Реферат по онтологии
Становление мифологических представлений
о пространстве и времени
Пространство и время всегда интересовалилюдей. Данные феномены были экзистенциально близки человеку, ибо оннепосредственно жил в них, но одновременно они выступали для него и некойвнешней силой, которой он не мог противостоять. Неслучайно их рациональноепонимание остается одной из сложнейших проблем вплоть до наших дней. Не всегдапредставления о пространстве и времени так сильно зависели от физико-геометрическихзнаний, как это характерно для современного сознания, что дает повод задуматьсяо том, а не являются ли они таким же преходящим моментом историческогоразвития, который, возможно, будет вскоре преодолен?
И не рано ли мы отбросили те представленияо пространстве и времени, которые господствовали в более древние периодычеловеческой истории? Поэтому для лучшего понимания пространства и времени какважнейших феноменов человеческой культуры и существенных характеристик нашеголичного бытия необходимо вспомнить и проанализировать те представления о них,которые существовали в прошлом.
Одним из важнейших атрибутов бытиявсегда выступало пространство. Человек всегда живет в нем, осознавая своюзависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы, Онизмеряет эти размеры, он преодолевает границы, он заполняет объёмы, т.е. онсосуществует с пространством.
Мифологическое пространство, в котороеизначально был погружен человек и представления о котором ему никогда неудавалось изжить полностью, обладает целым рядом важных свойств, на которыхнеобходимо специально остановиться.
В архаичной модели мира пространствоодухотворено и разнородно. Это не хаос и не пустота. Оно всегда заполненовещами. В этом смысле мифологическое пространство всегда противостоит хаосу.Одновременно оно и не физическая характеристика бытия, а живое, пульсирующее иупорядочивающее мир начало, тогда как хаос является образованием, в которомпорядок еще отсутствует. Это некоторая причина, из которой далее будутвозникать различные свойства бытия.
Поэтому если мы сравним различные «мифытворения», то во всех увидим процесс постепенного оформления Хаоса, его переходиз неоформленного состояния в пространство, как нечто оформленное. Так,например, в пеласгических мифах из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всегосущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяетнебо от моря, положив начало оформлению пространства. В олимпийском мифетворения из Хаоса возникает мать-Земля. У Гесиода в его философском мифетворения все происходит от союза Темноты и Хаоса. Таким образом, пространствовозникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различнымисуществами, растениями, животными, богами и т.д. Это особым образоморганизованная совокупность объектов и процессов.
Для мифологического пространствахарактерно свойство спирального развертывания по отношению кособому мировому центру как некой точке, «через которую как бы проходит стреларазвития, ось разворота». Такое значение сохраняется и в современном языке, вчастности в русском, где пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими«расширение», «простирание», «рост». В отечественной традиции пространствотакже устойчиво связывается с открытостью, отсутствием границ, с тем, чтовыражается емким полисемантичным словом «воля». Эту филологическую связьпонятия пространства (и времени) с особенностями их восприятия в различныхкультурах использует, например, Г. Гачевдля построения концепции «национальныхвариантов» образов пространства и времени.
Кроме того, пространство развертываетсяорганизованно, закономерно. Оно состоит из частей, упорядоченныхопределенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано надвух противоположных операциях — анализе (членении) и синтезе (соединении). Вмифологическом сознании это реализуется в виде особых принципов. Например, вгодовом ритуале расчленения жертвы (образ старого мира) и затем собирания вединое целое ее отдельных частей на стыке старого и нового годов4фиксируется распадение этого старого мира (пространственно-временногоконтинуума) и переход к новому. Одновременно этот же момент лежит в основеболее позднего понимания «относительно однородного и равного самому себе в своихчастях пространства», что, в свою очередь, приводит к идее его измерения.Однако основной характеристикой мифологического пространства все же считаетсяразнородность и прерывность, т.е. в первую очередь его качественнаярасчлененность, а не количественная гомогенность.
Не случайно в архаическом сознании дляпространства характерна культурная значимость места, в котором можетоказаться человек. Центр пространства — это всегда место особой сакральнойценности. Внутри географического пространства оно ритуально обозначается некимиособыми знаками, например камнем, храмом или крестом. Периферия пространства —это зона опасности, которую в сказках и мифах, отражающих указанное понимание,должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в некомхаосе), что фиксируется в выражениях «иди туда, не знаю куца». Победа над этимместом и злыми силами обозначает факт освоения пространства, т.е. «приобщениеего космизированному и организованному «культурному» пространству».
