Реферат по предмету "Педагогика"


Основные формы и методы руководства чтением

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙМОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Курсоваяработа.
натему:
“Основныеформы и методы руководства чтением”
Курсыповышения квалификации
Библиотечныхработников культуры
Библиотекаряюношеского абонемента ЦГБ
БеженарНатальи Александровны
г.Тирасполь
2004г.

План
 
I. Роль библиотеки в формировании культуры чтения
II. Основные методы и формы руководства чтением
2.1 Метод индивидуального руководства чтением иего форм
2.2 Метод массового руководства чтением и егоформы
2.3 Работа с активом читателей
2.4 Библиотека и семья
III. Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБг.Тирасполь
Литература

I. Роль библиотеки вформировании культуры чтения
Библиотека…древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжныхполок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбуидей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний,развлечений и т.д.- до бесконечности.
Все жизньвселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека.
Страстныйискатель истины и справедливости, А.И. Герцен, размышляя о библиотеке и книге — источники знаний, сказал: « Вся жизнью человечества оседала в книге: племена,моде государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством,в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшиесердца; в ней записано та огромная исповедь бурной жизни человечества, таогромная автография, которая называется всемирная историей».
Вооружая насзнанием, опытом жизни и борьбы, развела наш город до кругозора человечества,книга становиться орудием труда. А усваивая опыт прошлого, созидая настоящее,мы закладываем стартовую площадку для бедующего. И книги – веков соединительнаяткань – дают возможность преобразовать мир и себя в этом мире.
Сегодняшнийдень ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить этуинформацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом,который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может бытьсовременного образованного человека?
Библиотекадолжна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношескомвозрасте. Как помочь читателю – подростку найти ответ на возникший у неговопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразныеформы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясьвызвать интерес у современного подростка к классике, с тем чтобы пробудить внем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.
В практике работыбиблиотек используется методы индивидуального и массового руководства чтения иих формы.

II. Основные методы и формыруководства чтением
 
2.1 Методиндивидуального руководства чтением и его формы
В основеэтого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов,увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогаетбиблиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуацииформы воздействия на чтение подростков.
Вповседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространенырекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации увыставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.
Наиболеераспространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке –беседа.
Во времярекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретнуюкнигу, но и вызывает у читателя интерес к ней создавая соответствующуюустановку для ее восприятия.
Характеррекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровняразвития.
Частобиблиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать.
Затем онпоказывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием.
Это помогаетчитателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос.
Рекомендательнаябеседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему.
Выяснивпочему подросток интересуется этой темой что уже прочитано им библиотекарьподбирает книгу и кратко характеризует ее.
Даже когдачитатель спрашивает конкретную книгу это не означает что рекомендательнаябеседа не уместна.опыт работы с подростками и знанием подсказываютбиблиотекарю на какие трудные и важные моменты в книги надо обратить вниманиечитателя.
При удовлетворенииконкретного спроса подростка библиотекарь рекомендует ему также литературу поданному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессечтения книги, открывает двери в мир творчества писателя.
Вниманиетребует читательский опрос “чего-нибудь новенького”, характерный для старшихшкольников, читающих очень много. Погоня за новеньким не редко может бытьпоказателем “престижности чтения”, “моды” на определенные книги. Задача библиотекаря-повышать качество чтения. Один из путей ее решения – побудить юношей кперечитыванию лучших литературных произведений.
Приемрекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Напримернаучно художественное произведение нужно рекомендовать так чтобы возникла связьмежду содержанием книги и тем, что известно читателю из других источниковинформации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающиеего любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы наразнообразные “что”, ”как”, и ”почему”. Во время рекомендательной беседы понаучно– художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми длянего научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты.
Первоначальноеприобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать срекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя.
Возникаетэффект “узнавания”, что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоениесодержания.
Выяснениемотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашиваяконкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногдаболее ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой,спрашивает “что-нибудь такое же”. Библиотекарь должен детально конкретизироватьчитательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя,удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.
Еслибиблиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежатьошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечениячитателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательскогоразвития.
Беседа опрочитанной книге
Привозвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним беседу.Индивидуальные беседы о прочитанном так же, как и рекомендательные беседы, какправило, происходят на абонементе у книжных полок.
