МИРОВАЯОПАСНОСТЬ (ПРЕДИСЛОВИЕ)
Произведение Н.Бердяева «Судьба России» было создано в эмиграции, нобольшинство статей, вошедших в сборник, были написаны во время Первой мировойвойны до революционных событий в России. В предисловии автор с грустьюконстатирует: «Великой России уже нет и нет стоявших перед ней мировых задач,которые я старался по-своему осмыслить». Но новое время требует пересмотрареакций живого духа на все происходящее в мире. Революция и выход из войнырасценивается как падение и бесчестье, способствовавшее военным успехамГермании. Но с другой стороны Бердяев считает, что «Германия есть всовершенстве организованное и дисциплинированное бессилие. Она надорвалась,истощилась и принуждена скрывать испуг перед собственными победами».
Философ видит более реальную угрозу, чем Германия, угрозу с Востока. «СВостока, не арийского и не христианского, идет гроза на всю Европу.Результатами войны воспользуются не те, которые на это рассчитывают. Никто непобедит. Победитель не в состоянии уже будет пользоваться своей победой. Всеодинаково будут побеждены». Как это перекликается с происходящими в настоящеевремя в мире событиями ( 11 сентября, Ирак, «Аль-Кайда», Чечня), которыеспровоцированы религиозными, политическими разногласиями в мире, что можетпривести к религиозной войне в планетарном масштабе, где уже точно не будетпобедителей и побежденных. « И тогда кара придет из Азии. На пепелище старойхристианской Европы, истощенной, потрясенной до самых оснований собственнымиварварскими хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положениеиная чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам цивилизацией. По сравнению сэтой перспективой вся мировая война есть лишь семейная распря».
Бердяев прогнозирует, что после ослабления и разложения Европы и России«воца-рится китаизм и американизм, две силы которые могут найти точки сближениямежду собой. Тогда осуществится китайско-американское царство равенства, вкотором невозможны уже будут никакие восхождения и подъемы». В настоящее времямы имеем лишь две супердержавы – США и Китай. США стремится к превращениюРоссии в свой сырьевой придаток, свалку радиационных отходов, страну «третьегомира». Китай, который своим бурным развитием, захватом мирового рынка,предоставлением дешевой рабочей силы, развитием высокоточных технологий,превратился в страну с огромным потенциалом и острой нехваткой территории,проводит тихую экспансию Дальнего Востока России. Целенаправленно производитсязаселение наших территорий китайцами, их ассимиляция, все это наглядноподтверждает мысль автора. Если пророчества автора сбудутся, то противостоятьэтой Империи не сможет ни одно государство мира.
Автор предлагает возрождение через объединение духовных, христианских силпротив сил антихристианских и разрушительных. Он верит, что «раньше или позже вмире должен возникнуть «священный союз» всех творческих христианских сил, всехверных вечным святыням», но сам же добавляет: «Мир вступает в периоддлительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должныбыть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий должен облечьсяв латы, должен быть рыцарски вооружен». Бердяев видит только один способпозитивного развития общества – его развитие через духовноесамосовершенствование и развитие внутреннего мира отдельно взятой личности.
I.ПСИХОЛОГИЯ РУССКОГО НАРОДА
I.I. ДУША РОССИИ
«С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-товеликому, что Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносностиРоссии».
В этой главе рассматривается роль России в мировой жизни, ее возможностьвлияния на духовную жизнь Запада «таинственной глубиной русского Востока».Бердяев считает, что начавшаяся Первая мировая война столкнула восточное(Россия) и западное (Германия) человечество. Война стала своеобразнымкатализатором развития и объединения Востока и Запада. Она должна помочьРоссии занять «великодержавное положение в духовном мировом концерте», статьполноправным членом Европы.
Автор считает, что близок «час мировой истории, когда славянская раса воглаве с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества», но сдругой стороны, рассматривая русскую ментальность, он признает: «Россия – самаябезгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самыйаполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю». И этопротиворечие вызывает у меня закономерный вопрос: «Как страна, внутренняяорганизация которой не выдерживает никакой критики, с тяжелым, неповоротливымгосударственным аппаратом, «аполитичным народом» может претендовать, по мнениюБердяева, на главенствующую роль в определении судьбы человечества?». Послепрочтения данной книги, ответ на свой вопрос я так и не получил.
