Реферат по предмету "Философия"


Специфика философского мировоззрения

Введение
Исходя из характера решаемых в философии вопросов,говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняетсейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых,мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякогофилософствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели исмысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами быливыявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности — познавательной.
Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическоеотличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие«мировоззрение» шире, чем понятие «философия». Философия –лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали ипервоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типымировоззрения.
Актуальность данной темы состоит в том, что философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийсярациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадиисвоей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основекоторого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество,всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущеезависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственнаДревней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основекоторого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой,сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, вцентре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового иновейшего времени, современные философские школы).
Цель данной работы изучить и проанализировать спецификуфилософского мировоззрения. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собойследующие задачи:
Определить понятие мировоззрения;
Обозначить связь мировоззрения с философией;
Рассмотреть и проанализировать структурные элементымировоззрения;
Изучить и проанализировать основные формы мировоззрения;
Определить специфику философского мировоззрения.

1. Понятие мировоззрения и его связь с философией
Человек живет, осмысливая себя и окружающуюдействительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношениек нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственныепрограммы действия.
Происхождение философии как особой интеллектуальнойдеятельности и формы знания относится к концу VII — началу VI вв. до н. э.Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионахЗемли — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущиеначало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно важными.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения,или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовноеоблако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляетжизненно важный уровень мировоззрения.
Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрениеявляется также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие«плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д.,так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает всебя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозноеи т. д. [10, С.14].
Философия — это такая форма общественного ииндивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается,обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, нажитейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже неумеющего ни писать, ни читать.[6, С.8].
В целом мировоззрение можно было бы определить следующимобразом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом,на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своейжизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных,философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных,эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. [6, С.8].
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношениидуха и материи, мировоззрение может быть идеалистическим илиматериалистическим, религиозным или атеистическим. [6, С.9].
Материализм есть философское воззрение, признающеесубстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир естьдвижущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойствовысокоорганизованной материи — мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласнокоторому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму,воле. Материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мыне можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективнуюцелесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы впринципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудроформообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию.
Материализм несовместим с признанием объективнойцелесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.
С нравственно-психологической точки зрения мировоззрениеможет характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое.
В практике общения, в литературе понятие мировоззренияупотребляется и в более узком смысле, например говорят: «философскоемировоззрение», «политическое мировоззрение» или«художественное мировоззрение», или даже в еще более узком понимании- «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение» ит.п. [6, С.10].
Итак, обобщенная система представлений о мире и о себе,ценностных ориентаций и волевых побуждений, определяющая жизненную позициюсубъекта, называется мировоззрением. [12,С.87]
Мировоззрение и философия есть результат отражения мира,но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный видотражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению онсвязан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные,внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Следующие по глубине уровни отражения в этом плане –мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира,обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождестваи различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственнымопытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладаютнад разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий,формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явленийи процессов.
Понятийное отражение – это самый глубинный уровеньотражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его ипредставляет философия.
Таким образом, философия – это высший уровень и видмировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональноемировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл ивсеобщие закономерности существования и развития мира и человека. [10, С.14].
Отметим еще один – исторический аспект разграниченияфилософии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний висторическом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии.
В связи с этим следует сказать, что общество ужеобходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме имышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение,представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозноемиропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История даетэтому самые убедительные доказательства.[10,С.15].
Итоговое определение соотношения философии имировоззрения можно сформулировать так: философия — это системаосновополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.[ 6, С.10].
2. Структурные элементы мировоззрения
Мировоззрение существует в виде системы ценностныхориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека иобщества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это ворганическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. [6, С.12].
Под ценностными ориентациями имеется в виду системаматериальных и духовных благ, которые человек и общество признают какповелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношениялюдей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этимценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке,выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное,после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческихактах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека враннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет ине было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархическивыстроенными ценностными ориентациями.
Всякий предмет, любое событие, вообще все имеетобъективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную илиотрицательную ценность. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективнодля нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чистоэмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской,прагматической точек зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, каки люди, могут быть просто приятны.
Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем каквозвышенное, сокровенное, священное. Наша душа обладает и врожденными, ивоспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той илииной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человекобладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чеми состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровнемировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, квыбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, дляглубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни являетсярелигия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой ивыше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этимценностям.
