Реферат по предмету "Философия"


Русская философия 19 в.

Истоки русской философии.
Одна их проблем философского знания заключается вопределении понятия «национальная философия».
С X века говорят о наличии русской философии. КрещениеРуси способствовало возникновению философских взглядов на Руси, отработкенациональной философской проблематики. До принятия христианства было множествоплемен, у каждого племени были свои Боги. Принятие христианства позволялоговорить каждому славянину, что мы молимся одному Богу.
Первые священники были греки. На Руси–православноехристианство(ортодоксальное христианство).
Монголо-татарское нашествие способствовалоформированию специфической государственной системы Руси, консолидации нации.Стала формироваться специфическая тематика философской проблемы. В русскомэтносе стали происходить расколы общества(первые–по линии церкви, по чисторелигиозному признаку).
Основной удар нанес Петр I(можно говоритьуже о социальных противоречиях). Он решил приобщить Россию к европейскойкультуре. Насильственно внедрял европейские технологии, языки, стиль жизни.Бояре формально перенимали европейскую моду, общение и т.д. Народ сталвоспринимать господ как иностранцев. Возникла трещина между власть имущими иостальной частью населения. Прослойка–интеллигенция(«интеллигент»–появилось вконце 30–начале 40 гг. 19 века). Формировался государственный аппарат из мещан,низшего духовного сословия.
Николай I–произвел множество реформ, одна–касаласьобразования(после окончания университета–либо на службу, либо 2 года отработатьв провинции). Появились студенты, которые после 1–2 курсов учиться не хотели,их называли интеллигентами.
Интеллигент–это настрой души. Первым интеллигентомможно назвать Радищева. Первая волна российской интеллигенции была настроенамиролюбиво. После реформ 1861 года выделилась радикальная часть, котораявозглавила борьбу с царизмом, вышла из дворянства. Привело к распространению повсей России трагедии «Вишневых садов»(реформа 1861 года). Этого дворянство немогло простить царизму.
 До начала 19 века российской философии не было, новозникнув, за небольшой отрезок времени она сделала грандиозный рывок. К началу19 века стала формироваться русская философская проблематика. Одна из причинсвязана с войной 1812 года, с восстанием декабристов. Два направления:славянофильство и западничество.Сущность проблемы: после похода по Европе,когда российский император почувствовал ответственность не только за Россию, нои за Европу, возник вопрос: «Почему победители живут хуже побежденных?». Всталапроблема дальнейшего развития России.
Крымская война–Россия потерпела поражение. Возниквопрос: «Почему Россия потерпела поражение от Турции?». Бюрократическая машинаРоссии не могла обеспечить национальную безопасность.
Собственно философская мысль вРоссии формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировойфилософии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с егопомощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складываласьпод влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылкидля возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческойРуси, ее христианизация(X в.) сыграла важную роль в становлении русскойфилософской культуры. Русская философская мысль имеет своим источникомпроизведения киевского философа–митрополита Иллариона, давшегофилософско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни концаХ–начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории,об историческом значении принятия им христианства(«Слово о законе и благодати»,«Молитва», «Исповедание веры»). Ценными источниками русской средневековойобщественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве»(XIIв.), летописные своды «Повесть временных лет»(XI–XII вв.) и др. Процессыполитического единения Руси. образования русской национальности, укрепленияфеодализма, приобщения Руси к мировой культуре(через Византию), настойчивотребовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалойстепени обусловили своеобразие русской философской культуры.
Первым русским мыслителем мирового значения явилсяМихаил Васильевич Ломоносов(1711–1765)–гениальный ученый-энциклопедист,обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавшийестественно-научные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, вчастности, в филологию, к тому же незаурядный поэт.
Материю он понимал как состоящую из мельчайшихчастиц–атомов, образующих более сложные формы–корпускулы(или молекулы),которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают всемногообразие видимого в природе.
В своих философских воззрениях Ломоносов стоял напозиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубокоукоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либоне может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергаетБога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нетникаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущностьматерии и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностьютребовали бы существования всемогущего двигателя»
Выдающимся русским философом исоциальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856). Егообщефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласноэтой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. «элементовматериальных», из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве,которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, котороетрактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма.Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознаниечеловека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностямприроды, а является результатом божественного творения. Отсюда и пониманиеЧаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытномзнании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логикарассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовноммире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.
