Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Саратовский государственныйтехнический университет
Кафедра Философии
РЕФЕРАТ
/>
Выполнил:студент группы
ЭМС-22Шишкин П.В.
Проверила:Абросимова И.А.
Саратов 1999Содержание
Содержание… 1
Введение… 2
Постановка проблемы… 2
Основная часть… 3
Природное и общественное вчеловеке… 3
Биологизаторские исоциологизаторские концепции… 6
Социобиология… 8
Психоанализ и неофрейдизм… 11
Социологизаторские концепции… 13
Заключение… 15
Литература… 16
ВведениеПостановка проблемы.
Рассматривая отношения биологических и социальныхявлений, мы нередко говорим об обусловленности биологического социальным.Наглядным примером тому могут служить социогенные болезни — те устойчивыепсихофизиологические отклонения от нормы, которые обусловлены факторамиобщественной жизни: профессиональные заболевания, так называемые социальныеболезни, а также болезни, вызываемые или стабильно подкрепляемые нарушениемэкологического равновесия. Вместе с тем можно говорить и о биологическом какдетерминанте социального (например, в случаях, когда природные характеристикичеловека задают цели контрольные параметры в тех или иных областях общественнойпрактики). Это касается, прежде всего, учета психофизиологических допусков вмедицине (в фармакологии это качественный состав и дозировка медикаментов),при решении проблем техники и норм безопасности, в проектировании машин,оборудования, мебели, одежды, сооружений и т. д.
В несколько ином плане интересующая нас проблемавстает при рассмотрении соотношения биологического и социального компонентовчеловеческого поведения. Здесь конечный результат определяется нередко сочетанием,наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходевоспитания (социализации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые значимыв нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в экстремальныхситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической дилеммой:сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье. И может быть, «животныйстрах» — не просто художественно-метафорическое представление крайней степеничеловеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а фиксация реальнойдеградации поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующиефункции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам?
Включенность человека сразу в два мира — в мир обществаи в мир органической природы — порождает немало проблем, как касающихсяактуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природычеловека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми.
Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая,что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы,однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол,возраст) определяются биологически, другие — социально, а некоторые —взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значениев жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми игруппами людей?
Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющихмноговековую историю, являются не только философы, но и представителиспециальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческаязначимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаютсякритике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новыелинии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношениймежду людьми.
Основная частьПриродное и общественное вчеловеке.
Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяетупотреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широкоми, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различныхпроблем, подводимых под эту рубрику. Поэтому уточнение аспектов отношениябиологического и социального — насущная методологическая и науковедческаязадача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих основанийклассификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическимили социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.
В соответствии с характеристикой К. Маркса сущностичеловека как совокупности общественных отношений, он предстает существомсоциальным. Вместе с тем человек — часть природы. С этой точки зрения людипринадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens,а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовыхпризнаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменятьсяв довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистикипозволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждоговидового признака. На проявление многих биологических параметров вида могутвлиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная»продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80—90лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвойвнешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционныеболезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды,несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная(в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20—22лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе кначалу XX века и 75—77 лет — в наиболее развитых странах на исходе XX века.
Биологически обусловлена продолжительность детства,зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могутрожать детей (в среднем 15—49 лет); определяется соотношение рождений одногоребенка, близнецов, троен и т. д. Биологически запрограммирована последовательностьтаких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваиватьразличные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичныхполовых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству,то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видахдеятельности (музыка, математика и т. п.).
Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеетустойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет очеловеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем,что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретнымособенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфическиханатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь кединому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расыобладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяютему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.
Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развитиярода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие видыэтого рода (такие, как Homo habilis — человек способный; Homo erectus — человек прямоходящий и пр.), наука не дает покаоднозначной генеалогии нашего вида.
Биологически каждый из когда-либо живших или живущихныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторимнабор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевыеблизнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается врезультате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессеиндивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальнымжизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся вчем-то отличными друг от друга).
