Санкт-ПетербургскаяГосударственная Консерватория
им.Н.А.Римского-Корсакова
РЕФЕРАТ
ПОФИЛОСОФИИ
НАТЕМУ:
«СИСТЕМАПРИРОДЫ» ГОЛЬБАХА
Студентки2-го курса,
Музыковедческогофакультета
ОтделенияДПИ ,
ИвановойЕкатерины,
ПреподавателюРезникову А.М.
Систематизацияосновных идей французского материализма и атеизма отражена в объемистом трудеГольбаха «Система природы». Впервые книга была опубликована вАмстердаме ( на титуле был указан Лондон ) в 1770 году. До начала французскойреволюции она выдержала еще семь изданий, что свидетельствует о еепопулярности. Гольбах является также автором «Естественной политики, илиБесед об истинных принципах управления» (1773), а также ряда атеистическихпамплетов — «Разоблаченное христианство», «Карманноебогословие», «Здравый смысл» и других.
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «ОПРИРОДЕ И ЕЕ ЗАКОНАХ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ, О ДОГМАТЕБЕССМЕРТИЯ, О СЧАСТЬЕ»
ГЛАВА 1: " ОПРИРОДЕ"
Человек- произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не можетосвободиться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы. Предполагаемыесущества, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, всегда останутсяпризраками, и мы никогда не сумеем составить себе правильных представлений оних, равно как и о их местоприбывании и образе действий. Нет и не может быть ничеговне природы, объемлющей в себе все сущее.
Человекесть чисто физическое существо; духовный человек — это то же самое физическоесущество, только рассматривоемое по отношению к некоторым способам действий,обусловленным особенностями его организации. Видимые действия человека, равнокак и совершающиеся внутри его невидимые движения, порожденные его волей илимыслью, являются естественным результатом, неизбежным следствием егособственного устройства и получаемых им от окружающих существ импульсов. Все, чтобыло придумано в ходе истории человеческой мыслью, чтобы изменить или улучшитьжизнь людей и сделать их более счастливыми, всегда было лишь неизбежнымрезультатом собственной сущности человека и воздействующих на него живыхсуществ. Все наши учреждения, размышления и познания имеют своей целью толькодоставить нам то счастье, к которому нас заставляет стремиться наша собственнаяприрода. Искусство — это та же природа, действующая с помощью созданных еюорудий.
Всезаблуждения людей — это заблуждения в области физики; люди обманываются лишьтогда, когдапренебрегают природой, не желают считаться с ее законами ипризывать на помощь опыт. Так, не имея опыта, они составили себе несовершенныепредставления о материи, ее свойствах, сочетаниях и силах, ее способе действия,или энергии, вытекающей из ее сущности. Поэтому вся Вселенная стала для нихареной иллюзий. Они не поняли природы и ее законов, не увидили необходимыхпутей, начертанных ею для всего, что в ней заключено.
Непознав природы, человеческий род создал себе богов, которые стали единственнымипредметами его надежд и опасений. Тем неизвестным силам, перед которыми такдолго трепетал человеческий род, и суеверным вероучениям, которые былиисточниками всех его бедствий, люди обязаны незнанию природы.
Из-занезнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей иправ человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом. Он не понял целиобщества и правительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам, людям,на которых под влиянием предрассудков стал смотреть как на сушеств высшегопорядка, как на земных богов. Эти последние воспользовались его заблуждением,чтобы поработить его, развратить, сделать порочным и несчастным.
Из-занезнания себя и необходимых отношений, существующих между ним и другими людьми,человек отрекся от своих обязанностей к ближним, не понял, что другие людинеобходимы для ег8о собственного счастья. Одним словом, он не понял своихистинных интересов. Этим объясняется беспорядочность его жизни, его невоздержанность,его постыдные удовольствия и пороки, которыми он предался в ущерб своемуздоровью и прочному благополучию. Таким образом, незнание человеческой природыпомешало человеку уяснить себе задачи нравственности.
Из-залени он предпочитает руководствоваться скорее примером, рутиной, нежели опытом,который побуждает к деятельности, и разумом, который требует размышления.
Вселенная- это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишьматерию и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами необъятную инепрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибоони непосредственно воздействуют на наши чувства. другие нам неизвестны, потомучто действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своихпервопричин.
Природа- великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различныхсочетаний и движений, наблюдаемых нами во Вселенной. Таким образом, природавытекает из сущности, т.е. свойств, сочетаеий, движений или способов действий,отличающих данное явление от других. Человек есть некое вытекающее изкомбинаций известных веществ, одаренных специфическими свойствами, целоеустройство, которое называется организацией и сущность которого в том, чтобычувствовать, мыслить, действовать, т.е. двигаться способом, отличающих человекаот других существ, с которыми он себя сравнивает. В результате этого сравнениячеловек относит себя к существам особого порядка, системы, класса, отличающимсяот класса животных, в которых он не замечает тех же свойств, что у себя.Различные системы существ, или, если угодно, их специфические сущности, зависятот общей системы, от великого целого, от всеобъемлющей природы, часть которойони составляют и с которой необходимо связано все существующее.
