РЕФЕРАТ
СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Выполнила: студентка II курса
историкотеоретического факультета
Казахской Национальной Консерватории
имениКурмангазы Валерия Недлина
Алма-Ата 2005
Содержание
1. ЖИЗНЕННОСТЬ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
2. ИДЕОЛОГИЯ
3. ГЕНЕЗИСПРОБЛЕМЫ
4.ПРИЧИНЫ КРАХА КОММУННИСТИЧЕКОЙ ИДЕОЛОГИИ
5. ПРЕДСКАЗАНИЕ КРАХА: ВЗГЛЯДМУДРЕЦА
6. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
8. ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
ЖИЗНЕННОСТЬ ИДЕИПОСТРОЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Уже большедесяти лет прошло после краха могущественного Союза Советских СоциалистическихРеспублик. Те, кто чуть более десяти лет назад произнесли вожделенное для всехсоветских школьников «Всегда готов!», мечтавшие о коммунистическом будущем,сейчас служат совсем иным идеалам, строят общество развитого капитализма. Новедь, согласно Марксу, наше общество сделало шаг назад?
Мало кто припадении социалистических режимов в Восточной Европе не был уверен в ошибочностиидей социализма. Тогда казалось, что идеям коммунизма не завладеть больше такимколичеством умов, как это было в СССР. Общество, неожиданно для самого себя«прозрев», осознало все «зло», принесенное коммунизмом. Хотя сейчас, пожалуй,многие осознают, что зло несла не сама идеология коммунизма, а те, кто еепретворял в жизнь, основываясь лишь на личных интересах.
И вот сейчасмы видим, как идеи всеобщего социального, экономического и политическогоравенства вновь прорастают в умах современной молодежи, еще не забывшей словгимна Советского Союза, заучивавшегося как «Отче наш» всеми советскими первоклассниками. Да и на Западе, таккичившемся своей капиталистической свободой, эти идеи развивались со времен«холодной войны» в самых разнообразных направлениях.
В настоящеевремя функционируют и развиваются общества коммунаров, хиппи, юных троцкистов,молодежные крылья левых партий. Многие неформальные организации вобрало в себястремительно развивающееся движение антиглобалистов. Практически все онивыступают за ограничение власти денег, за привлечение внимания общества кгуманитарным, экономическим, экологическим и прочим проблемам современности.
Что движетэтими молодыми в большинстве своем людьми? Где искать корни их идеологии? Неявляется ли идея равенства и братства всех людей на планете Земля идеей фиксвсей человеческой цивилизации на протяжении всей ее истории? А если является,то почему мы до сих пор считаем эту идею утопичной? В чем ее несостоятельность?
Очевидно, чтоидея построения коммунистического общества живет в человеческих умах, причем влучших, очень давно. В этой работе я попытаюсь найти обоснование жизнестойкостиэтой идеи. А поскольку в настоящее время очевидна ее нереализованность иошибочность всех попыток ее реализовать, я также попробую выяснить причину«неуживчивости» коммунистической идеологии с жизненными реалиями.
ИДЕОЛОГИЯ
Хочется,прежде чем я приступлю к детальному рассмотрению идеологии коммунизма, выяснитьопределение самого понятия «идеология».
«ИДЕОЛОГИЯ (отидея и… логос) – система политических, правовых, нравственных, религиозных,эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваютсяотношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует целиопределенных социальных групп. Термин “идеология” нередко употребляется такжедля обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания (Энциклопедический словарь)».[1]
«ИДЕОЛОГИЯ –Система идей, представлений, взглядов, характеризующая воззрения насоциально-политическую и иную жизнь какой-либо социальной группы, класса,политической партии, общества (Новыйсловарь русского языка)».[2]
«ИДЕОЛОГИЯ –понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей,мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий…
Ядромидеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания ииспользования политической власти субъектами политики. Идеология фундированаконфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели«Враг — Друг»… (Новейшийфилософский словарь, 2001, стр. 405)».[3]
Конфликтность,заключенная в этом понятии, очевидна: в него могут вкладываться как нейтральный,так и негативный смыслы. А вот определение, найденное мною на веб-сайте http://www.altruism.ru/, собравшем на своемпространстве неформальные сообщества альтруистического толка: коммунаров,скаутов, хиппи, коммунитарные общины и прочая:
«ИДЕОЛОГИЯ –система взглядов на мир и своё место в нём, убеждений и верований. При всейкажущейся пестроте существуют, пожалуй, только две идеологии: перваяподчиняет человека различным идолам – Деньгам, Вождю, Государству, Нации,Собственному Эгоизму и так далее, вторая – ей противоположная – утверждаетвысшей ценностью Человека в его стремлении к развитию. А формы этой идеологиимогут быть самые разные – христианская и атеистическая, романтическая ипрогрессистская – если только они в различных терминах говорят об одном и томже. Отсюда идеологическое многообразие».
