Реферат по предмету "Философия"


Основные понятия философии

--PAGE_BREAK--Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и человека выступает в качественно различных формах. С возникновением жизни появляются раздражимость и чувствительность как специфические свойства отражения.
Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
5. Наличие определенных биологических и физиологических предпосылок у человека недостаточно для возникновения сознания. Сознание человека возникло в процессе трудовой деятельности. Простейшие трудовые навыки расширяют кругозор, совершенствуют мозг, обусловливают переход к изготовлению орудий труда, совместному труду и общению. Язык становится важнейшим фактором дальнейшего познания, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления. Труд оказал влияние на развитие и совершенствование органов чувств. Он способствовал возникновению общественных форм и видов жизнедеятельности. В человеке биологическое и социальное находятся в единстве и обусловленности.
6. Сознание – свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Мозг представляет сложную материальную, физиологическую систему. Но следует понимать, что между физиологическими и психологическими процессами существует качественное различие. Первые – материальны, вторые – идеальны. Сознание не сводится к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека. Сознание как функция мозга, как высшая форма отражения действительности есть образ внешнего мира. Этот субъективный образ идеален по своей природе, но его содержание детерминировано объективным миром. Идеальным сознание является потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических или других материальных свойств.
В сознании можно выделить три основные сферы: познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Сознание – это, прежде всего, знание, со(совокупное) знание. Без знания нет сознания.
Эмоциональную сферу сознания составляют чувства, аффекты, страсти и эмоциональное самочувствие, стрессовые состояния. Эмоции – это отражения объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело.
Мотивационно-волевую сферу составляют мотивы, интересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Человек осознает себя посредством других людей и через созданную ими материальную и духовную культуру.
В философии широко обсуждается проблема бессознательного и его соотношение с сознанием. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

4. Диалектика как концепция связи и развития
Основные вопросы темы: 1. Связь и развитие – основные принципы диалектики.
2. Исторические формы диалектики.
3. Основные категории и законы диалектики
1. Диалектика – многогранное учение. Диалектика может определяться как всестороннее учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении выражены два основных принципа диалектики: принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. (Принцип – основное, стержневое положение теории, которое играет определяющую роль по отношению ко всем остальным положениям в системе данной теории.)
Понятие связи в диалектике обозначает отношения, при которых изменение одних объектов есть условие изменения других, причем, как правило, проявляется и обратное воздействие, влекущее за собой изменение первых объектов, так что имеют место взаимосвязь и взаимодействие. Связь объекта с другими объектами может быть непосредственной и опосредствованной.
Основными чертами принципа развития выступают:
 системный характер изменений, означающий, что в процессе развития всегда происходит некоторое качественное изменение объекта;
 необратимость как такая характеристика развития, которая фиксирует его процессуальность, комплекс взаимосвязанных изменений, приводящих к возникновению качественно новых возможностей;
 направленность, которая характеризует тот факт, что развитие осуществляется в некотором направлении, по определенным законам.
Вариантами направленности развития выступают прогресс и регресс.
Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения объектов. Существуют две концепции развития: диалектическая и метафизическая. Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную.
Диалектика объективная – это диалектика самого развивающегося мира.
Диалектика субъективная – это диалектическое мышление.
2. В истории философии сложились три основные формы диалектики:
 античная диалектика, которая была «наивной и стихийной». Она представлена в учениях Гераклита, Платона, Зенона и др.;
 немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, который сформулировал законы диалектики;
 материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.
Альтернативы диалектики – метафизика и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления являются односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем и процессов действительности. Разновидностью метафизики является догматизм. Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости.
3. Категории диалектики – это формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. Основные категории диалектики: развитие, связь, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, форма и содержание и др.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающих их упорядоченное изменение.
Основные законы диалектики:
 закон единства и борьбы противоположностей;
 закон перехода количества в качество;
 закон отрицания отрицания.
Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого, общего процесса развития.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник всякого развития – противоречие. Диалектическое противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих тенденций и сторон предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником развития. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения противоречий. Решающим источником развития являются внутренние противоречия.
Закон перехода количества в качество раскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений необходимо приводит к коренным преобразованиям, к возникновению нового качества, которое оказывает обратное влияние на количественные изменения.
Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений и их бесконечность.
Диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и методом научного познания, который показывает, как необходимо рассматривать изучаемый предмет, какие стороны, связи и отношения необходимо выделять, чтобы наиболее полно отразить его развитие.

5. Познание, его возможности и границы
Основные вопросы темы: 1. Познание как объект философского осмысления
2. Структура знания
3. Проблемы истины
4. Генезис науки
5. Специфика научного познания
6. Методология научного познания
7. Наука и общество
1. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания и реальности, выявляются условия истинности познания.
