Реферат по предмету "Психология"


Исследование методики Айзенка

Содержание
1. Название, автор, назначениеметодики. 2
2. Описание теоретического конструкта. 3
3. Описание диагностического конструкта (название шкалметодики, их краткое описание) 6
4. Краткая информация о валидности и надежности методики. 7
5. Технология проведения методики (инструкция, условиятестирования, время прохождения методики) 8
6. Особенности обработки и интерпретации данных. Тестовыенормы… 8
7. Информация об адаптации методики (кем и когда былаадаптирована, какие изменения в ходе адаптацииприобрела) 12
8. Практика применения методики. 12
Список литературы… 13
Приложение 1. 14
/>/>/>1. Название, автор, назначениеметодики
Опросник, получивший название«Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Inventory, или EPI)был впервые опубликован в 1963 г. и состоит из 48 вопросов, предназначенных длядиагностики экстра – интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющихт. н. «шкалу лжи», по которой определяется тенденция обследуемогопредставить себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с «ключом»,оцениваются в 1 балл (ответы только «да» или «нет»). Разработаныдве эквивалентные формы опросника – А и В.
Г. Айзенк в своих работахнеоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизнинесовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционнаяклассификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений,в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психическиерасстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемыху нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмераи других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположитьсуществование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра — интроверсиии психотизма[1].
За время, прошедшее с моментасоздания, методика не утратила своей актуальности и на сегодняшний деньявляется одной из наиболее популярных и востребованных в области психологииличности.
/>/> 
2. Описание теоретического конструкта
Очевидные недостатки популярныхна Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить»английский психолог Ганг Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматриватьтиполоrии этих двух ученых как систему из четырех координат[2](рис.1).
/>
Рис.1. Сочетание типологий К. Юнгаи Э. Кречмера (по Г. Айзенку)
Первую координату образуетобъектносубъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальнойинтроверсии). Второй выступает шкала нормы патологии. Средние величиныпатологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные психозы. Третьякоордината шкала маниакально депрессивный психоз шизофрения. Середина этойшкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типатемперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) исобственно циклотимией, для другого дистонией и шизотимией. Средние величиныпсихических отклонений образуют соответственно истерию и психастению, а максимальныеманиакально депрессивный психоз и шизофрению. Четвертая координата образованатремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным.
3аслуга Г. Айзенка состоит, во-первых,в подведении физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга, и, во-вторых,в том, что все психологически е проявления нормальные и патологические рассматриваютсякак континуумы значений, а не как крайние типы. Но и в этом случае одна изкоординат, относящаяся к типам телосложения, остается дискретной.
Описывая поведение экстравертови интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом с другой,Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласноэтому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечениидвух ортогональных шкал:
1) экстраверсия интроверсия и 2)эмоциональная стабильность лабильность. Первая шкала характеризует индивида состороны «открытости» внешнему миру, вторая со стороны егоэмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенкотождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии схолериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии с флегматиком, аэмоциональной лабильности и интроверсии с меланхоликом[3](рис.2).

