Реферат по предмету "Философия"


Жизнь и деятельность А.А. Богданова

Министерство образования и науки Украины
Национальный аэрокосмический университетим. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Реферат
по дисциплине «Системный анализ» на тему:
«Жизнь и деятельность А.А. Богданова»
Выполнила:ст. 440М гр.
АвраменкоЕ.А.
Харьков 2008

Оглавление
Введение
Биография
ОБогданове. Страсть к монизму.
Тектология
Заключение
Список использованнойлитературы
/>Введение
Алекса́ндрАлекса́ндрович Богда́нов (настоящая фамилия — Малино́вский;другие псевдонимы — Ве́рнер, Макси́мов, Рядово́й) (10 (22)августа 1873, Соколка, Гродненская губерния — 7 апреля 1928, Москва) —практикующий врач-психиатр, философ, экономист, депутат IIГосударственной Думы, полковой врач в Первую мировую, писатель-фантаст,профессиональный революционер-большевик (с 1905 по 1910 год член ЦК РСДРП иодин из редакторов большевистских газет «Борьба» и«Пролетарий»), создатель научного института. Онем говорят как об основоположнике философии эмпириомонизма и всеобщейорганизационной науки, экономисте, подвижнике медицины. Его основной труд«Тектология, или Всеобщая организационная наука» рядом специалистов оцениваетсякак шаг к созданию кибернетики, поскольку в нем предвосхищены некоторые ееидеи. Богданов — автор романов-утопий «Красная звезда» и «Инженер Мэнни». С1926 — возглавлял основанный по его инициативе первый в СССР Институтпереливания крови, в котором и умер, проводя на себе медицинский эксперимент.
Цельюданного реферата является изучение главной работы Богданова — «Тектологии», какисторической предпосылки для возникновения общей теории систем, а впоследствиисистемного анализа. Оригинальное предложение Богданова заключается в объединениивсех человеческих, биологических и физических наук, рассматривая их как системывзаимоотношений, и поиска организационных принципов, лежащих в основе всехтипов систем.
Вданной работе рассмотрены биография Богданова, предпосылки к созданиютектологии, а также основные концепции теории, такие как прогрессивный подбор,«закон наименьших», динамическое равновесие.
/>/>/>Биография
Александр Александрович Богданов (настоящая фамилияМалиновский) родился 10 (22) августа 1873 в городе Соколка Гродненской губернии(ныне Польша). Александр был вторым из шестерых выживших детей в семьенародного учителя, дослужившегося до инспектора городских училищ. Он с детстваотличался математическим складом ума, превосходной памятью, редким трудолюбием,любовью к книге и естественным наукам. Гимназию он окончил в Туле, как сказанов его автобиографии, «в условиях казарменно-тюремных», где «злостно-тупоеначальство» научило его «бояться и ненавидеть властвующих и отрицатьавторитеты». Впрочем, это не помешало ему получить по окончании золотую медаль.
Окончив тульскую классическую гимназию, в 1892поступил на естественное отделение Московского университета, откуда вскоре былисключён в связи с арестом и высылкой в Тулу за членство в народовольческомСоюзном совете землячеств. В Туле Богданов берётся за объяснениерабочим тульских заводов политэкономии Маркса через легальные пособиялиберального направления, но быстро чувствует их неудовлетворённость и пишетспециальные лекции, из которых сложился «Краткий курс экономической науки»(1897), которая стала самым популярным учебником политической экономии в России.
В 1895—1899 учился на медицинском факультетеуниверситета в Харькове и успевал вести революционную работу, став убеждённымсоциал-демократом. В 1899 получил диплом врача и написал свою первую философскуюкнигу «Основные элементы исторического взгляда на природу». В этом же году быларестован и после полугода тюрьмы выслан в Вологду. Колония ссыльных,находившихся там под гласным надзором, представляла собой весьма разношерстнуюи прелюбпытнейшую «компанию». В круг вологодских знакомств Богданова входилиНиколай Бердяев, Владимир Базаров, Анатолий Луначарский, Алексей Ремизов.
