Реферат по предмету "Философия"


Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков)

БЕЛОРУССКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯР  Е  Ф Е  Р  А  ТПО ФИЛОСОФИИ
РУССКАЯ  РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв.
Вл. СОЛОВЬЕВ,Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВСтудента  МТФ   группы 104218
Грицаенко Д.В.
г. Минск –1999 г.
                                                ОГЛАВЛЕНИЕ


             Введение  .  .  .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   .   .   .  .   .   .   1
        1. Новое религиозное сознание  .   .  .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .  2
           
        2. Религиозно – философские собрания . .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   .  .   .   .   2
        3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл   .   .   .    3
4.      Теоретическая философия Вл.Соловьева .  .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .  .   6
        5.  Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева  .  .   .   .   .   .  .   .   .  .      8
        6.  Биографическая  справка    .   .  .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .     13
              Глоссарий .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .    .  .   .   .  .   .   .   19
             Литература .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .  .   .   .   .   .   .  .   .   .  .  23ВВЕДЕНИЕ
Значительнуюроль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX — XXв.в. оказали работы выдающихся русских философов В.Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др.Русской религиозной философии XX векасовременные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловленонесколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведенымировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиознаяфилософия  этого периода явиласьпоследним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи.В-третьих,  философия в России началавека формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальмапервенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным еепредставителям.
Будучипродуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиознаяфилософия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальнаяреволюция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринятаими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.
Волеюисторических событий большая часть русских философов была вынужденаэмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции иее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестоваименно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.
Преодолениекризиса, в котором оказались философ­ский теизм и славянофильство, сталоглавным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Его система яви­лась новымэтапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попыталисьсделать ее идеологи­чески активной уже в начале столетия. В основе деятель­ностиСоловьева лежали следующие кардинальные устре­мления: осуществить под знаком«всеединства» «гармо­нический синтез религии, науки и философии»; объединитьрациональный, эмпирический и мистический виды позна­ния; представить историюкак процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления иактивизации. Обоснование Соловьевым историософскихконструкций с позиций религиозного объективного идеализма сочеталось слиберальным характером его общественно-политических взглядов. Вл. Соловьев, мо­дернизировавшийтрадиционную проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был попу­лярен  среди русской интеллигенции.
Русскаярелигиозная философия XX в. формирова­лась не только в тесной связи с прежнимирелигиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении ссовременными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась оперетьсяна достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли,используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма,Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русскийрели­гиозный идеализм дорос до лидирующих школ новей­шего идеализма Германии,Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предло­живобщественному сознанию различные варианты экзи­стенциализма (Шестов, Бердяев),философии всеедин­ства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма(Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального»христианства .
Глубинаи резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни,безусловно, содей­ствовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фонекрушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени.Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной филосо­фии XX в. неимеют, хотя бы в какой-то степени, прогрес­сивное и конструктивное значение.
1.    «НОВОЕРЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».
Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XXв., вместе с общественной деятель­ностью его главных представителей, получил всоветской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозноесознание», «богоискательство», «веховство», «духовныйренессанс начала XX века». Истори­чески первым (до первой русской революции)возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группурелигиозных идеалистов (Мереж­ковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). Послере­волюции 1905—1907 гг. получило распространение по­нятие «богоискательство»,широко использовавшееся публи­цистикой для обозначения писаний религиозныхфилосо­фов в России того времени.
  «Новое религиозное сознание»лишь у истоков несло  на себе печатьзамкнутости и кружковщины. Очень ско­ро оно стало воспринимать себя не каксвязанное с ка­кими-либо университетско — академическими потребностя­ми и кругами, не как философскую школу или направле­ние,а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия исамосознания, его здоровья и болезни одновременно.
