Реферат по предмету "Философия"


Сознание, его происхождение и сущность

Контрольнаяработа по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
Тема:«Сознание, его происхождение и сущность»
2009

Содержание
Введение
1. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытиюв идеалистическом и в домарксистском материализме
2. Проблема идеального в философии
Заключение
Список литературы

Введение
Сознание — это высшая,свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности,способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собойединство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человекомобъективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственноего телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только черезобщение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственныхобразов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающихзначением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти,и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления иязыка.
В течение многих веков несмолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламенибожественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания поотношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира ирассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективныеидеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимоничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить всесовершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
Объектом данной работыявляется сознание, а предметом происхождение и сущность сознания.
Цель работы – изучитьсознание, его происхождения и сущность.
Для того, чтобы достичьцель необходимо решить ряд взаимосвязанных задач.
1. Рассмотреть постановкуи решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и вдомарксистском материализме.
2. Изучить проблемуидеального в философии.
Структура работы состоитиз введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

1. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытиюв идеалистическом и в домарксистском материализме
Идеализм подчеркивает, чтосознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождаетматерию. Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично,материя или сознание вопрос поставил Платон.
Платон (427-347 гг.):«Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мираидей».
Идеалисты отстаиваютмысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание изобъективных связей реального мира, и рассматривая его как самостоятельную исозидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечтоизначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но самоиз себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведениикаждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признаютсознание сторонники объективного идеализма.
Рассмотрим определениесознания, данное А. Т. Спиркиным. Под сознанием, по А. Т. Спиркину, понимаетсяспособность идеального (психического) отражения действительности превратитьобъективное содержание предмета в субъективный образ душевной жизни человека.Основное в таком понимании сознания сосредотачивается на противопоставленииматериального и идеального/>2. Под идеальным понимается «материальное»,только пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Этим самымподчеркивается, что образ материального в сознании не содержит ничегоматериального отображаемой материальной действительности. Это своего родафункциональное свойство мозга общественного человека, сущность которогозаключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся вречевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструированиивнешнего мира и самого себя. Сознание не только имеет возможность адекватнооценивать действительность, но и субъективно, благодаря своему внутреннемуэмоциональному миру. Идеальное обладает субъективной реальностью, новоспроизводить или воспринимать действительность оно может и реально, иискаженно, иллюзорно, ошибочно. Идеальность сознания отмечает субъективностьобраза по форме, оно может быть отражением непосредственным и опосредованным,конкретным и обобщенным. При этом учитывается, что идеальное — это не только то,что свойственно общественному человеку, но и всему человечеству.
Структура сознания вгносеологическом плане хорошо проработана А. В. Ивановым. Авторпредставил сознание в виде поля, разделенного на части. Сектор (I) являетсясферой телесно — перцептивных способностей и полученных на их основе знаний. Кэтим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, спомощью которых человека получает первичную информацию о внешнем мире, о своемсобственном теле и его взаимоотношениях с другими телами. Сектор (II)соотносится с логико-понятийной компонентой сознания, с помощью мышлениячеловек выходит за пределы чувственно данного в ощущениях и переходит всущностные уровни предметов и явлений. Это сфера общих понятий,аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логическихдоказательств. Сектор (III) связан с эмоциональной компонентой сознания. Этасфера не имеет непосредственной связи с внешним предметным миром, в нейсосредотачиваются личностные переживания, воспоминания, предчувствия, скоторыми сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться живущий человек.
Последним центральнымсектором является сектор (IY). Он соотносится с ценностно-мотивационной (илиценностно-смысловой) компонентой сознания. Здесь ускорены высшие мотивы деятельности,а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий,продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивном бытияэтой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т. е. не истинакак форма согласования мысли с предметной деятельностью, а ценности как формысогласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широкомсмысле) составляющую нашего сознания, где в качестве познания выступаетсобственное «я», другие «я» и результаты гуманитарно-символическойдеятельности. Левая половинка сознания образуется I и II секторами (этохарактерно для правшей), которые образуют внешне познавательную (или внешнепредметную)составляющую сознания. Целью этой сферы выступает истина.1
Проблема сознания,включая в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом осамосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой существуетсознание, а за его рамками — самосознание. Большинство философов не согласны стаким утверждением и считают очевидным факт существования самосознания впределах самого сознания. Самосознание дает возможность субъекту братьпредметом своего анализа самого себя: свои мысли, чувства, действия, положениев коллективе, обществе. Самопознание ведет к самооценке. Верная самооценкапредполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своихвозможностей к представляемым жизнью требованиям, умение ставить реальные цели,строго оценивать течение своей мысли и др. Верная оценка поддерживаетдостоинства человека, помогает устранить недостатки. Самосознание невозможнобез социального фактора, без коммуникаций.2
2. Проблемаидеального в философии
Духовный мир человеканевозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либоприборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашелнепосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования вфизическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеиреальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”.Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это нашвнутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание.
Материя и сознаниепротивостоят друг другу, эта противоположность материи и сознания не абсолютна,а относительна. В.И. Ленин писал, что данная противоположность «имеетабсолютное значение только в пределах ограниченной области: в данном случаеисключительно в пределах основного гносеологического вопроса, вопроса о том,что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительностьданного противоположения несомненна»[2].
Прежде чем рассматриватьсознание как субъективно отраженное бытие, проанализируем, что представляетсобой субъективно-идеалистическое направление. Идеализм — философскоенаправление, противоположное материализму в решении основного вопросафилософии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального ивторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мираво времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм рассматриваетсознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесспознания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическомудетерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точкизрения (Телеология). Марксизм-ленинизм все разновидности идеализма подразделяетна две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительностиличностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, исубъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуальногосознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом неабсолютно, Многие объективно-идеалистические системы содержат элементысубъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйтиот солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма. В историифилософии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке(Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма былафилософия Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойственнаядревнему идеализму, вообще — тесная связь с религиозно-мифологическимипредставлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризисаантичного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только смифологией, но и с крайним мистицизмом.