ГЛАВА2: «О ДВИЖЕНИИ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ»
Движение- это усиление, с помощью которого какое-нибудь тело изменяет или стремитьсяизменить местоположение, т.е. последовательно вступить в соответствие сразличными частями пространства или же изменить свое положение по отношению кдругим телам. Движение устанавливает отношение между нашими органами и телами,находящимися внутри или вне нас; лишь по сообщаемым нам этими телами движенияммы узнаем об их существовании, судим об их свойствах, отличаем их друг отдруга, распределяем их по разным классам.
Разнообразныесущества, субстанции или тела, совокупность которых составляет природу, будучисами следствиями известных сочетаний, или причин, в свою очередь становятсяпричинами. Причина — это или явление природы, приводдящее в движение другоетело или производящее в нем какое-нибудь изменение. Следствие — это изменение,произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения.
Всякоетело способно производить, получать и сообщать различные движения. Тела,которые не могут воздействовать на наши органы — не существуют для нас. Познатькакой нибудь предмет — значит почувствовать его, испытать его воздействие.Обнаруживаются два рода движения: 1) движение масс, представляющее собойперемещение тел с одного места на другое; оно доступно нашему наблюдению; 2)внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии, т.е. отдействия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит этотело; оно не обнаруживантся нами непосредственно, мы знаем его лишь поизменениям и превращениям, замечаемым по истечении некоторого времени в телахили смесях.
Такогоже рода и происходящие в человеке внутренние движения, которые мы называем егоумственными способностями, мыслями, страстями, желаниями и о которых можемсудить лишь по его поступкам, т.е. по видимым дейсвтвиям.
Каквидимые, так и скрытые движения называются приобретенными, если они сообщенытелу посторонней, существующей вне его причиной, или силой, заметить кот орыенам позволяют наши чувства.
Самопроизвольныедвижения, происходящие в теле, заключают в самом себе причину наблюдаемых в немизменений. В этом случае тело движется и действует в силу собственной энергии.Сюда относятся движения говорящего, идущего, думающего человека. Однако, вразличных телах вовсе нет самопроизвольных движений, ибо все они непрестаннодействуют друг на друга и все происходящие в них изменения зависят от скрытыхили видимых причин, воздействующих на них.
Движениятел являются необходимым следствием их сущности или их свойств и свойств техпричин, действие которых испытывают эти тела. Всякая вещь может действовать идвигаться только определенным образом, т. е. согласно законам, зависящим от еесущности, сочетания и природы, словом, от ее собственной энергии и энергии тел,воздействующих на нее. Именно в этом заключаются неизменные законы движения.
Сущностьприроды заключается в том, чтобы действовать. Среди частей ее нет ни одной,которая находилась бы в покое. Те, которые представляются лишенными движенияы,находятся в действительности лишь в относительном или кажущемся покое.
Втелах не может быть действия без противодействия. Тело, испытывающеекакой-нибудь толчек, притяжение или давление, которым оно сопротивляется, самимэтим сопротивлением показывает нам свое противодействие. Отсюда следует, чтосуществует некоторая скрытая сила, которая направлена против другой силы, и этос очевидностью доказывает, что сила энерции способна эффективно действовать ипротиводействовать.
Итак,идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но откуда этаприрода получила свое движение? -От самой себе, ибо она есть великое целое, внекоторй ничего не может существовать. Движение — это способ существования,необходимым образом вытекающий из сущности материи.
Материядействует своими собственными силами и не нуждается ни в коком внешнем толчке,чтобы прийти в движение.
Еслимы будем понимать природу тем, чем она является в действительности — тогданичто не заставит нас прибегать к содействию сверхъестественных сил, чтобыпонять образование наблюдаемых нами вещей.
Итак,материя существовала всегда. Движение — необходимый факт ее существования.
Существованиематерии есть факт; существование движения другой такой же факт.
ГЛАВА 3: " ОМАТЕРИИ, ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЧЕТАНИЯХ И ДВИЖЕНИЯХ, ИЛИ О ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРИРОДЕПРОЦЕССАХ"
Материя- все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества,приписываемые нами различным веществам, основываются на различных впечатлениях,или изменениях, производимых в нас этими веществами.
Непрерывноепродвижение, постоянную цепь сочетаний и движений, дающую начало существам,которые отличаются друг от друга лишь входящими в их состав элементарнымивеществами, а также сочетаниями и пропорциями этих веществ, порождающимибесконечное разнообразие способов существования и действия.