Осенью 1903-го, после раскола РСДРП, примкнул кбольшевикам. На IIIсъезде РСДРП делал доклад от имени большевиков и вошёл в ЦК партии. В 1900-хгодах в российской печати шла оживленная философская дискуссия. Слово«идеализм» буквально не сходило со страниц изданий. В полемике принималиучастие крупнейшие русские философы. В этот период Богданов сформировалсобственную философскую систему, которая изложена в труде «Эмпириомонизм:Статьи по философии. 1904 — 1906» (в трех книгах). Противопоставление материи идуха автор называет «домонистической ступенью познания». Единая (монистическая)картина мира, по Богданову, связана с понятиями «опыт», «энергия». Главная темав «Эмпириомонизме» — задача совершенствования человечества.
Богдановтесно общался с В.И. Лениным, хотя и расходился с ним по ряду философскихвопросов (его идеалистические воззрения эмпириомонизма подвергал резкой критикевождь пролетариата). В годы первой русской революции 1905-1907 годовМалиновский вместе с Л.Красиным возглавлял боевую техническую группубольшевистской партии. В 1905 был членом Боевой технической группы ЦК,обеспечивавшей восставших оружием. С конца 1907находился в эмиграции и вместе с Лениным входил в состав большевистскогоцентрального органа «Пролетарий».
ВпоследствииБогданов ушёл от большевиков. В 1908 году – отзовист и руководитель группы«Вперед», а в 1909-м вместе с А. Горьким и А.Луначарским участвует в созданиина Капри Высшей социал-демократической школы для подготовкирабочих-пропагандистов и разработки проблем пролетарской культуры. В 1909 г. пытался создать собственную левую фракцию «богдановцев». Издавалза границей газету «Вперёд» при участии Луначарского, Алексинского и др.Одновременно с практической революционной деятельностью Богданов уделял большоевнимание и научно-философской работе.
В 1911 г. отошел от политики и занялся наукой, а в 1914-м возвратился в Россию ис началом первой мировой войны в качестве врача был отправлен на фронт. ПослеБрестского мира он не вернулся в партию большевиков, но и не выступал противних, а отдался научной и литературной работе. В это время Богдановым былвыпущен ряд книг — «Тектология: всеобщая организационная наука» (1913—1922),«Вопросы социализма» (1918), «Социализм науки» (1918) и др., в которых онобосновывает свои философские и социокультурные позиции. Наследие А. Богдановав схудожественной литературе ограничивается тремя произведениями –романом-утопией «Красная звезда» (1908), его продолжением – романом «ИнженерМэнни» (1913) и рассказом «Праздник бессмертия» (1914).
Богдановне принял октябрьский переворот, но не отрекся от социалистических идеалов ипо-прежнему доказывал свою преданность делу построения нового общества. Онинициатор создания Коммунистической академии, членом президиума которойоставался до смерти. В 1918-м Богданов становится идеологом Пролеткульта, войдяна 1-й Всероссийской конференции Пролеткульта в состав ЦК Пролеткульта иредакцию журнала «Пролетарская Культура» (до осени 1921). Ученый читает лекциипо экономике в Московском университете, выступает на конференциях. Каксвидетельствуют документы, Богданов последовательно придерживался своихвзглядов и занимал твердую антиленинскую позицию. Он был твердо убежден:пролетариат не способен, в силу своей недостаточно высокой сознательности,выполнять роль субъекта революции. Военный коммунизм «еретик» квалифицирует какнедемократический, уравновешивающий нищету, что не имеет ничего общего ссоциализмом. Конечно, в 20-е годы такая позиция не могла оставатьсяненаказанной. По инициативе Ленина критика Богданова и «богдановщины»разворачивается с новой силой. В левых журналах ему все чаще отказывают впубликациях. Осенью 1921-го он был вынужден выйти из Пролеткульта,подвергшегося партийному давлению. А с 1923 года Богданова лишили какой-либовозможности отстаивать свои позиции в советской печати.
