Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Договор в правовой системе современного Китая

Одним из важных направленийэкономической реформы, идущей в России, является усиление роли договора исовершенствование правового регулирования договорных отношений. Не лишенныминтереса, поэтому, представляется обращение к опыту нашего великого соседа — Китая, ступившего на путь реформ на 6 лет раньше нашей страны и достигшегозначительного прогресса в проведении экономической реформы и модернизации.Успешно апробированные на практике правовые конструкции могут и должны бытьиспользованы отечественными разработчиками законодательных актов, а выявленные«соседями» ошибки позволят не повторить их.
Изучение китайского права и практикиего применения приобретает актуальность также в силу интереса, проявляемого кнему в связи с расширением внешнеэкономических связей между нашими странами.Действительно, строить деловые отношения с зарубежной компанией и не иметь хотябы самых общих представлений о правовой системе страны вашего контрагента, поменьшей мере, несерьезно.
Познакомить читателя с договорнымправом КНР — цель данного сборника. Он состоит из двух частей: первая содержитосновные нормативные акты, регулирующие договорные отношения в КНР, вторая — образцы договоров, используемых китайскими компаниями во внешнеэкономическихсвязях. Некоторые из помещенных в сборнике актов ранее на русском языке непубликовались.
Общие положения гражданского праваКНР (ОПГП КНР), открывающие сборник, определяют договор как «соглашение,устанавливающее, изменяющее или прекращающее гражданские отношения междусторонами» (ст.85).
Данная формулировка позволяетвыделить следующие юридические особенности договора.
1. Договор — вид правового акта,устанавливающего гражданские правоотношения между сторонами, это волевой актсторон, определяющий права и обязанности между ними. Права сторон по договоруполучают юридическую защиту, невыполнение же договорных обязательств немедленнопорождает определенные неблагоприятные последствия для нарушителя. Некиесоглашения между людьми, не порождающие взаимных прав и обязанностей, неурегулированные нормами договорного права, не являются договорными отношениями.
2. Договор — всегда двустороннийили многосторонний правовой акт, выражающий совместную волю сторон. Призаключении договора необходимо, чтобы все (две или более) стороны достиглисоглашения, пришли к единому мнению. Если намерение подписать договор выразилалишь одна из сторон, такой договор не считается заключенным.
3. Стороны договора, независимо оттого, являются ли они юридическими или физическими лицами, а также независимоот их ведомственной принадлежности, равны по своему правовому положению.
4. Договор — это акт, основанныйна законе. Легальными в КНР признаются законы, не противоречащие предписаниямсоответствующих императивных норм, могущие быть признанными (утвержденными)компетентными государственными органами, права сторон, по которымобеспечиваются юридической защитой.
ОПГП КНР является китайским вариантомГражданского кодекса. Большинство норм, содержащихся в этом акте, носят общийхарактер и раскрываются лишь в специализированных законах, речь о которыхпойдет ниже.
Раздел 8 ОПГП КНР содержитмножество коллизионных привязок применительно к отдельным видам правоотношений.Так, китайский законодатель установил, что в договорных отношениях в сферевнешнеэкономических связей стороны «могут по своему выборуруководствоваться положениями закона, применяемого для урегулирования споров,связанных с договором, если законодательством не установлено иное. Если стороныпо договору, регулирующему отношения с заграницей, не сделали такого выбора,применяется закон государства, наиболее тесно связанного с договором (ст.145).Как видим, к данному типу правоотношений законодательство КНР воспринялоколлизионный критерий, характерный, прежде всего, для США. Ст.150 ОПГП КНРсодержит так называемую „оговорку о публичном порядке“, суть которойсостоит в том, что применение иностранного закона допускается лишь в том случае,если это не ущемляет общественных интересов Китайской Народной Республики.Общие положения гражданского права в истории „нового Китая“систематизированы впервые и потому еще ждут своей дальнейшей кодификации.