Отметим, что истинная сущность человека определяется неего отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающимиинтересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависитот господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедуетобразованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всейиерархии ценностей.
Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшимобразом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера,утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной«теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человекаи человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ниво что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременноналичествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фоманеверующий.
Вера являет собой феномен сознания, обладающий силойнеустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще житьбез веры.
Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своейповелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределамиесть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, начем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение,своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мересвойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающимфилософски ориентированным умом. [6,С.13].
Кроме того, у человека существует нравственная или,говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как ибез доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно.Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист.При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто«несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но иво что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, верав добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что онаслита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано исоциально абсолютно необходимо.
Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиознойверой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, всвоих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях».Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в этоможно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим:это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмемдругой пример. Мы верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это — научноезнание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в«гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как немифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самаянастоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.
В самом же нормальном понятии собственно религиозной верызаключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, онашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; этознание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересованосердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчастив силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большуюсилу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, чтопредставление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет нашесердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом,религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, болеевеличественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченнымичувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тоначеловечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительнойсиле духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи),холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати,несущей умиротворение и радость бытия.
Говоря о религии как форме общественного сознания, имеютв виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, посколькуони составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли идела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе (поройдремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать.
Важной составляющей мировоззрения являются идеалы.Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не можетобойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлятьидеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без нихне могло бы существовать человечество.
Многие великие умы задумывались над тем, что такое«идеал»? [6, С.14].
И.С. Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет безидеала!» Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которыеовладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разумприковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своегосердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь засвои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани ондержит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н.Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нетнаправления, нет и жизни.
Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся,что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, имсверкал путеводной звездой идеал.
Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройствеобщества, где все «по справедливости», и о гармонически развитойличности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и опрекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и впрошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного,сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни,а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.
Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являютсяубеждения. Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которыенакрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но иглубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчиваетличность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфереубеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе однойи той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природуубеждений, С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно важную промежуточную ступеньмежду верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение естьсубъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с темубежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логическойбесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя бытьубежденным, например, в том, что сегодня такое-то число» .[6, С.14].
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовноеядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высокомсмысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и вконечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейнаяубежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолеватьсильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героическиепоступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципысоциальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников,которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.
Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашегостановления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И понашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечтоукорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и дажесущественным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания икоренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества,а также индивидуального развития.
Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются.Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, еслиони имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменитьсвои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового,более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существеннойперемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе,Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историюперерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам,история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения.Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда унего достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этимвеликим и глубоким таинством своей души.
Но он не был бы проницательнейшим психологом, если бытакой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был бы писателем,если бы не поделился с людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского,от того, во что он веровал в молодости, когда вошел к кружок В.Г. Белинского,не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все жебогами, а оставленные храмы — храмами. Достоевский же не то что сжег — онвтоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже нетолько ненавидел — он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного.Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв сидеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем иболезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, аНицше — о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения — лишь разныеслова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслитьдействительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельностичеловека, нужно высветить не только собственно теоретические аспектымировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этихпринципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельностичеловека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, чтомировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнееговоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служитьрезультативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оноложно.
Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнемкоторого является система философских знаний.
3. Формы мировоззрения
В истории человечества выделяются три основные формымировоззрения: [14, С.5].
• мифология;
• религия;
• философия.
Первым общим типом мировоззрения можно выделить мифологию— способ понимания природной и социальной действительности. Принято считать,что мифологические мышление присуще только первобытному человеку, однакопоследние психологические исследования позволяют сделать выводы о наличиимифологического мышления и в самом высокоразвитом технологическом обществе современности.
Для мифологического мировоззрения характерноэмоционально-символическое понимание окружающего мира, невысокая степеньвыделенности собственной личности человека из общества. Мифологическое мышлениенее предполагает нравственной оценки мифологического события, оно простоиспользует его как данность, по образу которой осуществляются события впоследующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера.
Названные особенности мифологии как типа мировоззренияопределяют его функции: познавательную, воспитательную, прогнозирования имоделирования, а также оценки мира. Критерием такой оценки является следованиетрадиции, принятому правилу, ибо именно через него устанавливается иподдерживается гармония между природой и обществом, человеком и средой.
Подводя итоги, особенности мифологического мировоззренияконцентрированно можно определить следующими моментами:
1. Мифологическое мировоззрение основывалось нанераздельности человека и природы, было синкретическим.