Разными путями приходили к «духовному ренессан­су» егомногочисленные и непохожие друг на друга пред­ставители. «Новое религиозноесознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофиль­стваи консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от дека­дентства и мелкобуржуазнойреволюционности (Д. Ме­режковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от«легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма(С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).
«Новоерелигиозное сознание», или богоискательство,—сложное ипротиворечивое образова­ние не только потому, что в него входили люди, стояв­шиена различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородныхсоциальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что этотечение с момента своего зарождения до упадка проде­лало определеннуювнутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили соответственноле­вый и правый социально-политические фланги «ново­го религиозного сознания».Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие «легальные марксисты»Булгаков, Бердяев, Франк и др.     
Рассматриваемоерелигиозно-философское течение с самогоначала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Онобыло буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-рефор­маторскиенастроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма илиберального народ­ничества. Их представителем и выразителем в религи­ознойпублицистике явился Д. Мережковский. Помещи­чьим, «докапиталистическим» этотечение было по­стольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенныйзащитник самодержавия, консерватор пат­риархально-феодального типа.
Вдальнейшем социально-политическое и классовое представительство «нового ре­лигиозногосознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группылиберально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др.), которые самимвхождением в это течение мировоззренчески и идеологи­ческизавершили переход с неокантианско — ревизионистских ибуржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальномумарксизму» второй поло­вины 90-х годов к религиозной философии и кадетскомулиберализму. 2.  РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ
        Первыми крупными представителямибогоискательства были Мережковский и Розанов. Их деятельность по пропагандерелигиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов, сначала на квартиреМережковских и в различных литературно-художественных салонах Пе­тербурга, азатем на «религиозно-философских собрани­ях», официально открытых в конце 1901г. Несмотря на то что работа собраний контролировалась синодом, они даливозможность светским религиозным философам и богословам высказать своипретензии к официальному православию и свои предложения по поводу той, как ониполагали, явно неудовлетворительной роли церкви, кото­рую она играла в резкоизменившихся условиях обще­ственной жизни России. Цель собраний состояла, по за­мыслуих инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабленияклассовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной («куль­турно-исторической»)силой, долженствующей объеди­нить и «примирить» вокруг себя все общественные слои  и классы, ибо, по утверждению их участников,«возрождение России может совершиться на религиозной почве» .
Послезакрытия религиозно-философских собраний  активность их участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь»,который взял на себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы спозитивизмом, материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в1904 году Булгаков,—что в наш рационалистический век и самая пламеннаярелигиозная вера должна получить философское оправдание и закалиться в горнилефило­софских сомнений. Поэтому философский идеализм есть необходимый путь крелигии, представляет станцию, ко­торой не может миновать современный человек всвоем стремлении к религиозному мировоззрению» .
Сначала такая постановкавопроса об отношении фи­лософии к религии вызывала со стороны «Нового пути»возражения. Исходя из безоговорочного принятия рели­гии, новопутейцызаявили о недопустимости оправдания религии, ибо это занятие ставило религию взависимость от успеха ее оправдания. На деле спор шел лишь об оттенках подходак религии двух групп богоискателей. И в том и в другом случае речь шла омодернизации хри­стианства и о более или менее последовательной выработкеразличных религиозно-философских доктрин, отве­чавших (в основном) политикелиберализма по отноше­нию к религии и церкви.
Социальнымкоррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» былаобъективная по­требность молодого русского империализма подчинить своиминтересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало определеннуюмодернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должнабыла  остаться прежней.
К 1905 годуБулга­ков предельно кратко перечислил основные черты анти­позитивистскогоидеализма «нового религиозного созна­ния»: «...трансцендентный реализм в гносеологии и онто­логии, спиритуализм вметафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму, понимаемомукак ре­лигия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным духовным отцомрусского идеализма, дело ко­торого приходится продолжать и развиватьтеперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев» .
3.   ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНСНАЧАЛА XX В.
ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
К концу первого десятилетия XX в. результатом  бурно расцветшего кризисного и декадентскогорелигиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в.
Кругвопросов, захвативших умы религиозных фило­софов, был поистине безграничен.Основные темы и кате­гории «нового религиозного сознания» связывались,во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическиминачалами, подлежащими «син­тезу», и философствованием по поводу долженствующе­говоплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблема­тикой антагонистических явленийи обсуждением форм их действительного или возможного примирения.
Если попытаться в рамкахэтих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следую­щаятаблица.
       I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГОРЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»