Важной особенностью права КНРявляется его ярко выраженный публичный характер. Это вовсе не говорит, какпринято считать, о его „тоталитарности“. Причина, скорее всего, лежитв глубинных, уходящих к конфуцианству принципах общественного строительства.Конфуцианское общество — это общество строгой иерархии с неукоснительнымподчинением младшего — старшему. В семье такая иерархия поддерживаласьпринципом сыновней почтительности, а в отношениях между правителем и подданным- принципом преданности. Но жизнь не стоит на месте. Изменения вгосударственной политике неизбежно порождают и соответствующие сдвиги вобщественном сознании, когда не только руководство страны, но и само обществостремится к большему раскрепощению частной инициативы. Хорошие законы призваныподтвердить вывод, что рынок хорош или плох не оттого, что он рынок, а потомучто его достоинства и недостатки во многом зависят от определенных закономрамок его функционирования.
Некоторые из помещенных в данномсборнике нормативных актов не только с известной степенью условности можноотнести к частному праву. Уже отмечалось, что в Китае, как, впрочем, и всовременной России, право остается во многом огосударствленной юридическойсистемой. Вмешательство государства в сферу частного интереса все еще велико, ав некоторых областях является и доминирующим. Но нельзя не заметить тенденций кизменению этой ситуации как в России (Указ Президента РФ от 7 июля 1994 г.,принятие нового Гражданского кодекса и т.д.), так и в Китае. Обратимся к ЗаконуКНР об экономическом договоре. Принятый на заре китайской „перестройки“в 1981 г., он, разумеется, не мог включить в себя положения, ограждающиесубъектов договора от директивного правительственного вмешательства вкоммерческие отношения, диктата государственного плана над „частнымидоговорами“. Это еще раз подтверждает тезис о том, что частное право можетразвиваться только при либерально-демократическом или, в крайнем случае, приавторитарном, но никак не тоталитарном режиме. К сентябрю 1993 г., а именнотогда в данный Закон были внесены изменения и дополнения, КНР прошла большойпуть, характеризуемый раскрепощением частной инициативы, развитием новых формпредпринимательства, не связанных с государственным сектором экономики.
Оценивая содержание Закона,следует иметь в виду не только то новое, что в него включено, но одновременно ито, чего в нем уже нет. Прежде всего, обращает на себя внимание отказ отпризнания планового акта основанием возникновения гражданско-правовогообязательства. Из Закона теперь в целом исключено всякое упоминание о плановомакте (тем не менее, сделана оговорка, согласно которой деятельностьгосударственных организаций может строиться по-прежнему и на основаниидирективных планов). Новая редакция отличается отказом также и отнесоответствующих рыночному хозяйству принципов, например, от принципавмешательства компетентных отраслевых государственных и вышестоящих руководящихорганов в осуществление предприятием хозяйственной деятельности, принципанеравноправия субъектов экономического договора. Так, ст. 2 подчеркиваетравенство юридических лиц, иных экономических организаций, единоличных торговыхи промышленных хозяйств, сельских подрядных хозяйств.
Если прежний вариант Закона правопризнания экономического договора недействительным относил к компетенцииорганов, осуществляющих контроль за выполнением договоров, и к компетенциинародных судов, то сейчас этим правом обладают только народные суды иарбитражные органы.
В качестве гаранта пообязательствам одной из сторон может теперь выступать не только организация, нои любое лицо, изъявившее согласие на это.
При заключении экономическихдоговоров субъектам предоставляется значительная свобода действий. В новойредакции опущены не только ссылки на директивные планы, но и ссылки наразнообразные правила и установки по заключению договоров, принятыесоответствующими государственными органами.
Статья 26 установила три случая,при наступлении которых допускается вносить изменения или аннулироватьэкономический договор (раньше их было пять), а именно:
1) если обе стороны решили путемконсультаций внести такие изменения или аннулировать договор, при условии, чтоэто не наносит ущерба интересам государства и общества;
2) если непреодолимы препятствия,делающие невозможным выполнение всех обязательств, предусмотренныхэкономическим договором;
3) если другая сторона неисполнила договор в установленный срок.
