Реферат по предмету "Философия"


Основные законы диалектики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА Историии политологии
РЕФЕРАТОсновныезаконы диалектики
По дисциплине: Философия
РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
8-го факультета заочного отделения
Я.А. Тереб
Санкт-Петербург 2011г.

Содержание
1.      Введение
2.      Историческое развитие понятия
2.1.  Диалектика античности
2.2.  Идеалистическая диалектика немецкой классической философии
2.3.  Материалистическая диалектика
3.      Основные законы диалектики
3.1.  «Закон единства и борьбы противоположностей» (закон противоречия)
3.2.  «Закон перехода количественных изменений в качественные»
3.2.1. Качествои свойства
3.2.2.Понятие о качестве и количестве
3.2.3.Переход количественных изменений в качественные(закон развития)
3.2.4.Скачки
3.3.  «Закон отрицания отрицания»
Список используемой литературы
диалектика философия закон отрицание

          1.   Введение
Диалектика (греч.διαλεκτική — искусствоспорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивноготеоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимогосодержания этого мышления.[1]
В письменах праславянской цивилизации диалектика — Дивалетико –двоелётно – действовать и мыслить противоположными категориями, диалектически.
Чтобы понять суть диалектики нужно рассмотреть историю ее развитияот древнегреческих философов до Маркса и Энгельса.
Родоначальникамидиалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектикаразрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учениео развитии Гераклита, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектикенаиболее развитую и совершенную форму.
Гегельхарактеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип,вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля,по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектическийанализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: законперехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновенияпротивоположностей и закон отрицания отрицания. Маркс и Энгельс рассмотрели законыдиалектики Гегеля через призму материального мира.
Такжев диалектике сформировалось понятие диалектической триады. Тезис – антитезис –синтез.
Тезис — это некая идея, теория или движение. Тезис,скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинствовещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабыхмест.
Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, таккак она направлена против первого — тезиса.
Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока ненаходится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки итезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясьсохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое являетсятретьим диалектическим шагом, называется синтезом.
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первойступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, еслиоказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине.Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будетрассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом,диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может поднятьсяи на третий уровень, когда достигнут второй синтез.
Также необходимо отметить, что вместо использования терминов тезис,антитезис и синтез, диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощьютерминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицаниеотрицания» — взамен «синтеза».
В качестве примера использования диалектического метода можнопривести цитату из работы Гегеля:
Звук есть смена специфическойвнеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть толькоабстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности.Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материальногоспецифического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом,реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота.
Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара,так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласнопонятию вместе со звуком
Благодаря диалектической логике в философии появились законы,имеющие объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основымира, его первоначала, в их движении и развитии. Данные законы основаны нанаучном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуютрелигиозное или мистическое мировоззрения.

          2.     Историческое развитиепонятия
В истории философии выделяются следующие исторические формыдиалектики:
          1.     Диалектика античности (наиболее яркие представители — Гераклит и досократики, Демокрит,Сократ, Платон и Аристотель).
          2.     Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первойполовины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
          3.     Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советскойшколы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)
2.1 Диалектика античности
Уже в античности складывается диалектический подход к миру. Начинаяс досократиков, у которых предметом философствования был космос. Он представлялсяим состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира,взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения.
Например Анаксимандр видел в мировой первооснове сугубо абстрактные,бестелесные первоначала двух классов: 1) первовещества – теплое и холодное, 2) первосилы– антиподического взаимодействия тёплого и холодного.
Для Анаксимена первоначало было и вещественным, и духовным, одновременно.Это был воздух – и как вещественный компонент мира, и как душа, дыхание мира, душачеловека.
Далее греческие философы обращались к первовеществу – огню. Мир Пифагорабыл огненным шаром, вдыхающим пустоту (воздух). Согласно учению Гераклита, все произошлоиз огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная,изменчивая из всех стихий
Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всегоконстатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях,характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает формумысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нетпредела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитойкраткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется". Гераклитсчитал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезньделает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос вцелом есть единство противоположностей, системообразующая связь.
На этом тапе развития понятия, философы мистическим образом подразделяютприроду на противоположные классы, подразумевая одновременное единство этих классов.Но философская мысль не стоит на месте и совершенствуется.
