Реферат по предмету "Философия"


Философская культура эпохи Возрождения

РоссийскийГосударственный
Торгово-ЭкономическийУниверситет
Саратовскийинститут (филиал)
Контрольная работа
по философии
ТЕМА: «Философскаякультура эпохи Возрождения».
ВЫПОЛНИЛ:
Студент 3 курса ТЭФ
Специальность: «Экономика и
управление на предприятии».
САРАТОВ-2006 г.

Содержание
Введение
1. ФилософияВозрождения: антропоцентризм, гуманизм, развитие человеческой индивидуальности
2. Натурфилософияи становление научной картины мира (Н. Кузанский, М. Монтель, Дж. Бруно)
3. Социальныеутопии эпохи Возрождения
Заключение

Введение
Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья кНовому времени. Она охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поискновых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям,начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичнымгородам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, вдругие страны севера Европы. Духовное; брожение, охватившее европейские страны,стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальныхпорядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпохавозникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новыхполитических и социальных концепций, социалистических утопий. И эта хотя эпохане оставила великих философских систем, а философское творчестворазворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», онаобосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии,свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.
На протяжении всего средневековья господствуетпредставление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельнойЦенности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая подруководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся напротивопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувствужизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение взнаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III)«О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление былоподорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии — Данте и Петрарки,ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли — одного изхарактернейших явлений данной эпохи.

1. Философия Возрождения: антропоцентризм, гуманизм,развитие человеческой индивидуальности
Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениямиво всех областях человеческой культуры, в том числе и в философии. Достаточноназвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, ДжорданоБруно, Томмазо Кампанеллы. Именно с ними связаны новые идеи в философии,которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.
Эпоха Возрождения для большинства стран Европы — этоэпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальныхгосударств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географическихоткрытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде,о живом мире, космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений,возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открытокровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике,механике.
Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два споловиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.).Само название эта эпоха получила в силу того, что в это время начался процессвозрождения классической древности, античной философии. Вызванные к жизнитворчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейшийтолчок развитию философской мысли.
Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картинумира. В своей главной тенденции она пантеистическая. Тяготея к отрицанию Богакак главной творческой силы, философия растворяет Бога в природе, отождествляетБога и природу. Бог философии эпохи Возрождения — это не Бог ортодоксальнойрелигии, не Бог схоластического и догматического теоретизирования. Философияперестает быть «служанкой богословия», а становится выражением знания имудрости.
Второй важной особенностью философии этою периодаявляется ее антропоцентризм. Именно человек, согласно этому подходу, становитсяосновным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится ицентром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее иодухотворенное начало.
В философии эпохи Возрождения можно выделить три периода:
1) Гуманистический или антропоцентрический (период ссередины XIV в. до середины XV в.);
2) Неоплатонический период (с середины XV в. до первойтрети XVI в.);
3) Натурфилософский период (вторая половина XVI в. — начало XVII в.).
Первый период характеризовался тем, что человек, его мир,духовные ценности были противопоставлены средневековому теоцентризму, когда воглаве угла было понятие Бога и его сущности. Второй период был связан сформированием гносеологических и онтологических представлений, и третий — ссозданием целостной картины бытия.
Сдвиг в сторону антропоцентризма. Вниманиевозрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно онстановится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже нестолько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, егосамостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота.Истоки такого философского интереса во многом определились переходом отфеодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальномухозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, егоактивности.
Понимание человека как творческой личности. Сдвиг всторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенногодостоинства человека. В средние века считалось, что творчество являетсяпрерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино,могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и вискусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремитсямаксимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи — живописец иизобретатель, Микеланджело — живописец и поэт, оба к тому же талантливыефилософы.
Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения.В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумногопредела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалитьдостоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишкомблагозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественногобудет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план немораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство ивместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческоетело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайногорасцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например,серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» идр.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческомутелу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800(!) частей.
Эстетическое, что в переводе с греческого означаетотносящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — естьвоззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве насвободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию вантичности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющееважнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складываетсявпервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный — о новоммировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслениюподвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. Встремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства вИталии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласованияинтересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляютлюбовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса ииндивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставитвопрос об истинном благородстве человека.
