Реферат по предмету "Социология"


Женщины в политике

Содержание.
Введение.
Эволюция гендерных исследований в обществе.
«Галерея знаменитых россиянок».
Женщина и политика. 1.Роль женщины в политической деятельности.
2.Особенности стиля деятельности женщины – политика. 3.Роль женщин в Федеральном Собрании Российской Федерации, Правительстве, политических партиях и общественных организациях. 4.Проблемы квоты.
Женское движение в России, странах Запада и США. 1.Основные этапы развития женского движения в России в XIX – XX вв. 2.Основные проблемы, стоящие перед женским движением России. 3.Женское движение в странах Запада и США. 4.Международные форумы.
Заключение. VII. Список литературы.



Введение. В декабре 2000 г. прошел Всероссийский женский форум, посвященный 20-летию ратификации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Однако основные положения Конвенции в Российской Федерации (РФ) не выполняются. Главной проблемой форума было установление равных с мужчинами прав и возможностей для женщин в РФ в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. В стране до сих пор существует двойной стандарт при решении женских проблем, что отрицательно сказывается на социальном статусе женщин. Среди этих проблем немалое место занимает проблема двойной нагрузки женщин – работа по специальности и выполнение хозяйственно – бытовых функций. Государство не обеспечивает решение этой проблемы. Постепенно набирающее силы женское движение пока не имеет четкой программы, которая была бы принята всеми женскими общественными организациями. Форум принял обращение к Президенту Российской Федерации, где сказано, что «России необходима реально действующая, а не существующая на бумаге государственная политика в области обеспечения равноправия женщин и мужчин». Такая политика будет эффективной при соблюдении трех условий. Первое: нужен закон «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин», отвечающий современным международным стандартам. Второе: формирование национальной стратегии обеспечения равноправия при помощи специальных программ в области занятости, образования, здравоохранения, продвижения женщин на уровень принятия решений и т. д., которые будут обеспечены финансовыми и организационными ресурсами. Третье: тесное взаимодействие органов государственной власти, политических партий и общественных объединений в практической реализации государственной политики в области гендерного (от англ. gender- род, пол) равноправия, которое поможет образованию в нашей стране структур гражданского общества. Эволюция гендерных исследований в обществе. Положение женщин в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные мнения, по-разному решалась эта проблема. Особенно много противоположных, противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье, ее родовых качествах и достоинствах можно найти в религии. Например, около 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (высшее духовенство христианской церкви) официально рассматривал вопрос: есть ли у женщины душа? Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви, перевесом лишь в один голос, все же пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое – то подобие души. Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект. Постоянно обсуждался и обсуждается вопрос об истинной человеческой ценности ее как члена общества, как объекта интимных отношений. Немало случаев в доклассовом обществе, когда женщины дискредитировались. А ведь положение было чрезвычайно высоким, они были уважаемыми членами общества. Существовал и культ женщины. Но позднее возникла историческая несправедливость, приведшая к неравенству женщины с мужчиной. Она стала объектом плоского остроумия, морального осуждения. Ее превратили в рабыню своего господина. Уделом женщины становится рождение детей и удовлетворение всех прихотей мужчины. Христианство, постоянно предававшее женщину анафеме, унижало ее человеческое достоинство. В Средневековье усиливается традиционное презрение к женщине. Считается, что отношения со «слабым полом» - страшное грехопадение. Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющего равные права с мужчиной, казалось бы, должны были вспомнить в эпоху Ренессанса и Реформации в Европе. Однако все ограничилось лишь тем, что женщина стала объектом эстетического поклонения, сохраняя при этом свое подчиненное положение. Даже Ж. Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость. Эпоха капитализма характеризуется наличием множества течений, точек зрения на место и роль женщины в обществе. Наполеон Бонапарт, создавший Новый кодекс, призывал к улучшению женского воспитания. Однако уделом женщин считал только рождение детей. Буржуазное общество породило множество псевдотеорий о мнимой неполноценности женщин. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер и др. утверждали, что природа одарила женщину лишь притворством, лживостью, склонностью к изменам, неблагодарностью. Ф. Ницше также унижал женщин, не видел в них ни таланта, ни ума: «Мужчины должны смотреть на женщину, как на предмет обладания, как на собственность, которую следует забирать». И далее: «Желание эмансипировать идет от влияния «тупоумных»… ученых ослов мужского пола». Особую ненависть к женщине, не находя у нее ни одного положительного качества, питал немецкий философ О. Вейнингер. По его мнению, гениальность совершенно недосягаема для женщины. Она лишена «оригинальности сознания: последнее она заимствует от своего мужа. Она живет бессознательно, муж – сознательно»… женщина лишена логики. В настоящее время несколько изменили свое отношение к женщине представители духовенства. Папа Иоанн Павел II во время своего пребывания в Мексике летом 1990 г. выступил с проповедью, обращенной к женщинам. Глава Ватикана призывает бороться с дискриминацией, с принижением роли женщин, памятуя о необходимости сохранять дарованное Богом женское начало. Как видно, католическая религия изменила свое отношение к женщине. Однако в главном вопросе – может ли женщина быть священнослужителем – Павел II говорил «нет», поскольку, якобы, сам Христос не призвал ни одной женщины в число 12 апостолов. Такова «воля Божия». К посвящению женщин в духовный сан отрицательно относится и русская православная церковь, осудив появление женщин – священнослужителей в протестантских храмах Великобритании.