Незадолгодо ареста в сентябре-октябре 1923 Богданов, увлеченный идеей «повышенияжизнеспособности людей методом обменного переливания крови», создал организацию«физиологического коллективизма». А в конце 1925 г. сам товарищ Сталин «благословил» его на основание Института переливания крови, причем обещал,что будут предоставлены все возможности для научной работы. В марте 1926 г. в СССР был организован первый в мире Научный институт по переливанию крови во главе сА.А.Богдановым. На посту директора он продолжал участвовать в опытах,направленных, в том числе, на передачу больным туберкулезом иммунитета к этойболезни, который, как он полагал, был у него. Одиннадцать таких экспериментовпрошли успешно — но 12-е обменное переливание крови, проведенное Богдановым,завершилось трагически: 7 апреля 1928 г. он скончался. Известно, что Богданов переливалсвою кровь студенту, у которого были малярия и туберкулез, и умер, очевидно,перелив себе кровь инфекционного больного, хотя так никто и не выяснил до концаобстоятельства его смерти.
Основныедолжностные назначения
1918—1921— профессор политической экономии IМГУ
1918—1922 — член Президиума Коммунистическойакадемии
1926—1928— директор Государственного научного института переливания крови/>/>/> О Богданове.Страсть к монизму.
Концепция«всеобщей организационной науки» — «тектологии» — увенчала творческую работуБогданова. Смелая попытка сведения универсальных организационных принципов вединую науку с «всеобщей точкой зрения» стала итоговым выражением той пламенной«страсти к монизму», которой был одухотворен жизненный путь ученого.
Раноощутив «очень сильную и глубокую рассудочную потребность в порядке», будущий«тектолог» еще в детстве сделался «рационалистом», благодаря «критике семейныхавторитетов» и «книжному проникновению в жизнь». Образ «хозяина вещей» навсегдауступил место идее максимума организованности, включавшую в себя «утопиюразумных человеческих отношений» и цели коллективной борьбы зажизнеспособность. Отсюда и революционный порыв, и своеобразие интеллектуальныхисканий, и последняя в мировой литературе классическая утопия «Красная звезда»(написанная в бытность признанным идеологом российского рабочего движения) ипервый в мировой медицине Институт переливания крови.
Ужев классической гимназии товарищи, восхищаясь способностями и дружелюбиемАлександра, с интересом читали его «записки» о влиянии природы на человека, означении открытий и изобретений. Мировоззрение оформлялось под воздействиемкниг разночинцев-«шестидесятников» — «таких выдающихся популяризаторов, какЧернышевский и Писарев», таких видных естествоиспытателей, как Сеченов иТимирязев. Исторический метод в биологии профессора Тимирязева укрепил затем вмладшекурснике Московского университета приверженность «материализмуестественников» — «несколько примитивной философии», «идейному знамени суровыхдемократов-нигилистов». Учеба прервалась исключением за участие в студенческомпротесте (1894), и диплом был защищен уже в другом университете – Харьковском,на медицинском факультете (1899). Но прежде в тульской ссылке подпольныезанятия с промышленными рабочими направили ищущую мысль молодоголектора-пропагандиста к учению Маркса, воспринятому как«научное откровение». Выпестованный в кружковом сотворчестве«Краткий курс экономической науки» (1897) стал первой и самой успешной прижизни книгой А.Богданова, ввел его в круг видных фигур российскойсоциал-демократии и окрылил уверенностью в найденном ключесоциально-генетического исследования: «соединять, как звенья одной сложной цепиразвития, явления технические и экономические с вытекающими из них формамидуховной культуры».