В беседе состаршими школьниками нужно избежать наводящих вопросов, которые могутоттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопросы может подсказатьзаглавие книги. »Удачно ей, по-твоему, названа книга?» Иногда начать разговорпомогает вопрос об отношении автора к своим героям.
Беседа опрочитанном позволяет библиотекарю понять уровень и качество восприятиячитателем книги. Если она была рекомендована библиотекарем, он во время беседыопределяет педагогическую состоятельность своей рекомендации.
Беседа опрочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на егосознание чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, читательво время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий«слой» произведения, который не раскрылся ему при чтении, но вот сейчас вопросыбиблиотекаря позволили ему войти в созданный художником мир образов. Читательучится понимать произведение. Это означает, что он не просто глубже усваивает,где, когда и почему происходило действие, какие качества героя при этомвыявились, но и осознает отношение писателя к изображаемому, глубинный смыслпроизведения.
Консультация
Это советбиблиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы.Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и карточек.Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении с юношами, учащимся 10-11классов.
Частоподростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы,выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, какправило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интереснойтелепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявитьмаксимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книгиили статьи из периодических изданий.
Библиотекарюзнакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела кдругому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие,иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями укнижных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознатьзапросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужнойлитературы.
Библиотекарьстремится углубить чтение подростка, зародить в нем мысль о возможностях иперспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную инаучно- познавательную литературу.
Важная задачаконсультации – указать читателю на трудности, с которыми он может столкнутьсяпри чтении, предложить справочные издания.
Во времяконсультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги,предисловие.
Созданиеустановки в чтении – психологического состояния, определяемого как готовность копределенной активности, предшествующей восприятию – одна из важнейших целейконсультации.
Предпосылкудля полноценного восприятия художественного произведения читателем можносоздать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания егохудожественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь,чтобы предопределить и направить восприятие.
Библиотекарьобращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгус той, что уже знакома читателю.
Результатыиндивидуального руководства чтением, каким бы систематическим иквалифицированным оно ни было, нельзя определить сразу. Интересы читателя,осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно,качественные сдвиги в читательском развитии нарастают незаметно. Индивидуальноеруководство чтением подростков и старших школьников требует от библиотекаряюношеской библиотеки творчества и мастерства, знания литературы и своегочитателя, Если хочешь зажечь в детях искру, то тебе надо, по словамСухомлинского, «вмещать в себя целое море света».
2.2 Методмассового руководства чтением и его формы
Массоваяработа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческихлабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накопленбогатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идетпоиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных,интеллектуальных и любительских запросов читателей. Современный комплекс форм иметодов массовой работы базируется на лучших традициях отечественной теории ипрактики, опирается на общие методические приемы и требования к её организациии проведению.
На разныхэтапах развития библиотечного дела на первый план выходили те формы массовойработы, которые определялись целями библиотек, как социальных учреждений. В 20- 30 –е годы это было содействие в ликвидации неграмотности, повышениюобщеобразовательного т культурного уровня населения. Распространение получилигромкие чтения, групповые беседы, лекции, вечера книги. Зарождались такие формыпривлечения новых читателей в библиотеки, как праздники книги, книжныекарнавалы, библиотечные походы или агитационно-пропагандистские акции –литературные суды, плакаты, театрализованные представления.
С накоплениемопыта массовой работы в библиотеках, ростом культурного и образовательногоуровня читателей в 40-50-е годы получили развитие позитивно- рекомендательныеформы: тематические вечера, читательские конференции, библиографические обзоры,носившие преимущественно формализованный характер. Большое место в деятельностибиблиотек заняла агитация и пропаганда, раскрывающая библиотечные фонды,привлекающая людей к чтению. Коллективные обсуждения книг чаще всего носилизапрограммированный характер и завершились выработкой единого, однозначногомнения о прочитанном. Вечера книг, рецензии, кружки, читательские конференциибыли направлены на развитие навыков самостоятельной работы с книгой, насамообразование.
В 60-70-егоды продолжал пополняться комплекс рекомендательных форм с целью привлечениявнимания читателей к «наиболее ценной в идейном, научном и художественномотношениях литературы».
