Министерство образования инауки РФ
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
Иркутский государственный педагогическийуниверситет
РЕФЕРАТ
ФИЛОСОФСКИЕВОЗЗРЕНИЯ
НИККОЛОМАКИАВЕЛЛИ
Выполнил:
аспирант кафедры всемирной истории
Гавриков Алексей Александрович
Научный руководитель:
д.и.н., профессор Кузьмин Ю.В.
Иркутск 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава1. Биографический очерк ………………………………………..6
Глава2. Мораль и нравственность……………………………………..9
Глава3. Человек………………………………………………………..12
Глава4. Государство…………………………………………………...15
Глава5. Религия………………………………………………………..19
Российскаяистория по Макиавелли (вместо заключения)………….21
Литература……………………………………………………………..22
Введение
«Ипоныне, когда иностранец хочет сделать Италии комплимент, он называет ееродиной Данте и Савонаролы, а о Макиавелли умалчивает»,– с сожалением писалодин из исследователей жизни и творчества Никколо Макиавелли (1469-1527)[1].
Действительно,достаточно не много найдется в мировой истории и философии деятелей, оценкикоторых отличались бы такой противоречивостью. «Умалчивание» имени Макиавелли вовсе не связано с тем, что все относятсяк нему однозначно отрицательно. Просто, «делая комплимент Италии», людируководствуются принципом: «если сомневаешься, лучше промолчать».
ТворчествоМакиавелли вот уже пять веков анализируется и трактуется множествомисследователей разных поколений, однако единого мнения о нем до сих пор не сложилось.Так, «мы встречаемся с его осуждением у таких крупных мыслителей того времени[эпохи Возрождения. – А.А.Г.], как Жан Боден и Томмазо Кампанелла»[2].Наряду с этим, чуть позднее, «Гегель одним из первых» заговорил «онесостоятельности критики Макиавелли»[3].«В целом как представители германского историзма, так и историкилиберально-католического направления в Италии (Каиту,Бальбо, Джоберти), которыеглавенствовали в XIX в., колебалисьмежду осуждением политического «имморализма» Макиавелли… и его оправданием какпатриота и нравственной личности. Гениальным исключением из этого правилаявился Де Санктис…»[4].Именно его слова были процитированы в начале настоящей работы. Он рассматривалтворчество Макиавелли в качестве продукта той эпохи, когда довелось житьвыдающемуся мыслителю. Трактовка идей политика, философа и писателя, каковымбыл Н. Макиавелли, не представляется возможной в отрыве от историческойдействительности, современником которой он был. Именно об этом впервые сказалДе Санктис.
Средидостоинств трудов Макиавелли многие исследователи отмечают связь их спрактикой, жизненным опытом. Он не строил идеальных моделей государства (как,например, Платон в свое время), а лишь предлагал практические советы понаведению порядка в государствах уже существующих. Де Санктисобъясняет это просто: «Воображение отсутствует, зато ума – изобилие»[5].Однако, подобная трактовка не совсем справедлива. Просто Макиавелли не былтеоретиком – в его задачи не входило что-то придумывать.Подписывая свои «подарок» (трактат «Государь») Лорецодеи Медичи, он отмечал следующее: «Я же… не нашелсреди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познаниямои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетнимопытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших»[6].
Интереспредставляют и цели, которые ставил перед собой мыслитель, принимаясь засоздание «Государя» и «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия». По этому поводутакже пока не сложилось единой точки зрения. «Не случайно, – по мнениюсовременного исследователя М. Юсима, – главныеполитические сочинения Макиавелли – «Государь» и «Рассуждения о первых десятикнигах Тита Ливия» – написаны им в начальный период изгнания (1513-1516), когдавсе помыслы автора были обращены к текущей политике и когда он питал надежды вскором времени вернуться к политической деятельности»[7].Иначе полагают авторы электронной энциклопедии «Кругосвет»:«Государь – труд догматика, а неэмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получениедолжности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга,проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения),негодованием и страстью»[8].
«Труднодать оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личностии неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования.Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательныйнаблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству ипреданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживаютлюбовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем, обычно горькое. И всеже имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства иполитического аморализма»[9].Последнее во многом связано с двумя моментами. В Новое время репутацияМакиавелли «покоилась на плохом знании самих его книг»[10],а в наши дни она слишком тесно ассоциируется с личностями целого рядаполитических деятелей, которые громко произнося имя выдающегося мыслителя,«подгоняли его идеи под себя». Таковыми были Муссолини, Сталин и ряд других.