Образование«естественника и врача» сказалось в увлечении позитивизмом, традиции которогоразвивали автор книги «Что такое научная философия?» В.В. Лесевич и редакторжурнала «Научное обозрение» М.М. Филиппов — в России. Эмпириокритицизм Р. Авенариуса–Э.Маха отвергал постоянство истин, также как эволюционизм в биологии — постоянство видов живых существ, а энергетизм основателя физикохимииВ.Оствальда — постоянство атомов материи. Носверх того, три «Э-изма» сулили монистическую перспективу в духепровозглашенной в первой же философской работе Богданова невозможностисмириться с категорическими различиями в способах построения различных наук.
Наконец,эти элементы «философии естествознания» стыковались с «историческим монизмомсоциологической школы Маркса», дополненным в «собственном Э» Богданова — эмпириомонизме — историко-культурным анализом происхождения форм духовности изтрудовой практики. Материал для своего«социально-генетического монизма» Богданов черпал из языкознания ирелигиоведения, этнографии и экономической истории, особенно из трудов такихавторов, как крупнейшие представители сравнительной филологии Лазарь Гейгер(1821-1870), Людвиг Нуаре (1827-1897), Макс Мюллер(1823-1900) и систематизаторгерманской исторической школы в политэкономии Карл Бюхер (1847-1930).
Задуманнаякак «картина мира для своего времени и для класса», система эмпириомонизмавовлекла ее творца в водоворот пристрастной партийной полемики, философскибесплодной и организационно проигрышной, поскольку Богданов не обладал публицистическойядовитостью и манипуляторской искушенностью своих главных оппонентов –Г.«Бельтова» — Плеханова и «Вл.Ильина» — Ульянова-Ленина. Философскиетруды Богданова не повторили счастливой судьбы его популярных экономическихучебников. Для одних критиков он остался пропагандистом«кружковой отсебятины», слишком склонным к материалистическому пониманиюистории в период возрождения религиозного идеализма для других (изгнавших потомпервых из России) – опасным «ревизионистом», якобы протаскивающим в рабочуюсреду идеализм и прочие «буржуазные» воззрения.
Такойоборот событий поспособствовал отношению к философии как к преходящему этапу напути «от монизма религиозного к научному». Богданов использовал для названиявсеобщей организационной «науки будущего» термин «тектология», введенный еще в 1866 г. в «Общей морфологии» Э. Геккеля (1834-1919) – организатора «Союза монистов». ДляБогданова тектология символизировала «монизм научный и прогрессивный», ккоторому движется человеческая практика сквозь дебри ветвящихся специальностейи с временной помощью философских обобщений.
Богдановбыл одним из наиболее энциклопедических умов своего времени. В нем поражалсвоеобразный космический универсализм, широчайшие интересы во всех вопросахнауки, искусства и жизни общества. Это был человек ренессансного типа (Renaissanceman, как говорят англичане). Но чем быон ни занимался, о чем бы ни писал, красной нитью всегда проходила одна идея —идея организации в самом широком понимании этого слова. Его интересовалипричины и закономерности организационных (и соответственно дезорганизационных)форм и процессов, их уровни и типы как в природе, так и в человеческомобществе. Особенно интенсивно он занимался общей теорией организации последниесемнадцать лет своей жизни. Уже в начале 1913 г. выходит первый том “Всеобщей организационной науки (тектологии)”, а в 1922 г. в берлинском однотомном издании Гржебина публикуются все три части, которые впоследствии (в 1925,1927 и 1929гг.) в заново переработанной и дополненной форме выходят отдельными книгами вЛенинграде и Москве. Кроме того, в 1921 г. в государственном издательстве Самары появилась его популярная книга “Очерки организационной науки ”.
Конечно,аналогии между самыми разнородными явлениями окружающего мира уже давнопривлекали внимание философов и ученых. Герберт Спенсер в своих знаменитых“Основных началах” (FirstPrinciples, 1862) сформулировалряд обобщений, могущих, по его мнению, служить для объяснения “всех порядковявлений. В первых десятилетиях XXв. появляются различные попытки универсализации тех или иных научных принципови законов, установленных первоначально в частных науках. Многими доказываласьтакже универсальность принципа отбора, установленного, как известно, сначала вбиологии. В тектологии отбор принимается как “первая схема универсальногорегулирующего механизма”. Все чаще в литературе выдвигается идея о научнойценности аналогий, их эвристического значения в науке и в практике. Но все ониочень далеки от создания новой универсальной науки об организации.