Такое понимание в снятом видесохраняется и в наше время. Достаточно указать на особого рода ритуальныекультурные пространства, где наше поведение должно подчиняться фиксированнымтребованиям и традициям. Так, на кладбище недопустимы смех и танцы, а вдружеской праздничной компании на лоне природы, наоборот, странно выглядиткислое и угрюмое выражение лиц. Здесь культурное качество пространства задает иопределенное качество наших внутренних переживаний, и определенное качествоповедения, хотя чисто физически или геометрически данные фрагменты земногопространства ничем не отличаются от иных его участков.
Еще одним важным свойством архаическихпредставлений о пространственном устройстве бытия служит его не только«горизонтальная», но и «вертикальная» стратификация. Практически во всехмировых мифологических системах пространство делится на подземное, земное инебесное, где живут души усопших людей и темные существа подземного мира,связанные с хаосом и смертью; смертные люди; бессмертные боги. Каждое из этихтрех вертикальных пространств, наряду с общими свойствами (оппозиция центра ипериферии, динамичность, качественность), имеет и свои особенности.Пространство подземного мира в целом враждебно и чуждо для человека, земное —обыденно и привычно, а надземное — всегда чудесно и благодатно. Траектория движениявниз всегда пространственно неблагоприятна и вынуждена, направление же вверх,напротив, желанно и благоприятно.
Наконец, важнейшим свойствоммифологического пространства выступает то, что оно не отделено от времени, образуяс ним особое единство, обозначаемое как «хронотоп». К примеру, в надземном миревремя течет медленнее, чем в земном, словно приближаясь к вечности. В силуэтого герой мифа может узнать там о своей грядущей судьбе и будущих событияхземного плана. Несколько дней, проведенных там, могут равняться земному году идаже десятилетиям.
Подводя некоторый итог, можно сказать,что пространство в мифологическую эпоху трактовалось не как физическаяхарактеристика бытия, а как своеобразное космическое место, в которомразвертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированныхдобрых и злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всехпредметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образомупорядочена и подчинена общим закономерностям. Это был образ прежде всегокультурного пространства, которое было иерархически упорядочено и качественноразнородно, а потому и его отдельные места были наполнены специфическимисмыслами и значениями для человека. Отсюда позже появится знаменитый шекспировскийобраз мира как театра, на сцене которого разыгрывается бесконечная трагедияжизни, а люди выступают как актеры.
От времени человек ощущал в древностиеще большую зависимость, так как с ним было связано понимание смерти:остановки как его индивидуального времени, так и неизбежного исчезновения всего,что для него было значимо и дорого в мире: от родных и близких до любимыхвещей. Человек имманентно жил в этом времени и боялся его. В древнегреческоймифологии Крон, один из сыновей-титанов Урана, по наущению матери, мстившей засброшенных в Тартар сыновей-киклопов, восстает против отца и оскопляет егосерпом. Последнее дает возможность позже трактовать имя «Крон как Chronos— «отец-время» с его неумолимым серпом». Этот образ неумолимости серпа временикак всесокрушающей силы, перед которой ничто не может устоять, прочно входит вчеловеческую культуру. Крон получает власть над Землей, зная, однако, попредсказаниям, что его должен свергнуть один из, сыновей. Тогда он пожираетвсех сыновей, но одного из них — Зевса — удается спрятать. Зевс в конце концовпобеждает Крона, и эта победа имела столь огромное значение, что трактуетсякак начало нового времени, времени царствования олимпийцев.
Таким образом, время в архаическоммифологическом сознании — это прежде всего некоторое «первовремя», котороеотождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической моделимира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутреннимсмыслом и значением, которые требуют особой расшифровки. Позже указанные«первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления оначальной эпохе, которая может конкретизироваться противоположным образом: либокак «золотой век», либо как изначальный хаос.
Мифическое время обладает свойством линейности.Оно первично разворачивается из нулевой точки, из момента творения мира. Довремени первотворения не было и самого времени, «но эта модель постепенно…перерастает в другую — циклическую модель времени». Свойство цикличности(повторяемости) времени, подпитываясь повседневным бытом и практикойхозяйственной деятельности (суточные, месячные, сезонные, годовые,двенадцатилетние и прочие циклы), постепенно глубоко закрепляется в сознаниичеловека и фиксируется в различного рода календарных и сезонных ритуальныхпраздниках, основанных на воспроизведении событий мифического прошлого,поддерживающих порядок и гармонию мирового целого.
