Реферат по предмету "История"


Изучение быта и нравов сибирских староверов

Городскаяоткрытая научно-практическая конференция школьников и студентов
Тема: Изучениебыта и нравов сибирских староверов.
2007г.

Содержание
Введение
Глава I. Сибирь и старообрядчество
1.1. Появление старообрядцев вСибири.
1.2. Толки и согласия староверов.
1.3. Староверы верховьев малогоЕнисея.
Глава II. Особенности жизнистарообрядцев в Сибири
2.1. Населенные пункты.
2.2. Занятия.
2.3. Хозяйственный быт.
2.4. Традиции и обычаи.
Глава III Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и
 культуры Сибири.
Заключение
Список литературы

Введение
В настоящее время в нашейстране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрожденияобщества, поиск национальной идеи.
Во всем мире, во всехстранах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания,жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России в 1917 годупосле Октябрьской социалистической революции старые нормы и духовные ценностирусского народа были заменены на коммунистическую идеологию, которая должнабыла помочь народу преодолеть разруху после Гражданской войны, выстоять ипобедить в Великой Отечественной Войне. Во времена перестройки и в 90-е годыпроизошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако, небыли предложены другие, на которые могло быть только ориентировано общество.Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороныдемократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ееотрицательные стороны – получила широкое распространение наркомания,проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Прекращена работа смолодежью. Утрачены институты, школы, семьи (закрылись кружки, секции, неткульта родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральныепустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями.Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества.Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык.Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальныхтрадиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений.Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания отом, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можнопринять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, чтобыло в традиционных укладах жизни русского народа. Такими заповедниками русскойкультуры были поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранилисьдуховные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательноеотношение к аморальным вредным привычкам. В этом можно убедиться, побывав врайонах компактного проживания староверов.
Гипотеза: Старообрядчество оказалозначительное влияние на духовный мир сибиряков.
Цель моей работы заключается в исследованиибыта и нравов старообрядцев Сибири.
Я предполагаю раскрытьцель своей работы, решив следующие задачи:
1. Выяснить условия иобстоятельства появления староверов в Сибири.
2. Изучить быт, занятия,традиции и обычаи старообрядцев.
3. Определить влияниестарообрядчества на хозяйство и культуру Сибири.

I. Сибирь истарообрядчество.
ОсвоениеСибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этомисторическом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определилиособенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачестваи движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.
Казаки атамана Ермака,сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей напротяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода,казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучшепроявить храбрость и завоевать для отечества могущественную Сибирь, заслуживтем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частьюРоссии, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда.
Извозведенных казаками первых сибирских острогов берут свое начало основныесибирские города. Казаки охраняли границы государства Российского и своейстрогой уставной культурой определяли энергетику и ответственность сибиряков.
Особое значение вразвитии культуры Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковныхобрядов – старообрядцы считали, что церковная реформа патриарха Никона разрушитне только священную природу православия, но и самобытность русской культуры.Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви игосударства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мираподвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовнойистовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время вобразцовые поселения. Благодаря старообрядцам, Сибирь сохраняла традиционныеаскетические формы жизни.
Потомки старообрядцев впоследующем времени внесли большой вклад в развитие российской культуры какцелостности (русское купечество, наука, промышленность). Значительная частьроссийского капитала 19 века находилась в руках старообрядцев. Они создалитекстильную промышленность Москвы и Подмосковья. Среди старообрядцев крупныединастии промышленников и торговцев. Старообрядцы из Саратовской губерниипродавали хлеб за границу в таких крупных масштабах, что от их поставокзависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейскихгосударств. Старообрядцы построили сотни больших торговых сел и поселков, гдежили общиной.
Благодаря старообрядцам вСибири устояла разрушенная в 1649г соборным уложением русская община. Здесь сновой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая вСибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность,восходящая к древним русским традициям, в сравнительно короткое время позволиласформировать мощные земледельческо-зерновые районы по всему лесостепному поясуСибири, которые в середине XVIIIвека превратили Сибирь из ржаной в пшеничную. Русские переселенцы сравнительнобыстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Сибири. Свобода и воля сначала XVIIIв зарождают в суровой Сибирипромышленность и совершенно не свойственные для центральной Россиитоварно-денежные отношения. С приходом русских в Сибирь зернопроизводство иживотноводство становятся основными направлениями сельскохозяйственногоразвития. Освоение Сибири приобретает устойчивый сибирский характер с присущимидуховно-ценностными и технологическими качествами.
