Министерствообразования и науки Украины
Таврическийнациональный университет
им. В.И.Вернадского
философскийфакультет
Рефератработа на тему:
«Основныепонятия феноменологии Гуссерля»
Предмет: «Феноменология»
Выполнил: студент второго
курсафилософского
факультета Юшков Николай,
группа ф-2
Симферополь
2006
ВВЕДЕНИЕ
Зачатки феноменологии можно найти в философии Локка,который утверждал о существовании очевидных истин. Однако, наиболее активнофеноменология себя проявила в начале ХХ века, работами известных немецкихклассиков, а именно представителей знаменитых Геттингенской и Мюнхенской школ. Классическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания, проблемы очевидности и собственного сознания.
В каждом философском учении существуют такиепредставители, которых можно охарактеризовать «законодателями мод».Феноменология, которая является одной из наиболее популярных систем познаваниямира, не является исключением. В её лоне тоже есть свои корифеи, работы,которых называют классикой. Речь идёт о таких великих философов, как ФранцБрентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других. Именно в их работахвстречаются основные понятия феноменологии, которые и стали объектами данногореферата.
Эта работа призвана раскрыть основополагающие понятия итермины феноменологии, что бы убедится в исключительной независимости этогоучения, а также в его необходимости в наши дни, по средствам изучения работ Гуссерля.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Термин«Феноменология» ещё раньше был предметом философии Гегеля. Им в 1807 году былаопубликована работа под названием «Феноменология духа», в которой давалосьпроисхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютного идеализма: господствомирового разума в мире, абсолютной идеи, которая и создаёт окружающуюдействительность. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показалнеобходимость его развития.
ВXIX в. и даже ранее термин «феноменология» имел самые различныезначения. Со времени использования этого термина Гуссерлем с начала XX в. онстал употребляться и как феноменологический метод создания философии, и каклюбой описательный метод изучения данной темы.
А.Н.Суворова в своїй работие под названием «Введение в современную философию» пишет, что: «… первые же шаги феноменологическойфилософии связаны с именем Э.Гуссерля — математика, логика, философа, и вырослинепосредственно из Психологического Мюнхенского Союза, работавшего в самомначале ХХ века. По образцу мюнхенского, создается философский клуб вГеттингеме. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент историифеноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописиГуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться«Гуссерлиана»,- полное собрание сочинений философа с комметариями»[1].
Онразвил «чистую феноменологию» — процедуру, основывающуюся наисследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовалисключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания.Цель этого метода — прояснение существенной природы ментальных актов и темсамым истин, которые являются источниками человеческого знания.
ФеноменологияГуссерля была в значительной степени подвержена влиянию Франца Брентано, егоучителя по университету в Вене.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
Феномен интенциональности был предложен знаменитымучителем Гуссерля Францем Брентано. Оно является одним из наиболее важнейшихпонятий феноменологии. В исследовании интенционального сознания акцентперенесен с «что», или «выносимого за скобки» бытия предмета, на его «как», илимногообразие способов данности предмета.
Наполнениеинтенции бытийным содержанием Гуссерль называет истиной, а ее переживание всуждении — очевидностью. Понятие интенциональности и интенционального сознаниясвязываются в феноменологии Гуссерля первоначально с задачей обоснованиязнания, достижимого в рамках некой новой науки или наукоучения.
Понятиеинтенциональности характеризует психические феномены. Гуссерль считал, чтосознание характеризуется направленностью на предмет. Оно всегда направлено начто-то, является «сознанием… о». Это отношение сознания зависит отнего самого, а не от предмета, то есть, направленность сознания определяетсяего типом. Главное в интенциональности – момент соотнесенности сознания кобъекту. Эта интенциональность всегда присутствует в акте сознания,переживания, независимо от того, существует ли объект, или нет.
ФЕНОМЕН
Гуссерль называетфеноменом «явление предмета в сознании» или сам процесс такового «явленияпредметом себя» в сознании. «Всякий феномен имеет свою собственнуюинтенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постояннорасширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанныхкомпонентов»[2].
Винтенциональности сознания впервые возникает феномен сознания, вотличии от явления сознания. В феномене сознания впервые появляетсяпредмет-существующий.
