Принципынаучного познания действительности
Содержание
1. Познание как процесс отражения действительности
2.Принципы научного познания действительности
Заключение
Список литературы
Введение
XX век – век науки. Ее авторитет вобществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мыпорой просто отождествляем понятия “знание” и “научное знание”, считая их почтисинонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источникомкоторых является отнюдь не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления,религиозное откровение и т.д. [5].
Под термином «наука»обычно понимается сфера деятельности людей, функцией которой является выработкаи теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Внастоящее время наука превратилась в непосредственную производительную силу и вважнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферыжизнедеятельности общества. Сейчас насчитывается более 15 тыс. дисциплин, внаучной сфере задействовано свыше 5 млн профессиональных ученых, количествонаучных журналов исчисляется несколькими сотнями тысяч [1].
Основная цель научной деятельности− получение знанийо реальности.Под знанием понимают форму существования и систематизациирезультатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельностиотражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира.Термин «знание» употребляется в трех основных смыслах:
1) способности, умения,навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать,осуществить;
2) любая познавательнозначимая информация;
3) особая познавательнаяединица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия«истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может бытьнедоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).
Продуктом научнойдеятельности выступают не только знания. Для их получения необходимы методынаблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых ониосуществляются. К продуктам науки следует отнести и научный стильрациональности, который распространяется на все сферы человеческойдеятельности. Наконец, наука представляет собой источник нравственныхценностей, ибо профессия ученого предполагает честность и объективность какэлементы профессиональной этики.
Научное знание строится иорганизуется по определенным законам. Отличительные качества научного знания− систематизированность и обоснованность. Для научной систематизациизнания (классификации) характерны стремление к полноте, ясное представление обоснованиях систематизации и их непротиворечивости. Здесь многое определяетспецифический научный метод − процедура получения знания, позволяющаявпоследствии его воспроизвести, проверить и передать другому. Элементаминаучного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира.Обоснованность, доказательность получаемого знания − характерные признакинаучности. Важнейшими способами обоснования эмпирического знания являютсяпроверка наблюдениями и экспериментами, обращение к первоисточникам,статистическим данным. При обосновании теоретических концепций обязательнымитребованиями, предъявляемыми к ним, выступают их непротиворечивость,соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления ипредсказывать новые. Обоснование научного знания, приведение его в стройную,единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки.
1. Познаниекак процесс отражения действительности
Процесс отражения ивоспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которогоявляется новое знание о мире, называетсяпознанием.Непосредственные функции научногопознания − описание, объяснение и предсказание процессов и явленийдействительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов исоздавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается вфиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью системобозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сутиизучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект.
Научное предвидение− это определение и описание на основе научных законов явлений природы иобщества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или бытьизучены в будущем.
Важнейшей формой научногопредвидения является прогнозирование − выработка суждений о состояниикакого-либо объекта или явления в будущем (например, прогноз погоды). Этовероятностное суждение о будущем строится на основе специальных научныхисследований и возможно благодаря тому, что мир един, а деление на наблюдаемыйи ненаблюдаемый, на изученный и неизученный мир происходит в процессе мышления.
С возрастанием роли наукив жизни общества научное обоснование становится целесообразным и даженеобходимым во многих сферах жизни общества, но заметим, что далеко не вездеоно возможно и далеко не всегда уместно. Знания приобретаются человеком во всехформах его деятельности − в обыденной жизни, в политике, экономике,искусстве, инженерном деле, однако здесь получение знания не является главнойцелью. Так, искусство предназначено для создания эстетических ценностей, где напервый план выходит отношение художника к реальности, преломленной через еговнутренний мир; экономические реформы оцениваются прежде всего с точки зренияих эффективности и практического результата; продуктом инженерной деятельностиявляется проект, разработка новой технологии, изобретение, которые оцениваютсяс позиции их практической пользы, оптимального использования ресурсов,расширения возможностей преобразования реальности.
Одна из конечных целейнаучного познания − быть воплощенным на практике, т.е. в целенаправленнойдеятельности людей по освоению и преобразованию действительности. Часто этадеятельность связана с развитием техники − совокупности искусственныхорганов, средств (прежде всего орудий труда), предназначенных для усиления ирасширения возможностей человека по преобразованию природы и использования вэтом процессе ее сил и закономерностей. Основное назначение техники −облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, освобождение егоот работы в опасных условиях, улучшение его жизни в целом.