В истории философии сложились две позиции относительно вопроса о возможности познания мира: познавательно-оптимистическая и агностическая (скептическая).
Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества (Д. Юм, И. Кант).
Гносеологическая проблематика зарождается в античной философии. В гносеологии европейской философии Нового времени было два направления: рационализм и эмпиризм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц трактовали познание как преимущественно логический процесс. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, получаемые в результате опыта, эксперимента.
Для материалистов XVII–XIX вв. были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, метафизичность, механистичность.
И. Кант считал, что человек знает о мире только то, что является ему в ощущениях. Внутреннюю сущность («вещь в себе») – человеку знать не дано. Для Гегеля мир познаваем, но человек познает при этом не объективный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» абсолютной идеи.
Диалектико-материалистическая гносеология строится на основе теории отражения, диалектики, теории деятельности.
Познание – сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе общественной практики. Практики – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию действительности. Функции практики в познании: является источником познания, его движущей силой и целью, служит критерием проверки истинности результатов познания.
2. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъектами познания являются человек и человечество в его историческом развитии. Объект же – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельности субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.
В процессе познания выделяют две степени: чувственную и рациональную. По вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты абсолютизировали органы чувств в познании, а ощущения признавали единственным источником достижения и критерием истины. Рационалисты считали, что всеобщие и необходимые истины могут быть почерпнуты из самого мышления.
Любое знание есть единство двух противоположных сторон – чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств в трех формах: ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание наиболее полно выражено в абстрактном мышлении в формах понятий, суждений, умозаключений, теорий.
3. Цель познания в любой форме – истина. Категории истины и заблуждения – противоположные, но неразрывно связанные стороны процесса познания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждение следует отличать от лжи.
В современной философии особенно отчетливо выделяются следующие концепции истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматизма, конвенциализма, неотомизма и др.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме. Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта в полном объеме.
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.
Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете. Под абсолютной истиной понимается:
 окончательное знание определенных аспектов действительности;
 полное, исчерпывающее знание о мире в целом.
Относительная истина – это неполное, незавершенное знание о предмете.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм и релятивизм.
Истина всегда конкретна, т.е. любое истинное знание учитывает конкретные условия существования того или иного явления, условия места и времени и т.д.
В истории философии и науки выдвигались различные точки зрения о критерии истины.
Главным критерием истины является практика, взятая в процессе своего развития. Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.
4. Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука – сложное и многомерное явление. Большинство историков науки считают, что наука в современном смысле возникла в Европе в ХVI–ХVII вв. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Существуют различные подходы к объяснению причин появления науки. Два из них – экстернализм и интернализм.
Экстернализм утверждает, что появление науки обусловлено развитием социально-экономических отношений капиталистического общества.
Интернализм видит истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в ее саморазвитии, в изменении способа мышления.
5. Научное познание отличается от других форм познавательной деятельности. Основные особенности научного знания:
 направленность на познание объективных закономерностей действительности (природы, общества, человека, мышления и др.);
 рационалистическая обоснованность, доказательность полученных результатов;
 системность. Научное знание представляет собой систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, развивающуюся по определенным принципам и закрепленную в специальном языке.
Цель и высшая ценность научного знания – объективная истина. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, измерительные инструменты и др.) и специфические приемы и методы.
В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но там они не являются определяющими.
Научное познание есть целостная развивающая система знания, которая включает два уровня – эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям:
 характеру исследования;
 типу применяемых средств исследования;
 особенностям методов.
Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной переработки данных, полученных с помощью органов чувств. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, законов, теорий и других форм. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В истории философии существовали направления, которые абсолютизировали один из этих уровней в ущерб другому (эмпиризм и «схоластическое теоретизирование»). Все большее признание стала получать мысль о том, что есть еще и третий уровень научного познания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке (Т. Кун, М. Лакатос и др.).
6. Методология науки изучает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы реализации знания в практике.
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Основная функция метода – регулирование познавательной деятельности. В научном познании истинным должен быть не только конечный результат, но и метод.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Методы научного познания можно разделить на три группы: универсальные (философские), общенаучные, специальные.
Специальные методы применяются в рамках отдельных наук, общенаучные ‑ характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские и, в частности, метод материалистической диалектики. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, конкретность, детерминизм, противоречивость, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.
По поводу методологической роли философии в научном познании существует две крайние тенденции: натурфилософская и позитивистская.