/>
Рис.2. Образование типовтемперамента по Г. Айзенку
В представленной моделиотсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость иреактивность.
Подход Х.Ю. Айзенк к созданиюличностных конструктов и разработке личностных опросников интересен, преждевсего, тем, что он хорошо иллюстрирует возможность и необходимостьодновременного и факторного анализа, как средства выделения личностныхпеременных, и анализа этих переменных по объективным критериям (например, наоснове сравнения различных групп испытуемых).Т. е. разработка теоретическогоконструкта и создание под него измерительной методики может происходитьпараллельно, с циклическими переходами от описания к измерению[4].
/>/> 
3. Описание диагностического конструкта (названиешкал методики, их краткое описание)
Г. Айзенк разработал дваварианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника(Приложение 1). Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двухформ позволяет психологу проводить повторное исследование.
КЛЮЧ (к форме А и В).
1. Шкала экстраверсия — интроверсия:
«да» (+): 1, 3, 8, 10,13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
«нет» (-): 5, 15, 20,29, 32, 34, 37, 41, 51.
2. Шкала нейротизм — стабильность(эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность):
«да» (+): 2, 4, 7, 9,11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.
3. Шкала лжи:
«да» (+): 6, 24, 36.
«нет» (-): 12, 18, 30,42, 48, 54.
Ответы, совпадающие с «ключом»,оцениваются в 1 балл.
Средний балл по шкалеэкстраверсия — интроверсия: 11 — 12. Менее 11 баллов соответствуетинтровертированному типу, более 12 баллов — экстравертированному.
Средний балл по шкале нейротизм- стабильность: 12-13. Менее 12 баллов — эмоциональная стабильность, более 33баллов — эмоциональная нестабильность (нейротизм).
Показатель по шкале лжи, равный4-5 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающегодавать на вопросы только «хорошие» ответы. Если у респондента поданной шкале количество баллов превышает 5, то результаты считаютсянедостоверными (в случае проведения психологического исследования они неиспользуются).
/>/>/>4. Краткая информация овалидности и надежности методики
Количество лиц, обследованных входе разработки EPI, превышает 30 тыс. Была использована следующая группировкаобследуемых. Изучались ответы лиц, зачисленных компетентными экспертами вгруппы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных.На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждогоиз вопросов. В ходе разработки EPI было установлено, что экстраверсия являетсяфактором высшего порядка и, следовательно, в вопросах должны быть в более илименее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идето таких, выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как«импульсивность» и «общительность».
Коэффициенты надежностиретестовой EPI для фактора экстра – интроверсии составляют а 0,82-0,85, дляфактора нейротизма – 0,81 — 0,84, надежности методом расщепления – 0,74 – 0,91.В зарубежных исследованиях сообщается о достаточно высокой валидности EPI,иногда эти данные оспариваются. В этом опроснике существенно изменилосьзначение коэффициента в интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до — 0,16), чтосоответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенныйвариант EPI, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантомпо шкале экстра-интроверсии – 0,81, нейротизма – 0,79. Созданы варианты ЕРI дляобследования детей и подростков[5].
/>/>/>5. Технология проведенияметодики (инструкция, условия тестирования, время прохождения методики)
Опросник содержит 57 вопросов,на который испытуемый должен ответить «да», либо «нет». Времяответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.
Инструкция: «Вам будут предложенывопросы, касающиеся Вашего обычного образа жизни. Если Вы согласны сутверждением, рядом с его номером поставьте знак „+“ (»да"),если нет — знак "-" («нет»). Над вопросами долго недумайте, правильных и неправильных ответов нет".
/>/> 6. Особенности обработки и интерпретации данных. Тестовыенормы
Каждый тип личности природнообусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можнолишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, обиндивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своеготемперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.
Показатель «Интроверсия — Экстраверсия» характеризуетиндивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мирвнешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертамсвойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большаяинициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность.
Экстраверты обычно обладаютвнешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются навнешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятиярешений.
Интровертам присущи — необщительность, замкнутость,социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность ксамоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интровертылучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны ипедантичны.
Амбивертамприсущи черты экстра — иинтроверсии. Иногда лицам, для уточнения этогопоказателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием другихтестов.
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны егоэмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен иобразует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайнойэмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью(показатель 0-11 по шкале «нейротизм»), ана другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип(показатель 14-24 по шкале «нейротизм»).
Эмоционально устойчивые (стабильные) — люди, несклонные к беспокойству, устойчивые поотношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.
Эмоциональнонестабильные (нейротичные) — чувствительны,эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиватьсяпо мелочам.
Интерпретация показателей пошкале «Искренность»: Численный показатель Интерпретация
0-3
4 — 6
7 — 9
Откровенный
Ситуативный
Лживый*
*В данном случае речь идеттолько лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не олживости как личностной характеристике.