Практически заново были написаныпоследние три раздела Закона. Так, теперь в разделе „Примирение и арбитражв связи с экономическими договорами“ говорится, что стороны, не желающиеразрешить спор путем консультаций или примирения, а также в тех случаях, когдав результате консультаций не урегулировали его, могут в соответствии спредусмотренной в договоре арбитражной оговоркой или в соответствии сзаключенным впоследствии в письменной форме соглашением об арбитраже направитьзаявление о посредничестве в арбитражный орган. Стороны, не предусмотревшие вдоговоре арбитражную оговорку, а также не заключившие впоследствии соглашенияоб арбитраже могут подать иск в народный суд (ст. 42). С одного года до двух увеличенсрок исковой давности по спорам, связанным с экономическими договорами.
Полностью переработан также раздел»Контроль за экономическими договорами". Контрольные функциивозложены на управления промышленно-торговой администрации народных правительствразличных ступеней и соответствующие компетентные органы. Они отвечают заприменение мер к тем, кто использует экономические договоры, наносящие вредгосударственным или общественным интересам. Народный Банк КНР выведен из числаорганов, обязанных осуществлять контроль за соблюдением экономическихдоговоров.
Наконец, из Закона исключеныстатьи, связанные с заключением и исполнением договоров, регулирующих вопросынаучно-технического сотрудничества. Это сделано в связи с принятием 23 июня1987 г. Закона КНР о техническом договоре. Издание данного Закона былообусловлено необходимостью активизации развития науки и техники, содействиянауке и технике как фактору, служащему целям модернизации, защиты законных прави интересов сторон.
Российскому законодательству незнакомо понятие «технический договор», поэтому необходимо пояснить,что таковыми в КНР признаются договоры, устанавливающие права и обязанностиграждан в области освоения техники, ее передачи, технических консультаций итехнического обслуживания, заключенные между юридическими и физическими лицами,а также между физическими лицами (ст. 2). Под договором об освоении техникиподразумевается договор, заключенный между сторонами в целях разработки иосвоения новой техники, новой продукции, новой технологии и новых материалов, атакже их систем (ст. 27). Договор о передаче техники — это соглашение,заключенное сторонами в целях передачи патентных прав, прав на подачу заявокдля патентования, получение разрешения на применение патентов, передачинезапатентованной техники (ст. 34). Под договором о технических консультациях итехническом обслуживании понимается договор, заключенный с целью предоставленияодной стороной другой обоснований по определенным техническим вопросам,технических прогнозов, исследований по специальным техническим вопросам,аналитических оценок (ст. 44).
Нельзя не заметить, что норма,устанавливающая субъектный состав технического договора, отличается отсоответствующей нормы Закона КНР об экономическом договоре. Это связано спостепенным сужением сферы планового воздействия государства, что и проявилосьв Законе КНР о техническом договоре, непосредственно разрешившего установлениесоответствующих договорных отношений между физическими лицами. Реализация правграждан в связи с приобретением ими статуса самостоятельных субъектовэкономической деятельности, тем не менее, зачастую наталкивается на отсутствиеразработанной правовой базы.
Основной задачей Закона КНР отехническом договоре является определение принадлежности результатов техническоготворчества. Так, устанавливается, что технические результаты, достигнутые привыполнении заданий или при использовании материально-технических условийкакой-либо организации, являются служебными техническими результатами.Соответственно право их использования и передачи принадлежит данной организациипри сохранении обязанности последней на поощрение работника, достигшеготехнического результата (ст. 6). Одновременно, государство, в лицесоответствующих компетентных ведомств, оставляет за собой право использоватьрезультаты технических разработок организаций как государственной, так иколлективной собственности, а также частных лиц по своему усмотрению, приусловии, что такие разработки имеют важное общественное значение.
