Реферат по предмету "Экономика"


Социально-экономическая ситуация в Республике Беларусь

Творческое задание № 1
Охарактеризоватьсоциально-экономическую ситуацию в стране. Предложить рекомендации по еёдальнейшему улучшению.
В сложнейших условиях мировогоэкономического развития определяется нарастание противоречий между обществом иприродой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетическихресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из нихи вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных идругих противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.
Мировые процессы  будут определятьсяпрежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран вэлементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом кпостиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной назнаниях.
Согласно прогнозу международныхорганизаций ожидается ускорение глобального экономического развития:прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднемвозрастет по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейскихстранах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, вразвивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
Для того, чтобы идти в ногу смировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильныестороны (потенциальные конкурентные преимущества):
1)        выгодноеэкономико-географическое и геополитическое положение;
2)        развитые системытранспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры;
3)        значительныеземельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых;
4)        относительноразвитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу;
5)        высокий образовательныйуровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров;
6)        многовекторныевнешнеэкономические связи.
В прошедшем пятилетии основноевнимание органов государственного и хозяйственного управления, всех коллективовпредприятий и организаций республики было направлено на решение задач идостижение параметров Программы социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на 2001 –2005 годы.
Создана успешно работающая экономикасоциально ориентированного типа. Ежегодно улучшаются ее качественные параметры– повышается рентабельность, сокращается доля убыточных предприятий, снижаетсяэнергоемкость ВВП, растет производительность труда, уменьшаются запасы готовойпродукции на складах.
В стране проводитсяденежно-кредитная, валютная политика по замедлению роста потребительских цен,что позволило в 2005 году снизить уровень инфляции до 0,6 процента всреднемесячном исчислении.
Особое внимание уделяется системесоциальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличилисьпокупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередьпенсии.
Ускорение экономического роста иповышение эффективности работы отраслей экономики, наряду с позитивнымисдвигами по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю,позволили решить важнейшую задачу – обеспечить к концу 2005 года номинальнуюначисленную среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства всумме 261 доллара США в эквиваленте.
Основные макроэкономическиепоказатели Программы на 2001 – 2005 годы выполнены (см. таблицу). Этопозволило в 2005 году по многим параметрам значительно превысить уровень 1990года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции –на 53, производству потребительских товаров– на 66, реальным денежным доходам – на 75 и по заработной плате – на 95процентов.
Производство продукции сельскогохозяйства составило 90 процентов, инвестиции в основной капитал – 95 процентовк уровню 1990 года.
Для сравнения следует отметить, чтоведущие страны СНГ в этот период по основным параметрам в большей степениотставали от указанного уровня. Например, объем производства ВВП в2004 году относительно 1991 года составил в целом по государствам,входящим в СНГ, 89 процентов, в том числе в России – 89,5 процента, Украине –66,7 процента.
Таблица 1. Выполнение заданий Программысоциально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, в процентах. Программные показатели Выполнение 2005 год к 1990 году к 1995 году Валовой внутренний продукт 135 – 140 143,1 127 1,9 раза Продукция промышленности 128 – 132 151,8 153 2,5 раза Продукция сельского хозяйства 122 – 128 125,7 90 1,2 раза Инвестиции в основной капитал 160 – 170 184 95 2,5 раза Производство потребительских товаров 142 – 147 150,4 166 2,8 раза в том числе: продовольственных 139 – 144 151,1 117 2,3 раза непродовольственных 146 – 152 150,4 198 3,4 раза Реальные денежные доходы населения 158 – 163 176,7 175 3,4 раза Реальная заработная плата 180 – 185 207,0 195 3,5 раза
Анализ социально-экономическойситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительныетенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенныхпроблем. Основными из них являются:
1)        наличие организаций реального сектора экономики, имеющихнеудовлетворительныерезультаты финансово-хозяйственной деятельности;
2)        относительновысокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктурыцен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
3)        слабаяинновационная активность;
4)        дифференциацияоплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
5)        недостаточновысокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном сектореэкономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счетэкстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономикипутем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий,максимального использования интеллектуального ресурса страны на основевсестороннего гармоничного развития человека.