Великолепна оценка автором русского характера, его пассивности,созерцательности: «В основе русской истории лежит знаменательная легенда опризвании варягов-иностранцев для управления русской землей, так как «землянаша велика и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это роковойнеспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своейземле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства,свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот оземном устройстве». Извечная русская лень, надежда на «доброго барина», жажда«халявы» в любом ее проявлении показаны в этой цитате во всей красе. И ведь,что удивительно, с момента написания книги прошло почти 100 лет, а ввосприятии, желаниях, мироощущении русского человека ничего не изменилось.«Варяг-иностранец», «добрый барин» — этих персонажей у нас хватает и сейчас (ГерманГреф — финансист, Абрамович – «лучший друг всех чукчей», Путин – «только изБерлина», Мавроди – «партнер» и т.д.), а желания что-то попытаться сделатьсамому, работать на себя, а не за копейки на государство, у нашего человека какне было, так и нет. Не приучен русский человек рисковать, ведь гораздо прощежить плохо, но с уверенностью, что тебя не уволят с низкооплачиваемой работы.Жить в малогабаритной квартире, утешая себя мыслью, что ведь кто-то живет в«общаге» и т.д. «Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-торастворенности в стихии земли, в лоне матери».
Автор рассматривает также противоречие в отношении России и русскогосознания к национальности. Он разделяет отношение России к шовинизму на тезис: «Национализму нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-тонеметчины» и антитезис: «Россия – самая националистическая страна в мире,страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностейрусификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой всенационализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна почитающая себяединственно призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие диавола,обреченное на гибель». Это противоречие есть и в нашей жизни. «Скинхэды» — порождение национализма, явление наших дней, и в тоже время, в повседневнойжизни, русский человек при общении с конкретным человеком другой национальности терпим, способен на уступки, может поделиться последним. Такое противоречиерусской души длится не одну сотню лет и скорее всего является неотьемлемой чертой русской души. «Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной,Божественной правды и спасения для всего мира, и мука ее не знает утоления.Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни».
«Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литератураи русская мысль, и жуткая судьба русских писателей и судьба русской интеллигенции,оторвавшейся от почвы и в то же время столь характерно национальной, все, вседает нам право утверждать тот тезис, что Россия – страна бесконечной свободы идуховных далей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народномдионисимизме, не желающем знать формы». Этот тезис подтвердили и дальнейшиеисторические события: революции, установление Советской власти, которыеуничтожили Великую империю с ее устоями, духовностью, ввели новые моральные идуховные ценности, физически уничтожили интеллигенцию, что привело к изменениюнации на генетическом уровне. Плоды чего мы сейчас с успехом и пожинаем, наблюдаявсеобщую бездуховность, лицемерие и жажду наживы.
Антитезис этой мысли: «Россия – страна неслыханного сервилизма и жуткойпокорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинстваличности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизнигосударством, страна крепкого быта и тяжелой плоти». Бердяев в антитезисепровозглашает, что страну почти невозможно сдвинуть с места, что она инертна ипокорно мирится со своей жизнью, но по прошествии всего нескольких лет его антитезисбыл разрушен до основания.
Рассматривая противостояние в мировой войне Германии и России, Бердяевхарактеризует его как противостояние рас, культур, духовности, полярнопротивоположных друг другу. Он считает, что: «Мировая война, в кровавый круговороткоторой вовлечены уже все части света и все расы, должна в кровавых мукахродить твердое сознание всечеловеческого единства. Культура перестанет бытьстоль исключительно европейской и станет мировой, универсальной. И Россия,занимающая место посредника между Востоком и Западом, являющаясяВостоко-Западом, призвана сыграть великую роль в приведении человечества кединству. Мировая война жизненно подводит нас к проблеме русского мессианства».Мне кажется, что любая война не может являться объединяющим факторомчеловечества, так как противоборствующие стороны после окончания войны, дажеспустя многие годы, на уровне подсознания, продолжают испытывать друг к другуненависть за те жертвы и разрушения, которые были им нанесены. Союзники,объединенные внешней угрозой и общими целями (врагом), после окончания боевыхдействий, начинают действовать самостоятельно, пытаясь получить от победымаксимальное количество дивидендов именно для себя. Все эти причины по-моему,мнению приводят к разъединению народов, наций, а не к их консолидации, каксчитает Бердяев.