Особенностьэтого периода – широкое применение массово–образовательных форм, дополняющихсистему политического просвещения. Как правило, это циклы мероприятий,рассчитанных на систематическую и длительную работу с однородной группойчитателей с учетом их образовательного уровня (уроки, общественно-политическиечтения, лектории, декады, месячники). Широко применялись приемы информационногохарактера – открытые просмотры литературы, бюллетени новых поступлений, обзорыкниг и периодики. Под влиянием СМИ и с появлением аудиовизуальной техникираспространились формы массовой пропаганды книги, например читательско-зрительскаяконференция, телепередача о книгах, час музыки и поэзии.
В эти же годысформировались организационные предпосылки для совершенствования массовойработы внутри ЦБС.
Возрослапотребность читателей в культурных контактах, в духовном общении, котораяпроявлялась в возникновении узких групп общения, клубов, кружков по интересам.Отдельные клубы стали местом неформального объединения читателей для обсуждениянеопубликованной литературы (самоиздат).
В 80-е годызавершилось организационное и методическое оформление клубов и другихлюбительских объединений при библиотеках. В конце 70-ых начале 80-ых годов былипроведены теоретические исследования по массовой работе, изучение эффективностиотдельных форм и методов руководства чтением, а издал ряд материаловобобщающего характера.
Преемственностьмассовой работы 90-ых годов выразилось в использовании традиционных форм иметодов, модернизации методических приёмов и решений, связи с внешними учреждениямии организациями. Демократизация и активизация общественной жизни, свободноеиздание литературы обусловили многообразие форм и тематики массовыхмероприятий.
Присуществующей сегодня тенденции усиления популярности активных форм общенияправомерно определить роль массовой работы в руководстве чтением как ведущую вэтом деле. Во время проведения массовых мероприятий в структуре общения имеютместо и информационные процессы, и межличностные отношения, и эмоциональноевлияние читателей и библиотекаря друг на друга. Массовые формы обеспечиваютнаиболее благоприятное условие для общения, прямого или косвенного, согласованоили конфликтного. Интерес к экологии человека, его физической и духовной средевызвал к жизни формы, создающие условие для знакомства, свободного обменамнениями, выявления творческого интеллектуального потенциала человека.
В основеметода массового руководства чтением лежит знание и учет возрастныхсоциально-психологических особенностей конкретных групп читателей.
Библиотекарь,опираясь на общее в чтении, обусловленное социальной ситуацией развития юношейприобщает их к систематическому чтению и пользованию библиотеками.
Основнымиформами массового руководства чтением юношеством в нашей библиотеке являютсякнижные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы опрочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразныелитературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы,литературные вечера.
Книжнаявыставка– широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы.Выставки бывают тематическими, жанровыми, посвященными определенному видулитературы, творчеству одного писателя и т.д. Выбор литературы для нихопределяется задачами, которые решает библиотека в идейно-политическом,нравственном, трудовом, эстетическом воспитании юношества, в помощь самообразовательномучтению школьников и студентов. Эта форма наглядной пропаганды литературы –книга приближенна к читателю, повернута к нему лицом.
Выставкаэкспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить учитателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше непривлекали его внимания. Выставка также показывает ребятам, как много есть вбиблиотеке книг, журналов и газет, в которых можно найти ответы на ихмногочисленные вопросы.
Этапыорганизации выставки таковы: в соответствии с её целевым назначениембиблиотекарь отбирает литературу, цитаты, иллюстрации, готовит вопросы кчитателям, ищет яркий, выразительный заголовок, определяет основные разделы,продумывает всю композицию, оформляет и размещает выставку. Библиотекарь долженсистематически рассказывать о выставке читателям, проводить по ней обзоры,иначе она будет мало эффективной. Библиотекарь организует учет выданных испрошенных книг, анализирует, какие книги и почему имеют успех, а какие невызвали у ребят ни какого интереса. С помощью книжной выставки можно определитькниги, почему-то не привлекшие внимание ребят, но являющиеся важными и ценнымидля их читательского развития. В этом случае библиотекарю надо подумать, как подругому организовать пропаганду.
На выставкебиблиотекарь может познакомить читателя не только с книгами, но и с материаламигазет и журналов, объединенными общей темой.
