Реферат по предмету "Философия"


Экзаменационные ответы по философии (2007г.)

Мировоззрение, его исторический характер: миф,религия, философия.
Мировоззрение — совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человекоми своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов егоповедения.
С выделением человека изживого царства, и появлением человеческого общества возникает потребностьпонять окружающую действительность и самого человека. Возникает феноменобщественного сознания – мировоззрение. На основе мировоззрения формируютсяжизненные цели, идеалы, стремления, т.о. мировоззрение – это своего родадуховная призма, через кот. воспринимается весь окружающий мир. Меняютсяусловия жизни – меняется мировоззрение.
Структура мировоззрения:
-познавательныйкомпонент;
-ценностно-нормативный;
-эмоционально — волевой;
-практический.
          3 стороны мировоззрения:
-эмоционально-психологическая (чувства, настроения) — мироощущение;
-опыт формирования познавательных образов мира сиспользованием наглядных представлений — мировосприятие;
-познавательно — интеллектуальная сторона — миропонимание.
          Уровни мировоззрения:
-жизненно-практический;
-теоретический — к нему относится философия.
ТИПЫ:
-мифологическое мв (миф –рассказ, слово; способ понимания мира первобытными людьми не как жанр словестности, а чувстенно-образноеотражение действительности, где нет разделения на реальный и идеальный миры).
Основные функции мифа: социально-практическая,психологическая защита. Любой неодушевленный предмет воспринимается как живой.
-религиозное мв (религия –вера), происходит удвоение мира: естественный, сверхъестественный. Мировыерелигии: буддизм, ислам, христьянство.
-философское мв. Функции: фил-ия, как наука возникла а Iт/лети днэ– осевое время (К. Ясперс): рассвет философской мысли в Индии, Греции, Китае.Возникает из-за потребности в целостном понимании мира. В отличие от честныхнаук, фил-ия изучает не отдельные стороны и явлениямира, а общие для всех предметов свойства, отношения, связи.

Философия, ее предмет и функции.
Философия — это наука о природе, обществе и человеческом мышлении;сжатое изложение науки своего времени; эпоха, схваченная в мысли; главныйвопрос в ф состоит в том, стоит ли жизнь бытьпрожитой; нет науки более бесполезной, чем ф, нетнауки прекраснее ее.
Круг основных проблем философии:
А) онтология — учение о мире или бытии.
Б) гносеология — теория познания.
В) методология
диалектика
метафизика
Г) антропология
Д) аксиология — учение о ценностях.
Е) социальная философия — учение об обществе.
Функции:
мировоззренческая – система взглядов на мир в целом (философы:идеалисты, материалисты).
гносеологическая — определение направления дальнейшего познания мира.
практическая – опора на опыт.
аксиологическая — духовные ценности
культурологическая – знание основ ф, умениемыслить, применение культуры, кругозор)
Предмет философии: объективная и субъективная реальность. С развитиемобщества, науки меняется и предмет ф: в др. Грециипредметом познания были явления природы, попытка открыть единый источникмногообразных природных явлений (Космоцентризм); Богв центре (Теоцентризм), человек в центре(Антропоцентризм).
Структура философского знания:
Онтология – учение о бытии; Гносеология – теория познания; Аксиология –социальная сфера; Этика – мораль, нравственность; Эстетика – о прекрасном; Фил.антропология – о человеке; Логика; История философии.

Античная философия. Становление материализма и диалектики.
АФ – совокупность фил учений древней Греции и древнего Рима (VII-VIвднэ).
Этапы: VI-V– доклассический период; V-IV– классический(Сократ, Платон,Аристотель); IV-II– эллинистический (Кинизм, Эпикуреизм,Стоицизм); I-VI– римский.
Милетская фил школа – Iфил школа,находящаяся в Турции (что лежит в основе мира):
-Фалес: архее(первооснова) – вода; -Анаксимандр: апейрон– неопределенное беспредельное первовещество,включающее все виды веществ; -Анаксимен: воздух; Анаксагор: гомеомерии– попытка подхода к традиционной материи, в основе лежат материальные факторы;-Демокрит: «все тела состоят из атомов и пустоты».
