Реферат по предмету "Государство и право"


Функции государства в их многообразии и развитии

Содержание
Введение
Глава 1. Функции государства
1.1. Понятие и признаки функцийгосударства
1.2 Классификация функций государства
1.3 Глобальные проблемы и функциигосударства
1.4. Эволюция функций государства
Глава 2.Основные внутренние функции
2.1. Экономическая функция
2.2. Социальная функция
2.3. Функция развития культуры, наукии образования
2.4. Экологическая функция
2.5. Функция налогообложения ивзимания налогов
2.6. Функция охраны прав и свободграждан, всех форм собственности,
правопорядка
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
функциягосударство общество
Вопросы о государстве,рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятие, сущности и роли вобществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вгосударствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственнозатрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществомгосударство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельностьи социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостностьи управляемость, государство выполняет потребности общества, служит егоинтересам.[1]
Теория государства для описания,объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функциигосударства – характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]
Функции государства – этонаправления деятельности, но не сама деятельность.[3] В функциях государства выражаютсяего сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержаниюявление.[4]
В рамках курсовой работы будутрассмотрены понятие и эволюция, классификации и содержание, а также методы осуществлениявнутренних функций государства.
Функции государства представляютсобой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаютсяв жизнь посредством осуществления его функций.[5]
Главная задача этойработы в том, чтобы составить представление о том, что есть функциисовременного государства в их многообразии и развитии.
Вопрос о функцияхгосударства имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Он позволяет взглянуть нагосударство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания,но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования.С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностьюопределить характер деятельности государства, правильность выбора им на том илиином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности иэффективности.
На современном этаперазвития Российского государства объективной реальностью стало обострениесоциальных проблем. В период экономических реформ и социально-политическихпреобразований произошло резкое ограничение деятельности государства всоциальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. Иэто несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласилаРоссию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретическихпроблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное местопринадлежит социальной функции государства.
Осуществление этойфункции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека,создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особоеположение в системе внутренних функций государства. В настоящее времясоциальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движениемРоссии к социальному правовому государству. Социальный принципгосударственности актуален как для мирового, так и для российскогополитического развития. Практика большинства демократических стран (Германия,Франция, Дания) показывает, что у государства есть реальные возможностиобеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционированиясоциального государства.
В своей работе япостарался раскрыть данную тему, базируясь на различной правовой литературе,переложив некоторые аспекты этого вопроса на российскую действительность.

Глава 1.
 
1.1 Понятие и признакифункций государства
 
Функциями государства называютосновные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государстваи соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества,а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.[1]
Профессор Марченкодобавляет: “которые (функции) определяются также стоящими перед ним(государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами и егосоциальным назначением”.[2]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.[3]
Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным — оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.
Научноепознание государства любого исторического типа обязательно предполагаетрассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественныехарактеристики и ориентиры не только собственно государства как особойорганизации публичной власти, но и общества в целом.
1. КлименкоА.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособиедля студентовучреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с.99.
2. Теориягосударства и права. Курс лекций под редакцией профессора М.Н. Марченко. 1996.Стр. 80)
3. Клименко С.В., ЧичеринА.Л. Основы государства и права – М.: Теис, 1996, стр. 5.
/>/>
В этихопределениях выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функциигосударства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую иобщечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые(корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функцияхгосударства воплощается и раскрывается его активная служебная роль какважнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуетсяразносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международнойарене.
3. Функциигосударства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществлениясоответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиесяосновные направления его деятельности.
Так, вусловиях, войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством иобществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый планвыступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежитсомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса,когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане всилу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
4. В функцияхгосударств различных исторических типов проявляются и объективируются присущиеим особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических,политических и духовных преобразований в жизни общества.
Раньше широкодопускалось отождествление функций государства как основных направленийдеятельности государства с самой его деятельностью.
Наиболее яркоэто прослеживалось, например, в работах Г.Кельзена при рассмотрениидеятельности государства как “чисто юридического феномена”, сугубо юридическоголица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзенв своей широко известной работе “Общая теория права и государства”, еслирассматривать его “чисто правовой феномен, как юридическое лицо”, есть не чтоиное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общимпонятием корпорации.
“Вопрос,однако, заключается в том, как государство — корпорация отличается от другихкорпораций”.
Отвечая нанего, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другимикорпорациями заключается в “нормативном порядке”, который сам устанавливаетсягосударственной корпорацией. С юридической точки зрения “проблема государства — корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка”
В связи с темчто государство выполняет множество функций, содержание которых весьмаразнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотримнекоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболееобщими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых,особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественныхотношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е.более или менее однородных, близких друг к другу видов государственнойдеятельности.
В зависимостиот того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней —осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач онислужат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренниеи внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая,экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешнимфункциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мировогопорядка и т.д.
Среди внутреннихи внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.
Основныефункции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства поосуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним вопределенный исторический период.
Основнымфункциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпуклопроявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальноеназначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельностигосударства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечениеремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международныхконвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другойстороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая имохрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборонастраны и др.
Во-вторых, вотличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило,специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение,социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность.дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельностигосударства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многимизвеньями государственного аппарата.
В-третьих, сточки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный,собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощаетсосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направленийего внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий кругобладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определеннойбольшой области социальной жизни.
Сообразно сэтим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важнымнаправлениям государственного воздействия на общественные отношения множестводругих его функций, именуемых неосновными функциями.
Последние,будучи составными структурными частями основных функций, представляют собойнаправления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и вэтом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
Необходимопомнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомернолишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различныхгосударственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основныефункции государства.
Важноподчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутаявнутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направленийдеятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.
От основных инеосновных функций государства следует отграничивать функции органовгосударства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органовв соответствии с их местом и назначением в государственном механизме иполитической системе общества.
Осуществлениеосновных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процессреализации многочисленных неосновных государственных функций и функцийотдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностямигосударственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного вдеятельности государства.
Рассмотрениепонятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об ихвзаимодействия с его задачами и принципами деятельности.
Задачи ифункции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но несовпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачахгосударства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тотили иной исторический период.
Задачигосударства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются ихближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется ипреломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В своюочередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполненияего задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления егофункций.
Не следуеттакже смешивать функции государства с принципами его формирования идеятельности.
В процессеисторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни изних отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи —возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственнымиопределенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структуройобщества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретногогосударства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенномутипу государства.
 