Организуютсявыставки литературы о крупных событиях в жизни страны и за рубежом. Тематикавыставок может быть связана с изучением предметов школьной программы, свопросами которые волнуют читателей. Для выявления важных аспектов темы могутбыть полезны совету учителей школы, знакомство с новейшей литературой поданному вопросу.
По выставкенужно обязательно провести обзор. Для побуждения интереса к представленнымкнигам библиотекарь использует различные приемы: чтение или пересказ отдельныхэпизодов, вопросы к читателям
Приорганизации книжных выставок для старших школьников надо учитывать, чтоназвание выставки, её подразделов должны быть сформулированы так, что бы онивызывали желание размышлять, спорить. Старшеклассникам надо чаще адресоватьвыставки, состоящие целиком из газетно-журнального материала на актуальныеобщественно политические, научно технические и другие темы, еще неосвещенныекниги.
Если по темевыставки есть библиографические указатели они так же должны быть представленына ней.
Обзор — также широкораспространенное в библиотеках форма массовой работы с читателями. Это устныйрассказ о книгах и других книжных изданиях, содержание которых подсказываетсясобытиями общественно-политической жизни нашей республики и мира, стремлениерекомендовать лучшее произведение современной и классической литературы, атакже периодические издания. Обзор проводят с целью расширить читательскийспрос, показать большое разнообразие литературы в библиотеке. При выборе темы икниг библиотекарь учитывает интересы и увлечения читателей.
Виды образовлитературы многообразны. Обзор может быть жанровым (новинок поэзии, прозы), монографическим(посвященным творчеству отдельного писателя), в помощь изучения одного изпредметов школьной программы (истории, математики) и т.д. Интересен обзор однойкниги, например, альманахов «Ларец», «Хочу все знать». Обзор можно построитьцеликом по материалам периодики. Так серия обзоров о журналах »Путеводнаязвезда. Школьное чтение», «Смена»», «Юный техник» и т.д. позволит раскрытьперед читателем широту содержательного и жанрового диапазона журнальныхпубликаций.
Общиеметодические требования к обзору: идейно-художественная ценность отобранныхкниг, занимательность и доступность изложения, стремление активизироватьслушателей, возбудить у них желание самостоятельно прочитать рекомендованныекниги.
Что быовладеть вниманием аудитории, можно начать обзор с вопроса к читателям,например о его теме, цели. Центральная часть обзора – раскрытие содержаниякниг. При выборе формы рассказа о книгах библиотекарь учитывает своеобразиелитературы, возраст читателя, их число, как они подготовлены к восприятию даннойлитературы и т.д.
Обзорявляется самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжнойвыставки, предваряет или завершает литературный вечер, обсуждение книги,литературные игры.
В руководствечтением подростков нельзя забывать о громких чтениях. Они помогают осознанномувосприятию текста, открывают читателю – подростку глубину и богатство книги,журнальной или газетной публикации.
Должно бытьвыбрано такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональныепереживания, стремления размышлять о прочитанном. Разговаривать с читателямисразу после чтения можно в тех случаях, когда у них есть вопросы к библиотекарюили желание высказаться по поводу услышанного. Эффективны циклы громких чтений,которые проводятся регулярно, в определенные дни и часы.
Групповаябеседа о прочитанном проводиться через несколько дней после того, как подросткипрослушали произведение сильно их взволновавшее. Желательна беседа опроизведении, которое вызвало разноречивые мнения или же, если библиотекарьзаметил не адекватную содержанию книги реакцию ребят.
Осуждениеморальных проблем, поставленных в книги, требует такта. Нужно больше опиратьсяна чувства и переживания ребят, избежать лекторского тока, желания поучать.Беседы о научно-популярной или научно-художественной книге дает библиотекарювозможность определить степень доступности читателям познавательного материала,выделить моменты требующие специальных разъяснений. Коллективная работавызывает интеллектуальную активность читателей, они глубже и эмоциональнеевоспринимают содержание и формулирование вопросов, которые должны нацеливатьчитателя на сопоставление новых знаний с ранее приобретенными, с самой жизнью,на выявление причинно-следственных связей. Готовя вопросы, важно опираться напознавательные возможности читателей, их образованный багаж, уровеньчитательского развития. Предлагая вопросы читателям, библиотекарь должен яснопредставлять к какому педагогическому результату он стремится. Важный моментбеседы о прочитанном, независимо от характера литературы- связь её спредшествующими библиотечными мероприятиями (образами книжных выставок,громкими чтениями).
