Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Сущность философии и круг её проблем в современности

--PAGE_BREAK--
1. Философское исследование природы и сущности мира.Философов

интересуют не детали (подробности), а общие принципы

существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно

двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий

вне и независимо от него, никем не созданный, существующий

вечно. В таком случае речь идет о материальном

принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою

практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься

им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется

благодаря деятельности человека. Человек ставит перед

собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие

чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель

(человек -> цель->деятельность -> результат). Чтобы выстроить,

например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем

построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая

мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном

бытии возник как результат какой-то идеи. На основании

названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос

философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию,

материи. То есть вопрос о том, что же является первичным -

мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет.

В зависимости от решения этого вопроса в истории философии

выделяют два основных направления — материализм и

идеализм.

Материализм в решении основного вопроса философии исходит

из того, что природа, бытие, материя являются первичными,

а сознание, мышление, дух — вторичными. В соответствии с

материализмом мир является материальным, т. е. существует сам

по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно

изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он

составляет единую и последнюю реальность, которая исключает

любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, дух являются

свойством материи и ее идеальным отражением. Материализм

в различные исторические эпохи приобретал разные

формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный,

метафизический и диалектический.

Идеализм в решении основного вопроса философии стремится доказать, что дух, сознание — это первичное, а природа, материальный мир — вторичное. В зависимости от того, как идеализм

понимает духовное первоначало, он делится на объективный

идеализм и субъективный идеализм. В противоположность субъективному

идеализму, который первоосновой считает сознание

отдельного индивида, объективный идеализм первоосновой провозглашает

абсолютное идеальное начало (мировой дух, ≪абсолютную

идею≫и т. п.), существующее вне индивидуального сознания

и независимо от него. Объективный идеализм рассматривает материальный

мир как продукт деятельности объективного духа

(разума, идеи), как«инобытие духа».

Наряду с материализмом и идеализмом — монистическими

направлениями философии (греч. monos — один) — в истории

философии есть направление, которое стремилось преодолеть такую

противоположность материального и духовного мира. Оно

получило название дуализма (лат. duo — два), поскольку рассматривало

материю и сознание как две независимые одна от другой,

параллельно сосуществующие основы мира. Это была попытка

компромисса.

Все эти направления объективно имеют право на существование,

ведь они отображают результаты познания материального и

духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в определенной

степени противоположных. Но такая противоположность

существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить

их отношения, взаимосвязь, реально существующие в повседневной

практической деятельности людей. В действительности же

объективно и материя, и сознание (как свойство определенным

образом организованной материи — человека) неразрывны. Материализм

и идеализм не могут быть противоположными, а тем

более ≪воинствующими≫, враждующими направлениями философии,

если их представители не забывают об этой взаимосвязи тела

и духа, материи и сознания.

2. Философское исследование природы, сущности и назначения

человека. Без преувеличения можно сказать, что проблема человека

занимает центральное место в философии. Конечно, человека

изучают биология, анатомия, языковедение, антропология,

психология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальную

целостность, человека не рассматривает ни одна другая,

кроме философии, система знаний. На протяжении многих веков

философы анализируют природу и возможности человеческого

разума, особенности ощущений, соотношение биологического и

социального в человеке, а также разнообразные проявления духовного

мира человека: язык, искусство и т. п.

Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще,

решается сквозь призму практического овладения. Осознавая

себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных,

человек ощущает себя частью природы и исходит из признания

своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание

то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение

в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает,

как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему

человека можно тоже решать как с позиции материализма,

так и с позиции идеализма.

Исследуя природу и сущность человека, философия обращает

внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление

человека познавать реальный мир? Значительная часть философов

положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.

Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-

материалистов, поскольку их тезис о производном от

материи характере сознания логически приводит к идее отражения

материи сознанием. Если сознание порождается материей,

то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫материи и должно

в своих основных содержательных характеристиках совпадать

с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство

идеалистов (главным образом — объективных), считая

логичным ≪совпадение≫мысли с ≪действительностью≫, поскольку

сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫с разумом.

Однако познаваемость мира рассматривается объективными

идеалистами уже не как отображение реальности разумом,

а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы,

которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных

основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности),

называя свою позицию агностицизмом (греч. a — не,

gnosis — знание). Принципиально агностическую позицию занимает

большинство субъективных идеалистов, которые считают

единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания,

опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого

познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты,

не способен выйти ≪за границы≫своих ощущений, опыта, поэтому

объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для

человеческого познания.

Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа

исследуется в рамках философии.

3. Философское исследование системы

человек — мир

и состояний,

в котором эта система находится. В самом деле, философское,

мировоззренческое знание — это не только мир или сам

человек, а соотношение ≪человек — мир≫. Для философии принципиально

важно рассматривать эти противоположности не в отдельности,

а соотносить их: как ≪человек≫относится к ≪миру≫и

влияет на него; как ≪человек≫воспринимает влияние ≪мира≫; как

≪мир≫воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,

рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои

свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое,

психологическое или иное существо.

В центре исследования системы ≪человек — мир≫всегда стоит

вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии

покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается,

то тогда как и по какой причине, в каком направлении

происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и

вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими

и имеют методологическое значение. В зависимости

от ответа на них в философии сложилось два основных

взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.

Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны,

движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное

преобразование одних вещей и явлений в другие, как

уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая

всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы

и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе,

и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления

существуют обособленно, без взаимной органической связи.

Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят

к возникновению качественно нового. Источником изменений

метафизики считают внешний толчок или столкновение

различных предметов.

Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного

и субъективного мира приобрела статус философского

метода познания. Как рациональная методология диалектика

включает в позитивное понимание всего сущего понимание его

отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии

реализуется в ее критическом (а не апологетическом)

отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и

человеческой деятельности.

Что касается метафизики как метода познания, то и она является

отражением определенных особенностей процесса познания:

его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации

относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением

таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются

диалектикой или составляют ее некоторые элементы.

Метафизика — это исторически неизбежная философская теория

развития, метод познания, занимающий определенное место в

развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо

≪доказательства≫их абсолютной противоположности и полного

отрицания метафизики, что было характерным для марксистской

философии советского образца, следует говорить об их дополняемости,

об учете возможностей обоих философских методов познания.

В процессе исторического развития философии предметом

исследования стал человек в его отношении к естественному и

общественному миру. Таким образом, философия — это система

самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека,

выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под

общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе

целого, в данном случае — мира.)

За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным

знанием. Однако в этой разветвленности есть свой

порядок. Для структуры философского знания характерно выделение

тех сфер реальности, опираясь на которые человек может

эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно

с этими сферами формируются и основные философские

дисциплины, или основные разделы философии.

На основе осмысления природы, Вселенной возникают и

формируются: онтология (греч. ontos — сущее; logos — учение) —

это отдельная область философского знания, которая исследует

сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы,

или натурфилософия — разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное

бытие и природа в целом; теория развития — философское

учение об универсальных законах движения и развития

природы, общества и мышления.

Философское осмысление общества и его истории приводит

к формированию следующих философских дисциплин: социологии

— учению о фактах социальной жизни (разных по сложности

социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);

социальной философии, исследующей закономерности развития

общества, связи общества и природы, общества и человеческой

индивидуальности; философии истории — области философского

знания, предметом которой является выявление закономерностей

исторического процесса, выяснение смысла и направленности

истории человечества; философии культуры, исследующей

специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также

особенности и закономерности культурно-исторического

прогресса, человеческого бытия; аксиологии (теории ценностей)

— философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных

ценностей между собой, с социальными и культурными факторами

и структурой личности.

Философское осмысление человека приводит к формированию:

философской антропологии, анализирующей человека как

целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии,

претендующей на то, чтобы не просто изучить человека,

но и постичь смысл его появления в мире.

И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни

человека возникает целый комплекс философских наук о духовных

явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня

более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая

исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу

и возможности познания человеком мира и самого себя, общие

предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его

истинности; логика — учение о формах мышления; этика, объектом

изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает

закономерности художественного отображения действительности

человеком, сущность и формы преобразования жизни

по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в

развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического

происхождения религии, ее конфессионального разнообразия

и др.; философия права, исследующая основания правовых

норм, человеческую потребность в правотворчестве; история

философии, которая изучает возникновение и развитие философской

мысли, осмысливает перспективы ее развития.

К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют

также философские проблемы информатики, т. е. исследование

современных способов и средств познания мира.

Итак, философия — сложное, неоднородное, гетерогенное

образование, в котором существует совокупность относительно

самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она

подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека,

поэтому ее нельзя сводить к науке.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно

связана с общественно-исторической практикой людей

и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат.

functio — выполнение). Функции философии — это отношение

философии к другим областям человеческого знания и сферам

жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие

из них такие.

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует

знания людей о мире, человеке, обществе, помогает •

понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения

человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его

интересов и потребностей с общей системой социальной и природной

действительности, философия является основой социальной

ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход

людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает

мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их

достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих

проблем, вырабатывается понятийный инструментарий

для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует

наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального

мира, которые применяются в различных сферах научного

знания и практической деятельности человека.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку

общих принципов и норм познавательной деятельности.

Метод и методология познания — это та ≪нить Ариадны≫, которая

помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем

познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая

функция не сводится к методологии познания: в ней

речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой

деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные

средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные

из них. Философская методология определяет направление

научных исследований, дает возможность ориентироваться в

бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в

объективном мире.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация туристического агентства "Relax"
Реферат A Comparartive Media Study Of The Falklands
Реферат Программа для перегляду текстових файлів різного розміру
Реферат Insomnia In Wordsworth
Реферат Организация экзотического туризма
Реферат Организация деятельности туристской фирмы
Реферат Организация досугового центра ЗАО "Кристалл"
Реферат Организация транспортного обслуживания в гостиничных комплексах
Реферат Организация работы сервис-центра на железнодорожном вокзале в городе Красноярске
Реферат Організація міжнародного туризму в Росії
Реферат Організація проведення банкету-чай, банкету-кава
Реферат Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах
Реферат Организация туристической деятельности на примере предприятия ООО Туристическое агентство "GLOBAX"
Реферат Организация работы службы питания в гостинице
Реферат Приобретение навыков в составлении финансовой отчетности компании