Реферат по предмету "Философия"


Сократ и его философия

--PAGE_BREAK--

      Свое собственное учение о причинах и  началах  Аристотель  начинает  с

закона исключенного противоречия. Это положение гласит:  «Невозможно,  чтобы

одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и  том

же смысле» Аристотель вводит одновременно утверждение,  что  вещь  не  может

быть тем же самым  и  не  тем  же  самым,  существовать  и  не  существовать

одновременно и в том же самом смысле, и что таким образом нельзя  ни  о  чем

высказываться. Поэтому он не только заменяет диалектику формальной  логикой,

но и  провозглашает  всю  действительность  непротиворечивой,  а  потому  по

существу   неизменной.   Принятие    Аристотелем    принципа    исключенного

противоречия формальной логики в качестве универсального начала  бытия  вело

к тому, что его метафизика  превращается  в  учение  о  неизменной  сущности

мира, отличной от самого  изменчивого  мира.  И,  тем  не  менее,  поскольку

Стагирит не упускает из виду движения и  развития  существующих  вещей,  это

приводит   его   к   ряду   противоречий,    выражающих    запутанность    и

непоследовательность его мысли.

      Прежде всего, это непоследовательность в решении проблемы  соотношения

общего и единичного. Критика платоновской теории идей подводит к мысли,  что

Аристотель считает отдельные вещи тем единственным,  что  заслуживает  имени

самостоятельно существующего. Так  решалась  проблема  «первой  сущности»  в

«Категориях». «Вторичная сущность», т.е. общее, должна с этой  точки  зрения

оказаться «единым во многом», а не вне  многого.  Будучи  предметом  знания,

общее само по себе выступает для него как нечто первичное и  достоверное  по

отношению к единичному. С особой силой сказывается  эта  мысль  в  учении  о

причинах и началах.

      «А о причинах, – пишет Аристотель,– речь может идти в четырех смыслах:

одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, «основание,  почему»

[вещь такова, как она есть] восходит, в конечном счете, к  понятию  вещи,  а

то основное, благодаря чему [вещь именно такова], есть некоторая  причина  и

начало, другой причиной мы считаем материю  и  лежащий  в  основе  субстрат;

третьей — то,  откуда  идет  начало  движениям  четвертой  «то,  ради  чего»

[существует вещь] и  благо  (ибо  благо  есть  цель  всего  возникновения  и

движения)».  Итак,  причины  формальная,  материальная,

действующая и целевая (конечная)–если принять  более  позднюю  номенклатуру–

исчерпывают все возможные причины. О них  так  или  иначе,  главным  образом

порознь, говорили прежние  философы,  учение  о  них  образует  ядро  первой

философии Аристотеля.

      Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела все

причины могут быть сведены к двум, ибо  и  действующая,  и  целевая  причины

могут быть подведены под понятие «формы». Тогда остаются  материя  и  форма.

Материя  не  может   быть   первичной:   она   пассивна,   бесформенна,   а,

следовательно, может представлять лишь материал для  оформления.  Сама  вещь

как объединение формы и материи тоже не может быть признана  первичной:  она

сложна. Остается принять, что первичная форма — она и есть сущность  и  суть

бытия в собственном  смысле.  А  значит,  стремясь  преодолеть  теорию  идей

Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности  того  же  идеализма:

первична форма как понятие, «смысл» вещи. Причем формы  у  Аристотеля  столь

же неизменны» вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен «наивной»  теории

идей.