1.2 Классификация функций государства
 
В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют.
Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые – обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.
В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества.
Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.[1]
Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.[2]
Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).[3]
/>

1. Теория государства иправа. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с. 85.
2. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа, 1994, с. 166.
3. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.
/>/>
 
По важности в общественной жизни функции делят на основные и неосновные (подфункции).[1] К последним относят: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка, организация статистического учета. [2]
Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке.
Ряд ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.
Наиболее распространенной и широко признанной является классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[3]
 
1.3. Глобальныепроблемы и функции государства
 
Существование глобальныхпроблем человечества обусловливает и возник новение у государства глобальныхфункций. Для таких функций характерна все общность, они определяютнеобходимость объединения усилий всех государств.
Наличие глобальныхфункций практически стирает различия между внутренними и внешними функциямигосударства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущеесоциалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природыгосударства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренниефункции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление вдеятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, котораязатронула экологическую безопасность целого ряда стран.
Итак, учитываясоответствие между глобальными проблемами человече ства и глобальными функциямигосударств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:
/> 

1. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970, с. 134-135.
2. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.
3.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации, с. 290-291.
/>/>
— функцию защиты прав исвобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду,достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного егоздоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ);
— функцию предотвращенияэкологических катастроф и ликвидации их последствий;
— функцию решениядемографических, сырьевых и энергетических проблем;
— функцию борьбы с международнойпреступностью, обеспечения мирового правопорядка;
— функцию сотрудничествав области освоения космоса;
— функцию объединенияусилий в создании общепланетарного информа ционного пространства;
— другие функции.
Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека -права на жизнь и достойное существование).
1.4 Эволюция функцийгосударства
Появление тех или иныхновых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществне имеет строго предопределенного, причинно — следственного характера, не жесткодетерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более илименее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которыепредставляют собой важнейшие направления деятельности государства вопределяющих областях его существования в экономической, политической,социальной и иных.
Основные функции наиболее«чутки» к сущностным изменениям государства.
Иные же функцииподвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных,территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства,появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества,может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старыефункции.
Делаем вывод, что, такимобразом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственностьфункций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новыхфункций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменениясущности и формы государства.
Функции не являются чем-тораз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимостиот конкретно — исторических условий элементы этих общих функций могут приобретатьсамостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельнымифункциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительствоирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан(современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовомугосударству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие)и другие.
В дополнение ко всемусказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделениеглобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государствав экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в областисоздания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прави свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности,затрагивающих всю цивилизацию.