Проблема русского мессианства для автора является ключевой темой, онпишет: «Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что внаступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое слово миру, как сказалего уже мир латинский и мир германский. Славянская раса, во главе которой стоитРоссия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророчественныйдух. Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, ужесклоняющимся к упадку; это раса будущего. Все великие народы проходят черезмессианское сознание. Это совпадает с периодами особенного духовного подъема,когда судьбами истории данный народ призывает совершить что-либо великое иновое для мира». Было-бы странным, что Россия, с ее непохожестью на остальныестраны, не выдала миру что-нибудь великое и ужасное. Изменение путем мятежа политического,экономического и духовного строя в отдельно взятой стране, создание коалиции иззависимых государств, повлекло за собой такие изменения в мире, что чуть было,не привело к ядерной войне.
«Душа России – не буржуазная душа, — душа, не склоняющаяся перед золотымтельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно. Россия дорога и любима всамих своих чудовищных противоречиях, в загадочной своей антиномичности, всвоей таинственной стихийности».
I.II. О «ВЕЧНО-БАБЬЕМ» В РУССКОЙ ДУШЕ
В этой главе автор выступает в качестве рецензента книги В.В.Розанова«Война 1914 года и русское возрождение». «Гениальная физиология розановскихписаний поражает своей безыдейностью, беспринципностью, равнодушием к добру излу, неверностью, полным отсутствием нравственного характера и духовного упора.Все, что писал Розанов, писатель большого дара и большого жизненного значения,есть огромный биологический поток, к которому невозможно приставать скакими-нибудь критериями и оценками».
Бердяев признает Розанова выразителем русской стихии, восхищается егоспособностью уйти в своих произведениях от отвлеченности, книжности,оторванности от жизни.
«В книге Розанова есть изумительные, художественные страницы небывалойапологии самодовлеющей силы государственной власти, переходящей в настоящееидолопоклонство. Подобного поклонения государственной силе, как мистическомуфакту истории, еще не было в русской литературе».
Анализируя книгу Розанова, Бердяев критикует некоторые утверждения: «Носпособ, которым Розанов утверждает государственность и поклоняется его силе,-совсем не государственный, совсем не гражданский, совсем не мужественный.Розановское отношение к государственной власти есть отношениебезгосударственного, женственного народа, для которого эта власть есть всегданачало вне его и над ним находящееся, инородное ему. Розанов, как и наширадикалы, безнадежно смешивает государство с правительством и думает, чтогосударство – это всегда «они», а не «мы». Что-то рабье есть в словах Розановао государственности, какая-то вековая отчужденность от мужественной власти».
I.III. ВОЙНА И КРИЗИС ИНТЕЛЛИГЕНТСКОГО СОЗНАНИЯ
Автор считает, что: «В русской интеллигенции пробудились инстинкты,которые не вмещались в доктрины и были подавлены доктринами, инстинктынепосредственной любви к родине, и под их жизненным воздействием началоперерождаться сознание». И это верно, ведь любая война приводит в движениеогромные массы людей, изменяет политическую расстановку сил в мире, обостряетчувство ценности собственной нации и осознания ее задач в мировом масштабе. Новойна приводит и к тому, что большое количество людей не может адаптироваться кее реалиям, и у них обостряется чувство выброшенности за борт истории,собственной никчемности, неспособности повлиять на ход событий. «Кругозорстановится мировым, всемирно-историческим. А всемирную историю нельзя втиснуть нив какие отвлеченно-социологические или отвлеченно-моральные категории,- оназнает свои оценки. Россия есть самостоятельная ценность в мире, не растворимаяв других ценностях, и эту ценность России нужно донести до божественной жизни».
Война для интеллигенции, как и для всей нации, является большимиспытанием, проверкой, возможностью создания национальной идеи, котораяспособна поднять сознание общества на новый уровень, перевести его на новыйэтап развития. «Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории ипотому привыкла к безответственному бойкоту всего исторического. В ней долженродиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории. Будущеевеликого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от еготворческой силы и от просветленности его исторического сознания. От «нас», а неот «них» зависит наша судьба».
I.IV.ТЕМНОЕ ВИНО
Автор остро чувствует приближение беды для России. Он видит, что что-тоиррациональное, темное охватывает страну. Государство и церковь в опасности.«Старая Россия проваливается в бездну. Но Россия новая, грядущая имеет связь сдругими, глубокими началами народной жизни, с душой России, и потому Россия неможет погибнуть».