Уникальность каждого человека — факт первостепеннойфилософско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия родачеловеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей идарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающихпринципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, какизвестно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно использовалосьдля обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины,для оправдания попрания прав и достоинства человека. Признание же уникальностии самоценности каждого человеческого существа прямо противоположно такому пониманиючеловека и такой антигуманной практике.
Приведенные примеры говорят о трудности, если неневозможностиоднозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического исоциального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могутзадать границы его точных значений. Для предупреждения смысловой путаницыследует прежде всего, различать конкретно-научный и философский аспекты проблемыбиологического и социального.
Наиболее четкие примеры конкретно-научного аспектадают те дисциплины, которые имеют дело с пограничными проблемами, лежащими настыке общественных и естественных наук, и особенно те, предмет которыхобразуется наложением и взаимодействием сфер социального и природного. Этомногие отрасли географии, медицина, сельскохозяйственные науки и др. О рядеотраслей знания можно сказать, что определенный срез соотношениябиологического и социального составляет их специфический предмет. К традиционнымнаукам такого рода — психологии, генетике человека, антропологии — сегодняможно добавить эргономику и экологию человека, или медицинскую экологию.
Биологическая и социальная формы движения материи«соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развитияматерии на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление —общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительностисоздает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различныхсферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическаяпочва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются изакрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение.Наиболее распространенная из этих ошибок связана с таким сведением (редуцированием)социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-точасто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторическогоподхода к человеку и социальной действительности в целом.
Поясним это на конкретном примере. Сегодня всякий, ктовыступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будетоценен общественным мнением, по меньшей мере, как реакционер, а категорическоенеприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека.А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества,и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в прошлом веке и даже в началенынешнего было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всемидругими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иныхформах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполнепрогрессивных взглядов. Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандистучения Ч. Дарвина, в 1904 году писал: «Хотя значительные различия в умственнойжизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в общем,хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычнопонимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными...—это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными ккультуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей,а у низших рас способности развиты слабо или вовсе отсутствуют…Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениватьсясовершенно по-разному». Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирномогли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших»,то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическимнравам и обычаям. Но и в этом случае то был взгляд со стороны своего «высшего»на чужое «низшее». Конечно, наше теперешнее отвращение к подобным высказыванияместь плод не одних лишь дискуссий, а в большой степени самого опыта XX века, которыйявил миру немало ужасающих примеров геноцида. Но нельзя забывать о том, чтогеноцид находил себе оправдание и обоснование и в теоретических рассуждениях.
Еще один пример того, как порой быстро и резко можетменяться в истории восприятие биологически обусловленных различий междулюдьми,— это социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Различиедвух полов, принадлежащее к числу наиболее фундаментальных биологическихразличий между людьми, в многообразных формах отражается в социальных отношенияхи в культуре общества. На протяжении многих веков это различие осмысливалосьлюдьми сквозь призму категорий «высшего» (к которому относили мужское начало) и«низшего» (женского). Борьба за равноправие женщин началась по историческиммеркам совсем недавно — всего лишь 100 — 150 лет назад. И хотя сегодня в этойобласти остается еще много нерешенных проблем, а движение женщин за свои праваприобретает подчас в западных странах экзотические и даже экстремистскиеформы, нельзя не заметить того, насколько активнее и многограннее сталоучастие женщин в жизни современного общества. Во всяком случае, ныне вобщественном мнении все больше утверждается понимание того, что различие половдолжно пониматься не в плане их противопоставления как якобы «высшего» и«низшего», а в плане их взаимодополнительности и одного из важных источниковразнообразия человеческой природы — того разнообразия, которым обеспечиваетсяее богатство.
Биологизаторские исоциологизаторские концепции.
В ходе дискуссии о соотношении биологического исоциального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных междудвумя полюсами: концепциями человека, которые принято называтьбиологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируютроль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскимиконцепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающихего социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном видетакие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовкичеловека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социальноготяготеют к одному из этих полюсов.