Нельзя не отметить и определенные положительные сдвиги в отношении женщин в современных исламских государствах (Турция, Сирия, Алжир, Египет), где поддерживается принцип равенства женщин в социально - экономической и культурной жизни. Женщина получает образование, профессиональную подготовку, участвует в общественной жизни, имеются женские организации.
Негативное отношение к женщине было распространено уже в Древней Греции, где философы далеко неоднозначно высказывались о ней, хотя культ женщины сохранялся в древней мифологии (Афродита, Ника, Деметра). Такой же культ был и в Риме (Венера, Виктория, Цецера). Неоценимый вклад в изменение отношения к женщине внесли социалисты – утописты 19в., особенно Ш. Фурье. Он писал в своей работе «Судьбы мира и человечества», что стремление сделать всех женщин домашними хозяйками говорит о «порочности социального механизма». Он подвергал критике тех, кто утверждал, что женщина создана только для того, чтобы снимать накипь с горшка и чинить старые штаны. Сен-Симон придавал большое значение общественной деятельности женщины. В своем учении о «паре» он утверждал, что общественным деятелем является не отдельное лицо, а мужчина и женщина вместе, т. е. «пара». «Пара» имела право принимать высшее решение и вмешиваться в отношения мужчин и женщин в обществе. Значительный вклад в определении роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью. Она должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной иметь возможность развиваться физически и умственно, требовать признания своих прав. Вот тогда она достигает полного совершенства. Н. Г. Чернышевский был поборником равенства мужчин и женщин. Его возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе. Эти мысли о равенстве полов были развиты и использовались на практике представителями марксистской теории. К. Маркс в письме к Л. Кугельману писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента». Маркс воспроизвел слова Ш. Фурье, что общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола. Взгляды К. Маркса разделял и В. И. Ленин. «Галерея знаменитых россиянок». История огромного государства восточных славян, раскинувшегося от Черного до Белого моря, от Дуная и Западной Двины до Волги и Урала и названного Киевской Русью, известна как по описаниям летописцев, хронистов, древних географов, так и по расцвеченным эпической фантазией народным легендам. Истоки русской государственности обычно связывают с именами первых славянских князей –Кия, Щека и Хорива – и «сестры их Лыбеди». Страницы письменных источников 11–12в.в. пестрят именами участников бурных событий истории Руси. И нетрудно заметить, что в истории внешней и внутренней политики русского государства, его экономики и культуры оставили память о себе не только выдающиеся князья и бояре, но и мудрые княгини и боярыни; не только мужественные правители – воины, но и дальновидные, образованные правительницы. Наряду с именами великих княгинь, само положение которых предполагало их участие в политических событиях, в русских летописях можно встретить немало имен княжеских и боярских жен, сестер, дочерей – участниц междоусобных заговоров, интриг, феодальных войн, а то и просто значительных личностей, преуспевших в медицине, математике, астрономии, в культурной жизни русских княжеств, а позднее государства Российского. Далеко не всегда можно восстановить во всей полноте портреты «галереи знаменитых россиянок», к которым мы относим не только русских по происхождению и княживших на Руси женщин, но и русских княжон, выданных замуж в другие страны, а также, например, «обрусевших» принцесс из других государств, деятельность некоторых из них может быть воссоздана довольно полно, об участии других в политической жизни и борьбе известны только детали. Но все, что дошло до нас из характеристик деловых, нравственных человеческих качеств русских женщин, - а многие из них проявили мудрость, дипломатичность, истинную любовь к отечеству – несомненно дополняет наши представления о человеческом содержании истории, о людях давних столетий. Кто же является главными представителями «галереи»? Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся личностях прошлого нашего Отечества. Оно вошло в народные сказания киевских времен как имя «вещей», «мудрой» правительницы, чья деятельность оставила глубокий след в жизни Древней Руси. Летописная традиция называет Ольгу псковитянкой, дочерью псковского князя, позднейшая же легенда (XVI в.) рассказывает о ней как о крестьянской девушке, обладающей ясным умом, на которой женился великий князь киевский Игорь, прозванный старым. После трагической гибели мужа княгиня Ольга в течение почти двух десятилетий правила Русскою землею на правах регентши при малолетнем сыне Святославе. В самом начале самостоятельного властвования княгини удалось провести первую в истории России крупную финансовую реформу. Ольга развернула кипучую деятельность по упорядочению сбора дани с ближайших территорий, ввела «уставы» и «уроки» (размер ежегодно сбираемой дани и периодичность сборов). Автор жития княгини Ольги подчеркнул, что она сама «обиходяще всю Русскую землю, дани и уроки лыки уставляющи». Проведенная Ольгой систематизация сбора «полюдья», усиление княжеской администрации на вновь освоенных землях способствовали сплочению отдельных земель Руси. Правильно оценив, что созданная ею система управления и новые методы обогащения княжеской казны нуждаются и в новой форме идеологии, Ольга едва ли не первой из «руссов» решилась на принятие христианства. Тем самым «вещая» княжна старалась проложить Руси путь в ряды христианских государств Европы. Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, Ольга тотчас же предприняла второй. В 959г. она отправила посольство в Германскую империю к Оттону I и дала согласие на допуск в русские земли германских миссионеров, деятельность которых, однако, успеха в России не имела. Эта вторая внешнеполитическая инициатива русской правительницы показала, что даже в то время, когда война была главным средством решения политических споров, за международное признание можно было бороться и без применения силы. Первая женщина-дипломат в Древнерусской истории с успехом это подтвердила. Судьба одной из дочерей могущественного киевского князя – княжны Анны – удивительна и романтична. В 1048г. в далекий Киев, где она жила вместе с отцом и четырьмя сестрами, французский король Генрих I Капетинг направил пышное посольство. Послам было поручено получить согласие на брак одной из дочерей киевского властителя с Генрихом, ибо даже во Франции, дошла слава о прелестях принцессы, именно Анны, дочери Георгия (Ярослава). «Король велел передать, что он очарован рассказом о ее совершенствах». Анна была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и получила неплохое по тому времени образование, «прилежа книгам» в доме своего отца.