Бердяев, по-моему, мнению слишком идеализировал происходящее, слишком поверилв разум народа. Новая Россия уничтожила все связывающие, исторические корни распевая:«Мы наш, Мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!». А в нашевремя от великой когда-то державы осталась территория, равная примерно территорииРоссии при Иване Грозном.
I.V.АЗИАТСКАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ДУША
В этой главе автор критикует статью М.Горького «Две души» из журнала«Летопись». Статьи, где изложены размышления Горького о русской душе иотношениях Запада и Востока с точки зрения западника. Бердяев резко критикуетпозицию Горького: «М.Горький все смешивает и упрощает. Старая и в основе своейверная мысль о созерцательности Востока и действенности Запада имвульгаризируется и излагается слишком элементарно. Тема эта требует большогофилософского углубления. У Горького же все время чувствуется недостаточнаяосведомленность человека, живущего интеллигентско-кружковыми понятиями,провинциализм, не ведающий размаха мировой мысли».
Горький и Бердяев являются представителями диаметрально противоположныхмнений о будущем России, отношении к религии, пути развития страны, иестественно это сказывается на объективности высказываний.
I.VI.О ВЛАСТИ ПРОСТРАНСТВ НАД РУССКОЙ ДУШОЙ
Огромная территория Российской империи оставляет неизгладимый след врусской душе. Она влияет как на конкретного человека, так и на государственноеустройство в целом. «Русская душа подавлена необъятными русскими полями инеобъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности».«Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалосьстрашной централизацией, подчинением свей жизни государственному интересу иподавлением свободных личных и общественных сил». Является закономерной этавзаимосвязь. Ведь при такой территории человек может просто раствориться,пропасть, спрятаться от невзгод, как крепостные бежавшие на Дон, отряды Ермака,завоевывавшие Сибирь. С трудом представляется такое положение вещей в Европе, гдегосударства по размерам бывают меньше нашего района. Это, конечно, накладываетотпечаток на сознание отдельной личности и нации в целом. Автор закономерносравнивает Россию и Европу: «Над русским человеком властвует русская земля, ане он властвует над ней. Западноевропейский человек чувствует себя сдавленныммалыми размерами пространств земли и столь же малыми пространствами души».
«Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утвержден. Русскаякультура и русская общественность могут твориться лишь из глубины русской души,из ее самобытной творческой энергии. Но русская самобытность должна, наконец,проявиться не отрицательно, а положительно, в мощи, в творчестве, в свободе».
Развитие научно-технического прогресса, уровня образования населения,закономерно сказывается на уменьшении проблем больших расстояний и приводит кконсолидации нации, ее объединению.
I.VII.ЦЕНТРАЛИЗМ И НАРОДНАЯ ЖИЗНЬ
Влияние столицы, центра, на жизнь остальной России всегда было проблемой.Большие расстояния и территория оказывали свое влияние на организацию власти,ее действенность и эффективность. Москва и Санкт-Петербург – это не есть всяРоссия, это лишь вершина огромного айсберга, называемого Россией, внутрикоторого происходят скрытые процессы, часто невидимые из центра. «Большая частьнаших политических и культурных идеологий страдает централизмом. Всегдачувствуется какая-то несоизмеримость между этими идеологиями и необъятнойрусской жизнью. Недра народной жизни огромной России все еще остаютсянеразгаданными, таинственными».
Даже в наше время, спустя почти 100 лет, стоит отъехать от Москвы хотя бына 100 километров, и вы окажетесь в совершенно другом мире с другимиценностями, стремлениями, уровнем жизни. Время как будто застыло в XX веке, а скорее в XIX веке, где преобладает натуральное хозяйство, обмен, долговыекниги в магазинах. Бердяев чувствовал эту проблему: «Народная жизнь не можетбыть монополией какого-нибудь слоя или класса. Духовную и культурнуюдецентрализацию России, которая совершенно неизбежна для нашего национальногоздоровья, нельзя понимать, как чисто внешнее пространственное движение отстоличных центров к глухим провинциям. Это, прежде всего внутреннее движение,повышение сознания и рост соборной национальной энергии в каждом русскомчеловеке по всей земле русской. Россия совмещает в себе несколько историческихи культурных возрастов, от раннего средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующихкультурному состоянию, до самых вершин мировой культуры».