ГЛАВА 4: «ОЗАКОНАХ ДВИЖЕНИЯ, ОБЩИХ ДЛЯ ВСЕХ ТЕЛ ПРИРОДЫ; О ПРИТЯЖЕНИИ И ОТТАЛКИВАНИИ, ОСИЛЕ ИНЕРЦИИ, О НЕОБХОДИМОСТИ»
Самыесложные движения всегда являются лишь результатом сочетания простых движений.Причинами необходимого сочетания различных веществ, из которых составлены всетела, являются очень простые движения.
Всякаяпричина производит следствие, не может быть следствия без причины. Всякийимпульс сопровождается более или менее заметным движением, более или менеезначительным изменением в получающем его теле. Т.к. все движения или способыдействия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могутдействовать лишь согласно своему способу существования, то тотсюда следуетзаключить, что все явления необходимы и всякое существо или тело природы приданных обстоятелтствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чемоно действует.
Необходимостьесть постоянная и ненарушимая связь причин с их следствиями. Природа во всехсвоих проявлениях действует необходимо согласно свойственной ей сущности.Именно движение связывает целое с его частями, а части — с целым. Таким образомвсе связано во Вселенной: последняя лишь необъятная цепь причин и следствий,непрерывно вытекающих друг из друга.
Вовремя страшных судорог, сотрясающих политические общества и часто влекущих засобой гибель какого-нибудь государства, у участников революции — как активныхдеятелей, так и жертв — нет ни одного действия, ни одного слова, ни одноймысли, ни одного желания, ни одной страсти, которые не были бы необходимыми,не происходили бы так, как они должны происходить, безошибочно, не вызывали быименно тех действий, какие они должны были вызвать сообразно местам, занимаемымучастниками этих событий в этом духовном вихре. Для ума, который был бы всостоянии охватить и оценить все духовные и телесные действия и противодействиялий, способствующих такой революции, это было бы очевидным.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «ОБОЖЕСТВЕ, О ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, О ЕГО АТРИБУТАХ, О СПОСОБЕ, КАКИМБОЖЕСТВО ВЛИЯЕТ НА СЧАСТЬЕ ЛЮДЕЙ»
ГЛАВА 1: «ПРОИСХОЖДЕНИЕНАШИХ ИДЕЙ О БОЖЕСТВЕ»
Еслибы в этом мире не было зла, то человек никогда не помышлял о божестве. Если быприрода дала ему возможность удовлетворять свои неизменно возобновляющиесяпотребности или испытывать лишь приятные ощущения, то у него не было бы поводовисследовать неизвестные ему причины вещей.
Невежество,тревоги и бедствия всегда были источниками первых представлений людей обожестве.
Еслибоги народов были порождены посреди тревог, то точно также по среди страданийкаждый отдельный человек сотворил для самого себя некую неведомую силу. Не умеяобъяснить их из-за незнания естественных причин и способа их действия, онприписывает их какой-то могущественной причине. Его воображение немедленносоздает какой-нибудь призрак, перед которым он не перестает трепетать всознании своей собственной слабости.
Человекпо аналогии с самим собой приписывает всякой воздействующей на него неизвестнойпричине волю, ум, намерения, планы, страсти — одним словом, качества, подобныеего собственным. Это дает нам возможность объяснить образованиебогов-хранителей, которые имеются у каждого человека среди грубых и дикихнародов. В этом — источник жертвоприношений, придуманных, чтобы кормить эти неизвестныесущества; возлияний, предназначенных утолять их жажду. Полагали, чтораздраженные стихии или повелевающие ими силы можно умиротворять, какраздраженного человека, мольбами, низкопоклонством, подарками. Старики жеокружали обряд примирения с богом всякого рода церемониями: они записали длясвоих согражданполученные ими от предков сведения, сделанные ими наблюдения,выдуманные ими сказания. Так возникли жречество, культ, мало-помалуобразовалась религиозная доктрина, передававшаяся в каждом обществе отпоколения к поколению.
Входе дальнейших размышлений, от почитания стихии, поклонения существам,управляющим стихиями, он решил упростить эту систему, подчинив всю природуодному единственному агенту — верховному разуму, духу, мировой душе, приводящейв движение эту природу и ее части.
Еслимы захотим понять сущность наших представлений о божестве, то должны будемпризнать, что словом бог люди всегда обозначают наиболее скрытую, далекую инеизвестную причину наблюдаемых ими явлений.
Еслинезнание природы породило богов, то познание ее должно их уничтожить. С ростомзнаний человека растут его силы и орудия, науки; искусства, ремесла оказываютему свою помощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказыватьсопротивление многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познаетих. Одним словом, людские страхи рассеиваются по мере роста просвещения.Просвещенный человек перестает быть суеверным.