Молодая королева сразу же показала себя дальновидным и энергичным государственным деятелем. На французских документах той поры, наряду с подписями ее мужа, встречаются и славянские буквы: «Анна Ръина» (королева Анна). Римский папа Николай II,удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме: «Слух о великих добродетелях, восхитительная девушка, дошла до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».
В семействе «тишайшего» царя Алексея Михайловича было семь дочерей. Шесть из них безропотно коротали свои дни в глухих царских теремах и смирно покорились судьбе. Иной была царевна Софья Алексеевна. Семь лет царевна Софья Алексеевна фактически возглавляла правительство. В 1682г. по инициативе правительства Софьи был заключен Нерчинский договор с Китаем, позволивший России расширить владения по берегам Амура. Во внутренней политике царевна не раз проявляла свой властный характер. В 1682г. было жестоко подавлено восстание стрельцов. Расправилась Софья и с раскольниками. Образованная правительница не побоялась самолично вести «прения» с ними, обвиняя в «дерзости злоречии». К лету 1682г. предводители московских «старолюбцев» были арестованы и сложили головы на плахе. Но позиции энергичной правительницы пошатнулись в результате ее уступок городским посадам, ослабления сыска беглых крестьян, что вызвало недовольство дворянства, нежелания Софьи Алексеевны почти на ряд реформ в интересах служилого сословия (помещиков). «Я родилась 21 апреля 1729 года в Шеттинге, в Померании. Мне рассказывали, что так как ждали сына, то вовсе не были рады»,- так написала о своем появлении на свет сама Екатерина II. Екатерина II хотела быть императрицей в сильной стране. Потому ее внутренняя политика была отмечена крупными законодательными актами, расширением привилегий дворянства и укреплением единодержавия. Екатерина II слыла просвещенной императрицей: она поддержала идею создания Российской Академии наук, вела активную переписку с французскими просветителями – Вольтером, Дидро. Она умело скрывала истинные цели своей политики. За 30 лет правления Екатерины II Россия стала по истине великой державой. Великой называли и саму императрицу. Любительница балов была столь осмотрительна, что не проиграла не одной войны, каких было около десятка. Крупные военные успехи сопровождались значительной территориальной экспансией. Существенно окрепли во время екатерининского правления экономика и обороноспособность страны. В нашей «галерее» представлены женщины умные, энергичные, смелые, мужественные, решительные, непреклонные, сильные – одним словом, незаурядные личности. Водоворот политических событий феодальной эпохи, полных коварства и жестокости, не мог их не коснуться. Судьбы многих женщин зависели от различных перипетий политической борьбы и вражеских нашествий на Русскую землю. Социальная деятельность русских женщин, вошедших в нашу «галерею» вполне соответствовала их семейному и имущественному положению, подкреплялась политическими правами, зафиксированными в законодательстве. Именно могущественное русское государство и породило в конечном счете знаменитых своих дочерей, прославивших русский народи оставивших светлую память по себе в веках. Женщина и политика. Роль женщины в политической деятельности. Политическая деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждения женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты. Вторая половина XX в. характеризуется порывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании). Заметно стал колебаться мужской стереотип мышления: политика – для мужчин, кухня, дети – для женщин. Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность. В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию. В сфере политической деятельности зазвучали имена женщин – политиков: И. Ф. Арманд, П. С. Землячки, А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова. Все эти женщины были образованными, многие – из обеспеченных семей, у многих были дети. Так, у И. Арманд и К. И. Кирсановой было по пять детей, у С. Смидович – трое детей. Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, председателем Московского губсовнархоза – И. Ф. Арманд. А. Коллонтай в последующем стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции. Ее работа в Наркомате государственного призрения отличалась кипучей энергией по организации работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных больных. Она занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. В. И. Ленин отмечал, что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества. Бурная политическая деятельность женщин в СССР в 30-е гг. постепенно сокращалась. Тезис «Женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП(б). Но в Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х гг. в СССР их было 32,8%, в РСФСР – 35%, в союзных республиках – 36,2%, в автономных – 40,3%. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти. Первые выборы без квоты в 1989 и 1990 гг. показали, что женский вопрос в стране не решен – женщины проиграли выборы. В 1990 г. женщин – депутатов Верховного Совета РФ было всего 3%, Верховного Совета СССР – 8,9% от общего количества депутатов. Так называемые демократическое общество в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие доступ каждого к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом.