Неодушевленные предметы, силы природы одушевлялись имыслились как реально существующие. Русалки, ведьмы, водяные, нимфы – все онибыли для человека того времени реальными существами. Они дополняли мирпервобытного человека и олицетворяли силы, превосходящие возможности человека,которые с помощью магии можно и нужно было склонить на свою сторону.
2. Мифологическое сознание отличается от научного ифилософского характером мировосприятия. Отличие в следующем:[8, С.17]
а) Мифологическое сознание воспринимает мир личностно,пропускает через себя, идентифицируя себя с окружающим. Научное сознание миррассматривает как нечто внешнее, безличное, противоставленное, как объектанализа;
б) Мифологическое сознание не анализирует события и неделает теоретических выводов, а строит образный мир, воспринимает события какданность и, в лучшем случае, их пересказывает;
в) Мифологическое сознание воспринимает события какнепреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся;
г) Мифологическое сознание отражает мир не в системепонятий, а в образно-символической форме. Символика мифов – это определениесодержания бытия, его значения и его ценности. Огромную часть в мифологиизанимает обрядность, ритуал. С помощью символики, обрядов и ритуалов мифологическоесознание устанавливало природную закономерность. Ритуал есть выражение закона,а участие в ритуале – личностное участие в закономерном мировом порядке.Символика и образность в мифологии, ее богатое содержание, унаследовалосьбудущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многоевключают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержаниехудожественных произведений придает им философскую окраску. Мифологическоемировоззрение органически сочеталось с ранними религиозными, политеистическимиформами мировосприятия (анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и др.), поэтомуточнее называть этот тип мировоззрения – мифологически-религиозным илирелигиозно-мифологическим. [ 8, С.19].
Главной ориентацией на религиозно-мифологической стадиибытия являлось следование вековым традициям, раз и навсегда установленнымправилам: подчинение младшего – старшему; индивида – роду; слабого – сильному;рядового члена группы – авторитету, вождю. Усилия человека были направлены нато, чтобы «не выбиться из стаи», «быть, как все». Первыенаивные религиозные представления как нельзя лучше освещали этот векамиустановленный порядок. Но жизнь не стояла на месте, и дальнейшее историческоеразвитие характеризуется созреванием индивидуального сознания, становлениемчеловека как самости, как личности.
Этот процесс сопровождался колоссальными изменениями вовсех сферах бытия и, прежде всего, в духовной и социальной жизни. Нарасталадисгармония, как во внутреннем мире человека, так и между миром и человеком:силы природы оставались по-прежнему непознанными, социальные реалии усложнялись– рабство, гнет, расслоение внутри групп, вражда между племенами и т.д. Ичеловек начал задаваться вопросами: Кому и чему подчиняться? Кому вверять своюжизнь? Есть ли силы, превосходящие человеческие, и как к ним относиться? –человек искал гармонию с миром, ему были нужны новые ориентиры и дополнительныесилы для упорядочения бытия. Такой дополнительной силой и стали монотеистическиерелигии, с новым, единым, всесильным и мудрым Богом.
В отличие от мифологического политеизма, монотеизм(иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру, к Богу,как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственногопонимания) реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного,устанавливающего всю мировую иерархию и гармонию, в которой человек занялподчиненное, вторичное после Бога (тварное), место.
Бог и человек в монотеизме начинают противопоставлятьсядруг другу как разные сферы бытия.
И оцениваются эти сферы по-разному: высшее – низшее,блаженство – страдание, истинное небесное – неистинное земное, благодатное –греховное. Этот дуализм бытия (разделение его на две сферы) действительновыражал дисгармонию человека с окружающей его действительностью. Данноепредставление поставило человека перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? Врезультате формируется новое мировоззрение – система единых внутри каждойрелигии догм (незыблемых установлений) во главе с Абсолютом – Богом.Формируется система жизненных предписаний, данных как откровение Богаизбранным, пророкам. В иудаизме – это Моисей, в христианстве – Иисус Христос иапостолы, в исламе – Магомет (Муххамед). Система догм уже готова и непреложна, онане требует от человека сомнений в ее правильности и не требует выработкисобственных представлений о ценностях. От человека здесь ожидается только одно– безусловная вера и в сами предписания (догмы и заповеди), и в того, от чьегоимени они транслируются в мир, к людям.
Основная функция религиозного мировоззрения –психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в.Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать,так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению инадежде. [ 8, С.20].
Религиозная вера призвана придать верующему жизненнуюустойчивость, направляет на те установления, которые не могут не нравитьсячеловеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами,мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр.
Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическоесознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, ибессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигаютсердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия«выигрывает» по сравнению с научным или философским видением мира иотношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философияс ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и болеекороткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира ивзаимодействия с ним.
В большинстве религий и конфессий (религиозные направления)религиозное мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными вактах богослужения. Некоторые конфессии обставляют это очень пышно иторжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную,эмоциональную сферу. Кроме того, религия включает и материализованную структуру– церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет своюпосредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет множество другихфункций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той илииной религии.
В современном мире существует множество религий ирелигиозных направлений. Крупнейшие из них – христианство, ислам и буддизмполучили статус мировых религий, но они внутри себя также не являютсяоднородными. Есть ряд религий, не относящихся к мировым, но не менеевлиятельных в своих культурах: например, иудаизм, индуизм, синтоизм и др.Современность формирует новые религии и секты, привлекающие особенно молодыхлюдей, как правило, тех, кто разочаровался в существующих традиционныхценностях. Но не всегда новое лучше прежнего. За пышным фасадом и мудренойсловесностью часто кроется меркантильный интерес «новых пророков» иантигуманное содержание «новых откровений», ритуалы и обряды,зомбирующие сознание и калечащие душу. [8, С.21].
Итак, с развитием социальных форм жизни в мировоззрениипостепенно усиливается внимание к духовных проблемам. Людей начинаютинтересовать не только мир, природа сами по себе, но и вопросы человеческихвзаимоотношений, проблемы добра и зла, справедливости, смерти и бессмертиячеловека, его нравственных ценностей.
Попытка осмыслить эти проблемы связывается спредставлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются вобразах богов. Так складывается религия — исторически, социально ипсихологически обусловленный тип мировоззрения, в основе которого лежитпризнание существования наряду с земным, природным и социальным бытиемпотустороннего мира, который является высшим по своему значению для живущихлюдей не только потому, что определяет их индивидуальное земное существование,но и в силу того, что в этом вечном высшем бытии будут в итоге решены всеземные проблемы.
В своем обосновании религия опирается не на знания иаргументы, а на веру в сверхъестественное, т.е. на некритичное восприятиерелигиозных догм. Высшее начало религиозного мировоззрения воплощается в идееБога, воспринимаемой одновременно в качестве нравственного идеала и гарантасправедливости для всех верующих.
По мере становления исторического процесса темпыобщественного развития возрастают, быстро прогрессирует материальноепроизводство, расслаивается социальная канва общества, усложняются всеобщественные отношения. Человека уже не удовлетворяет ни эмоционально-символическаякартина мира, которую дает мифология, ни некритичная вера религии. Теперь оннуждается в новом, обобщенном представлении и мире, пытается найти то всеобщееначало, которое объединяет все сущее, делает мир целостным во всех егоконкретных проявлениях. Он стремится мыслить самостоятельно, свободно ибесстрашно, пересматривая устоявшиеся представления, традиции и нормы. Дляэтого необходим новый уровень общественного сознания — теоретическое отношениек действительности.
Новым историческим типом мировоззрения становитсяфилософия, которая вместо мифологической и религиозной картины мира даетлогическое научно-теоретические объяснение действительности и рациональнообосновывает систему духовных ценностей человека.
О том, что возникновение философии было закономернымявлением, говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в период между 800и 200 годами до н.э. в разных центрах цивилизации — Китае, Индии, Иране,Палестине и Греции.
Философия как наука со своим предметом, спецификой ифункциями складывалась постепенно.
В философии рано обозначились два основных комплексапроблем, определивших направление философских исследований. Одно из них даетобобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое — разрабатываетпредставление и человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях.Именно эти комплексы проблем в дальнейшем и составят основу философскихразмышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии иобусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокругсебя остальные проблемы.
4. Специфика философскогомировоззрения
В отличие от мифологии и религии, философия опирается натеоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на сменумифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другомфундаменте.
Философия – это не безусловная вера, а размышление,философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос.Основой философского размышления является критическое осмысление ужесложившихся представлений о мире.
Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеетдело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, ужесложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших представлений обытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взглядвнутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение –результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей,а плод трудных и долгих размышлений. [8, С.23].
Философия выражала появившуюся потребность разбираться спомощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которыевозникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностьюфилософского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Крометого, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного,больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.
Мифологическое и религиозное мировоззрение – этогрупповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когдапоявляется необходимость индивидуального, личностного осмысления.
