ОМСКИЙ ФИЛИАЛ
НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Специальность: Антикризисное управление
Дисциплина: Философия
Курсовая работа
на тему: Философия свободы Николая Бердяева
Выполнила: Богачева А. Ю.
ЗФА
311
Проверил:Чудаков О.В.
Омск 2011
Содержание:
Биография.
Философия Бердяева.
3.1Персонализм Бердяева.
3.2 Бог и свобода.
Свобода личности.
Биография.
Бердяев, Николай Александрович (1874, Киев — 1948, Кламар, ок. Парижа) — русский философ-идеалист, писатель, публицист. Родился в Киеве в аристократической семье. Отец Бердяев — в прошлом военный, затем председатель правления крупного банка, мать из рода князей Кудашевых. В 1884-1894 годы учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 году перешёл на юридический факультет, увлекся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 году за участие в студенческих волнениях арестован и исключен из университета В 1900-1902 годах в ссылке в Вологде, где, как писал он, «вернулся от социальных учений, которыми одно время увлекался, на свою духовную родину, к философии, религии, искусству»; в эти годы отходит от марксизма. Будучи либерально настроен, Бердяев не принимал ни реакции, ни насильственной борьбы с ней. В 1902 Бердяев получил разрешение жить в Житомире, через два года он переехал в Петербург и вместе с С. Н. Булгаковым организовал религиозно-философское общество, занимался поисками «нового религиозного сознания». Богоискательство Бердяева — это попытка найти нереволюционную альтернативу развития России. Он сотрудничал в христианско-философском журнале «Вопросы жизни» и разрабатывал свои главные темы: свобода, творчество, философия истории, судьбы России. Февральскую революцию 1917 Бердяев встретил с пониманием, Октябрьскую принять не мог. В начале 1919 Бердяева избрали профессором Московского университета, осенью он учредил Вольную академию духовной культуры, где вел семинар по Ф. М. Достоевскому. Бердяев Н.А. является одним из создателей получивших широкую известность и вызвавших жаркие споры сборников статей: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Принимал деятельное участие в работе Религиозно-философского общества, был инициатором создания Вольной
академии духовной культуры (1918 — 1922). В 1922 вместе с большой группой интеллигенции выслан в Германию. В 1924 переехал во Францию, с 1933 обосновался в пригороде Парижа Кламаре. Жил напряженной творческой жизнью: работал редактором в издательстве «YMCA-PRESS», выпускавшем книги русских эмигрантов, руководил религиозно-философским журн. «Путь» (Париж, 1925 — 1940), читал лекции, часто публиковался. В 1947 в Кембриджском институте он получил почетное звание доктора honoris causa. Продолжил разработку основных философских тем, оказав воздействие на развитие западноевропейской мысли. Оставил обширное наследие. Наиболее известные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Духовный кризис интеллигенции» (1910), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Судьба России» (J918), «Смысл истории» (1923), «Новое средневековье» (1924), «Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека» (1931), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946), «Самопознание» (1949). Умер за письменным столом, работая над очередной книгой.
Философия Бердяева.
Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…
Первое послание к Коринфянам Св. Апостола Павла
Философию Бердяева считают экзистенциально заострённой из-за того, что главной её проблемой он объявил выяснение смысла бытия в перспективе человеческого существования. Мир имеет смысл лишь постольку, поскольку есть человек. Главная экзистенциальная категория у Бердяева — свобода, которую он понимает достаточно оригинально. Свобода имеет вне-бытийную природу: она существовала ещё до самого бытия, до Бога, вообще — до разделения мира на определённости. Бердяев различал три вида свободы:
* Первичную иррациональную свободу, то есть чистую произвольность.
* Рациональную свободу, то есть исполнение морального долга.
* Свободу в Боге.
Бердяев убежден, что подлинная свобода ничем не ограничена, она не может контролироваться даже Богом, ибо она первее Бога. Свобода может быть направлена как на добрые, так и на злые поступки. Только нравственный закон и вера в Бога могут направить свободную деятельность в русло добра.