Всеобъемлющаянаука об универсальных типах и закономерностях строения и развития разныхорганизационных форм, разных систем, общая теория организации впервые быласоздана А.А. Богдановым. Но тектология Богданова, как и более ранние попыткиего предшественников, долгое время не имела успеха и первоначально былавоспринята лишь немногими, как, например, известным экономистом В.А. Базаровым,который применял ее к изучению проблемы хозяйственного баланса. Положительноотнесся к тектологии также Н.И. Бухарин. Можно было бы назвать еще несколькосторонников тектологии, но их было немного. Главная причина этого заключалась втом, что всеобщая теория организации не соответствовала господствующему стилюспециализированного научного мышления, не соответствовала господствующейинтеллектуальной традиции. Поэтому когда в 40-х годах появилась “общая теориясистем” известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, то не заметилиили не захотели заметить, что ее положения повторяют, хотя и частью вмодернизированной форме, тектологические идеи Богданова./>/>/>Тектология
Созданиевсеобщей организационной науки, или тектологии, было, несомненно, главнымнаучным достижением А. Богданова в его потрясающе многосторонней научнойдеятельности.
Основнаяидея тектологии заключается в единстве строения и развития самых различныхсистем (“комплексов” по его терминологии) независимо от того конкретногоматериала, из которого они состоят. Это системылюбых уровней организации — от атомных и молекулярных до биологических исоциальных. Тектология Богданова — всеобъемлющая наука об универсальныхтипах и закономерностях структурного преобразования любых систем, общая теорияорганизации и дезорганизации. Для построения грандиозного здания своей всеобщейорганизационной науки Богданов использовал материал самых различных наук, какестественных, так и общественных. Богданову удалось заложить основы новойсинтетической науки, охватывающей все области человеческого знания. Критикуяограниченность мышления, воспитанного на специализации, Богданов осуществилпопытку заложить универсальные, обобщённые основы науки, объединяющейорганизационный опыт человечества. Организационную точку зрения Богдановрассматривал как призванную служить средством решения практических задач.Богданов для повышения результативности решения конкретных, практических задач,предполагает обязательное сведение процесса решения задач к выявлениюабстрактной составляющей. Решение абстрактной, облегчённой задачи при переводена конкретный уровень (при детализации) позволяет получить конкретное решение:«Эта точка зрения всегда шире и потому способна, по крайней мере, в некоторых,а может быть, и во всех случаях приводить к результатам более полным или болееточным. Опыт всех наук показывает, что решение частных вопросов обычнодостигается лишь тогда, когда их предварительно преобразуют в обобщённыеформы». Этим методом и пользуется Богданов при постановке и решениитектологических задач. Задача же тектологии, по Богданову, как наукиэмпирической, — систематизировать организационный опыт. Тектология должнавыяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческойдеятельности; затем — обобщить и систематизировать эти способы; далее —объяснить их, то есть выработать абстрактные схемы их тенденций изакономерностей, определить направления развития организационных методов и ихроль в мировом процессе. По мнению А.А. Богданова, когда в процессе обобщения,абстрагирования выяснены общие законы, то создаётся твёрдая опора дляпланомерной организационной деятельности — практической и теоретической. Полныйрасцвет тектологии будет выражаться в сознательном господстве людей как надприродой внешней, так и над природой социальной. Успех тектологическихобобщений и выводов, по мнению Богданова, зависит, прежде всего, от правильныхметодов и способов организации тектологического анализа.