Познание действительностипроисходит в трех основных формах − чувственной, рациональной ииррациональной. Чувственное познание включает ощущение, восприятие ипредставление. С помощью ощущений в сознании человека происходит отражениеотдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма принепосредственном воздействии материальных раздражителей. Восприятие отвечает заотражение в сознании человека внешних предметов и ориентации в окружающем мире.Представления − возникающие в сознании человека образы предметов иявлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал илиощущал.
Рациональные формыпознания можно свести к понятиям,суждениям и умозаключениям. Понятия − это форма мышления, отражающаяпредметы в их существенных признаках. Формы мышления, в которых человеквыражает вещь в ее связях и отношениях, называются суждением. Подумозаключением понимается такая форма мышления, посредством которой из одногоили нескольких суждений выводится новое суждение.
Среди иррациональныхформ познания особое значение для науки имеет интуиция − постижениеистины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощьюдоказательства. Иными словами, интуиция может быть определена как субъективнаяспособность выходить за пределы опыта путем мысленного «озарения» или обобщенияв образной форме непознанных связей, закономерностей.
Еще на заре историичеловечества существовало обыденно-практическое познание, поставлявшееэлементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении,социальных связях и т.п. Основой такого познания был опыт повседневной жизни,практики людей. При этом большое значение имело мифологическое познание. Врамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самихлюдях и т.д.
Мифология − основахудожественно-образной формы познания, которая в дальнейшем получила развитоевыражение в искусстве, хотя оно не решает познавательные задачи, но содержит всебе достаточно мощный познавательный потенциал. Одной из исторически первыхформ познания является религиозное познание. Особенности его определяются тем,что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей кгосподствующим над ними земными силами (природными и социальными).
В основе любого, в томчисле и естественно-научного, познания действительности лежит сложныйтворческий процесс ученого, включающий прежде всего творческий анализ, который,по мнению А.Пуанкаре, состоит из чередования не только сознательных, но иподсознательных элементов. Для подтверждения влияния подсознательных элементовна творческий процесс Пуанкаре приводит примеры, когда после долгих бесплодныхусилий работа откладывалась и затем внезапно возникала идея решения.Сознательные и подсознательные элементы творческого процесса придаютиндивидуальный характер решению даже одной и той же научной проблемы разнымиучеными.
Несмотря наиндивидуальность решения научных задач, можно назвать некоторые общие правила,лежащие в основе исследовательского процесса и составляющие сущность методаДекарта для получения нового знания:
− ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным иотчетливым;
− трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходитьпостепенно к познанию трудных и сложных;
− останавливаться на всех подробностях, на все обращатьвнимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено.
2. Принципынаучного познания действительности
Важной проблемой являетсяопределение научности знания и отграничения его от других видов знания.Повторим, что понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научное». Существуетсовокупность критериев научности, используя которые можно отличить научноезнание от ненаучного. Так, современные физики не обсуждают возможностьпостроения вечного двигателя, а астрономы не относятся всерьез к работам поастрологии. Вместе с тем в теоретических журналах публикуется множество статей,где представлены научные гипотезы − предположительное суждение о связиявлений.
Методология науки дляцелей отграничения научного знания от ненаучного использует несколько принципов. Наиболее часто говорят о трех из них − рациональности, верификации ифальсификации. Принцип рациональностиявляется основным средствомобоснованности знания; он как бы ориентирует исследователя на определенныенормы и идеалы научности, а также эталоны знаний.
Это принципаргументированности,доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл ипринимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типыдоказательств могут быть разными: от формализованных математическихдоказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Нонедоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Длятого чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно бытьдоказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.
Учёные считают вопрос оразграничении науки и ненауки не слишком сложным. Они интуитивно чувствуютподлинно и псевдонаучный характер знания, так как ориентируются на определённыенормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. В этих идеалахнормах науки выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.Хотя они исторически изменчивы, но всё же во все эпохи сохраняется некийинвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформированногоещё в Древней Греции. Рациональный стиль мышления основан по сути на двухфундаментальных идеях:
− природной упорядоченности,
− формальногодоказательства как главного средства обоснованности знания.
В рамках рационального стилямышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
универсальность,
согласованность илинепротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развёртывания системы знания;
простота;
− объяснительный потенциал;
− наличие предсказательнойсилы.
Согласно принципуверификации, некое понятие или суждение имеет значение, если оносводимо к непосредственному опыту или высказыванию о нем, т.е. эмпирическипроверяемо. Различают непосредственную верификацию, когда происходит прямаяпроверка утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента, икосвенную верификацию, когда устанавливаются логические отношения междукосвенно верифицируемыми утверждениями. Использование принципа верификации даетвозможность разделить научное и ненаучное знания, но он плохо справляется споставленной перед ним задачей, если некоторая система представлений построенатаким образом, что практически любой наблюдаемый факт можно объяснить в егопользу (религия, идеология, астрология и т.д.).