Для улучшения социально-экономическойситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:
1)        рост реальныхденежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий,пособий и других социальных выплат;
2)        работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
3)        благоприятныеусловия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  ифизического совершенствования человека;
4)                опережающееразвитие сферы услуг, и прежде всего образования,здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческогокапитала;
5)        внедрениеповышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
6)        осуществление мерпо улучшению демографической ситуации в стране;
7)        повышениеэффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальнойинфраструктуры села;
8)        инновационнуюнаправленность развития экономики, более действенный механизм стимулированияразработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основеповышения уровня конкурентоспособности экономики,включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружениеи реструктуризацию производств;
9)        расширениевзаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья,прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
10)     национальнуюбезопасность страны.
Для реализации поставленных задачглавные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетныхнаправлениях:
1)        всестороннеегармоничное развитие человека, формирование эффективной системыздравоохранения;
2)        инновационноеразвитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
3)        наращиваниеэкспортного потенциала страны;
4)        развитиеагропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
5)        развитие малых исредних городов;
6)        жилищноестроительство.
 
Творческое задание № 2
1-й этап.
Выбранный мной дляхарактеристики товар – картофель. Он является продуктом питания, а такжетоваром повседневного спроса. Картофель является товаром низшей категории, таккак спрос на него изменяется в обратной зависимости от изменения доходовпотребителей.
Таблица 2. Спрос индивидуального покупателя накартофель (в килограммах).Цена за килограмм, в руб. Величина спроса в неделю 500 1 400 2 300 3 200 5 100 8
/>
Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса накартофель.
Неценовые факторы, влияющие на спроскартофеля.
1)  Потребительские вкусы.
Благоприятные длякартофеля изменения потребительских вкусов,  рекламой или изменениями моды,будут означать, что спрос возрастёт при любой цене. Неблагоприятные изменения впредпочтениях потребителей  вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спросавлево. Потребители, озабоченные угрозой здоровью или появлением лишнего весасократят спрос на картофель, так как он содержит трудно перерабатываемуюклетчатку и большое количество углеводов, и  увеличат спрос на капусту и свежиеи кисломолочные продукты.
2)  Количество покупателей.
Увеличение на рынке числапотребителей  способствует повышению спроса.
3)  Доход.
Повышение дохода приводитк увеличению спроса. Если доход превышает большой уровень, потребители могутпокупать меньше картофеля.
4)  Потребительские ожидания.
Ожидания относительноповышения цен в будущем могут побудить покупателя приобретать картофель сейчас,чтобы предупредить угрожающее повышение цен. К примеру, в следствие неурожаякартофеля (из-за погодных условий или насекомых), потребители будут полагать,что предстоящая нехватка повысит цену на него. Поэтому они «запасают» картофель,скупая его сейчас в больших количествах.
Эластичность спроса по цене накартофель
 Степень ценовойэластичности  или неэластичности  измеряется при помощи коэффициента Ed.
Ed= Процентное изменение величиныспроса на картофель /
Процентноеизменение цены на картофель
Процентные изменения вычисляются путём деления  изменения цены на  исходную цену  и соответствующегоизменения величины спроса на исходную величину спроса. Изменение представляетсобой разницу между теперешним положением и прошлым.
Ed= ((2 – 1) / 1) /  ((400 — 500) /500) = — 1/ 0,2 = — 5
Таблица 3. Рыночное предложение картофеляиндивидуальным производителем.Цена за килограмм (в руб.) Величина предложения в неделю 500 8 400 7 300 5 200 3 100 1
/>
Рисунок 2. Кривая предложения на картофель.
Неценовые факторы предложения.
1) Число продавцов.
Чем больше числопоставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасльновых фермерских хозяйств,  кривая предложения картофеля станет смещатьсявправо.  Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше предложение. Ростколичества фирм,  выращивающих картофель, увеличивает предложение сортов этогокартофеля.
2) Ожидания.
Ожидания изменения ценыкартофеля в будущем могут влиять на желание производителя поставлять его нарынок в настоящее время. Фермеры могут задержать вывоз картофеля нынешнегоурожая на рынок, ожидая повышения цены в будущем.
3) Налоги и субсидии.