К биологизаторским концепциям относится расизм,который, как уже говорилось, исходит из того, что в главном, существенном,природа человека определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму,дискредитировало себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм,довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего века. Его сторонникипытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьбаклассов), опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так,они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее местов обществе, поскольку наиболее высоко развиты).
Поучительно проследить истоки этой концепции. В своевремя английский священник и экономист Т. Мальтус выдвинул тезис о том, чтообщественная жизнь является ареной борьбы за существование между отдельнымииндивидами и что успеха в этой борьбе должны добиваться наиболееприспособленные. Ч. Дарвин впоследствии применил идею борьбы за существование всвоем эволюционном учении, понимая ее, как он сам писал, «в широком и метафорическомсмысле». При этом Дарвин наполнил эту идею конкретным биологическимсодержанием. Затем, однако, из биологии эта идея была вновь перенесена наобщественную жизнь, причем ее использование теперь освящалось авторитетоместественной науки. Утверждалось, что коль закон борьбы за существованиедействует в мире природы, то ему должна подчиняться и жизнь общества. Вдействительности же не только борьба классов, но и экономическая конкуренциязиждутся на иных — социально-экономических — основаниях и развиваются совершенноиными путями, чем внутри- и межвидовая борьба в мире живого.
Подобный — с логической точки зрения некорректный —прием вообще довольно широко используется в биологизаторских концепциях. Так,несколько десятилетий назад в западной литературе со ссылками на этологию(науку о поведении животных) много писалось о том, что человеку свойственныврожденные инстинкты агрессивности, которые он унаследовал будто бы от своих животныхпредков. Но как возникло само представление об агрессивности животных? Этологи,наблюдая за их поведением, должны были как-то выделять и классифицироватьразличные повторяющиеся формы этого поведения. Для их наименования частоиспользуются слова, заимствуемые из языка повседневной жизни. В новом контекстеэти слова, конечно же, обретают и новый смысл. Именно так обстояло дело сословами «агрессия», «агрессивность» при обозначении форм поведения животных. Затем,однако, снова был осуществлен незаконный перенос значений терминов, описывающиходну сферу действительности, на другою сферу, и утверждения о «врожденной»агрессивности людей получали, таким образом, видимость естественнонаучногообоснования.
Примерно такой же неоправданный перенос значенийхарактерен и для получившей ныне широкое распространение в ряде западных стран«социобиологии». Один из ее основателей, американский ученый Э. О. Уилсонпредлагает рассматривать историю человека глазами зоолога с другой планеты,составляющего каталог земных животных. Под таким углом зрения, утверждает Уилсон,все гуманитарные и социальные науки окажутся всего лишь специализированнымиразделами биологии, а история и художественная литература — лишь способамиисследования поведения человека как биологического вида.
Социобиология.
Определяя подходы к «единой науке о человеке», социобиологи,прежде всего, пытаются избежать как установок социал-дарвинизма, так и вульгаризаторскихконцепции «социологического детерминизма». Стремление «подняться» над этимикрайностями в рассмотрении человека вполне искренне, оно не раз выражено как всерьезных работах, так и в различных научно-фантастических зарисовках.Вообразим, предлагают социобиологи, среди огромного числа разумных цивилизацийкосмоса две особые интеллектуальные расы — эйдилонов и ксинедринов. Эйдилоны —от греческого «умельцы» — некие органические машины. Их мышление и поведениегенетически запрограммировано. Напротив, сознание ксинедринов представляетсобой как бы чистую доску. В их мышлении нет и следа генетической детерминации,оно целиком программируется внешней средой. К кому же ближе мы — задаютсявопросом социобиологи. Путь эйдилонов — это генетическая предопределенность.Путь ксинедринов — диктат культуры. Оказывается, люди планеты Земля идутособым, третьим путем, суть которого, по их мнению, в своеобразнойгенно-культурной трансмиссии, т.е. в постоянных переходах от генных факторов ккультурным и наоборот. И хотя культура предлагает для развития человекамножество возможностей, биологически предопределенные органы чувств и мозгиндивида делают свой выбор. И именно это в масштабах всего человечества,утверждают социобиологи, определяет формы и тенденции развития культуры: геныи культура «держат друг друга на привязи».