Принцип фальсификациипредложил известный методолог науки XX в. К. Поппер;суть этого принципа в том, что критерием научного статуса теории является еефальсифицируемость, или опровержимость, т.е. знание приобретает уровеньнаучного только в том случае, если оно в принципе опровержимо. Попредставлениям Поппера, эксперименты, направленные на попытку опровергнутьнекую теорию, наиболее эффективно подтверждают ее истинность и научность. Так,если все известные вам вороны имеют темный окрас, то направьте, следуя этомупринципу, свои поиски не на отыскание еще одной темной вороны, а поищите срединих белую ворону. Важность принципа фальсификации обусловлена следующим. Несложнополучить подтверждения, или верификации, почти для каждой теории, если искатьтолько подтверждения. По мнению Поппера, каждая «хорошая» научная теорияявляется некоторым запрещением − она «запрещает» появление определенныхсобытий. Чем больше теория запрещает, тем она лучше. Теория, не опровержимаяникаким мыслимым событием, является ненаучной; можно сказать, чтонеопровержимость представляет собой не достоинство теории, а ее порок. Каждаянастоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать (опровергнуть).
Зачастую ненаучное знаниепытаются выдать за научное и представляют в наукообразной форме. Сегодняраспространено мнение о том, что современная наука консервативна и ограниченна,поскольку не признает так называемые нетрадиционные, паранаучные концепции− астрологию, парапсихологию, уфологию и т.д. Эти концепции появились нев наше время, а сотни и тысячи лет назад, однако до сих пор соответствующиеисследования не считаются научными, так как не дали достоверных, научноустановленных фактов. А наука не может наделить статусом научности теисследования, которые не являются обоснованными. Широко известно высказываниепо этому поводу Ф. Бэкона: «… правильно ответил тот, который, когда емупоказали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушенияпринесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь онмогущество богов, спросил в свою очередь: «А где изображение тех, кто погибпосле того, как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий − вастрологии, в сновидениях, в поверьях, в предсказаниях и т.п. Люди, услаждающиесебя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и безвнимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздочаще». Эти паранаучные концепции не приняты научным сообществом, поскольку сточки зрения науки они не пополняют наше знание о действительности [5, 9].
Цель естествознания− описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений ипроцессов [3].
Слово объяснить вметодологии науки само требует объяснения. В большинстве случаев оно означает«понимать». Что обычно подразумевает человек, говоря «Я понимаю»? Как правило,это означает: «Я знаю, откуда это взялось» и «Я знаю, к чему это приведет». Такобразуется причинно-следственная связь: причина − явление −следствие. Расширение такой связи и образование многомерной структуры,охватывающей множество явлений, служат основой научной теории,характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принциповили аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любаяматематическая дисциплина, например, Евклидова геометрия или теория множеств,которые могут служить характерными примерами научных теорий. Построение теории,конечно, предполагает создание особого научного языка, специальнойтерминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанныхмежду собой строгими правилами логики.
Однако естествоиспытательне может только создавать теории или выдвигать гипотезы. Он должен связать их с«действенным ходом вещей», подтвердить их опытом, доказать их жизнью. Дляматематики доказательство − логически безупречный вывод теоремы изсистемы аксиом. Вывод теоремы признается истинным, если истинны аксиомы. Дляестествоиспытателя истинность теоретического вывода доказывается только опытом,экспериментом. В этом заключается принципиальное различие естественно-научнойистины от математической.
После того как теорияпроверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, вкоторой устанавливаются границы истинности наших знаний или границыприменимости теорий и отдельных научных утверждений. Данная стадияобусловливается объективными и субъективными факторами. Один из существенныхобъективных факторов − динамизм окружающего нас мира: вспомним мудрыеслова Гераклита − «Все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзявойти дважды». Другой объективный фактор связан с несовершенством техникиэксперимента, служащей материальной базой любого опыта. Поиском истинызанимается человек, он же создает теорию и проводит эксперимент. Его органычувств и интеллектуальные способности нельзя считать совершенными: errarehumanum est (известное латинское выражение − ошибаться свойственночеловеку). Это и есть субъективный фактор познания действительности.Объективные и субъективные факторы не позволяют однозначно утверждать, чтоестественно-научная истина абсолютна. Любая научная истина относительна, носодержит элементы абсолютного. Даже в математике кажущаяся абсолютностьлогически выводимых истин ограничена рамками истинности и применимости исходныхаксиом и используемых понятий.
Академик В.И. Вернадский(1863-1945), выдающийся естествоиспытатель, с уверенностью констатировал, что воснове естествознания лежат только научные эмпирические факты и научныеэмпирические обобщения.