Так, Анаксагор из Клазомен провозгласил вечность бытия. Кроме того,Число материальных элементов (гомеомерий – материальные элементы) – полагал он –бесконечно, а движущая сила (ум) лишь одна”. Усовершенствование систематизации мировыхдиалектических противоположностей создала условия их метафизации. Метафизика ужезаложена в положениях Анаксагора. Его “гомеомерии”, существуя как бы сами по себе,приводятся однако в движение внешней силой – всемирным умом.
Эмпедокл, пытаясь примирить диалектическое и метафизическоенаправления в философии, ещё дальше уходит в антиномическую метафизику. Он полагал“корнями” первовещества огонь, воздух и землю, а первосилами – две противоположныхдвижущих силы.
Причём, “корни” приводятся в движение этими силами – или соединяются,или разъединяются. Положительные силы: Дружба, Приязнь, Гармония, Милость, Веселие,Киприда, Афродита. Отрицательные силы: Ненависть, Вражда, Арес. Здесь уже явно выступаетсамостоятельность противоположностей как вещественного, так и невещественного (силового)классов. Особо метафизично дробление положительных и отрицательных сил.
Закономерным результатом всего предшествующего развития философскоймысли было учение Демокрита. Он отрицает принцип бесконечной делимости Эмпедоклаи Анаксагора и вводит понятие неделимых частиц – атомов.
Теория атомизма возникла у Левкиппа и (у его ученика) Демокрита на основании:1) наблюдений и 2) некоторых аналогий”. “Демокрит полагал, что вечные начала (атомы)по своей природе маленькие сущности бесконечно многие по числу”. Это обоснование– “классический пример возникновения научной гипотезы”.
Демокрит вычленяет из объективной реальности бесчисленное количествонеделимых частиц-атомов, разделённых пустотой, движущихся собственными вихрями.Этими атомами и их вихрями, организующими атомический процесс, великий метафизик-атомист,между прочим, вновь скатывается на позиции диалектики.
Но эти материальные формы мира, ввиду их малости, неподвластны чувствам.“Лишь в общем мнении – полагает Демокрит – существует сладкое, в мнении горькое,в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности существуюттолько атомы и пустота”.
После формирования «диалектики досократиков» на философскую арену выходятсофисты которым противостоит Сократ.
История софистики делится на два периода. Первый связан с деятельностью“старших софистов”. К ним относятся Протагор из Абдер, Гиппий из Элеи, Антифонти Георгий. Второй этап — деятельность “младших софистов”: это Алкидамант, Ликофрон,Фразимах.
Распространяя учение о вне природном происхождении общества, софистыпротивопоставляют “природное” и “искусственное”.
Универсальное противопоставление природы искусству развертывается втрояком плане: в плане возникновения общества и гос-ва, законодательства, религиии веры в богов.
Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих– в том, что они существуют, – и несуществующих – в том, что они не существуют”.
Георгий:1)…никто не существует; 2)…если и есть нечто существующее,то оно не познаваемо и 3)…если оно даже и познаваемо, то его познание невыразимои неизъяснимо.
Гиппийуказал в своём определении закона на насильственноепринуждение как на условие возможности законодательства.
Продик: “Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и самивещи”.
Алкидамант: “Природа никого не создала рабами, и люди рождаютсясвободными”
Антифонт отстаивал “преимущества природы перед установлениямикультуры и над искусством”
Фразимах, социальный аналитик, выявил относительность социально-этическихнорм: “Каждая власть устанавливает законы, полезные для неё самой, демократия –демократические, тирания – тиранистические и т.д.”
Это был путь критики и сомнений, описанный впервые Протагором. “Он первыйзаявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом”.
Гегель писал, что софистика встала на путь свободного мышления, котороедолжно было “вывести за пределы существующих нравов и наивной религиозной веры”.
Таким образом, софисты не только подготовили принципы диалектическойотносительности (как полагал Гегель), но и заложили, по ленинскому выражению, “софистикунигилизма” анти аристократического направления, используемую теперь однако одиознымишколами иррационализма и фашизма.
Интерес к человеку хоть и был общей чертой софистов и Сократа, но диалектикав ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины отличала философиюСократа от софистики.
Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путемстолкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истиннымопределениям понятий.
Если учения Гераклита о борьбе противоположностей, как о движущей силеразвития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективнойдиалектике, Сократ, впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике,о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического"метода: «ирония» и «майевтика” — по форме, „индукция“ и»определение" — по содержанию.
Сократический метод — это прежде всего метод последовательно и систематическизадаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию ссамим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской «иронией».Но он не ставит своей задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утвержденияхсобеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины". Продолжениеми дополнением «иронии» служила «майевтика» — повивальное искусство"Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своимслушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Сократхотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная задача «сократического»метода — найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственнуюоснову отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощисвоеобразной «индукции» и «определения». «Индукция»и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.
1.«индукция» — это отыскание общего в частных добродетеляхпутем их анализа и сравнения
2. «определение» — это установление родов и видов, их соотношения.
С именем Платона связано возрождение античной диалектики, которая претерпелазначительный ущерб в школах софистов, Сократа и Демокрита. Диалектика Платона впервыене только получает собственное наименование, но и обретает своё аналитическое звучаниекак умение строить логические рассуждения, вести беседу, диалог.
Но не только субъективность была целью платоновской диалектики. Античнаяфилософия носила объективистский характер во все времена. “Для Платона – сообщаетВ.Ф. Асмус – диалектика это – не логика только, хотя в ней есть и логический аспект;это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона– прежде всего учение о бытии, о родах истинно сущего бытия и об идеях … “Идеи”Платона – не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а истинно сущиероды бытия. В соответствии с этим “диалектика”, как её понимает Платон, не толькопуть и метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причинывещей чувственного мира”.
Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечнои преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимоеусловие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону,искусством диалектики.
Будучи верным учеником, почитателем и последователем метафизическогоидеалиста, Сократа, Платон, естественно, не смог преодолеть метафизичности и в своёмучении. Его обособленные “идеи” только противопоставлялись “вещам”. Платон называлдиалектику логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятийпроисходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом«диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого,чтобы к Единому вернуться.
У Платона диалектика — искусство вести беседу. У Аристотеля — искусствовести вероятностные рассуждения (способ доказательства, когда исходят из положений,полученных от других, и достоверность которых неизвестна). Аристотель различаетаналитику и диалектику. Аналитика устанавливает все абсолютно точно. Все течет ивсе изменяется. Если говорить об актуальном, надо иметь в виду реализовавшуюся возможность.Закон недопустимости противоречий: нельзя утверждать об объекте одновременно в одноми том же месте и в одно и то же время разного положительного и отрицательного. Законисключенного третьего: если есть два суждения и первое ложно, то второе истинно,третьего не дано. Противоречия: контрадикторные (преступают законы формальной логики),контрарные (один говорит белый, другой черный, а объект может быть серым). Естьчастное мнение. Это приговор, задание рамки, вилки, в пределах которой рассматриваетсяобъект. Закон тождества — я есть я. Выступает против софистики. В конечном счете,Аристотель – это целая система формально-логических силлогизмов.
2.2     Идеалистическая диалектика немецкой классической философии
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности впознании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными.Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства(французская буржуазная революция 1789-1794 гг.) несколько поумерило восторги апологетовпросвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастьяразве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанномвиде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются впорции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическаяфилософия последней трети XVIII – первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинствомстало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножилфилософские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейскойфилософской мысли.
Немецкая классическая философия – это определенный период в развитиинемецкой философской мысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленныйучениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и ЛюдвигаФейербаха. Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принятооценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классикаминемецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуютдве особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философскоеноваторство.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классическогонемецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант (1724-1804).Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не тольков философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработаннаяим концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности досих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречиерассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологическийпринцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а толькопротиворечия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляютсясодержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами этиформы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта «формальной».
Кант противопоставлял ноумен (непознаваемая «вещь в себе») и феномен,т.е. субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности.
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал,что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а являетсярезультатом активной творческой деятельности сознания.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимисяфилософами, как Иоганн Готлиб Фихте (1762-1854) и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг(1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена иноумена. Обосновав познавательную активность в некотором едином принципе:
— Фихте– в абсолютном Я (Вещь в себе пропадает. Человек сам творит этотмир.)
