Двастолетия, протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения, действительнослучившегося 28 мая 585 г.до н.э.были не только эпохой расцвета классическойгреческой культуры, но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всейевропейской цивилизации.
В планесоциально-политическом в течение этих двух столетий достигает своегонаивысшего развития, а затем обнаруживает черты неотвратимого упадкаполитическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом — этоэпоха расцвета Афин, которые сделались общепризнанным политическим и культурнымцентром Эллады.
Именно в это времяпроисходит критический момент развития философии, когда Парменид впервыепоставил проблему бытия — первую подлинно философскую проблему, сформулированнуюясным и недвусмыленным образом: как можно мыслить бытие, если бытие это то, чтоесть, в отличие от того, что только кажется или является.Без всякогопреувеличения можно сказать, что философская онтология(учение о бытии)- а вместес ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита философскаяпроблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой, в
которую он облекал свои учения.
Но Парменид нетолько поставил философскую проблему бытия, но и решил ее — решилпрямолинейно:«бытие есть, а небытия нет».Истинное бытие, согласнозаключениям Парменида, едино, нераздельно, неизменно и неподвижно, весь жечувственно воспринимаемый мир, состоящий из множества возникающих, меняющихся иисчезающих вещей, лежит за его пределами.Для того, чтобы спастиположение, Пармениду пришлось дополнить учение об истинном бытии учением об«мнениях смертных», в котором он изложил космологическую концепцию.
Но подобнаядвойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относилисьЛевкипп, Эмпелокл и Анаксагор.Все они пытались найти такое решение проблемыбытия, которое снова восстановило бы
единство мира, расколовшегося у Парменида на двесферы, не имевшие друг
с другом ничего общего.В результатевозникли три философские и одновременно естественнонаучные концепции, которыесделались классическими парадигмами для многих последующих поколенийученых, занимавшихся философией природы.
Но всеони, Эмпедокл, Левкипп и Анаксагор, были по духу как и философами, так иестествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились котысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей, которая непротиворечила бы требованиям, предъявлявшимся Парменидом к истинному бытию.
Концепция Эмпедоклав наибольшей степени соответствовала привычным традиционным взглядам о четырехэлементах, в числе которых обязательно фигурируют огонь, вода и земля, которыебыли известны еще в глубокой древности.Наоборот, учение Левкиппа, развитое егоучеником Демокритом, было для того времени новым и абсолютно оригинальным.
О жизни Анаксагораизвестно довольно мало, но все же больше, чем о жизни некоторых его современникови предшественников. Анаксагор родился около 500 г. до н.э. в Клазоменах — небольшом, но в то время процветавшем приморском городке малоазийскойИонии.Отец Анаксагора, Гегесибул, был зажиточным человеком, оставившем послесвоей смерти значительное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрастепробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие клюбой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им внаследство имущество ближайшим родственникам, а сам покидает Клазомены иотправляется странствовать.Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, поездкив страны Ближнего Востока, но в какое-то время Анаксагор появляется в Афинах итам обосновывается.
ПереездАнаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны-
ми последствиями: он символизировал перенесениеионийской учености на
аттическую почву.Афины, бывшие до этогородиной государственных деятелей, полководцев, обрели, наконец, первого крупногофилософа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философскойшколы, давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей, таких как Платон иАристотель.
Несмотря на то, чтоАнаксагор не обладал правами афинских граждан, он вскоре занимает значительноеместо в духовной элите города, чему несомненно способствовала дружба с вождемдемократической партии Периклом, в дальнейшем ставшим фактическим правителемафинской республики.
Многие источники называют Перикла ученикомАнаксагора, Прямое ученичество вряд ли могло иметь здесь место, но можносчитать несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениями советам.
К концу 30-х годовVв.до н.э., когда положение Перикла в качестве главы государства стало менеепрочным, его политические противники возбудили судебные преследованиялиц, которые были к нему близки, в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся вбезбожии и в распространении учения о небесных светилах, противоречившихтрадиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор; присодействии Перикла он тайно покидает Афины.
Последние годыАнаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегуГеллеспонта.Умер он в 428г. до н.э., окруженный почетом и уважением лампсакскихграждан.В течение длительного времени после смерти философа лампсакцы устраивалив его память ежегодные детские празднества.
Таковавнешняя канва жизни Анаксагора.Труднее сказать что-либо о
его научной биографии, в частности обэволюции его философских воззрений.Интерес к науке, как уже былосказано, пробуждается у него в ранный молодости.Живя в Клазоменах, недалеко отМилета, Анаксагор мог без труда отыскать и прочесть сочинения знаменитыхмилетцев — Анаксимандра и Акаксимена, оказавшие, судя по всему, громадное влияниена формирование его собственного мировоззрения.Не случайно позднейшиедоксографы называют Ангаксагора учеником Анаксимена.Непосредственно слушатьАнаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи мальчиком: последний великийпредставитель милетской школы умер, по-видимому, еще до рождения Анаксагора, ноосновная проблематика анаксименовского сочинения оказалась в центре вниманияклазоменца.Это была космологическая проблематика, точнее говоря это было учениео происхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто единое целое.