Диалектическая концепция показывает, что философия и наука взаимно дополняют друг друга. Воздействие философии на процесс развития науки выражается в основном в следующих моментах:
 философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий;
 философские принципы воздействуют на процесс познания опосредованным путем – через методы частных наук.
Научные методы разделяют на методы эмпирического и теоретического исследования.
7. Роль науки в жизни общества усиливается. Наука представляет социальную силу, оказывающую влияние на все происходящее в человеческом обществе. Главные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, социальной памяти.
Существуют две противоположные позиции в вопросе о роли науки в обществе: сциентизм и антисциентизм. Для представителей сциентизма наука – абсолютная ценность, с помощью которой можно решить все общественные проблемы. Антисциентисты считают, что наука не может обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей и вообще является разрушителем культуры.
Характерной чертой современного этапа развития науки является то, что в науку входит аксиологический (ценностный) момент. Ценность – это положительная значимость явления; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы.
Ценностная ориентация во многом определяла развертывание работ вобласти атомной энергетики, генной инженерии и других областях знания. С этой ориентацией связан вопрос о моральной ответственности ученых, о возможности и пределах регулирования этических предпосылок научных исследований.

6. Человек, общество, история
Основные вопросы темы: 1. Проблема человека в истории философии
2. Происхождение человека. Биологическое и социальное в человеке
3. Смысл человеческого существования
4. Общество как специфическое материальное образование
5. Общество как саморазвивающаяся система
6. Субъекты и движущие силы исторического процесс
7. Различные концепции периодизации мировой истории
8. Проблема общественного прогресса
1. Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникли еще задолго до появления философии – в мифологии. Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как микрокосмоc.
Платон понимает человека как комбинацию тела и души, которая принадлежит миру идей.
Аристотель настаивает на единстве души и тела.
В христианстве человек рассматривается как «образ и подобие Бога». Душа есть дуновение самого Бога. В Новое время специфику человека усматривали в разуме. Человек – это разумное существо.
Для Декарта душа и тело не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.
Для Канта человек двойственен: принадлежит природе, где господствует необходимость, и нравственной свободе.
Гегель развивал идею историчности человека. По Гегелю, человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Фейербах рассматривает человека как чувcтвенно-телесное существо.
Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует его свойства. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог – проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем – проблема богочеловека.
В различных философских направлениях человека рассматривали в основном как единство телесного и душевного; душа – вот что выделяет человека из природы.
2. Человек – это разумное существо, субъект социальных отношений и общения. Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая включает в себя положение о том, что человек как биологический вид ведет свое начало от своих обезьяноподобных предков. Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств – развитие мышления и речи, различных форм общения на определенных принципах морали, ценностных ориентаций и т.д. Человек – это единство природного (биологического) и общественного (социального). Только в своем единстве генетическая и социальная программы формируют человека. Есть две крайности. Одна из них – в сведении человека к животному началу. Противоположный подход заключается в недооценке биологических основ существования человека. Они объявляются несущественными, но в то же время подчеркивается значение социального в человеке.
3. Смысл жизни – прежде всего стратегическая цель жизни человека, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени им осознаваемая. Смысл жизни – регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает свойственные мировоззренческой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В истории философии существовало множество концепций, пытавшихся дать ответ на вопрос о смысле жизни человека.
Теологическая концепция – у каждого человека есть предназначение со стороны высшей инстанции (Бог, дух, идея), поэтому смысл жизни человека в его бытии в качестве осуществления планов высшего начала (Платон, Гегель, Вл. Соловьев и др.).
Социоцентрическая концепция – смысл жизни человека в идее служения людям, обществу, нравственным идеалам (К. Маркс, В.И. Ленин и др.).
Антропологическая концепция – смысл жизни человека не выходит за пределы индивидуального человеческого существования (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).
Нигилистическая концепция заключается в отрицании какого бы то ни было смысла человеческой жизни (Л. Шестов, Ж.-П. Сартр).
4. Общество является объектом изучения многих наук. Социальная же философия изучает наиболее общие закономерности и тенденции взаимодействия социальных явлений, функционирование и развитие общества, целостный процесс социальной жизни. Общество выступает в форме своеобразной подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природы. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общественные отношения – главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Существуют различные теоретические модели общества: натуралистические и материалистические.
Натуралистический подход – общество является естественным продолжением закономерностей природы, мира животных и космоса (Монтескье, Л. Мечников, Л. Гумилев и др.).
Идеалистический подход – основой общества является некое духовное начало (Гегель и др.).
Материалистический подход к общественному развитию разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, суть его составляет положение: способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Фундаментальная проблема в марксизме – проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей – отражение их общественного бытия в ходе практики. Общественное бытие – реальный процесс жизни.