Такимобразом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая – официальнаягосударственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая,которую можно обозначить как диссидентскую, то есть возникшую в результатеборьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – старообрядцы.
Обе силы заложили основысибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили острогии города, укрепляли власть России в регионе. Старообрядцы внесли особуютвердость духа, трудолюбие и ответственность.
Сибирьбыла землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права.Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимоеотношение к разным религиозным формам. Сибирь явила истории пример мирноговзаимодействия представителей разных религий и культур.
В зависимости ототношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак)среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Средибеспоповцев много толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. Кчасовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие –старообрядцы первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся надлительное время без священства. Вынужденно совершая обряды богослужения без попов,сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцевостается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иныхстарообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели –«кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершениекрещения в открытой. Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале вЗападной и Восточной Сибири.
В Сибири проживал большойпроцент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том,что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибиристарообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своейхозяйственной деятельностью проносили пользу государству. Будучи хорошимихозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводилипашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий,есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районеОбь-Енисейского канала.
В местах компактного проживаниястарообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким региономявляется верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятсястарообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык,Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколькостарообрядческих семей. Многие страрообрядцы Верхнего Енисея – выходцы из южныхрайонов Красноярского края. Причинами их переселения являются: поиски страныБеловодья (земли обетованной), революционные события, Гражданская война иколлективизация.

II. Особенности жизни старообрядцев вСибири.
 
Встарообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русскиенациональные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархальногоуклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохраниласьвера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства.Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие,терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людейотношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным вмировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома,приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда.Русскоенаселение Тувы проживает в основном на притоках Енисея, в компактных селениях.Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были какбольшие, так и в два – три дома. Все постройки крестьян можно разделить на двегруппы: жилые и хозяйственные строения. Каждый дом был обязательно огорожен,имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находилисьпомещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы кормадля скота. Дворы были как крытые одно — двухэтажные, так и открытые и крытыечастично. В больших селениях дворы – закрытые, с глухими воротами. В небольшихселениях дворы открытые. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки спомещением для скота. В отличие от северного двора он был больше вытянут в длину(вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и переднийдвор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разныйхозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качествегаража. Навесы для сена назывались балаганами. Колодцев в селениях было мало,так как жили возле рек, у ручьев. На скалистых берегах есть водокачки –приспособления для подъема воды. Описание жилых построек можно подразделить натри раздела:
1.Строительные материалы.
2. Элементыжилого дома.
3. Видыкрестьянского жилища.
В качествестроительных материалов использовали в основном глину и древесину. Поэтому вселениях были в основном рубленые и глиняные избы. Сруб представлял собойдеревянную клетку из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. Взависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовалиразличные вида соединения. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу»,«в охлуп», «в иглу», «в уклон».  У глиняных построек была вальковая, саманная, литаятехника построек. Вальковая состояла в том, что хорошо размешанную глину сдобавлением мякины и соломы скатывали в уплощенные валики цилиндрической формы.Из этих валиков складывали стену. При саманной технике в специальных формахподготавливали кирпич, его еще называли сырцовым кирпичом. Из этих кирпичейвыкладывались стены, а щели между ними заливались жидкой глиной, смешанной смелко изрубленной соломой. При литой технике сначала возводили каркас стены изстолбов, а затем с обеих сторон столбов прибивали доски. В промежутки между доскамизабивали до отказа глину.
В качествекрыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверовпреобладала стропильная кровля. Крышу держали две пары бревен – стропил,установленных нижними концами на углах стен сруба, а верхними концамисоединенные друг с другом так, что каждая пара образовывала равнобедренныйтреугольник. Вершины обоих треугольников соединялись поперечным брусом. Нанаклонные стороны треугольника набивались поперечные жерди – слеги, образуярешетку. При стропильной конструкции покрытие крыши могло быть как двух, так ичетырех скатным, в зависимости от того, вертикально или наклонно по отношению кстене дома устанавливались треугольники. Покрывали постройки дранью (дранкой,дором). Дранью назывались отколотые от тесин более мелкие дощечки длиною околодвух метров; крыли ими также как и тесом. Для покрытия использовали листву(лиственницу) или корье, что защищало дома от влаги. Деревянные дома частоизнутри мазались глиной. В настоящее время во всех поселках старообрядцев окназастеклены обычным стеклом.
Домастроились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян была разная, взависимости от материального достатка. В целом вещи крестьян можно разделить надве большие группы:
1. Предметывнутренней обстановки.
2.Крестьянская утварь.
К первомуотносится: столы, скамьи, стулья, шкафы; кровати и спальные принадлежности; предметыдля освещения; средства хранения вещей.
Ко второмуотносятся: утварь и посуда для воды; предметы, связанные с топкой печи; посудаи утварь для выпечки и хранения хлеба; посуда для молочного хозяйства, посуда иутварь для приготовления пищи в печи; столовая посуда; утварь для переработки ихранения зерна; утварь для сбора грибов и ягод; утварь для стиркибелья.
В доме устарообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место вдоме — красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы.Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу.
 В домах многостаринных икон. Под божницей на столе лежали уникальные, старинные книги,лестовки. Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходестарообрядцев тип четок. Представляет собой плетеную кожаную или из другогоматериала ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу(лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образвечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчетамолитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.
Лестовки ипоныне являются главным атрибутом при чтении молитв.
По поводупредметов внутренней обстановки, следует сказать, что помещения не заставлены,шкафы были не у всех староверов. Главным образом из-за маленьких габаритовизбушки, в которой была всего лишь одна комната. Такие дома былипреимущественно у старых, пожилых людей. Печь была в каждом доме.Устанавливалась она обычно в одном из углов избы, с некоторым отступом от стенво избежание пожара. Глина замешивалась с песком и сбивалась на месте слоями, припомощи специальных деревянных колотушек. Потом, с помощью формы устанавливалсяокруглый полусвод печи, на который снова укладывали глину до определеннойвысоты. Также существовали формы для труб. Когда печь была готова, формысжигались, глина высыхала и сохраняла ту же форму. Для печи имелись различныеприспособления. Ставили и вынимали посуду ухватом, имелись специальные совочеки щеточка для отчистки печи от золы, кочерга. По бокам печи, над полусводом,имелись два отверстия, называемые глазницами. Использовали их и для сушкиварежек и для хранения серянок. Печи подобного строения с глазницами напоминалисцены из русских народных сказок. Небольшие шкафчики-полочки висели надстолами, они предназначались для хранения посуды. В настоящее время убольшинства староверов есть связь с внешним миром, у каждого в доме имеютсясовременные предметы наряду со старинными. Для освещения используютсякеросиновые лампы, свечи, хотя уже в больших поселениях и домах были линииэлектропередачи. Вещей у старообрядцев было не очень много, поэтому хранили ониих в небольших тумбочках и на полочках. Иногда вещи просто аккуратно лежали настоле. Для хранения жидкости использовались специальные берестяные туеса,глиняные горшки, банки.
Посуда устарообрядцев в основном была деревянная. В поселениях были бондари, которыезанимались изготовлением кадок, бочек, ведер и другой посуды. Они обладалиособым мастерством собирать бочки из отдельных клепок, то есть досточек,выпиленных ножовкой по лекало и при сборке на обруче образующих окружностьправильной формы. В нижней части клепки проделывали убором канавку длявставного днища. В такой посуде хранили как жидкие, так и сыпучие продукты.Кроме клепочной посуды изготавливалась долбленая. Для этого использовалисьвыдержанная, абсолютно сухая древесина березы или осины. Для разной посудыподбирали нужный диаметр дерева. Долбили дерево специальными долотами в формеложки, заостренной на конце. Для удобства пользования долбленой посудой, в ееверхней части выпиливали ушки с отверстиями. В долбленой посуде хранили мед,соленья и другие продукты.