В 1993 г. женщин – депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше – 46 человек, или 9,6%. Не было женщин - депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия»» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин и 8 из них избраны по одномандатным избирательным округам.
Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность. Выборы 1999 г. в Государственную Думу были еще более негативны в отношении женщин – избрано всего 34 женщины. В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить? Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т. е. Включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола. Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе. Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы. Особенности стиля деятельности женщины-политика. В общественном сознании утвердились особые критерии оценки женщины-руководителя. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются более высокие требования, чем к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше позитивных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким угодно скандальным заявлением – с надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с нее возьмешь – женщина!» Что необходимо женщине-политику? Прежде всего, быть компетентной, разбираться в проблемах, которыми она занимается, слова ее не должны расходится с делом, она обязательно должна доводить начатое до конца. Женщина-политик должна отличаться большой работоспособностью, владеть сменой ритма, уметь снижать напряженность, обладать милосердием, быть доброй, но строгой, сохранять деловитость, но и женственность. Женщина-лидер, в отличие от мужчины, должна иметь, свои принципы, руководящие идеи, основные правила деятельности. В основе женского принципа должны, видимо лежать порядок, экономичное расходование сил и ресурсов, доброжелательность. Женский принцип должен основываться на охранительности, накопительстве, магнетизме, т.е. умении привлечь к себе внимание, способности реализовать все ресурсы на повышение благосостояния народа, сохранение материальных и духовных ценностей. Женщина должна отличаться особым умением слушать и воспринимать мудрые советы. Иными словами, женщина должна предпочитать эволюционный путь развития общества. Женщин-политиков, так же как и мужчин, необходимо готовить, обучать политическому и электоральному лидерству. В Москве работает школа женского лидерства «Гея». Это имя греческой богини, создавшей, согласно мифу, вселенную из хаоса. Создание школы объясняется желанием помочь женщинам обрести себя, поскольку среди женщин-парламентариев 70% не вполне уверены в своих силах. Позже такая же школа появилась в Верхнем Волочке и др. Такого рода школы помогают формировать политический имидж. Роль женщин в Федеральном Собрании РФ, Правительстве, политических партиях и общественных организациях. Интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин – единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении. В современной России еще меньше, чем в советский период, представлен женщин на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70-х гг. была максимальная занятость женщин в общественном производстве, у женщин был высокий образовательный уровень, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требуют высшего и среднего специального образования. Замедленная интеграция женщин в политику объясняется в первую очередь отсутствием широкой пропаганды эгалитарной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы средствами массовой информации. Многое зависит и от существующих в стране политических партий. Среди них можно выделить лишь КПРФ с небольшим количеством женщин – депутатов Государственной Думы третьего созыва, НДР, «Яблоко», ЛДПР. В программных документах женская проблематика практически отсутствует, а женский вопрос рассматривается с патриархальных позиций и чаще всего не на политическом уровне, что говорит о неспособности или не желании лидеров партий обеспечивать рост женской политической активности и возможности продвигаться в государственной системе власти. Это означало бы замещение государственных постов, распространение женской культуры в политике, изменение форм и методов, а также качества политики, разработку новой технологии адаптации в политическую систему, формирование приоритетов, ценностей, новое политическое сознание и мировоззрение. Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработаны Устав и Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России, в которой сказано, что «подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе – на основе соотношения 50/50».
Для активизации политической деятельности женщин, необходимо: ¨ ликвидировать существующий двойной стандарт (законы и их исполнение). В 1996 г. приняты документы: постановление Правительства РФ «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., Указ Президента РФ «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. и Указ Президента РФ «О повышении женщин в системе органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 30 июня 1996 г. Следовательно, определены действия государства, направленные на достижения реального равноправия женщин, в том числе и усиление их роли в высших эшелонах власти. Однако результатов нет.