Ярким выражением его взглядов стала книга “Философия свободы”, вышедшая в 1911 году. В этой книге он доказывает, что вся философия
порождена религией, поэтому отказываться от веры в бога, как основания любого мировоззрения значит ограничивать свой взгляд на мир.” Отречение от разума мира сего — безумие в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие: отречением от малого разума, преодолением ограниченности логики обретается разум большой...” Однако он не признает за официальной православной церковью права диктовать свое понимание мира и бога кому – бы то ни было. Понять Бога нельзя логическими рассуждениями. Бог сам выбирает того, кто может свидетельствовать о нем, и дает ему великое чудо Откровения. Бог сам рассказывает о себе устами евангелистов и пророков. Действительно, если мы обратимся к Библии, то увидим, что все знания, которые полученные людьми от Бога получены в акте мистического откровения. Например, Моисею он диктует 10 заповедей, Марии и Иосифу благовествует о рождении Иисуса, Иоанну показывает конец света и т.д. Именно такое знание Н. А. Бердяев считает высшим по сравнению с тем, что мы называем наукой. Но только истинной свободный человек, свободный духовно может постичь высшую истину, поэтому Н. А. Бердяев и называет свою книгу “Философией свободы”.
3.1 Персонализм Бердяева.
Главная проблема философии Бердяева — смысл существования человека и связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоцентрическим — философия «познает бытие из человека и через человека», смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование — это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).
По мнению русского философа Г.П. Федотова, «четыре понятия, взаимно связанных, в сущности, разные аспекты одной идеи, определяют религиозную тему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество».
Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности — вот настоящее испытание для всякой философии»,- считает он. Н.О. Лосский пишет: «В особенности же Бердяев интересуется проблемами личности… она не часть общества, напротив, общество – только часть или аспект личности. Личность — не часть космоса, напротив, космос -часть человеческой личности.» Бердяев был поглощен экзистенциальным интересом к человеку, в «Самопознании» он отмечает: "… экзистенциальная философия… понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование..." Однако, в отличие от других философов экзистенциалистов, писатель не удовлетворяется сопереживанием, его волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческой личности и человеческого творчества. «Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу. „Свобода,
личность, творчество лежат в основе моего мироощущения и миросозерцания“,- пишет Бердяев. Он онтологизирует свободу, выводит за рамки обычных проблем философии. Свобода, своими корнями уходящая в иррациональную и трансцендентную безосновность, является для него исходной и определяющей реальностью человеческого существования. Бердяев пишет: „Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать.“
Человеческая иррациональная свобода коренится из „ничто“, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру. Бердяев пишет: „Где-то несоизмеримо большей глубине есть Ungrund, безосновность, к которой неприменимы не только категории добра и зла, но неприменимы и категории бытия и небытия“. ( Термин „Ungrund“ Бердяев заимствовал у немецкого мистика конца XVI — начала XVII века Я. Беме из его учения „о темном начале в Боге“).
3.2 Бог и свобода.
Философа волнует проблема теодицеи, то есть примирения зла мира (объективации) с существованием Бога, которая для него также связана с проблемой свободы. Бердяев считает, что „трудно примирить существование всемогущего и всеблагого Бога со злом и страданиями мира“. Таким образом, он приходит „к неизбежности допустить существование несотворенной свободы“. „Свобода не создана Богом, но он сам рождается… из свободы и из этой же свободы, из Ничто, которое потенциально содержит в себе Все, он творит мир.“ „Есть какой-то первоначальный исток, ключ бытия, из которого бьет вечный поток… в нем совершается акт Богорождения“. „Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу“,- вот мысль писателя. Эта идея несет у Бердяева двойную службу: объясняет наличие зла в мире (»несотворенная свобода объясняет… возникновение зла") и определяет свободу человека не только по отношению к миру, но и к Богу. Такая концепция свободы трудно примирима с пониманием Бога как существа Абсолютного. Так как свобода не создана Богом, он не обладает властью над свободой. Свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает возможность как добра, так и зла. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является источником зла. Бердяев не мог, подобно Соловьеву, возложить ответственность за зло в мире на Бога («Возложить на Творца ответственность за зло творения есть величайший из соблазнов духа зла...».) Но он в равной мере не принимал христианскую схему, укоренявшую зло в самом человеке. Он предпочитал абсолютизировать свободу, отделить ее от Бога и человека, чтобы тем самым онтологизировать зло, погрузить его в добытийственный хаос. Это открывало путь к гармонизации бытия, которая осуществлялась с помощью творчества. Но поскольку творчество, по убеждению философа, также проистекает из свободы, то именно
противоборство зла и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи — эпохи «третьего откровения», ожиданием которой наполнено большинство произведений Бердяева.