Об Анаксагорерассказывают, что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями свершины Миманта, находившегося по соседству с Клазоменами.Астрономом в строгомсмысле слова слова Анаксагор никогда не был, и его астрономические познания дажев последний период его деятельности оставались весьма примитивными.
Космос поражалАнаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, немогла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.В мире должносуществовать некое организующее и упорядочивающее начало, которое приводит вдействие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единогоразвивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало терминомnous, т.е.Разум.
Физическая теория Анаксагора, явившаясяпредметом особого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой — современныхисследователей античной философии, была разработана, по видимому, быларазработана в поздний период жизни философа.
Афинские легенды рисуют намАнаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, т.е.какученого-профессионала.В Греции середины Vв.до н.э. это был новый, дотоленебывалый тип человека.Все предшественникиАнаксагора,-Фалес, Пифагор, Гераклид, Парменид-были государственнымидеятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных ученых в позднейшемсмысле слова среди них не было.
Весьма необычным, сточки зрения греков, было у Анаксагора отсутствие узкогопатриотизма, приверженности к родному полису.Покинув Кламезоны, Анаксагор, какизвестно, никогда не стремился туда вернуться.Как сообщает Диоген Лаэртский, навопрос:«Неужели родина тебя нисколько не интересует?»-Анаксагорответил, указав на небо:«Помилуй бог! Родина очень даже интересуетменя!».А когда Анаксагор умирал в Лампсаке, друзья спросили его, не желаетли он быть перевезенным в Клазомены, он сказал:«Совсем этого не нужно: ведьпуть в подземное царство отовсюду одинаково длинен».
Подобныйкосмополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал мироощущение философов эллинической эпохи, ноотнюдь не был типичен для Vв.до н.э.
Вторая черта Анаксагора какчеловека — равнодушие к материальным благам.Отказавшись от полученного им внаследство имущества, Анаксагор полагал, что тем самым он обрел внутренююсвободу, столь необходимую для философа, посвятившего себя поискам истины.Посвидетельству Аристотеля, Анаксагор не считал счастливым ни богача, нивластелина, говоря, что он не удивился бы, что если бы по настоящему счастливыйчеловек показался бы толпе глупцом.В этом отношении Анаксагор полностьюсоответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,«созерцательный»образжизни.Кроме того, он был неизменно серьезен, и по-видимому, не отличался особойобщительностью — свойство, объясняющее, поче-
му, живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним небеседовал.
Еще одна чертаАнаксагора, отмечавшаяся древними авторами,-твердость духа в любых, даже самыхтяжелых для него обстоятельствах.Известны слова Анаксагора, сказанные им приполучении известия о смерти сына:«Я знал, что родил его смертным».
Из всей совокупностисвидетельств об Анаксагоре выступает образ человека, который бесспорно долженбыл внушать уважение всем, кто с ним встречался.Этот образ Анаксагора перешел ввека и сделался прототипом идеального образа мудреца и философа вообще.
Взгляды Анаксагорарезко расходились с господствовавшими в то время религиознымипредставлениями.Утверждения Анаксагора, что звезды-э то раскаленныекамни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце — этоогромная воспламенившаяся глыба, а Луна — тело, во многом подобное Земле и, можетбыть обитаемое, не могли не вызвать возмущения у ревнителей старых традиций иобычаев.Убеждение в божеской сущности небесных светил было одной изнеотъемлемых черт греческой, да и вообще любой политеистической религии.Этоубеждение преодолевалось медленно и с трудом, о чем свидетельствует тообстоятельство, что Платон еще причислял небесные светила в богам, аАристотель, пришедший в своей метафизике к весьма абстрактной формемонотеизма, редко противопоставлял их вещам подлунного мира, поскольку онисостоят из эфира — элемента небесных сфер, имеющего особую, божественную природу.
Анаксагор былосужден афинским судом по обвинению в безбожии.Отрицание общепринятыхрелигиозных верований не декларировалось Анаксагором открыто(как раньше этоделал Ксенофан), однако оно вытекает из всего его учения.В дошедших до насфрагментов его труда мы не находим ни единого упоминания богов олимпийскогопантеона.
Ввопросе о богах даже материалист Демокрит пошел на известный
компромисс: он допустил существованиебогов, хотя и имеющих смертную, материальную природу, но все же способныхневидимо воздействовать на жизнь людей.У Анаксагора нет и следов подобногокомпромисса.
При всем этомАнаксагору было несомненно присуще религиозное чувство, вызванное восхищениемкрасотой и совершенством космоса.Разумеется, организующее началокосмоса, именуемое у Анаксагора Разумом, еще не было личным божеством.
В центреанаксагоровского учения находилась космогоническая концепция-концепцияпроисхождения и эволюции космоса.В этом отношении Анаксагор был прямымпродолжателем мыслителей милетской школы, развивая и совершенствуя ихприменительно к новому этапу, достигнутому греческим
теоретическим мышлением к середине V в.до н.э.