Этоопределение, на мой взгляд, как нельзя лучше характеризует сущность понятия«идеология». Первая идеология противостоит человеку, принципам гуманности,вторая – служит ему.
Видимо, обеэти идеологии, то есть, обе стороны самого понятия, присутствовали и в идеекоммунистического общества. Если вторую можно охарактеризовать «как должно», топервой больше подойдет «как всегда». То есть вторая – идеология утопического коммунизма,первая – идеология деятелей компартии, приведших к кризису коммунистическуюидеологию как явление.
ГЕНЕЗИСПРОБЛЕМЫ
Итак,коммунизм – жизнь в коммуне, общине равных между собой людей, управляемой имивсеми, а не господствующей верхушкой. Как проявляла себя идея альтруистическогобратства в истории человеческой цивилизации?
Бердяевговорил: «Наивный аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам»[4]. Речьидет о естественном понимании земли не как объекта собственности, а как всеобщегоисточника жизни. Думаю, что «наивный социализм» имел место и у кочевых народов.Это дает основание полагать, что зачатки идеи всеобщей собственности, а,следовательно, и равенства в правах на использование природных ресурсов каждогочлена общества имеются в народном сознании. Вообще, жизнь в общности (род,община) имеет много общего с идеей коммуны, что может давать основаниерассматривать коммунизм как новый виток эволюции, возврат к старым общественнымотношениям на новом уровне.
Не считая себякомпетентной в вопросе о мифологии разных народов, все же обращусь к легендам оневедомой стране, где «текут молочные реки с кисельными берегами». У самыхразных народов есть мифы о «рае на земле». У одних он безвозвратно утерян какЭдемский сад, у других он скрыт от глаз людских, дабы не проникла туда злаясила, как Китеж-град или Шамбала. Целые российские деревни, ни с того ни ссего, срывались с давно обжитых мест, отправляясь на поиски Беловодья. И указахов есть легенда о земле справедливости и благополучия – Жер Уйык.
Следуетотметить две черты, прослеживающиеся во всех аналогичных легендах: высокаянравственность обитателей счастливой страны и ее скрытость, «недостижимость».Требования к моральному уровню жителей основываются на необходимости нивелированияличных интересов во имя общественных. А скрытость, очевидно, необходима дляотчуждения от общества, где эгоистические потребности стоят на первом месте. Тоесть, в сознании людей давно и прочно коренится мысль об эгоизме как величайшемзле.
Отметим и ещеодну особенность в концепции «рая на земле» – здесь, как правило, есть визобилии все, что необходимо человеку для жизни. В народных мифах всенеобходимое человеку дает сама земля.
История знаетнемало авторских мифов об идеальной стране. Вспомним хотя бы таинственнуюплатоновскую Атлантиду, погибшую из-за эгоистического желания ее жителей. Но,пожалуй, первыми в истории более-менее точно коммунистическое общество описалифилософы-утописты, начиная с Томаса Мора, и далее Томас Мюнцер, ТоммазоКампанелла, а позднее – Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн,Э. Кобе, а в России – Н.Г. Чернышевский. Как видно, все эти философы –представители различных европейских культур, что еще раз доказываетуниверсальность идеи альтруистического общества. Отмечу в качестве лирическогоотступления, что работы этих философов оказали огромное влияние на формированиесоциологии как науки.
Что же такое«утопия» и «утопический социализм»?
«УТОПИЯ (отгреч. ου– неи τοπος– место, то есть место, которого нет) – названиесочинения английского мыслителя Томаса Мора, в котором он описал идеальныйобщественный строй. Слово «утопия» стало нарицательным, обозначающимнесбыточную мечту».[5]
«УТОПИЯ –изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования».[6]
«УТОПИЧЕСКИЙСОЦИАЛИЗМ – учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества,обязательном труде, равном праве на получение продуктов; различного родафантастические описания этого общества».[7]
Генезис идеитаков. Термин “утопия” ведет происхождение от названия книги Т. Мора (1516).Понятие “утопия” стало нарицательным для обозначения различных описанийвымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также врасширенном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планысоциальных преобразований.
В историичеловечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознаниявоплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критикусуществующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а такжепопытки предвосхитить будущее общества.
Первоначальноутопия тесно переплеталась с легендами о “золотом веке”, об “островахблаженных”. В античности и в эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественноформу описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либосуществовавших в прошлом; в XVII-XVIII веках получилираспространение различные утопические трактаты и проекты социальных иполитических реформ.
С середины XIX века утопия все большепревращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблемесоциального идеала и моральных ценностей.
Остановимся нанекоторых общих чертах учений философов-утопистов.
1.
2.
3.
В.И. Ленинписал об утопическом социализме, что он «не умел ни разъяснить сущностьнаемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти туобщественную силу, которая способна стать творцом нового общества».[8]Конечно, история доказала, что и сам Владимир Ильич не сумел со всей полнотойликвидировать эти изъяны утопического социализма в своей идеологии. Позже мывернемся к вопросу о наемном рабстве и силе, способной изменить общественныйстрой.
Не разутописты пытались построить идеальное общество в рамках одной изолированной общины.Вообще, попытки построения подобного социума простираются от сектантских общинначала новой эры до хиппи и растаманов XX-XXIвеков. В рамках государства, пожалуй, первой попыткой реализации этих идейстала революция во Франции в 1789 году.
Конечно, буржуазныереволюции имели место в истории и ранее французской, но именно здесь революцияпроходила под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство». Не будем подробноостанавливаться на причинах краха этой революции и возвращения монархии.Достаточно вспомнить, что идеалы этой революции претворялись на море кровифранцузской аристократии.
До сороковыхгодов XIX века идеиравенства и альтруистического общества выражались лишь в виде фантастическихрассказов или неосуществимых проектов реформации власти. Начиная с этоговремени, рождается научное обоснование этих идей – научный коммунизм. КарлМаркс и Фридрих Энгельс по пунктам излагают принципы коммунистической идеологиив таких работах, как «Манифест Коммунистической партии» (К. Маркс, Ф. Энгельс),«Принципы коммунизма» (Ф. Энгельс). Существенным в их теории являетсяобоснование того факта, что коммунизм – это не некий идеал, на который должноравняться справедливым правителям капиталистического общества, а совершенноновая общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму.
Вот какоеопределение дается коммунизму в Малой советской энциклопедии: «КОММУНИЗМ (отлат. communis – общий,всеобщий) – сменяющая капитализм высшая общественно-экономическая формация,основанная на общественной собственности на средства производства, натоварищеском сотрудничестве и взаимной помощи свободных от эксплуатации,классового и национального угнетения трудящихся; первой ступенью (фазой) вразвитии коммунистической формации является социализм, второй, высшей ее ступенью– полное коммунистическое, бесклассовое общество, осуществляющее принцип “откаждого по способностям, каждому по потребностям”».[9] Тоесть, коммунизм – идеал общества, в основе которого лежит всеобщееблагополучие, равенство людей.
Главнымиматериальными предпосылками перехода к коммунистическому строю основоположникинаучного коммунизма называют обобществление труда и централизацию средствпроизводства. Попытаюсь коротко объяснить свое понимание этих двух положений.Первое означает, что над созданием конечного продукта в промышленнойорганизации производства трудится теперь уже не один человек, а целая команда,общество. Второе предполагает подчинение всех этапов производства, аследовательно, и его средств, единому централизованному управлению.
Предполагалось,что при «идеальном» коммунизме:
а)нет государства как такового, поскольку отсутствуют классы и, соответственно,нет необходимости одним классам подавлять другие (а государство и есть органтакого подавления);
б)нет частной собственности на средства производства;
в)частное потребление развито в той степени, в которой оно необходимо дляудовлетворения всех личных нужд (каждому — по потребностям);
г)отсутствуют товарно-денежные отношения, поскольку нет необходимости в полученииприбавочной стоимости.
Все этодостигается через переходный этап – социализм, при которомсуществуют товарно-денежные отношения и государство. Первый шаг к отменеклассовых отношений – установление диктатуры пролетариата, захват властирабочим классом.