Используя образы эйдилонов и ксинедринов, Уилсон иЛамзден фактически обсуждают давнюю философскую проблему «природа—воспитание».В ее рамках рассматриваются вопросы о природе сознания, о путях формированияистинно человеческого в человеке. Как естествоиспытатели, они убеждены в том,что полярные подходы к человеку возможно примирить лишь на основе научногознания. И здесь биологии отводится решающая роль. Уже в первой работе —«Социобиология: новый синтез» — Э. Уилсон дает краткое определение основнойзадачи нового направления, состоящей в систематическом изучении биологическихоснов всех форм социального поведения. Причем под социальным поведением подразумеваютсяте его формы, которые порождены существованием живых организмов в сообществахи направлены на их сохранение и процветание. В последующих работах Э. Уилсонапредмет социобиологии уточняется, конкретизируется, особенно в отношении проблемычеловека, изначально включенной в общий контекст анализа биологических основ«социальности».
Как видно, лейтмотивом всех работ социобиологовявляется глубокая вера в возможности биологии внести серьезный вклад не тольков теоретическое понимание человека, но и в практическое преобразование егообраза жизни. Поэтому, обращаясь к мыслителям прошлого, Э. Уилсон и егосторонники отдают предпочтение либо тем, кто акцентировал свое внимание вбольшей мере на природно-биологической стороне человеческой жизнедеятельности(Г. Спенсер, П. А. Кропоткин, Ч. Дарвин), либо тем, кто исследовал возможностинаучного знания в изучении человека (Д. Юм, И. Кант). Очевидно, что сами посебе симпатии именно к этим ученым не могут быть предметом критики. Вместе стем ориентация на те или иные научные школы, теоретические направления, равнокак и на их отдельных представителей, не может не характеризовать и ихпоследователей. Влияние философских идей прошлого (да и настоящего) наестествоиспытателя, на его мировоззрение представляет собой довольно сложныйпроцесс. Его невозможно описать только с помощью понятий «использование идей»,«заимствование идей», не впадая в схематизм. Да и объективный анализ воздействиякультуры на индивидуальное творчество несовместим с подобным упрощением.
Действительно глубокое и всестороннее изучение тогоили иного направления в науке предполагает не только учет специфики предметаисследования естествоиспытателя, но и ту внутреннюю напряженность еготеоретического мышления, которая непременно содержит «философемы», как этоудачно названо в нашей литературе. Формирование и способ существования этих«философем», представляющих собой скорее образ общефилософского подхода, чемстрогую совокупность его принципов, включены в ту социокультурную реальность, вкоторой протекает научно-исследовательская деятельность ученого. Как подчеркиваетЭ.Майр, среди многих факторов, способных объяснить опосредованный характервоздействия философских идей на биолога, превалирующую роль играетмировоззренческий климат эпохи, страны, конкретного научного сообщества.Именно мировоззренческий климат создает контекст конкретно-историческогообсуждения таких «вечных» дилемм биологии, как «механицизм—витализм»,«автогенез—эктогенез», «преформизм—эпигенез», «редукционизм—антиредукционизм».К этим дилеммам, в качестве их специфичной формы, на наш взгляд, можно отнестии дилемму «природа—воспитание». Именно она выражена социобиологами в образахэйдилонов и ксинедринов.
Исключительно научные критерии оценок искажаютсясоциобиологами даже в отношении такого авторитета, как Дарвин. Его наследиепостоянно используется в концепциях социобиологии. Дарвинизм рассматриваетсякак фундамент научного мышления и даже как своего рода философия, наиболееполно отвечающая духу современного естествознания в целом. В попытках найтибиологические основания нравственности, духовных характеристик человекасоциобиология постоянно апеллирует к теории Ч. Дарвина.
