--PAGE_BREAK--
6. осн.проблемы средневек. Ф-фии
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христ-ва..Патристика.-совокуп-ть теологич-х учений христ мыслителей (отцов церкви) кот в борьбе с языч-м стрем-сь создать целостную религ-ю доктрину, опираясь на логико-фил-ии традиции.Осн задача: философским образом истолковать положения Библии. Осн идеи: 1.Бог един и всемогущ; 2.идея откровения; 3.чтобы познать Бога в него надо верить. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ Без веры нет знаний нет истины следовательно Бог является высшей сущностью. Бог сотворил мир по воле а не по необходимости. Мир неоднороден.Чел-это малый мир.У него есть душа и воля.Всё что чел делает-делает через него Бог.Мистика. Вера в возможность человека вступать в непосредственное общение с Богом. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ Наилучшее средство ф-ии-непосредственное общение с Богом.Не разум нас ведёт к Богу а любовь и привязанность человеческой души к Богу.Для познания нужно пройти три ступени: покорность сочувствие созерцние. После чел дойдет до вершины познания и там забудет о себе и начнёт общаться с Богом. Схоластика.-тип христ ф-ии кот стремится док-ть догматичные предпосылки религии с помощью рацион-понятий-х рассуждений.Гл вопрос отношение знания к вере.ФОМА АКВИНСКИЙ Цель учения-показать что вера и разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой.Бог-духовен.Док-во его сущ-ния-каждое явление имеет свою причину.Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней.Высшая ступень-мир людей.Высшая власть на земле-Папа Римский.Сословные различия вечны.
13 Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – отличительные характеристики философии Возрождения.
Возрождение — философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Офиц ф-ей в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее разв-я приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христ морали. Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в ф-ии были: методы экспериментально — математическ исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в ф-ии были: метафизическое пониман-ие последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.эконом. изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические и пантеистические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Пантеизм (растворение Бога в природе) Иерархич представл о мироздании заменена на концепцию о мире, в котором происх-т взаимопроникнов-е земного природного и Бож-ого начал. Природа трактуется пантеистически. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутр, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как лит-рный, ф-ий. 1. Гуманизм в Италии. ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА Первый Гуманист.Основные идеи гуманистической философии: 1.”Природное начало человека” 2.Антиаскетизм 3.Радость земного существования 4.Проблемы достоинства человека 5.Гармония материальных и духовных начал.ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ Все христианские постулаты неизменная истина. К блаженству ведут два пути:1.человеческий разум
2.духовное поучение исходящее от Бога Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.2. Натурфилософия Ренессанса. ДЖОРДАНО БРУНО Основной призыв его философии: борьба за добро.Осн задача чел-преодоле-ние страха. Мерило нравственности -поступки чел.Чел должен стремиться к бесконечности. Кузанский Гл смысл его уч-я – обоснов-е пантеизма. 1)гл способ позна-я сравнение(но его невозм прим-ть к познан Бога или прир) 2)Их позн-е возможно только ч/з символы выявляющ-е всеобщ х-ки бож-ого и прир-ого 3)=> всякая вещь есть символ выр-я бога а Б вкюч в себя все вещи 4)отнош-е бога и мира: Б абс maxвкюч-й в себя все сущее, Б абс minон прояв сибя в кажд вещи, в Б совпадают абс minи абс max. Вывод: всё во всём т.е Б прониз-т собой всё сущее => всё божес-но и достойно; т.к.чел подобие Б то он связ-т в своём сознании всё сущее явл-сь центром вселенной.