Для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику, нужно: ¨ изменить стереотип патриархатного мышления; ¨ ввести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности; ¨ изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти; ¨ целенаправленное продвижение женщин к высшим ступеням государственной службы; ¨ ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, использую при этом имеющийся положительный опыт. Современная политическая жизнь России характеризуется ярким проявлением неравенства полов. Большинство женщин не имеет возможности себя реализовать. А от этого страдает все общество. Следовательно, разговоры о демократии, правах человека – все это миф. Гендерная асимметрия – это выражение политической недальновидности мужчин-политиков. Проблема квоты. Как показывает мировой опыт, интеграция женщин в политику возможна за счет формирования эгалитарной идеологии, повышения роли государства, ведущих партий и широкой общественности в обеспечении реального равноправия женщин. По опыту мировой практики, на увеличение женского представительства в высших законодательных органах положительно влияют следующие факторы: 1) партийная квота или наличие политической цели увеличения числа женщин – кандидатов в парламент, избираемых по пропорциональной избирательной системе; 2) законы, согласно которым соотношение представителей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин – 53%, мужчин – 47%); 3) изменение избирательной системы с одномандатного (мажоритарного) на пропорциональное представительство. Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу, например, скандинавских стран, где доля женщин в политической жизни и управлении составляет 30%. В Финляндии Президентом республики в 2000 г. стала женщина. В отдельных странах – Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции – 52%. И эти страны отличаются своим стабильным социальным и политическим благополучием. Система квот должна сопровождаться корректировкой всей избирательной системы, предусматривая увеличение или включение женщин в партийные списки. В стране должны быть выработаны гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также система систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика (в Правительстве РФ – одна женщина, вице-премьер). Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности. Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин. Женское движение в России, странах Запада и США. Основные этапы развития женского движения в России в XIX – XXвв. Многие теоретики XIX – начала XX столетия рассматривали женское движение как решение проблемы достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав. Председатель Союза равноправия женщин Е. Н. Щепкина женское движение определяла как многообразие обществ, союзов, клубов, созданных женщинами, чтобы расширить свои права на образование, на труд, на большие заработки, получить право голоса в местном самоуправлении и при выборе депутатов в палаты народных представителей. Эта точка зрения поддерживается и современными учеными, которые считают, что женское движение – это совместные действия различных социальных групп, объединенных общей целью и общими политическими задачами, моральными ценностями и нормами. Женское движение в России сформировалось в 60-е гг. XIX в., что было связано с радикальными преобразованиями в государственном устройстве, социально-экономической и духовной сферах общества. Важнейшей предпосылкой активизации этого движения был низкий правовой статус женщин в пореформенной России. Например, в наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины. Дочь при живых братьях получала из всего наследуемого от родителей недвижимого имущества четырнадцатую часть, а движимого – восьмую. Жена наследовала после мужа седьмую часть недвижимого, четвертую часть движимого имущества. Гражданские законы не распространялись на крестьян, которые жили по нормам обычного права. В избирательном праве женщины были отнесены к категории неправоспособных граждан. Лишь владельцы значительного недвижимого имущества имели цензовое право участвовать в дворянских собраниях, общинных и земских выборах. В сфере образования права женщин также были ограничены, поэтому уровень грамотности их был очень не высоким. Согласно переписи 1897 г. число грамотных среди женщин России составляло 13,1%. Практически отсутствовало законодательство об охране материнства и младенчества. В сфере труда и его оплаты также было не мало особенностей не в пользу трудящихся женщин. Предпосылками развития женского движения также являлись аграрные реформы, рост промышленного производства, реформы в социальной сфере, повсеместный общественный подъем. Росту самосознания женщин способствовала обстановка широкой гласности, сложившаяся в России в период социальных и экономических реформ. Провозвестниками идеи равноправия полов стали общественно-политические и литературные журналы «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «Дело», «Женский вестник», «Женское дело», «Союз женщин». Таким образом, ломка феодально-крепостных устоев стимулировала процессы самоорганизации женщин, зарождение разнообразных женских обществ, союзов, клубов. Вопросы равноправия женщин во всех сферах отношений заняли одно из ведущих мест в общественной жизни России конца XIX в. Заметными событиями стали инициативы за доступ же6щины к высшему образованию. По существующим правилам, выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий и не имели доступа в университеты. Получить высшее образование женщины могли лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей.
Социальные инициативы женской общественности выражались в ходатайствах и прошениях об открытии частных профессиональных курсов. Просветительские общества, появившиеся в этот период, также, как московское Общество воспитательниц и учительниц (1870 г.) и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами (1872 г.), Тифлисское общество взаимного вспоможения учительниц и воспитательниц, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию в Петербурге (1899 г.), и другие активно выступали за развитие женского образования. Эти общества открывали школы, курсы, профессиональные и ремесленные училища, посреднические бюро для содействия в трудоустройстве женщин. Наиболее распространенными были курсы рукоделия с мастерскими при них, кулинарные школы со столовой, школы черчения и рисования, коммерческого счетоводства, каллиграфии, стенографии и машинописи и другие учебные заведения. В 1870 г. Общество распространения технических знаний открыло одну из первых женских ремесленных школ в Москве для обучения и подготовки грамотных мастериц. Потребности рынка труда обусловливали необходимость развития обучения женщин.
