Реферат по предмету "Философия"


Общество и природа

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
ФилиалУральского государственного экономического университета
в г.Березники
КафедраОбщенаучных дисциплин
Контрольнаяработа
 
Подисциплине: «Философия»
На тему: «Обществои природа»
Выполнена:
студентом группы КДЗ-061                                       С.И.Хорошевой
Проверена:
Старшим преподавателем                                         C.Н. Арашиным
Березники
2008

Содержание
Введение
1. Проблемаотношения человека и природы в философии
2. Историческиеформы отношения человека к природе     
2.1. Античнаяфилософия, средневековая христианизированная
философия, философия Эпохи Возрождения
2.2. Философия Новоговремени
2.3. Понятие оноосфере
3. Проблемы вовзаимодействии общества и природы
3.1. Проблема народонаселения
3.2. Экологическая проблема
Заключение
Список литературы

Введение
 
Природа в философиипонимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методамиестествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как форма ипродукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимаетсякак отношения между системой человеческого общежития и средой обитаниячеловеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается всесущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружаетчеловека, служит для него объектом познания. Природа – это объектестествознания, рамки которого определяются технологическими возможностямичеловечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии спотребностями человека.
В философском планеприрода, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она являетсяестественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаясячасть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношениеприроды и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всегогуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считаетсясоотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество иприрода пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых,в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительнойэволюции. Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо отприроды. Человек живет природой, она — его часть. С нею человек, чтобы неумереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единствоприроды и общества заключается в их материальности. Материальность находит своевыражение в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуютобъективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство междуобществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе,действуют единые, общие законы развития.[1]
С появлениемчеловеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическоевлияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействиечеловека на природу. Уже в конце XIXвека появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развитиятехногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа сталарассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевойисточник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революцииантропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблемаантропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и еговлияния на природу и возможности самой природы.[2]
Цель исследования – установить аспекты взаимодействияобщества и природы.
Задачи исследования:
—  раскрыть проблемуотношения человека и природы в философии;
—  рассмотретьисторические формы отношения человека к природе;
—  рассмотретьпроблемы во взаимодействии общества и природы.

1. Проблемаотношения человека и природы в философии
 
Проблема отношениячеловека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующегоположение человека в природе: человек, являясь природным существом,противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности.Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляетсяестественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы,формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность,специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и самуприродную историю.
Что же являетсяопределяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един сприродой, или то, чем он принципиально отличается от нее?
Решение этого вопросапредполагает  понимание сущности человека, его места, роли, назначения вприроде, мире.
Поэтому исследованиеотношения человека к природе с самого начала было связано с самопознаниемчеловека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех другихприродных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, ачерез других людей — через посредство общественных связей с другими людьми.
Природа раскрываетсялюдям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная»,носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотноситсяв природе с самим собой.
Природа выступает длячеловека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е.каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которогочеловек осваивает и «присваивает» природу.
КАК человек увидитприроду и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. сточки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.
Но это значит, что вопрособ отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или жепроизводственно-технический вопрос, а есть, прежде всего,социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественныеусловия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди вих конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человекак природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, впериоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывалисьновые перспективы общественного сознания.
Не случайно, что вантичной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху началакризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречияразрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.
Обостренный интерес кчеловеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности,нравственной и познавательной деятельности.
Не случайно, что позжеинтерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения — начало кризисафеодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это времяевропейское общество выступило против средневековой регламентации.
Костры Мигеля Сервета,Джордано Бруно, Лючилио Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, вкакой мере научное исследование человека явилось актом остросоциальногозначения.
И, наконец, не случайно,что проблема человека и природы. Отношения общества и природы остро встали всовременную эпоху.
Современная социальнаякартина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира.Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.
В двух прошедших мировыхвойнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия,варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый игуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазахстановится могучей геологической силой, все растущей. В геологической историибиосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и небудет употреблять свой разум и свой труд самоистребление»[3].Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характертехнического прогресса.
Все сильнее слышатсяголоса, полные тревоги за судьбу человека, человеческого общества.
В середине XVIII века К. Линней в своей «Системеприроды ввел человека как особый вид homo sapiens – человекразумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклинопределил человека как «животное, делающее орудия»[4].
В ХХ веке американскийпалеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем с большим мозгом»[5].
Рассмотреть отношениячеловека и природы – значит раскрыть специфическую позицию человека в природе,в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношенияк природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не толькоо месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только оприродности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонтфилософского исследования составляет его характерную черту.[6]