Идеализм Пифагора: возник, как религиозный орден, подчиненный строгимправилам общества; учение, как тайна. Пифагорейцы – первые математики (цифры –начало всех вещей); полагали, что элементы чисел должны быть элементами вещей(переход от чисел к вещам и есть объяснение природы и космоса).
Диалектика (Гераклит Эфесский): за исходныйпункт фил учения Г.Э. брал огонь, как материальную основу всех природных вещейи явлений. Все многообразие мира Г.Э. стремился объяснить превращениями огня.Огонь вечносуществующая первоматерия,все предметы и явления возникают из огня и исчезая вновь превращаются в огонь (огонь-воздух-вода-земля-огонь). Ценность учения ГЭ являетсяобоснованием идеи о материальности мира и изменении мира. Этот мир не созданникем из Богов и людей. Он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийсяи угасающий.
Проблемы Ч-а в античной фил: в досократический период главной проблемой был поиск ответа«Что такое природа?», в классический период взоры философов обращаются всторону Ч. Сократ (469-399гднэ): «Что есть сущность Ч?»; ответ: «Если сущностьЧ – душа, то в особой заботе является не столько его тело, сколько душа, ивысшая задача воспитания – научить Ч-ка заботиться одуше, а не о богатстве». «Не из богатства рождается добродетель, а издобродетель богатство, как для людей, так и для каждого Ч в отдельности».Высшая ценность – сокровища души. С. обращается к проблемам общества и считаетего макрокосмом(большой человек). «Познай самого себя». С.открывает понятиесвобода – власть разума над животным началом. Свободен тот, кто знает как управлятьинстинктами, а тот, кто победил инстинкты – счастлив. (Эвдаймонизм– учение о счастье).
Диалектика Сократа
С.считал, что истину можно достичь путем обнаружения противоречий вутверждениях противника. В ходе диалога выяснялись слабые места  в знаниях и утверждениях противника.Структура: 1.опровержение; 2.приведение в замешательство; 3.майевтика(стремление помочь противнику овладеть истиной). С.усверждает,что философия – не умозрительно рассмотрение природы, а учение о том, какследует жить. Жизнь-исскуство.
Учение Платона об идеях, проект идеального государства.
Социально-политическая философия П, его учение о политике, государствеи праве — неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей — онтологическая основа и смыслообразующий контекстмира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идеявыступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В них он говорит о модели‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа,отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимальновозможного и доступного для людей. Освещая в своей работе проект идеального,справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по егопредставлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельнойчеловеческой душой. Трём началам человеческой души — разумному, яростному ивожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное,защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правителей,воинов и производителей.
По его теории государство возникает потому, что человек как индивид неможет обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идеяподразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытываянужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща иоказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у насназвание государства››.
Через исследование реальных человеческих потребностей и форм ихудовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда вкачестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делахнеобходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересахцелого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать;яростному началу (воинам) — быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; обаэти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так,в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платонссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. Воспитаниепо его мнению должно осуществляться не семьей, а правителями. Платон настойчивовыступает за распространение среди населения идеального государства.
Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности,равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом.Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях.Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина,может принять участие во всех делах, не исключая и философию.
Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится подприсмотр правителей, задача которых — чтобы лучшие соединились с лучшими, ахудшие — с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети,родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в общеясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающихтелесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайномместе››(идея Спарты). Отсутствует сословие рабов. Целью государства являетсяблаго целого, всех сословий. Не упустил ни одной из известных ему теорийсправедливости.
П считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему расколагосударства на государство бедняков и богачей и ликвидируют источник внутреннейвойны.
Заключение. Так как основу учения П составлял философский идеализм, тосовершенно естественно, что наибольшее впечатление П всегда производил намыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец длясобственных идеалистических построений и гипотез.Междуидеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но вэтой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чистоантичного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философиинеотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновскойдиалектики.
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширногокомплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмеченапечатью его творческого гения.