7. проблема универсалий в средневек. Ф-фии
УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии — одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
(в тетради)
8. проблема метода в ф-фии нового времени – Декарт
Декарт (развитие материализма) — дуалист, математик, физик. Признавал существование 2-х субстанций: материи, обладающей атрибутами протяженности, и духа, атрибутом которого является мышление. Материя — бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия. Критиковал схоластику и теологию с позиции рационализма. Эта концепция содержит два элемента: 1) представление о разуме (логическом мышлении) как о высшем способе постижения истины. Идея всемогущества, непогрешимости разума. Центральное место — сомнения. 2) Источником рационального познания мира являются врожденные идеи. Декарт открыл важнейший метод научного мышления — индуктивный. Учение Декарта о материи/телесной субстанции — отождествляет материю с протяжением. Общая причина движения — бог, он сотворил материю и вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и тоже количество движения и покоя. В человеке связаны бездушный телесный механизм с мыслящей душой. Сущность души в мышлении. Субстанция — вещь которая не нуждается для своего существования ни в чём кроме самой себя, следовательно субстанцией является бог. Мир делится на духовные и материальные субстанции. Духовные субстанции неделимы. Основные атрибуты — мышление и протяжение. Главным атрибутом материальной субстанции является протяжение. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой. Концепция врождённых идей: человек рождается с относительно сформированным сознанием. Общие подходы к постижению мира: 1) истинное знание должно представляться в ясной форме 2) нельзя(необходимо) разложить вещь на составляющие элементы 3) знание достигается от простого к сложному 4) при изучении вещи нельзя(необходимо) учесть все ее связи Вселенная заполнена материей. Формой её существования является движение(неуничтожимо и несотворимо). Лейбниц: продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Мир состоит из мельчайших элементов — монад — духовных элементов бытия, которые обладают самостоятельностью, непрерывно изменяются. Бог возвышается над миром, создает монады, которые не могут распасться на более простые. Монада — простая и непротяженная, обладает внутренней энергией (монада — ничто) — живой нуль -живое духовное начало. В основе любой вещи лежит совокупность монад, которые синхронно действуют и взаимодействуют между собой. Отвергал представление о времени и пространстве, как о самостоятельных началах, существующих независимо от материи. Он рассматривал пространство как порядок взаимного (расположения) тел, которые существуют вне друг друга. Ввел некоторые обозначения которыми пользуются и сейчас, dx. Все доступные человеку знания Лейбниц делит на 2 вида: 1) истины разума (знания, полученные с помощью разума без практики и опыта) 2) истины факта (знания, полученные из наблюдений и опыта). Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, истины факта не существует, все ее знания представлены в форме истин разума.
Декарт Считает основой познания- логику. Ставит проблему нового метода научного исследования. Выдвигает четыре принципа: считать истиной лишь то, что с очевидностью считается таковым; каждое затруднение в процессе познания надо разделять на столько частей, сколько возможно, и разрешить его; мыслить по порядку, начиная с легкого и простого; составить такие полные перечни и обзоры, что быббыть уверенным, что ты ничего не забыл. Не вызывает сомнения факт — я сомневаюсь. Сомнение- деятельность мысли. Я сомневаюсь, я мыслю, я существую. Проблема причины — все имеет свои причины. Существует объективный мир (субстанция). Кроме субстанции выделяются модусы и атрибуты — необходимые свойства субстанции; модусы- случайные свойства субстанции. Метод познания — дедукцияю. Декарт — дуалист материальные и духовные начала независимы в мире, эти две субстанции соединеы в людях. Считает, что есть врожденные божественные идеи. Работы: Начала философии.
9. проблема метода в ф-фии нового времени – Бэкон
Бэкон — выступил против схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание- сила. Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной совместимости вещей. Материя обладает движением — внутренней активной силой (напряжение материи). 19 видов движения. Движение и покой — равноправные свойства материи. Бэкон разработал принцип эмпиризма (в max степени опирается на разум при анализе фактов); опытно-индуктивный метод — постепенное образование понятий путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от единичного к всеобщему) Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума от заблуждений (4 вида). Идолы рода — ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Идолы пещеры — ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы площади — ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Идолы театра — ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина — дочь времени, а не авторитета. Жизнь и творчество
Происходил из семьи «новых дворян», в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1597 опубликованы «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических. В 1605 была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. При короле Якове I, вступившем на престол в 1603, начинается политическое возвышение Бэкона: в 1612 он — генеральный прокурор, в 1617 — лорд-хранитель печати, в 1618 — лорд-канцлер. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своих произведений — «Новый Органон». В 1621 был обвинен во взяточничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта.
Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки. По словам его личного врача, знаменитого У. Гарвея, «он философствовал как лорд-канцлер»; в социальной утопии «Новая Атлантида» ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. Лондонского Королевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений.
Классификация наук
Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история — это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии — рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся.
Критическая часть системы
Считая, что устранение заблуждений и предрассудков — отправная точка правильного философствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главный недостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылки силлогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессансную гуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами и подменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с так называемой «фантастической ученостью», опирающейся не на достоверный опыт, а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр.
Основу критической части философии Бэкона составляет учение о так называемых «идолах», искажающих наши познания. Это, во-первых, врожденные «идолы рода». В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). Во-вторых, «идолы пещеры», обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. В-третьих, «идолы рынка, или площади», имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. В-четвертых, Бэкон предлагает искоренять «идолов театра», в основе которых некритическое следование авторитетам.
Индуктивная методология
Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В 20 в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др.
Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.
Технократическая школа
В «Новой Атлантиде» (1623-24) рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит «Соломонов дом», или «Общество для познания истинной природы всех вещей», объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических и социалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспеяния населения. Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причем поощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах других стран членами «Соломонова дома». «Новая Атлантида» осталась незаконченной.
10. ф-фия Канта. Проблематика кантовской критики, понятие «вещь-в-себе», ноумены и феномены.
Логика
(дух в себе)
Природа
(дух в ином)
Чистый дух (дух в себе и для себя)
Бытие
(кач-во,
кол-во, мера)
Механика
(врем/прост,
матер/движ,
всемир тяг-е)
Субъек-й дух
(феноменолия,
антропология,
психология)
Сущность
(чист сущ-ть
явление, действит-ть)
Физика
(магнет-м,
элек-во,
химизм)
Объек-й дух
(этика,
право,
нравствен-ть)
Понятие
(субъективное
объект-ое,
идея)
Органика
(геология,
ботаника,
зоология)
Абсолют дух
(искусство,
религия,
фил-я)
2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения — нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант — агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления — единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи — ряд противоречивых заключений (антиномий): — мир конечен в пространстве и времени — мир бесконечен в пространстве и времени — мир состоит из простых частей — мир делится до бесконечности. — в мире всё существует по необходимости — в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалектики: — она субъективна; — парадоксальна — реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-основатель “критического”идеализма. К.док-ет невозможность построить систему умозрительной философии впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Существуют две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок. Чувственность дает возможность познавать явления (феномены). Рассудок дает возможность познавать мысленные представления. Имеются субъект и предикат (то, что говорится о данном субъекте). Существует два вида суждений: предикат повторяет то, что заключено в субъекте: аналитическое суждение(не дает нового знания о субъекте); синтетические суждения (предикат добавляет новое к характеристике субъекта). Кант создает две сферы науки: метафизика природы, метафизика начала естествознания; метафизика нравов. Они не дают познания природы. Кант вводит термины: вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать мир явлений.
Вид знан-я
Априор ф-мы
науки
Чувствен-е познание
Время и простр-во (не объективны)
Алгебра (вр-я)
Геометрия (прост-во)
Рассудок (оперирует понятиями и умозаключе-ниями)
12 категорий:
модальность(3)
отношение(3)
кол-во(3)
кач-во(3)
Все фундамент науки (физика, химия)
разум
Бог, душа, космос
Психол-я ф-я богословие
космология
Гегель
К был негативным диал-м считая что там где наблюд-ся против-я там обнаруж-ся границы познания. Этика К: стремится найти такую априор ф-му кот бы позволяла оставаться нравств-м всегда: Категорический императив. св-ва: внеситуативность, не связан с идеалами рел-ии, не связ с удовольств
продолжение
--PAGE_BREAK--
11. понятие аболютной идеи и с/с ф-фии Гегеля.
Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия — абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они — результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи — процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.