Фирмы рассматриваютбольшинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогаувеличивает издержки производства и сокращает предложение. Если государствосубсидирует выращивание картофеля, оно снижает издержки и увеличивает егопредложение.
4) Технологии.
Совершенствованиетехнологии означает, что  новые знания позволяют выращивать каждый килограммкартофеля с меньшими затратами (использование более эффективных и экологичныхудобрений, техники для уборки и обработки урожая). Это приведёт к снижениюиздержек и увеличению предложения.
Равновесная цена и равновесный объёмпроизводства.
Мы можем определитьравновесную цену и оптимальное количество картофеля для реализации на рынке методом подбора или графически.
Цена 500 руб. побуждаетфермеров вырастить большое количество картофеля, но отбивает у потребителейжелание его покупать. При такой цене картофеля покупка других продуктовпредставляется более выгодной сделкой. В результате на рынке образуетсяизбыточное предложение картофеля в 1 тыс. кг.
При цене 100 руб.величина спроса превышает величину предложения на 7 тыс.  ед. Эта цена отбиваету фермеров желание направлять свои ресурсы на выращивание картофеля, нопорождает у потребителей купить его больше. В результате возникает избыточныйспрос на неё в размере 7  тыс. ед.
Методом подбора мыисключили все цены, кроме цены в 300 руб. При этой цене количество картофеля,которое фермеры желают предложить к продаже на рынке, равно тому количеству,которое потребители желают и в состоянии купить. Эта цена называетсяравновесной ценой, а 5 тыс. килограмм картофеля – равновесным количествомпредложения (рис. 3).
/>
Рисунок 3.  Равновесная цена и количествопродукта, определённые рыночным спросом и предложением.
2-й этап.
Постоянные издержки (TFC) – это такие издержки величина которых не меняется сизменением объёма производства. Это арендные платежи, амортизационныеотчисления, ключевые взносы, зарплата ключевых специалистов и менеджеров.
Переменные издержки (TVC) – это такие издержки, величина которых меняется сизменением объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо,энергию, транспортные услуги, оплата трудовых ресурсов.
Общие издержки (TC) – это сумма постоянных и переменных издержек при любомобъёме производства.
Средние постоянныеиздержки (AFC) любого объема производства определяются путём деления  совокупных постоянных издержек на количествопроизведённой продукции.
Средние переменныеиздержки (AVC) – любого объёма производства определяются путём деления  совокупных переменных издержек  на количествопроизведённой продукции.
Средние общие издержки (ATS) – любого объёма производства  рассчитываются путёмделения  общих издержек на количество произведённой продукции или путёмсложения  средних постоянных  и средних переменных  издержек того или иногообъёма производства.
Таблица 4. Показатели общих издержек.Совокупный продукт (Q), в ед. Совокупные постоянные издержки (TFC), в тыс. руб. Совокупные переменные издержки (TVC), в тыс. руб. Общие издержки (TC = TFC + TVC), в тыс. руб. 1 2 3 4 100 100 1 100 90 190 2 100 170 270 3 100 240 340 4 100 300 400 5 100 370 470 6 100 450 550 7 100 540 640 8 100 650 750 9 100 780 880 10 100 930 1030
/>/>
Рисунок 4. Общие издержки как сумма постоянныхи переменных издержек.
Таблица 5. Средние и предельные издержкиСовокупный продукт (Q), в ед.
Средние постоянные издержки
 (AFC = TFC\Q).
Средние переменные издержки
(AVC = TVC\Q).
Средние общие издержки
(ATC = TC/Q).
Предельные издержки
(MC = ∆TC/∆Q) 1 2 3 4 5 - - - - 1 100 90 190 90 2 50 85 135 80 3 33,3 80 113,33 70 4 25 75 100 60 5 20 74 94 70 6 16,67 75 91,67 80 7 14,29 77,14 91,43 90 8 12,5 81,25 93,75 110 9 11,11 86,67 97,78 130 10 10 93 103 150
/>
Рисунок 5. Кривые средних издержек и криваяпредельных издержек
Предельные издержки – это дополнительные или добавочныеиздержки, возникшие в результате производства ещё одной дополнительной единицыпродукции.