Сократ, его учение о сущности человека.Диалектика Сократа
(469-399 до н.э)
Проблемы Ч-а вантичной фил: в досократический период главнойпроблемой был поиск ответа «Что такое природа?», в классический период взорыфилософов обращаются в сторону Ч. С: «Что есть сущность Ч?»; ответ: «Еслисущность Ч – душа, то в особой заботе является не столько его тело, сколькодуша, и высшая задача воспитания – научить Ч-казаботиться о душе, а не о богатстве». «Не из богатства рождается добродетель, аиз добродетель богатство, как для людей, так и для каждого Ч в отдельности».Высшая ценность – сокровища души. С. обращается к проблемам общества и считаетего макрокосмом(большой человек). «Познай самого себя». С.открывает понятиесвобода – власть разума над животным началом. Свободен тот, кто знает какуправлять инстинктами, а тот, кто победил инстинкты – счастлив. (Эвдаймонизм – учение о счастье).
Задавал множество вопросов и приводилсобеседников в противоречие с самим собой.
«Познай самого себя» ПризввниеС. – «воспитание» человека, он видит его в дискуссиях, а не в систематическомизложении знаний.«Звание мудреца более приличествует Богу» Человек, пологающий, что он мудр – умер для философии. Философскаязадача С. – различное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения.Натурфилософию С. отрицает. Основной вопрос философии С. решает как идеалист.На первом месте дух, сознание. С. начинает свою философию с сомнения. СОМНЕНИЕ– это повод для обращения к свему духу. С. велбеседы, обращая внимания на суть, добродетель, т.е. пытается постичь общиедобродетели. Что общее добродетели? Что есть нравственность? Что естьнравственное? Всё общее в добродетели.
Сократический метод: Задача – обнаружениеистины из тем: беседы, спора, полемики. Что является диалектикой? ДИАЛЕКТИКА –искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника ипредставлении этих противоречий (ср-во обнаруженияистины).
Метод Сократа:
Ирония (по форме)
майэфтика(по форме)
индукция (по содержанию)
определение (по содержанию)
ИРОНИЯ – метод последовательных исистематически задаваемых вопросов, имеющей целью приведения собеседника впротиворечие с самим собой и признание собственного невежества. Ирония несамоцель С.
МАЙЭФТИКА – родовспоможение,применительно к С., это помощь слушателям родиться заново. Познать общее какоснову истины морали для отделных частныхдобродетелей.
ИНДУКЦИЯ – это отыскание общего в частныхдобродетелях путем их анализа и сравнения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это устоновление родов и их соотношений. Истина, мудрость,нравственность. Истина = нравственность (для С.). Человек мудр, умен инравственен, если понимает в чем состоит прекрасное и хорошее и руководствуетсяэтим в своих поступках. И наоборот, знает, в чем состоитнравственно-безобразное и избегает его. Истинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это знаниетого, что хорошее и прекрасное и вместе с тем полезно человеку и способствуетжизненному счастью. СДЕРЖАННОСТЬ- это умение укрощать страсть. МУЖЕСТВО –этоумение преодолеть опасность. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это умение соблюдать божественныеи человеческие законы. Цель С. – это помочь людям обрести истину. С. основалклассическую античную философию.
Смерть произошла от отравления ядом.

Философия Аристотеля о началах бытия и познания, о человеке и обществе
Аристотель 384-322 гг до н. э.
Основатель научной фил-ии, в кот отдельныенауки получили освещение с точки зрения фил-ии…Оказал большое влияние на развитие чел-ой мысли  благодаря системе классификации научныхдисциплин, выделив при каждой спец области исследования. Науки: теоретич (матем, физ, псих), практические (этика), творческие (эстетика,техника). Основа системы – логика (учение об основных логичзакона, понятии, суждении, умозаключении, док-ве иего методах.
Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества и ввёлсистему научной терминологии, существующую и поныне. Он не разделялидеалистических взглядов Платона и установил, что любой веще свойственныколичество, качество, отношение, место, время и образ действия.
А начинает с критического изложения всехпредшествующих научных теорий и политический концепций. Он приходит к выводу,что философия это не продукт индивидуального творчества, а итог работы целыхпоколений мыслителей.