«Комплексы»по Богданову имеют организационные, формирующие механизмы, различающиеся наконъюгацию (соединение комплексов), ингрессию (вхождение элемента одногокомплекса в другой) и дезингрессию (распад комплекса). Если система вопределённый промежуток времени не меняет свою структуру, то происходитконсервативный подбор. Напротив, прогрессивный подбор направлен на изменениекомплекса, развитие его структуры. Прогрессивный подбор может бытьположительным или отрицательным. В случае положительного подбора в системеувеличивается неоднородность компонентов и количество внутренних связей и,таким образом, повышается её сложность и степень автономии частей. Современнымипримерами положительного подбора служат стандартизация и кооперирование отдельныхпредприятий. Положительный отбор обычно повышает не только эффективностьорганизации (например, производительность труда), но и её неустойчивость.Поэтому необходимы меры, которые ослабляют его действие и охватываются термином«отрицательный подбор». Отрицательный подбор повышает порядок и однородность,уровень централизации и координации отдельных действий. Отрицательный подборхотя и повышает структурную целостность и устойчивость системы, но одновременноснижает её функциональную эффективность. Направленность подбора, от которогозависит возникновение форм организации, относительно стабильна в неизменнойсреде; наоборот, в быстро изменяющейся среде подбор идёт то в одном, то вдругом направлении. Очевидно, что механизмы выбора той или иной структурысистемы тесно связаны с определением рациональной меры еёдецентрализации-централизации. Например, на предприятии централизация ускоряетадаптацию и облегчает специализацию элементов системы. Но по мере развитияцентрализации все труднее совершенствовать технологии и внедрять инновации.Поэтому надо установить некоторый уровень децентрализации, обеспечивающийбольшую защищённость системы и возможность продуктивного развития инициативыотдельных звеньев.
А.А.Богданов различает системы уравновешенные и неуравновешенные, пишет овозможностях их перехода из одного состояния в другое. Он рассматриваетравновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическоеравновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенноутрачивает это качество и переживает это состояние как «кризис», а преодолеваяего, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития. Принциправновесия находит своё выражение в чисто организационном требовании равновесияправ и обязанностей каждого человека, каждого органа управления и вообще любогозвена какой-либо организации.
Однойиз ключевых концепций тектологии Богданова является «закон наименьших» — идея отом, что стабильность системы определяется стабильностью её самого слабогозвена. То есть устойчивость равновесия всех организационных форм лимитируетсякрепостью самого слабого звена, что имеет особое значение для обеспечения пропорциональностии сбалансированности различных сфер и отраслей народного хозяйства. При этомБогданов говорит о необходимость учета слабых звеньев, их подтягивания доушедших в своём развитии вперёд и достижения нужного соответствия междуразличными частями и показателями плана.
Укреплениеслабейших точек соответствует и другому тектологическому правилу —пропорциональности между элементами единой системы. Развитием такого подходафактически являлись практические меры, которые были направлены на опережающее развитиенекоторых отраслей и производств, представляющих собою узкие места,сдерживающие социально-экономический прогресс страны в целом.
Вцентре внимания научной работы была задача разработки модели единогохозяйственного плана. Можно сказать, Богданов был первым, кто сформулировалосновные принципы его построения. Он писал, что планомерное хозяйство являетсятаковым, если в нем «все части стройно согласованы на основе единого,методически выработанного хозяйственного плана». Рассуждая о построении народнохозяйственногоплана, Богданов сформулировал основные его принципы: целостности экономики иединство плана, прямых и обратных связей в управлении и планировании, а также основныетектологические идеи — «закон наименьших», равновесия плана (как любого другогокомплекса), пропорциональности, сбалансированности. При этом исходным пунктомпланирования является удовлетворение человеческих потребностей, что определяетименно динамичность равновесия плана. Исходя из цели удовлетворениячеловеческих потребностей, Богданов выводит объём, виды потребностей ирассчитывает необходимое количество предметов потребления при даннойчисленности трудоспособного и нетрудоспособного населения, выводя отсюдапотребность в средствах производства.
Построениеже эффективного хозяйственного плана, по Богданову, невозможно без системнойцелостности общества и его отдельных подсистем. Он говорит, что общество естьсумма человеческих активностей в природной среде, и каждая отрасль народногохозяйства, предприятие, работник как части организационной системы выполняют вней свою определённую функцию.