У большинствастароверов столовая посуда была фабричного производства – фарфоровые чашки,металлические вилки, только у пожилых людей сохранялись самодельные деревянныеи глиняные чашки и деревянные ложки. Староверы к посуде относились оченьщепетильно, не позволяли есть из нее «мирским» людям.
Бытстарообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основное направление в хозяйстве– земледельческо-промысловое. Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Былоразвито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением иткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремеселсохранились до наших дней, в том или ином виде.
В укладежизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин,изготовление берестяной, деревянной посуды. Большие корзины можно использоватькак насест для куриц, в малые собирать ягоду или хранить в них швейныепринадлежности и т. п. Для плетения употреблялись чаще всего прутья, солома,камыш, корни сосны или ели, липовое лыко, тальник. Также из бересты делалитуеса и сосуды для жидкости.
Некоторые изремесел в настоящее время почти не используются, такие как кожевенное игончарное производство. Староверы стали покупать одежду и обувь фабричногопроизводства. Даже в I половине XX века еще сохранялось производство обуви,например, изготовление бродней (бахил). Это обувь из грубой сыромятной кожи натолстой подошве. Голенища их – высокие, мягкие. Для укрепления их на ногах узадников имелись ременные или веревочные ремешки, которыми обувь перевязываласьнад щиколотками и под коленями. Изготовляли обувь с помощью колодок, делавшихсяпо размеру ноги. Прядение и ткачество частично сохранилось, в отличие откожевенного и гончарного производства.
Наряду сиспользованием вещей фабричного производства продолжают изготовлять ипользоваться домоткаными полотнами и коврами. В домах у хозяек имелись и разныепрялки. Прялка – подставка, к которой привязывалась кудель для прядения.Простые прялки изготавливались для своих нужд почти в каждом крестьянском доме.Различались два типа прялок – дельные и составные с отдельными донцами.Дельные, в свою очередь, разделялись на прялки из копани и на составные. Авообще ткацкие станки разделялись на горизонтальные и вертикальные.Горизонтальные употреблялись для изготовления ткани для шитья одежды, авертикальные – для тканья ковров, половиков.
Населениезанималось сельским хозяйством и животноводством. Проблема ведения хозяйствазаключалась в том, что местность была, в основном, гористая. Селились обычно умест впадения горных ручьев в реку и на ровной местности, пригодной для веденияхозяйства. Зачастую, живя на холмистой местности, староверы не имеютвозможности заниматься земледелием, но они содержат скот. Таким образом, междужителями верховьев, которые содержат скот, и между жителями низовьев рекипроисходит натуральный обмен шкурами, зерном, мясом, хлебом. При каждом домеимелся свой огород, хоть и маленький. Обрабатывали огороды различнымиприспособлениями, инструментами. Во дворах были такие орудия труда как: вилы,грабли, лопаты, мотыги, серп, коса – литовка, крюк, борона, железная ирамочная, с железными и деревянными зубьями, продольная пила. Наиболеезажиточные хозяева имеют сельхозтехнику.
Борона представляласобой раму с вертикальными рядами зубьев, с помощью которых производилосьрыхление почвы. Вообще, в крестьянских хозяйствах употреблялись боронынескольких типов. Рамочная борона имела более прочную раму из взаимно — пересекающихся деревянных брусьев. В раму, в предварительно просверленныеотверстия в месте пересечения брусков, вколачивались зубья; для увеличенияпрочности (в местах пересечения рама скоро ломалась, так как один брусоквставлялся в паз другого) на основу рамы набивались 4 – 5 поперечин, в которыхи укреплялись зубья. Борона железная – по устройству рамы она ничем неотличалась от деревянной рамочной бороны, вместо деревянных, в них укреплялисьжелезные зубья.