В «Божественной комедии», Данте (1265-1321), котораяпредставляет собой итог развития средневековой культуры, великий синтез поэзии,философии, теологии, в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания.Не отвергая учения о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений,Данте учит о том, что человек имеет двоякую — смертную и бессмертную — природу,что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойноепредназначение, «предопределяется к двум конечным целям». Одна из нихдостигается в здешней земной жизни и заключается в проявлении собственнойдобродетели, другая достигается лишь посмертно и при содействии божественнойволи. Двум целям отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь«наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Первый путь открытблагодаря естественному разуму, и земное предназначение человека осуществляетсяв гражданском обществе, по наставлениям философии, под водительством земногогосударя. Второй путь открыт «благодаря Духу святому», он основывается на верев откровение, и к цели ведет церковь, возглавляемая верховным первосвященником.Данте учит о свободе человеческой воли, свободе, лежащей в основе личнойответственности за содеянное, определяющей достоинство человека. Апеллируя кестественному разуму, он следует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которогоискренне преклоняется, считая, правда, что свет естественного разума необходимонаправлять не столько на теологические, сколько на этические проблемы.
2. Натурфилософия и становление научной картины мира (Н. Кузанский,М. Монтель, Дж. Бруно)
Николай Кузанский.
Он родился в Германии в местечке Куза в 1401 г. в семье крестьянина. Главные философские труды «Об ученом незнании», «О сокрытом Боге», «Омудрости», («О бытии — возможности» и другие оказали огромное влияние на умыего современников. Его философия тесно связана с традицией средневековогонеоплатонизма. Но он разорвал со средневековой ортодоксальной традициейсхоластического богословия. Ему были чужды стремления создать«рационалистическую» систему веры, для подкрепления которой использовалсяавторитет Аристотеля.
Центральной проблемой философии Кузанца является проблемасоотношения Бога и мира. «Рациональному» обоснованию средневековоготеоцентристского богословия в духе Августина или Фомы Аквинского, НиколайКузанский противопоставил концепцию «ученого незнания». Ученое незнание — этоне отказ от познания мира и Бога, это не скептицизм. Он стремился в такомназвании отразить невозможность, выразить полноту познания в терминахсредневековой схоластики. Кузанский возражает против познания Бога черезперечисление его атрибутов: ни одно определение, ни все они в совокупности немогут исчерпать божественной природы. Такой подход к познанию Ботасвидетельствует об отходе от канонической теологии. Это уже философский подход.Бог трактуется им как бесконечное начало и как скрытая сущность всего.
В этом подходе заметен уход от религиозной персонификацииБога, от упрощенных антропоморфных представлений о нем. Это уже не религиозныйБог, это философский Бог, философская идея, характеризующая первоначало всегосущего.
Николай Кузанский — отвергает терминологию СвященногоПисания. Он ставит проблему Бога как философскую проблему. В ней речь идет осоотношении конечного мира, мира вещей с их бесконечной сущностью. Постижениебесконечного бытия рассматривается в соотношении с бытием конечным. А это иесть философский статус проблемы.
При трактовке перехода от Бога к миру Николай Кузанскийотказывается от понятия единовременного акта творения. Он не употребляет такженеоплатонического понятия «эманация», истечение мира из Бога. В этом, по егомнению, имеет место процесс «развертывания» из Бога того, что содержится в немв «свернутом» виде. В этом плане Бог есть все, что он есть в свернутом виде;мир же есть то, что развертывается из него.
От позднейшего натуралистического пантеизма НиколаяКузанского отличает отказ признать «развернутую» в мире божественную сущностьтождественной природному началу. Бог и природа, согласно философии НиколаяКузанского, не одно и то же. Материя и все материальные вещи не только нетождественны божественной сущности, но никогда не исчерпывают ее, не могутвыразить полностью. Это лишь видимый мир, мир сотворений, мир кажимости, закоторым скрывается мир подлинной сущности.
Вселенная есть развертывание божественного первоначала. Иэто вечное развертывание и есть ее развитие. Такой подход тоже являетсяподлинно революционным. Схоластической картине мира, где сотворенный впространстве и времени мир конечен и неизменен как акт единовременноготворения, соотношение Бога и мира противопоставлено как первотолчок и вечноедвижение, развитие.