А стремился создать единую систему наук.
Трудность, с которой сталкивается А, — это отношение общих понятий к отдельным единичным вещам, т.е. речь идёт одиалектике общего и отдельного, сущности и явлении.
  Для познания бытия мало сказать, из каких элементов оно состоит, тк важно не то, их чего состоит сущность, но то, какимобразом она составлена из этих самых элементов.
  Предмет изучения – основные роды бытия и основные логические понятия сними связанные.
 Учение на категориях основано наотделимости форм мысли от форм самого объекта бытия. Будучи различные родамивысказывания о сущих,  категориях входятв состав любого суждения и составляют элементы, на которые распадаютсясуждения. Таким образом, под категориями А понимает общие логические определения бытия, они же логические понятияо высших родах бытия.А Выводит 10 категорий, отв-их на вопрос что есть бытие: Сущность, Качество,Количество, Отношение, Место, Время, Положение, Обладание, Действие, Страдание.Потом сводит их к 4м: Сущность, как реальная основа всех других категорий;Количество; Качество; Отношение. Человек воспринимает лишь св-вабития а не его сущьность.
Душа – носитель сознания. Она владеет функциями организма. Чел-к является высокоорганизованным видом животных,отличается наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе.

Основные черты философии Средневековья.
Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории иразвития ф, который связан с христианской религией.
В ходе развития средневековой ф можновыделить:
1. На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8 века(патр — отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место под солнцем сантичной языческой философией. Философские элементы христианского мышленияразвивались в борьбе с античной мудростью.
3 тенденции: с одной стороны полностью отвергаются античнаяобразованность и философия, например апологет Тертулиан;с другой стороны античная философия принимается положительно как инструментпознания Бога, например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений –сторонники гармонического сотрудничества между «божественной» и«философской» мудростью при признании первенства божественногопринципа. (Августин Блаженный, апологеты).
Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство снехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира – борьбаматерии (носителя зла) с духом(носителем добра) и имеет космическое значение.Гностики различают всеблагого бога искупителя и подчинённого ему (враждебного)бога творца.
Манихейство — учение, в котором свет и тьма — двойное начало ибожественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идетпостоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение возможныбез принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин разочаровался вманихействе и стал одним из западных отцов церкви.
Философская система Августина теоцентрична,Бог — высшая сущность, которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, всеостальное зависит от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любоеизменение происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепциифатализма. Если человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если жесклоняется ко злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло — это просто отсутствие добра. Государство и церковь по Августинупротивопоставлены.Государство — царство греха, церковь — царство божье наземле. Вывод — теология. В борьбе против языческой философии и религиивыступают христианские писатели, названные апологетами (от апология — защита).Они со своими трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая иззащищать христианское учение. Они были первыми христианскими философами,которые хотели приспособить греческую философию к потребностям собственныхконцепций.
2. Ранний период схоластика (8-12 века)
Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась на службе у церковной догматики. Ф искаларациональные пути истинности доказательства всего того, что провозглашала вера.Из того, что философия была в подчинении у теологии вытекают 3 задачисхоластики: с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить ихсодержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истинесистематическую форму при помощи философских методов; используя философскиеаргументы исключить критику святых истин. Схоластическое философствованиесосредотачивалось на 2 проблемах: споре номинализма и реализма и доказательствесуществования Бога.
Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалииили нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемымпредметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние векасхоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона — идеи — этообщее, вещи — частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не допускалисуществования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре намечаются черты борьбыидеализма и материализма.
Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век) былФома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую схоластику иобосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и философии,Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными способами достиженияистины. Если религия свои истины обрела в откровении — Священном писании, тофилософия пришла к истине посредством опыта и разума. Но и в религии могут бытьистины, обосновать которые можно с позиций философии. Приоритет всегдапринадлежит вере, более того, все науки должны согласовывать свои положения.При этом Аквинский сделал теологию философичной. Док-васуществования Бога: 1 — самодвижение предметов невозможно, значит каждыйпредмет должен двигаться другим, значит должен существовать перводвигатель — Бог; 2 — исходит из понятия случайности и необходимости. В мире существуетмного случайностей, но если это не хаотическое существование =>необходимость — Бог. 3 — в мире несколько степеней совершенства, должно бытьидеальное — критерий — Бог.