Гегель — нем.философ, объективный идеалист, Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления, т.е.понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как истор развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Полож-я: 1)действит-сть есть Дух 2)форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез) 3)св-ва Духа: активность, бесконечность, постоян самопознание 4)из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действит-ное – разумно, а всё разум-е действ-но. 5) Система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.
Метод Г это послед-ть и способ самопознания духа наз-щийся диалек-й. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество — различие — противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Выводы: 1)фиксир-ся противор-я м/д его системой и методом: сис- конечна, метод- бесконеч. 2)Разраб-л диал-у до уровня з-нов 3)давал поводы: оправдывать всё сущее т.к. оно разумно и действит-но, стремится к рев-м преобраз-ям т.к. всякий синтез это тезис для последующего антитезиса.
12. ф-фия жизни – Ницше
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1885) – центральное произведение Ф. Ницше, своеобразное «священное писание» ницшеанства. Нарочито подхватывая стилистику и пафос христианского Евангелия, мыслитель провозглашает принципы, зачастую диаметрально противоположные христианству. Основу ницшеанского «евангелия будущего» составляют: идея сверхчеловека как назначение и смысл человеческой жизни и истории, признание в качестве фундаментального принципа жизни воли к власти и метафизика вечного возвращения того же самого.
Книга «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей» задумывалась Ф. Ницше в качестве фундаментального философского труда, в котором в наукообразной систематической форме излагались бы основные положения его учения. К сожалению, Ницше так и не удалось оформить разрозненные фрагменты в целостное произведение. Опубликованная версия «Воли к власти» (первое издание вышло в 1901 году) представляет собой далеко не бесспорную компиляцию, выполненную Э. Ферстер-Ницше и П. Гастом. Тем не менее данная публикация оказала громадное воздействие не только на философскую, но и на политическую жизнь 20 века.…
«Ecce Homo. Как становятся самим собой» – итоговое произведение Ф. Ницше, в котором тот сам «свидетельствует о себе», осмысливая свой жизненный и творческий путь и разъясняя ранее написанные сочинения («Рождение трагедии», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Казус Вагнер», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла» и др.). Работа создавалась в последний светлый промежуток жизни Ницше (15 октября – 4 ноября 1888 года). Рукопись «Ecce Homo» была отредактирована Э. Ферстер-Ницше (сестра Ф. Ницше) и П. Гастом. Впервые опубликована в 1908 году.…
13. ф-фия жизни – Шопенгауэр.
Зрелость. Главный труд
В 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат «О зрении и цвете» (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.
С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы («Парерга и паралипомена», 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.
«Мир как воля и представление»
Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы — пространство, время, причинность. Субъект и объект — это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум — лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) — «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» — источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.
В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства —«незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.
Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 — начала 20 вв. Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России — Л. Толстой, А. Фет и др.
14. психоаналитическая ф-фия (Фрейд, Юнг)
ПСИХОАНАЛИЗ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 — нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии — анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
ФРЕЙД (Фройд) (Freud) Зигмунд (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д. Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).
НЕОФРЕЙДИЗМ, направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Главные представители — К. Хорни, Х. С. Салливан, Э. Фромм. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.
ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности считал «самость» — стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
15. проблемы ф-фии в позитивизме и неопозитивизме. Постпозитивизм.