Закон предусматривает письменную формудля технических договоров (ст. 9), однако не устанавливает четких указанийотносительно его содержания, отдавая решение этого вопроса на усмотрениесторон. Статья 15 предлагает лишь общий макет технического договора, необязывая при этом участников строго следовать ему. Следуя практике изданияспециальных нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с заключением,изменением, расторжением и использованием различных типов договоров, Постоянныйкомитет ВСНП шестого созыва 21 марта 1985 г. принял Закон КНР овнешнеэкономическом договоре. Из сферы действия Закона исключены договоры омеждународных перевозках. Статья 2 устанавливает, что внешнеэкономическимипризнаются договоры, заключенные между предприятиями или прочими хозяйственнымиорганизациями Китайской Народной Республики и иностранными предприятиями ипрочими хозяйственными организациями или отдельными лицами. Закон содержит лишьобщие нормы. Так, в нем отсутствуют положения, регулирующие отдельные видыдоговоров. Поэтому представляется правильным применение данного Закона вместе сЗаконом об экономическом договоре. Несмотря на то, что данный акт регулируетвнутренние договорные отношения, заложенные в нем принципы должны учитываться.
Закон закрепляет принципыравноправия и взаимной выгоды, согласованности мнений в ходе консультаций, атакже относит на усмотрение сторон решение вопроса о применимом праве в случаевозникновения споров по договору. Однако правоотношения по поводу исполнения впределах КНР договора о совместных предприятиях с участием китайских ииностранных партнеров всегда подчиняются праву КНР (ст. 5).
Закон устанавливает письменнуюформу для внешнеэкономических договоров. Изменения в договор допускаетсявносить только при условии достижения сторонами соответствующего соглашения врезультате консультаций (ст. 28). Расторгнуть договор одна из сторон можеттолько при наступлении предусмотренных статьей 29 условий, если:
1) в результате нарушения договорадругой стороной подвергается серьезному сомнению возможность получения экономическойвыгоды;
2) одна из сторон не исполниладоговор в установленный срок, а также в приемлемый для другой стороныдополнительный срок;
3) обстоятельства непреодолимойсилы препятствуют полному выполнению договорных обязательств;
4) возникли условия, предусмотренныенепосредственно в договоре.
Договор прекращается непременно,если он полностью исполнен, если имеется решение арбитражного органа или суда,либо в случае согласованного прекращения договора сторонами (ст. 31).
Срок исковой давности по спорам, связаннымс исполнением договора о покупке или продаже товаров, равен четырем годам. Срокдля возбуждения дела в суде или обращения в арбитражный орган по спорам,связанным с другими договорами, устанавливается особо (ст. 39).
Положение КНР о договорах на импорттехники, опубликованное Государственным Советом 24 мая 1985 г., регулируетвопросы, связанные с заключением соответствующего типа договоров. Имустанавливается, что под импортом техники понимается «приобретениекомпаниями, предприятиями, организациями и лицами, находящимися на территорииКНР (получателями — М.Д.), путем торгового или технико-экономическогокооперирования импортной техники у компаний, предприятий и лиц, находящихся запределами территории КНР (поставщиками — М.Д.)» (ст. 2). Под импортомтехники понимается также приобретение разрешения на монопольные или иные права,касающиеся производства промышленной продукции, приобретение специальнойтехнологии по контролю и регулированию производственных процессов,комплектования, проектирования и качества продукции, приобретения права натехническое обслуживание.
Договоры на импорт техники должнызаключаться в письменной форме, они подлежат обязательному утверждениюполучателем в Министерстве внешнеэкономических связей и внешней торговли КНРили иным компетентным органом. Договор на импорт техники не может противоречитьустановлениям Закона об экономическом договоре и обязательно должен содержатьусловия, определяющие характер, объем и назначение импортируемой техники,прилагаемую документацию относительно монопольных прав и торговой марки, атакже указание технических целей договора, сроки и меры их реализации, размер,порядок и форму оплаты.
