Реферат по предмету "Философия"


Философия и её роль в обществе

Философияи её роль в обществе
 

План
1. Предмет философии
2. Вопросы философии
3. Функций философии
4. Природа философских проблем
5. Природа проблемы бытия
6. Философия и экономика
Список используемой литературы

1. Предмет философии
 
Философия — этораскрытие бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи, слово обытии: онтология. В отличие от мистицизма философия хочет быть произнесеннойтайной. X. Ортега-и-Гассе.
Мыслители разных эпохдали множество определений человека: он и «разумное животное», и «создательсимволов», и «политическое животное». Стоит отметить и еще одну черту, безкоторой человек не был бы человеком. Он, как бы ни старался, не может не философствовать,т.е. размышлять, прежде всего, о природе вещей, добывать глубочайшее знание,пробиваться к высшей мудрости. Такова его антропологическая, т.е. человеческая,природа, если угодно, странность… Человек пытается ответить на вопросы, которыекак будто не имеют значения для него лично.
Откуда взялся мир? Кудадвижется история? Чем вызвано возникновение сознание у человека? Каковопредназначение человека в мире?
Термин «философия»происходит от греческих слов: любовь и мудрость, и означает любовь к мудрости.Однако это еще не раскрывает ее существа, потому что одного любомудрия явнонедостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудростиеще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важнымусловием, чтобы стать философом.
Кроме того, остаетсяоткрытым вопрос: «Что же такое мудрость?».
Сами философы отвечали нанего по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различноепонимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте: «дажемежду настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких,которые знали бы, что такое собственно философия».
Первым, кто объяснилслово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI в. — начало V в. до н.э.). По словамДиогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:
Жизнь… подобна игрищам:иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые —смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы инаживы, между тем как философы — до единой только истины.
Итак, согласно Пифагору,смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческийфилософ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).
Однако совсем другогомнения придерживались софисты (греч. мастер, художник). Главная задачафилософа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествлялине с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считаетправильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства,вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистовчасто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.
Знаменитыйдревнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н.э.) полагал, что задачафилософии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишьфилософам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философамипоэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля(384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а еепредметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственнаянаука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и пониманиеради самого знания и понимания».
Следует отметить, чтопонимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями.Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появлениеконцепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страхаперед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 дон.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх передсмертью, может служить следующее его высказывание:
Стало быть, самое ужасноеиз зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещенет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существуетни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, адругие для нее сами не существуют.
Итак, одни мыслителивидят суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить,исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор кнебу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одниутверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должнаслужить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличаетразнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету исвидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо этопроявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникло множество самыхразличных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследованиякоторых были многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческогосуществования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистическийи антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либоодной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Можно выделитьсущественные моменты, свойственные философскому знанию вообще.
1. Исследование наиболееобщих вопросов бытия. Сама проблема бытия понимается в универсальном смысле.Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека.Философское учение о бытие получило название онтологии
2. Анализ наиболее общихвопросов познания. Познаваем или непознаваем мир? Каковы возможности, методы ицели познания? В чем заключается сущность самого познания? и Что есть истина?;
Каков субъект и объектпознания? и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии(от греч. знание, познание и учение).
3. Изучение наиболееобщих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема,конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказываетосновное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека,постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии,который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболееобщих и существенных вопросов человека. Это один из важнейших для философииразделов, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования.Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называетсяфилософской антропологией.
Философию можно определитькак учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира.
Однако это лишь краткаядефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего,философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и ихсистему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философскойтеории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщийхарактер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и самомышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении.Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такоесама философия, изучение ее истории.
Всякая философия являетсямировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в немчеловека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является такжефилософией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, чтопервое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает,например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение»нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие видымировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
Другой аспект этоговопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности.Мировоззрение, в том числе и философия, есть результат отражения мира. Ноглубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отраженияпроисходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан смироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешниепроявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Следующие по глубинеуровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесьсоздается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов иявлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровнемировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональныммышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И толькотогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируетсямировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный сабстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровнеможно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
Таким образом, философия— это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное,системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрыватьрациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира ичеловека.