Человека Чаадаев рассматривалкак объективное единство двух миров–физического и духовного, как существосвободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектикенеобходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы вомногом выстраивается концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботойо грядущих судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, аопределенным образом эволюционировали. В начальный период определяющеймировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого,всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского историческогопроцесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения Россиис другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам, Чаадаев, однако,не разделял их идею преобразования путем военного переворота и усматривалреальный путь исторического прогресса России в нравственном совершенствовании.Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: если преждеоторванность России от мирового исторического процесса рассматривалась какнедостаток, то затем она стала представляться, напротив, преимуществом ее,которое позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейскойцивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Однако реальнаяполитическая обстановка в России, связанная с усилением абсолютизма,настраивала его на резко критический лад. Чаадаев оставался истинным патриотомРоссии, хотя «высочайшим повелением» и был объявлен сумасшедшим и не могпубликовать свои работы. Свою позицию он высказал честно и прямо: «По-видимому,есть несколько способов любить свое отечество и служить ему… Я предпочитаюбичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее,–толькоее не обманывать»'.
Своеобразным направлением в русской философии явилосьславянофильство, яркими представителями которого были Алексей СтепановичХомяков( 1804–1860) и Иван Васильевич Киреевский(1806–1856) и др., оказавшиезначительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их вниманиянаходились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. Всамобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог еевсечеловеческого призвания. тем более что западная культура, по их мнению, ужезавершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается впорожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словамВл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плодчеловеческого злодейства.
Славянофилы развивали основанное на религиозныхпредставлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в ученииоб иерархической структуре души и о ее «центральных силах»(Хомяков) или о«внутреннем средоточии духа(Киреевский). Достижение целостности человека исвязанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идееобщины, духовной основой которой является русская православная церковь.Первоначало всего сущего, согласно Хомякову,–«водящий разум», или Бог.Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла».
Историческое значениеславянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма,игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаиваяреформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России отфеодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.
Славянофилы:Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы. Считали, что виноват Петр I.Сдернул Россию с естественного пути развития, русский народ имел опору направославие, самодержавие и народность. Необходимо вернуться к этим ценностям.В это время началась борьба за чистоту русского языка. Идея–Россия, возвративутраченные ценности, должна оказаться впереди всех, миссионерская роль.
Западники.Во всем винили Петра I, потому что не довел дело до конца. Чаадаев: «Россияне имеет своей истории, не имеет ничего национального, все, что имеем, плохоусвоенный западный пример». Россия- урок миру, как не надо делать. «В Россиипобедит социализм не потому, что он прав, а потому что неправы его противники».
В России, при всей привлекательности развития западнойкультуры, существовали недостатки: атеизм, преступность и т.д., должна взятьвсе лучшее и тогда она сможет оказаться впереди всей планеты. Россия должнастать мессией, той силой, которая будет определять развитие всей цивилизации.
К западникам относятся выдающиеся мыслители–В.Г.Белинский(1811–1848), Н.Г. Чернышевский(1828–1889), Н.А. Добролюбов(1836–1864),Д.И. Писарев(1840–1868), А.И. Герцен(1812–1870). Это талантливые литературныекритики, философствующие публицисты, общественные деятели. Западники прошлипоучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения.После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л.Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранитьдиалектический метод Г. Гегеля'. Они полагали, что сознание есть свойство невсей, а лишь высокоорганизованной материи–мозга.
Николай Гаврилович Чернышевский,испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое вниманиеантропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что оченьважно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальныеусловия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею«разумного эгоизма», и поныне рождающую споры. В области эстетики(о чем оннаписал свой труд «Об эстетическом отношении к действительности») Чернышевскийрассматривал художественное творчество и категории прекрасного. СогласноЧернышевскому, «прекрасное–это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ееразнообразии–существенный аспект в философских воззрениях мыслителя.Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения ивыступления.
Александр Иванович Герцен всвоем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейноеразвитие–это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплотьдо пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекалсязападноевропейскими философскими концепциями. В своих изданиях–альманахе«Полярная звезда» и газете «Колокол»–он выступал против крепостничества ицаризма, выдвигая общедемократические требования–освобождение крестьян сземлей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Провозглашая идеалом некакой-либо абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливоустроенную жизнь, Герцен, например, отмечал, что природа и человеческая историявечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив, движение», причемдвижение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций(илистремлений)–возникновения и разрушения. Касаясь проблемы личности, Герценутверждал, что она теперь становится центральной: личность–вершинаисторического мира, к ней все примыкает, ею все живет.