2. Исторические формыотношения человека к природе
 
2.1 Античнаяфилософия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
Античная философияразрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса. Человекесть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было вКосмосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит изэлементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума.С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный,совершенный, упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческимисвойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства наприроду, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природноецелое.
Аристотель наиболееосновательно в древней философии разработал проблему отношения человека иприроды. Он первый ввел слово «антропология». Он выдвинул идею «лестницысуществ» — ряд последовательного усложнения организации живых существ.Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живыхсуществ. Отличие он видел в разуме человека.
Древние греки принималиприроду в ее непосредственной полноте, в богатстве и своеобразии живого бытия.В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которойбыло: жить в соответствии с природой.
Средневековаяхристианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результатгрехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.
Возрождение, выступаяпротив средневекового резкого противопоставления Бога и природы, их сближает идовольно часто доходит до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога иприроды. У Джордано Бруно Бог стал просто-напросто природой.
 
2.2 Философия Новоговремени
Декарт был одним изродоначальников науки и техники Нового времени. Основное назначение философиион видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание.Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве привального мышления,которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.
Природа перед наукой итехникой Нового времени выступила главным образом как технический материалтруда, объект производственной эксплуатации. Такое односторонне-утилитарноеотношение к природе было связано с общим активно – практическим духом времени,отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способапроизводства.
Рассмотрение природы сточки зрения ее доступности для техники и производственного использования определилои характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическимсцеплением сил, где имеются лишь количественные изменения (движения, перемещения).
Природа – с этой точкизрения – огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина итакое  толкование природы надолго переживает Новое время.
То, что человек видит вприроде, зависит от того, что он способен и хочет увидеть в ней.
Мера, которую человекприлагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных историческихвозможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества обретала новоезвучание.
Западная философскаямысль разрешала ее по двум путям:
1. пониманиечеловека как простой части природы, растворение законов человеческогосуществования в общих природных законах;
2. выявлениеспецифики человеческого отношения к миру, идеалистически истолкованного.
Первое направление связано с широким фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к немуфилософии. Второе – с развитием идеалистической философии, особенно немецкогоклассического идеализма.
Материализм, используябыстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущностьчеловека не в противопостановлении природе, а в единстве с ней. В этойконцепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечнойцепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы ичеловека оказывалась природа.[7]
По мнению автораконтрольной работы, именно в эпоху Нового времени человек почувствовал своювласть над природой. Этому послужили Великие географические открытия, развитиенауки и техники. Началась бездумная эксплуатация природы.
2.3. Понятие оноосфере
Чрезвычайно важной внастоящее время является разработка общей теории взаимодействия природы иобщества. Такая теория призвана вскрытьнаиболее общие и глубокие законыразвивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видетьи оценивать не только ближайшие, но и более отдаленные перспективы этогопроцесса.
Общий фундамент такойтеорий заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов,философов, естествоиспытателей.
Всю историю можно в общихчертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы иобщества.
1. Древнейший этап —характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктовприроды (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).
2. Допромышленный этап —экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. Кконцу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
3. Промышленный этап —век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказалисьвтянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов.Получили бурное развитие города, средства связи, наука.
4. Этап началатехногенной цивилизации.
Природные ресурсы неявляются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой смощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного тепловогобаланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы.
В ХХ столетии понятие осфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Антропосфера, техносфера,социосфера, ноосфера — последний термин делает упор на активную роль сознания инауки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества.Термин введен французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствованрусским ученым В. И. Вернадским.
Вернадский понятиеноосферы насытил естественнонаучным содержанием.
Под понятием ноосфераподразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человекасферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно,в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природынаправляют и контролируют ход природных процессов.
Структура ноосферысложна. В производственно-экономическом плане могут быть выделены следующиеструктурные элементы:
1) люди;
2) орудия труда, техникав широком смысле слова;
З) объект воздействиялюдей — природа (живая и неживая и организмы людей).
Втерриториально-географическом плане в ноосфере могут быть выделены следующиеструктурные элементы:
1) экономические;
2) оздоровительные;
З) научные.
Независимо от критерияподхода к структуре ноосферы главный элемент человек, взаимодействующий с многообразнойи дифференцированной природной средой, которую человек изменяет. Несмотря нато, что ноосфера получает первоначальное развитие в географической среде, онане ограничена рамками нашей планеты, а простирается и на космос.
Необходимо помнить, чтоноосфера в целом – особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальномуохвату природы.
Подведем некоторый итогсказанному. Обзор и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы иобщества от становления человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулироватьдва главных закона:
1) Неуклонноевозрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную средув ходе развития общества;
2) Вытекающий изпервого – закон расширения ноосферы.
О взаимодействии биосферыи ноосферы необходимо сказать, что живое вещество – высший организующий элементбиосферы; общество – в ноосфере.[8]