Предельный доход (MR)-  изменение общего объёма выручки фермера  в результатепродажи  одной дополнительной единицы картофеля. Предельный доход равен изменению  общего размера выручки, делённого на изменение количества проданногокартофеля.
MR= ∆TR/ ∆Q,
где ∆TR – изменение общих издержек; ∆Q – изменение количества продукта.
Если ∆Q = 1, то MR= TRn+1— TRn
Таблица 6. Предельный доход.Совокупный продукт (Q), в ед. Цена за килограмм Общий доход Предельный доход /> /> 1 2 3 4 /> /> 1 500 500 500 /> 2 400 800 300 /> 3 300 900 100 /> 4 240 960 60 /> 5 200 1000 40 /> 6 160 960 -40 /> 7 130 910 -50 /> 8 100 800 -110 /> 9 70 630 -170 /> 10 50 500 -130 />
В условиях несовершенной конкуренциидля определения цены и оптимального объёма производства используется дваподхода. Первый называется  сравнением предельных издержек и предельногодохода. Предельные издержки равны предельному доходу – то условие максимизацииприбыли и установления максимальной цены. В нашем случае, когда  MR = MC, объём производства равен 4 тыс. ед. Тогда нам пришлось быустановить цену на картофель, равную 60  руб. Но так как  рыночный спрос выше,мы повышаем цену до 240 руб.
Цена, соответствующаяравенству предельных издержек и предельного дохода, называется оптимальнойценой. По такой цене можно было продавать продукцию в условиях совершеннойконкуренции, но монополизированная фирма устанавливает цену на продукцию выше,чем предельные издержки на товар.
Цена, равная 240  руб.называется монопольной ценой фирмы.
Максимальная прибыльбудет составлять: D – AТC.
Второй подход:сопоставление общего дохода фирмы и общих издержек. Прибыль фирмы максимальна,если разница между общим доходом и  общими издержками является наибольшей.
Таблица 7. Исходные данные 1.Совокупный продукт (Q), в ед. Средние общие издержки Цена за килограмм(P) Общий доход(TR) Предельный доход(MR) Предельные издержки (ATC = TC/Q). (MC = ∆TC/∆Q) 1 2 3 4 5 6 1 190 500 500 500 90 2 135 400 800 300 80 3 113,33 300 900 100 70 4 100 240 960 60 60 5 94 200 1000 40 70 6 91,67 160 960 -40 80 7 91,43 130 910 -50 90 8 93,75 100 800 -110 110 9 97,78 70 630 -170 130 10 103 50 500 -130 150
/>Рисунок 6. Первый метод определениямаксимизации прибыли, объёма производства и цены.
Таблица 8. Исходные данные 2.Совокупный продукт (Q), в ед. Общий доход(TR) Цена за килограмм(P) Общие издержки (TC = TFC + TVC), в тыс. руб. /> /> 1 2 3 4 /> 100 /> 1 500 500 190 /> 2 800 400 270 /> 3 900 300 340 /> 4 960 240 400 /> 5 1000 200 470 /> 6 960 160 550 /> 7 910 130 640 /> 8 800 100 750 /> 9 630 70 880 /> 10 500 50 1030 />
/>

Рисунок 7. Второй метод определениямаксимизации прибыли, объёма производства и цены.
Тестовые задания
1. Предметомэкономики является:
а) выяснениезаконов экономического развития;
б) разработкапринципов экономической политики;
в) анализмеханизма функционирования экономических систем;
г) анализэффективного использования ограниченных ресурсов для максимальногоудовлетворения потребностей.
Г. [1]
2.Нормативная экономика изучает:
а) что есть;
б) что будет;
в) что должнобыть.
Ответ: В.[2]
3. Позитивнаяэкономика изучает:
а)национальную экономику в целом;
б) оценочныесуждения об экономике;
в)экономическую реальность.
Ответ: В.[3]
4. Общимсвойством экономических ресурсов является их:
а)ограниченное количество;
б)полезность;
в) ценность.
Ответ: А.[4]
5. Нижепредставлены четыре альтернативных варианта производства продуктов А и В:
А     0     1      2     3;
В      5     4      2      0.
