Реферат по предмету "Философия"


Наука и философия. Проблема соотношения. Варианты решения

Список литературы:
1. http://defacto.examen.ru/ExamineBase.nsf/Display?OpenAgent&
Pagename==defacto.html..
2.http:referat.com.ru/referats/htm/0/pda-0606.htm.
3. http://www.philos.msu.ru/mironov/win/miro.k_21.html.
4.http://www.5balov.ru/referats/referats.shtml?section=10036&type=&pos=366.Контрольная работа по философии №1
Наука и философия. Проблемасоотношения.
 Варианты решения
                                         г. Могилёв
                                        ул. Первомайская
                                                         д. 8 кв.18.
                                                          Борзенко Сергей





План:
1 Введение(чтотакое философия)
2 Взаимодействиянауки и философии
3 Сциентизм-антисциентизм
4Вывод































Ясно, например, что присущая философии двойственность ее предметахарактерна для всех ее представителей, пытаются ли они ее уподобить точнойнауке, или, напротив, отказаться от ее интерпретации как рациональногосознания. Однако, в тоже время, мы можем достаточно точно и в явном видеразличить тенденции в творчестве философов, которые настолько смещают пропорцииэтой двойственности, что позволяют относить их к сциентизму или антисциентизмув интерпретации природы философского знания.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть многообщего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначнопричислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Сразвитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающимэпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф.Энгельс, материализм долженменять свою форму. Но нельзя не видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточноуказать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитиинауки.Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.Философия — отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.





позже ваналитической традиции, в которой философию пытаются обосновать именно какнауку по образцу точных наук или логики. Такого рода более поздниеинтерпретации не случайно совпадают с развитиемнауки, изменением ее статуса вобществе, то есть весь социокультурный фон также выступает в качестве внешнейпричины возникновения и реализации данных точек зрения. А поскольку, мы вышеговорили, о сциентизме как форме мировоззренческой или социокультурнойориентации оформившегося в обществе, то целый спектр философских направлений мыможем считать проявлением сциентизма в философии или сциентистскойинтерпретацией сущности философии и ее места в культуре, что было характернодля концепций позитивизма, неопозитивизма, некоторых форм структурализма и т.д.
Баденская школа развивает трансцендентально-психологическое направление.Здесь предметом исследования становится сам трансцендентальный объект. Проблемапознания для представителей данной школы – это проблема обоснования культуры, инаука здесь не является фундаментом человеческой истории и эталоном в пониманиимира. Главным во взаимоотношении объекта и субъекта выступают системыценностей, на которых основаны в том числе и гносеологические отношениячеловека с миром. Человек не может освободиться от своей изначальнойсубъективности, которая оказывает влияние на все богатство его взаимоотношенийс миром и другими людьми. Таким образом, философия есть учение о ценностях.Такая установка дает начало, с одной стороны, выяснению специфики гуманитарногознания и его отличия от естественных и математических наук. А с другой стороны– импульс, рассматривающий философию прежде всего как форму внерациональногосознания. Это порождает позже антисциентистскую традицию в интерпретациипредмета философии, в наибольшей степени реализовавшейся в философииэкзистенциализма, персонализма и т. д.
Используя модель, например, «классической философии» илирассматривая все богатство современных философских концепций сквозь призмудилеммы сциентизма и антисциентизма, мы также понимая их относительность иискусственность, тем не менее вправе это сделать для решения собственных задач,в частности, для уяснения двойственного характера философии, отдельные чертыкоторой и являются основой для соответствующих сциентистских или антисциентистскихабсолютизаций. В некоторых случаях, это заведомое сознательное«огрубление» реальной ситуации для решения конкретных задач.
 
Наука и философия. Сам термин «философия» древнегреческого происхождения: «фило»- люблю, «софия» — мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли — «любомудрием». Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки.  Можно сказать,  что философия – это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. 
Непосредственнойцелью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явленийдействительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых еюзаконов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к наукефункции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической формепостроения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция,восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместес тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавалибольшое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менеенаучного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеетпринципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числеи для философии.
Первую попыткуобрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающихформироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие отчастных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, онопределил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общихначалах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой свозможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту областьзнания “госпожой наук”, считая что другие науки, как рабыни, не могут сказатьей против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное дляего Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход

Аристотеля надежно утвердился в сознании философовтитулами “королева наук” и “наука наук”.
В Древней Греции философия зародилась в качествевсеобъемлющей науки. Эта наука была направлена на все, что вообще было способноили казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой инераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельныхнаук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всехостальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной ирелигиозной жизни. Идеи а***стики, первоначально выдвинутые еще в античнойфилософии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт — можноговорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний,зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность,одним словом развенчивающее “королеву наук” в “служанки”. В позитивизме былсформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право насуществование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. Настадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляютсянесостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука — сама себе философия, чтоименно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философскиевопросы, будоражившие умы в течение столетий.
Ко всему прочему отличием философского знания от другихявляется то, что философия — единственная из наук объясняет что такое бытие,какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Взаимодействиенауки и философии.
Научно-философское мировоззрение выполняетпознавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важнымифункциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытиенаиболее общих   закономерностей,  связей,  взаимодействий   основных  подсистем