Глава 1. Биографический очерк
Одиниз величайших мыслителей эпохи Возрождения – Макиавелли Никколо ди Бернардо – родился «3 мая 1469 во Флоренции»[11].Он был вторым сыном в семье нотариуса. «Родители Макиавелли, хотя ипринадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромногодостатка»[12].Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Одетстве его известно немного.
«…доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо получитьуниверситетское образование. Но выросший в кругу флорентийской гуманистическойинтеллигенции, он достаточно хорошо изучил латынь, чтобы свободно читатьдревних авторов. С юных лет преимущественный интерес к политике, к современнойполитической жизни определил и круг его чтения – это прежде всего творенияисториков классической древности, воспринимаемые… в качестве материала дляполитического анализа…»[13].«Изего сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политическихсобытий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции иустановление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы»[14].
«В1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, КоллегиюДесяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехомизбирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя… службе. В 1506добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийскоймилиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельностьСовета Девяти, учрежденного, в немалой степени, по его настоянию»[15].
«Макиавеллибыл близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры ипринимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатныйхарактер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства кнескольким королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля ФранцииЛюдовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжение войны с отпавшей отФлоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе ЧезареБорджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами новогопапы (Юлия II), а, находясь при дворе императора Священной Римской империиМаксимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовали во многих других событиях того времени»[16].
Вэтот период своей жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политическихинститутов и человеческой психологии, на которых основываются его сочинения. «Вего докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которыеон впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму»[17].Следует отметить, что внешнеполитическая обстановка, сложившаяся вокругФлоренции в то время не вызывала у молодого дипломата радужных впечатлений. Емусвойственно чувство глубокой горечи за свою страну (Италию в целом и Флоренциюв частности): «свобода и независимость родины – вот что волновало Макиавелли»[18].
«Егособственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение отСвященной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией.Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственнуюслужбу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре противМедичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов, Макиавелли удалился вунаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близСан-Кашано по дороге в Рим»[19].В ссылке Никколо Макиавелли, преимущественно, «занимался литературнымтворчеством»[20].«Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной иисторической ценности. Главный шедевр – Государь(Il Principe), блестящий ишироко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в1532). Первоначально автор озаглавил книгу Окняжествах (De Principatibus)и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519).Исторический труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima decadi Tito Livio)был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – Искусство войны (Dell'arte della guerra, 1521, написано в 1519–1520), История Флоренции (Istorie fiorentine, писалась в1520–1525)… Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры оличности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловноявляется одним из величайших итальянских писателей»[21].
Спустянекоторое время (после смерти папы Юлия II) условия ссылки были смягчены –Макиавелли позволили посещать друзей в городе и принимать участие в литературнойжизни Флоренции. Однако к политической деятельности его не допускали. «Только в1526 г. его призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединитьусилия итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд.Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказывается от услугсвоего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решенияБольшого Совета Никколо Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.)»[22].
Глава 2. Мораль и нравственность
«Макиавеллиприписывают формулу «цель оправдывает средства», в которую он отнюдь невкладывал того расширительного смысла, который созрел в ХХ в. Макиавелли всвоем «Государе» писал, что «великие дела удавались лишь тем, кто не старалсясдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца». Он объясняетэто тем, что политическая ситуация может меняться и нужно использовать в каждыйданный момент те методы и приемы, которые пригодны именно сейчас. Если жесковать себя твердыми обещаниями, это приведет к поражению»[23].Трудно не согласиться с подобными выводами по прочтении основных произведенийвыдающегося мыслителя. Политика, к сожалению, дело далеко не чистое. Однаковины Макиавелли в этом нет. В то же время определенная доля «амморализма», свойственная государю, вовсе не подразумеваетпод собой права на террор ради «светлого будущего». Не сдержать данное слово иистреблять по идейным соображениям своих подданных – вещи совершенно разные.Таким образом, у Макиавелли речь идет вовсе не о беспринципном тиране, каковыминогда мыслят «государя», а о мудром политике, которому ничто человеческое нечуждо. При этом высшей целью, оправдывающей (далеко не любые!) средства длявластелина должен быть государственный интерес – порядок и спокойствие встране.