Исторический аспектразграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия — этосамый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии.В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря,может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ееместо автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическоемироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественныесилы. История дает этому самые убедительные доказательства.
2. Вопросы философии
Философия как сложившаясясистема знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призванарешать. Один из таких вопросов — «Что такое философия?» В зависимости от егорешения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы ииспользует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская системаимеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого и составляет ее основноесодержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновахвсего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя»,для философов Нового времени — как возможно познание, для современногопозитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д.
Но существуют общиевопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, «Что первично:дух или материя, идеальное или материальное?» От решения этого вопроса зависитобщее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельнымихарактеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытиипросто ничего нет. В зависимости от решения этого вопроса выделяются такиекрупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируетсяцелый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качествеобщей методологии познания.
Философский метод (отгреч. путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического ипрактического освоения действительности, а также способ построения иобоснования системы самого философского знания.
Как и методы других наук,он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке являетсяотражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Этоотносится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.
Философский метод задаетобщие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом,освещающим путь. Однако различные философские школы и направления в соответствиисо своей спецификой и пониманием предмета философии формулируют и используютразличные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует иплюрализм методов. Общее, что свойственно им всем, — теоретическое мышление,выраженное в философских категориях, принципах и законах.
1. Переходя к болееконкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует, прежде всего, указатьна материализм и идеализм. О их содержании речь шла выше. В данном же аспектеследует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие подходы испособы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала вомногом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, духили природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первомслучае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознанииобъективной действительности, во втором — как самопознание сознания, абсолютнойидеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализнаших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтологияво многом определяет гносеологию.
2. Следующий аспектдифференциации философских методов — диалектика и метафизика.
Под диалектикой имеют ввиду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях и принципахразвития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоениядействительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и началостановления диалектики связано с периодом античности. Этот этап частохарактеризуют как стихийную, или наивную диалектику, имея в виду, прежде всегото, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с темони рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить,что уже тогда было разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклитв своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение иизменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть в первуюочередь на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот жепериод идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор,диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о«диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектикав принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случаеона выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическаядиалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как идиалектического идеализма) — Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики кактеорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как идиалектического материализма) К. Маркс и Ф. Энгельс придали ей целостный характер,распространив ее принципы не только на мышление, но и на природу и общество.
Диалектика возникла иразвивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления ипознания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картинымира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иныхмоментов или фрагментов бытия.
Метафизический методхарактеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. Всоциальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не снами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведениюмногообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаше наблюдается сведениевысшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Новоговремени было характерно сведение различных форм движения материи кмеханической. Поэтому он и получил название механистического материализма,который в свою очередь является проявлением метафизического материализма.
Необходимо отметить, чтосам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов иявлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегосяв постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Методабстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используетсяразличными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой —динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизики просто необходим впознании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания.Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либоодна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщейвзаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют.
Следует также сказать,что опасность познанию представляет не только абсолютизация покоя, но иабсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выражениеметафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь,ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютномурелятивизму. Для подлинной диалектики нет ни только покоя без движения, но идвижения без относительного покоя.
Помимо указанных методовфилософия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющиенаибольшее значение.
3. Сенсуализм (от лат.чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутсячувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств,ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли,Гольбах, Фейербах и др.).
4. Рационализм (от лат.—разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей являетсяразум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.).
5. Иррационализм — метод,который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, ауделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр,Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).
Бурное развитие науки ипознания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии какспециализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренниемеханизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критериинаучности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и ростнаучного знания, структура научных революций и др.
Все названные философскиеметоды находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостнуюсистему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания иосвоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и какособая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти двакачества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силувсеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое времяи как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следуетсмешивать.
3. Функций философии
Предмет и спецификуфилософии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса оее функциях.
1. Прежде всего, этомировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровнеймировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать надвойственный характер самих философских концепций, который выражается в ихтяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
2. Методологическаяфункция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философиявыступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методовпознания и освоения действительности человеком.
3. Следует выделить ипрогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общихтенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степеньвероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опираетсяна науку.
4. Нельзя не упомянуть итакую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенноэто касается изучения истории философии.
5. Критическая функцияфилософии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на самуфилософию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемыймногими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличииопределенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию исоциокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. Приэтом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаясяна диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.
