации
· свежиевакансии
· предложенияо работе (резюме)
б)специализации
3.Формирование требований к ЕСВ
Каждыйиз четырех разделов интернет-портала ЕСВ должен содержать помимо основногоконтента, который мы назовем документы, библиотеку (собрание разнороднойинформации, относящейся к разделу), файловый архив (все остальные файлы, невошедшие в библиотеку), ссылку на тематические форум и чат. Унификацияпользователей должна быть едина для всех способов общения, то есть,зарегистрировавшись под одним логином пользователь автоматически должен бытьдобавлен к спискам участников форума, чата, блога и т. д.
Коллективноемодерирование контента, его динамическое редактирование – это основное условиедля ведения совместных проектов. Такой контент еще можно назватьwiki-контентом. От блога он принципиально отличается тем, что появляетсявозможность редактирования авторского текста, а не просто дополнение егокомментариями. Этот факт изменяет традиционную схему взаимодействия«автор-получатель» на «автор-соавтор-получатель». Система общения становитьсяеще менее линейной, более динамичной, информация – в идеале – болеедостоверной, данные – более объективней. На практике же мы должны обеспечитьдоступ на изменение текста только тем, участникам, которые соответствуютопределенным критериям. Например, обладают необходимым уровнем комптенции, илиявляются цензорами, удаляя запрещенный текст.
Изэтого следует необходимость «раздачи» прав доступа разным категориямпользователей. Скажем, главный модератор наделяется самым высоким уровнемдоступа – создания, редактирования и удаления – ко всему контенту;администраторы разделов – наделяются аналогичными полномочиями в рамках своихразделов; модераторы тем имеют право, соответственно, управлять содержаниемопределенных тем. В то время как обычные пользователи, не являющиеся непосредственнымиучастниками дискуссии, будут иметь возможность лишь просматривать содержание.
Использованиетехнологии wiki-контента делает ненужным использование блогов, однако, конечно,не заменяет форумов, чатов, аудиовизуального общения. Поэтому наша системадолжна объединять разнородные среды общения в неком едином информационномхранилище, по крайней мере, все, что является текстовыми данными. Здесь,естественно, понадобиться создание БД.
Предлагаемаянами система для проектирования ЕСВ — CMS — уже содержит развитые функцииуправления СУБД, которые позволят нам создать БД, соответствующую логическоймодели ЕСВ автоматически.
Наконец,разрабатываемая нами система должна обладать эффективными и удобными средствамидоступа к информации и возможностью ее поиска по всей БД.
· Возможностьсовместной работы (обсуждение, создание, редактирование) над проектами(семинары, курсовые работы, доклады, подготовка к конференциям и т. д.)студентов и\или преподавателей
· Обсуждениевопросов и тем, связанных с учебным процессом
· Созданиеинформационной площадки для взаимодействия с работодателями выпускниковфакультета, а также спонсорами различных мероприятий
· Неформальноеобщение между собой студентов и преподавателей
· Привлечениеновых лиц к деятельности факультета, научных проблем кафедр (абитуриенты,организации, студенты других учебных заведений)
4.Разработка концепции ЕСВ
Единаясреда взаимодействия – это информационная система, проектируемая согласнологической модели, отражающей цели ее создания. Технологически логическаямодель системы создается на основе CMS (системы управления веб-контентом) иразмещается в интернете.
ИспользованиеCMS Joomla (на основе лицензии GNU) практически не имеет аналогов посоотношению «цена-функциональность-удобство».
CMSJoomla представляет собой объектно-ориентированную модульную систему,написанную на скриптовом языке PHP. Удобный, модщный и, одновременно, несложныйдля освоения центр управления позволяет создавать веб-порталы практическилюбого уровня сложности.
Созданиеновых разделов осуществляется из центра управления. В дальнейшем, создавать иредактировать содержание разделов и модулей (форумов, блогов и т. д.) могутпользователи системы согласно присвоенным им правам доступа.
Содержаниепортала можно представить в виде иерархически распределенных документов свозможностью коллективного их редактирования (модерирования), реализовывая,таким образом, механизм wiki.
Единаярегистрация пользователя в системе позволит ему получить доступ (согласно егоуровню полномочий) сразу ко всем ресурсам системы – различным площадкам дляобщения, файловым хранилищам и т. д. Вся информация (и весь контент, и всеспособы представления данных – шаблоны) сохраняется в единой базе данных, чтопозволяет легко архивировать данные и восстанавливать всю систему в случаеаварийного сбоя.

Списокиспользованной литературы:
1.  «Человек.Энциклопедический словарь» Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов, М., изд-во«Гардарики», 2000.
2.  «Информационнаясистема государственного управления: этапы создания и методы внедрения вРеспублике Беларусь». — www.nestor.minsk.by/sr/2004/09/40906.html
3.  Гражданскогокодекса РФ, 2000.
4.  «Теорияорганизации: учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина – «Экзамен», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.