Осуждая социал-дарвинизм, социобиологи настолькошироко, буквально безбрежно толкуют возможности дарвиновской теории, что в еерамках оказывается возможным объяснить и социальное бытие человека, исоциально-культурную детерминацию его наиболее отличительных свойств. Предваряяболее подробный разбор взаимоотношений дарвинизма и социобиологии, посмотрим,так ли достоверно то, что дарвиновские работы, посвященные проблемам человека,могут быть оценены социобиологами в качестве идейно-теоретических предпосылоких концепций. Речь, прежде всего, пойдет о трудах «Происхождение человека иполовой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872).Главная идея, которую здесь следует иметь в виду, — это идея о закономерном ипостепенном происхождении человека из животного царства. Эта мысль,зародившаяся у Дарвина задолго до появления «Происхождения видов» и«Происхождения человека», присутствует в его «Записных книжках о трансмутациивидов»: «Прогрессивное развитие дает окончательное основание для (допущения)громадных периодов времени, предшествовавших (появлению) человека. Трудночеловеку, учитывая (свою) мощь, расширение области (своего) обитания, (свой) разуми будущность, быть непредубежденным в отношении самого себя, (однако) внастоящее время это кажется (ясным)».
Среди биологических предпосылок становления человекаДарвин указывал, прежде всего, на прямохождение, специализацию переднихконечностей высших приматов для трудовых операций, членораздельную речь,развитые органы чувств и мозг. На их основе и протекал весь процесс формированиячеловека как взаимодействие социальных, биологических и абиотических факторови закономерностей.
Социобиологи постоянно подчеркивают, что они —материалисты, натуралисты, эмпирики-дарвинисты. Однако дарвинизм подчасинтерпретируется ими произвольно, а материализм понимается настолько неопределенно,что остается терминологическим обозначением. Истинный характермировоззренческих оснований социобиологии приходится буквально реконструироватьпо частям, сопоставляя отдельные теоретические результаты с различнымизаявками, намерениями и философскими суждениями сторонников этого направления.В философском анализе социобиологии возможно и необходимо использоватьфилософские критерии оценок. На первый взгляд этот тезис противоречит первому.Однако, несмотря на довольно редкое употребление самого термина «философия»,социобиологи обсуждают действительно философские вопросы: о природе человека иего происхождении, о соотношении физиологического и психического, о социальномхарактере поведения животных и человека, о сущности этики, свободы воли и т.д.Безусловно, философской по своей сути является, и главная цель социобиологии —создать некую синтетическую науку, которая охватывала бы все сторонычеловеческой жизнедеятельности. То, как фактически она реализуется, представляетсобой одну из важнейших тем данного исследования. Дело в том, что, поставив целыйряд философских вопросов, они продолжают мыслить при их решении как естествоиспытатели.Эта наивная вера во всемогущество естественнонаучного стиля мышления составляетих своеобразное методологическое кредо. Именно к нему мы вправе применятьсугубо философские оценки.
Психоанализ и неофрейдизм.
Психоаналитическая философия по своим методологическимустановкам и принципам представляет собой характерную и распространенную формубиологистского подхода к общественным явлениям, которая оказывает широкоевлияние на буржуазную философию истории, эстетику, социологию, политологию и т.д. Современные разновидности психоанализа, или фрейдизма, представляют собойантропологистскую трактовку человека, согласно которой определяющими факторамиего поведения (а также культурно-исторического процесса в целом) являютсякоренящиеся в самой человеческой природе и не подвергающиеся историческомуизменению инстинктивные силы и побуждения.
Согласно фрейдизму, структура личности включает трикомпонента. Это область бессознательного, или оно, — самое глубокое основаниеестественно-инстинктивных влечений, включающих в себя, прежде всего эрос, илиинстинкт жизни, и его протагониста — инстинкт разрушения и смерти танатос.Далее, это сознательный компонент психики, собственно Я, которое пытаетсясогласовать бессознательные влечения человека с требованиями внешней среды,общества. Наконец, это интериоризированные требования общества, обретающиеформу совести, моральной цензуры, ценностных норм,— так называемое сверх-Я.