Глава 2. Основные внутренние функции
 
2.1 Экономическаяфункция
Вторая половина XX столетияхарактеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входитьэкономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпыее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возниклигосударственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, игосударственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися.В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленныеакционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупногобанкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современноегосударство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессыв масштабе всей страны.
Экономическая функциягосударства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социальноориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителейи потребителей.
Этому посвященозаконодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Онозащищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров потребителей, недопускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимаетантимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многихвидов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль надэкспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей ит. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития обществав целом. [1]
В экономической функциинаиболее полно проявляется современная роль государства в областихозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночнаяреформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизмРоссии.
За прошедшие годы ужеобозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода,право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимостьпоиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживанияэффективного государственного регулирования, совместимого с рыночнымимеханизмами. В этом главная особенность экономической функции современногоРоссийского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функциейСоветского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.
Сегодня экономическая функцияохватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройкароссийской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненнонеобходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержкастратегических, высоко-конкурентных на мировом рынке и социально значимых для Россиипроизводств;
/>

1. Теория государства иправа. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского ипроф.В.Д.Перевалова.М.: Норма-Инфра, 2000, с.152-153.
/>

демонополизация производства;реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства;целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российскихкомпаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформаэкономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение правачастной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции иторможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современнойсистемы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т. д.
Особое место в правовом обеспеченииосуществления экономической функции принадлежит новому Гражданскому кодексу РоссийскойФедерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основарыночной экономики, общества Цивилизованных собственников, экономическойсвободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.[1]
2.2 Социальная функция
Многие государствахарактеризуют себя как социальные. Это означает, что они считают своей важнойзадачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянииобеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводитмероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях инетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 КонституцииРоссийской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечениепо возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детейи в иных случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерациифинансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаютсямеры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитиюфизической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическомублагополучию.[2]

1. Общая теория государстваи права. Академический курс в 2-х томах.
/>Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.Изд. Зерцало, 1998г., с.201.
2. статья 41 пункт 2Конституции РФ.
/>/>
Поощряются добровольное социальноестрахование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.[1]
Государство осуществляетсоциальную функцию обеспечения социальной справедливости и равных возможностей всехграждан вести обеспеченную и достаточную жизнь.
Так, статья 7 действующейКонституции РФ устанавливает:
1. Российская Федерация этосоциальное государство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерацииохраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальныйразмер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства,отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается системасоциальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иныегарантии социальной защиты.
Нельзя не констатировать,что не все взятые на себя государством обязательства выполняются, но это можноотнести к фиктивности конституции, когда закон и действительность расходится.
Будем надеяться, что разрывмежду законом и действительностью постепенно будет сокращаться. Социальнаяфункция государства направлена на смягчение и преодолениетаких издержек нынешнегопереходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы;на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремениэкономических трудностей между различными группами населения.
К социальной функции такжеотносятся такие сферы как народное образование, здравоохранение, наука.
Правовому обеспечению социальнойфункции служат закон РСФСР о государственных пенсиях, Семейный кодекс РФ,законы РФ «О страховании», «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указыПрезидента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечениюздоровья населения», «О социальной защите инвалидов в РФ»,«О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ» и др. [2]
/>1. статья 39 пункт 3 Конституции РФ. (РИОР, 2007. – 48с.)
2.Общая теория государстваи права. Академический курс в 2-х томах.
Отв. ред. проф. М.Н. Марченко.Т.1, Теория государства. М.: Зерцало, 1998, с. 202
/>/>
Для выполнения социальнойфункции, государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение,образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятостьнаселения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размерызаработной платы и др.
Таким образом,государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
2.3 Функция развитиякультуры, науки и образования
Эта функция сложилась вместоранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированиеммонопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развитиякультуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией РоссийскойФедерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакаяидеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного,научного, технического и других видов творчества, преподавания, охранаинтеллектуальной собственности.
Содержание этой функции сегоднясоставляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы,искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культурыи спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранениеисторико-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий,архивов, музеев, библиотек.
В содержание даннойфункции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественнойинтеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческойдеятельности научных коллективов и для свободной состязательности различныхшкол и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальныхтеоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использованиекак образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитиеинтеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работыобщеобразовательной школы.
Правовую основу осуществленияданной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ«Об образовании» (с изменениями и дополнениями), указы Президента РоссийскойФедерации «О государственной поддержке Российского фонда культуры», «Онекоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебныхзаведений РФ» и др.[1]
Постоянно расширяется сферанаучно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызванотем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ оченьсильно возросли.
Поэтому государство беретна себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачиваетрасходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
 
2.4 Экологическаяфункция
Экологическая или функцияохраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных.Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку,его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
Объективным фактором, вызывающимнеобходимость такой основной государственной функции, является развитие научно-техническойреволюции и ее последствия для человека. Имея огромные блага для людей, НТРодновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечениемокружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызываетразного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнениювоздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительномуи животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышлана передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международноммасштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.
Основное содержаниеэкологической функции составляют государственное управление и координациядеятельности в области охраны окружающей среды, регулированияприродопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления иулучшения качества окружающей среды.
/>