Таким образом, подводя некоторые итогимифологическим представлениям о пространстве и времени, мы получаем далеко нетривиальные выводы, которые не позволяют данные представления рассматривать какпорождения примитивного сознания. Особенно это относится к пониманию теснойвзаимосвязи пространства и времени, цикличности и линейности в существованиимира. Пространственно-временной континуум в мифологическом сознании выступаеткак основной параметр устройства Космоса. В Космосе имеются особого родасакральные точки (места), которые представляют собой центры мира. Вобразнометафорической форме это суть точки «начала во времени, т.е. временитворения, воспроизводимого в главном годовом ритуале, соответственно, сакральноотмеченных точек пространства— «святынь», «священных мест»и времени — «священныхдней», «праздников»».
Иначе говоря, изначальный хаосупорядочивается посредством исходных пространственно-временных отношений иоснованных на них структурообразующих ритуальных действиях. Все это определяетпричинные схемы мирового развития посредством некой меры, «которой всесоответствует и которой все определяется, мирового закона типа rtaв Древней Индии, Дике или логоса у древних греков, Маат у древних египтян ит.п.».
Мы не случайно уделили столь большоевнимание мифологическим взглядам на пространство и время. Господствофизических моделей скрыло от нас тот факт, что человек имел когда-то совсемдругие пространственно-временные представления. Они, как показывают современныенаучные исследования, содержали в себе глубокие интуитивные догадки ипрозрения, истинность которых, конечно, уже на ином фактическом иконцептуальном материале, наука подтверждает только сегодня.
Это позволяет твердо утверждать, чтоневерно судить о каких-то всеобщих проблемах и закономерностях мирового бытия спозиций только физической картины мира, которая, как оказывается, подверженаболее резким и быстрым изменениям, чем общефилософские или даже мифическиепредставления о мире. Для этого достаточно сопоставить современные физическиетеории и физический взгляд на мир XVIIIв. Они разительно отличаются друг от друга, и особенно в пониманиипространственно-временных отношений. Как это ни парадоксально, но архаическийвзгляд на них глубже, интереснее и эвристичнее для современного научногодискурса, нежели механистические научные модели времени и пространства.
Неудивительно, что, в силу своейпринципиальной значимости для человека, категории пространства и времени ссамого начала метафизических (и прежде всего онтологических) исканий философииоказываются на первом плане. Остаются они в центре философского внимания и посию пору, породив целый вал соответствующей литературы. При этом никак нельзясказать, что метафизические представления о времени и пространстве приобрелисегодня сколь-нибудь законченный характер. Скорее мы могли бысолидаризироваться с одним из классиков их анализа — Аврелием Августином,который писал: «Что же такое время? Если никто меня о том не спрашивает, язнаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, незнаю...».
Указанные сложности в пониманиикатегорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексныйхарактер. Поэтому философское понимание пространства и времени, с однойстороны, всегда сопряжено с развитием всего комплекса наук (а не одной толькофизики) и учитывает их позитивные результаты, а с другой — опирается насобственные теоретические наработки в русле целостного онтологического подходак их истолкованию.
Многоаспектное содержание категорийпространства и времени и не утихающие вокруг этого научные ифилософско-онтологические споры говорят об очень важных фактах: во-первых, о том,насколько глубоко укоренены наши сегодняшние философские представления о бытии(и в том числе представления о пространстве и времени) в толще всейчеловеческой культуры, включая ее и рациональные, и внерациональные компоненты;во-вторых, о том, насколько тесно внутри самой философской онтологиипереплетены проблемы философии природы, спекулятивной метафизики иантропологии. Как мы увидим ниже, специфическая пространственно-временнаяопределенность свойственна и природным процессам, и культурному и духовно-экзистенциальномубытию человека.
Литература
1. Аристотель.Соч.: В4т. ТЗ. М., 1981.
2. ГрейвсР. Мифы Древней Греции. М., 1992
3. МелетинскийЕ.М. Время мифическое.// Мифы народов мира. В 2 т. Т. 1. М., 1994.
4. МелюхинС. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
5. МолчановE. Четыре концепции времени в философии и времени. М., 1977.