Представители позитивизма (махизма): Конт, Спенсер, Милль. Конт: философия Гегеля — умозрительная конструкция. Проблемы общего вопроса философии перестали существовать. Позитивизм: основатель Конт. Единственный источник истинного знания — конкретные науки. Отрицают познавательную ценность философского исследования. Отвергается умозрение как средство получения знаний. Главный принцип — феноменализм: научные теории и законы истолкованы как обобщение эмпирических фактов. Задачей науки является чистое описание фактов, а не объяснение их. Человеческий разум в своём движении проходит 3 этапа: 1) Этап вымысла (религия). 2) Этап метафизики — работа с абстрактными понятиями. 3) Этап истинного научного положительного знания. Позитивизм ликвидирует первые два этапа, метафизика — излишняя. Любая наука сама себе философия. Нужно прекратить разговоры о сущности => остаются только явления, которые даются нам в ощущениях — система объективного идеализма. Отрицание философии, различие, истинным является только научное познание. Конт попытался классифицировать частные науки: 1) Математика + теоретическая механика. 2) Теоретическая астрономия + небесная механика. 3) Физика. 4) Химия. 5) Биология. 6) Социология. (Классификация научного знания. Движение от простого к сложному). Следующий этап в становлении этого учения связан с Махом (Махизм). Мах: признав вещи комплексами ощущений, Мах тем самым противопоставил своё учение материализму. Отвергал понятие причинности, необходимости субстанции как не данные в опыте; в соответствии с махистским принципом экономии мышления описание мира должно включать только нейтральные элементы опыта, реальны лишь эти элементы (Мах отождествлял их с ощущениями), а не функциональные связи. Различие физического и психического сводилось к различию функционального отношения, в котором рассматривались элементы: физическое исследование состоит в анализе взаимосвязи элементов, психологическое — в анализе человеческого организма к элементам. Понятие Мах рассматривал как символы, обозначающие комплексы ощущений (вещи), а науку как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственно наблюдениями. Неопозитивизм — основное направление западной философии 20 века. Противопоставляли науку философии. Единственно возможное знание — научное знание. Традиционные философские вопросы — бессмысленная метафизика, так как они формируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, так как их определения не поддаются проверке. В отличие от позитивизма Конта задачу философии видели не в систематизации и обобщении спец. научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания. В отличие от психологической формы позитивизма Маха, который считал осмысленным вопрос о существовании объективной реальности и отношении сознания к ней, неопозитивизм считает эту проблему метафизикой. Предмет философии для неопозитивизма — язык, прежде всего язык науки как способ выражения знания, и деятельность по анализу этого знания и возможность его выражения в языке. Метафизика — бессмысленное учение с точки зрения логических норм языка. Венский кружок: сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. Критиковали классическую философию и научное знание. Постпозитивизм — этап в развитии философии (не школа и не течение). Начался с выхода книги Куна “Структура научных революций”. Характерная черта — многообразие методологических концепций и их взаимная критика. Общие черты постпозитивизма: 1) отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. 2) изменяет проблематику методологических исследований (главная проблема — понимание развития научного знания. Как возникает новая теория? Как она добивается признания? Попытки ответить на эти вопросы формируют представление о структуре научного знания (структура парадигмы у Куна, но они (представления) носят вторичный характер.) 3) характерен отказ от жёстких разграничений: не противопоставляют факты и теории, открытия и обоснования, эмпирические знание (надёжно обоснованное) и теоретическое (ненадёжное и необоснованное), а они взаимопроникновенны. Для установления фактов нужна определённая теория, то есть факты зависят от теории. Логически позитивисты отделяли процесс появления нового знания от его обоснования. Постпозитивисты: открытие и обоснование нового знания — единый процесс: возникновение и развитие новой теории является и её обоснованием. 4) позитивисты считали метафизику бессмысленной и хотели устранить её от науки. Постпозитивисты признавали осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания; стремились опереться на историю науки. Главный объект внимания — развитие знания; считали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания. Говорили не о развитии, а об изменении научного знания. Важная проблема: вопрос о существовании в этом изменении накопленного знания и вопрос о доказательстве прогрессивного развития научного знания. Учёные — это те люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в науку (совокупность факторов, теорий, методов). Нормальная наука основывается на допущении, что научное сообщество знает каков окружающий мир. Когда возникает смена предписаний, такая ситуация рассматривается как научная революция (происходит отказ от определённой теории в пользу другой, не совместимой с прежней).