Бессознательное, согласно фрейдизму, является ведущими асоциальным началом. Психоаналитики считают, что с точки зрения современнойбиологии оно должно быть отнесено к генотипу, поскольку в основе своейявляется наследуемым комплексом инстинктов. В силу этого оно не поддаетсяпреобразованию под воздействием социальных факторов. Напротив, оно автономно исамо является ведущим фактором человеческого поведения.
Для объяснения механизма взаимодействия человека иобщества сторонники фрейдизма выдвинули две концептуальные схемы: «принципудовольствия» и «принцип реальности».
Постоянное столкновение принципов «удовольствия» и«реальности» порождает в Я невротическое состояние, угнетающее человека ичреватое опасностью резко негативной реакции либидо на социальные запреты.Исторически неврозы возникали со становлением цивилизации как последствия табуна инцест, каннибализм, убийство соплеменника. Самые ранние социальные запреты— не достояние истории, они действуют и сегодня, негативно влияя напсихическое здоровье. «Влечения и желания, изнывающие под игом этих запретов,рождаются заново с каждым ребенком,—писал Фрейд, — существует класс людей,невротики, которые уже на эти лишения реагируют антисоциально».
Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканнымиз целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательныминормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти.Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у негоопределяющим. Человек по Фрейду, — это, прежде всего эротическое существоуправляемое бессознательными инстинктами.
Как видно, истоки социального, в том числе духовноготворчества, человека сводится к биологическим механизмам его жизнедеятельности.
Один из ведущих неофрейдистов, Э. Фромм, попыталсяпредставить человека как результат взаимодействия психобиологических иобщественно-исторических факторов. Однако устранить биологистские пороки теорииФрейда ему не удалось. Дело в том, что Фромм исходит из тех же посылок.Несмотря на стремление усилить значение социальной среды в формировании человека,даже что-то позаимствовать из марксизма (он оперирует такими понятиями, как«общественные отношения», «базис», «надстройка»), Фромм не преодолелизначального разрыва между личностью и обществом. Человек сохраняет у негофрейдистскую трехчленную структуру психики, продолжает оставаться носителемнеизменных свойств и потенций, которые социальная среда может лишь реализовать,выявить или заблокировать. По Фромму, человеку противостоит общество, ограничивающеесвободную игру инстинктов требованиями социальной дисциплины, и, посколькучеловек живет в обществе и только в нем удовлетворяет свои жизненныепотребности, он вынужден принимать репрессивные условия существования,ограничивая свою свободу.
Человек по Фромму, биологически не приспособленныйиндивид, следствием чего является его социальное развитие.
Вопрос о научной несостоятельности биологизаторскихконцепций должен рассматриваться в плане претензий не только на описание того,что есть человек, но и на обоснование определенной программы социальныхдействий — будь то оправдание и защита существующих в данном обществе порядков,либо подчинение и даже истребление «менее приспособленных» представителей человечестваи т. п.
Социологизаторские концепции.
В полной мере это требование относится и к концепциям,тяготеющим к другому полюсу, то есть концепциям социологизаторским. Все то, чтоотносится к биологии человека, к естественным предпосылкам его существования,наконец, к человеческой индивидуальности в ее многообразнейших проявлениях врамках этих концепций, воспринимается как нечто второстепенное, от чего можноотвлекаться при изучении человека, и более того, как сырой материал, обладающийбесконечной пластичностью, коим можно безгранично манипулировать во имя достижениятого или иного социального идеала.
Для философского осмысления тех опасностей, которыетаят в себе социологизаторские трактовки человека, очень многое дает популярныйв нашем столетии жанр антиутопий — литературы, описывающей вымышленноеобщество, в котором господствует примитивный, одномерный социальный идеал.Ярким примером антиутопии может служить роман английского писателя О. Хаксли«О дивный новый мир» (1932 г.), повествующий о стране, в которой искусственнымпутем воссоздаются разные типы человеческих существ, заранее приспособленных ктем или иным видам труда, но ограниченных во всех других отношениях…Впрочем, систематическое истребление миллионов людей, своего рода выбраковка«неполноценного человеческого материала», проводившаяся, например,гитлеровцами,— это, увы, не вымысел, а реальность XX столетия.