— Шеллинг — в абсолютном тождестве бытия и мышления.
Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободыи необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевскойобъективно-идеалистической диалектики.
Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектикаГеорга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалистической основеон развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированномвиде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизическийметод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистическихучениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он противопоставил принцип:сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории сутьобъективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютнаяидея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновениюи развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:
-      пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихиичистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законови категорий диалектики);
-      развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развиваетсяне сама природа, а лишь категории);
-      развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). Наэтом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческогосознания и самосознания.
“Все что разумно — действительно, а все что действительно – разумно”.
Основные принципы философских идей Гегеля могут быть представлены вследующих положениях:
-      Принцип единства противоположностей.
-      Систематика принципов и категорий диалектики.
-      Идея исторической закономерности.
-      Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знанияи действия.
Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания,учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгахпод общим названием «Наука логики».
2.3     Материалистическая диалектика
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Генрих Маркс(1818– 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), которые перевели её в материалистическуюплоскость (диалектический материализм).
Маркс как философ сформировался в значительной степени под влияниемработ Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа»(отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которыеотделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», втерминах Платона — «идеи»). Гегель считал, что в движении своей мысли человек можетподняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения,т. е. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений.Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения «диалектикой».Маркс очень глубоко усвоил это представление об абсолюте, предстоящем отдельномучеловеку, о системе объективных ограничителей, стоящих на пути к единому «абсолюту»,и о том, что развитие абсолюта и развитие мира возможны прежде всего через работучеловеческого разума, т. е. через диалектику.
Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить её строгопо научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяетсознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не каксамостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается.Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим факторомразвития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единстваи борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Маркс пошел дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецкимфилософским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного«абсолютного духа» конкретное сообщество людей с их коллективным мышлением. Общество,а не бог, является абсолютом, предстоящим отдельному человеку. Чтобы познать и улучшитьмир, нужно познать и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию»,он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что только историческоеразвитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом делеулучшить мир: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключаетсяв том, чтобы изменить его».
В советское время единственной допустимой формой диалектики считалсямарксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением.После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многиеавторы продолжают оценивать её позитивно.
Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектикуГегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые«Три закона диалектики».
1.   Закон единства и борьбы противоположностей.
2.   Закон перехода количественных изменений в качественные.
3.   Закон отрицания отрицания.
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектикиодновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями.Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмоми философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер.

3. Основные законы диалектики
3.1     Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия)
«Движение и развитие в природе, обществе и мышленииобусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешениевозникающих противоречий между ними через борьбу»
Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительностии её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистическойдиалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностямидиалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятсяв неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, нои в одном и том же отношении, то есть взаимопроникают.
При раскрытии этого закона, Энгельс подчеркивал существование связии взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанныеи взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая изних имеет собственную противоположность.
Другой стороной диалектических противоположностей является взаимноеотрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности,они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимном отрицании. Разрешениелюбых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта,превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбы противоположностей можно проиллюстрировать в биологическойэволюции: путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новыхформ жизни.
Марксистское учение об общественном развитии построено на примененииданного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис оборьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него своивыводы.
Всякий общественный строй есть закономерный результат развертыванияи разрешения путем социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественногостроя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, чтосоциализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер(антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектическогопротиворечия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания,которое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов.
Гегель при характеристике действия этого закона оперирует категориями:тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или несколькихобъектов друг другу.
Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самомусебе или объектов друг другу.
Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения такихсторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются другот друга.
Противоречие– это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категорияпротиворечия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этогозакона, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями.Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятсяв состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанныеи взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновениепротивоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности,имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковаялишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновениепротивоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество.«Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежеммагнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другойюжный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричествоне суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. – С. 205).
Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретногоединства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия междусобой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающихпротивоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся,отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегельназывал противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развитиямира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезисаи антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическоепротиворечие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение егоотнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречийв рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теорииможно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактноеи конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамкиединственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновениекак внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешниепротивоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоенияединого, в конечном счете как производные от внутренних.