По инициативе общественных организаций в ряде городов России были открыты педагогические женские курсы с двухлетним сроком обучения. Успешно окончившие курсы получали аттестат домашней наставницы. В 1903 г. петербургские курсы такого рода были преобразованы в первый в России Женский педагогический институт. Характерной чертой женского движения в стране в целом была ее антифеодальная, демократическая направленность, поддержка женщин разных социальных слоев. На рубеже XIX и XX вв. усиливаются процессы организационной дифференциации и политизации. Наряду с благотворительностью и трудовой помощью женщинам формируется направление, поставившее своей целью добиться равноправия во всех сферах политической и гражданской жизни. Наиболее активно по этим вопросам выступал Союз равноправия женщин. В этот период появились также общества защиты нравственных устоев женщин, профессиональные объединения, клерикальные союзы, национал-патриотические организации. У всероссийских женских организаций, таких, как Союз равноправия женщин, Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и других были региональные отделения. Особенно значимой инициативой этих организаций были все же их выступления за избирательное право женщин. Начало XX в. ознаменовано глубоким теоретическим обоснованием причин развития женского движения в России. В работе В.И.Ленина «Развитие капитализма в России» (1899 г.) дается подробная характеристика условной жизни женщин в России. Он рассказывает особенности экономического положения работницы и крестьянки, глубоко анализирует уровень их заработка и характер труда. На фабриках и заводах европейской России в 1890 г. среди рабочих женщины составляли 24%. В работе отмечается, что привлечение к производству женщин – явление в основе своей прогрессивное. Однако по отношению к женщинам особенно необходимо сокращение и регулирование рабочего дня, обеспечение гигиенических условий работы. Машинная индустрия, создавшая тяжелейшие условия жизнедеятельности женщин, вместе с тем толкало вперед их развитие, способствовала разрушению патриархальных отношений в семье, повышала их самостоятельность. Промышленность создает для женщины и совершенно независимое от семьи и мужа положение. Значительное место в теоретической разработке проблемы женского движения и практической ее реализации занимают представители марксизма. А. М. Коллонтай писала о необходимости разработки идеологии женского движения, создания женских рабочих союзов, обосновала равноценность личности женщин и мужчин. В. И. Ленин, разделял точку зрения К. Маркса, утверждавшего, что общественные перевороты невозможны без женского фермента, подчеркивал: женское движение является важной составной частью революционного движения, которая может при известных условиях стать решающей его частью. Он признавал, что партия должна иметь свои органы (рабочие группы, комиссии, комитеты, отделы), специальная задача которых – будить широкие массы женщин, связывать их с партией и удерживать их под ее влиянием. В начале XX в. женщины продолжали объединяться в первые союзы и общества. Крупной организацией было Русское женское взаимоблаготворительное общество с лозунгом: «Свобода и равенство всех перед законом без различия пола». Создаются женские организации с ярко выраженным национально – патриотическим содержанием. Это союз равноправных женщин (СРЖ), Общество защиты женщин, и др. Большинство из них имели отделения в провинциях. В 1907 г. в Петербурге по инициативе А. М. Коллонтай организуется первый социалистический женский клуб «Общество взаимопомощи работницам». При клубе была вечерняя школа. Образованию женщин коммунисты уделяли большое внимание. По инициативе Клары Цеткин на конференции в Копенгагене в 1910 г. было принято отмечать Женский день как международный праздник, и в России он тоже стал отмечаться с 1913 г. С 1914 г., по предложению В. И. Ленина, стал выходить женский журнал «Работница», сыгравший большую роль в активизации женского движения. Итак начало XX в. характеризуется формированием массового женского движения, подчас объединяющего разные слои населения, с разной ориентацией. Особенно росло пролетарское движение. В 1908 г. в Санкт-Петербурге был проведен, по инициативе Русского женского взаимоблаготворительного общества, Первый Всероссийский женский съезд с требованиями объединить все силы в борьбе за экономические, политические и гражданские права. Это была крупномасштабная, серьезная попытка к объединению, к установлению с международным женским движением, добиться избирательного права, преодолеть семейные предрассудки. Был создан Всероссийский женский совет. В годы Первой мировой войны многие женские организации подчинили свою деятельность потребностям фронта и тыла. Основные проблемы, стоящие перед женским движением России. Прежде всего необходимо реализовать основные требования Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А это означает: ¨ права женщин должны быть неотъемлемой составной частью прав человека; ¨ обретение женщиной полноценного статуса; ¨ превращение общества в цивилизованное, где не должно быть насилия и дискриминации; ¨ обеспечение социальных гарантий семье, соблюдение прав ребенка. Создание нормативных актов, защищающих неприкосновенность личности ребенка; ¨ широкое внедрение новой модели семейных отношений, основанной на равенстве супругов при выполнении всех функций; ¨ участие женщин в избирательной компании не только как человека-избирателя, но и избираемых на основании утвержденной законодательными органами квоты; ¨ постоянная работа с политическими партиями, обязательное включение н их программы женских проблем и привлечение женщин к руководству; ¨ привлечение женщин к работе с Совете безопасности, поскольку «Совет безопасности без женщин – это Совет национальной опасности»;
¨ реализация паритетной демократии, т.е. равное представительство в законодательной, исполнительной и судебной системах; ¨ привлечение средств массовой информации к объективному освещению экономической, политической, социальной деятельности женщин, пропаганде и внедрению положительного опыта решения женского вопроса.