Особо надо сказать о тех концепциях, к которых привсем внешнем признании важности биологическою фактора высказываются оптимистическиеутверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческойприроды в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательныхвоздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощныхсоциальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовыхпсихозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы.Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходномусостоянию, а иной раз и теряет при этом даже достигнутые рубежи.Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеютникакого исторического и социального смысла — они только дезориентируютполитическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.
Характерное для социологизаторских трактовокпренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианскойтрадиции, в которой духовное резко противопоставлялось телесному, плотскому каквозвышенное — низменному. И хотя в целом различения социального и биологического,с одной стороны, духовного и телесного — с другой, не совпадают, однако междуними есть и определенные пересечения. Например, влияние этой традицииявственно ощущается, когда в социологизаторских трактовках человека социальноене только противопоставляется биологическому, но и оценивается как нечто болеевысокое, более «благородное».
Какова же позиция марксизма в вопросе о соотношении социальногои биологического в человеке? К. Маркс, как уже говорилось, подчеркивал, чтоопределяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны:только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуетсякак человек, всегда оставаясь «сущностью всех этих социальных образований, ноэти образования выступают также и как его действительная всеобщность, поэтомутакже и как общее всем людям». Сознание и мышление человека возникают какобщественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению кего общественному бытию. На этой основе формируются и специфически человеческиематериальные и духовные потребности, которые наряду с другими характеристикамитакже определяют сущность человека.
Определяя социальную сущность человека, подчеркиваязначение его общественных связей и характеристик, марксизм отнюдь не нивелируетособенностей отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей,наделенных характером, волей, способностями и страстями. Напротив, обращаявнимание на общие закономерности, он стремится рельефнее оттенить, научнообъяснить эти личностные качества людей. И здесь важно обращение не только ксоциальной сущности, но и к биологической природе. Не случайно Маркс придавалочень большое значение рассмотрению человека как предметного, чувственногосущества, характеризуя отдельные особенности и влечения которого (страсть и т.п.) также как его «сущностные силы». «Человек,— писал он,— являетсянепосредственно природным существом. В качестве природного существа…он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельнымприродным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей,в виде влечений...».
Такойподход нашел разностороннее обоснование иразвитие в трудах Энгельса, подчеркивавшего, что мы не властвуем надприродой,«наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежимейи находимся внутри ее...». Биологическая природа человекапринималасьЭнгельсом как нечто исходное, хотя, безусловно, недостаточное дляобъяснения истории и самого человека.Вписьме К. Марксу онотмечал, что «мы должны исходить из «я», из эмпирического, телесного индивида,но не для того, чтобы застрятьна этом… а чтобы от негоподняться к «человеку».
Заключение
Биологическая исоциальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: входе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникаеткачественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностейэтих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся ролии места каждого из них в различных сферах социального.
Будучи биосоциальнымсуществом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальнойпрограмм. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальнойпрограммы является опыт человечества, который передается новым поколениям путемобучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значенияв жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическуюэволюцию в виде расо- и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственныйпотенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время.В то же время социальные условия существования людей стали все больше определятьих развитие и развитие общества.
Человек представляетсобой целостноеединство биологического(организменного), психическогои социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального,наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид ¾ это не простая арифметическая суммабиологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящеек возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.
Литература
Каримский А.М. Социальный биологизм: природа иидеологическая направленность.—М.: Мысль, 1984.
Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология:критический анализ. – М.: Мысль, 1988.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.—М.:Аспект Пресс, 1996.
Социальная философия. / Под ред. Лавриненко.—М.:Культура и спорт, 1995.
Спиркин А.Г. основы философии.—М.: Политиздат, 1988.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.—М.:Ренессанс, 1992.
Фрейд З. Психология бессознательного.—М.:Просвещение, 1990.