опосредованным,как это имеет место в процессе зрения) и является восприятием – первым,основным и исходным видом знания. Все остальные виды и типы знания так илииначе производны от восприятия". Вот формулировка этой репрезентационнойгносеологической установки.
Кант попытался занять более гибкую позицию в данном вопросе. Постулируяфакт существования знания как такового, он переводит проблему в иную плоскость.Его интересует не источник знания и тем более не вопрос о том, есть ли оно (этофакт), а проблема существования знания вообще, вопрос о том как возможнотакое существование.
Структурируя проблему Кант ставит ряд классических кардинальныхпроблемных вопросов. Ответ на первые два («Как возможна чистаяматематика?» и «Как возможно чистое естествознание?») он даетположительный, а вопрос о том, возможна ли метафизика как наука, решается имдвояко.
С одной стороны, она безусловно не может назваться наукой, как физикаили математика, несмотря на все исторические претензии, предпринимаемые ею вэто отношении. Любую науку, например, математику, мы можем изучить какцелостный предмет, «ибо доказательства здесь столь очевидны, что каждыйможет в них убедиться; вместе с тем, в силу своей очевидности, она может, таксказать, сохраняться как надежное и прочное учение». Философии научитьнельзя, так как она не представляет собой завершенную систему проверенныхзнаний. С другой стороны, Кант ставит проблему становления философии как особойнауки и формулирует необходимые для этого условия. Философия должна заниматьсякритикой чистого разума, метафизикой природы, метафизикой нравов.
На базе интерпретаций данных сторон учения Канта возникает множествоинтерпретаций философии, наиболее крупными из которых являются марбургская ибаденская школы неокантианства.
Марбургскаяшкола выступает против психологизма в истолковании философии. Поэтому науказдесь трактуется как важнейшая форма упорядоченной человеческой культуры. Разумстановится производным от науки, как бы воплощается в ней в виде методов ипринципов, а поэтому философия как форма рационального-теоретического сознаниядолжна строится по данному образцу. Такая  философская  установка  реализуется
Такое понимание философии вело к особой трактовке ее места ипредназначения в обществе. Философ выступал не от себя лично, а как бы от имениРазума, от имени законов устройства мира, а поэтому мог претендовать на рольпоучающего субъекта. Это придавало философии высокий просветительский пафос,основанный на вере в силу Разума, с помощью которого мы можем привнести в нашимежличностные отношения, в нашу общественную жизнь законы гармонии, царящие вмире. Правда, на этом же положении строилось представление о том, чтобольшинство людей являются некой инертной массой, полной всяческихпредрассудков. Избавлением человечества от этих предрассудков должен был такжезаниматься философ, который в этом случае выступал не от своего имени, а отимени познанного разумного и целесообразного устройства мира.
Это иногда придавало философским «рецептам» схоластическийхарактер и менторский тон. Страдания и переживания отдельного человека были внефилософских интересов, так как носили слишком конкретный, индивидуальныйхарактер и были связаны, по мнению философов, лишь с тем, что человечество неимеет достаточных знаний, что в свою очередь, вело к оторванности философии отреальных проблем человека, придавало ей излишне автономный характер.
Кризис такой модели философского подхода к миру можно проиллюстрироватьна примере возникновения на ее основе самых разнообразных философских школ,которые подчеркивая свою связь с данной традицией, выступая в виде направлений,например, неогегельянства, неокантианства и т.д.
Данную ситуацию удобно проиллюстрировать на примере возникновениянеокантианства, уходящего корнями в развитую философскую систему И. Канта, нодающего ей самые различные и отличные друг от друга интерпретации.
И. Кантвыступает с критикой теории познания 17-18 вв., которая базироваласьпреимущественно на онтологическом фундаменте. С таких позиций, познание, такили иначе, рассматривалось как слепок бытия. Заблуждения рассматривались какневерные трактовки и предполагалось, что истинные знания существовали в самомбытии. Знание рассматривалось как особое причинное воздействие объекта насубъект. «Результат физического воздействия объекта на органы чувств(будет ли это воздействие  непосредственным,  как  в  случае  с  осязанием,  или  же
бытия, теоретическая масштабность, логичностьфилософского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичныхгипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научнымиметодами.
На основе общих принципов рационального пониманияфилософская мысль группирует житейские, практические наблюдения различныхявлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способахпознания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания,практики, она создает философские “эскизы” тех или иных природных илиобщественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку.При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых,логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функциюинтеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательныхпробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученноститех или иных явлений, наличием “белых пятен” познавательной картины мира.Конечно, в конкретном — научном плане пробел предстоит заполнить специалистам — ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силойлогического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления,нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства,общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений невырабатывают — в конкретных науках используется универсальный мыслительныйинструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученыеспециально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательныхприемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основаниянауки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
Сциентизм-антисциентизм
Дилемма «сциентизм-антисциентизм», как мы  уже указывали, проникла на все уровни современной культуры и в наибольшей степени этозатронуло философию. Связано данное обстоятельство с тем, что предметомфилософии выступает размышление над предельными основаниями   бытия.  Поэтому,  как  форма  рационально- теоретического


