Реферат по предмету "Философия"


Сущность философии и круг её проблем в современности

--PAGE_BREAK--
1. Философское исследование природы и сущности мира.Философов

интересуют не детали (подробности), а общие принципы

существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно

двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий

вне и независимо от него, никем не созданный, существующий

вечно. В таком случае речь идет о материальном

принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою

практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься

им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется

благодаря деятельности человека. Человек ставит перед

собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие

чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель

(человек -> цель->деятельность -> результат). Чтобы выстроить,

например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем

построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая

мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном

бытии возник как результат какой-то идеи. На основании

названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос

философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию,

материи. То есть вопрос о том, что же является первичным -

мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет.

В зависимости от решения этого вопроса в истории философии

выделяют два основных направления — материализм и

идеализм.

Материализм в решении основного вопроса философии исходит

из того, что природа, бытие, материя являются первичными,

а сознание, мышление, дух — вторичными. В соответствии с

материализмом мир является материальным, т. е. существует сам

по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно

изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он

составляет единую и последнюю реальность, которая исключает

любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, дух являются

свойством материи и ее идеальным отражением. Материализм

в различные исторические эпохи приобретал разные

формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный,

метафизический и диалектический.

Идеализм в решении основного вопроса философии стремится доказать, что дух, сознание — это первичное, а природа, материальный мир — вторичное. В зависимости от того, как идеализм

понимает духовное первоначало, он делится на объективный

идеализм и субъективный идеализм. В противоположность субъективному

идеализму, который первоосновой считает сознание

отдельного индивида, объективный идеализм первоосновой провозглашает

абсолютное идеальное начало (мировой дух, ≪абсолютную

идею≫и т. п.), существующее вне индивидуального сознания

и независимо от него. Объективный идеализм рассматривает материальный

мир как продукт деятельности объективного духа

(разума, идеи), как«инобытие духа».

Наряду с материализмом и идеализмом — монистическими

направлениями философии (греч. monos — один) — в истории

философии есть направление, которое стремилось преодолеть такую

противоположность материального и духовного мира. Оно

получило название дуализма (лат. duo — два), поскольку рассматривало

материю и сознание как две независимые одна от другой,

параллельно сосуществующие основы мира. Это была попытка

компромисса.

Все эти направления объективно имеют право на существование,

ведь они отображают результаты познания материального и

духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в определенной

степени противоположных. Но такая противоположность

существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить

их отношения, взаимосвязь, реально существующие в повседневной

практической деятельности людей. В действительности же

объективно и материя, и сознание (как свойство определенным

образом организованной материи — человека) неразрывны. Материализм

и идеализм не могут быть противоположными, а тем

более ≪воинствующими≫, враждующими направлениями философии,

если их представители не забывают об этой взаимосвязи тела

и духа, материи и сознания.

2. Философское исследование природы, сущности и назначения

человека. Без преувеличения можно сказать, что проблема человека

занимает центральное место в философии. Конечно, человека

изучают биология, анатомия, языковедение, антропология,

психология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальную

целостность, человека не рассматривает ни одна другая,

кроме философии, система знаний. На протяжении многих веков

философы анализируют природу и возможности человеческого

разума, особенности ощущений, соотношение биологического и

социального в человеке, а также разнообразные проявления духовного

мира человека: язык, искусство и т. п.

Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще,

решается сквозь призму практического овладения. Осознавая

себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных,

человек ощущает себя частью природы и исходит из признания

своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание

то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение

в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает,

как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему

человека можно тоже решать как с позиции материализма,

так и с позиции идеализма.

Исследуя природу и сущность человека, философия обращает

внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление

человека познавать реальный мир? Значительная часть философов

положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.

Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-

материалистов, поскольку их тезис о производном от

материи характере сознания логически приводит к идее отражения

материи сознанием. Если сознание порождается материей,

то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫материи и должно

в своих основных содержательных характеристиках совпадать

с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство

идеалистов (главным образом — объективных), считая

логичным ≪совпадение≫мысли с ≪действительностью≫, поскольку

сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫с разумом.

Однако познаваемость мира рассматривается объективными

идеалистами уже не как отображение реальности разумом,

а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы,

которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных

основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности),

называя свою позицию агностицизмом (греч. a — не,

gnosis — знание). Принципиально агностическую позицию занимает

большинство субъективных идеалистов, которые считают

единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания,

опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого

познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты,

не способен выйти ≪за границы≫своих ощущений, опыта, поэтому

объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для

человеческого познания.

Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа

исследуется в рамках философии.

3. Философское исследование системы

человек — мир

и состояний,

в котором эта система находится. В самом деле, философское,

мировоззренческое знание — это не только мир или сам

человек, а соотношение ≪человек — мир≫. Для философии принципиально

важно рассматривать эти противоположности не в отдельности,

а соотносить их: как ≪человек≫относится к ≪миру≫и

влияет на него; как ≪человек≫воспринимает влияние ≪мира≫; как

≪мир≫воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,

рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои

свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое,

психологическое или иное существо.