Гуссерль различает феномен сознания (или чистоесознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание,проявление). Самим можно различить, например, феномен зла (чистое зло, зло как оно есть) и явление зла (проявление зла в содеянном) и т.д.
ЭПОХЭ
«Наше универсальноеэпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир (который простоздесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте так-то и так-топереживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый всуждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, «заключенный вскобки» мир. Является не мир или часть его, но «смысл» мира.Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов,полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам«заключенным в скобки».»[3]
Девиз «Возвращение кпредметам» означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствахпредметов,- это и есть знаменитое эпохеГуссерля.
НОЭМА И НОЭЗИС
«Значениепредмета»в понимании Гуссерля, т.е. как«смысл предмета», есть «ноэма»(от греч.: «noema» — «мысль»), т.е. мысленное содержание опредмете, или, другими словами, предметноесодержание мысли.
Ноэзис является моментом интенциональногосвершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит двакомпонента: компонент ощущения икомпонент смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный коррелятноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержаниеили бытие предмета является идентичным в многообразии способов данностипредмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний.
Например, один итот же предмет может быть наделён под-час противоположными смыслами, как говоряо Луне можно иметь ввиду как естественный спутник Земли, а также описывать еёжабой, как это делал Сергей Есенин:
«Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде»[4]
Короче говоря,феноменология должна различать явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование,ноэзис).
ГОРИЗОНТ
Работа Гуссерля вобласти описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятиемили моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт.Внутреннее время-сознание — это предпосылка понимания сознания как потокапереживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка «теперь»настоящего времени, вокруг которой — в горизонте сознания — собраны только-что-бывшееи возможное будущее. Сознание в точке «теперь» постоянно соотнесеносо своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать,вспоминать и представлять нечто только возможное: «Только что обсуждавшаяся нами всеобщая своеобразнаячерта переживаний как возможных данностей рефлектирующего (имманентного)восприятия есть составная часть иного, куда более широкого своеобразия,выражающегося в сущностном законе: любое переживание не только, с точки зрениявременной последовательности, пребывает в существенно замкнутой в себевзаимосвязи переживания, но также и с точки зрения одновременности. Этоозначает, что любое переживание теперь обладает горизонтом из переживаний,которые, как и оно, тоже обладают формой первозданности (из самогопервоисточника) „теперь" и как таковые составляют единый первозданныйгоризонт для такого-то чистого Я, его совокупного первозданного (из самого первоисточника)сознания теперь»[5].
Помнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает точку, из которой временит будущее,следовательно, горизонт — это уже не точка, а основание будущего. Жизненный мири горизонт — формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности.Очень упрощенно можно различить жизненный мир и горизонт какактуально-пространственный и актуально-временной аспекты жизнепереживания, какинтерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условиявстречи сознания с предметом»[6].
ИТОГ
Ноэма и Нозиз позволяют нампостигнуть суть сознания путём распада его на явление и феномен. Феномен в своюочередь сам по себе служит доказательством существования последних двух. Асозданная Брентано и разработанная Гуссерлем идея интенциональности помогламногим разобраться в системе отношение «сознание-предмет».
Условно все эти термины можносвести к понятию «жизненного мира», как совокупности верований первичных любомуопыту и любому познанию в котором, все они себя являют.
Созданные (доработанные) Гуссерлем понятия служатдоказательством наполненности феноменологии, как многомерного и общегофилософского течения, способного решать многие задачи, адекватныесовременности, на пример противоречий в области научного знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуссерль Э. Феноменология.//«Логос» 1991 №1, с.12-21
2. СувороваА.Н.Введение всовременную философию(http://www.philosophy.ru/edu/ref/suvorova/)
3. Эдмунд Гуссерль «Идеи к чистой феноменологии ифеноменологической философии»
(http://elenakosilova.narod.ru/)
4. Есенин С. «Полное собраниесочинений» // М.: «Школьная литература» 1991
[1] Суворова А.Н. Введение в современнуюфилософию.
[2] Гуссерль Э. Феноменология
[3] Гуссерль Э., там же
[4] Есенин С. стихотворение1918 года «Полное собрание сочинений»
[5] Эдмунд Гуссерль «Идеи кчистой феноменологии и феноменологической философии»
[6] Суворова А.Н., указ. соч.