Человеческая природа рассматривается Николаем Кузанскимкак результат наиболее значительного, высшего божественного творения. Человеккак бы помещен над всеми его творениями и стоит ближе всех к Богу. Человек естьсовершенство творения. Но это качество присуще не одному конкретному человеку,а всему человечеству.
Возможность познания человеком мира не ограничиваетсятрактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самойприроде человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Богразвертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка.Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Началопроцесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим НиколайКузанский, по сути, закладывает основы философской гносеологии — теориипознания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуютощущения и восприятия.
Мишель Монтень.
Мишель Монтень (1533-1592), гасконский дворянин, былпрофессиональным философом. С его философским творчеством связано развитие идеигуманизма. Главный труд — «Опыты» он начал писать в начале 70-х годов изакончил после удаления от дел, уединившись в башне родового замка.
Хотя предмет книги — природа и Бот, на самом деле вцентре внимания там человек, его мир, его место в мире, его качества. Монтень всвоем трактате выступил против общепринятого способа философствования в видепустых словопрений, не имеющих отношения к жизни. Монтеню, человеку новойгуманистической культуры, схоластические рассуждения кажутся чуждыми инадуманными. Главный порок схоластики еще и в том, что над нею довлеетавторитет, установление безусловных истин, которые не могут подлежать сомнению.И если в каноническом богословии — это тексты Священного Писания, то в областифилософии — это авторитет Аристотеля. Монтень так и пишет: «Аристотель — этобог схоластической науки». Отвергая авторитет Аристотеля, Монтень выступает заисторически конкретный подход к предмету познания.
Подлинная философия требует непредвзятого взгляда на мир.Она должна быть обращена не к абстрактным сущностям, а к человеку, к егоповседневной жизни. Она есть свободное, ничем не ограниченное рассуждение очеловеке, о его месте в мире.
Построение новой философии, прежде всего, должно бытьсвязано с освобождением от пут школьной философии, схоластики, религиознойверы. А это связано с тем, что вес постулаты и истины, которые ранее быливозведены в культ безусловных положений, должны быть подвергнуты сомнению.Поэтому в основе его философии лежит сомнение, скептицизм.
Обоснованию скептицизма посвящена специальная глава его«Опытов». В ней Монтень раскрывает познавательную роль сомнения, призывает небрать ничего на веру, больше доверять опыту и разуму, чем заветам и постулатам.Самоуверенной учености Монтень противопоставляет сомнение, убеждение в изначальнойнедостоверности, недоказанности тех или иных положений. Это исходное«незнание». Такое исходное «незнание» значительно продуктивнее пустого, взятогона веру «знания». Его «незнание», таким образом, не отказ от знания, а егопредпосылка: только признав свое незнание в каком-то вопросе, мы можем,освободившись от пут и догм, двинуться по пути познания. В основе его теориипознания скептицизм. Но скептицизм Мишеля Монтеня не только не ведет крелигиозному смирению, к отказу от знания, он не ведет также и к агностицизму.Отвергая притязания на полное знание, он не отказывается от познания мира. Егоубеждение состоит лишь в том, что всякое знание относительно. И этаотносительность, прежде всего, обусловлена бесконечностью объекта познания.Относительность и ограниченность наших познаний Монтень подтверждает также ифактами из истории науки, из общей картины эволюции мира. «Кто знает, — писалон в «Опытах», — не появится ли через тысячу лет какая-нибудь третья точказрения, которая опровергает обе предыдущие».
В критике теологии Монтень выступает против того, чтобыприписывать Богу какие-либо человеческие черты. В этом отношении не имеютникакого смысла попытки рассматривать божественные атрибуты. И дело не в том,что Бог в принципе непознаваем в силу его бесконечности и недоступности длячеловека. Главное в том, что Бог не имеет и не может иметь никакого отношения кделам человеческим, к их поступкам, порокам, страстям и желаниям. Богу нет деладо нас, как нет дела до нас и природе. В конце концов, Монтень приходит к такимвыводам, что Бог — это то же самое, что и природа. Религия же, по Монтеню, естьпросто «обычай». Он резко выступает против всякой мистики и веры в чудеса.Будучи обычаем страны, народа, став общественной традицией, религия обладаетавторитетом для тех, кто ее придерживается.