Коса–литовка– ее главное отличие это — длинная рукоять, дававшая возможность косцу делатьзначительный размах и срезать траву широкой полосой; нож литовки слегкаизогнут; примерно на середине рукояти имелось приспособление – палец иликруглая рукоять – для упора левой руки, правая рука косца держала верхний конецрукояти. Крюк (храп) – массивный железный крючок с острым загнутым внутрьконцом с одной стороны и петлей – с другой. Петля служила для продевания в нееверевки, а крючком зацепляли бревно и втаскивали его на стену или подтаскивалив нужное место; еще этими крюками пользовались для закрепления бревна прираспиловке или обтесывании его. Продольные пилы делались значительно большепоперечных пил, повторяя их по форме, и отличались рукоятками. Пилили обычно подвое («в четыре руки»), с каждого конца пилы укреплялась парная рукоять в видезажима, одевавшегося только во время работы; зажим этот назывался булкой иделался из куска дерева, имел пару выступавших круглых рукоятей и щель сзажимом для укрепления конца пилы. Традиции изготовления орудий трудасохранялись из поколения в поколение, придавая очень большое значениеземледельческому труду. К изготовлению орудий труда подходили очень тщательно.Основную часть своего времени они отдавали хозяйству, чтобы прокормить себя, итак же свято чтили свою веру и относились к труду, как к высшему предназначениючеловека. В повседневной жизни староверы руководствовались уставом. Даже в нашидни можно наблюдать, как строго они соблюдают правила. Особенно это касаетсястаршего поколения. По прежнему много времени уделяют молитвам. Люди живутнатуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлебсвой».
Везде устароверов господствовал культ чистоты. Поддерживалась чистота жилища, усадьбы,одежды, тела. В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знализамков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старшихстароверы почитали. Молодежь до 20 лет не пила, не курила. Крепость нравовставилась в пример. Это к концу 19 века запреты стали нарушаться. Засамовольства, непослушание предавали анафеме, не пускали в церковь. Толькопокаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе.
Повседневныерелигиозные отправления состояли в следующем. Каждый день старовера начинался икончался молитвой. Рано утром, поднявшись и умывшись, творили «начал».Помолившись, принимались за трапезу и за труды праведные – основу крестьянскогоблагосостояния. Перед началом любого занятия обязательно творили Исусовумолитву, осеняя себя двуперстием.
Народно-бытоваякультура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслыстароверов направлены к одной цели – сохранить те общественные отношения,которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранитьстарину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только впрошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитиеторговли и промышленности.
Сохранениетрадиционных способов ведения хозяйства, ремесел говорит об устойчивых формахобраза жизни и быта, сохранении исконно национальных корней. Мало измененнымиостаются не только религиозные обряды, но и свадебные, и похоронные обряды.
Свадьба устарообрядцев отличалась тем, что старообрядцы не посещали церковь, а значит, ине венчались. Сватами чаще всего бывали крестный отец и дядя. При сватовствеположено было пройти в избу и сесть на лавку, стоящую вдоль половиц, стараясьзахватить ногами как можно больше половиц, чтобы невеста не ускользнула. Чтобысватовство было удачным, сваты должны были коснуться рукой печки. К ней жеприслонялась невеста, давая понять, что она согласна на замужество. Разговормежду сватами и родителями шел совершенно открыто: «У нас жених, у вас невеста,нельзя ли их свести вместе да нам породниться».
Девичника небыло, проводили вечерки, где молодежь, девушки и парни, веселились вместе.
В баню передсвадьбой ходили только невеста и ее лучшая подруга. Утром перед свадьбойпосещал баню жених. После бани, уже одетый в свадебное платье, жених ждалприхода так называемых молчан – двух подруг невесты, которые приглашали жениха.Взяв чистый платок, две девушки отправлялись к нему в дом. Молча проходиличерез село, молча проходили двор, сени, переступали порог и останавливались.Доставали платок и молча расстилали его у своих ног. Не отвечали наприветствия, не принимали приглашения к столу. Молча стояли у расстеленногоплатка. Тогда друзья жениха начинали класть на платок угощение. Девушкимолчали. Когда они решали, что угощений достаточно, поднимали платок иприглашали жениха к невесте.
От невестыехали или шли к уставщику, который благословлял молодых иконой и читал духовныестихи. При нем молодые обменивались кольцами.
На второйдень свадьбы молодая жена должна была по любому поводу просить у старших в домемужа благословления сделать что-то, например, поставить квашню, принести дрова,подмести пол. Такой ритуал исполнялся в разных местах по-разному: год или дорождения ребенка, или до тех пор, пока молодые не отделятся от родителей.