Эмпирический подходоснован на опыте как единственном источнике познания.
Научная теория иэксперимент, или, в обобщенном виде, наука и практика − вот два кита, накоторых держится ветвистое древо познания. Влюбленные в практику без наукисловно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда неуверен, куда плывет… Наука − полководец, а практика − солдат− так сказал гениальный Леонардо да Винчи.
Исходя из выше сказанного,С.Х. Карпенков [3] называет такие принципы научного познания действительности.
Причинность. Первое и достаточно емкое определениепричинности содержится в высказывании Демокрита:
Ни одна вещь не возникаетбеспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в сипу необходимости.
Принцип причинности, или,говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что всесобытия в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципупричинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или инымиспособами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собойкаких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад,или, по крайней мере, одно следствие. Следовательно, принцип причинностиутверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способоввзаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучениюокружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательстваи экспериментальной проверки.
Принцип причинности можетпониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильноразличаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной,прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейсядетищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним изглавных в научном подходе к пониманию действительности.
Критерий истины. Естественно-научная истинапроверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами,экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теорияподтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяютсяэкспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математическойобработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийсяученый Д.И. Менделеев (1834− 1907) писал:
Наука началась тогда,когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры.
Относительностьнаучного знания.Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.п.)всегда относительно и ограничено.
Задача ученого −установить границы соответствия знания действительности − интерваладекватности. Например, классическая механика − механика Галилея-Ньютона− описывает движение макроскопических тел, скорости которых малы посравнению со скоростью света в вакууме. Один из существенных признаковотносительности естественно-научных знаний вытекает из ее подтвержденияэкспериментом, в большинстве случаев основанном на измерениях, а измеренийабсолютно точных не бывает, и в этой связи задача ученого указать интервалнеточности. При совершенствовании процедуры измерений и модернизацииизмерительных приборов повышается точность измерений, тем самым сужаетсяинтервал неточности; при этом непременно результаты эксперимента приближаются кабсолютной истине. Однако подтверждение экспериментом научных теорий неозначает абсолютной истины: научные теории развиваются, обогащаются, уточняются,некоторые их положения заменяются новыми, и сама практика и способысопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянноразвиваются, совершенствуются.
Н.Г. Багдасарьян [7]выделяет следующие принципы познания действительности.
Принцип объективности. Объект − нечто, лежащее запределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее самопо себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективностиозначает не что иное, как признание факта существования независимого отчеловека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира ивозможности его познания. И это познание разумное, рациональное должноследовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающеммире.
Принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научномисследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметьвозможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо вэкспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстведругих теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, егоневозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается впричинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научногоописания.
Следующий принцип, лежащийв основании научного познания, − принцип теоретичности. Наука− не бесконечное нагромождение разбросанных идей, а совокупность сложных,замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию вупрощенном виде можно представить в качестве совокупности утверждений,связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логическогоследования. Отрывочный факт сам по себе значения в науке не имеет. Для тогочтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предметеизучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемаянаучной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, впределе бесконечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому инеобходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболеесущественные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретическогоаппарата.
Следующий принцип,лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, − этопринцип системности. Общая теория систем является во второй половине XXвека основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любоеявление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных междусобой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова,что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, какдумали ранее, до появления общей теории систем. Система представляет собойнечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем,любой объект, являющийся системой, − это не только совокупностьэлементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.
Теория систем начинаетсяс классификации систем. Часто выделяют три типа систем: дискретный(корпускулярный), жесткий и централизованный. Первые два типа являютсякрайними, или предельными.
Системы, относящиеся к«дискретному» типу, состоят в основном из подобных элементов, не связанныхмежду собой непосредственно, а объединенных только общим отношением кокружающей среде.
Жесткий тип систем можнорассматривать как противоположный дискретному. Часто эти системы отличаютсяповышенной организованностью по сравнению с простой суммой их частей и тем, чтообладают совершенно новыми свойствами. Разрушение одного отдельного органагубит всю систему.
Централизованный типсистем содержит одно основное звено, которое организационно, но не обязательногеометрически, находится в центре системы и связывает все остальные звенья илидаже управляет ими.
В теории систем можновыделить три основных принципа.
1. Принцип сильного звенаактивных систем. Эффективность таких систем повышается за счет одного сильногозвена.
2. Принцип обратныхсвязей. Обратные связи являются также фундаментальным понятием кибернетики ипотому рассматриваются в следующей главе.
