--PAGE_BREAK--Космизм Соловьёва
Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.
В своей философии Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.
По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душа отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на множество враждующих элементов.
Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.
В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Философ развивает динамическую теорию атома: “Атомы суть действующие, или активные, силы, и все существующее есть произведение их взаимодействия”.
Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе: для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее — разумным (человеческое), и, наконец, совершенным (царство Божие).
Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.
На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства.
Философия Фёдорова
Николай Фёдоров, уникальный русский философ, мыслитель мирового масштаба, труды которого были опубликованы в основном после его смерти, до сих пор для многих остается неизвестным. И это очень плохо. Потому что федоровская «Философия общего дела» вполне может стать основой мировоззрения третьего тысячелетия. Приняв его идеи, люди, наконец, смогут ответить на самые главные вопросы:
· Для чего живет человек?
· Как положить конец войнам, межнациональным конфликтам?
· Как победить смерть?
Федоров был уверен, что у человечества есть общий враг–смерть, и именно в борьбе с ней люди должны объединиться. «Человечество потому и разъединено, что нет общего дела». Этим общим делом должна стать борьба за бессмертие.
Он не считал смерть чем-то естественным для каждого человека. Смерть, по его мнению, лишь состояние, пребывание в котором обусловлено теми или иными причинами. И в учении Христа для него самым важным была весть о возможном грядущем телесном воскрешении, победе над смертью как «последним врагом» человечества. Достижение бессмертия Федоров называл общепланетарным делом. И главную роль, по его мнению, в решении этой задачи должны сыграть ученые. Он верил, что «нет такого дела, с которым не могла бы справиться наука».
Вслед за разгадкой причин смерти, по дерзновенной мысли Федорова, должно произойти физическое воскрешение ранее живших людей. Человек с помощью неограниченных сил науки должен не только совершенствовать себя, но и научиться восстанавливать своих предков из атомов и молекул. Поскольку ничто на земле не исчезает бесследно. Сын обязан помочь воскрешению своего отца, ведь он несет в себе следы его облика, отец–деда, и так до самого первого человека. Если перевести это на современный язык, мы получим, скажем, воскрешение по коду ДНК.
Федоров верил, что человек внесет, наконец, в мироустройство цель и смысл. Этим смыслом должна стать регуляция природы, основанная на изучении законов эволюции и природы как системы. А цель этой регуляции–отмена смертности человека, освоение им космоса, превращение человечества во владыку солнечной системы.
Если же этого не произойдет, «если человечество признает регуляцию делом для себя непосильным, что ж, тогда оно будет отвергнуто, как не выдержавшее испытание. И отнимется у него власть над миром, и дана будет эта власть другому роду разумных существ на иной планете, у иной звезды… Но я не хочу исходить из этого. Верю в то, что человечество выполнит все, что ему суждено».
Николай Федоров стал родоначальником нового философского учения–русского космизма. Его безгранично уважал самый почитаемый в мире писатель, Федор Михайлович Достоевский. Именно идеи Федорова вдохновили Циолковского на разработку основ ракетодинамики, а Вернадского–на создание теории биосферы, эволюционирующей к ноосфере (сфере разума).
Сегодня мировая наука развивается бурно, но стихийно, и очень часто результаты научных исследований используются не на благо людей, а для создания новых методов их уничтожения. По Федорову же, всякая агрессия по отношению к человеку противоречит основной цели общества. Для него невозможным было примириться хотя бы с одной человеческой смертью на земле.
Выдающийся русский философ, учение которого становится все более востребованным во всем мире, сделал главное–внес глубокий нравственный смысл в научное познание, обозначив его цели: разгадка природы человека, его смерти, обретение бессмертия, воскрешение умерших. Федоров много писал о необходимости изучения и сохранения культурного наследия прошлого, был противником исторического беспамятства. И вполне логично было бы присвоить его имя Российской Государственной Библиотеке, где родились важнейшие идеи Николая Федорова.
продолжение
--PAGE_BREAK--