Женское движение в странах Запада и США. Женское движение возникло в русле освободительных демократических идей эпохи Просвещения. Его первым идейным манифестом стала «Декларация прав женщины и гражданки» французской писательницы Олимпии де Гуж (1791 г.), написанная в ответ на появление «Декларации прав человека и гражданина», которая провозглашала равенство всех граждан мужского пола перед законом. О. де Гуж потребовала включить и женщин в категорию полноправных граждан. Главной идеей была установка на свободную женскую личность, ее самореализацию. Эту же идею выразил Ш. Фурье на основе впечатлений от Великой Французской революции – «расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса». Первые поборницы равноправия надеялись добиться своей цели с помощью прогрессивных реформ в области права. В годы французской революции женщины принимали участие во всех крупных народных выступлениях. Однако вожди революции отвергали идею женского равноправия и возникшие первые женские организации – революционные клубы, деятельно участвовавшие в политической борьбе, постепенно были закрыты. В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстон Крафт (1759-1797) в книге «В защиту прав женщины» (1792г.) В начале XIX в. участницы женского движения акцентируют свои требования на вопросах открытия равного доступа к образованию. Потом эти требования дополняются требованием права на труд. Во Франции зреют идеи борьбы против семейного рабства женщины, в США и Великобритании – за равные с мужчинами избирательные права. В конце XIX – начале XX в. женские организации имелись во многих странах Европы, Азии, Америки. В 1888 г. по инициативе американских женщин возникла первая международная организация – Международный совет женщин. В 1904 г. была основана международная организация суфражисток – Международный альянс за избирательные права женщин. Одновременно создавались благотворительные, религиозные, национальные женские организации. Принимались попытки создать отдельные женские профсоюзы. В ряде европейских стран женское движение все более приобретает пролетарское направление, идеи равноправия тесно увязываются с общими задачами борьбы против социального угнетения трудящихся. Особенно это движение активизировалось в Германии, где под руководством К. Цеткин стал издаваться журнал, регулярно созывались всегерманские женские конференции. В 1915г. в Гааге по инициативе американской общественной активистки Джейн Аддамс был основан Международный комитет женщин «За прочный мир» (с 1919 г. – Международная лига женщин «За мир и свободу»). Усилили свою деятельность среди женщин социал-демократы, результатом чего явилось создание международного женского социалистического секретариата. Появились специализированные женские организации – Международная федерация женщин с университетским образованием (1919 г.), Международная кооперативная женская гильдия (1921 г.), Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщин-работниц (1929 г.) и др. При Коминтерне был создан Международный женский секретариат. Опасность фашизма привела к зарождению демократического антифашистского женского движения как составной части единого народного фронта. В 1934 г. в Париже состоялся Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма, в 1938 г. – антивоенная женская Международная конференция в Марселе. После разгрома фашизма в женском движении развиваются новые процессы. Все большее внимание акцентируются на вопросах защиты прав женщин, благополучия детей, ширится круг общесоциальных, национальных и международных проблем, мира и безопасности народов. Женское движение на Западе и в США в современных условиях – это активные выступления женщин за свои права, за равенство при приеме на работу, получении профессии, образования, выдвижении на руководящие должности, участи в политической жизни страны. В некоторых странах женщины добились определенного признания в сферах, считавшихся сугубо мужскими. В США в 1985-1995 гг. число женщин-судей возросло с 7 до 18%, операторов и специалистов информационных систем – с 11 до 28%, экономистов – с 13,1 до 34,5%, архитекторов – с 4,3 до 11,3%. Как отмечают американские исследователи. Хотя женщины смогли пробиться в традиционно мужские профессии, но они еще очень далеки от равенства. Большую роль в развитии женского движения сыграла Организация Объединенных Наций, которая с момента своего создания (24 октября 1945 г.) выступила гарантом равенства. ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Значительный вклад внесла и ЮНЕСКО (Париж) – организация ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, созданная в 1946 г. Главные установки женского движения – ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм и партнерство в качестве основы отношений между мужчиной и женщиной, признание их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях. Обоснованием активизации женского движения стало известное высказывание: раз женщины имеют право на половину рая, то они должны иметь и половину власти здесь, на Земле. Во второй половине XX столетия произошла женская революция. В большинстве стран мира есть национальный механизм решения женского вопроса. Создаются женские организации и активизируется деятельность уже существовавших. Так, в Швеции действует Социал-демократический женский союз, в Германии – более 100 женских организаций и женских секций в париях и профсоюзах. Есть объединенный немецкий женский совет. В США свыше 1000 женских организаций, в том числе более 100 общенациональных. Они объединяют более 1 млн. женщин разных политических убеждений – от правого радикализма до коммунизма. Существует Американская ассоциация женщин с университетским образованием – наиболее крупная национальная организация женщин с филиалами по всей стране. Всплеск женского движения в странах Запада и США относится к 60-м гг. XX в. Это был период развития феминизма как социально-политической теории, обусловленный подъемом социальной активности работающих женщин, количество которых значительно возросло. Изменились и социальные приоритеты женщин, их имидж. Отказавшись от роли только жен, домохозяек и помощниц мужьям, они стали стремиться к свободному самовыражению, социальному признанию в качестве действительно равноправных партнеров мужчин. В этот период идет организационное оформление национальных и межнациональных женских движений и организаций. Рост гражданской активности женщин, их стремление по-своему воздействовать на политику, интерес к глобальным проблемам, особенно к проблемам выживания человечества, протест против гонки вооружений, защита окружающей среды – все это превращает женское движение в существенную силу современной демократии.
Международные форумы. Массовое демократическое движение женщин является составной частью общедемократического движения. В декабре 1945г. после окончания Второй мировой войны, была основана Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ). Это была первая в истории женского движения массовая демократическая организация. Она выражала жизненные интересы женщин всей планеты: выступала за эмансипацию женщин, равноправие, разоружение, мир, завоевание национальной независимости, обеспечение свободы и демократии. Ее авторитет постоянно рос на протяжении всех этих лет.