сознания,философия как бы стремится в сторону наук, рассматривая собственнуюдеятельность как научную. С другой стороны, философия исследует и ценностныекомпоненты во взаимоотношении мира и человека, выступая в качествемировоззрения.
Сциентизм и антисциентизм, абсолютизируя ту или иную стороны предметафилософии, одновременно, заостряют внимание на ее особенностях как двойственнойформы общественного сознания, сочетающего в себе рационально-теоретические иценностные компоненты отношения человека к миру и к самому себе.
Общие социокультурные предпосылки наличия дилеммы в современной культурестоль же справедливы и для философии. Но в тоже время, философия имеласобственную логику развития, которая существенно повлияла на особенностипроявления сциентизма и антисциентизма внутри нее.
Главным внутрифилософским источником сциентизма и антисциентизма,позволяющим рассматривать дилемму как общую модель современной философии, вкоторую укладывается, пусть и с некоторыми оговорками, все богатство еевариантов, выступает кризис классической философии. Данное понятие объемлетсобою огромное разнообразие философских концепций, границами которого могутвыступать имена Декарта и Гегеля. Это особая философская традиция, ориентацияфилософского мышления базирующаяся на представлении о философии как преждевсего форме рационально-теоретического сознания, с помощью которого можнообъяснить самые разнообразные явления духа и действительности. Следуетоговориться, что в содержательном плане это, конечно, некотораясконструированная (а значит искусственная) модель, которая в какой-то мереогрубляет реальный историко-философский процесс. Однако, в тоже время, онапозволяет выделить действительные моменты сходства и совпадений, которыеявляются характерными для большинства философских концепций,  рассуждающих о предмете, смысле и задачах философии, ее месте вкультуре. И тот факт, что какой-то конкретный философ может «выпасть»из данной традиции не умаляет эффективности ее использования для исследованияпроблемы специфики философского знания.

В основе данной философской традиции лежало систематическое и целостноеобъяснение мира, которое базируется «на глубоком чувстве естественнойупорядоченности мироустройства, наличия в нем гармоний и порядков (доступныхрациональному постижению)». Пер нами, как правило, всеобъемлющиефилософские системы, которые включает в себя буквально все, что на данномисторическом этапе подвержено рациональному философскому исследованию. Внаивысшей степени, это проявилось в философской системе Гегеля, создавшегонаиболее полную картину становления человеческого духа.
Для мыслителей данной традиции характерным было представление офилософии как особом, вневременном едином целом, в которое каждый из философовпривносил нечто новое. Именно это, позволяло, с одной стороны, критическипереосмысливать предшествующие философские концепции, а с другой –рассматривать свою философию в качестве объективно высшего этапа общегопроцесса развития. Как писал по этому поводу Гегель, «история философиипоказывает, что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишьодну философию на различных ступенях ее развития...».
Особым образом понималось в классической философии соотношение мира ичеловека. Мир мыслился проникнутым идеей гармонии, целесообразности, естественногопорядка. А человек рассматривался как существо деятельностное и познающее. Какиндивид, человек был несоизмерим с миром. Но в качестве мыслящего субъекта, какбы очищенного от бренности мира и индивидуальности собственных свойств,интерпретирующий и конструирующий мир, он поднимался до его величины. Поэтомумир представлялся доступным познанию простыми и рациональными способами, таккак он был создан по рациональным законам. Отсюда вытекает и стремлениеуподобить философское познание простому, ясному, почти математическому, чтовыражается даже терминологически и в «геометрическом методе» Спинозы,и в методах точных наук Локка, и в математическом методе Декарта, и в априорныхсхемах Канта, интеллектуальной интуиции Фихте и т. д.
В классической философии был выработан общий метод философствования,который также при самом разнообразном его наполнении можно определить какособое размышление мыслителя над предельными основаниями устройства мира, местев нем человека, над познанием и его границах, над нравственными, ценностными,рациональными ориентирами человеческой деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Введение в настольную полиграфию
Реферат Расходы на здравоохранение их состав и структура по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов
Реферат Abuse Can Rewire Kids
Реферат Случаи правомерного использования произведения
Реферат Форми і методи професійної підготовки майбутнього вчителя
Реферат Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела
Реферат Развитие продуктивного мышления на уроках математики
Реферат Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению паспортно-визового и регистрационного режима
Реферат Аркадна гра "гольф" з елементами трьохвимірної поверхні
Реферат ІІ. Проблеми національного виховання та ґендерної політики І місце
Реферат Мобильный маркетинг: займет ли мобильная рекламная технология свое место под солнцем?
Реферат М.Д. Скобелев и его план войны с Германией (конец XIX в.)
Реферат Разработка программно–алгоритмических средств для определения надёжности программного обеспечения на основании моделирования работы системы типа "клиент–сервер"
Реферат Биография Везалий
Реферат Советское брачное право