Этическое учение Монтеня — это учение о разумной,добродетельной жизни. Нравственное учение необходимо строить на природныхоснованиях. Ни религия, ни обычаи разных стран не могут служить примерамивыработки хорошего поведения. Перечисление в «Опытах» обычаев разных странубеждает, что все они имеют отношение к тем или иным ушедшим поколениям,которые вряд ли могут служить образцом для живущих. В этике Монтеня нет местапостулату о бессмертии души — главнейшему признаку религиозной нравственности.Природа, по словам Монтеня, не обещает нам бессмертия души. Она учит видеть внеизбежности смерти всего живого одно из звеньев управляющего Мирозданиемпорядка.
Джордано Бруно.
Джордано Бруно (1548-1600) разработал пантеистическуюнатурфилософию. Он был продолжателем традиций средневекового свободомыслия. Наего взгляды оказали огромное влияние открытия Николая Коперника. Но надопомнить, что Бруно не был астрономом, его заслуга в раскрытии философскогозначения коперниканства. Вторым его важным мировоззренческим источником былотворчество Николая Кузанского. Но если Кузанец выдвинул идей о соотношении Богаи природы, приблизившись к пантеизму, к полному растворению Бога в природе, котождествлению их, так и не провозгласив это в качестве окончательно вывода,оставаясь религиозным деятелем, кардиналом, то Бруно просто порвал с теологией.
Пантеизм Бруно — самая радикальная и бескомпромисснаянатурфилософская система. За свои радикальные взгляды он был подвергнут судуинквизиции и приговорен к смерти. Известны его слова во время прошенияприговора: «Вы, может быть, с большим страхом произносите этот приговор, чем яего выслушиваю!» 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площадиЦветов в Риме.
В центре его философской системы — учение о Едином.Единое — главная категория его философской системы. Единое у Бруно совпадает сматериальной Вселенной. Единое одновременно есть и причина бытия, и само бытиевещей. Бруно писал, что Вселенная едина, бесконечна, она сама причина самой себя.Вселенная не сотворена: она существует вечно и не может исчезнуть. Она — нематерия, ибо не имеет формы и не может ее иметь; она бесконечна и беспредельна.В Едином существуют различия так же, как и в многообразии вещей имеетсясходство и единства. В Едином совпадают единство и множественность, минимум и.максимум, конечное и бесконечное, прерывное и непрерывное.
Бруно отверг аристотелево понимание косной и инертнойматерии и оплодотворяющей ее формы. Материя в самой себе содержит все формы,она является источником действительности. Она обладает не только реальнымбытием, но и является вечным началом всего;: в ней возникают новые формы послераспадения и гибели старых.
В своем учении о материи Бруно обращается к античнойатомистике. Он вслед за Демокритом утверждал, что имеется предел деленияматерии; существует нечто более неделимое, первооснова всего. Это атомы — основа всякого бытия. Их движение и сталкивание не является случайным; всеподчинено законам природы. А эти законы разумны.
От такого тезиса Бруно приходит к идее панпсихизма(всеобщего одушевления) и к понятию «мировой души». Внутренняя способностьматерии к образованию новых форм именуется, Бруно Душою мира. Главнаяспособность мировой души — всеобщий ум, который и является основной действующейпричиной. Бруно утверждал, что мир одушевлен, и все природные тела в равноймере обладают сознанием.
В материальной Вселенной Бруно нет места пустоте, но естьпространство, как необходимое условие движения материи. Оно изначально, Это незначит, что оно предшествует материи во времени или в качестве причины. Оноявляется изначальным условием существования материи. Также Бруно выступаетпротив существования времени вне и независимо от материи. Время онрассматривает как длительность материальных процессов. А отсюда уже недалеко довыводов о том, что время и пространство — суть формы существования материи.
В своей космологии Бруно целиком опирается на открытияНиколая Коперника. Здесь, кроме гелиоцентрической системы, содержится еще ивывод о материальном единстве Земли и неба, что послужило в дальнейшемважнейшей предпосылкой исследования движения небесных тел. Следующим важнымположением, выдвинутым Бруно, был тезис о бесконечности Вселенной. Онутверждал, что вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все сущее,все бытие. Она вечна, никем не сотворена и не может исчезнуть.