      Относительно этих идей возникает много вопросов  и  проблем,  одна  из

которых звучит примерно так: если ни материя, ни форма не возникают, то  как

же  возникает,  вещь?  Первый  ответ  состоял  в  том,  что  они   возникают

посредством оформления материи, соединения формы и  материн.  Но  ведь  если

они – за исключением «первой материи» и «формы  форм»  –  не  существуют  по

отдельности, то как могут они соединиться? И не  существуют  ли  тогда  вещи

вечно, не возникая и  не  уничтожаясь?  Избежать  этого  «элейского»  вывода

Аристотель смог за счет введения в философию двух новых  важных  понятий,  а

именное «возможность» и «действительность».  Понятия  эти  тесно  увязаны  у

него с понятиями формы и материи. Материя – это возможность,  поскольку  она

не есть то, чем может стать  впоследствии.  Форма  –  действительность,  или

действительное как таковое. Отсюда своеобразная диалектика материи и  формы,

возможности и действительности.  За  исключением  «первой  материи»,  всякая

материя в той или иной степени оформлена, а,  следовательно,  и  сама  может

выступать в разных функциях. Формулировка Аристотелем учения  о  возможности

и действительности имела важное значение  в  истории  философии.  Во-первых,

это  учение  позволило  разрешить  парадокс  возникновения:  если   что-либо

возникает,  то  оно  возникает  как  осуществление  возможности,  а  не  «из

ничего». И в то же  время  не  из  простого  сочетания  (соединения)  частиц

материи – гомеомерий,  «корней»,  атомов.  Во-вторых,  оно  позволяет  более

реалистически представить источник движения.  Источник  этот  лежит  не  вне

мира, как у  Платона,  а  в  самом  мире,  представляя  его  особый  аспект.

Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах,  данное  уже  не  в

статике, а в динамике. Видимо, одна из главных слабостей  учения  Аристотеля

о причинах – его  тавтологичность.  В  самом  деле,  определение  формы  как

действительности ведет к тому, что  на  вопрос  о  причине  того  или  иного

явления явно подразумевается ответ, что она должна быть  отлична  от  самого

исследуемого  явления.  Но  если  возникновение  (изменение)  есть   переход

возможности в действительность, то ничего нового и здесь не возникает –  как

не  возникает  сама  форма.   Отсюда   бесплодность   философствования   «по

Аристотелю»,  выявившаяся  в  средневековой   философии,   доведшей   логику

аристотелевского учения о причинах до логического конца.

      Впрочем, своей  натурфилософии  Аристотель  более  адекватно  понимает

причинные связи.  Что  же  касается  первой  философии,  то  ее  завершением

(впрочем, также и началом) можно считать  понятие  божества.  Уже  в  первой

книге «Метафизики» можно установить, что к числу причин и  начал  по  общему

согласию, следует отнести божество. Если в  отношении  материи  и  формы  он

выступает  как  «форма  форм»,  то   применительно   к   изменению   –   как

«перводвигатель» или «неподвижный  двигатель».  Неподвижный  -  потому,  что

всякое движение конечно и логически требует конца.  В  то  же  время  бог  –

«мышление   мышления»,   и   блаженство   божества   состоит   в   блаженном

самосозерцании.  Отсюда  отождествление  Аристотелем  первой   философии   с

теологией.

      Если  первая  философия  представляет  собой  учение  о  неизменных  и

неподвижных  сущностях,  пусть  даже  в  их   отношении   к   движению,   то

натурфилософия  имеет  своим  предметом  движущиеся  и  изменяющиеся   тела,

поскольку «каждое из них имеет в самом себе начало движения  и  покоя,  будь

то в отношении места, увеличения и уменьшения, или качественного  изменения»

Физика не отделена напрочь от первой  философии:

I и II книгах рассматриваются известные нам по «Метафизике»  четыре  причины

сущего, а в последней, VIII  книге  вновь  поднимается  вопрос  о  боге  как

первом неподвижном двигателе, который  является,  по  Аристотелю,  последним

объяснением  природных  движений.  Вот  почему  мы  не  можем   отождествить

«физику» Аристотеля с физикой в современном смысле и вынуждены  применять  к

ней  также  термин  «натурфилософия».  Собственно   физические   вопросы   в

современном смысле в большей степени рассматриваются в  его  частно  научных

трактатах: «О возникновении и уничтожении»,  «Метеорологика»,  «Проблемы»  и

др.

      Лишь с III книги «Физики» начинается серьезный  разговор  о  движении.