3. 13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см Фома Аквинский)
Через всю историю ср ф проходит спорреалистов (утверждают примат общего духовного начала, т.е. существуют общиепонятия которые выражают все вещи,
Фома Аквинмкий, АнсельКентерберийский) и номеналистов (существуют вещи, аобщие названия этих вещей абстракция, не предшествуют самим вещам, Абеляр,
Скот, Оккам)

Фомы Аквинский. Учение о бытие, вере и разуме, о теодицее.
(Томас Аквинат) (1225/1226-1274).
ФА самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейскогосредневековья. В соответствии с требованиями задачи об увелечениикруга интеллектуальных лиц ФА вырабатывает следующие теоретические принципы,определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:(ТЕОЛОГИЯ ж. богословие. Теолог, богослов. Теогония, родословие языческихбогов, боговщина, баснословие. Теургия, белая магия, белокнижье, произведенье чудес посредством доброй, чистойсилы.):
    1. Фил-ияи частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Выражениемэтого принципа является известное положение ФА о том, что теология «неследует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как кподчиненным ей служанкам. Рациональное знание вторичным образом облегчаетпонимание известных догматов веры, приближает к познанию»первопричины" вселенной, то есть Бога;
    2.  Истины теологии имеют своим источникомоткровение, истины науки — чувственный опыт и разум. ФА утверждает, что с точкизрения способа получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания,открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающиесвои основы из откровения.;
    3.  Существует область некоторых объектов, общихдля теологии и науки. ФА считает, что одна и та же проблема может служитьпредметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которыенельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сферетеологии. К этим истинам ФА относил следующие догматы веры: догмат воскрешения,историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;
    4.  Положения науки не могут противоречитьдогматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждатьлюдей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога — подлиннаямудрость. А знание — это лишь служанка теологии.
Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятсябесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случаеконфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходятсвоей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.
Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а напротив, безостатка подчинил ее теологии.
А, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил наукевторостепенную роль…
Идеалистический характер философии Аквинского слишком очевиден.
ФА подразделяет истины на два рода: истины, доступные разуму, и истины,выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центральной проблемойестественной теологии являются так называемые томисткие«доказательства» бытия бога.
По мнению ФА, свободная воля человека и связанные с нею произвольныерешения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах,точнее, корнем всякой свободы является разум.
Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать всоответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда,когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественныхпричин, так и свободных человеческих решений. Согласно ФА всей католическойэтике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохойпоступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержкибога. Поэтому бог в первую очередь и заслуживает адских мук.
Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, ФА выводит системупорядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенствасопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальнойиерархии бытия. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества,и все творят определенное благо.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческойиндивидуальности.
15-17вв. в отдельных городах Средиземноморья появляются  зачатки капитализма, средства производства,мануфактуры. Соц-экон изменения и возникновение сильнх монархий в Исп, Фран, Англ и других гос-вах привели к ослаблению Римско — католической  церкви. Если в средние векаученые и философы, как правило были служителями церкви, то теперь появляетсяновая прослойка интеллигенция (Ч, занимающийся умственным трудом). С эпохойВозрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, чтоодна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключаетсяв особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способымышления.
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Термин «гуманизм» происходитот латинского «humanitas» (человечность). Формировалсяновый общественный слой — гуманисты, — где отсутствовал сословный признак, гдеценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой средезависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.Представители новой светской интеллигенции — гуманисты — защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценностьчеловека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдываютего стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждениюжизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость поотношению к авторитетам. Провозглашенное первыми гуманистами духовноераскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новойкультуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарныхзнаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззренийневозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.
Проблема человеческой индивидуальности:
Никола Макиавелли: главный побудительный мотив деятельности человека –эгоизм, материальный интерес; Ч вскоре забудет смерть отца, чем лишениеимущества.