3. Проблемыво взаимодействии общества и природы
3.1 Проблеманародонаселения
Воспроизводство обществане только биологический, но и социальный процесс. Многие философы отвергаютидеи о том, что рост народонаселения является определяющей силой в развитииобщества.
Количество и плотностьнаселения играют определенную роль в развитии производительных сил, но неглавную.
Человеческое население распределенона Земле неравномерно: 7% суши занимают 70% всего населения планеты, а 10% суши(горы, приполярные области, пустыни) – совершенно необитаемы[9].
Проблема народонаселенияс течением времени приобретает все более острый характер. Основной ее аспект –рост населения – ведет к усилению эксплуатации природы; численность населенияприближается к количественному порогу, технический  прогресс не успевает заростом численности населения и его потребностями, не хватает материальныхсредств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества.
К.Э. Циолковский говорил:«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом ипространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюетсебе все околосолнечное пространство».[10]
3.2 Экологическаяпроблема
Все большее значение всовременную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология»образован от греческих okos — дом, жилище и logos – наука; употребляется чаще всегодля обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.
Взаимоотношения обществаи природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись.Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов,рек, морей и т.д. На этой основе развивались охота, рыболовство, приручениеживотных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние наприроду углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все болееосновательному воздействию в их производственной деятельности. Применялисьболее сложные способы обработки почвы, вводились севообороты, промышленныеспособы обработки шкур животных, более развитые формы рыболовства. Вводились новыевиды растений и природы животных. Развивались деревообрабатывающеепроизводство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна,шелка, хлопка и кожи, а также строительство дорог, зданий, всевозможных сооружений.Словом, по мере развития производительных сил — орудий труда, технологииразличных производств, знаний и навыков людей — все более возрастало ихгосподство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось всё большееколичество их потребностей.
Однако, увеличивая своювласть над природой, люди попадали во все большую зависимость от нее. Этазависимость особенно усилилась с развитием промышленного производства. Перейдяк массовому применению паровых машин и двигателей внутреннего сгорания, людипопали в прямую зависимость от наличия в их странах полезных ископаемых, преждевсего угля и нефти. В дальнейшем все большее потребление электроэнергии впромышленных, бытовых и иных целях многократно увеличило зависимость людей отналичия так называемых энергоносителей — угля, нефти, газа, водных и другихисточников энергии.
В этом и заключаетсядиалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенноувеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большуюзависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самогопроизводства. Речь идет, прежде всего, о материальном обеспечении развитияобщества и его культуры.[11]
Проблема взаимоотношенияобщества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Онадавно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине ХХ века,когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающийхарактер для самого его существования. Сущность современной экологическойпроблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества,в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов вприроде, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.
Глобальная экологическаяпроблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждаяиз них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическуюпроблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаютсяследующие экологические проблемы:
• рациональноеиспользование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых,минеральных ресурсов);
• рациональноеиспользование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного иживотного мира);
• борьба с загрязнениямии другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами ит.д.);
• защита природы отнекомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.[12]
Надо сказать, чтодействия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемыйхарактер. Так, например, естественный процесс угля, нефти, газа и другихполезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена изнедр земли всего лишь за последние сто пятьдесят—двести лет. Сегодня этиресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает.Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколькодесятков лет.
Некомпенсируемый характерносит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилиии других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты»,поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому ж эти и вседругие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв.
Важно осуществлятькомплексное и в то же время научное воздействие на почвы. При этом важны илесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений как органических, таки неорганических при строгом соблюдении норм. Основное направление развитияземледелия в передовых странах мира — это интенсификация, означающая всебольшее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники,прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д.
Необходима всемернаязащита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, свнедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применениемхимических веществ при обработке почв и выращивании растений.
В целях воспроизводства икачественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционнуюработу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу взаповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайноважно усилить защиту лесов рек, озер, морей и их обитателей от всякого родабраконьеров, наносящих огромный вред живой природе.
Особой важности задачасостоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: дляпитья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленногопроизводства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливыхземель.
До настоящего временичеловечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительноуменьшались. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется изназемных и подземных рек, озер и других водоемов.
Сегодня встает вопрос озащите не только водоемов, лесов почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферыи ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной иПрактической деятельности людей. Нельзя не отметить, что в США ежегодновыбрасывается в атмосферу более 260 млн. тонн вредных веществ — это околополовины мировых выбросов. В России выброс вредных веществ в атмосферу водоемыи почвы в несколько раз меньше, но также достаточно велики. Велики они и вдругих индустриально развитых странах, в том числе в Германии, Великобритании,Франции, Японии и т.д. Основная причина этого — увеличение в глобальныхмасштабах современного производства, чаще всего с применением многоотходныхтехнологий. Образование вокруг Земли слоя углекислого газа (СО2) ведетк изменению климата в сторону его потепления. Предполагается, что к серединеХХI в. содержание углекислого газа в атмосфере удвоится, а средняя температурана планете повысится на 1,5—2 градуса[13]. Таковы возможныепоследствия так называемого парникового эффекта. В результате может существенноповыситься уровень Мирового океана, что вызовет непредсказуемые последствия.
Представляет опасность«кислотное загрязнение нижних слоев атмосферы, дождевых вод и почв». Не меньшаяопасность заключается в «истощении озонового слоя атмосферы, защищающего всеживое от жесткого космического излучения». Нарушение сложившегося в природебаланса кислорода, в том числе из-за образования «озоновых дыр», весьманеблагоприятно сказывается на существовании всего животного мира.[14]
Российская общественностьмногократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение экологическихпроблем. Выражением этого служит в частности, такой глубокий и содержательныйдокумент, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскимиписателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры.
Россия участвует в работемногих международных организаций по сохранению и защите природы, осуществлениюцелого ряда экологических программ. В этой области заключены соглашения смногими странами, в том числе США, Францией, Швецией, Финляндией, Германией, Великобританиейи др.
В резолюции КонференцииООН, посвященной проблеме взаимоотношений человеческого общества и биосферы(Стокгольм, 1972г.), провозглашено, что люди являются самой значительной ценностью,и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую средуобитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрануи улучшение окружающей среды. Особо подчеркивается, что природные ресурсы Землидолжны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущихпоколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.[15]
Проблема народонаселенияи экологическая проблема приняли глобальный, общепланетарнный характер, выйдяза рамки государственных границ. По мнению автора контрольной работы, ихневозможно решить поодиночке и в рамках одного государства.