1.Общая теориягосударства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т.1, Теория государства. М.: Зерцало, 1998, с. 202-203.
/>/>
Ведущая роль в осуществленииэкологической функции принадлежит Министерству природных ресурсов РФ иГосударственному Комитету РФ по охране окружающей среды.
Вместе с ними в выполненииэтой функции, применительно к своему профилю, участвуют Министерство по атомнойэнергии, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий, Комитеты Российской Федерации по земельным ресурсами землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификациии другие ведомства.
С помощьюзаконодательства государство устанавливает правовой режим природопользования,берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной средыобитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являютсяКонституция Российской Федерации и законы Российской Федерации «Об охране окружающейсреды», «Основы лесного законодательства», «О недрах»,«Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасностинаселения» и др. [1]
Охрана природы — дело всегообщества, но только государство, обладающее необходимыми средствами ивозможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реальнообеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпохупроблемы охраны и рационального использования природных богатств, приобрели большоеэкономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересывсех народов и государств.
Чем разумнее использоватьбогатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охранаприроды выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляетсобой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природыв рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и егоорганы.
Так, в статье 9Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсыиспользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельностинародов проживающих на соответствующей территории”.
В основе осуществления экологическойфункции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства подлежатохране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственныйоборот или нет.
2. Использование природныхбогатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительноесоблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность заего нарушение.
Уголовным Кодексом РСФСР обадминистративных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания заправонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 — 87).
Проведение этих принциповобеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач,стоящих перед государством в области охраны и рационального использованияприродных ресурсов.

2.5 Функция налогообложенияи взимания налогов
Это направлениедеятельности государства охватывалось ранее более общей хозяйственно-организаторскойфункцией.
В новых условиях развитияРоссии в силу возрастания роли значительного расширения объема и усложнения содержанияданная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделиласьв одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формированиеи пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального,так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видовналогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности,налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т. п.,а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Базовым нормативным актомвыполнения рассматриваемой функции выступает Закон Российской Федерации«Об основах налоговой системы РФ». В нем определены виды налогов,объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогоплательщикови т. д.
Контроль за исполнением данногозакона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральные органыналоговой полиции, которые проверяют правильность исчисления налогов,своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.
Кроме того, они призваны обеспечиватьсоблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью,выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты ирегистрационные удостоверения.
Нынешние кризисныеявления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функциейзадачу оптимального сбора налогов в казну.
Однако одновременно сэтим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должнопроявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующеевоздействие на экономику.
В Российской Федерациипроводится, хотя и с определенными издержками, реформа налоговой системы. Принятыосновные законы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения. Законодательныеакты по мере развития общества уточняются, дополняются и изменяются.
Несмотря на принятыемеры, собрать налоги в полном объеме или хотя бы их большую часть не удается. Причинэтому множество. Методы борьбы с налоговыми правонарушениями, основывающиеся наприменении финансовых санкций, не дали положительных результатов, что послужилооснованием для введения уголовной ответственности за налоговые преступления и созданиянового правоохранительного органа — налоговой полиции.
На этапе становления вРоссии новых социально-экономических отношений и перехода к иным формамгосударственного управления, неизбежно возникают и обостряются противоречияобщественного развития, обусловленные проводимыми экономическими преобразованиями,слабостью и неразвитостью рыночных институтов экономики и социальным расслоениемобщества, а также распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности,проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отраслипроизводства.
Ослабление роли государственныхинститутов в регулировании экономических отношений оказало влияние на снижениестабильности финансовой системы страны, которая во многом определяется устойчивымформированием доходной части федерального бюджета.
Именно федеральный бюджет,являясь источником финансирования соответствующих федеральных и региональныхпрограмм, непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности вобществе, сохранение государственной целостности России, успешное проведениеэкономических и социальных преобразований.
Налоги являются одним изосновных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому вэффективности работы государственных органов по сбору налогов заключаетсяразрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономическойбезопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции постепенносформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике.
Для того, чтобы иметьобъективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественныхпротиворечий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в угрозубезопасности, а также эффективно управлять этими процессами и воздействовать наних, государство должно принимать меры экономического, политического и иногохарактера, соразмерные величине угрозы.
Важное место среди таких мерпринадлежат мерам правового и организационного характера. Одной из целей ихреализации является создание сил и средств обеспечения безопасности, а также законодательноеи нормативно-правовое обеспечение деятельности.
Анализ ситуации, сложившейсяв сфере экономики и, в частности, связанной с собиранием налогов, пополнением доходнойчасти, свидетельствуют, что в настоящее время налоговые правонарушения и преступленияпо своим социальным и экономическим последствиям, по их взаимосвязи с другими экономическимипреступлениями представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства./>
К словам Исаева А.А.(Очерк теории и политики налогов, 1887), «В будущем можно ожидать, вместе сдальнейшим развитием знаний и нравственных качеств, и более глубокого сознания обязанностиграждан относительно государства, а потому все более редкого уклонения от платежаналогов", я хочу добавить, что до тех пор, пока наша системаналогообложения не станет такой, что будет невыгодно скрывать прибыль и вести «чернуюкассу», государству придется развивать и расширять деятельность государственныхналоговых органов».
2.6. Функция охраныправ и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка
Охрана правопорядка — важнейшаяи необходимая функция любого
государства, вытекающая изпотребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигаетсяохрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтомуданная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждани правопорядка. [1]
В современных условияхсущественные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанныхмежду собой составных компонентов содержания этой триединой функции.
Конституция РоссийскойФедерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью,впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанностигосударства. Тем самым охрана и развитие политических, экономических,социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельностивсех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Новым моментом всодержании данной функции является также то что согласно ст. 8 Конституции вРоссийской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная,муниципальная и иные формы собственности. Сообразно с этим прежде всего должна осуществлятьсяравная правовая защита всех форм собственности.
В современной обстановке возрослозначение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждениеи сокращение правонарушений.
С учетом опасныхтенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозунациональной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — этообуздание преступности.
В последнее времяпредприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении,подготовлена Федеральная программа борьбы спреступностью на ближайшие годы.
Особое место в правовомобеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодексРоссийской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г. Важная роль в этом принадлежиттакже законам РФ «Опрокуратуре РФ» (новая редакция), «Об оперативно-розыскнойдеятельности», указам Президента Российской Федерации «О защитенаселения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности»,«О мерах по усилению борьбы с терроризмом» и др.
Неотложной меройукрепления правовой основы обеспечения борьбы с преступностью является принятиеновых Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов РоссийскойФедерации.