Для всехмифологических, а также для генетически связанных с мифологией ранненаучныхкосмогоний характерно представление о первичном состоянии мира как некоейнеопределенности или бесформенности, из которой потом оформляются структурныекомпоненты окружающего нас космоса- Земля и Небо, звезды, Луна и Солнце, моря игоры.Первобытному мышлению это состояние представлялось чаще всего в видеводной бездны, аналогичные представления находятся в индийских, вавилонских иегипетских мифах, в библейских легендах, а также в фольклоре народов самыхразличных стран мира.Учение Фалеса о воде, как о первоисточнике всех вещей, как осамой древней и наиболее почитаемой стихии(Аристотель) носит на себе
явные следы этих первобытных представлений.
Иной характер имеетначальное состояние у Анаксимандра, учение которого испытало другие, преждевсего, по-видимому, иранские, влияния.То, что именуется Беспредельным — независимоот того, называл ли сам Анаксимандр исходную космогоническую идею этим именемили нет, не совпадает ни с одним из четырех традиционных элементов.
Подобно некоторым своимпредшественникам Анаксагор считал, что мир получил развитие из неопределенного ибесформенного состояния.Однако в трактовке первичного состояния Анаксагорсущественно отошел от мыслителей VIв.до н.э.Оно не совпадало у него ни сводой, ни с воздухом и вообще ни с каким из конкретных чувственно воспринимаемыхвеществ, хотя имело вполне вещественную, материальную природу.Концепцияпервичного состояния у Анаксагора была теснейшим образом связана с принципамиего физического учения и не находила никаких коррелятов в мифологии тех илииных народов.Она отражала прогресс, достигнутый греческой научной мыслью, уже вомногом освободившейся от воздействия мифологических представлений.
Первичное состояниемира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потомобнаруживаются в этом мире,-или «всех существующих вещей».Этивещества были раздроблены на бесконечно малые, но воспринимаемые нашими органамичувств частички, перемешанные настолько совершенным образом, что ни одно извеществ не преобладало ни в какой точке пространства.По этой причине первичнаясмесь должна быть качественно-неопределенной, и это давало повод сравнивать еес исходным состоянием мира у Анаксимандра.Анаксагоровская идея первичной смесибыла вполне оригинальной, не имевшей непосредственных предшественников впрошлом.Сам Анаксагор сознавал это очень четко, причем он придавал этой идеенастолько большое значение, что сформулировал ее в первой же фразе своегосочинения.«Вместе все вещи были беспредельные по множеству и помалости.Ведь и малое было беспредельным.И когда все вещи были вместе, ничтоне было различно из-за малости...»
Первичная смесь Анаксагораобладала еще одной характерной особенностью: она была лишена какого бы то нибыло движения.До начала процесса космообразования бесконечно малые частицыбесчисленных «существую-
щих вещей» неподвижно покоились каждая в своемместе: они не изменялись
и не перемещались, ибо не было ничего, что побуждало быих изменяться и
перемещаться.И вода Фалеса, и воздухАнаксимена, и беспредельный источник всего сущего у Анаксимандра, и огоньГераклита,-каждое из первоначал обладало способностью к движению.
У Анаксагорадвижение не является свойством, изначально присущим вещам нашего мира.Вещипокоились неподвижно в составе первичной смеси.Движение было внесено в неевнешним фактором, который Анаксагор назвал Разумом.
Первую изфункций, выполняемых Разумом в процессе космообразования можно было быобозначить как функцию «первичного толчка».В определенный моментвремени в каком-то ограниченном участке пространства Разум сообщает первичнойсмеси мощное круговращательное движение.Это круговращение начинает затемрасширяться в силу того, что приведенные в движение частицы смеси увлекают засобой соседние, еще неподвижные частицы, находящиеся на перифериивихря.Захватывая все большие участки пространства и приводя в движение всебольшие области первичной смеси, космический вихрь по-видимому замедляется: онкак бы растрачивает свою энергию.Первоначальная же скорость этого круговращенияво много раз превосходила все известные нам скорости — это можно заключить наосновании дошедшего до нас фрагмента сочинений Анаксагора:«Таким образом, происходитвращение… под действием скорости и силы.Ведь силу порождает скорость.Скоростьже их несравнима со скоростью какой бы то ни было вещи из тех, которые нынеизвестны людям, но безусловно во много раз больше.»Так же Анаксагорписал, что Разум «стал властвовать над всеобщим вращением, так как он далначало этому вращению».«И как должно бать в будущем, и как былото, чего теперь нет, и как есть — все устроил Разум, и то вращение, котороесовершают теперь звезды, Солнце, Луна, а так-
же отделившиеся воздух и эфир».
Вслед за эфиром ивоздухом происходит и отделение других компонентов первичной смеси:«Послетого, как Разум положил начало движению, от всего приведенного в движениеначалось отделение,… и круговращение разделявшихся веществ вызвало ещебольшее разделение».
Разделяющиеся такимобразом компоненты первичной смеси образуют несколько концентрических слоев, илиоболочек.При этом в центре скапливаются более плотные, влажные и холодныевещества, из них в дальнейшем и уплотняется Земля.«Плотное, влажное, холодноеи темное собралось там, где теперь Земля, редкое же, теплое и сухое ушло вдали эфира».
Но все это не объясняловозникновения многих вещей в окружающем нас мире.Но необходимо было объяснитьряд органических процессов: питания, роста.Здесь необходимо было найти какой-тодругой механизм, отличный от вихревого движения.Такой механизм Анаксагорнаходит, используя древнее положение:«Подобное стремится кподобному».Смысл этого выражения состоит в том, что тождественные по своимсвойствам частицы стремятся слиться, соединиться.