Одеждастарообрядцев — сибиряков имела свои особенности.Костюм женщинысохраняется издавна. На голове кичка, сшитая из стеганой материи; имеет видшляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку.Передняя часть юшки снизу имеет неширокую полосу, вышитую бисером. Но носяткички и без бисера. Молодухи вместо бисерной полоски оторачивают кичку снизукучерями каймой из закругленных гусиных перышек. По затылку спущен назатыльник,шитый позументом. Кичка покрыта шалью так, что два конца перевязаются спередина кичке и прячутся к низу; два другие конца спускаются к низу, покрывая шею.Пожилые женщины перевязывают покрытую кичку свернутым платком: накладывают подподбородок, а концы завязывают на голове. В праздничные дни, в торжественныхслучаях, надевают кокошник. Он надевается на кичку и по бокам покрываетсяплатком. Теперь кокошник одевают редко. Раньше обязательно, а теперь редко, квенчанию молодая приготовляла кокошник; поп в церкви освещал его, возлагая напрестол. Цветная и обычно не узорами рубашка с глухим воротником. Цвет рубашкиразный: синий, красный, желтый. Цвет ее не совпадает с цветом сарафана. Рукавадоходят до кисти руки. По плечам и около локтя могут быть неширокие нашивки.Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами. Внизусарафана нашита цветная полоска, резко отличающаяся по цвету от сарафана.Сарафан опоясывается самотканым поясом. Фартук цветной покрывает переднюю частьсарафана и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее, а на талии онскрепляется  также шнуром или тесьмой. Бусы украшают грудь. Шнурок с крестомнадет также поверх рубахи. Крест всегда запрятан под фартук. На ногах сапоги сширокими подборами. Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик, которыйнабрасывается на плечи или надет «нараспашку». В теплую погоду вместо халатикапокрываются длинным платком. На пальцах носят кольца.
Рубахамужчины обычная великорусская. Обычно рубаха и штаны шьются из покупнойматерии. Но носят рубахи и из самотканого холста, окрашенного в синюю краску.Из такого же холста шьют и штаны. Покрой у штанов широкий, с напуском. Молодежьуже шьет узкие штаны. На ногах обычно ичиги, иногда сапоги. На голове носятнебольшую валяную шляпу. Встречаются молодые мужики и ребята с серьгой в левомухе. На рубаху, смотря по погоде, надевают поддевку или курму. На юге, в глухихместах, молодежь носит куртки со стоячим воротником, вышитыми разноцветнымшелком лацканами. Молодежь не строго держится старого покроя платья: носитпиджаки, картузы. Когда идут в церковь или в моленную, надевают обязательнохалат. В халате стоят в церкви и старики, и парни, и ребятишки.
 

III. Вклад старообрядчествав развитие хозяйства и культуры Сибири.
ОсвоениеСибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. С 16 векаРоссия расширяет свои территориальные владения, устанавливает политическуювласть над аборигенными народами Сибири. Для нас, сибиряков, это историястановления культуры нашей малой родины – Сибири. Особое значение в культуреСибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных традиций –старообрядцы выступали за сохранение самобытности  русской культуры. Защитникистарой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны церкви и государства.И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старойверы могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Такимобразом, старообрядчество заложило основы нашей сибирской культуры и определилоее специфические черты. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие иответственность. Сибирь была Землей мужественных и свободных людей. Здесь небыло крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесьсложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам. Старообрядцытакже сыграли важную роль и в развитии земледелия в Сибири. Они принесли ссобой наблюдательность и смекалку умелых земледельцев, прилежание и любовь кземле, деловой практицизм. Это имело огромное значение в освоении новойтерритории в Сибири. Эта роль подтверждается следующим высказыванием иркутскогогубернатора Н.И.Трескина 1808 году: «Пример редкого трудолюбия, прилежания кхлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Онипоселены на песчаных и каменистых местах, где даже не предвиделось возможностик земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и каменьплодородным».Народно-бытовая культура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы,все дела и помыслы староверов направлены к одной цели – сохранить теобщественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права вРоссии, сохранить старину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру.Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большойвклад в развитие торговли и промышленности. Старообрядчество расшевелилонародные массы и в нравственном отношении. Оно заставило русских людейзадуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живем, когдаутрачиваем свои культурные ценности, свое своеобразие, когда перенимаембездумно зарубежные образцы? Старообрядцы жили богатой духовной жизнью,у них было много грамотных людей, их хозяйство находилось в лучшем состоянии. Асемейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплоченными икрепкими.    