Интерпретация показателей пошкале «Экстраверсияи интроверсия»: Значение 0-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24
Интерпретация для шкалы «Экстраверсия»
Сверх интроверт
 
Интроверт
 
Потенциальный интроверт
 
Амбиверт
Потенциальный экстраверт Экстраверт Сверх экстраверт
Интерпретация по шкале «Нейротизм»:Значе-ние 0-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24
Интерпретация для шкалы «Нейротизм»
Сверх конкордант
 
Конкордант
 
Потенциальный конкордант
 
Нормостеник
 
Потенциальный дискордант
 
Дискордант
Сверх дискордант
Обработка результатов: Вначаленеобходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Онадиагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показательпревышает 5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен приответах на вопросы теста.
Затем следует по каждомупоказателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ,совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия»и «Нейротизм» с интерпретацией втаблицах, необходимо отложить на схеме (см. рисунок) полученные результаты пошкале «интроверсия — экстраверсия» и пошкале «нейротизм» (эмоциональная устойчивость — нестабильность). Сочетаниехарактеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

/>
Рис.3. Круг Айзенка
«Круг» Айзенка. В основе каждого из четырех типов лежатособые сочетания свойств нервной системы:
у холерика сильная нервнаясистема, он легко переключается с одного на другое, но неуравновешенность егонервной системы уменьшает совместимость(уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам внастроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам;
у сангвиника также сильнаянервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит кдругой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частойсмене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события,сравнительно легко переживает неудачи;
у флегматикасильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другуюработу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладаетспокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством;
меланхолик характеризуется низким уровнем психическойактивности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстройутомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему,что происходит вокруг него. Чуткость к другимделает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, носам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно,склонен к саморазрушению.
/>/> 7. Информация об адаптации методики (кем и когдабыла адаптирована, какие изменения в ходе адаптации приобрела)
EPI широко используется вотечественных исследованиях, однако его адаптация полностью не завершена И.Н. Гильяшева,1983; А.Г. Шмелев и В.И. Похилько, 1985. Результат проводимых адаптационныхмероприятий в течении нескольких лет, не успевает за изменениями социальнойситуации, и требует доработки.
/>/> 8. Практика применения методики
Методика Айзенка позволяетисследовать личность по нескольким компонентам: уровень лабильности,экстраверсии и психотизма, эмоционально-волевой стабильности и отнесениетемперамента к классическим типам. Методика Айзенка используется впpофоpиентации и расстановке кадров, медицинской психологии и психодиагностике.
/>/>/>Список литературы
1.     Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701с.: ил.
2.     Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебноепособие. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 — 672 с.
3.     Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.:Питер. 1999.528 с. — 2-е издание, переработанное и дополненное.
4.     Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности030301 Психология. / Автор-составитель Н.В. Зоткин. – Самара. – 2007. – 208 с.
5.     А.Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики — Учебное пособие длястудентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
6.     Кондаков И.М. Практикум по общей психологии. http: // www. matlab. mgppu.ru/work/0011. htm
7.     Психологическая типология: Хрестоматия / Сост. В. Сельченов Минск: Харвест;М.: ACT, 2000.
8.     Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации попроведению. – СПб.: Речь. – 2001.
9.     Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУ.– 1992. – 58 с.
10.   Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.,1994.
/>Приложение 1
Текст опросника (вариант А)
1. Часто ли Вы испытываете тягук новым впечатлением, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, чтонуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли Вы себябеззаботным человеком?
4. Очень ли трудно Вамотказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои делане спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете своиобещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады иподъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычнодействуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у Васкогда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины дляэтого не было?
10. Верно ли, что «на, спор»Вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли Вы, когдахотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что,разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что Выдействуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоят мыслио том, что Вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтениекниг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легкозадеть?
17. Любите ли Вы часто бывать вкомпании?
18. Бывают ли иногда у Вас такиемысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми? 19. Верно ли, чтоиногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуетесильную вялость?
20. Стараетесь ли Вы ограничитькруг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат,отвечаете ли Вы тем же?