Аристотель  определяет  его,  во-первых,  как  «энтелехию  существующего   в

возможности, когда, осуществляясь, оно проявляет энергию не само по себе,  а

поскольку оно способно  к  движению»  (Физ.,  III,  1,  201  а).  Во-вторых,

движение есть «энтелехия подвижного, поскольку оно подвижно»  (там  же.2,202

а). Ключевое слово здесь – «энтелехия». Под нею  Стагирит  понимает  то  же,

что  под  «действительностью»,  только  подчеркивая   момент   завершенности

целенаправленного процесса.  Иначе  говоря,  можно  более  или  менее  точно

«перевести» вышеприведенные определения словами:  «осуществление  возможного

поскольку  оно  возможно»  и  «осуществление   подвижного,   поскольку   оно

подвижно». Можно так еще разъяснить  аристотелево  понятие  энтелехии.  Вещи

существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное  и  завершенное,  или

потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально.  Вопрос

о  движении  относится  к  третьему  отношению:  в  движущем   имеется   как

возможность,  способность  изменяться,  так   и   внутренняя   тенденция   к

завершению, т. е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее  внутренней

движущей силой, поскольку она способна к изменению.

      А,  следовательно,  всякое  явление  подразумевает,   по   Аристотелю,

возможность изменения, цель, к которой, направлено  изменение.  и  энтелехию

как осуществленность данной цели, лежащую  в  вещи.  Говоря  кибернетическим

языком, энтелехия–это  «программа»  изменения.  Если  для  тел,  создаваемых

искусством, цель и «программа» лежат вне изменяемой вещи и  вносятся  в  нее

мастером, то в природных вещах они имеются в ней в той мере,  в  какой  вещь

имеет в себе «начало движения», т. е. способны  к  самодвижению.  Аристотель

различает  четыре   вида   движения   (изменения):   (1)   возникновение   и

уничтожение;  (2)  качественное  изменение,  т.е.  изменение  свойства;  (3)

количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (собственно,  рост  и

убыль, поскольку Стагирит оперирует  здесь  главным  образом  биологическими

примерами), и (4) перемещение, перемена  места.  Собственно  к  движению  он

относит изменения вида (2)–(4), поскольку изменение  вида  (1)  есть  скорее

просто изменение, состоящее в переходе  одной  вещи  в  другую.  Между  тем,

утверждает философ, возникновение  и  уничтожение  совершаются  относительно

сущности; для нее же  «нет  движения,  так  как  ничто  существующее  ей  не

противостоит (Физ., V, 11,  225b).  В  качестве  движения,  возникновение  и

уничтожение означали бы возникновение из ничего и уничтожение  в  ничто,  но

это невозможно. Движение же  в  собственном  смысле  осуществляется  лишь  в

отношении категорий качества  (2),  количества  (3)  и  места  (4).  Поэтому

анализ движения требует более детального определения категорий, в  отношении

которых совершается изменение.

      Анализ  изменения   вида   (1)   приводит   Аристотеля   к   парадоксу

возникновения Аристотель разрешает его за счет введения понятий  возможности

и  действительности:  нечто   возникает   только   за   счет   осуществления

возможности, присущей начальной сущности.  А  значит,  возникновение  всегда

есть уничтожение чего-то другого,  а  уничтожение  –  возникновение  другого

. Но в таком случае получается, что  все  сущее  и

имеющее быть преобразовано в  виде  возможностей,  содержащихся  в  исходном

начале  –  первоматерии  и  «форме  форм»  –  боге.  Категории  качества   и

количества  и  соответствующие  виды  движения   представляются   Аристотелю

интуитивно  очевидными.  Сложнее  с   категорией   места.   Отказавшись   от

свойственного атомизму признания пустоты, он связал место с  телами  вообще.

Место – это граница объемлющего тела. Поэтому оно – свойство не предмета,  а

охватывающего тела, а следовательно, предметом      продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.