ФранческоПетрарка: постижение истинной мудрости;искусство быть свободным; понял великую силу слов «Хорош Сократ, который увиделхорошего подростка в молчании и сказал: «Говори, чтоб я тебя видел!». Идеясвободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за этиправа. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к немуустремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, ипроводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально –экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоягородской интеллигенции.

Характерные черты эпохи Нового Времени и их отражение в философскоймысли.
17-н20вв. Процессутверждения капитализма; экономические интресы,деятельность введут новый общественный строй буржуа к ориентации надействительное познание мира, идет развернутая критика схоластики, котораяначинается с постановки вопроса о методе познания; метод познания – главнаяпроблема.
Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разномутрактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основнымисточником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон былсторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философиюон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен бытьокружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали вовсем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Виды заблуждений: идолырода – препятствие обусловленное общей для всех природой; идолы пещеры –ошибки, присущие лишь некоторым группам людей; идолы рынкаплощади– ошибки возникшие посредствам общения с людьми; идолы театра – ошибки,порожденные ложным усвоением.
Сторонники РАЦИОНАЛИЗМА считали, что основным источником достоверногознания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализмасчитается Декарт — автор выражения «подвергай все сомнению». Онсчитал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, иничто не принимать за окончательную истинную. В теории познания обоснавал математический, научный и всеобщий сетод познания; разработка всех наук должна начинаться сотыскания очевидно истинных положений.
Юмас, Гоббс, Руссо разрабатывают договорнуюконцепцию общества
Руссо: «люди объединяются в обществана основедоговора. Гос-во возникает на основе договора и людивправе расторгнуть договор в случае злоупотребления властью»
Во 2п 20 в раскрылась роль духовного фактора в жизни общества (наука, исск, религ), возн-етнеобх-ть пересмотра прежднихфил взглядов на общество на механизм его развития. Соцреальность в своей глубинной основе предстает сегодня как социокультреальность и предмет анализа – бинарные отношения (чел-общ-кутьт)

Проблема метода познания в философии Бэкона и Декарта
Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разномутрактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основнымисточником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон былсторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философиюон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен бытьокружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали вовсем полагаться на данные опыта, человеческой практики.Идолы – искаженные образы действительности, ложные представления, понятия,предрассудки, которыми обременено сознание человека. Существует четыре вида: А)Идолы рода – это ложные представления о мире, кот. присущи всему чел. роду и явл. результатом ограниченности чел. ума и органов чувств.Это самый опасный вид идолов, т.к. они коренятся в чел. сущности: в чувствах иособенно в разуме.Идолы рода относятся к врожденным.Б) Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные ссубъективным восприятием человека окружающего его мира. Кроме ошибок,свойственных человеку, у человека существует своя пещера, свой внутреннийсубъективный мир, следовательно, «сколько людей, столько и мнений». Этот виднаиболее многочисленен и разнообразен. Идолы пещеры –врожденные идолы. Врожденные идолы нельзя полностью искоренить. Полезнымиявляются сомнения во всем том, что сильно укоренилось в разуме. В) Идолы рынка(площади) – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблениемслов. Поскольку люди объединены речью, то установление такого неправильногопоним


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальные конфликты в современной России причины, особенности и формы развития
Реферат Административно-правовой статус военнослужащих
Реферат Амортизація основних засобів 2
Реферат Гравитация с точки зрения общей теории поля
Реферат Отчет практики по политологии
Реферат Міграція робочої сили (юридичний аспект)
Реферат Meow Essay Research Paper
Реферат Национальный вопрос в Чехословакии в оценках идеологов австрийской социал-демократии
Реферат Аристотелизм. Неоплатонизм и натуральная философия эпохи Возрождения
Реферат Религиозная борьба в Халифате Аббасидов
Реферат Product Placement в российском книжном бизнесе
Реферат Особенности ипотечного кредитования в России Ипотечный кредит - кабала или выгодное капиталовложение
Реферат Night By Ellie Wiesel Essay Research Paper
Реферат Экзаменационные билеты по делопроизводству за первый семестр 2001 года
Реферат Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема