--PAGE_BREAK--
1. Философское исследование природы и сущности мира.Философов
интересуют не детали (подробности), а общие принципы
существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно
двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий
вне и независимо от него, никем не созданный, существующий
вечно. В таком случае речь идет о материальном
принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою
практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься
им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется
благодаря деятельности человека. Человек ставит перед
собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие
чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель
(человек -> цель->деятельность -> результат). Чтобы выстроить,
например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем
построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая
мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном
бытии возник как результат какой-то идеи. На основании
названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос
философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию,
материи. То есть вопрос о том, что же является первичным -
мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет.
В зависимости от решения этого вопроса в истории философии
выделяют два основных направления — материализм и
идеализм.
Материализм в решении основного вопроса философии исходит
из того, что природа, бытие, материя являются первичными,
а сознание, мышление, дух — вторичными. В соответствии с
материализмом мир является материальным, т. е. существует сам
по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно
изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он
составляет единую и последнюю реальность, которая исключает
любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, дух являются
свойством материи и ее идеальным отражением. Материализм
в различные исторические эпохи приобретал разные
формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный,
метафизический и диалектический.
Идеализм в решении основного вопроса философии стремится доказать, что дух, сознание — это первичное, а природа, материальный мир — вторичное. В зависимости от того, как идеализм
понимает духовное первоначало, он делится на объективный
идеализм и субъективный идеализм. В противоположность субъективному
идеализму, который первоосновой считает сознание
отдельного индивида, объективный идеализм первоосновой провозглашает
абсолютное идеальное начало (мировой дух, ≪абсолютную
идею≫и т. п.), существующее вне индивидуального сознания
и независимо от него. Объективный идеализм рассматривает материальный
мир как продукт деятельности объективного духа
(разума, идеи), как«инобытие духа».
Наряду с материализмом и идеализмом — монистическими
направлениями философии (греч. monos — один) — в истории
философии есть направление, которое стремилось преодолеть такую
противоположность материального и духовного мира. Оно
получило название дуализма (лат. duo — два), поскольку рассматривало
материю и сознание как две независимые одна от другой,
параллельно сосуществующие основы мира. Это была попытка
компромисса.
Все эти направления объективно имеют право на существование,
ведь они отображают результаты познания материального и
духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в определенной
степени противоположных. Но такая противоположность
существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить
их отношения, взаимосвязь, реально существующие в повседневной
практической деятельности людей. В действительности же
объективно и материя, и сознание (как свойство определенным
образом организованной материи — человека) неразрывны. Материализм
и идеализм не могут быть противоположными, а тем
более ≪воинствующими≫, враждующими направлениями философии,
если их представители не забывают об этой взаимосвязи тела
и духа, материи и сознания.
2. Философское исследование природы, сущности и назначения
человека. Без преувеличения можно сказать, что проблема человека
занимает центральное место в философии. Конечно, человека
изучают биология, анатомия, языковедение, антропология,
психология и другие науки. Однако всесторонне, как биосоциальную
целостность, человека не рассматривает ни одна другая,
кроме философии, система знаний. На протяжении многих веков
философы анализируют природу и возможности человеческого
разума, особенности ощущений, соотношение биологического и
социального в человеке, а также разнообразные проявления духовного
мира человека: язык, искусство и т. п.
Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще,
решается сквозь призму практического овладения. Осознавая
себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных,
человек ощущает себя частью природы и исходит из признания
своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание
то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение
в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает,
как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему
человека можно тоже решать как с позиции материализма,
так и с позиции идеализма.
Исследуя природу и сущность человека, философия обращает
внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление
человека познавать реальный мир? Значительная часть философов
положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.
Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-
материалистов, поскольку их тезис о производном от
материи характере сознания логически приводит к идее отражения
материи сознанием. Если сознание порождается материей,
то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫материи и должно
в своих основных содержательных характеристиках совпадать
с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство
идеалистов (главным образом — объективных), считая
логичным ≪совпадение≫мысли с ≪действительностью≫, поскольку
сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫с разумом.
Однако познаваемость мира рассматривается объективными
идеалистами уже не как отображение реальности разумом,
а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы,
которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных
основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности),
называя свою позицию агностицизмом (греч. a — не,
gnosis — знание). Принципиально агностическую позицию занимает
большинство субъективных идеалистов, которые считают
единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания,
опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого
познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты,
не способен выйти ≪за границы≫своих ощущений, опыта, поэтому
объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для
человеческого познания.
Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа
исследуется в рамках философии.
3. Философское исследование системы
≪
человек — мир
≫
и состояний,
в котором эта система находится. В самом деле, философское,
мировоззренческое знание — это не только мир или сам
человек, а соотношение ≪человек — мир≫. Для философии принципиально
важно рассматривать эти противоположности не в отдельности,
а соотносить их: как ≪человек≫относится к ≪миру≫и
влияет на него; как ≪человек≫воспринимает влияние ≪мира≫; как
≪мир≫воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,
рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои
свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое,
психологическое или иное существо.
В центре исследования системы ≪человек — мир≫всегда стоит
вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии
покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается,
то тогда как и по какой причине, в каком направлении
происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и
вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими
и имеют методологическое значение. В зависимости
от ответа на них в философии сложилось два основных
взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.
Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны,
движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное
преобразование одних вещей и явлений в другие, как
уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая
всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы
и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе,
и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления
существуют обособленно, без взаимной органической связи.
Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят
к возникновению качественно нового. Источником изменений
метафизики считают внешний толчок или столкновение
различных предметов.
Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного
и субъективного мира приобрела статус философского
метода познания. Как рациональная методология диалектика
включает в позитивное понимание всего сущего понимание его
отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии
реализуется в ее критическом (а не апологетическом)
отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и
человеческой деятельности.
Что касается метафизики как метода познания, то и она является
отражением определенных особенностей процесса познания:
его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации
относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением
таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются
диалектикой или составляют ее некоторые элементы.
Метафизика — это исторически неизбежная философская теория
развития, метод познания, занимающий определенное место в
развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо
≪доказательства≫их абсолютной противоположности и полного
отрицания метафизики, что было характерным для марксистской
философии советского образца, следует говорить об их дополняемости,
об учете возможностей обоих философских методов познания.
В процессе исторического развития философии предметом
исследования стал человек в его отношении к естественному и
общественному миру. Таким образом, философия — это система
самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека,
выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под
общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе
целого, в данном случае — мира.)
За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным
знанием. Однако в этой разветвленности есть свой
порядок. Для структуры философского знания характерно выделение
тех сфер реальности, опираясь на которые человек может
эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно
с этими сферами формируются и основные философские
дисциплины, или основные разделы философии.
На основе осмысления природы, Вселенной возникают и
формируются: онтология (греч. ontos — сущее; logos — учение) —
это отдельная область философского знания, которая исследует
сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы,
или натурфилософия — разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное
бытие и природа в целом; теория развития — философское
учение об универсальных законах движения и развития
природы, общества и мышления.
Философское осмысление общества и его истории приводит
к формированию следующих философских дисциплин: социологии
— учению о фактах социальной жизни (разных по сложности
социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);
социальной философии, исследующей закономерности развития
общества, связи общества и природы, общества и человеческой
индивидуальности; философии истории — области философского
знания, предметом которой является выявление закономерностей
исторического процесса, выяснение смысла и направленности
истории человечества; философии культуры, исследующей
специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также
особенности и закономерности культурно-исторического
прогресса, человеческого бытия; аксиологии (теории ценностей)
— философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных
ценностей между собой, с социальными и культурными факторами
и структурой личности.
Философское осмысление человека приводит к формированию:
философской антропологии, анализирующей человека как
целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии,
претендующей на то, чтобы не просто изучить человека,
но и постичь смысл его появления в мире.
И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни
человека возникает целый комплекс философских наук о духовных
явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня
более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая
исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу
и возможности познания человеком мира и самого себя, общие
предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его
истинности; логика — учение о формах мышления; этика, объектом
изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает
закономерности художественного отображения действительности
человеком, сущность и формы преобразования жизни
по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в
развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического
происхождения религии, ее конфессионального разнообразия
и др.; философия права, исследующая основания правовых
норм, человеческую потребность в правотворчестве; история
философии, которая изучает возникновение и развитие философской
мысли, осмысливает перспективы ее развития.
К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют
также философские проблемы информатики, т. е. исследование
современных способов и средств познания мира.
Итак, философия — сложное, неоднородное, гетерогенное
образование, в котором существует совокупность относительно
самостоятельных дисциплин, коим присуща своя специфика; она
подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека,
поэтому ее нельзя сводить к науке.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно
связана с общественно-исторической практикой людей
и познанием, а потому выполняет разнообразные функции (лат.
functio — выполнение). Функции философии — это отношение
философии к другим областям человеческого знания и сферам
жизни, на которые она оказывает определенное влияние. Важнейшие
из них такие.
Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует
знания людей о мире, человеке, обществе, помогает •
понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения
человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его
интересов и потребностей с общей системой социальной и природной
действительности, философия является основой социальной
ориентации людей. Она определяет мировоззренческий подход
людей к оценке явлений и вещей, осмысливает и обосновывает
мировоззренческие идеалы, подчеркивает стратегию их
достижения. В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих
проблем, вырабатывается понятийный инструментарий
для анализа и сравнения различных типов мировоззрений.
Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует
наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального
мира, которые применяются в различных сферах научного
знания и практической деятельности человека.
Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку
общих принципов и норм познавательной деятельности.
Метод и методология познания — это та ≪нить Ариадны≫, которая
помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем
познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая
функция не сводится к методологии познания: в ней
речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой
деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные
средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные
из них. Философская методология определяет направление
научных исследований, дает возможность ориентироваться в
бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в
объективном мире.
продолжение
--PAGE_BREAK--