Русский философ–Владимир Сергеевич Соловьев(1853–1900)(отецСергий)–первый профессиональный философ, который приобрел мировую известность.До него проводниками русской идеи были поэты и писатели.
В 12 лет стал материалистом, решил отказаться от бога.Философия Соловьева–философия всеединства; тяжело переживал разорванностьрусского общества, мировой цивилизации, считал, что Россия является частьюЕвропейской культуры. Общественно–историческая задача философии- спасти падшегочеловека и человечество. Свою философию строит как нравственную философию. «Ястыжусь, следовательно, я существую». Одна из основных работ–«Оправданиедобра»–этический трактат. В этой работе нашла отражение идея о философиивсеединства–учении о положительном синтезе, учение о мудрости, которая являетсяего онтологией всеединства. Всеединство–синтез истины, добра и красоты. Сфераабсолютного обладает признаками безусловности, только этими понятиями человекдолжен руководствоваться в своей жизни.
 Цель исторического процесса–приблизить реальность кбожественному миру. Можем назвать В.С. идеалистом, но он признавалматериальность мира. Мир–хаос, но не всегда. Человек–центр мира, должен статьисточником гармонии мира, посредник между природой и Богом, должен изменитьприроду до ее одухотворенности. Нравственный смысл человеческой личностиреализуется непосредственно в акте любви к другому человеку и к Богу. Истинныйисточник и предмет человеческой любви–это понятие вечной женственности, котороесопоставимо с образом Софии.
Впервые в России В.С. опубликован в 1985 году. Всоциальном плане–идея всеединства–богочеловеческий союз всех людей, вселенскаяцерковь, которая объединяет все религии. Занялся проблемой теократии–властиБога. Залогом такого единства выступает объединение католической и православнойцеркви.
Понятие «русской идеи» ввел в оборот–определял какисторическую роль России в создании исторической троицы–единения церкви,государства и общества(на равных правах). Работы: «Теократическая философия «,«Чтение о Богочеловеке».
«Серебряный век»–философия Бердяева. Русский космизм-Федоров, евразийство связать с проблемой массовой эмиграции русских философовза границу.
Постклассическая неклассическая) философия к. 19–20веков(общая характеристика)
Причины перехода к неклассическим типамфилософствования в 20 веке:
Основнаяпричина–к началу 20 века выявились неразумные тенденции в развитии западнойцивилизации(войны, революции).
Рационализм(особенно просветители) акцентировался наневежестве масс, но практика показала, что сознание масс включает в себятрезвый опыт(поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможноразрушить.
Рациональное знание исчерпало себя гносеологически.Мир постклассической философии–искривленное конечное пространств,относительность Эйнштейна. Развитие науки возвратило природе таинственность.Разрушилось представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого,философа определяет содержание знания, даже если он этого нехочет(субъективность знания носит объективный характер).
С середины 19 века философская классика активнокритиковалась. Кьеркегор ставит под сомнение существование рационал.системы,система Ф. связана с конкретным человеком, его взглядами и переживаниями.Человеческое существование трагично и безысходно. Ницше, Зиммель, Бергсонвосприняли этот тип философствования.
Конец 19 века–II Мироваявойна–I период развития неклассической философии
Послевоенные годы(середина XX века)–IIпериод.
Происходит размежевание постклассической философии:
1.ориентированная на сцеинтизм
2.антисцеинтизм.
Сцеинизм – это направление абсолютизирует роль науки вжизни общества, наука – главный стимул общественного прогресса. Стремлениепридать философским рассуждениям научную форму. Эталон научности – естественныеи точные науки.
Проявил себя в позитивизме – Позитивус –положительный, речь шла о положительной науке.
Стадии позитивизма:
1-ый позитивизм – классический – 30 – 90 годы Х1Х века– Огюст Конт создал первую гуманитарную науку – социологию; Герберт Спенсер,Джон Стюарт Милль.
Эмпириокрититцизм – Эрнст Мах, Рихард Авенариус,Вильгельм Освальд – 1-ый популяризатор научного знания (физический позитивизм)– 70 г. Х1Х – начало ХХ века.