В.И.Ленин, развивая теорию научного социализма, вводит в философский лексиконпонятие «империализм», то есть «империалистическая стадия капиталистическогостроя», при которой, по его мнению, возможно установление социалистическогостроя «в одной, отдельно взятой стране»[10]путем использования слабости империализма и централизованного руководства«широкими массами эксплуатируемых». Непосредственно отсюда вытекала теориясоциалистической революции, которая была осуществлена на практике в 1917 году.
Одиниз соратников Ленина Л. Троцкий вносит существенный вклад в дальнейшее развитиеидеи коммунистической революции. Им разрабатываются такие вопросы, как теориявоенного коммунизма и применение террора в интересах революции.
Идеязахвата и удержания власти классом большинства любой ценой, впервыереализованная еще во время Французской буржуазной революции, захватила умыкоммунистов в России начала XXвека. И уже послереволюции и гражданской войны правящая верхушка Советского Союза продолжаластарую политику войны и террора, вкупе с лозунгом «От каждого по способности…»,заменившую идею равенства и братства всех людей.
Теперьуже очевидно, что между словом и делом в Коммунистической партии СССР былаогромная пропасть. Видимо, сама власть не верила в возможность установленияальтруистических отношений в обществе. Все, кто мыслил иными категориями,сопротивляясь политике террора, были уничтожены в 1930-е годы. Те, ктоостались, декларируя deuroосвобождениечеловека от экономической нужды, defactoпривели СоветскийСоюз к глубочайшему экономическому кризису, преодолеть который получилось, лишьпройдя через десятилетие реформ, «вернувшись» к капиталистическому строю ирыночной экономике. Те же процессы, то есть переход к рынку, мы наблюдаем и вКитае, формально придерживающемся идей коммунизма.
Осостоянии экономики последних лет существования СССР президент РеспубликиКазахстан Н. Назарбаев говорил: «Социально-экономическая и политическая ситуации были просто критическими.Так со стороны оценивались экономические и политические шансы Казахстана:страна с недееспособной экономикой; пустой казной; неразвитой политическойсистемой; страна, живущая по Конституции времен Советского Союза,унаследовавшая от него определенный военный потенциал. Миру мы были неинтересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал»[11].
Междутем, за годы существования СССР на Западе появилось великое множествоидеологий, обществ и течений, в основе которых лежат коммунистические принципы.Вспомним хотя бы движение хиппи 1960-х годов, называвшее своими идеаламивсеобщую любовь, свободу от строгих общественных правил, отсутствиепривязанности к материальным ценностям. Стремление людей к освобождению отбремени экономических трудностей и, как следствие, к освобождению отнеустроенности в нашем обществе приводит многих к различным восточно-азиатскимвероучениям, проповедующим уменьшение потребностей, отрешение от корыстныхинтересов, обращение к общечеловеческим ценностям, таким, как любовь, братство,милосердие, взаимопомощь и прочая.
Ужепосле развала СССР возникло немало альтер-коммунистических обществ. Зачастуюони старательно отмежевываются от советских коммунистов. Так возникло, кпримеру, движение троцкистов, популярное среди молодежи как в России, так и наЗападе.
Коммунизмкак сейчас, так и столетие назад явился выражением стремления людейосвободиться от власти денег, приобщиться к высшим духовным ценностям. Сдревнейших времен, когда идеи альтруизма получили распространение через всемировые религии, и до наших дней, когда на смену поколению, обжегшемуся настроительстве коммунизма, приходит молодежь, неудовлетворенная условиями жизникапиталистического общества. Конечно, капиталистический строй выработалмеханизмы защиты от экономических кризисов, но безграничная власть денег неможет удовлетворить все возрастающий интерес к ценностям иного, духовногоплана.
ПРИЧИНЫКРАХА КОММУННИСТИЧЕКОЙ ИДЕОЛОГИИ
(традиционноеобоснование)
Коммунистическаятеория как наука о прогрессе во имя человека, начиная с 1956 года (развенчаниекульта личности Сталина), не обрела ни одной новой идеи о дальнейшем развитииобщества, кроме весьма размытого определения «построение развитого социализма».Это, на мой взгляд, связано с тем, что после единоличного управления странойСталиным «борьба с культом личности» привела к исключительно коллективномутворчеству. А обезличенный коллектив не может создать ничего принципиальнонового, поскольку мыслительный процесс сугубо индивидуален, а автор любой новойидеи будет в коллективе объявлен выскочкой.