6. С критической функциейфилософии тесно связана и ее аксиологическая (от греч. ценный) функция. Любаяфилософская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрениясамых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических,идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходныепериоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения ивстает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
7. Социальная функцияфилософии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватываетразличные аспекты общественной жизни. Но в общем, плане философия призвана выполнитьдвуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать егоматериальному и духовному изменению. Следует помнить, что в общественной жизнисоциальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение.Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно егохорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработкевсеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Еезадача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилияна организацию коллективных действий по их достижению. При этом степеньжизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивидможет ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющийхарактер, философия должна быть адресована каждому человеку.
8. С социальной функциейтесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Философиядолжна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида,способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждениюпозитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлятьфункцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильногосостояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успеваютсформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существованиенаходится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия и каждый долженделать свой нелегкий выбор.
Думается, что именносегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. смысл, и лечение) — теорию, котораясмогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться стеми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными передчеловеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией.Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек,по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.
Следует подчеркнуть, чтовсе функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагаетостальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческуюи методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарнуюи т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляетсяспецифика и сущность философского знания.
4. Природа философскихпроблем
Самая читаемая ипочитаемая книга в мире — Библия. Она начинается с пяти «книг Моисеевых»,первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложилсяза много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. дон.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение неслучайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен впервую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — егопроисхождения, структуры, возможных границ и т.д.
Философия взялась заразрешение этих вопросов в то время, когда она была практически единственнойформой теоретического знания (другие просто еще не возникли). Сегодня — ситуацияиная. Мощный комплекс естественно-научных дисциплин (космология, физика, химияи др.) чуть ли не посекундно может расписать сценарий возникновения нашейВселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характеристики. Однако ифилософия не утратила интереса к этим проблемам.
Необходимость особогофилософского их осмысления объясняется, во-первых, тем, что построение любойтеоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (креационизм —самоорганизация, материальность — идеальность), обоснованность которых не можетбыть найдена в пределах наличного человеческого опыта. Оправдание такого выбораищут в рассуждениях о «предельных основаниях бытия», а это, как известно, естьпредмет философии. И во-вторых, философский ракурс проблемам бытия придаетнеобходимость сопряжения бытия мира и бытия человека, непреходящая потребность вписатьсмысл человеческой жизни в более общий смысл мирозданья, уразуметь направленностьразвития того и другого. Но тут уж естествознание ничем помочь не может.Поэтому философский анализ проблемы бытия сегодня актуален ничуть не менее, чемдве с половиной тысячи лет назад.
Исследование наиболееобщих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философскогознания — онтологии. Его проблематика достаточно четко определилась уже в античныевремена. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».
Слово «бытие» в философиизаключает в себе существенно иной смысл, нежели в нашей обыденной речи, вкоторой оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнутьособую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаевобходятся нейтральным термином «существование». В глагольных формах слова«бытие» также возникли разные смысловые вариации. Общеупотребимый глагол «быть»(находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существительным«бытие». Однако для отличения философского характера его использования частоприменяют немного неуклюжую для русского языка форму «бытийствовать».
В чем же заключаетсядополнительный к обычному, философский смысл понятия «бытие»? (Чтобы ответитьна этот вопрос, нужно сформулировать исходную проблему, для обозначени которойи появилось в философии данное понятие. Причем это даже не одна, а целоемножество проблем, с постановки которых собственно, и должно начинаться всякоефилософствование.
Первый шаг заключается вконстатации самоочевидного: мир, в котором мы живем, существует. Он просто«есть», имеется в наличии, дан человеку как среда обитания. И при всех своихизменениях всегда сохраняет некую стабильность, связность, упорядоченность.
Зафиксировав в качествеаксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно двинется дальше:а каким образом он существует? Этот вопрос подразумевает прояснение сразунескольких характеристик бытия:
• Мир существует вечно?Он всегда был, есть и будет? Или он когда-то возник и, следовательно, рано илипоздно погибнет?
• Конечен или бесконеченнаш мир пространственно? Существуют ли какие-либо пределы, границыпространственной организации мира?