Сибиряк– это, прежде всего личностный культурно-психологический образ творца иносителя сибирской культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша нес в себе дваосновных человеческих качества: надежность и трудолюбие, основной установкойкоторого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни.

Заключение
 
Народ,чтобы остаться на планете как культурная общность, должен заботиться осамосохранении, передавая подрастающему поколению культурные ценности. Этимзанимались в былые времена старшие и те, кому поручалось воспитание и обучениедетей. В старину на Руси существовало слово «отечествие», обозначавшее род,поколение, отчизну, дом, где человек родился и рос. Привязанность к этомуместу, к отеческой земле, хранение того, что тебе всего роднее, ближе и дороже,- свидетельство культурной зрелости личности. Это патриотизм. Он дает человекуосознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителемкоторой он становится. Моя работа позволяет сделать вывод о значительном вкладестарообрядцев в развитие хозяйства и культуры Сибири. Именно старообрядческаясреда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Изучая прошлое,мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. Вэтой работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужновернуться к старому патриархальному укладу жизни, к старой вере. Но все лучшее,что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовоевоспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядноотвергать и забывать. Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим,чтобы нас тоже считали потерянным поколением (70-80-е г.), мы надеемся увидетьсвою Родину сильной и развитой страной с богатой духовной культурой, чтобы нашидети могли гордиться ею.

Литература
1. Ф.Ф. Болонев –Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX веках.
2. Быт и искусстворусского населения восточной Сибири. – Новосибирск, «Наука», I т. – 1971 г. – 198 с., илл., II т. – 1975 г. – 148 с. илл.
3. Зуев А.С. Сибирь; вехиистории. 2-е издание, — Новосибирск.
4. Клибанов М. Русскоеправославие; вехи истории. политиздат., 1989-719 с.
5. Красноярский материк.Времена. Люди. Документы. – Красноярск, изд-во «ГРОТЕСК» 1999 г. –584 с.
6. Кузнецова Ф.С. ИсторияСибири. Часть 1-я. Присоединение к России. Учебное пособие для 7-го классаобщеобразовательных учреждений — 2-е издание – Новосибирск; ИНФОЛИО — пресс,1999-256 с.; ил.
7. Мельников Ф.Е. Краткаяистория древне-православной (старообрядческой) церкви. Издательство БГПУ,1999.-557 с.
8. Старообрядчество.Лица, события, предметы и символы. – Москва, «Церковь», 1996 г. – 318 с.
9. Толстова Г.А. Развитиерусского языка в условиях микросоциума // Ежегодник КГПУ, Красноярск 2003г.с.-183
10. Хозяйство и бытрусских крестьян. Памятник материальной культуры. Определитель. – Москва,«Советская Россия», 1959 г. – 254 с., илл.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прямые иностранные инвестиции в России стратегия возрождения промышленности
Реферат Создание узла World Wide Web
Реферат Литература - Терапия (МИЕЛОМНАЯ БОЛЕЗНЬ, ЛИМФОМЫ)
Реферат Структуры и организация данных в ЭВМ
Реферат 1027739846881, 22. 12
Реферат Agamemnon And Achilles Essay Research Paper Many
Реферат Биологические и географические особенности миграции наземных животных
Реферат Проектирование и разработка информационной системы на примере магазина "Computer Master"
Реферат Организация технологического процесса на сборку прерывателя-распределителя ЗиЛ-130
Реферат Линейная алгебра и математическое программирование
Реферат Центральный Банк и его функции 2
Реферат Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии
Реферат Актуальные проблемы потребительской кооперации
Реферат Столыпин Петр Аркадьевич – губернатор Саратовской области
Реферат Изучение антропометрических данных уровня физического развития учащихся 7-х классов и гигиенических требований в Калиновской школе