23. Считаете ли Вы все своипривычки хорошими?
24. Часто ли у Вас появляетсячувство, что Вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли Вы иногда датьволю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервыу Вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли Вы за человекаживого и веселого?
28. После того как дело сделано,часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли Вы себянеспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что Вы передаетеслухи?
31. Бывает ли, что Вам не спитсяиз-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите узнатьчто-либо, предпочтете ли Вы найти это в книге, чем спросить у друзей?
33. Бывают ли у Вас сильныесердцебиения?
34. Нравится ли Вам работа,требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у Вас приступыдрожи?
36. Всегда ли Вы говорите толькоправду?
37. Бывает ли Вам неприятнонаходиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа,требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что Вам часто недают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти,хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливыв движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли Выкогда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любитепоговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новымчеловеком?
45. Беспокоят ли Васкакие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если быдолго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли Вы назвать себянервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомыхтакие, которые Вам явно не нравятся?
49. Могли бы Вы сказать, что Выуверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задеваеткритика Ваших недостатков или Вашей работы?
51. Трудно ли Вам получитьнастоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?
52. Беспокоит ли Вас чувство"что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внестиоживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите овещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своемздоровье?
56. Любите ли Вы подшутить наддругими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Текст опросника (вариант В).
1. Нравится ли Вам оживление исуета вокруг Вас?
2. Часто ли у Вас бываетбеспокойное чувство, что Вам что-нибудь хочется, а Вы не знаете что?
3. Вы из тех людей, которые нелезут за словом в карман?
4. Чувствуете ли Вы себя иногдасчастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
5. Держитесь ли Вы обычно в тенина вечеринках или в компании?
6. Всегда ли в детстве Вы делалинемедленно и безропотно то, что Вам приказывали?
7. Бывает ли у Вас иногда дурноенастроение?
8. Когда Вас втягивают в ссору,предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что всё обойдется?
9. Легко ли Вы поддаетесьпеременам настроения?
10. Нравится ли Вам находитьсясреди людей?
11. Часто ли Вы теряли сон из-засвоих тревог?
12. Упрямитесь ли Вы иногда?
13. Могли бы Вы назвать себябеспечным человеком?
14. Часто ли Вам приходятхорошие мысли слишком поздно?
15. Предпочитаете ли Вы работатьв одиночестве?
16. Часто ли Вы чувствуете себяапатичным и усталым без серьезной причины?
17. Вы по натуре живой человек?
18. Смеетесь ли Вы иногда наднеприличными шутками?
19. Часто ли Вам что-то такнадоедает, что Вы чувствуете себя «сытым по горло»?
20. Чувствуете ли Вы себянеловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
21. Часто ли Ваши мыслиотвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
22. Можете ли Вы быстро выразитьВаши мысли словами?
23. Полностью ли Вы свободны отвсяких предрассудков?
24. Часто ли Вы бываетепогружены в свои мысли?
25. Нравятся ли Вампервоапрельские шутки?
26. Часто ли Вы думаете о своейработе?
27. Очень ли Вы любите вкуснопоесть?
28. Нуждаетесь ли Вы в дружескирасположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?
29. Очень ли Вам неприятно братьвзаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?
30. Хвастаетесь ли Вы иногда?
31. Очень ли Вы чувствительны кнекоторым вещам?
32. Предпочли бы Вы остаться водиночестве дома, чем дойти на скучную вечеринку?
33. Бываете ли Вы иногдабеспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
34. Склонны ли Вы тщательнопланировать свои дела раньше, чем следовало бы?
35. Бывают ли у Васголовокружения?
36. Всегда ли Вы отучаете написьма сразу после прочтения?
37. Справляетесь ли Вы с делолучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
38. Бывает ли у Вас когда-либоодышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
39. Можно ли сказать, что Вычеловек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
40. Беспокоят Вас Ваши нервы?
41. Предпочитаете ли Вы большестроить планы, чем действовать?
42. Откладываете ли Вы иногда назавтра то, что должны сделать сегодня?
43. Нервничаете ли Вы в местах,подобных лифту, метро, туннелю?
44. При знакомстве Вы обычно первымпроявляете инициативу?
45. Бывают ли у Вас сильныеголовные боли?
46. Считаете ли Вы обычно, чтовсе само собой уладится и придет в норму?
47. Трудно ли Вам заснуть ночью?
48. Лгали ли Вы когда-нибудь всвоей жизни?
49. Говорите ли Вы иногда первое,что придет в голову?
50. Долго ли Вы переживаетепосле случившегося конфуза?
51. Замкнуты ли Вы обычно совсеми, кроме близких друзей?
52. Часто ли с Вами случаютсянеприятности?
53. Любите ли Вы рассказыватьистории друзьям?
54. Предпочитаете ли Вы большевыигрывать, чем проигрывать?
55. Часто ли Вы чувствуете себянеловко в обществе людей выше Вас по положению?
56. Когда обстоятельства противВас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?
57. Часто ли у Вас сосет подложечкой перед важным делом?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.