Реферат по предмету "Философия"


Философия Возрождения

Философия эпохи Возрождения
Важным этапом развитияфилософской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов,касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большоевлияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения(Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последниестолетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытностьэтой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги,“осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом,отличным от Средневековья, можно не только различать эти двеэпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
1. Общая характеристика эпохи
Сами деятели Ренессансапротивопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Носвоеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации противдикости, культуры — против варварства, знания — противнезнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.
Эпоха Возрождения — этопереворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении кнему.
Возникает убеждение в том,что человек — высшая ценность.
Такой взгляд на человекаобусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сферемировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности вобщественной жизни.
Одной из характерных чертдуховной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот,кто на небе ищет опоры для лестницы своейжизни, и что он лично всегда укреплял еена земле.
Светский характер присущ итакому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смыслеслова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идеюблага человека главной целью социального и культурного развития и отстаиваетценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в нашевремя. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мыслигуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансногомышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствиемвозросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов ииспользование языческих прототипов для воплощения христианских образов,собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановлениеримской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно,дало названиевсей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).
Особое место в духовнойкультуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которыхбыло сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этоговремени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картинымира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философияСредневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мыслиВозрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объектфилософского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космическогобытия.
Обращение к человеку и егоземному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась вИталии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.
2. Гуманистическая мысльэпохи Возрождения
Термин “гуманизм” происходит отлатинского “humanitas” (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э.известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas — этовоспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Всовершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексудисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно этидисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название“studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизмаединодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В еготворчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Втрактате “О невежестве собственном и многих других” он решительноотвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которойдемонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученостьсовершенно бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактатепроявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждениюПетрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит неслепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление поднятьсядо высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эталиния, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античномунаследию.
Первый гуманист считал, чтосодержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем еготворчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объектпознания.
Своими рассуждениями Петрарказаложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Вразные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человеквоспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовалонормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включениев социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — таковаобщественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенноотказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному,индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новыйподход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятиедеятельности. Ценность человеческой личности для них определяется непроисхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами иплодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этогоподхода может служить, например, разносторонняя деятельность известногогуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором,живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописнойкомпозиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнениюАльберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишьсобственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным.Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться”.
Однако было бы неправильнымидеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций.Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы(1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении”неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. “Я не могу в достаточной степени понять,почему кто-то хочет умереть за родину. Тыумираешь, так как не желаешь, чтобыпогибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. Подобнаямировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая мысль второйполовины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идеядостоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению сдругими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола(1463-1494) в своей яркой “Речи о достоинстве человека” помещает его в центрмира:
“Не даем мы тебе, о Адам, нисвоего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, илицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле исвоему решению”.
Утверждается, что Бог(вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, нопредоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризмастановится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе:он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека иего величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохиВозрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
“Человек укрощает ветры ипобеждает моря, знает счет времени… Кроме того, он с помощью светильника ночьпревращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает наммагия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может сотворитьприрода, так и те, которые может сотворить только бог”.
В подобных рассужденияхДжанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499), Томмазо Кампанеллы(1568-1639), Пико (1463-1494) и др. проявилась важнейшая характеристикагуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека.
Однако гуманисты не были ниеретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставалисьверующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте долженстоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека,а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философиидаже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместес темкритическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическоемировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви идуховенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо Валлы,Леонардо Бруни (1374-1444),
Поджо Браччолини (1380-1459),Эразма Роттердамского (1469-1536) и др. содержатся выступления против светскойвласти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственнойразвращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам статьслужителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведеныв XV в. на папский престол.
Надо сказать, что до серединыXVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви — явление крайнередкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слылидобрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.
3. Эпоха Возрождения и Реформация
Начало XVI в. ознаменовалоськрупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадкаи предметомособого возмущения стала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих оботпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление безвсякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.
“95 тезисов противиндульгенций”, вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецкимбогословом Мартином Лютером (1483-1546), имели огромный резонанс. Они послужилимощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии ипослужили началом Реформации (от лат.reformatio — преобразование) — движения заобновление веры, обратившегося против папства.
Реформационные процессы,приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странахкатолической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и егопоследователями — швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484-1531) ифранцузским богословом Жаном Кальвином (1509-1564), имели не только религиозныйсмысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.
Отношения же Реформации иРенессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения ипредставителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жаждарелигиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным,в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест противренессансного возвеличивания человека.
В полной мере этапротиворечивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальникаРеформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. МыслиЭразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взглядна привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образамыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютеротстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, нидостоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своейсудьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасенияявляется вера. Для
Эразма же человеческаясвобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв,обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.
Культурные и социально-историческиерезультаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма имодернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционноевероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершенияпредписанных церковью “святых дел” (строгий пост, приобретение индульгенций,пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том,что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особыхпоступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих целиспасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следуетдобросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его пользане вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело.
Это коренное переосмыслениепокаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получениеприбыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщическиххитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношенияхи непременного инвестирования нажитого богатства).