• Благодаря чемусуществует наш мир? Что его «держит», не дает ему «рассыпаться», рухнуть,потерять видимую упорядоченность и организацию? Если наблюдаемый нами миркогда-то возник, то по какой причине или по чьей воле? Из чего?
• Наш мир един илимножествен? Таких миров много или он один?
• Мир в целомразвивается, изменяется, или он стабилен и постоянен, а изменяются лишь егоэлементы? Если он изменяется, то, что движет миром? Где источник его движения иразвития?
• Есть ли в существованиинашего мира какой-либо смысл? Зачем он существует? Для какой цели? Или такихцелей и смысла нет, а видимая целесообразность и тонкая подгонка его частейдруг к другу — лишь кажимость?
• Разумность человека какчастицы мира является характеристикой локальной, случайной для мира в целом илиуниверсальной, пронизывающей все его бытие? И т. д.
5. Природа проблемыбытия
Осознания бытия как некойпроблемы, которая нуждается в решении, было впервые осуществлено в философииэлейской школы античности. Ее признанный глава — Парменид обнаружил, что логикаосмысления категории «бытия» неотвратимо приводит к весьма необычным выводам.Ход его рассуждений можно представить примерно так.
Бытие — это все то, о чемможно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать,что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) —есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования.Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытияможет быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует;то, чего нет — не существует).
Но если небытия нет, тоничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). Аесли ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется,т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся идругие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.
Выводы Парменидаостроумно подтвердил его ученик Зенон Элейский. В своих многочисленных апорияхон показал, что нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочиепривычные характеристики бытия непротиворечивым образом. На сколько частейможно разделить любой отрезок? Вроде бы на бесконечное количество, ведь пределаделимости не видно. Но отрезок-то конечен! Как же конечный отрезок можетсостоять из бесконечного количества частей? Получается чудо конечнойбесконечности, сосчитанной бесчисленности. Но это есть логическое противоречиеи, чтобы его снять, необходимо признать (по логике элеатов) неделимость, азначит, и единство (не множественность), и неизменность бытия.
А как же быть с тем, чтомы реально видим и чувствуем в окружающем нас мире, где все прекрасно движетсяи делится без проблем? Выходит, что мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем?Да нет, вообще-то он именно такой. Но он по сути своей не такой. Сущность мира,его бытие, т.е. то, что, позволяет ему существовать, радикально отличны отчувственно воспринимаемого его облика. И это настоящее, подлинное бытие мираоткрывается только в мышлении. А это значит, что природа его идеальна, оно вчем-то сродни нашему мышлению, составляет его абсолютную основу.
Парменидовское «бытие»выглядело, согласитесь, довольно необычно. Такая трактовка не могла не вызватьвозражений и выдвижения конкурирующих концепций. Но исходный пункт рассужденийуже не оспаривался: подлинное бытие не дано человеку непосредственно; оноскрыто, отлично от повседневной реальности и постижимо только силойабстрактного мышления.
Античные оппонентыПарменида не согласились, прежде всего, с отрицанием небытия. Без него мирнеполон, несовершенен, незакончен. Одно из самых удачных решений поставленныхэлеатами проблем нашел Демокрит. Вы помните, что основой мира он провозгласилатомы — мельчайшие неделимые частицы. Поскольку атом, по определению, неделим,то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить добесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, идвижение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех жеатомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаютсяразные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть — это пустота, вкоторой движутся атомы. Так родилась одна из самых глубоких и эвристичныхматериалистических концепций бытия.
Иное решение проблемыбытия было предложено Платоном. Единство, неделимость, неизменность он нашел вмире идей. Значит, идеи (эйдосы) — это и есть подлинное бытие. А все то, чтодвижется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир, — этонебытие. Таким образом, Платон не только сохранил парменидовские характеристикибытия (вечность, абсолютность, неизменность и пр.), но и сумел связать миридеального бытия с привычным нам миром вещей. Идеи присутствуют в вещах,выполняют функции образца, цели и понятия вещи. Чтобы объяснить вещь, надонайти ее идею, иначе говоря — понятие, т.е. то общее, устойчивое, постоянное вней, что дано только разуму, а не чувствам. Значит, только он в состоянии«схватить» сущность вещей; за изменчивым и разнообразным материальным миромразглядеть нечто постоянное, абсолютное, единое, т.е. реальное бытие.