Дажесейчас мы можем сказать, что по своей стройности, глубине и широте построениятектология осталась непревзойденной. Не случайно потому, что она начинает всечаще упоминаться в междисциплинарных работах, посвященных системнойметодологии.
Возрождение интереса к тектологии объясняетсяинтересами как науки, так и практики. Все более возрастаютстремление к интеграции чрезмерно дифференцированной современной науки, поискиобъединяющих принципов и моделей. Не менее важной, а в некоторых отношенияхдаже более важной причиной возрастающего интереса к тектологии являетсянепомерное и все более прогрессирующее усложнение организационных процессов втехнике, экономике и в общественных отношениях. Все сложнее становится мироваяэкономическая система. />/>/> 
Заключение
Главнымв А.А. Богданове было стремление изменить несовершенный мир, сделать егоразумнее, справедливее. На эту идею работало все его существо, ей подчиненабыла напряженная работа ума. Отсюда и поиски ответов в философии иполитэкономии.
Посвоему содержанию главный труд А.А. Богданова «Тектология» намного обогнал своёвремя, но в момент публикации он оказался непонятым научным и философскимобществом. Обрушенная в 20-е годы на «Тектологию» критика имела не стольконаучные, сколько идеологические аргументы, которые зачастую совершенно не былисвязаны с её реальным содержанием. Богданов же предвосхитил некоторые основныеположения таких современных научных направлений как кибернетика, системныйподход, структурализм, синергетика и т. п. Он высказал такие важные идеи, каксходство строения различных организационных структур, принцип обратной связи,прогрессивный подбор, динамическое равновесие. Но главной заслугой Богдановаявляется именно то, что на основе этих идей, тектологических законов онпроанализировал экономические отношения и организационные механизмы общества,природу экономического роста и спада.
Создавстройную универсальную теорию, объединяющую организационные методы других наук,Богданов совместно с Громаном В.Г. и Базаровым В. А. предложил новыеорганизационные механизмы, принципы устройства не монолитного и централизованноуправляемого предприятия, а основанного на самоорганизации, позволяющей быстроадаптироваться к меняющимся требованиям рынка. То есть Богданова можно считатьподлинным основателем теории систем, создателем необходимых теоретическихпредпосылок реинжиниринга предприятий, хотя он и ставил перед своей теориейиные задачи — обеспечение гибкости форм производства и планомерного егоразвития для построения социалистического общества./>/>/> 
Список использованнойлитературы
1. А.Беляков, «Александр Богданов. Утопия как точная наук». [Электронный ресурс] // beliakov.net/Bogdanov.htm
2. А.Л.Тахтаджян, «Слово о тектологии». [Электронный ресурс]
//http://www.bogdinst.ru/bogdanov/tahtajan.htm
3. Г.Д.Гловели, «Страсть к монизму». [Электронный ресурс]
// www.bogdinst.ru/bogdanov/glovely.htm
4. Материализ Википедии, ст. «Богданов, Александр Александрович». [Электронный ресурс]
//http://ru.wikipedia.org/wiki/Богданов,_Александр_Александрович
5. B.C.Лебанер, «Александр Богданов и его наследие». [Электронныйресурс] //http://russcience.euro.ru/papers/kleb03vf.htm
6. ОльгаСИНГАЕВСКАЯ, ««ЕРЕТИК» БОГДАНОВ». [Электронный ресурс] // www.zn.kiev.ua/3000/3760/41878/
7. А.Н.Шушпанов, «О жизненной стратегии Александра Богданова: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕЛИ» [Электронныйресурс] //http://www.metodolog.ru/00269/00269.html
8. Д.Ю.Столяров, «Переиздано одно из лучших философских сочинений Александра Богданова«Эмпириомонизм. Статьи по философии»». [Электронный ресурс] // www.humanities.edu.ru/db/msg/32354


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.