Заключение
 
Итак, мною в работерассмотрены подавляющее большинство аспектов понятия «функции государства».
Деятельность государства широкаи многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуетсявысокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяютувидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства неостаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,более сложные.
В будущем будут возникатьи новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимобудет решать.
Таким образом, из рассмотренныхнами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления,представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересывсего общества.
Каждая функциягосударства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельностьв конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делаетгосударство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Анализ основныхнаправлений деятельности государства необходим для того чтобы сначала выделитьи описать основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует стремитьсязаконодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценитьс этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченныхидеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующиеего социально-экономическому и духовному строю государства и свободы человека.

Список использованнойлитературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства иправа. М.1999
2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И.Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическоепособие. М.: УКЦ. ЮрИнфоР,1998
3. Конституция Российской Федерации.1993
4. Кучеров И.И. Налоговые преступления.Учебное пособие. М.: УКЦ. ЮрИнфоР,1997
5. Лазарева В.В. Теория государства иправа. М.1997
6. Морозова Л.А. Функции Российского государствана современном этапе// Государство и право. 1993, №6
7. Общая теория государства и права. Академическийкурс в 2-х томах. Отв. ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теориягосударства.М.: Зерцало,1998
8. Теория государства и права.Учебник для вузов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра, 2000 г.
9. Марченко М.Н. Проблемы теории государстваи права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2007.- 768 с.
10. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теориягосударства и права. Учебник для студентов ВУЗов. Москва «Юрист», 2003 г.
11. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государстваи права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,1999.
12. Проблемы теории государства иправа. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Проспект, 1999.
13. Клименко А.В., Румынина В.В.Теория государства и права: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. проф. образования– М.: Высшая школа, 2000, с.99.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Суб’єкти оперативно-розшукової діяльності
Реферат Бухгалтерский учет и анализ оплаты труда на примере ООО Фламинго 2
Реферат Исследование эмоционального выгорания педагогов и медработников работающих с детьми
Реферат Государствообразующие концепции украинских гетманов
Реферат Бухгалтерская отчетность ОАО Планета центр
Реферат Бухгалтерский учет и аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Реферат Бухгалтерский учет и анализ оплаты труда на примере ООО Фламинго
Реферат Бухгалтерский учет в банках 2
Реферат Бухгалтерский баланс его значение в современных экономических условиях
Реферат Бухгалтерский учет в банках 2 Ознакомление с
Реферат Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях 2
Реферат Бухгалтерская отчетность на примере предприятия
Реферат Бухгалтерская отчетность 2 Бухгалтерская отчётность
Реферат Бухгалтерская отчетность 19
Реферат Бухгалтерский и налоговый учет арендных операций