Дуалистические и плюралисти­ческие начала,подлежащие син­тезу в «новой культуре и жиз­ни (религии)»
1. Бог — человек, общество, че­ловечество;«небо — земля»
2. Теогония — космогония — антропогония — история
2.Христианство— язычество (античность); жизнь — рели­гия
4. Бог — государство (власть)

Их долженствующее и ожидае­мое разрешение
богочеловечество
«становящееся  всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п.
в аспекте социальном и в пла­не духовной культуры: осуще­ствление«духовного  возрожде­ния»
теократия:  новая, истинная, «свободная»,  «анархическая»;
«христианскаяобщественность»

 
  5.Трансцендентное — имма­нентное — 
      ноуменальное
экстаз,трансцендирование, веч­ность; «антиномический син­тез»;духовный, ноуменальный мир
6Дух—плоть (тело, вопло­щение)
7. Свобода — творчество —жизнь — гнозис — «револю­ция духа»
8. Вера — воля — разум —
чувство — свобода — дух — любовь — надежда
9. Жизнь — знание; религия —философия; теургия — искус­ство; эрос — логос; истина — добро — красота; я — ты— мы;   микрокосм — микротеос—«нравственная   вселен­ная»
10. Мужское — женское

«освященнаяплоть (пол)», со­вершенное «соединение плоти и духа»,«религиозный материа­лизм»,«богоматериализм»
 в перспективе религиозного и духовного«возрождения»: на­ступление эпохи «религиозного творчества»,     «претворение» культуры и жизни в «христиан­скоебытие»
васпекте гносеологии: «целост­ный» акт познания, «соборное», «синтетическое»,«онтологичес­кое» познание, «живое знание»
васпекте антропологическом:
человек«нового религиозного сознания», «соборный» человек;
всоциальном смысле: «собор­ность», «новое религиозное со­знание»
«духовный» андрогин

 II. ПРОБЛЕМАТИКААНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ

    Антагонистическиеявления или доктрины
1.«Историческое»   христиан­ство и церковькак социаль­ный институт—церковь «ми­стическая»,  «апокалипсиче­ское христианство» и т. д.
2. «Царство кесаря — царстводуха»
3. Материализм,   позитивизм, атеизм — религия, религиоз­наяфилософия
4. Научные представления оразвитии природы и общест­венной жизни, материалисти­ческие или позитивистские«религии прогресса»- идеи «замысла божьего», религиозная историософия
5. Феноменальное — ноуменаль­ное;эмпирическое — транс­цендентное, мистическое
6.Материя — дух
Существующие или возможные «негативные»формы, разреше­ния их борьбы
официальное православие, цер­ковная казенщина,«церковный позитивизм»
папоцезаризм,   цезарепапизм,торжество «грядущего Хама», демократия, социализм
васпекте общественно-полити­ческой и идейной жизни России:
победареволюционно-демокра­тических и материалистических традиций, «сектантского»,ате­истического духа русской ин­теллигенции
«абсурдность»и «бесчеловеч­ность» бытия; «дурная» беско­нечность мира и истории как«бессмысленной» смены поколений;«конечность»,ограниченность существования человека в мире
«дурная»бесконечность мира явлений; мир науки; материали­стическое и позитивистское мы­шление
объективнаяреальность, мате­риализм, наука

7. «Отвлеченные» начала —«це­лостное»знание; эмпиризм, рационализм — мистицизм;
рассудок — разум, «сверхра­зум»,абсолютный разум; ра­зум — абсурд; интеллектуа­лизм — волюнтаризм, ирра­ционализм
8. Смирение, аскетизм, мона­шество,святость — свобода, творчество,   гениальность; эманация— творчество
9. Род — личность, общее —ин­дивидуальное

 
васпекте антропологическом:
«отвлеченный»,   «греховный», «внешний»,   «объективирован­ный» и «социализированный»субъект; мещанин, обыватель
коснаяатмосфера византийско-монашеского православия; «по­зитивизм» официального пра­вославия
безличная родовая жизнь, «де­градацияличности в процессе деторождения», бытовщина, ме­щанство