Заключение
 
Подводя итоги всемувышесказанному, определим основные направления влияния природы на общество инаоборот.
Основные направлениявлияния природы на общество:
· Природа даетсредства к существованию. Она дает материалы и энергию, необходимые дляжизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни,потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух – для дыхания игорения.
· Природа влияет наразмещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например,не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционнозанималось рыбным промыслом, а население Египта – выращиванием хлопка.
· Природа ускоряетили замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора былоособенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Современем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека надприродой, значение его будет неуклонно снижаться.
· Природа можетуничтожать результаты человеческой деятельности. Такие явления, как засуха,наводнение, извержение вулканов, землетрясение, способны затормозить развитиеобщества.
· Природа влияет наформирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теорииотносительности существенно изменились взгляды на пространственно – временнуюорганизацию объектов природы.
Основные направлениявлияния общества на природу:
· Обществорасширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает,что человек разумный возник  в  некоторых  отдельных  районах  нашей  планеты ипостепенно расселился по всему миру.
· Общество изучаети осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении ужеизвестных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой – воткрытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы.
· Обществоусиливает интенсивность использования природных ресурсов путем:
a) Увеличениемобъема использования природных ресурсов;
b) Вовлечение впроизводственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались(энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечноймерзлоты);
· Общество влияетна структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственнойдеятельности не только существенно меняется ландшафт, но происходят такжеизменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ,которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, атакже сам характер этих круговоротов;
· Обществонаправляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемымисоциально – экологическими проблемами, к которым относятся: проблемадостаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязненияокружающей среды; проблема роста народонаселения планеты.
Общий вывод: общество иприрода находятся в неразрывной связи между собой, они оказывают влияние другна друга. Общество – это часть материального мира, отделившаяся от природы, нооно не сможет существовать без нее. Общество использует природные богатства длясвоих благ,  и с XX века резкоусилилось воздействие общества на природу. По мнению автора контрольной работы,если общество по – настоящему не одумается, то человечеству будет грозитьгибель. Природа – это великое достояние и к ней нужно относиться бережно, но невсе это понимают.
Список литературы
 
1. Ермакова Е.Е.Философия: Учебник для технических вузов. – М.: высшая школа; Издательскийцентр «Академия», 2004.
2. Кузнецов В.Г.,Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА – М,2003.
3. Радугин А.А.Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 2004.
4. Социальнаяфилософия: Учебное пособие для вузов / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. М.:ЮНИТ, 2003.
5. Философия:Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русскоеслово, 2004.
6. Философия: Курслекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общей ред.В.Л. Калашникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
7. Философия:Учебник / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.