Такое же резкоепротивопоставление чувственно воспринимаемого сверхчувственной реальности бытиясвойственно и концепции Плотина — наиболее крупной фигуры поздней античнойфилософии. Плотин, как мы помним, иерархизировал бытие, объявив его высшейступенью некое «Единое» (Благо), в котором исчезают все мыслимые различия. Приэтом оно оказывается не только базовой, но и творческой силой нашего мира,проявляющей свою природу в последовательном сотворении всех «этажей»реальности, в том числе и самых низших — материальных.
Постановка античнойфилософией проблемы бытия и поиски ее решения имели решающее значение дляформирования ментальности западноевропейской цивилизации. Результатом усилий античныхфилософов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.
1. Видимый,чувственно-материальный мир скрывает за собой некий абсолют, представляющийистинную суть бытия. В нем воплощены все «предельные» характеристики нашегомира: необходимость, единство, упорядоченность, совершенство, гармония, истинаи пр.
2. Подлинное бытиепостижимо исключительно разумом. Только сила абстракции в состояниивоспроизвести хотя бы некоторые черты лишенного наглядности абсолюта. Поэтомуданную человеческую способность надо всячески поощрять и развивать.
3. Если в человеческихабстракциях, понятиях «просвечивает» суть бытия (единство, неизменность,неделимость и т.д.), значит, они не произвольны, не чисто субъективны, ноявляются объективными мыслительными формами, имеющими всеобщее содержание. Поэтомуоперирование ими способно приводить к истине и без опоры начувственно-материальный опыт. (Из этой уверенности родилась западноевропейскаяметафизика.)
4. Если истинное бытиерадикально отличается от привычного нам материального, значит, наше земноесуществование неистинно, несовершенно. И, следовательно, его хорошо быизменить, переделать во имя стремления приблизиться к подлинному, настоящемубытию.
Проблема человека — однаиз самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломныепериоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и целисуществования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такойпериод переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознатьсегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться систорическим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты врамках истории философии.
Первые представления очеловеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах историилюдям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях,сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смыслачеловека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходиткак раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и вдиалоге между формирующейся философией и мифологией.
Именно таким образом ивозникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.
Античная Греция положиланачало западноевропейской философской традиции вообще и философскойантропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек несуществует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемыхкак абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой,соседями и полисом неодушевленными и одушевленными предметами, животными ибогами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиесявнутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятиекосмоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как частькосмоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого какживой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетскойшколы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживыми полагавших всеобщую одушевленность универсума.
Поворот к собственноантропологической проблематике связан с критической и просветительскойдеятельностью софистов и создателем философской этики Сократом.
Исходный принципсофистов, сформулированный их лидером
Протагором, следующий:«Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих,что они не существуют[см. список литературы, стр.238]. В концепции софистовследует обратить внимание прежде всего на три момента:
• релятивизм исубъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель,справедливость и т.д.;
• в бытие как главноедействующее лицо они вводят человека;
• впервые процесспознания они наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальныйхарактер истины.
Для Сократа основнойинтерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Онвпервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетельесть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, небудет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том,чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.И, прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственнойсущности и ее реализации.
Всей своей жизнью Сократстарался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама егосмерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явиласьапофеозом его нравственной философии.
Демокрит — представительматериалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, — эточасть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов же состоит идуша человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. В отличие от такоговульгарно-материалистического взгляда на душу человека его этическая концепцияносит более деликатный характер. Цель жизни, по нему, — счастье, но оно несводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье — это, прежде всего радостноеи хорошее расположение духа — эвтюмия. Важнейшее условие ее — мера, соблюстикоторую помогает человеку разум. Как утверждал Демокрит, «желать чрезмерноподобает ребенку, а не мужу», мужественным же человеком является тот, ктосильнее своих страстей.
В отличие от ДемокритаПлатон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душаявляется субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматриваетсякак враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общаяхарактеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первомместе в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Этообъясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, аэто и является главным в характеристике сущности человека и его отличия отживотного.
Человеческая душапостоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно.Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековоерелигиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключён,по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставитчеловека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя,природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним изсущественных моментов русской религиозной философской антропологии.