В отличие от Демокрита, у Анаксагораположение «Подобное стремится к подобному» лежало в основе неглавного, а лишь вторичного механизма.
Схему образованиянашего мира по Анаксагору можно разбить на несколько этапов.Первый этап — этообразование двух сфер, из которых одна состоит из плотного, а другая заполненаэфиром.На втором этапе происходит уплотнение вокруг экваториальной плоскостикосмического вихря, и и образуется Земля, имеющая вид плотной, расплющеннойлепешки.В дальнейшем, по неизвестным причинам ориентация этой лепешкиизменилась, в результате чего ось мирового вращения заняла наклонное положениепо отношению к Земле.Но это произошло, когда появились живые существа.Другойнеясной проблемой у Анаксагора была проблема происхождения наземных
вод - морей, озер и рек.Вода должна была выделитьсяиз воздуха еще до
земли: ведь она занимает промежуточноеположение между воздухом и землей.«Из этих выделяющихся масс сгущаетсяЗемля.А именно, из облаков выделяется вода, из воды же земля, из земли жесгущаются камни под действием холода.
К третьему этапукосмообразования относится возникновение небесных тел- Солнца, Луны и звезд.Вто время, как внешняя, эфирная оболочка продолжает вращаться с большойскоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси и лишь в силу этогозамедляя движение, внутреннее ядро космоса вместе с Землей испытываетзначительно большее замедление и почти останавливается.Это приводит к тому, чтовращающиеся массы эфира действуют на края земного диска, с которыми онисоприкасаются, отрывают от них выступающие глыбы и камни и увлекают их в своемдвижении.Под действием эфирного жара, а также в результате трения эти глыбы икамни становятся светящимися.Солнце — самая большая из этих глыб, Луна — другаябольшая глыба, она движется ближе к Земле, поэтому не так раскалена.Согласнонекоторым источникам Анаксагор допускал возможность существования живыхорганизмов на Луне.Звезды- мелкие камни, оторванные от Земли, они на своих местахудерживаются силой вращательного движения.
Анаксагор впервыедал в принципе совершенно правильное объяснение солнечных и лунных затмений.Онпонял, что солнечные затмения происходят лишь во времена новолуний, и притомтолько в тех случаях, когда Луна оказывается на прямой, соединяющей Солнце иземного наблюдателя.
Представление отом, что Луна получает свой свет от Солнца тоже связывали с именемАнаксагора.Также известно, какое объяснение давал Анаксагор так называемым»поворотам" Луны и Солнца.Под «поворотами»греки понималиизменения движения этих светил в вертикальном нап-
равлении - Солнца в моменты летнего и зимнегосолнцестояния, а Луны
дважды в течение ленного месяца.По мнениюАнаксагора, эти повороты происходят вследствие большего или меньшегодавления, производимыми холодными северными массами воздуха на движущеесясветило.Луна в большей степени подвержена холоду, чем Солнцу, поэтому ее поворотыслучаются чаще.
Анаксагоровскаяконцепция происхождения грома и молнии известна нам в изложении Аристотеля.Какполагал Анаксагор, некоторые количества горячего эфира иногда попадают в болеехолодные воздушные области; при этом мы наблюдаем сначала блеск огня(молния), азатем шум и шипение, сопровождающее его потухание.
Любопытно, что дажеземлетрясения вызываются у Анаксагора эфиром.Попадающий под землю и в еепустоты эфир стремится прорваться вверх, и не находя выхода, сотрясает земныепласты.
Для Анаксагора былохарактерно объяснять небесные и земные явления с помощью одних и тех жефакторов.
Тем не менее Анаксагор имеет правопретендовать на роль одного из основоположников позднейшей физической науки.
В эпоху Анаксагораеще не существовало философского понятия материи — ни в смысле аристотелевской«гюле», ни в том смысле, какой этот термин приобрел в философии Новоговремени.Но именно в учениях таких мыслителей, как Анаксагор и Демокрит, былапоставлена проблема внутреннего строения вещей окружающего нас мира, иначеговоря, проблема микроструктуры вещества.
Традиционнаятрактовка учения Анаксагора находится под глубоким воздействием аристотелевскойинтерпретации воззрений большинства досократиков.Согласно Аристотелю, все«физики» — от Фалеса до Демокрита
— исключалиначало вещей в виде материи.Некоторые из них брали в ка-
честве такого начала одну из такназываемых стихий -воду(Фалес), воздух, огонь(Гераклит), а иные нечтопромежуточное между огнем и воздухом.У Анаксагора число начал такжебезгранично, но только у него таки-
миначалами служат не атомы, а бесчисленные качественно-определенные вещества - гомеомерии.Термин «гомеомерия»(в переводе — подобочастная) указываетна основное свойство этих веществ: у них любая часть подобна по своим свойствацелому.
Но этого термина мыне находим ни в книге Анаксагора, ни у Платона.Он появляется у Аристотеля, вфилософии природы он играет большую роль независимо от Анаксагора.Из этогоследует, что термин «гомеомерия»был впервые создан Аристотелем — дляцелей, которые первоначально не находились ни в какой связи с философиейАнаксагора.В качестве начал всех вещей Анаксагор принимал те самые однородныевещества, которые в трактатах Аристотеля получили название гомеомерий.Сам жеАнаксагор называл эти вещества семенами(spermata).