Известно, что нормальноеосуществление предпринимательской деятельности нуждается в защите и охране прави интересов сторон, заключивших договор. Для этого создаются особые органы, чьядеятельность направлена на разрешение споров с участием предпринимателей.Такими органами являются арбитражные суды. Споры, возникшие в сферемеждународной торговли, как правило, передаются на рассмотрение специальнымарбитражным органам. Например, в России — это Международный коммерческийарбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, в Китае — Международнаяторгово-экономическая арбитражная комиссия при Комитете содействия международнойторговле КНР.
В настоящий сборник включеныпринятые 12 сентября 1988 г. «Правила рассмотрения арбитражных дел вМеждународной торгово-экономической арбитражной комиссии КНР», являющиесяосновным документом, устанавливающим структуру арбитража, порядок рассмотренияи вынесения решений по делам, подсудным этому органу. Так, Арбитражная комиссияпринимает к рассмотрению дела о спорах, связанных с международнымиторгово-экономическими отношениями только при наличии соответствующейарбитражной оговорки, причем такая оговорка может содержаться как в самомдоговоре, так и быть заключенной сторонами в виде особого соглашения уже послевозникновения спорных вопросов.
Возглавляет Арбитражную комиссиюпредседатель. Секретарь отвечает за ее повседневную работу. Иностранцы могутбыть наряду с гражданами КНР членами комиссии, при условии наличия у нихспециальных знаний и опыта практической работы в области международныхторгово-экономических связей, науки и техники, законодательства.
При возникновении спора истец вслучае, если стороны не достигли соглашения в результате переговоров, можетподать заявление о рассмотрении дела и прочие необходимые документы вАрбитражную комиссию, а также назначить одного из арбитров из числа ее членовили поручить сделать это Председателю комиссии. Если все документы оформленыистцом правильно, они пересылаются комиссией ответчику вместе с Правиламирассмотрения арбитражных дел и списком членов Арбитражной комиссии. Сполучением этих документов в течение 20 дней ответчик должен назначить одногоиз арбитров или поручить сделать это Председателю Арбитражной комиссии, а такжев течение 45 дней представить письменное обоснование своих действий исоответствующие документы, которые подтверждают их. В этот же период ответчикомможет быть выдвинут встречный иск. На Председателя Арбитражной комиссиивозлагается обязанность окончательно сформировать суд путем назначения третьегочлена Арбитражной комиссии. Спор может быть рассмотрен и одним независимымарбитром при достижении соответствующего соглашения сторонами. Назначениенезависимого арбитра может быть поручено Председателю Арбитражной комиссии.
Стороны могут участвовать врассмотрении дела непосредственно или через своих представителей. Причем,такими представителями сторон могут быть как граждане КНР, так и иностранцы.Дело, как правило, рассматривается на закрытых заседаниях Арбитражной комиссии,(закрытые заседания проводятся при наличии соответствующего требования обеихсторон), однако, по ходатайству или при согласии обеих сторон комиссия можетпринять решение, основываясь только на письменных документах. Если сторонысамостоятельно достигли мирового соглашения до вынесения решения Арбитражнойкомиссией по делу, производство по нему прекращается.
Арбитражный суд в составеАрбитражной комиссии обязан принять решение по рассматриваемому делу согласномнению большинства членов суда в течение 45 дней после рассмотрения дела. Прирассмотрении дела в любое время и по любому вопросу может быть принятопромежуточное или частичное решение, если это необходимо с точки зренияАрбитражного суда и с этим согласны стороны. Решение арбитража окончательно.
В КНР не разделяютсяпримирительная и арбитражная процедуры. Так, Арбитражный суд, образованный изчленов Арбитражной комиссии, может одновременно проводить обе процедуры, атакже их свободно чередовать, стремясь повысить эффективность своей работы.Если стороны удалось примирить, Арбитражным судом принимается решение наосновании содержания мирового соглашения, достигнутого сторонами.
12 августа 1988 г. Комитетомсодействия международной торговле был принят еще один документ — «Правиларассмотрения арбитражных дел морской арбитражной комиссией КНР»,регламентирующий деятельность МАК КНР и призванной в целях способствованияразвитию морских перевозок, внешней торговли и внешнеэкономических связейрешать разногласия, связанные с морскими делами, осуществлять защиту законныхинтересов, участвующих в процессе сторон.