Утверждение этих новых норм иценностей, определивших “дух капитализма”, сыграло решающую роль, по мнениюизвестного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натуральногохозяйства и становлении капиталистических отношений.
4. Социально-философскаямысль эпохи Возрождения
Особое место в философииВозрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанныена реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527)и Франческо Гвиччардини (1482-1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555)и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Философские взглядыМаккиавелли.
Самым крупным и оригинальнымиз них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель НикколоМакиавелли, автор известных трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декадеТита Ливия”.
Средневековую концепциюбожественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силуобстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Носудьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться собстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавеллисчитает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта.Судьба “… являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, иустремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против неезаграждений”.
Подлинным воплощением свободычеловеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют“естественные причины” и “полезные правила”, позволяющие учитывать своивозможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачуполитической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качествачеловеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов,страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаватьсяутопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвалузы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью:теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактногоморализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон:
“… нам есть за чтоблагодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и пряморассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должныпоступать”.
Политический реализмМакиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонникомреспублики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканскихначалах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавеллиприходит к идее “нового государя” — абсолютного властелина. Такой правительдолжен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежатьрасставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Ондолжен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляяжестокость.
“… Государь, если он хочетсохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоватьсяэтим умением, смотря по надобности”.
Подобные рассужденияМакиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса “цельоправдывает средства”, а его имя стало синонимом проповеди политическоговероломства и насилия — “макиавеллизма”.
Упрощенно истолковав позициюмыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учливажного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости илицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своейэпохи.
Устойчивый же миф оМакиавелли как авторе тезиса “цель оправдывает средства” был создан стараниямииезуитов. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар порелигии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап.В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и являетсядевизом ордена.
Макиавелли если и освобождаетполитического деятеля от непременного следования моральному закону, то этопроисходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальнойдействительности.
“Следует знать, — пишетМакиавелли, — что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесятникакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия илижестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следуетотдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу”.
Творческое наследиеМакиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителясостоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальнуюпочву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее,с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.
5. Натурфилософия эпохиВозрождения
Не менее сокрушительный ударпо схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль,реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесенразвитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному идостоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи(1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630),Галилео Галилея (1564-1642).
Их теоретические разработки иэкспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира,но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальныйхудожник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеитанка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом изавершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментированияспособна придать лишь теория.
“Влюбленный в практику безнауки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогдане уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошейтеории… Наука — полководец, и практика — солдаты”.
Гелиоцентрическая системамира Коперника.
Одним из наиболеезначительных достижений естествознания этого времени было создание польскимастрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи,положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не являетсянеподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокругСолнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвелопоистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую болеетысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системеАристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительномизменении употребляют выражение “коперниканская революция”. Когда немецкийфилософ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теориипознания, то и он называл их “коперниканской революцией”. Успехи в развитииестествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений.Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, ацентральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблемебесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечнойВселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.
6. Учение Кузанского о безграничности космоса.
Поворот к новой космологиинаметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейскогомыслителя Николая Кузанского (1401-1464). Его учение о безграничности космосаставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной иявилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанскогополучает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не являетсячем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающийвсе сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мирахарактеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все,theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единогобожественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическомуучению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельногосуществования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является егобезграничность: мир имеет “повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружностьи центр есть Бог, который всюду и нигде”. Мир не бесконечен, иначе он был быравен Богу, но “его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов,между которыми он был бы замкнут”.
В космологии Кузанскогоотвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижногоцентра привело его к признанию движения Земли. В трактате “Об ученом незнании”он прямо говорит: “… Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого ине замечаем”.
Было бы неверно видеть вкосмологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризмаКоперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавалпредпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатываятрадиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализациикосмологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.
7.Натурфилософия Джордано Бруно.
Новые воззрения развивали всвоих сочинениях Парацельс (1493-1541), Бернардино Телезио (1509-1588),Франческа Патрици (1529-1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокиерезультаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548-1600), счьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.
Центральная идеякосмологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. “Она никоимобразом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а темсамым бесконечна и безгранична...”. Эта Вселенная не сотворена, она существуетвечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, “ибо ничего не имеет вне себя, кудабы могла переместиться, ввиду того, что она является всем”. В самой жеВселенной происходит непрерывное изменение и движение.
Обращаясь к характеристикеэтого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказываетсяот идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принципсамодвижения материи.
“Бесконечные миры… вседвижутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… ивследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель”.
Положение о бесконечностиВселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицаяпри этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселеннойне может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множествомиров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.
Разорвав границы мира иутвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостьювыработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этойпроблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает,что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, анаходится в самой природе как внутреннее деятельное начало.
Если в рассуждениях НиколаяКузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет своюобособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и оннемыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличиенатуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.
Видя в природе не толькосовершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ейзакономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософияэпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания,возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепцийXVII — XVIII вв.
8. Заключение
Завершая рассмотрениефилософских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначностьоценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессанснойкультуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитиифилософии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапафилософской мысли. Однако двойственность и противоречивость философскогомышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развитияфилософии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолениисредневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.