Вопросы, занимавшиеАнаксагора, восходили к парменидовскому учению о бытии.Что надо понимать подистинным бытием, которое не меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегдаостается равным самому себе,-вот проблема, стоявшая перед мыслителями Vв.дон.э.Решение этой проблемы Анаксагора было в наиболее радикальным.Истинноебытие, по его мнению, присуще всем качественно-определенным вещам окружающего насмира, всем физически однородным веществам, прежде всего тем, из которыхпроисходят растительные и животные организмы.Анаксагор называл их «существующимивещами».Они существуют не потому, что доступны нашему восп-
риятию.Каждая из вещей есть и не может не быть.
А отсюданепосредственно следует, что всякая «существующая вещь» не возникает ине уничтожается, но всегда остается равной самой себе как в количественном, так ив качественном отношении.В мире происходит
лишь соединение и разделение«существующих вещей», которые дают нам видимость возникновения иуничтожения.«О возникновении и происхождении у эллинов нет правильногомнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяетсяиз существующих вещей и разделяется.И таким образом правильнее было бы назватьвозникновение соединением, а уничтожение — разделением».
Таким образом можно сформулировать«принцип сохранения материи». Чувственно воспринимаемый мир есть мирнепрерывного становления: в
нем всегда что-то возникает, а что-тоисчезает, мы непрерывно наблюдаем, как вещи, обладающие определеннымисвойствами, изменяются, приобретают новые свойства и превращаются в нечто совсеминое.Особенно наглядно это прослеживается на примерах питания и роста живыхорганизмов.По Анаксагору нет таких веществ, которые состояли бы из чистогонесмешанного вещества.Каждая вещь представляет собой смесь всех«существующих вещей».Это положение сохраняет силу, какой быминиатюрной не рассматривалась бы данная частица, как бы мал не был занимаемыйею объем.«И как у большого и у малого имеется равное число частей, то итаким образом во всем может заключаться все.И не может быть обособленногосуществования, но во всем имеется часть всего».
Это принцип «универсальной смеси».Анаксагор, по-видимому, тщательно продумал следствия, вытекающие из
этого принципа.И он понял, что его теорияможет считаться логически безупречной лишь в том случае, если к принципууниверсальной смеси добавить еще два положения.
Первое из них — этоположение об относительности большого и малого.Так как в любой, сколь угоднобольшой или сколь угодно малой вещи заключена «часть всего», то темсамым стирается принципиальная разница между большим и малым.Мельчайшаяпесчинка содержит в себе столько же
«существующих вещей», сколько ивесь космос.«И у малого ведь нет наименьшего, но всегда ещеменьшее… Но и у большого всегда есть большее.И оно равно малому поколичеству.Сама же по себе каждая вещь велика и мала.»
Отсюда вытекает и второеположение — о безграничной делимости вещества.В отличие от атомистов Анаксагорне допускал существования мельчайших, далее уже неделимых частиц.Он считал, чтоесли бы такие частицы существовали, то они были бы простыми и однородными.Ноэто противоречило бы принципу «универсальной смеси».С другойстороны, такие неделимые частицы являлись бы масштабом абсолютной малости.Нотакого масштаба, согласно Анаксагору, быть не может.
Анаксагор такжеобъясняет, почему вещь, представляющая собой смесь бесчисленного множествакачественно однородных веществ, представляется нам состоящей из какого-то одноговещества.Это происходит потому, что наши органы чувств воспринимают только товещество, которое преобладает в данной вещи.Если же все вещества находились бы вней в равной пропорции, то она казалась бы качественно-неопределенной.В ходекосмообразования такая равномерность была нарушена, и хотя каждая вещь, подобнопервичной смеси, содержит в себе качественно-определенные вещества, однакопоследние в ней присутствуют в различных пропорциях и почти всегда находитсяодна, которая количественно оказывается преобладающей.«Полностью женичто не отделяется и не разделяется одно от другого… но чего всего более вкаждой вещи, тем одним она кажется и казалась».
Это принцип «преобладания». Теория материиАнаксагора была хорошо продуманной и логически бе-
зупречной теорией.Однако из нее следоваливыводы, которые казались весьма парадоксальными и не могли получитьуниверсального признания ни
в V в.до н.э. ни в более позднее время.
В свете этихпринципов теория Анаксагора предстает перед нами как вполне оригинальное иклассически завершенное учение, вполне достойное той славы, которая окружала вдревности имя его автора.
Изучение фрагментовсочинения показывает, что, применяя свою теорию к миру вещей, философ пользовалсярядом дополнительных понятий, которые играли в его рассуждениях существеннуюроль, хотя смысл их не всегда остается очевидным.
Первое из этихпонятий — это понятие семени.Широко распространено мнение, что термин«семена» означает те самые вещи, которые Аристотель назвал«гомеомериями».Т.е. это качественно определенные вещества, напримерзолото, мясо, кровь, древесина, т.е. те, которые заключаются во всех чувственновоспринимаемых предметах, как бы малы они не были.