Каждая философская концепция сугубо индивидуальна.Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иныхпроблем.
Цель теоретической философии, представленной в ееистории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самогочеловека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основефилософских знаний она будет более весома и значима.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
Они близки по предмету отражения. И та, и другаянаправлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизацииотношений.
Они близки по форме отражения. Они обе – духовноеотношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютнойформе, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.
Они близки и тем, что это ценностные формы духовнойдеятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, аформирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человекаориентирами жизнедеятельности).
И, тем не менее, это различные формы духовнойдеятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способамотражения человеком мира:
Философия как рефлексия, как размышление исходит в своихпозициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющегокакие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное,на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.
Бог для философии является понятием бытия, которое такжетребует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философскимдисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог– не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.
Философия пытается обосновывать свои концепциипосредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.
Она черпает свой материал из разных сфер этойдеятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощьюразума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается ииррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. Срелигией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза,отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение вмир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себякультура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и своепредназначение.
Религия ориентирует человека на безусловную веру(«Верую, даже если это нелепо» – Тертуллиан). Философия направляет наразум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пустьи признанных, авторитетов.
Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину.Философия подходит к этому вопросу «скромнее», скептичнее,предоставляет выбор позиций.
Религия говорит о спасении души в потустороннем мире.Философия ориентирует человека на совершенствование души, на «труддуши», а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскуюсозидательную деятельность.
Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все жеограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, врелигиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философияполностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только ивозможна на основе свободы мысли.

Заключение
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что вданной работе не ставилась задача умалить или принизить религиозное сознание и«выпятить», возвеличить – философское. Думается, что здесь вернееоставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции «двойственнойистины»), каждой – свой путь постижения истины.
Обобщая вышеизложенный материал, а также имея ввидусовременное состояние философского знания, можно выделить следующие особенностифилософского мировоззрения:
Оно строится на фундаменте непротиворечивогорационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях,выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинаютвытеснять мифологический вымысел.
В нем мир снова обретает единство как “жизненный мирчеловека”.
Оно развивается само и создает предпосылки для развитиянаучного знания.
Философское мировоззрение является основанием дляпрактической деятельности человечества и для существования культуры в широкомсмысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и еерезультатов).
Оно является единственной формой мировоззрения, способнойрешить проблемы выживания человечества.
В мировоззрении находит свое завершение целостностьдуховности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не толькокаждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельныйчеловек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическимисуждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте ицельности ее многообразных моментов.

Список использованной литературы
1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. идоп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 608 с.
2. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993, — 244с.
3. История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. — 155с.
4. А.Ф. Малышевский. Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф.Малышевского. –М.: Просвещение, 2005, — 256с.
5. Н.Н. Смирнова. Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство“Альфа”», 2000.
6. А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.- 816с.
7. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. — М.: Высшая школа, 2001. — 297с.
8. Е.М. Удовиченко. Философия: конспект лекций и словарь терминов. Учебноепособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.
9. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
10. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. идоп. — M.: Юристъ. 2004.
11. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред.проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000. – 351 с.
12. Философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.
13. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений:В 2 ч. / Под рук. И.Т. Фролова. М.: ДРОФА, 2004.
14. А. Якушев. Философия: конспект лекций. Учебное пособие. – М.:Приор-издат, 2009. — 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева
Реферат A Medieval Contest Between The Arthurian Legends
Реферат Обучение чтению детей на начальном этапе
Реферат Ярмарки и выставки в системе маркетинговых коммуникаций предприятия ООО Таль
Реферат Расчет основных величин теории надёжности
Реферат "Вісник Дніпропетровського університету. Серія: Економіка"
Реферат Русско-крымские отношения во второй половине XV-начале XVII в
Реферат Скоростно-силовая подготовленность школьников V-VI классов и ее совершенствование в процесса физкультурных занятий групп продленного дня
Реферат Контроль предпринимательской деятельности в сфере услуг
Реферат Исследование возможностей синтеза фенилселиконатов натрия, содержащих в своем составе атом кобальта
Реферат Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса (АПК) Приволжского Федерального округа
Реферат Проективные методы исследования личности
Реферат Підходи до визначення поняття стадії цивільного процесу в Україні та РФ
Реферат Классификаторы и коды, характеристика локальных и отраслевых классификаторов и Единой системы классификации и кодирования
Реферат Використання компютера на уроках художньо-естетичного циклу в навчальному процесі початкової школи