Впродолжение этой мысли приведу объяснение из учебника экономики: «Начавшаяся третья научно-техническая революциянастоятельно требовала научного осмысления многолетнего опыта социалистическогостроительства: пора революционных потрясений, пора «большихскачков» миновала, началась эпоха непрерывного, эволюционного развития, икоммунистическая идеология, как господствовавшая в обществе, обязана была датьсистему нового знания о переходе от старого к новому во всех сферахобщественной жизни. Что такое старое и новое? Как они соотносятся между собой?Каков экономический механизм замены старого новым, сохранения старого в новом?Что такое оптимум обновления, и каковы его критерии? Можно ли (и если можно, токак?) количественно и качественно оценивать результаты изменений в каждой сфереобщественной жизни? Странно, но факт: научный коммунизм, несмотря на то, чтоего основоположники многократно рассматривали вопрос замены старого новым, таки не дал определений старого инового. Более того, «незаметил» рождения инноватики —теории обновления материального производства, являющегося, согласномарксистско-ленинской теории, базисом любого общества».[12]
Этисправедливые вопросы объясняют отсталость советской системы управленияпроизводством. По сути, производство было организовано по принципам, изложеннымеще в XIX– начале XXвека. Конечно же, прогресс науки требовал существенного обновления и теориинаучного коммунизма. А поскольку любой экономический спад или подъем в первуюочередь отражаются на населении, именно экономика и стала индикатором верностиизбранного пути в 1985 году, когда стала очевидна необходимость перестройкивсей экономической системы. Хотя мы видим, что экономический кризис сталследствием косности идеологии, не способной ни создать, ни принять новаторскиеидеи.
Естьи определенные политические причины разрушения идеалов коммунизма. Приведениеобщества к благополучию путем политического насилия фактически говорит о том,что лидер или группа лидеров будут придерживаться принципа: «Кто не с нами, тотпротив нас» и жестко подавлять всякие попытки «отделиться». Мы знаем, что в СССР подобноеподавление производилось с помощью подчинения сознания и психики общества,стрижкой его под одну гребенку, дабы вести это монолитное общество к великой«светлой цели» наиболее легким путем. Читая программу Коммунистической партии СоветскогоСоюза, в разделе «Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования,науки и культуры» находим официальное тому подтверждение: «В борьбе спережитками прошлого, с проявлениями индивидуализма…».
Замечательнопо этому поводу пишет французский писатель Андре Жид: «В СССР решено однажды инавсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Каждое утро«Правда» им сообщает, что следует им знать, о чем думать и чему верить.Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь, словносо всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но, в силуобстоятельств, отличаться от других он просто не может».[13]
Всеобщаяуравниловка также не способствовала выдвижению на политическую арену лидеров,способных обновить идеологию. Политическое насилие распространялось и на целыенароды. Этот процесс обезличивания нации испытал на себе и Казахстан, выйдя изсоветской эпопеи с искореженным языком, изуродованной культурой, заживопохороненными многовековыми традициями кочевников. Все это привело ккультурному кризису, падению нравов в среде современной молодежи, подменетрадиционных для казахского общества высоких идеалов абсолютной идеологическойанархией и прочим безрадостным последствиям.
Безраздельнаявласть «пролетарского», «советского интернационализма» – несущая конструкцияидеологии советского коммунизма – нивелировала не только человека как личность,но и нацию в целом, фактически лишая человека права на национальную гордость.Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последниегоды перестройки, был довольно быстро заполнен националистическими идеями,облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими влозунги государственной независимости.
Многовековаяобщность большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленная мощнымиинтеграционными процессами в советское время, в конкретнойобщественно-политической и экономической ситуации рубежа 80–90-х годовоказалась крайне ослабленной. Распад в условиях кризиса экономических связей,крушение властных структур, единой государственной идеологии, утратаобщегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров,растерянность широких слоев населения в критической ситуации — все это сталоблагодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушенииСССР как единого государства. В обществе не оказалось влиятельных сил,способных сохранить СССР.[14]
Такимобразом, становится очевидным, что к распаду Советский Союз привелиопределенные экономические, политические и социальные причины, исток которых –в кризисе коммунистической идеологии. Кризис же заключался в отсутствиигибкости идеологов советского времени, в неспособности обновить идеологию всвязи с новыми реалиями.