Нет смысла далее подробноостанавливаться на положениях настоящих правил — они практически повторяютнормы, касающиеся деятельности Международной торгово-экономической арбитражнойкомиссии КНР, изложенные в рассмотренном нами выше документе.
И, наконец, об арбитражныхрасходах. Этот вопрос достаточно важный, ведь прежде чем подать иск, предпринимательдолжен тщательно взвесить свои финансовые возможности. Так, за рассмотрениедела в Международной торгово-экономической арбитражной комиссии при цене искадо 100.000 юаней взимается 4 % оспариваемой суммы (но не менее 2.000 юаней);при цене иска от 100.000 до 500.000 юаней взимается 4.000 юаней и 3 % с суммы,превышающей 100.000 юаней; при цене иска от 500.000 до 1.000.000 юанейвзимается 16.000 юаней и 2 % с суммы, превышающей 500.000 юаней; при цене искаот 1.000.000 до 5.000.000 юаней взимается 26.000 юаней и 1 % с суммы,превышающей 1.000.000 юаней; и, наконец, если оспариваемая сумма выше 5.000.000юаней, необходимо уплатить 66.000 юаней и 0,5 % с превышающей 5.000.000 юанейсуммы.
Расходы за рассмотрение делаМорской арбитражной комиссией несколько выше. Так, при цене иска до 100.000юаней взимается 6 % оспариваемой суммы (но не менее 2.000 юаней); при цене искаот 100.000 до 500.000 юаней взимается 6.000 юаней и 4 % с суммы, превышающей100.000 юаней; при цене иска от 500.000 до 1.000.000 юаней взимается 22.000юаней и 3 % с суммы, превышающей 500.000 юаней; при цене иска от 1.000.000 до5.000.000 юаней взимается 37.000 юаней и 1,5 % с суммы, превышающей 1.000.000юаней; если же оспариваемая сумма выше 5.000.000 юаней, требуется уплатить97.000 юаней и 0,7 % с превышающей 5.000.000 юаней суммы.
Кроме того, Международнаяторгово-экономическая арбитражная и Морская арбитражная комиссии могуткомпенсировать за счет сторон свои прочие реальные расходы, включаявознаграждения арбитрам, рассматривающим дело, командировочные расходы, расходына питание и проживание, а также расходы Арбитражного суда, связанные сприглашением специалистов, экспертов, переводчиков и прочие (см. ст. 41«Правил рассмотрения арбитражных дел МТЭАК КНР» и ст. 41 «Правилрассмотрения арбитражных дел МАК КНР»).
Общие условия поставок из СССР вКНР и из КНР в СССР (начали применяться с 1 июля 1990 г.) попали в сборник неслучайно. Согласно ч. 2 ст. 142 Общих положений гражданского права КНР«если международными договорами, которые заключены Китайской НароднойРеспубликой или в которых она участвует, установлены иные положения, чем те,которые содержатся в гражданском законодательстве Китайской НароднойРеспублики, применяются положения международных договоров». Сравните этот пассажс соответствующей нормой Конституции РФ (п. 4 ст. 15), а также с ч. 2 п. 2 ст.7 ГК РФ. Исходя из данного принципа, соответствующие контракты между китайскимии российскими юридическими и физическими лицами, должны заключаться наосновании не только внутреннего законодательства этих стран, но и на основаниимеждународных соглашений, таких как вышеназванные ОУП СССР — КНР и КонвенцияООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. («Венскаяконвенция»), участниками которой являются и КНР (с 1 января 1988 г.), иРоссия (с 1 сентября 1991 г.). Причем при расхождении положений ОУП и Венскойконвенции приоритет отдается ОУП. Это следует из ст. 90 Венской Конвенции,которая гласит:
«Настоящая Конвенция незатрагивает действий любого международного соглашения, которое уже заключеноили может быть заключено и которое содержит положения по вопросам, являющимсяпредметом регулирования настоящей Конвенции, при условии, что стороны имеютсвои коммерческие предприятия в государствах-участниках такого соглашения».