Следующеепонятие, ставившее в тупик многих исследователей Анаксагора — это так называемыепротивоположности.Правда в текста фрагментов Анаксагора такой термин невстречается, но он есть у Аристотеля, указывающего, что «Анаксагор признаетбесконечные по числу подобочастные и противоположности».Сам же Анаксагортолько перечисляет противоположности — «влажное и сухое, теплое ихолодное, светлое и темное» при описании первичной смеси.Также намек напротивоположности есть в другом фрагменте:«Не отделены друг от друга ведином космосе вещи, не отсечено топором ни теплое от холодного, ни холодное оттеплого».
Наиболеетрадиционная точка зрения на противоположности состоит в том, что они являютсякачествами гомеомерий, которые и отличаются друг от друга благодаря наличию уних неодинаковых качеств.
Что же касаетсячетырех тихий — огня, воздуха, воды и земли, от их с давних пор было приняторассматривать как сочетания противоположностей теплого и холодного, сухого ивлажного, легкого и тяжелого.Еще у
Анаксимандра основным этапомкосмогонического процесса было отделение внешней горячей оболочки от влажного ихолодного ядра, из которого образовалась земля.У Гераклита встречаются две парыпротивоположностей, которые есть и у Анаксагора:«холодное становитсятеплым, теплое холодным, влажное сухим, сухое влажным».Аристотель трактовалчетыре стихии как различные комбинации четырех фундаментальныхсил.«Огонь-сух и тепел, воздух-влажен и тепел, вода — влажна ихолодна, земля — суха и холодна.»Из этого естественно предположить, чтопары противоположностей, перечисляемые Анаксагором, также имели непосредственноеположение к стихиям.
Но различия междусеменами качественно-определенных веществ у Анаксагора определялись у него неэтими противоположностями, а такими свойствами, как геометрическиеформы, цвета, вкусы и запахи, о чем пишет сам философ.По отношению к семенампротивоположности теплого и холодного, сухого и влажного оказываются случайнымисвойствами в том смысле, что семена одного и того же вещества могут бытьтеплыми или холодными, сухими или влажными, не переставая при этом быть семенамимяса, крови.Разумеется, противоположности заключены в семенах, ибо, кроме семян, имнегде находиться: в силу принципа универсальной смеси семена заполняют всепространство, не оставляя пустых промежутков.Но соотношения, в которыхпротивоположности присутствуют в семенах одного и того же рода, могут бытьразличными.
Обращаясь кстихиям, следует отметить, что в космогонии Анаксагора особо важную роль посравнению с другими стихиями играли эфир и воздух.Оба они преобладали впервичной смеси.Земля — третья стихия, упоминаемая Анаксагором.Земля присутствовалав смеси в качестве одного из ее начальных компонентов, однако в силупреобладания воздуха и эфира она была там «не различима».Воду жеАнаксагор в составе первичной сме-
си ни разу не упоминает.
Из всего вышесказанного надо полагать, что в качестве четырех четко выделенных сущностейстихии вообще не фигурировали в его сочи-
нении.
По дошедшим до насфрагментам книги философа становится ясно, что о Разуме Анаксагор говориттогда, когда описывал причину космического круговращения.То обстоятельство, что входе изложения своей теории материи Анаксагор не счел нужным что-либо сказатьо Разуме, подтверждает мнение, высказанное многими исследователями, что он нерассматривал Разум в качестве одного из материальных инградиентоввселенной.Эпитеты «легчайший»,«чистейший» в соответствии слогикой досократиков имели своей целью противопоставить Разум всемувещественному, что подчинено закону универсальной смеси.Разум относится кособого рода бытию, существенно отличному от чувственно воспринимаемыхпредметов.
Выбор наименования, разумеется, неполностью определяет содержание самого понятия.Разум Анаксагора нельзяотожествлять с разумом человеческим.Деятельность Разума заключается в том, чтоон определяет эволюцию космоса в направлении все большей его организации.Но онорганизует космос не потому, что что вмешивается в процесс космообразования, направляяего согласно своей воле.Он это делает, сообщая первичной смеси мощноевращательное действие, и тем самым позволяя появиться объективнымзакономерностям, присущим миру вещей.Все развитие космоса как бызапрограммировано в первичном толчке, сообщаемом Разумом инертной материи.
Если Разум и можно уподобить сознательнодействующему божеству, то только в отношении момента времени для началакосмообразования.
Анаксагорписал:«Если все обстоит таким образом, то следует полагать, что во всехсоединениях содержится многое и разнообразное, в том
числе семена всех вещей, обладающимивсевозможными формами, цветами, вкусами и запахами.И люди были составлены, идругие живые существа, которые имеют душу.И у этих людей, как и у нас, имеютсянаселенные города и искусно выполненные творения, и есть Солнце, Луна и прочиесветила, и земля у них порождает многое и разнообразное,… Это вот сказано мнойоб отделении, потому что не только у нас стало бы отделяться, но и в другомместе».
Анаксагор имеетздесь в виду какой-то другой участок поверхности, часть Земли, которую мы незнаем.Но это представляется маловероятным.В частности, когда Анаксагор пишет оботделении и о том, что «не только у нас стало отделяться», то подтермином отделение он, несомненно, понимает действие космического вихря вцелом, процесс космообразования, включающий в себя и образование Земли -всейЗемли, а не какой-то ее части.Если космический вихрь мог ба возникнуть в«другом месте», то там бы возникла другая Земля, со своими Солнцем иЛуной.