ПРЕДСКАЗАНИЕ КРАХА: ВЗГЛЯДМУДРЕЦА
Ксожалению, мне не удалось найти в литературе подтверждения моей мысли о том,что кризис заключался также и в неспособности большинства людей работатьобезличенно, трудиться без видимого материального поощрения. То есть, человек,имеющий исключительные способности, не воспользуется ими ради интересовобщества, если у него не будет достаточного для этого поощрения – деньгами,почестями, славой. Хотя в наше время развития рыночных отношений вопрос овознаграждении представляется мне закономерным.
Ответна нее я нашла в неожиданном для себя месте.
Если «…вся работа по отдаче другому совершаетсялишь именем общества, то это непрочная основа. Ибо что и кто обяжет личностьбеспокоиться и трудиться во имя общества? Ведь никогда нельзя надеяться, чтоодин сухой, безжизненный принцип будет давать движущую силу – даже развитымлюдям, не говоря уж о неразвитых.
Таким образом, возникает вопрос: откудавозьмет рабочий или крестьянин мотивацию, движущую силу, достаточную, чтобыподвигнуть его к работе (мотивация – целенаправленная сила, воздействующая идвижущая всякое тело, отмеряя ему силу для работы, подобно топливу в машине)?Ведь размер насущного хлеба не изменит распределение сил, а никакой цели инаграды перед ним не стоит. Ученым известно, что ни малейшего движения человекне совершит без движущей силы, т.е. не улучшив что-либо для самого себя.Например, если человек перекладывает руку со стула на стол, то это потому, чтоему кажется, будто, положив руку на стол, он получит большее удовольствие. Аесли бы ему так не казалось, то оставил бы руку на стуле на всю жизнь, несдвинув ее с места. Что уж говорить о большиххлопотах!
Если же вы скажете, что можно поставить надними надсмотрщиков, чтобы наказывали каждого ленящегося и отбирали у него заэто хлеб насущный, на это я спрошу: скажите, а сами надсмотрщики откуда возьмутмотивацию для своей работы? Ведь нахождение в специальном месте и наблюдение залюдьми, с тем, чтобы заставлять их двигаться и трудиться, – это тоже большиехлопоты, быть может, еще большие,чем сама работа! Итак, это подобно желанию завести машину, не заправив еетопливом.
Поэтому установления их обреченына исчезновение самой природой, ибо закон природы накажет их, поскольку неприноравливают себя к выполнению ее веления: совершению действия отдачиближнему как работы на Творца».[15]
Этослова Иегуды Аншлага[16] –ученого, посвятившего жизнь изучению науки каббала (ивр. «получение»). Следуетсразу сказать об отличии религиозного понимания Бога от понятия «Творец»,толкуемого каббалистами как «единый закон мироздания», что, на мой взгляд, вомногом перекликается с современными естественно-научными теориями (ОТО,квантовая космология).
Воздействиеэтого закона на человека как на высшую ступень творения – основной объект изученияв каббале. Абсолютное понимание этого воздействия и есть, согласно каббале,цель творения. Я не буду останавливаться подробно на принципах изучения этогозакона, поскольку это отвлечет нас от темы. Скажу лишь, что основные положениякаббалы приближают воплощение идеи о создании интегральной науки, которогодобиваются многие ученые. То есть, науки, способной обновить все научныезнания, объединив их общими законами, находящими применение во многих областях.
Ашлагописывает два типа общественных действий человека: «получение» и «отдачу», чтосоответствует понятиям «эгоизм» и «альтруизм». Теоретики коммунизма писали, чтотруд человека должен быть направлен на максимальную выгоду общества. Только втаком виде он принесет всеобщее процветание и благополучие. Это же доказывают ибиологи, утверждая, что природа живет по закону «абсолютной отдачи», где каждыйорганизм берет от природы лишь необходимое для продолжения существования вида.Но животные, высшая ступень мира природы, не имеют намерения.
Намерение– запланированное действие. Каббалисты выводят два принципа намерения: действиеради себя и действие ради высшей цели, которой является абсолютное пониманиеисключительно положительного воздействия Творца. Поясню: работа на предприятииможет производится из трех побуждений: а) получить деньги («получение радисебя»); б) улучшить состояние общества; в) через работу на отдачу ближнемудостичь цели творения.
Проблемазаключается в том, что улучшение состояния общества может быть хорошеймотивацией лишь в годы военных бедствий, когда от самоотверженности и личногоподвига каждого человека зависит выживание нации, что доказала нам ситуация вСССР в годы Второй мировой войны. Но как человек может захотеть приблизиться кТворцу, ведь он ощущает его воздействие лишь косвенно?
Согласнокаббале, это возможно лишь в результате роста э