   Широкий спектр подлежащих «синтезу» илиантаго­нистически связанных идей — в той или иной их ком­бинации, с теми илииными оттенками—обсуждался большинством русских религиозных философов начала XXв. Лидерами этого большинства были                 В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков,   Н.Бердяев,  С. Франк,    П. Флоренский,           Л. Шестов,    В. Эрн,    Вяч. Иванов, С. Тру­бецкой,  Д. Философов и многие другие.
       Религиозное или «духовное возрождение»России, о котором заговорила почти вся интелли­генция на рубеже ве­ков,понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозномуклимату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всехобластей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения.Хотя эти связанные с ре­лигией максималистские вожделения и были, пожалуй,центральными для представителей богоискательства, но в обстановке острыхпротиворечий и сложной классовой борьбы они неминуемо должны были дополнятьсявпол­не земными требованиями либерально-буржуазных ре­форм в областинадстройки, в том числе и в области религии и церкви.
       «Это была, — писал много лет спустя  Н. Бердяев, — эпоха пробуждения в России самостоятельной ( идеалистической ) философскоймысли, расцвет поэзии и  обостренияэстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса кмистике и оккультизму …  видели новыезори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой напреображение жизни … Изначально в этот русский ренессанс вошли элементыупадочности … Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху исопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Быловозбуждение и напряженность, но не было настоящей радости».  Русская религиозная философия ХХ векаформировалась, кроме того, в неустанной и систематической      борьбе с гуманизмом и идеаламиВозрождения, что также не дает никакого основания для проведения каких-либопараллелей между двумя этими явлениями.
      «Новомурелигиозному сознанию» были присущи универсалистскиепритязания. Многие его представители были склонны говорить не просто офилософском или о религиозно-философском возрождении, а именно о «духовном».
Однимиз факторов, который явным и косвенным об­разом вплетается в процесс отраженияправославием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, являетсяидеологическое, идейно-философское и рели­гиозно-модернистское наследие «новогорелигиозного со­знания», ведущие представители которого одновременно составляливнецерковную ветвь религиозного реформаторства.Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что онем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспектпроблемы ««новое религиозное сознание» и современность»: влияние некоторых идейи установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковнойлинии религиозного реформаторства  на современных православныхмодернистов-церковников.
Другойточкой соприкосновения между современным модернизмом и проблематикой «новогорелигиозного со­знания» оказался повышенный интерес к проблеме человека.«Нельзя не видеть,—замечает в этой связи П. К. Курочкин,—что поворот к проблемечеловека, в частности его социальной активности,—важнейший ас­пект модернизациисовременной религии… Из всех рели­гий самый обостренный интерес к человекупроявляет христианство. Реальным содержанием известной фразы Н. А. Бердяева:«Христианство осталось незаконченным откровением об абсолютном значении ипризвании человека»—является утверждение «абсолютной ценности»индивидуальной личности в христианской религии.
4.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  Вл. СОЛОВЬЕВА
Свое философскоемировоззрение Вл. Соловьев изложил в трактате «Философские начала цельногознания», который может считаться по нынешним определениям наилучшим образцомфилософской классики, как учение о сущем,бытии и идее .  Именно свое учение оразвитии он уже применил к человечеству в целом. Категорию развития надоприменить и ко всему миру, и к бытию в целом. Организм есть единство ицельность. Следовательно, и все бытие тоже есть единство и цельность. Для Вл.Соловьева гораздо более полноценной филосо­фией является философия мистическая, но и она слишком частооказывается связанной то с натура­лизмом, то с идеализмом. Поэтому и она, поВл. Соловьеву, требует совершенно новой разработки.
Очень важно отдать себе отчет в том, что Вл.Со­ловьев понимает под мистицизмом. «Предмет мистической философии есть не мирявлений, сводимых к нашим ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, аживая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта филосо­фиязанимается не внешним порядком явлений, а внутренним порядком существ и ихжизни, который определяется их отношением к существу первона­чальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и жизни как. всеобще­го и целостного организма, еслипокамест не входить ни в какие детали.
Такой жеразнобой между философской термино­логией и философской сущностью дела у Вл. Со­ловьевамы будем наблюдать и дальше. Точно так же и под таким термином, как «церковь»,нужно, понимать у Вл. Соловьева согласно духу и букве его учения, как мы ужесказали выше, просто в первую очередь всеобщую целостность бытия, или, как онговорит, всеединство, но только втаком идеаль­ном состоянии, когда уже преодолеваются все несо­вершенства жизнии человек приобщается или по крайней мере стремится к такому идеальному состоя­нию.Поэтому, если отнестись критически к термино­логии Вл. Соловьева, то совершенноничего страшно­го и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни в этом«всеединстве», ни в «целостности» и ни в этой «церкви». Здесь просто учение ожизни и бы­тии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как онерушимой и всеединой целостности. Учение это, кроме того, мотивируется, как мывидели, чисто жизненными задачами человека, который хочет преодолеть несовершенствожизни и переделать ее в целях лучшего будущего. Тут тоже нет ничего плохого илинепонятного.