Античный комментаторАристотеля Симпликий высказал догадку, что в этом отрывке Анаксагор имел в видуне чувственно воспринимаемый, а идеальный, умопостигаемый мир.
На основании общихсоображений можно было бы утверждать, что принятие доктрины множественностимиров было бы для Анаксагора вполне естественным шагом.Этим сразу же были быустранены все недоумения по поводу бездействия Разума до начала процессакосмообразования.Разум можно было бы трактовать как некую космическуюсилу, разлитую в первичной смеси, хотя и не смешивающуюся ни с одним из еекомпонентов.Но Анаксагор вряд ли согласился бы с этим, так как по егопредставлению «Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни содной вещью, но один он существует сам по себе».
Аристотелькритикует теорию Анаксагора за непоследователь-
ность, указывая, что тот пользуется разумомсовершенно недостаточно:«Анаксагор использует Ум как машину для созданиямира, и, когда у него явится затруднение, в силу такой причины имеет необходимоебытие, тогда он его привлекает, во всех остальных случаях он все, чтоугодно, выставляет причиною происходящих вещей, но не Ум».Еще более резкойкритике подвергает Анаксагора Платон в «Федоне».
Подчеркиваяпротивопоставление Разума вещам(«Разум… самодержавен и не смешан ни содной вещью...»), Анаксагор открывал путь для интерпретации и дальнейшегоразвития его учения в духе идеализма.
Небольшой одиннадцатый фрагмент книгиАнаксагора состоит всего из одной фразы:«Во всем заключается частьвсего, кроме Разума, но существуют и [такие вещи], в которых заключаетсяРазум».
Симпликий, приводящийэту фразу в своих комментариях к «физике» Аристотеля, не сомневался втом, что вещи,«в которых заключается Разум», есть живые существа.Этаточка зрения разделяется почти всеми исследователями, писавшими обАнаксагоре, причем понятие живых существ охватывает в данном случае не тольковесь животный мир, включая человека, но и растения.Таким образом, наличие Разумав вещах оказывается эквивалентным их одушевленности.Аристотель, напримернеоднократно рассуждает о том, что совпадает ли анаксагоровский Разум с душойили нет.Указывая, что Демокрит отожествлял душу и разум, Аристотельутверждает, что «Анаксагор высказывается о них менее ясно».
На самом же делеРазум и душа в учении Анаксагора боли существенно различимыми понятиями.«Инад всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, властвуетРазум».Термин «душа» здесь употребляется в общепринятомзначении носителя жизни, источника ощущений и эмоций.На основе того, что было ужесказано по поводу Разума, можно заключить, что у Анаксагора Разум играетзначительную роль как для живых
существ, так и для космоса в целом.
Так у человека впроцессе развития возникают две руки, две ноги, два глаза, один рот, нос и прочиеорганы, выполняющие определенные функции и расположенные по относительно другдруга стереотипным образом.Все это аналогично развитию космоса: точно таким жезакономерным образом в ходе космообразования возникает Земля с морями игорами, а также Солнце, Луна и другие небесные светила.Если бы где-нибудь «вдругом месте»возник бы второй космос, то все структурные элементы были бытеми же, что и у нашего космоса,-совершенно так же как и при возникновенииновых живых индивидуумов.Ответственным за такое закономерное развитие в том идругом случае является Разум.
Имеютсясвидетельства, указывающие на то, что Анаксагор не проводил принципиальногоотличия между животными и растениями.Он полагал, что животные обладаютощущениями, что они могут радоваться и печалиться, признаком чего он считалподвижность их листьев.Короче говоря, растения отличаются от животных толькотем, что растут из земли.Как и животные, растения обладают дыханием, причем пищудля себя извлекают из земли, а из плоды образуются под действиемсолнца.«Земля есть мать растений, а Солнце — отец их».
А так как у растенийи животных, по мнению Анаксагора, много схожего, то и происхождение растенийдолжно быть примерно таким же, как и происхождение животных.Философ считал, что ите и другие первоначально зародились во влажной почве, а потом уже сталиразмножаться друг от друга.А самозарождение произошло в результате соединенияразнородных семян, упавших на землю вместе с каплями дождя.Наиболее авторитетноесвидетельство мы находим у Феофраста:«Анаксагор говорит, что воздух содержитв себе семена всего, которые уносятся вниз дождем и порождают растения».Асемена, из которых образовались растения, берутся из холод-
ного воздуха, а семена, из которых образовались зародышиживотных, первоначально находились в более высокой области горячего эфира.
Живой зародышпредставляет собой сложное образование, состоящее из семян тех веществ, изкоторых потом будет построен взрослый организм.Развитие зародыша, егорост, возникновение отдельных органов происходит на основе принципа«Подобное питается подобным».Семена, входящие в составзародыша, притягивают к себе семена, имеющиеся в окружающей зародыш питательнойсреде; эти семена сливаются и дают начало тканям и сокам живого существа.Этаконцепция не была изобретением Анаксагора, а отражала широко распространенныевзгляды греческой медицины того времени.А философ лишь установил тесную связьфизиологии и космологии.