Макиавеллидает своему «государю» целый ряд советов по поводу нравственного поведения. Вотодин из них: «…надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову,милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым на самом деле, новнутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, еслиэто окажется необходимо»[24].Заметим, что применение экстренных мер по необходимости вовсе не значит, чтоМакиавелли дает добро на применение широкомасштабного террора.
Рассуждаяо жестокости и милосердии, присущих правителю, Макиавелли говорит следующее:«Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избыткуего потворствуют беспорядку»[25].При этом мыслитель четко разграничивает «хорошую» и «плохую» жестокость:«Думаю, дело в том, что жестокость жестокости рознь. Жестокость примененахорошо в тех случаях – если позволено дурное называть хорошим, – когда еепроявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и повозможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когдапоначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятсяреже»[26].
«…самовозникновение человеческого общества, государства, морали объясняется вполитической философии Макиавелли естественным ходом» исторического развития[27].«Из общественной жизни людей, из необходимости самозащиты от враждебных силприроды и друг от друга выводит Макиавелли не только власть, но и мораль,причем само понятие добра определяется гуманистическим критерием «пользы»»[28].В целом, можно добавить, что мораль рассматривается у Макиавелли как средство:«Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики»[29].
Воткак расписывает мыслитель генезис представлений о добре и зле, осправедливости: «Вначале… люди какое-то время жили разобщенно, наподобие дикихзверей. Затем, когда род человеческий размножился, люди начали объединяться и,чтобы лучше оберечь себя, стали выбирать из своей среды самых сильных ихрабрых, делать их своими вожаками и подчиняться им. Из этого родилосьпонимание хорошего и доброго в отличие от дурного и злого. Вид человека,вредящего своему благодетелю, вызывал у людей гнев и сострадание. Они ругалинеблагодарных и хвалили тех, кто оказывается благодарным. Потом, сообразив, чтосами могут подвергнуться таким же обидам, и дабы избегнуть подобного зла, онипришли к созданию законов и установлению наказаний для их нарушителей. Таквозникло понимание справедливости»[30].
Обращаяськ нравственности, следует отметить, что Макиавелли очень тесно увязывал ее сзаконом. «Возьмем, – писал он, – город совершенно развращенный… в нем несуществует ни законов, ни порядков, способных обуздать всеобщую испорченность.Ибо как добрые нравы, для того чтобы сохраниться, нуждаются в законах, точнотак же и законы, для того чтобы они соблюдались, нуждаются в добрых нравах»[31].Это значит, что никакие законы не обретут полной силы, пока граждане неосознают, насколько важно для государства их благонравное поведение.
Сточки зрения Де Санктиса, против которой трудновозразить, «Макиавелли – за высокую мораль: он восхваляет великодушие,милосердие, набожность, искренность и прочие добродетели, но при условии, чтоот них будет польза родине; если же они оказываются не подспорьем, апрепятствием на ее пути, он их отметает»[32]
Интереснымпредставляется тот факт, что на основании неверно истолкованных произведенийМакиавелли, его неверно понятых идей, родилось в философии и политической наукепонятие «макиавеллизм». «Макиавеллизм, – писал Н.А. Бердяев, – не есть какое-тоспециальное направление в политике Ренессанса, но есть сущность политики,которую признали автономной и свободной от моральных ограничений»[33].Таким образом, Макиавелли, если можно так выразиться, стал жертвойобстоятельств. Просто, у политиков, трактовавших его идеи в разное время,всегда было свое представление о морали, нравственности, целях и средствах. Имяже его им нужно было лишь для того, чтобы на него ссылаться.
Глава 3. Человек
«…каков… человек по природе? Макиавелли таким вопросом не задается, но обычные вего устах грустные замечания о людях вообще… подсказывают ответ – «человек поприроде зол»»[34]. Этамысль то и дело проскальзывает в разных произведениях философа. «… люди склонныскорее ко злу, нежели к добру…» – отмечает между прочим Макиавелли в«рассуждениях о первой декаде Тита Ливия»[35].Однако в том же произведении он пишет: «Но люди избирают некие средние пути,являющиеся самыми губительными; ибо они не умеют быть ни совсем дурными, нисовсем хорошими, как то и будет показано на примере в следующей главе»[36].Следующая глава произведения называется «Люди лишь в редчайших случаях умеютбыть совсем дурными или совсем хорошими». Трудно не согласиться с мыслью, что вкаждом человеке есть немного (а в некоторых более чем достаточно) зла. В то жевремя и абсолютных людей («совсем плохих» и «совсем хороших») также несуществует. В этом плане объективного подхода к пониманию природы человекаМакиавелли был представителем своего времени – эпохи гуманизма.