В концепции Аристотелячеловек рассматривается как существо общественное, государственное,политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, иот «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этомуповоду он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себясуществом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляетэлемента государства, становясь либо животным, либо божеством».
Еще один отличительныйпризнак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Такимобразом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделенноеразумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающиеего от животного.
К этому следует добавить,что Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностнойсущности человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь человекаимеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможностьсамореализации личности.
Новая сторонафилософского антропологизма обнаруживается в эпоху разложения древнегреческогообщества. На первый план здесь выступают проблемы человека, связанные ссоциальным и нравственным упадком, утратой экзистенциальных ценностей и смыслажизни людей. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуально-терапевтическаяфункция философии, т.е. та функция, которую В. Франкл назвал логотерапевтической.Особенно ярко она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобнотому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогатьлечить его душу. В плане соотношения индивида и общества Эпикур стоит напозициях методологического и социально-этического индивидуализма. Исходныйпункт рассмотрения общества и человека — это индивид. Социум — это лишьсредство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний иблага.
Древнегреческаяфилософская антропология, как и древневосточная, несет на себе печать мифологиии религии и развивается в непосредственном диалоге с ними.
6. Философия иэкономика
Различные стороныэкономической жизни общества изучаются соответствующими экономическими науками.Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная философия.Это, прежде всего, следующие вопросы: как соотносятся между собой общество вцелом и его экономическая жизнь и какое влияние оказывает она на развитиеобщества, каковы источники развития самой экономической жизни и ее основныепроявления, каково соотношение ее объективных и субъективных сторон, чтопредставляет собой экономическое сознание и как оно воздействует наэкономическую жизнь общества, как соотносятся существующие в обществеэкономические отношения и экономические интересы людей, как взаимодействуютмежду собой экономические интересы различных социальных групп, отдельных людейи общества. Встает вопрос и о том, насколько возможно сознательное, в том численаучное, воздействие на экономическую жизнь общества, ее развитие. Наконец,нельзя обойти вопросы о соотношении эволюции экономической жизни общества иэкономических реформ, о роли государства в них.
Эти и многие другиепроблемы имеют не только экономический, но и социально-философский характер, касаютсясуществования общества как целостной социальной системы.
Экономическая жизньобщества — это, прежде всего производство, распределение и обмен потреблениеразного рода предметов и услуг.
Это могут бытьматериальные блага, в том числе предметы питания, одежда, жилище, различныевиды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение иобразование. Это могут быть и духовные ценности, в том числе предметы искусства,науки, образования и т.д. Ибо производство, распределение, обмен и потреблениедуховных ценностей также имеют свое экономическое содержание и формупроявления. В их производство вкладывается интеллектуальный и физический труд,который должен быть оплачен, используются те или иные материалы, имеющие своюстоимость, а также орудия труда и оборудование, в том числе самые совершенные.Духовные ценности обладают также ценностью экономической. Нередко они выступаютв форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особогорода, содержанием которого выступают воплощенные в нем художественные образы,научные теории, чувства и мысли людей. Назначение духовных ценностей —обогащение духовной жизни людей, хотя, в конечном счете, они воздействуют навсе стороны жизни общества.
В процессе производства,которое всегда носит общественный характер, то есть предстает каквзаимодействие друг с другом многих людей и их совместное воздействие наприроду, происходит преобразование природных материалов, придание им свойств,благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. Приэтом материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная.Этим определяется характер воздействия людей на природу и свойства производимыхими предметов и услуг. Решающее значение имеет социальный тип того илииного способа производства, который определяется существующими отношениямисобственности на средства производства и его продукты. Этим определяется социальныйхарактер производства — то, какую роль играют в нем представители различныхклассов и других социальных групп и слоев, и, следовательно, характер отношенийраспределения, обмена и потребления созданных предметов и услуг. Ими в большейстепени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятсясредства производства.
В этом заключается одно изглавных проявлений взаимодействия, с одной стороны, производства, а с другой —распределения и потребления создаваемых предметов и услуг.
В свою очередь отношения распределенияи само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство.Они могут либо стимулировать его, либо сдерживать его развитие. Так, например,существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играетпринцип распределения по количеству и качеству труда, применяемый поотношению к наемным рабочим и служащим, существенно стимулирующий их труд, порождающийматериальную заинтересованность в повышении его производительности, втворческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительныйпринцип распределения не порождает таких мотивов и, по сути оставляетневостребованными творческие способности рабочих и служащих. Получение прибыли— это основной мотив деятельности предпринимателей и их основной экономическийинтерес в развитии производства.