Бруно был сыном своего времени и поэтому бесконечностьВселенной он все-таки связал с Богом. Именно проявлением божественной мудростиявляется бесконечная Вселенная. Здесь он отождествляет Вселенную и Бога. Это иявляется выражением его пантеизма. Бог полностью совпадает с миром,отождествляется с ним, обитает во всех частях мира, в каждой отдельной вещи.Основной вывод пантеизма следующий: Природа и есть Бог!

3. Социальные утопии эпохи Возрождения
В период образования первых зародышей капитализма,связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критическиреагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией.И хотя эти теории возникают и начале раннего капитализма, в них, собственноговоря, уже предвидятся горизонты капиталистического общественного строя ивыражаются идеи социального равенства людей. Часто это гениальное Предвидениеимеет утопический и иллюзорный характер, так как отражает объективнонесуществующие Общественные условия и силы тогдашнего общества. Утопическиеучения XVI в. связаны, прежде всего, трудами английского гуманиста Томаса Мора,итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и немецкого реформатора Томаса Мюнцера.
Томас Мор (1479—1555) происходил из богатой семьикоролевского юриста. Его гуманистическое мировоззрение формировалось вОксфордском университете, центре тогдашних английских гуманистов. Как членпарламента, он смело выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII,против его деспотизма. Этим он способствовал росту своего авторитета средилондонской мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера ГенрихаVIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии былказнен.
Творчество Мора является ярким выражениемгуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и егосвободе. Трагические обстоятельства его смерти как бы предзнаменовали конецмечтаний о золотом веке, провозглашавшемся платоновской Академией во Флоренции,а также крушение «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского.
В своем главном произведении «Книжка поистине золотая иравно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и островеУтопия» он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написанав форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политическиевоззрения. В первой части работы дается критика английского общественногоустройства; во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном островеУтопия.
Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периоданачального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, ностремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что оникоренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественныеотношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом,который он конкретно демонстрирует на примере отношений, на острове Утопия,были общественная собственность, высокоорганизованное производство,целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределениеобщественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.
Томас Мор был одним из основателей утопическогосоциализма. Его творчество является наиболее важным исследованием о социализмеконца XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное учениесоответствует уровню научного познания того времени. Свои представления о новомобществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при ихреализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализоватьв ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимостьего учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».
Томмазо Кампанелла (1568—1639) был одним изпредставителей итальянской философии природы; однако более значительную рольсыграло его социальное учение: кроме «Города Солнца» он написал «О христианскоймонархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаиваетединство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию,провозглашает идею власти папы над всеми христианами.
Он выражает мысль о необходимости больших общественныхпреобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, -призываетв соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности иэксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализацииэтого переворота силой массового восстания. Кампанелла становится во главезаговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После поражения заговора онбежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе «Город Солнца» .
Книга «Город Солнца» возникла не случайно, как пытаютсяпредставить современные католические исследователи, она находится в полномсоответствии со всей духовной и политической жизнью автора, который насобственном опыте познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращаетбольшого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственностион полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.
Государственное устройство Солнечного города представляетсобой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец,первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники —Власть, Мудрость и Любовь —/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>занимаются вопросами войныи мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками,школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной,земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается сцерковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философиейприроды, задача состоит в их объединении.
В программе Кампанеллы, его видении будущего также естьтребование всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа.Римский сенат, состоящий из представителей других государств, должен решать всеспорные вопросы мирным путем.
Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора неявляется продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый рядвнутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов.Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, оликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.
Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям,их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворноетечение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве ониразвивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смыслеони позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рациональногомышления, в частности философии Просвещения.
Мы говорим о них как о предшественниках последующегоутопического социализма, являющегося продуктом более высокой ступени развитиякапиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и Фурье воФранции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при разработке своихсистем.