Гораздоподробнее рассматривает Макиавелли вопрос о том, насколько зависит судьба человекаот него самого. Мыслитель видит настоящего, достойного славы человека именноактивным «творцом» (а точнее «сотворцом») своейсудьбы: «Бог не все исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли ипричитающейся нам части славы»[37].«Признав роль не подвластных человеку объективных обстоятельств в ходеисторических событий, Макиавелли пытается определить не «долю», не «процент»,зависящий от человеческой деятельности, но условия игры. Условия же этизаключаются в том, чтобы, во-первых, тщательно и глубоко изучать этиобстоятельства, т.е. стремиться к объективному… познанию закономерностей в игревраждебных политических сил, и, во-вторых, противопоставить неумолимому «ходу»судьбы не только использование этого знания, но и собственную волю, энергию,силу, то, что Макиавелли определяет понятием virtu– лишь условно ивесьма неточно переводимым словом «доблесть». Макиавеллиева«вирту» – это… свободная от моральных и религиозныхоценок сила и способность к действию, сочетание активности, воли, энергии,стремления к успеху, к достижению поставленной цели»[38].Примечательно, что описанные выше человеческие достоинства Макиавеллиприписывает в первую очередь государю как самому «положительному» из людей. Сего точки зрения власть была уделом избранных, лучших.
Несекрет, что Макиавелли отдавал предпочтение античному язычеству римлян и грековперед христианством. «Но главное – религия древних, – с его точки зрения, –воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии души, в силе тела иво всем, что делает человека могущественным»»[39].
Достаточноярко иллюстрирует представления Макиавелли о человеке как творце своей судьбынебольшое произведение «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки». В первых жестроках автор отмечает: «Покажется… удивительным для всякого, кто над этимзадумается, что все или большая часть тех, кто совершил в этом мире деяниявеличайшие и между всеми своими современниками достиг положения высокого, имелипроисхождение и рождение низкое и темное или же не терпели от судьбывсевозможные удары»[40].Судьба Каструччо представляется наглядным примеромтого, как человек «низкого происхождения», проявляя усердие в учении и грамотноиспользуя обстоятельства, складывавшиеся вокруг него в разное время, смог«выйти в люди». В то же время, не без умысла называя фортуну «противницей егославы», Макиавелли рисует картину смерти Каструччо:«Но фортуна, противница его славы, отняла у него жизнь тогда, когда как разнужно было даровать ее ему, и прервала выполнение тежпланов, которые за много времени до того он решил осуществить. Только однасмерть и могла помешать ему в этом»[41].Умер Каструччо не в бою с врагом – в постели отпростуды. Здесь Макиавелли подводит читателя к мысли о том, что, хотя судьба изависит во многом от самого человека, но «располагает» все-таки бог («фортуна»,«судьба», по Макиавелли).
Глава 4. Государство
Вовсем мире Макиавелли известен именно как мыслитель, занимавшийся проблемамигосударственного устройства. В своих работах он достаточно много вниманияуделял политическим и политологическим проблемам.
«Воснове всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательнореспубликанском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказатьсопротивление иноземному вторжению»[42].Макиавелли часто обвиняют в том, что он проповедовал в своих произведенияхтиранию и деспотизм. «Было признано, что «Князь» [«Государь». – А.А.Г.] – этокодекс тирании, основанный на зловещем принципе «цель оправдывает средства»,«победителей не судят». И назвали эту доктрину макиавеллизмом»[43].В действительности же указанный трактат – далеко не единственная книгафилософа. В созданных чуть позже «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» мыне находим и намека на симпатии Макиавелли к тиранам и деспотам – напротив,превознесение республиканского строя. Идеалом же в этом отношении Макиавеллипредставлял Римскую республику.