3. Принципвозникновения новыхсвойств и функций при объединении элементов в систему (принцип эмерджентности).Эти свойства иногда называют эмерджентными, они не могут быть предсказанына основе знания частей и способа их соединения. Например, в состав сахаравходят только С, Н, О, которые сами характерного вкуса сахара не имеют.Последний появляется лишь тогда, когда эти три элемента образуют определеннуюсистему.
Более сложным примеромявляются 20 аминокислот, которые не обладают свойством самовоспроизведения, нобактерии, из которых они могут быть составлены, таким свойством обладают. Вподобных «крайних случаях» выявляются элементарные системы, лишенные элементови структуры в данной объектной области.
Например, элементарнаябиологическая система − клетка − не имеет биологических элементов,хотя и содержит химические и физические компоненты. Элементарная геологическаясистема − минерал − тоже не имеет геологических элементов иструктуры, но обладает кристаллохимической структурой и разного родакомпонентами.
Теория систем привела кпоявлению общего системного подхода, согласно которому Вселенная в пределахкосмологического горизонта представляет собой самую крупную из известных наукесистем. В процессе своего развития Вселенная создает определенные подсистемы,характеризующиеся различными масштабами, открытостью и неравновесностью.
В качестве примеров можнопродемонстрировать принципы, выделяемые в системном анализе.
1) описание части сучетом ее места в целом;
2) проявление частямиразных свойств и характеристик в зависимости от уровня (отношения) расположениячасти в целом;
3) зависимость элементаот среды;
4) взаимозависимость ивзаимосвязь части и целого (часть обусловливает целое и наоборот);
5) в объекте действует нетолько механическая причинность, но и система причинных связей, котораявыступает как целесообразность;
6) источникпреобразования целого (системы) лежит внутри него.
Вместе с тем считается,что изучение сложнодинамической системы требует сопряжения трех плоскостей ееисследования: предметной, функциональной и исторической.
Применение системногоанализа предполагает реализацию следующих этапов исследований (илиметодологических требований).
1. Выделенные элементыпервоначально берутся сами по себе, вне исследуемого целого, в том виде, вкаком они существуют в качестве самостоятельного материального образования.
2. Исследуется структураустойчивых связей, возникающих между элементами в результате их взаимодействия.
3. Структура становитсясистемой координат для дальнейших исследований.
Таким образом, поведениекаждого элемента целостного объекта, его воздействие на другие элементы следуетобъяснять не из него самого, а из структуры целого, учитывая расположение всехдругих элементов, их взаимосвязь, качественные и количественные характеристики.
Принцип критичности. Он означает, что в науке нет и бытьне может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способностиразума, а также непрерывной экспериментальной проверке. Если в ходе этихпроверок и перепроверок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истинреальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее,пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как впредшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качествеодного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств.Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческимикачествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущиелибо как частный случай, либо как форма предельного перехода [7].
Заключение
Наука изучает окружающуюприроду, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органовчувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизмполучения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного − то естьтакого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процессаи представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел.
Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов, первичное эмпирическое обобщение, обнаружение отклоняющихся от правила фактов, изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения, логический вывод из гипотезы всех наблюдаемых фактов. Подтверждение гипотезы конструирует ее в теоретический закон. Данная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Большая часть современного научного знания построена таким образом.
Научное познание основанона целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научногопознания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируютнекоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие,детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно оченьмощным, действенным способом познания.
Основными из них являютсятакие.
1. Принцип верификации: какое-либо понятие имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту.
2. Принцип фальсификации: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость.
3. Идеалы и нормы научности воплотились в рациональном стиле мышления. Он основывается на двух фундаментальных идеях: природной
упорядоченности и формального доказательства. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют: универсальность, согласованность, простота, объяснительный потенциал, предсказательная сила.
Список литературы:
1. Бондарев В.П.Концепции современного естествознания. Учебное пособие для ВУЗов. − М.: Альфа-М, 2003.− 464с.
2. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.:Высш. шк., 1989. – 128 с.
3. Карпенков С.Х.;Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов. Карпенков С.Х.− М.: Академический проект, 2002. − 368с.
4. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон.− Новосибирск: Наука, 1980. − 176с.
5. Концепциисовременного естествознания: Учебное пособие / Под ред. Билич Г.Л. – СПб.:Нива, 2002
6. Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы,подходы. − М.: Изд-во МГУ, 1991. − 79с.
7. Культурология:Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. − М.: Высш.школа, 1999. − 511с.
8. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системныйподход. − М., 1977. − 270 с.
9. Юлина Н.С.Философия К. Поппера // Философия науки − Вып. 1: Проблемырациональности. − М., 1995. − 325с.