Этап философии Ренессанса занимает видное место в историифилософской мысли. Это период, в котором вследствие социальных и экономическихизменений, связанных с разложением феодального строя в Европе и возникновениемновых, исторически прогрессивных форм производства и общественных отношений,рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются натурализм,индивидуализм и рационализм. Возобновленный интерес к антике, сопровождающийрождение культуры и мировоззрения Ренессанса, диктуется потребностью веры всобственные силы, в возможность создания свободной естественной жизни дляиндивида. Источником и опорой для этого могла стать не средневековая духовнаятрадиция, но античная культура и философия. Хотя в гуманизме Ренессансапроявляются элементы аристократических, «элитарных» тенденций, по своимантисхоластическим, антиаскетическим выступлениям он сыграл объективнопрогрессивную роль.
Во всех областях культуры Ренессанса в течение всегопериода старые идеи, традиции, концепции сталкиваются с новыми. ФилософиюРенессанса также характеризует борьба новых идей и программ со схоластическимиконцепциями. Одной из важных и существенных задач философии того времени былоочистить древнюю античную философию от схоластических деформаций, сделать доступнымее подлинное содержание, а также в соответствии с требованиями нового уровняобщественного и научного развития идти дальше, выйти за ее пределы и границы.Философия периода Ренессанса характеризуется усилением связи с наукой.
Очевидно, что огромные революционные изменения вфилософии сопровождались противоречиями и конфликтами. Путь к новому непроходил по прямой восходящей линии, но, наоборот, при сохранении общейсхоластической ориентации в нем переплетались элементы старого и новогоспособов мышления, случались и компромиссы, но при всем этом новое философскоемышление требовало своего выражения. Пантеизм Ренессанса, прогрессивный вданных исторических условиях, выражал расхождение со схоластическимспиритуализмом. В то время лишь в его рамках могли проявлятьсяматериалистические тенденции, но ни в коем случае не вне него.
Основным признаком философии Ренессанса является егосветская, земная направленность. Если предметом средневековой философии былбог, то ныне на первое место выступает природа. Сосуществование и взаимноевлияние развивающейся экспериментальной науки и философии были для Ренессансанеобычайно важными и представляли собой перспективные зародыши дальнейшегоразвития философии. Значение философии Ренессанса можно кратко представить в томсмысле, что в целом она, собственно, создала основу философии Нового времени.Период философии Ренессанса представляет собой необходимый и закономерныйпереход от средневековых философских традиций к философии Нового времени.

Заключение
Таковы некоторые концепции, выдвигавшиеся философиямиэпохи Возрождения. Однако решающее влияние на последующую мысль имели нестолько сами эти концепции, сколько постепенно пробивавшая себе дорогу идеяавтономной философии, свободной от религиозно-мировоззренческнх предпосылок,опирающейся на опыт и естественный разум, философии, обосновывающей знания оприроде, естественные право и мораль, естествен-ную религию. Такую идею принялии протестанты, и многие католики. Лишь восточная церковь продолжает до нашихдней защищать идею христианской философии, идею философствования в вере. ЭпохаВозрождения не только завещала последующим векам убеждение в силе естественногоразума, способного обосновать самоценности земной жизни, но и посеяла сомненияв его силе, выявив необходимость для разума самоисследования, т.е. исследованиясвоих возможностей и границ.

Список используемой литературы
1. Баткин Д. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.М.,1978.
2. История философии/колл. авт. Лекции. М., 2000.
3. Спиркин А. Г. Философия. М., 1998.
4. Канке В.А. Философия. М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методичні рекомендації по перевірці організаторської та технологічнох діяльності ТЕЧ
Реферат Составление сметы затрат на производство и ценообразование
Реферат Новые технологии и общество будущего: тенденции и прогнозы
Реферат Управління вхідними і вихіними грошовими потоками їх характеристика. Планування грошовими потоками
Реферат "Классическая музыка"
Реферат Философия Н.А.Бердяева. Социально-политический аспект
Реферат Фразеологизмы в романе М.А.Шолохова "Поднятая Целина"
Реферат Облік результатів внутрішньоаптечного контролю якості лікарських засобів Оцінка якості лікарськ
Реферат Методика проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Реферат Дніпровський каскад позитиви та негативи
Реферат Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Реферат Economic Agricultural Statistics Essay Research Paper Essay
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Теоретическая фонетика арабского языка
Реферат Отбор и подбор в овцеводстве
Реферат Проектирование рисунка на трикотаже двойного полного трехцветного жаккардового переплетения для кругловязальной машины КЛК–10