Обсуждениекниг –это свободная дискуссия своеобразная коллективное размышление о произведенияхглавным образом художественной литературы, воспитательное воздействие которойна растущего человека особенно сильно. Обсуждение книг требует подготовки.Подготовка читателей к обсуждению состоит в том, что бы выбранную книгу прочливсе участники обсуждения и что бы у них возникло желание обсудить её. Для этогоу библиотекаря есть не мало приемов: рассказать об авторе, о других его произведениях,организовать книжную выставку, посвященную творчеству писателя и т.д. Большуюроль играют индивидуальные консультации для всех готовящихся к обсуждению. Вобсуждении могут участвовать 10-15 человек. Мастерство библиотекаря и егоувлеченность помогут сделать обсуждение неформальным, волнующим событиям вжизни читателей, поднимающим ребят на новую степень в их читательском развитии.
Читательскаяконференция посвящена, как правило, одной проблеме (науки и техники, культуры иискусства). Цель конференции – формулирование коллективного читательскогомнения, воспитание у читателей умения глубоко анализировать прочитанное, видетьто новое в раскрытии обсуждаемой проблемы, что характерно для книг илипериодики, разбираемой на читательской конференции. Воспитательная иобразовательная роль читательских конференции может быть значительна, если всеучастники приходят на конференцию подготовленными, со своим мнением пообсуждаемой проблеме и желанием её обсуждать, прочитав рекомендованную наподготовительном этапе конференции литературу. Читательские конференции бываютпроблемными и отчетные. Содержание проблемных читательских информаций связано скрупными событиями общественно-политической, научной и культурной жизни врегионе или в мире. Они образуются на основе изучения интересов старшихподростков, учитывают уровень их читательского развития.
Содержанияотчетной читательской конференции продиктована заботой библиотекаря о повышениикультуры чтения старших школьников, основывается на тщательном изучениичитательских интересов группы и должно указывать ребятам перспективу в чтении.Например, проводиться отчетная конференция «Что мы читали в этом году». Приподготовке в ней важно проанализировать читательские формуляры, изучить какие книги,журналы ребята брали в других библиотеках, у своих друзей или из домашнейбиблиотеке, нацелить частников на самокритичные выступления, на раздумья оцелях и направленности дальнейшего чтения.
Подготовкаконференции включает несколько этапов: определение темы и педагогических задач,изучение читательских интересов группы; отбор литературы, ее изучение; разборкапрограммы конференции; организация книжных выставок и оформлениерекомендательных плакатов; широкая выдача литературы; справочнаябиблиографическая и консультационная помощь всем желающим принять участие вконференции. После конференции надо в течение месяца ввести учет спроса и выдачилитературы, беседовать с читателем на основе этих данных коллектив библиотекиделает выводы по педагогической эффективности своей работы.
Литературныеигры.Ряд форм массовой работы насыщен игровыми элементами. Это викторины,литературные путешествия, конкурсы, литературные аукционы, парад литературныхгероев, литературные загадки и т.д. Литературная игра возможна в работе считателем всех возрастов. Игра обычно завершает определенный этап работы считателем, когда они уже прочитали многое книги, пропагандировавшиеся с помощьюмассовых и индивидуальных форм. Особенно увлекательны «Путешествия» по книгам.Их можно с успехом проводить по краеведческой, географической, исторической,научной и художественной литературе. К основным формам массового руководствачтением относиться также устный журнал и литературный вечер.
Устный журналтоже имеет цель пропаганды лучшей литературы по различным отраслям знаний.Журнал имеет редколлегию, состоящую обычно из читательского актива, состоит из3-4 «страниц». Обязательно библиографическая страничка, а также пландальнейшего чтения по выбранной теме. Устный журнал позволяет библиотекарюоткликнуться на конкретные читательские запросы, атак же пробудить читательскийинтерес у других ребят.
Литературныйвечер имеет широкие педагогические возможности для активных читателей – этоформа подведения итога в работе, праздник творчества; для других – эмоциональнопривлекательная форма пробуждения и формулирования читательского интереса.Литературный вечер – это сценическое произведение, по этому для его подготовкинужен коллектив «актеров», репетиции, определенные знания в области законовтеатрального действия, творческие способности у читателей и библиотекаря.Необходимо художественное оформление помещения, музыкальное сопровождение,необычное расстановка участников на сцене и т.д. Отрывки из произведения можночитать по книге, но это должно быть выразительное чтение. Участие в вечереформирует обостренное чувство коллектива, своей общности.