В своей деятельности Международная демократическая федерация женщин сотрудничала не только с различными женскими, но и молодежными организациями, профсоюзами и др. Неоднократно со своими требованиями она выступала с трибуны ООН. Декларация о дискриминации женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 г., была результатом большой работы МДФЖ совместно с другими международными женскими организациями, такими, как Международный совет женщин, Международная федерация женских юридических профессий, Международный альянс женщин и др. Большое значение в развитии и укреплении женского движения сыграли всемирные конференции, посвященные положению женщин. Первая конференция, проходившая в Мехико (1975 г.), приняла план действий, на основе которого Генеральная Ассамблея ООН объявила Международное десятилетие женщины (1976-1985 гг.). В ходе реализации программы десятилетия в 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Вторая Всемирная конференция состоялась в Копенгагене (1980 г.) и приняла программу действий на вторую половину Десятилетия женщины. Особое внимание было уделено вопросам здравоохранения, образования и занятости. В подготовке и проведении Мексиканской и Копенгагенской конференций сыграли положительную роль Берлинский (1975 г.) и Пражский (1981 г.) Всемирные конгрессы. В 1985 г. в Найроби (Кения) состоялась третья Всемирная конференция по образу и оценке достижений Десятилетия женщины ООН. Четвертая Всемирная конференция (Пекин, 1995 г.) так же, как и предыдущие, проходившая под девизом равенства, развития, мира, включила в повестку дня и проблему насилия. Конференция определила перспективы развития женского движения в последующие годы, приняла «Платформу действий», в которой отражены ключевые проблемы, стратегические цели и меры улучшения положения женщин в мире. Международные встречи имеют самый разнообразный характер и в определенной степени пытаются оказывать влияние на политику государств, добиваясь обеспечения полного и равноправного участия женщин во всех сферах жизни. Заключение. Итак, предусматривается выполнение множества мероприятий, направленных на улучшение положения женщин. Например, в нашей стране среди них: реализация решений Пекинской конференции, анализ законодательства, внесение изменений в трудовое законодательство, подготовка предложения по привлечению женщин – дипломатов к работе в загранаппарате, расширение сети учреждений социального обслуживания, подготовка информационно – аналитических материалов о положении женщин на рынке труда, поддержка малого предпринимательства, организация серии учебных семинаров «Начни свое дело» по развитию предпринимательства, научное обоснование медико–биологических критериев оценки труда, разработка механизмов реализации государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактической, женщинам и детям, развитие специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, подвергшихся насилию, обеспечение объективного освещения в средствах массовой информации хода выполнения в РФ Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Кроме того, была принята резолюция Российской Конференции «Пути реализации Пекинской «Платформы действий» по улучшению положения женщин», которая начиналась с утверждения, что только равноправное участие женщин и мужчин в экономической, политической и общественной жизни России может обеспечить мир, свободу, благосостояние и устойчивое развитие страны. В этой резолюции четко сформулированы все проблемы, существующие в нашей стране, обращения с предложениями к Президенту, Федеральному Собранию и Правительству РФ. В этих обращениях акцент делается на необходимости принятия законов, которые создавали бы равные условия для жизнедеятельности женщин с мужчинами, четко определили права и возможности мужчин и женщин, осуществлялся бы систематический контроль за выполнением Национального плана действий. Не остались без внимания женские общественные объединения и некоммерческие организации, а также и средства массовой информации. Предлагалось консолидировать усилия и сотрудничество в обеспечении равных прав, свобод и возможностей представителям обоего пола. От СМИ требовалось объективное освещение подлинной роли женщин в экономической, социальной и политической сфере, освещение хода выполнения Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и обеспечении информацией о нормативных актах РФ, касающихся женщин. Однако реальных результатов нет. Видимо, следует начинать вновь с гражданской инициативы снизу, со стороны женских организаций, и ответных позитивных действий со стороны государства.












Список литературы 1. Е.М.Зуйкова , Р.И.Ерусланова "Феминология" 2. Г.Н.Моисеева " Записки и воспоминания русских женщин" 3. Н.Л.Пушкарева " Женщины Древней Руси" 4. Н.Л.Пушкарева "Знаменитые россиянки" 5. Л.Т.Шинелева " Женщина и общество" 6. Конституция РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Anootated Bib Essay Research Paper Annotated Bibliography1Paul
Реферат Плодово-ягідні рослини їх походження та використання
Реферат Law In The End Of A Policeman
Реферат 3 Страховые риски и страховые случаи
Реферат Huck Finn Essay Research Paper Mark Twains
Реферат Chernivtsi Centre for Protection
Реферат Флора и фауна РБ
Реферат Поняття, ознаки та особливості процесуального становища відповідача в цивільному судочинстві
Реферат Http://www osp ru/text/302/181130/ html Открытые системы, процессы стандартизации и профили стандартов
Реферат А. С. Пушкина славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие IX кирилло-мефодиевские чтения 13-16 мая 2008 г. Программа
Реферат Построение и анализ простой эконометрической модели
Реферат Особенности административного права и его источников (Великобритания)
Реферат Познание природы в эпоху греко-римской античности
Реферат Особливості розвитку романської архітектури західнослов’янських країн
Реферат Аварии в метро