 Все ранние трактаты Вл. Соловьева полнысхематизма, логического систематизма и того, что обыватели обычно называютсхоластикой, с которой они не знакомы как с определенным историко-философским периодом. Поэтому точныйтерминологический анализ  Вл. Соловьеварасставляет все проблемы споров на свои места. Давайте продолжим наш терминологическийанализ его рассуждений.
Во-первых,ясно, что свое бытие Вл. Соловьев понимает по крайней мере в двух, если не втрех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о противоположности сущегои бытия, как это мы констатировали выше. Одно выше всякой раздель­ности, другоеесть раздельность и множественность. Теперь же оказывается, что в бытии тоженеобходи­мо различать два разных бытия. Одно — идеальное, необходимое и то, чтофилософ называет сущностью. Другое же — реальное, действительное и то, что фи­лософназывает природой. Сказать, что все это разде­ление вполне ясно, никак нельзя.Понятно то, что нерасчлененное сущее, расчленяясь, становится идеей или, какговорит философ. Логосом, а эта идея,или Логос, осуществляясь, создает реальную дейст­вительность. Однако совсемнепонятно, когда мы тут же читаем, что после расчлененного Логоса нужнопризнать идею, которая есть «осуществленное или проявленное (открытое)сверхсущее». Здесь можно понять так, что Логос есть только «акт прояв­ления илиоткровения», а идея — само проявленное и открытое сверхсущее. Но тогда идеяоказывается уже на третьем месте после сущего, а не на втором, куда ее помещалфилософ на этих же страницах вместе с «необходимостью» и «сущностью». В общейтабли­це анализируемых в данной работе категорий мы тоже находим тройноеделение: Абсолютное, Логос, Идея.
Неочень благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса. Посколькулогос расчленяет абсолютное сущее, а последнее нерасчленимо,то философ вводит понятие внутреннего, или скрытого, логоса, которомуприходится противопоставлять открытый, или проявленный, логос. И это тоже былобы понятно, но философ вдруг говорит почему-то о «видимости», или«призрачности», этого второго логоса. Дело запутывается еще больше, когда фило­софзаговаривает о третьем логосе, «воплощенном или конкретном», который он называеттакже Христом. Ведь христианство мыслит Христа как во­площение логоса вчувственной материи. Но ни о ма­терии, ни тем более о чувственной материифилософ до сих пор не сказал ни слова; а то, что он выше назвал «первойматерией», было у него только «не­обходимостью» и «сущностью», о воплощениикото­рых совершенно ничего не было сказано.
Болеепонятно суждение о том, что «третьему или конкретному Логосу отвечает иконкретная идея, или София». Другими словами, чистая идея тоже содержит в себекакую-то чистую материю и в сово­купности с этой материей является Софией. Ночто это за материя в чистой идее, об этом можно только догадываться.
Всвязи с этим не очень ясным предстает в дан­ном трактате также слишком кратко иабстрактно выраженное учение о Пресвятой Троице. То, что абсолютное сущее какначало, исток и сила всего существующего именуется Отцом, это, если стоять напозициях Вл. Соловьева, еще более или менее понятно. Но если второе лицоПресвятой Троицы он именует то Логосом, то Идеей, то Сыном, тогда здесьвозникают неясности, о которых мы только что сказали, относительно пониманияЛогоса и Идеи. И неужели, с точки зрения Вл. Соловьева, второе лицо призрачно?
Наконец,нелегко понять и то, что философ гово­рит здесь о Духе Святом. То это естьвозвращение расчлененности сущего к его нерасчлененности, то это есть отношениесущего к самому себе через свое проявление, или через свою идею, а тоговорится, что Дух Святой есть то, чему «соответ­ствует» конкретная ивоплощенная идея. В последнем случае остается неясным, каково же отличие ДухаСвятого от Софии и от Христа.
Философизбегает здесь противоречи­вости благодаря тому, что из всех своих указанных унас выше основных триад останавливается только на одной — Сущее, Бытие,Сущность. Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком виде:Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку, однако, цель­ность предполагаетсуществование всего во всем, то в каждой из этих трех категорий снова повторяют­сяте же самые три категории. Получается следующая таблица:
                                                             1) Сущее                          2) Бытие                             3) Сущность
                                                       ( Абсолютное )                    ( Логос )                                  ( Идея )
                       1) Абсолютное .   .   .   .   .   Дух                                 Воля                                        Благо
                2)  Логос .   .   .  .   .   .          Ум                         Представление                              Истина
                       3) Идея  .   .  .   .   .  .   .      Душа                              Чувство                                   Красота
Отобрав только эти два тройных деления, Вл. Со­ловьев очищаетсебе путь для той ясности и     простоты,без которых он не мог бы мыслить завершения своих категориальных построений.
               Чтобы понят


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.