5. Современная философия рассматривает общество как единый целостный организм, как единую систему. Общество разделяют на сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Экономическая сфера – единство производства, потребления, обмена и распределения. Социальную сферу представляют этнические общности людей, социальные группы и классы. Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии и т.д.). Государство, как и политические системы, очень дифференцированно. Духовная сфера включает философские, религиозные, политические, этнические и другие воззрения людей, а также эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.
Основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.
6. В самом широком смысле слова субъект – тот, кто действует, а объект – то, на что направлено действие. Субъектами могут выступать отдельные индивиды, социальные группы людей и общество в целом. Побудительной силой действия являются интересы. Группа может быть субъектом деятельности, если у нее общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальные общности, их организации, индивиды, выдающиеся личности. Источник общественного развития – социальные противоречия, его движущие силы многообразны.
7. Проблема периодизации исторического процесса находилась в центре внимания многих мыслителей. Существуют различные критерии членения истории на отдельные периоды: географический фактор, материальный, духовный и т.д.
Вико создал теорию исторического круговорота, в котором общество проходит через три века: век Богов, век Героев, век людей.
Основой деления истории для Гегеля был географический фактор. В соответствии с географией Гегель делит историю на Восточный, куда входят Китай, Индия и т.д., Греческий, Римский и Германский миры.
Маркс в основу деления истории общества положил материальный фактор – способ производства материальной жизни. В социальную философию для обозначения различных этапов в развитии общества он ввел новую категорию – «общественно-экономическая формация». Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Маркс разделил историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.
В современных философских трудах существуют разные концепции периодизации истории. Некоторые (Р. Арон) утверждают, что всю историю можно разделить на индустриальную и доиндустриальную эпохи.
8. Понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. В философии Нового времени появились идеи общественного прогресса, основанные на представлении о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед. Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительности труда.
Актуальной проблемой теории социального прогресса является определение его критерия. Выдвигаются различные критерии прогресса: человеческий разум, производительность труда, способ производства, принцип счастья и т.д. Все эти критерии важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного исторического развития. Общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности.

7. Человек, культура, цивилизация
Основные вопросы темы: 1. Культура как предмет философского анализа
2. Роль понятия культуры и цивилизации в познании общества
3. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
4. Природа и содержание духовной жизни общества
5. Искусство
6. Моральное сознание
7. Религиозное сознание
8. Понятие личности
9. Формирование личности в процессе социализации
10. Свобода личности и ответственность
1. Существует несколько сот определений культуры: универсального определения культуры нет. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.
В философии выделяют два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Элементами культуры являются знания, ценности, идеалы, социальные нормы, обряды, обычаи, традиции. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способы их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавая от поколения к поколению. Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. Культура выступает как средство самореализации и основание ценности человека.
Развитие культуры носит противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты.
2. Понятие «цивилизация» входит в научный обиход около середины ХVII в. Общепринятого философского взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:
 как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);
 как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);
 как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);
 как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);
 как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).
Во всех перечисленных вариантах понятия культуры и цивилизации тесно связаны друг с другом и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.
В философии существуют цивилизационный и культурологические подходы к мировой истории.
Цивилизационный подход к мировой истории разработал английский историк А. Тойнби. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.
Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.
Культурологический подход к истории широко использовал О. Шпенглер, взгляды которого широко были распространены на Западе в первой половине ХХ в. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она рождается, зреет, живет и умирает подобно организму. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.
3. Особенности западной и восточной культур анализировались многими деятелями культуры, причем или в смысле конфронтации, или с приматом Запада или Востока. Современный подход, основываясь на признании неустранимости культурных различий, признает, что культуры Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность. Взаимостимуляцию Запада и Востока можно проследить в самых различных областях жизнедеятельности общества – от экономики до религии.
Под термином «Запад» в философии понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в ХV–ХVII вв. Характерные черты западной цивилизации – быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Межкультурная коммуникация в сфере задач межкультурной коммуникации
Реферат Воспитание детей со сложными сенсорными нарушениями
Реферат Становление педагогики в России
Реферат Воспитание жизнеспособности школьников
Реферат Стиль хай-тек
Реферат Социально-философские аспекты адаптации в аномическом обществе
Реферат Движущие силы и логика воспитательного процесса
Реферат Политическое развитие России после первой русской революции
Реферат Способы обучения на уроках
Реферат Искусство как социальное явление
Реферат Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса
Реферат Методичні проблеми реалізації комунікативно-мовленнєвого підходу у початкових класах
Реферат Студент як обєкт - субєкт педагогічної діяльності
Реферат Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения
Реферат Отношения в крестьянской семье в пореформенный период по материалам решений волостного суда