Эта особенностьобъективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когдафилософия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский).Перестройка объективного идеализма, произведенная прежде всего Фомой Аквинским,основывалась на фальсифицированном аристотелизме. Основным понятиемобъективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского сталопонятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волювне природного бога, который мудро распланировал конечный во времени ипространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мереусиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективныйидеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма сталагносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта сматериалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» отсознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно- идеалистическоеположение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а сдр.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этихформ. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала вфилософии Фихте, а объективно-идеалистическая в философии Шеллинга и, особенно,Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.
Отрыв сознания от материиприводит либо к дуализму, материя и сознание рассматриваются как независимыедруг от друга реальности, либо к идеализму, когда сознание абсолютизируется ипревращается в независимую, самодостаточную реальность, которая порождаетматерию.
— для объективных идеалистов(Платон, Гегель и др.) существует вечный мировой разум (мир идей у Платона,абсолютная идея у Гегеля), а наше человеческое сознание является лишьотблеском, формой проявления этого мирового разума.[3]
— субъективные идеалисты(чья позиция ниже изложена) (Беркли, Юм, Мах и др.) признавали толькочеловеческое сознание и считали, что оно является единственной реальностью, запределами которого либо ничего нет, либо мы не можем знать, что там имеется.
Как видим, общим дляобъективных и субъективных идеалистов в понимании сознания является то, что оноу них не есть продукт развития материи, а наоборот, материальные тела являютсяотблеском, формой проявления мирового сознания либо совокупностью нашихощущений. Субъективный идеализм – одна из разновидностей идеализма, в отличиеот объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознаниясубъекта либо рассмотрение ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Субъективный идеализм исходил из основного положения: миресть комплекс моих ощущений, воспринимать — значит существовать (мир познаваемне полностью, ощущение — единственный источник познания). Гегель признавалпознаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышление человека,абсолютная идея и дух. Процесс познания начинается при помощи ощущений, ноощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающейдействительности и дальнейший процесс познания происходит при помощивосприятия. Французские материалисты 18 в. (Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро) — процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не всостоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позициясубъективного идеализма). Содержание мысленного образа предмета определяется неанатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъектнаходит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Егосодержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученнуюв ходе предметно — преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальнаявозможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формысвоего выявления в чувственно-практической деятельности.
В.И. Ленин писал в «Философских тетрадях», что «сознаниечеловека не только отражает объективный мир, но и творит его»[4].Но эта мысль В.И. Ленина противоречит исходному положению диалектическогоматериализма о том, что сознание есть отображение в мозгу человека объективногомира, о том, что в сознании внешний мир отражается, копируется,фотографируется. При внешнем сопоставлении этих суждений противоречие налицо.Но все дело в том, что трактовка сознания как отражения, отображенияобъективного мира – это только исходный материалистический принцип, значениекоторого заключается в противопоставлении идеалистическому пониманию сознаниякак демиурга, творца действительного мира (термин древнегреческой философии,введен в философский лексикон Платоном).
Субъективныеидеалисты говорят, что ум — это поток состояния сознания, состоящий из рядамоментов, причем внутри ума хранятся впечатления всего прошлого опыта. Внекоторый определенный момент, при наиболее благоприятных обстоятельствах, этолатентное впечатление выходит на поверхность сознания. В этот моментвпечатление, так сказать, достигает зрелости и развивается в непосредственноесознание, или восприятие. Таким образом, в этот определенный моментвоспринимаемым делается только тот объект, чье скрытое впечатлениеобнаруживается под влиянием обстоятельств; этот процесс похож на оживлениевпечатлений прошлого, которые хотя и сохраняются в памяти целиком, но вопределенные моменты оживают лишь частично. Вот почему в данный момент можновоспринять только некоторые и нельзя воспринять всякие объекты в любое время посвоему желанию. Следовательно, мы должны признать существование различныхвнешних объектов вне сознания. Существование внешних объектов может бытьвыведено из их умственных образов, или идей. Эти объекты придают индивидуальныеформы различным состояниям сознания. Из этих форм, или представлений обобъектах в уме, мы можем заключить о наличии их причин, то есть о существованииобъектов вне ума.
Причинатого, почему мы не можем воспринять когда нам угодно любой объект, заключаетсяв том, что восприятие зависит не просто от ума, а от четырех различных условий.Для получения восприятия объекта налицо должны быть:
- самобъект, чтобы придать форму сознанию;
-  познающийум (то есть состояние ума в непосредственно предшествующий восприятию момент),чтобы вызвать сознание формы;
- чувство,чтобы определить вид сознания этого объекта — будет ли оно видящим, осязающимили каким-либо другим.
- благоприятныевспомогательные условия, такие, как свет, удобное положение, воспринимаемаявеличина и т. д.
Совокупностьэтих факторов вызывает восприятие объекта. Форма объекта, порожденного такимпутем в уме, — это действие объекта на другие вещи. Существование же самогообъекта, конечно, не воспринимается, ибо то, что ум познает непосредственно,есть лишь копия, или представление объекта в собственном сознаниивоспринимающего. Но наличие копии приводит к заключению о существованииобъекта, так как без него не может возникнуть копия.
Рассмотримфилософские позиции наиболее известных субъективных идеалистов:
- МахЭрнст (1916гг). Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один изоснователей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, Мах темсамым противопоставил свое учение философскому материализму. Мах отвергалпонятия причинности, необходимости, субстанции как не данные в “опыте”. Всоответствии “экономии мышления”, описание мира должно включать только“нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (Мах отождествлял ихс ощущениями) и их функциональные связи.
- ФихтеИоганн Готлиб (1762-1814гг). Немецкий философ, второй по времени после Кантадеятель немецкого классического идеализма. Фихте выступал с критикой сословныхпривилегий, ратовал за объединение Германии и отмену феодальнойраздробленности. Выдвинул значение “практической” философии – вопросовобоснования морали и государственно-правового устройства, но свел “практику” кдеятельности одного лишь морального сознания. Предпосылкой “практической”философии считал научно разработанную теоретическую систему – науку о науке –“наукоучение”. В основе “Наукоучения” Фихте (1794) лежит теория субъективногоидеализма. Фихте пытался вывести все разнообразие форм познания из одного –субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философполагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активнойдеятельностью и который творит мир. Фихтелевское исходное “я”, но и несубстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Изэтого мистического исходного “Я” Фихте выводит отдельное “Я”, под которым онпонимает не абсолютный, а всего лишь ограниченный человеческий субъект, илиэмпирическое “Я”, которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Отсюда Фихтезаключает, что теоретическая философия, положив “Я” и “не-Я”, необходимопротивопоставляет их друг другу – в пределах того же исходного абсолютного “Я”- как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразномуметоду “полагания” “противополагания” и “синтезирования”, Фихте развил системукатегорий бытия и мышления, как теоретических, так и практических. Метод Фихте,в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется“антитетическим” т.к. антитезис собственно не выводится у Фихте из тезиса, аставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познанияФихте признал непосредственное созерцание истины умом, т.е. “интеллектуальнуюинтуицию”. Наряду с основным для Фихте учением субъективного идеализма в егофилософии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усиливающееся впоследние годы его жизни.
- АвенариусРихард (1843-1896гг). Швейцарский философ –субъективный идеалист, один изоснователей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре егофилоснофии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознанияи материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикойматериалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е.вкладывание внешнего мира в человеческое сознание.Он также отстаивал теорию“принципиальной координации” субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего отпервого. Основная работа Авенариуса – “Критика чистого опыта” (1888-1890).
Итак, сознаниепринадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует“ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение,мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа — это отнюдь непроизвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тожесубъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполнойадекватности образа оригиналу.