Рассуждаяо формах правления, мыслитель пишет: «… отмечу, что некоторые авторы…утверждали, будто существует три вида государственного устройства, именуемыеими: Самодержавие, Аристократия и Народное правление… Другие же авторы, и, помнению многих, более мудрые, считают, что имеется шесть форм правления – триочень скверных и три сами по себе хороших, но легко искажаемых и становящихсявследствие этого пагубными. Хорошие формы правления – суть три вышеназванных;дурные же – три остальных, от трех первых зависящие и настолько с нимиродственные, что они легко переходят друг в друга: Самодержавие легкостановится тираническим, аристократии с легкостью делаются олигархиями,Народное правление без труда превращается в разнузданность»[44].Таким образом, мыслитель указывает на относительность классификации формполитического правления, на то, что, в зависимости от ситуации, они легко могутсменять друг друга. При этом чаще происходит регресс, чем прогресс. «Итак, –пишет автор «Рассуждений», – я утверждаю, что все названные формы губительны:три хороших по причине их кратковременности, а три дурных – из-за ихзлокачественности. Поэтому, зная об этом их недостатке, мудрые законодателиизбегали каждой из них в отдельности и избирали такую, в которой ониоказывались бы перемешанными, считая подобную форму правления более прочной иустойчивой, ибо, сосуществуя одновременно в одном и том же городе, Самодержавие,Оптиматы и Народное правление оглядываются друг на друга»[45].
Залогблагополучия в государстве Макиавелли видит в постоянстве законов: «Подлинносчастливой можно назвать ту республику, где появляется человек столь мудрый,что даваемые им законы обладают такой упорядоченностью, что, подчиняясь им,республика может, не испытывая необходимости в их изменении, жить спокойно ибезопасно»[46].Именно такими, с точки зрения Макиавелли, были Спартанская и Римскаяреспублики.
Чтоже касается «Государя», то идеи, проповедуемые в нем нельзя рассматривать вотрыве от действительности, в условиях которой жил автор. «… в Государе предлагаются чрезвычайные меры вчрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам,а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелыми неожиданным обобщениям»[47].По мысли Макиавелли, диктатура одного правителя – это наиболее подходящая формаправления на время кризиса в государстве. При этом, она должна заканчиватьсявместе с кризисом. «… он был убежден, что упорядочить государство должен одинчеловек, а управлять им должны все» [48].
«Итак,«цель», оправдывающая, по Макиавелли, любые средства, есть «общее благо» – этонациональное государство, отвечающее широко понимаемым общественным (общенациональным)интересам»[49].«Государство в его изображении не довольствуется тем, что оно самостоятельносамо, оно лишает самостоятельности все и вся»[50].Ранее уже говорилось о том, что политика мыслилась у Макиавелли обособленно отморали и религии. Теперь следует указать, что государство было для мыслителятем абсолютом, которому (точнее интересам которого) подчинялось все.
Есливспомнить о времени, когда жил и творил Макиавелли, то нетрудно представить,как жаждал он увидеть свою Флоренцию (и Италию вообще) свободным от «варваров»самостоятельным государством, «а спасение он видел только в сильной центральнойвласти, способной оградить страну от чужеземного нашествия»[51].Думается, нет ничего предосудительного в призыве мыслителя-патриота любыми«средствами» достичь указанной «цели».
Стоитотметить еще два момента: кому поручить защиту государства и на кого следуетопираться правителю в своей политической деятельности. На эти вопросыМакиавелли отвечает однозначно. «… мудрые государи, – по мнению мыслителя, – всегдапредпочитали иметь дело с собственным войском»[52],не полагаясь ни на наемные войска (которые могут сбежать с поля боя), ни насоюзнические (которые могут развернуть оружие против тебя). Как показалисторический опыт, накопленный до и после Макиавелли, суждения эти вполнесправедливы.
Всвоей политической деятельности государь может выбрать себе опору в лице либознати, либо народа. По мнению Макиавелли, предпочтительнее второе. «Сверх того,с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью –можно, ибо она малочисленна»[53].«И еще добавлю, – пишет тут же автор, – что государь не волен выбирать народ,но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать илиподвергать опале»[54].
Глава 5. Религия
«Счисто земных, практически-политических позиций рассматривает Макиавелли ирелигию. Ни о каком божественном ее происхождении у него и речи нет. Религиирассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законамвозникновения, возвышения и гибели; как и все в жизни людей, они находятся вовласти необходимости»[55].
ДляМакиавелли характерно отношение к религии именно как к «средству»,оправдываемому высшей целью – «государственным интересом». «Государи илиреспублики, желающие остаться неразвращенными, должны прежде всего уберечь отпорчи обряды своей религии и непрестанно поддерживать к ним благоговение, ибоне может быть более очевидного признака гибели ст