Н.О. Лосский считает, что Бердяев «отвергает всемогущество Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, которые возникают из Ungrund, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. Тогда… теодицея была бы невозможной. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога...»
3.3 Свобода личности.
По мнению писателя, личность и субъективное находятся в конфликте с общим и объективным, личность восстает «против власти объективированного „общего“. Объективация — одно из основных понятий философии Бердяева, она означает трансформацию духа в бытие, вечности — во временное, субъекта – в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Писатель так поясняет свою идею, он говорит, что „объективной реальности не существует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир… Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность.“ В книге „Царство духа и царство кесаря“ Бердяев пишет: „Объективация есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени, причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человек находится в общении с духовным миром и со всем космосом.“ Таким образом, объективация представляет собой не раскрытие, обнаружение духа, а, наоборот, его закрытие, обеднение. В результате человек оказывается в двойственном положении: как личность он остается в своей глубине носителем экзистенциального „я“, образа и подобия Бога, как индивид он становится причастен миру природной и социальной необходимости. Мысль писателя перекликается здесь с идеями западноевропейских экзистенциалистов о трагическом положении человека в безучастном, равнодушном к его существованию мире. Сам Бердяев подчеркивает сходство этих идей: „Когда экзистенциалисты… говорят о выброшенности человека в мир и обреченности человека этому миру, то они говорят об объективации, которая делает судьбу человека безысходной, выпавшей из
глубокой реальности“. Писатель видит природное зло не только в жестокости борьбы за существование, в страдании и смерти, а в самом факте необходимости, несвободы, которая составляет сущность материи. „Человек с его возможностями духовной свободы брошен в слепой механический мир, который порабощает и губит его“. Бердяев отмечает, что у него „есть напряженная устремленность к трансцендентному, к переходу за грани этого мира.“ „Обратной стороной, — пишет он, — этой направленности моего существа является сознание неподлинности, неокончательности, падшести этого эмпирического мира“. Философ утверждает „примат свободы над бытием“. „Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект“, — считает автор. В религиозном плане объективация тождественна с актом грехопадения — отчуждения человека от Бога, сопровождающегося попаданием субъекта в зависимость от мира объектов. „Если мир, — писал Бердяев, — находится в падшем состоянии, то это – не результат способов познания (как это думал Шестов). Вина лежит в глубинах мирового бытия. Это лучше всего уподобить процессу разложения, разделения и отчуждения, которое претерпевает ноуменальный мир. Было бы ошибкой думать, что объективация происходит только в познавательной сфере. Она происходит, прежде всего, в бытии самом. Она порождается субъектом не только как познающим, но как бытийствующим… В результате нам кажется реальным то, что на самом деле вторично, объективировано, и мы сомневаемся в реальности первичного, необъективируемого и нерационализированного“. Осознание первичности духа как творческой реальности и составляет, по мысли автора, задачу философии, указывает путь решения проблемы свободы человеческой личности.
»Персоналистическая революция", к которой стремился философ, «означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному… духовному миру». Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как «обнаружением избыточной любви человека к Богу», ответом его «на Божий зов, на Божье ожидание».
Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри… не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, -считает автор. — Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности… даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем». Бердяев воспринимает свободу «не как легкость, а как трудность». По мысли писателя, даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков — это тяжелая и ответственная обязанность. Он пишет: «В этом понимании свободы как долга, бремени, как источника трагизма мне особенно близок Достоевский. Именно отречение от свободы создает легкость...» «Свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание… И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя», — эта идея философа, на мой взгляд, действительно перекликается со взглядами Достоевского на эту проблему, для которого проблема свободы духа также имеет центральное значение. У Достоевского свобода — не право человека, а обязанность, долг; свобода — «нелегкость, а тяжесть». Не человек требует от Бога свободы, а наоборот, «и в этой свободе видит достоинство богоподобия человека». Именно по этой причине «свобода аристократична, а не демократична». Бердяев считает, что «огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее». Великий Инквизитор у Достоевского, «враг свободы и враг Христа», считает, что «десятки тысяч миллионов существ… не в силах будут пренебречь хлебом земным ради небесного», он упрекает Христа в том, что возложив на людей бремя свободы он не жалеет их.
Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой личности мне представляется следующим. Личность — это ноуменальный центр мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и всеобъемлимости духа конкретного человека. Даже трансцендентное
открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от Божественного «ничто», которое заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.