а) постройтекривую производственных возможностей;
/>
б) определитевмененные издержки второй единицы продукта А;
4 – 2 = 2.
в) чему равнысовокупные вмененные издержки двух единиц продукта А.
Они равны 2 +(5 — 4) = 3.
6. Каждаяточка кривой производственных возможностей представляет собой:
а)максимально возможный объем производства двух продуктов при любых вариантахзатрат ресурсов;
б)максимально возможный объем производства двух продуктов при данных ресурсах;
в)максимальна возможный объём производства  любого количества  продуктов приданных ресурсах.
Ответ: Б.[5]
7. Точкавнутри кривой производственных возможностей означает, что:
а)  ресурсыобщества используются неэффективно;
б)  ресурсов недостаточно для производства данного товарного набора;
в)  ресурсыиспользуются рационально.
Ответ: А.[6]
8. Точка внекривой производственных возможностей означает, что
а) ресурсыобщества используются неэффективно;
б)производство данного варианта невозможно при  данных ресурсах;
в) ресурсыиспользуются рационально.
Ответ: Б.
9. Нисходящийхарактер кривой производственных возможностей объясняется:
а) ограниченностьюресурсов;
б)  падениемэффективности:
в)существованием вмененных издержек.
Ответ: А.
10. Если  количествоприменяемых ресурсов увеличивается, то:
а)  криваяпроизводственных возможностей изменит свою траекторию;
б) сдвинетсявлево;
в) сдвинетсявправо.
Ответ: В
11.  Каковаальтернативная стоимость учёбы в университете?
Она равнасамой полной стоимости учёбы.
12.   Почему  во  время   второй    мировой   воины   резко возросла   оплата трудадомашней прислуги?
В США до начала второй мировой войны существовалазначительная безработица. Возможно, что домашней прислуге приходилось работатьза гроши. Штаты развернули производство вооружений для нужд войны, сталивыпускать невероятно большое количество продукции и одновременно увеличилиобъём производства потребительских товаров.  Появились новые хорошооплачиваемые рабочие места, а у прислуги появился стимул уйти работать назавод, где больше платят. Поэтому резко возросла оплата при работе в частномдоме.
13.  Когда профессиональный бейсбольный клуб предлагает детскому дому пятьдесятбесплатных билетов, во что  обходится  клубу один   билет?  Имеет ли  значение,  на какую  именно  игру предлагаются билеты?  Почему клубу стоило быдороже отдать  билеты студентам, чем  бедным сиротам?
Если отдать билеты сиротам, то это являетсяодновременно  благотворительностью и  рекламой, за что бейсбольный клуб получит от государства налоговые льготы. Для государства не имеет значения, накакую именно игру предлагаются билеты,  для рекламы эффективности рекламнойкомпании – значение существенное..
14.   Выбор   положения   на   кривой   производственных   возможностей  служитважнейшим  фактором экономического роста. Почему?
Это связано с тем, что выбор теперешнего положенияна кривой производственных возможностей определяет будущее положение этойкривой. Избрав сегодня  выпуск большего объёма «товаров для будущего» (средствапроизводства, научные исследования, образование, профилактическая медицина), засчёт уменьшения «товаров для настоящего» (одежда, предметы питания, аксессуары,автомобили), страна сумеет обеспечить больший экономический рост. 
Задача.
Наоснове приведенных  ниже данных по статьям расходом и статьям дохода определитевеличину ВНП и ЧНП:
a) государственные закупкитоваров и услуг -   60;
б) конечноепотребление населения -  230;
в) доходы от собственности — 80;
г) прирост запасовматериальных оборотных средств — 34;
д) амортизационные отчисления — 25;
е)  дивиденды-10;
ж) заработная плата наемных работников — 200;
з)  косвенныеналоги на бизнес- 15;
и) чистые внутренниеинвестиции — 28;
к) трансфертные выплаты – 10;
л) налоги на доходы корпораций — 28;
м) поступление процентов от вложенного капитала — 10;
н) прибыль корпорации — 50;
о) личные сбережения -15.
Решение.
ВНП = 200 + 80 + 10 + 28 + 10 + 50 + 15 + 25 + Рента = 418 +Рента
ЧНП = 418 +Рента – 25 = 393


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.