Достижения Кун называл парадигмами — это примеры фактической практики научных исследований, которые включают закон, теорию, их практическое применение и оборудование. За неимением парадигм, первоначальное накопление фактов являлось деятельностью, которая подвержена случайностям. Только парадигма может сделать работу по отбору экспериментов более эффективной. Учёные в русле нормальной науки не ставят себе целью создание новых теорий; их исследование направлено на разработку тех теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. Три момента в научном исследовании фактов, которые невозможно резко отделить друг от друга: 1) Факты, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. 2) Ставят теорию и природу в соответствие. 3) Представляют собой эмпирическую работу для разработки парадигмальной теории в целях разрешения неясностей. Отказаться от парадигмы — значит прекратить те научные исследования, которые она определяет. Отказы появляются в те моменты, когда вспыхивают научные революции. Разработка нового способа предсказывания требует решения всевозможных головоломок — особой категории проблем, решение которых может служить для проверки таланта исследователя. Существование решения является критерием ценности головоломки. Среди главных мотивов, побуждающих человека к научному исследованию — желание добиться успеха, надежда найти закономерность. Нормальная наука — в высокой степени детерминированная правилами деятельность. Правила вытекают из парадигм, но парадигмы могут управлять исследованием даже в отсутствие правил. Парадигмы могут определять характер нормальной науки без вмешательства поддающихся обнаружению правил. Причины: трудность обнаружения правил, природа научного образования; парадигма определяет научное исследование, нормальная наука может развиваться без правил, пока принимаются без сомнений достигнутые решения проблем, правила постепенно приобретают принципиальное значение, когда утрачивается уверенность в парадигмах; за парадигмами признаётся приоритет первичности по отношению к общепринятым правилам. Нормальная наука не ставит целью нахождение нового факта, она создается в ходе игры по одному набору правил, но их восприятие требует другого набора правил. Открытия начинаются с аномалий, то есть с установления фактов, что природа нарушила научные ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Процесс завершается при приспособлении теории к новым обстоятельствам и аномалии сами по себе становятся ожидаемыми. Характеристика открытий новых видов явлений: предвидение аномалии, её признание, последовательное изменение парадигмы. Новая теория предстаёт как реакция на кризис. Кризис — предпосылка возникновения новой теории. Но ученым нелегко отказаться от старых парадигм. Различия между следующими друг за другом парадигмами необходимы (различия не только по содержанию, но и по методам). Традиция нормальной науки, которая возникает после научной революции не только не совместима, но и несоразмерна с традицией, существовавшей до неё. В результате восприятия новой парадигмы приходится переопределить основы соответствующей науки. Парадигма определяет научное исследование и указывает направление для реализации плана. Обсуждение парадигм является революционным. После революции учёные видят мир в ином свете. После научных революций совокупности старых операций становятся нецелесообразными и заменяются другими, но эти изменения не бывают всеобщими и наука (после революции) включает совокупность операций, которые осуществляет теми же методами, что и в дореволюционный период.Хар-рна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению
судить о мире в целом.3 этапа в эволюции позитивизма:1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) — Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер2. Эмпириокри-тицизм (конец 19в) — Мах, Авенариус.3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) — Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи:1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень — наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика — социология) 2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов… б)Метафизическая — бог становится субъстанцией… в) Позитивная стадия — это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.
4.Позитивные науки — попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел — человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса. Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такуютеор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором — топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод — физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. — соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь — Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.Метод соц науки должен стать точной копией методов физ. Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил, но без метафизики. (т.к. метаф — это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений — этот поток — основа закона сохранения.Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.Эмпириокритицизм — теория критики опыта. Главное назначение этой критики — выяснение существа дел. ЕЕ цель — очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания — экономию мышления. Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир — это опыт, а структуру опыта составл ощущения.
Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью. Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания. — субъективный идеализм.
Неопозитивизм. или логический эмпиризм — Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты — что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, — это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.
Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача — лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире. Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к ыводу, что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика — это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка. Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил. Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания) постпозитивизм 50-60г в рез-те критики и ревизии неопоз-ма (Поппер) основ-ся на что метафиз-е термины не явл альтернативой научным. Это привило к тому что м/д позитив наукой и ф-й не может быть жесткой демаркационной линии. Первич пунктом познания явл теория.
продолжение
--PAGE_BREAK--