ОУП СССР-КНР являютсямеждународным межведомственным договором, поскольку подписан он был со стороныСССР Министерством внешнеэкономических связей, а со стороны КНР — соответствующим Министерством внешних экономических связей и внешней торговли ссанкции и по поручению компетентных правительственных органов двух стран.Необходимо отметить, что двусторонние международные договоры имеют для КНРбольшое значение. Это связано с тем, что Китай не участвует в рядемногосторонних конвенций. Так, КНР только недавно присоединилась к Нью-Йоркскойконвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражныхрешений. Ранее эти вопросы регулировались только в двусторонних договорах КНР сдругими странами. Например, в договоре о торговле и мореплавании между СССР иКНР от 23 апреля 1968 г. говорится, что оба государства гарантируют исполнениеарбитражных решений, если «рассмотрение спора данным третейским судом,специально для этой цели образованным или постоянно действующим, былонадлежащим образом согласовано сторонами» (ст. 16).
Нельзя не заметить, однако, что походу преобразования Китая в более открытое общество удельный вес многостороннихсоглашений стал возрастать (об этом говорит ратификация уже упоминавшейсяВенской конвенции и ряда других международных договоров), а удельный весдвусторонних договоров снижаться.
ОУП СССР-КНР носят нормативныйхарактер. Они обязательны для всех российских предприятий и организаций,управомоченных совершать внешнеторговые операции, и для всех китайских внешнеторговыхкомпаний, если предметом договора между ними является поставка товаров. Отположений, предусмотренных ОУП СССР-КНР, можно отступить, если в силу спецификитовара и/или особенностей поставки данный документ (его часть) не может бытьприменен, или применение его нецелесообразно. Отдельные положения ОУП СССР-КНРносят диспозитивный характер, иными словами, они применяются, если иное неустановлено в контракте (например: п. 2 параграфа 13, п. 1 параграфа 16, п. 1параграфа 17). Ряд факультативных норм применяются по договоренности сторон(например, параграфы 11, 49). Однако часть установлений ОУП СССР-КНР строгообязательны для сторон. Так, согласно параграфу 8, «если в контракте непредусмотрены качественные и/или технические характеристики товара, то такойконтракт не считается заключенным». ОУП СССР-КНР исходят из обязательностиписьменной формы при заключении контрактов (п. 1 параграфа 53), но допускаетсявозможность заключения, изменения и дополнения контракта путем обменателеграммами или сообщениями по телетайпу, если стороны подтвердят ихсодержание письмами (п. 2 параграфа 53). Число таких императивных предписаний вОУП СССР-КНР 1990 г. значительно снизилось по сравнению с аналогичными ОУПСССР-КНР 1950 г. (с изменениями и дополнениями 1957 и 1970 гг.). Это связано,конечно, в первую очередь с изменением подхода обеих стран к правам участниковдоговора, отказом от доминирующего вмешательства государства в хозяйственныеотношения.
Теперь о некоторых особенностяхданного международного соглашения. ОУП СССР-КНР определяют момент переходаправа собственности на товар, являющийся объектом поставки. Так, прижелезнодорожных перевозках покупатель становится собственником товара исоответственно несет все риски в отношении его с момента передачи товара с железнойдороги страны продавца железной дороге, принимающей товар (п. 2 параграфа 1);при морских и речных перевозках на условиях ФОБ, СИФ и КАФ (FOB, CIF и CFR поИнкотермс 1990 г.) порт, предусмотренный в контракте, право собственности натовар и риски переходят с продавца на покупателя с момента перехода товарачерез борт судна в порту погрузки (пп. 1.2., 2.2. параграфа 2); приавтомобильных перевозках переход права собственности и рисков считаетсяосуществленным с того момента, когда товар, доставляемый транспортомпокупателя, погружен на автомобили покупателя; а если товар перевозитсяпродавцом — с момента передачи товара покупателю в пограничном приемо-сдаточномпункте (п. 2 параграфа 3).