Подобно многимгреческим мыслителям той эпохи, Анаксагора занимала проблема различия полов инаследственности.Анаксагор полагал, что самцы рождаюся, когда семя, излившееся изправой части, попадает в правую часть матки или соответственно из левой влевую.При перекрещивании же частей рождаются самки.Так же известно мнениеАнаксагора, что дети похожи более лицом на того из родителей, который дал большесемени.
Несомненнымдостижением Анаксагора было признание роли мозга, который, по егомнению, является источником всех ощущений.Как известно, Аристотель стоял в этомвопросе на весьма устаревших позициях, утверждая, что единственная функцияголовного мозга — это охлаждение слишком горячей крови.Анаксагор же примыкал ктрадиции, восходившей в протонскому врачу и философу начала V в. дон.э.Алкмеону, который впервые обнаружил нервы, ведущие от органов чувств к головномумозгу.
Так же существуетрасхождение Аристотеля и Анаксагора в вопросе о значении рук человека.СогласноАристотелю, Анаксагор говорил,«что человек — самое разумное из всехживотных благодаря рука...».Аристотель же считал, что лучше было бысказать, что человек получил руки вследствие
того, что был более разумен.
Кстати, проблемаразумности человека решается у Анаксагора без всяких ссылок на Разум.
Имеется лишь одноневнятное указание философа на то, что смерть души он понимал как«разделение».Во всяком случае учитывая общий дух учения Анаксагора, можнос уверенность утверждать, что для бессмертия души и вообще для души какособой, отличной от материи субстанции в этом учении места не было.
Причиной снаАнаксагор считал телесное истощение организма.Таким образом, сон для него былсостоянием тела, а не души.
Всякое ощущение, поАнаксагору, возникает по принципу контрастности воспринимаемого ивоспринимающего, причем, чем резче эта контрастность, тем сильнееощущение.Зрение, например, он объяснял следующим образом.Изображениепредмета, которое возникает в зрачке, создается не тем, что одинаково по цвету спредметом, а тем, что от него отличается.У большинства животных это различиесильнее выражено днем, ночью же глаз и предмет становятся практическиодноцветными.Аналогичным образом Анаксагор воспринимал нами и чувства.Теплоевоспринимается нами лишь постольку, поскольку в нашем теле есть холод инаоборот.
Соприкосновение противоположностей ворганизме вызывает страдание; по этой причине всякое ощущение неизбежновызывает страдание.К тем же страданиям, которые сопутствуют обычным ощущениям мыпривыкли и поэтому не замечаем их.
Способностьвоспринимать те или иные ощущения зависит от величины и устройства органовчувств.Анаксагор считал, что большие животные сильнее воспринимают ощущения, чеммелкие.Большие животные не ощущают легкого запаха, малые же — густого.
Из своейтеории ощущений Анаксагор делал далеко идущие теорети-
ко-познавательные выводы.Посколькуощущения зависят от величины и устройства органов чувств, они не могут служитьнадежным источником знания о предметах.«Вследствие слабости ощущений мыне можем судить об истине».В качестве примера их ненадежностиАнаксагор приводил постепенное изменение цвета.Если взять две краски, черную ибелую, а затем станем по капле переливать их из одной в другую, то зрение не сможетразличить ничтожные перемены в свете, хотя на самом деле они будут иметь место.
Вероятно, исходя изэтих высказываний, Цицерон причисляет Анаксагора к тем мыслителям, которые«утверждали, что нельзя ничего познать, ничего воспринять, ничемунаучиться,[ибо наши] чувства ограничены, души слабы, пути жизни коротки, и, какговорит Демокрит, истина скрыта в глубине...».
В историиетествознания учение Анаксагора в том виде, в котором оно было создано, большеникогда не возрождалось.Но его значение, как теоретической альтернативыатомистики осталось непоколебленным.В той мере, в какой оно касается внутреннейструктуры материи, это учение было завершенной и логически непротиворечивойтеорией — одной из возможных моделей материального мира, причем модельюоригинальной и глубоко продуманной.Эта модель содержит в себе решения целогоряда философских и естественнонаучных проблем: к ним относят проблемусоотношения непрерывного и дискретного, проблему бесконечной делимостивещества, пробле-
му относительности большого и малого.
СформулированноеАнаксагором определение бесконечно малой величины на многие столетия опередилосвое время, так как оно напоминает определение математической бесконечномалой, в том виде, в котором оно было уточнено великими математиками XIX в.
Если же говорить онаучных «догадках», понимая под ними предвосхищение развитыхвпоследствии идей, то таких догадок в сочинении Анакса-
гора довольно много.Идея первичноготолчка, идея расширяющейся вселенной, идея зависимости импульса силы отскорости, идея роли руки в развитии человека — вот некоторые из позднейшихидей, которые были предугаданы Анаксагором.
Большоепрогрессивное значение в свое время имели развитые философом представления онебесных светилах как о раскаленных каменных глыбах, и данное им объяснениесолнечных и лунных затмений.
И самое главное во всем этом — это стремлениерационально объяснить все факты и явления природы, не прибегая ни к какимпотусторонним или сверхъестественным силам.