В массовойработе библиотекаря распространены литературные и общественно политическиечтения. Они проводятся со старшими школьниками, так как это мероприятие требуетразвитию мышления, большой начитанности и умению обобщать накопленныевпечатления. Это комплексная форма, включающая организацию книжных выставок;рекомендательных обзоров литературы, индивидуальные консультации читателя ирекомендательные беседы, громкие чтения, устные журналы и беседы о прочитанном(как индивидуальные, так и коллективные). По этому программа таких мероприятийразрабатывается на год, определяется последовательность всех этапов работы.
Что бы книгаи чтение прочно вошли в духовную жизнь читателей, важный как индивидуальный таки массовые методы руководства чтением. Наибольший эффект приноситсистематическая последовательность взаимосвязь этих методов с одной и той жеконкретной читательской группой. Отсутствие взаимосвязи снижает рольбиблиотеки, и библиотекарь, перестает быть компетентным руководителем ивоспитателем, как читательской группы, так и каждого отдельного читателя.
2.3 Работас активом читателей
Читатели,часто посещающие библиотеку, любящие книгу и чтение, обычно помогают библиотекарюво всех его начинаниях: принимают участие в подготовке массовых библиотечныхмероприятий, стараются привлечь в библиотеку своих товарищей.
Добровольноеучастие в делах библиотеки – важный принцип организации читательского актива.Главное условие его создания – это знание библиотекарем интересов и увлеченийребят, любовь к ним.
Участие вработе библиотечного актива наполняет свободное время подростков увлекательнымчтением, расширяет кругозор, делает их чуть богаче, содержательнее. Формыорганизации актива читателей могут быть разными: это зависит от возраста,интересов, склонностей и увлечений читателей, а так же от творческихспособностей самого библиотекаря. Это могут быть кружки любителей книги, клубычитательские объединения на основе единства интересов, например к поэзии, ккраеведческой литературе и т.д. Особенность клубов, кружков в библиотекесостоит в том что они стимулируют и активизируют чтение подростков,самостоятельность их работы с книгой.
Работабиблиотекаря с читательским активом позволяет ему руководить чтением не толькоэтой группы читателей, но и влиять на формулирование читательских интересов удругих подростков.

2.4Библиотека и семья
Важныйфактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации ируководству чтения подростков – её содружество, контакты с семьей читателя.
В семьеформируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видамдеятельности, в том числе и к чтению. Во многих семьях есть книги и периодикадля их возраста. Семья в определенной степени руководит чтением дней. Во многихслучаях родители являются авторитетом для своих детей в выборе книг, в оценкепрочитанного. За частую родители, будучи активными читателями, сами приводятсвоих детей в библиотеку, чтобы совместно с библиотекарем умело руководитьчтением подростка, формируя его личность.
Работа сродителями может быть как индивидуальная, так и массовая. Можно виндивидуальной беседе с родителями узнать интересы ребенка и всей атмосферысемьи, порекомендовать необходимый список литературы, помочь родителямсформулировать правильный читательский вкус у ребенка, а иногда и у самихродителей. Можно, сотрудничая с библиотекой для взрослых, проводить конференциидля родителей на тему: «Ребенок и книга», «Что читает молодежь». Сотрудничествородителей в библиотеке помогает повысить роль семьи в руководстве чтением иподнимает престиж библиотеки в семье.

III. Из опыта работыюношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь
В практикеработы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы какиндивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразныхтрадиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных:
Юношескаябиблиотека отличается специфической возрастной категорией читателей: от 14 до21 года. Конечно же границы условны. Существует три ступени читательскогоразвития юношества (14 лет, 15-17,18-21), которые характеризуются разнымуровнем понимания и восприятия литературы и, поэтому, проводя индивидуальныебеседы или книжные выставки и обзоры литературы, работники юношеской библиотекиучитывают этот фактор при выборе темы, проводимого массового мероприятия, а также при подборе литературы. Когда у нас на абонементе проходят «Дни библиотеки»,с начинающими читателями (обычно это 8-е классы) мы проводим ознакомительныеэкскурсии по библиотеке. С учащимися 9-10 классов, как правило, проводим нетолько экскурсии, но чаще библиотечные уроки, что бы научить их работать скаталогами и картотеками.