Диалектический подход помог установить, что эволюция происходит на всехуровнях материи, включая неживую природу. При этом современные разработки принципаборьбы противоположностей показали универсальность движущих сил эволюции. Как упоминалосьвыше, движущей силой биологической эволюции является борьба противоположностей:наследственности и изменчивости. Аналогичные противоположности реализуются и надругих уровнях эволюции, поэтому содержание этих понятий было существенно расширено.
Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется черезслучайность в условиях неопределённости. Это турбулентность и броуновское движение(в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе). Наследственностьобусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого.Таким образом, речь идёт о постижении общего характера движущих сил (противоположностей)на всех уровнях эволюции, от элементарных частиц до общества, включая технику икультуру.
3.2     Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
«Развитие осуществляется путём накопления количественныхизменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния)и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»
Еще в древнегреческие философы обратили внимание на то, что незначительные,до поры до времени, остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь,могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок вкуче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что кучапеска исчезает, а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состоянияв другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можнопривести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятсявесьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность и мудрость.Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных,разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенносуммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясьс безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временемкатастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определённой температурыменяет их агрегатные состояния.
Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщуюзакономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные.В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмыслениеи был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.
3.2.1   Качествои свойства
Мир многообразен. Он предстает перед человеком нескоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов,наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целымрядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем,с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды;важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы,по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят вновое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший авариюсамолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.
Различают также специфические и неспецифические свойства.Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента,вес же вообще — общая характеристика любых материальных тел, находящихся в полетяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него,часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или инойпредмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцевв ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.).
Некоторые свойства предмета могут видоизменяться,их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философииих называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства,времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, вчастности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческийоблик.
Различаются также актуальные и потенциальные свойства.Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными)носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различныхвзаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность,растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.
Предметы — это не механический набор или простая суммасвойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилиямысли — синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предметавыражается в философии понятием качество. А множественность различных предметовхарактеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявлениятех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами. Каждыйпредмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разнымисторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоватьсяв человеческой практике.
Сходства и различия свойств определяют существованиекачественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качествомпонимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств)в системе его связей и отношений с другими предметами.
Люди телесно (а не только мысленно, духовно) включеныв сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судитьо свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называлэто «явлениями» — в отличие от характеристик «вещей самих по себе».Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме субъективныхобразов объективного мира". Но человеческий опыт заключает в себе реальныевозможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественноммногообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактамис предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогаюттакже различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний,их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие большихи малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природойи обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительными животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификацийминералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей.Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим. Оно весьма подвижно.Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Дляответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным емупонятием количества.
3.2.2   Понятие окачестве и количестве
Качество — такая определенность предмета (явления,процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностьюприсущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество — характеристика явлений, предметов, процессовпо степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинахи числах.
Вокруг нас очень много самых различных предметов иявлений, причем все они постоянно движутся и изменяются. Но, несмотря на это, мыне путает эти предметы, а различаем и определяем их. А каждый из них отличаетсяот других своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами.
Возьмем, например, такой металл, как золото. Оно обладаетхарактерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет определенную плотностьи теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах,ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Всеэто, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другимпредметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяетнам определять и различать их. Чем отличается, например, живое от неживого? Способностьювступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия,размножаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
Качественно различаются и общественные явления. Так,капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистическойсобственности, наемного труда и другие признаки.
Качество проявляется и в свойствах. Свойство характеризуетвещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предметев целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности,являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности — его качеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладаети количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороныстепени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объемаи т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры,вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков ит.д.
Количественная характеристика присуща и общественнымявлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем,степенью развития производства. Государство располагает определенными производственнымимощностями, людскими, сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Количество и качество едины, поскольку они представляютсобой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия.Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет;изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованиюпредмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера- это своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой. «Нарушение»меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводитк изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути вжидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр. При температуре -39гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. начинает кипеть, переходит в парообразноесостояние.
Мера — диалектическое единство качества и количестваили такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественнаяопределенность предмета.
Количественная и качественная определенности присущии общественным явлениям. В познании и практической деятельности исключительно важноучитывать единство количественной и качественной сторон явления.