Основополагающим стимуломразвития производства является потребление. Оно влияет на рост масштабовпроизводства, развитие его отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкойпромышленности, машиностроения, транспорта, связи и т.д. К тому же надо иметь ввиду не только личное потребление, направленное на удовлетворение личныхпотребностей людей, но и производственное потребление (нефти, газа,электроэнергии и т.д.), которое необходимо для осуществления самогопроизводственного процесса. Все это в решающей степени стимулирует развитиеобщественного производства.
Важное проявлениеэкономической жизни общества — отношения обмена между людьми,выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественноеразделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху, атакже отношения собственности, закрепляющие существующее разделениетруда между различными группами людей, а значит, и сложившиеся между нимиотношения обмена. Так, предприниматель, например собственник завода,производящего автомашины, обменивает свой товар на электроэнергию, сталь,другие товары, чтобы продолжать производство, а также на продукты питания,одежду, жилище, транспорт для удовлетворения личных потребностей — своих ичленов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия илиживотноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т.д.Обмен этот происходит в товарной форме, но может происходить и в форме прямогопродуктообмена, так называемых бартерных сделок.
В данном обменепродуктами (товарами) выражен, по сути дела, обмен деятельностью междуразличными товаропроизводителями и, следовательно, обмен их способностями.Более наглядно это выступает, когда происходит обмен услугами. Скажем, врачоказывает свои профессиональные услуги разным людям, когда оказывает им медицинскуюпомощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет емукостюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т.д.
Обмен продуктамипроизводственной деятельности и услугами опосредует связь между производством ипотреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.
Все ее проявления, аименно: производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен ипотребление (личное и производственное) — тесно связаны между собой и взаимодействуютдруг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивыйхарактер. Вместе с тем объективные противоречия между производством ираспределением, распределением и обменом, производством и потреблениемвыступают в качестве движущих сил развития всей экономической жизни общества.
Развитие общества и егоэкономической жизни тесно взаимосвязано. Они соотносятся между собой как целоеи его часть, которая существует и проявляет себя в рамках единогоцелого. Экономическая жизнь общества испытывает на себе влияние всех сторон общественнойжизни, в том числе сложившейся социально-классовой структуры общества, егополитической и духовной жизни. В свою очередь экономическая жизнь общества ипрежде всего способ общественного производства оказывают существенное ив ряде случаев решающее влияние на функционирование и развитие различных явленийобщественной жизни и общества в целом,
Это влияние настолькоглубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественногопроизводства основой существования и развития всего общества. В подтверждениетакого вывода приводятся довольно веские аргументы:
1) без постоянногоосуществления производства материальных благ существование общества невозможно;
2) способ производства,прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяютпоявление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, егосоциально-классовой структуры;
3) способ производства вомногом определяет развитие политической жизни общества. Как правило, в нейдоминируют экономически господствующие классы и социальные группы, которые определяютработу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многихполитических партий и, в конечном счете всей политической жизни;
4) в процессепроизводства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизниобщества, в том числе здания для функционирования учреждений духовной культуры— библиотек, музеев, театров и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, краскидля печатания книг, журналов, газет, музыкальные инструменты и многое другое.Речь идет о материальном обеспечении духовной жизни общества.
Как видно, вывод означительной роли способа производства в развитии общества достаточнообоснован.

Список используемойлитературы
 
1. Желнов М.В. Предмет философии вистории философии. М. 1981
2. Кувакин В.А. Что такое философия?М. 1989
3. Мамардашкили М.К. Как я понимаюфилософию. М. 1990
4. На переломе: философия имировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М. 1990 Разд.З
5. Роль философии в научномисследовании. Л. 1990
6. Философия и жизнь. Знание Сер.Философия 1990 № 9
7. Франк С.Л. Смысл жизни. Вопросыфилософии. 1990 № 6
8. Франкл В. Человек в поискахсмысла.— М., 1990;
9.  Фромм Э. Иметь или быть.— М., 1986.
10. Щербинин В.А. Научноемировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.