Наша цель — научитьчитателя грамотно самостоятельно работать с книгой, уметь находить необходимуюинформацию, используя все средства, имеющиеся в нашей библиотеке.
Самойраспространенной формой массовой работы по руководству чтением наших читателейявляются книжные выставки и обзоры по ним. Они откликаются на актуальныеобщественно-политические события в Республике (например, книжная выставка«Приднестровье- наш дом»к 11-ти летию ПМР) и в мире. А так же на темы особенноволнующие и интересующие наших постоянных читателей. Например, книжная выставка«Любовью дорожить умеете», «Для вас девочки», «Всем кто хочет быть здоров»,«Новые книги», «Разные дороги в бездну»(об угрозе СПИДа, наркомании). У нас наабонементе постоянно действуют книжные выставки: «Путешествие в далекое иблизкое», отражающие страницы истории нашей Родины, «Тропинками родного края»,посвященная глобальной теме охраны окружающей среды. К декаде пропагандымолдавской литературы была организована книжная выставка «В краю солнца».Индивидуальные беседы, консультации, а так же обсуждение книг с группойчитателей, обычно с активом, мы проводим при подготовке больших массовыхмероприятий, таких как, вечер-встреча «Живи и помни» (с узником фашистскогоконцлагеря Освенцим Андросовым), литературно-музыкальный вечер «Кобзарьбессмертный» к 187 летию Т.Г. Шевченко, на который были приглашены учащиесяукраинского лицея. Они показали хорошие знания творчества Шевченко, читали егостихи, а так же замечательно исполняли песни Т.Г. Шевченко. При подготовкепоэтических часов, читательских конференций, циклов чтений, конкурсов, и другихлитературных игр и массовых мероприятий, мы, конечно же, используем ииндивидуальные методы руководства чтением во всех формах. Это ирекомендательные беседы, особенно о новых книгах, и пресс – минутки, опоступившей периодике. С некоторыми читателями необходимо обязательнобеседовать о прочитанном, так как читатель сам хочет высказаться, поделитьсявпечатлениями. При руководстве чтением юношества обязательны, на мой взгляд,индивидуальные консультации у выставок и книжных полок. Но не надо забывать,что все эти формы и методы руководства чтением не должны быть навязчивыми ибезапелляционными. Руководство должно быть тактичным и взаимно полезным, какдля читателя, так и для библиотекаря.
При доброжелательномотношении библиотекаря учитывающего возрастные и индивидуальные особенностичитателя, можно надеяться на положительный педагогический эффект.
Активноиспользуя все методы и формы руководства чтением в юношеской библиотеке,работники абонемента стремятся добиться главной цели – научить любить книгуисточник знаний, добрых мыслей и чувств.
«В свободныйчас я – в книжной лавке,
Мне книга –воздух для души,
Она влечетмогучей властью,
Вселеннойраскрывая ширь»
(П. Бровка)

Литература
1.        АлиевГ.М Когда клуб при библиотеке популярен (актуальные вопросы библиотечнойработы. М, «Книжная палата», 1989, С. 54-56)
2.        Библиотекаи юный читатель. Практическое пособие. М., «Книжная палата», 1987.
3.        ГрихаловЮ.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. М., «Книга», 1977.
4.        ДальшинаИ. Ступени читательского роста (библиотекарь, 1989, №1, с. 11-13)
5.        ЕзоваС.А. Индивидуальная беседа в библиотеке. (Актуальные вопросы библиотечнойработы).М.»Книжная палата», 1989, с. 64—70.
6.        МихноваИ. Спутники на всю жизнь. Полемические заметки о так называемом ядре юношескогочтения.(Библиотекарь, 1989, №1, с. 14-15).
7.        Нравственноевоспитание читателей. (Гос. Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Ред. Сост. А.А.Березняк – М.»Книга», 1985).
8.        Работыс читателями. Учебник для студентов библиотечных факультетов институтовкультуры. М.,»Книга», 1970.
9.        ЧирваА. Книга в твоих руках (Книга для учащихся – М.,»Просвещение», 1985)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.