3.2.3   Переход количественныхизменений в качественные (закон развития)
Как было сказано, изменение количества в известныхпределах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит тольковыйти за эти пределы, «нарушить» меру, как ранее казавшиеся несущественнымиколичественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям.Количество перейдет в качество. В процессе развития, писал К.Маркс, «чистоколичественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия».
Переход количественных изменений в качественные — всеобщий закон развития материального мира. Мало того, само развитие и есть преждевсего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессеэтого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, отстарого к новому.
Широко распространенным проявлением закона являютсямногочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (изтвердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше100 град. она превращается в иное качество — пар. Пар имеет отличные от воды свойства.
Закон особенно ярко проявляется в химических процессах.Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева устанавливает, что качествохимических элементов зависит от количества положительного заряда ядра их атома.До известных пределов количественное изменение заряда ядра не вызывает качественныхизменений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные измененияприводят к образованию нового элемента. Так, при радиоактивном распаде с потерейатомного веса и заряда ядра уран превращается, в конечном счете, в качественно инойэлемент — свинец. Химия вообще представляет собой науку о качественных превращенияхвеществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислорода, например,содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле еще один атом кислорода,как она превращается в качественно новое химическое вещество — озон.
В объективной действительности имеет место не толькопереход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — возрастаниеколичества под влиянием качественных изменений. Количественные и качественные изменения,таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
3.2.4  Скачки
Гегель определял скачок как единство бытия и небытия, означающее, чтостарого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качествоеще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмираниепрежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями.Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимоскачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствиисо спецификой той или иной качественной определенности.
Примеры скачков: образование звезд и планет, в частностиСолнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растенийи животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономическихформаций в истории человеческого общества, социальные революции.
Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета,момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекаютсравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Выделяют следующие виды скачков:
-      по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные(коренные);
-      по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновениюболее высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организацииобъекта);
-      по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутреннихпротиворечий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).
Примеры скачка:
-      из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться
-      когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы
-      Для редактора отдела важно учитывать, что накопление количественныхизменений происходит всегда, и, отслеживая их, можно предугадать качественные превращения— то, что в СМИ собственно и называется «событиями»
3.3 «Закон отрицания отрицания»
«Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностейдруг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходитвозврат назад, в новом повторяются черты старого».
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление,тенденцию развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого закона,нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его местов развитии.
В любой области материальной действительности постояннопроисходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового,передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а самопреодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.
Термин «отрицание» в философию ввел Гегель,но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицаниялежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание»,истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собойнеотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в однойобласти, — указывал Маркс, — не может происходить развитие, не отрицающее своихпрежних форм существования». Развитие земной коры, например, прошло через рядгеологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, естьизвестное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного,возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История обществатакже есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества- рабовладельческим, рабовладельческого — феодальным, феодализма — капитализмом.Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научнаятеория преодолевает старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Онорезультат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы ужезнаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, самисоздают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество.Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результатсаморазвития, самодвижения предметов и явлений. Третий закон диалектики отражает,по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность.Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательностьи повторяемость придает цикличности спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает,что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоленияпервоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятияв какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующейступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержаниюи направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания:«Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное,но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Отрицание отрицания можетсовершаться неосознанно. Например, отрицание большевиками самодержавной формы властиобернулось установлением ими державной же, только еще более усиленной монополиина власть.
В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебникахприводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, то есть он как быотрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна,а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зернаявляется причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновенияновых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания являетсявозврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие двойногоотрицания /Аристотель отрицал Гераклита, Гегель — Аристотеля/. Как замечал сам Гегель,все это похоже на действие с отрицательными числами /«минус на минус дает плюс»и т. п.

Список используемой литературы
1.   Предтеченский В. В.Биография науки диалектики. Самиздат, 2005. –86 с.
2.   Большая советская энциклопедия
3.   «Ведение в философию» 2 т., Москва, 1989 г/>.
4.   В.Г.Афанасьев «Основы философских знаний», Москва, «Мысль»,1987 г.
5.   Квасова И.И. «Учебное пособие по курсу „Введение в философию“,Москва — 1990 г.
6.   Википедия
7.   Философия «Курс лекций»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.