Заключение
Проанализировав в данной работе сознание: его происхождение исущность необходимо отметить, что сознание современного человека есть продуктвсей всемирной истории, итог многовекового развития практической ипознавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобыпонять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось.
Сознание имеет свою не только социальную историю, но иестественную предысторию — развитие биологических предпосылок в виде эволюциипсихики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновенияразумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было быпросто чудом. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание,самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяетсебя из окружающей среды. Самосознание— важнейшее отличие психикичеловека от психики самых развитых представителей животного мира.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира,свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическимиобобщениями, абстрактными понятиями. “Ядром” сознания, способом егосуществования является знание. Формирование сознания связано с возникновениемтруда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд иязык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологическойсистемы — человеческого мозга. Сознание имеет многокомпонентную структуру, темне менее, оно — единое целое. Сознание обладает возможностью воздействовать наокружающую его действительность. Оно активно.

Список литературы
1.Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев – М.:ТК Велби, 2003. – 554 с.
2.Бессонов, Б.Н. Философия: Курс Лекций / Б.Н.Бессонов.- М.:издательство Астрель, 2004. – 396 с.
3.Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ под общ.ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989. – 458 с.
4.Гегель. Сочинения / Гегель.- Т.Х1.- М.: Политиздат,1992. 585с.
5.Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин- Т. 29.- М.: Политиздат,1982.-285 с.
6.Маркс, К. Соч. 2-е изд./ К. Маркс, Ф. Энгельс- Т.23.-М.: Политиздат, 1963.- 385 с.
7.Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г.Спиркин — М.: Политиздат,1998. – 592 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.