Согласно ОУП СССР-КНР прижелезнодорожных перевозках должны применяться такие базисные условия поставок,как франко вагон государственная граница страны продавца, при морских и речныхперевозках — условия ФОБ, СИФ, КАФ порт, предусмотренный в контракте, приавтомобильных перевозках — франко борт автомобиля на складе пограничногоприемо-сдаточного пункта, при авиаперевозках — франко борт самолета в аэропортустраны продавца.
Общее указание в ст. 32 Венскойконвенции на обязанность продавца известить покупателя об отправке товара,конкретизируется в параграфе 26 ОУП СССР-КНР, который гласит, что, если вконтракте не установлено иное, при водных перевозках продавец или егоэкспедитор обязан не позднее 3 рабочих дней после отхода судна из порта потелеграфу или телетайпу сообщить покупателю или его экспедитору о произведеннойотгрузке товара. При железнодорожных, автомобильных и авиаперевозках, а такжепри пересылке по почте реквизиты извещения покупателя, его способ и срок должныустанавливаться в контрактах.
Во взаимоотношениях междуроссийскими и китайскими внешнеторговыми организациями продолжает действоватьпретензионный порядок урегулирования споров (глава XII ОУП СССР-КНР), несмотряна отмену Положения, утвержденного Постановлением ВС РФ 24.06.1992 г. Этодолжны иметь в виду должностные лица соответствующих российских внешнеторговыхорганизаций, отвечающие за подписание и выполнение договоров на поставкутоваров.
Все споры, могущие возникнуть изконтракта или в связи с ним, если стороны не смогли урегулировать их путемпереговоров или переписки, разрешаются в арбитражном порядке, а именно, еслиответчиком являются российское предприятие или организация, то в Арбитражномсуде при ТПП РФ в г. Москве, а если ответчиком является внешнеторговоепредприятие или организация КНР — то в Китайской международной экономической иторговой арбитражной комиссии. Правила рассмотрения арбитражных дел в этойкомиссии уже рассматривались выше. Обращу только внимание на разницу внаименовании этого органа в Правилах и ОУП СССР-КНР. Здесь речь идет лишь оразличных вариантах перевода наименования одного и того же органа, но никак нео сущности этого органа.
Вторую часть сборника составляютобразцы внешнеэкономических контрактов. Они могут составить определенныйинтерес для российских предпринимательских структур, так как позволяют получитьпредставление о тех формах, которые используются в КНР, и которые, вполневероятно, представят им китайские партнеры для рассмотрения и подписания.
Дроздов М.В.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта asiapacific.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общие сведения об информатике
Реферат Здания с нулевым потреблением энергии (пассивные, здоровье)
Реферат Критики о романе Л Н Толстого Анна Каренина
Реферат Donald Trump Essay Research Paper Donald Trump
Реферат Consumer As Segmentation Essay Research Paper 1
Реферат Поглощение организаций правовой бухгалтерский и налоговый аспекты
Реферат Источники духовной победы Ленинграда
Реферат Compare And Contrast Brutus And Antony
Реферат Обновленческое движение в Русской православной церкви. (февраль-октябрь 1917г.)
Реферат Учет и аудит товарных операций в розничной торговле на примере ИП Антипов ЕА
Реферат Особливості бюджетного фінансування професійно-технічних закладів
Реферат Realism In Death Of A Salesman Essay
Реферат Науково-технічна революція
Реферат Устройства выборки – хранения
Реферат Ñ à à ê Ïàðòåâ), êàòîëèêîñ (óì. îê. 439), äåñÿòûé ïàòðèàðõ Àðìåíèè, ñ äåÿòåëüíîñòüþ ê-ðîãî ñâÿçàíî íà÷àëî ïåðåâîäà Áèáëèè íà àðì. ÿçûê