Неопозитивизм (логический позитивизм) – возникблагодаря деятельности Венского кружка – Морис Шлипп, Рудольф Карнапп, КарлПоппер, Рассел.
Гносеологические установки позитивизма:
1.Знать можно лишь то, что дано в чувственном опыте.Эксперимент и наблюдение являются основным методом познания.
2.Всякое подлинное знание есть знание фактов, данных вопыте. Факты можно регистрировать, никакое объяснение  недопустимо, потому что,объясняя факт, мы вносим дополнительные сущности. В опыте закона нет, поэтомуего нужно исключить.
3. Отрицали возможность предсказания при помощизаконов, вообще отрицали законы. Предсказание возможно как более широкоеописание факта.
Основное внимание обращали на естественные науки,которые называли позитивными, потому что позволяли решать насущные проблемычеловечества. Позитивисты критиковали предшествующую философию, но не отрицалиее.
Антисцеинтизм – Шопенгауэр.
1.Наука скрывает истину бытия, умерщвляет бытие.
2.подлинным выражением жизни является противоразумнаяволя.
3.Подлинным средством постижения истины является нелогический анализ, а интуитивное освоение действительности.
Философский смысл проблемы бытия. Классификации формбытия.(Онтология )
Любое философское рассуждениеначинается с понятия о бытии, вопрос о том, что такое бытие, постоянноприсутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философиии будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящеечеловечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широкомсмысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, осущем вообще.Бытие и реальность как всеохватывающие понятия–это синонимы. Бытие есть все то,что есть–«вся видимая же и невидимая». как утверждается Символом веры. Это иматериальные вещи, это и все процессы(физические, химические, геологические,биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи иотношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больноговоображения–все это тоже существует как разновидность духовной реальности, какчасть бытия.
Бытие в обыденном понимании–существование.
Бытие какфилософская категория–это не просто существование, а то, что гарантируетсуществование.
Почему бытие не называют существованием? Понятиесуществование наделяет предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для меня не существуешь». Бытие же имеет смысл «есть», эта связкаподчеркивает смысл существующего(Сидоров есть человек).
Аспектыбытия:
Что существует?          Мир.
Где?                   Здесь и везде.
Как долго?                    Сейчас и всегда.
Следовательно мир есть и будет, правда доказать это мыне можем.
Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир? Все ли пространство заполненомиром? Все существующее должно иметь предел. Нам проще представить мирбезграничным, как только представим безграничным- ?–где граница?Непротиворечивое определение бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ»
Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны, а мир–бесконечен.Существование–предпосылка единства мира. Если есть мы и природа–бытие- это ужепредпосылка единства мира. Материальность, единство пространства и времени( Е=mc2). Тождество бытия: А=А- одно из фундаментальныхпонятий логики мышления(объект не должен изменяться в процессе нашихрассуждений).
Как все то, что существует в отдельности существует? Все то, что нас окружает–действительность, имеет лионо логику существования или нет?(Мы выделяем растения и животные, т.к. нам этохочется или это разделение не зависит от нас)
Реальность:как мы эту действительность познаем.
Действительность: все то, что существует и действует на нас.
Уровни бытия:
Бытие природы
Бытие общества
Бытие личности
Сферы бытия:
Органическая сфера
Неорганическая сфера
Техносфера и т.д.
Формы бытия:
Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:
микромир–науровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир–дали.
Представлены первой и второй природой: Перваяприрода–существовала до человека, с ним и после него
Вторая природа–вечныймир, созданный человеком. Человек создает вторую природу на основе законовпервой природы.
Человека. Человексуществует как человек благодаря уникальной связи природного(человеческого )тела и человеческого духа(сознания). Эта уникальность связи в других объектахотсутствует.
Духовного(идеального).
Индивидуализированного духовного- наш внутренний мир, нет нас–мир уходит снами.Мы произвольны в формировании своего духовного мира(он субъективен).
Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.
Например, Тургенев написал роман «Отцы тдети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадоксвзаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,- сознание, оно может существоватьблагодаря индивидуальному сознанию, но от него не зависит.
Социального духовного–формобщества.
Итог: Бытие- этосуществование во всех его многообразных формах. Бытие–категория единая, егоделение произведено в познавательных целях.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.shpori4all. narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.