В центре исследования системы ≪человек — мир≫всегда стоит

вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии

покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается,

то тогда как и по какой причине, в каком направлении

происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и

вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими

и имеют методологическое значение. В зависимости

от ответа на них в философии сложилось два основных

взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.

Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны,

движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное

преобразование одних вещей и явлений в другие, как

уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая

всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы

и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе,

и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления

существуют обособленно, без взаимной органической связи.

Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят

к возникновению качественно нового. Источником изменений

метафизики считают внешний толчок или столкновение

различных предметов.

Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного

и субъективного мира приобрела статус философского

метода познания. Как рациональная методология диалектика

включает в позитивное понимание всего сущего понимание его

отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии

реализуется в ее критическом (а не апологетическом)

отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и

человеческой деятельности.

Что касается метафизики как метода познания, то и она является

отражением определенных особенностей процесса познания:

его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации

относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением

таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются

диалектикой или составляют ее некоторые элементы.

Метафизика — это исторически неизбежная философская теория

развития, метод познания, занимающий определенное место в

развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо

≪доказательства≫их абсолютной противоположности и полного

отрицания метафизики, что было характерным для марксистской

философии советского образца, следует говорить об их дополняемости,

об учете возможностей обоих философских методов познания.

В процессе исторического развития философии предметом

исследования стал человек в его отношении к естественному и

общественному миру. Таким образом, философия — это система

самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека,

выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под

общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе

целого, в данном случае — мира.)

За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным

знанием. Однако в этой разветвленности есть свой

порядок. Для структуры философского знания характерно выделение

тех сфер реальности, опираясь на которые человек может

эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно

с этими сферами формируются и основные философские

дисциплины, или основные разделы философии.

На основе осмысления природы, Вселенной возникают и

формируются: онтология (греч. ontos — сущее; logos — учение) —

это отдельная область философского знания, которая исследует

сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы,

или натурфилософия — разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное

бытие и природа в целом; теория развития — философское

учение об универсальных законах движения и развития

природы, общества и мышления.

Философское осмысление общества и его истории приводит

к формированию следующих философских дисциплин: социологии

— учению о фактах социальной жизни (разных по сложности

социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);

социальной философии, исследующей закономерности развития

общества, связи общества и природы, общества и человеческой

индивидуальности; философии истории — области философского

знания, предметом которой является выявление закономерностей

исторического процесса, выяснение смысла и направленности

истории человечества; философии культуры, исследующей

специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также

особенности и закономерности культурно-исторического

прогресса, человеческого бытия; аксиологии (теории ценностей)

— философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных

ценностей между собой, с социальными и культурными факторами

и структурой личности.

Философское осмысление человека приводит к формированию:

философской антропологии, анализирующей человека как

целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии,

претендующей на то, чтобы не просто изучить человека,

но и постичь смысл его появления в мире.

И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни

человека возникает целый комплекс философских наук о духовных

явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня

более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая

исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу

и возможности познания человеком мира и самого себя, общие

предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его

истинности; логика — учение о формах мышления; этика, объектом

изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает

закономерности художественного отображения действительности

человеком, сущность и формы преобразования жизни

по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в

развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического

происхождения религии, ее конфессионального разнообразия

и др.; философия права, исследующая основания правовых

норм, человеческую потребность в правотворчестве; история

философии, которая изучает возникновение и развитие философской

мысли, осмысливает перспективы ее развития.

К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют

также философские проблемы информатики, т. е. исследование

современных способов и средств познания мира.

Итак, философия — сложное, неоднородное, гетерогенное

образование, в котором существует совокупность относительно

самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она

подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека,

поэтому ее нельзя сводить к науке.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно

связана с общественно-исторической практикой людей

и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат.

functio — выполнение). Функции философии — это отношение

философии к другим областям человеческого знания и сферам

жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие

из них такие.

Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует

знания людей о мире, человеке, обществе, помогает •

понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения

человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его

интересов и потребностей с общей системой социальной и природной

действительности, философия является основой социальной

ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход

людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает

мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их

достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих

проблем, вырабатывается понятийный инструментарий

для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.

Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует

наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального

мира, которые применяются в различных сферах научного

знания и практической деятельности человека.

Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку

общих принципов и норм познавательной деятельности.

Метод и методология познания — это та ≪нить Ариадны≫, которая

помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем

познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая

функция не сводится к методологии познания: в ней

речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой

деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные

средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные

из них. Философская методология определяет направление

научных исследований, дает возможность ориентироваться в

бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в

объективном мире.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.