Как современно звучат слова Бердяева: «Россия – страна великих контрастовпо преимуществу,- нигде нет таких противоположностей высоты и низости,ослепительного света и первобытной тьмы. Вот почему так трудно организоватьРоссию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны совмещают многовозрастов. Но необъятная величина России и особенности ее истории породилиневиданные контрасты и противоположности». Эта цитата настолько полна илаконична, что не хочется портить ее своим комментарием.
Мысли автора об общенациональной ориентировке жизни, стирании границмежду провинцией и столицей, общем духовном оздоровлении нации актуальны и внастоящее время. «Россия погибает от централистического бюрократизма, с однойстороны, и темного провинциализма, с другой. Децентрализация русской культурыозначает не торжество провинциализма, а преодоление и провинциализма ибюрократического централизма, духовный подъем всей нации и каждой личности».
I.VIII.О СВЯТОСТИ И ЧЕСТНОСТИ
«К.Леонтьев говорит, что русский человек может быть святым, но не можетбыть честным. Честность – западно-европейский идеал. Русский идеал – святость».Проблема честности актуальна в России всегда. Взять, что плохо лежит, открутитьгайку с рельс для грузила, принести что-то с работы, никогда не считалосьзазорным на Руси, не считалось воровством. Воровство в понимании большинства –это когда украли у тебя или близкого, а когда «ничье», значит «общее».
«Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большогосовершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русскийбуржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником инемного презирает буржуазные добродетели». Наглядный пример этого мы видимсейчас, когда после накопления первоначального капитала, наши «ново-русские»соотечественники с жаром кинулись спонсировать строительство, реконструкциюцерквей, замаливая свои многочисленные грехи.
«Русский человек и весь русский народ должны сознать божественностьчеловеческой чести и честности. Тогда инстинкты творческие победят инстинкты хищнические».
I.IX.ОБ ОТНОШЕНИИ РУССКИХ К ИДЕЯМ
«И одним из самых печальных фактов нужно признать равнодушие к идеям иидейному творчеству, идейную отсталость широких слоев русской интеллигенции».Автор рассматривает проблемы отрицания мысли, свободы идейного творчества вРоссии. Мысль отрицалась как с точки зрения религиозной, так иматериалистической. Катехизисы – вот что легко и просто применялось во всехслучаях. Возрождение, ренессанс, развитие творчества, все это прошло мимоРоссии, не отразилось на ее развитии. Географически, духовно Россия нацелена назащиту Европы от Востока. Со времен татаро-монгольского ига Россия стоит настраже границ Европы.
Интеллигенция «аполитична и необщественна, она извращенными путями ищетспасения души, чистоты, быть может ищет подвига и служения миру, но лишенаинстинктов государственного и общественного строительства». Интеллигенциявсегда была отдалена от народа, жила в своем мирке, пытаясь не вмешиваться впроисходящее. Революции, репрессии, давление власти – все это покорно сносилосьбольшей частью интеллигенции. Да и в наше время интеллигенция и простой народсильно удалены друг от друга. Личность продолжает быть менее значимой, чемколлектив, хотя в Европе, США и других развитых странах приоритет личности надколлективом, общностью постепенно становится доминирующим.
«Вершина человечества вступила уже в ночь нового средневековья, когдасолнце должно засветиться внутри нас и привести к новому дню. Внешний светгаснет. Крах рационализма, возрождение мистики и есть этот ночной момент».Рационализм и мистика по прошествии ста лет продолжают идти рядом в восприятиилюдей. Мы продолжаем верить в колдовство, шаманизм, наблюдая огромные шаги внауке к созданию искусственного интеллекта, клонированию, созданию альтернативныхисточников энергии. Наверное, где-то в сознании каждого человека, с древнейшихвремен, заложена вера в сверхъестественное, божественнное, то, что намиуправляет и от нас не зависит.
Анализируя духовное состояние общества перед мировой войной, авторотмечает: « Почва разрыхлена и настало благоприятное время для идейнойпроповеди, от которой зависит все наше будущее. В самый трудный и ответственныйчас нашей истории мы находимся в состоянии идейной анархии и распутицы, в нашемдухе совершается гнилостный процесс, связанный с омертвением мысликонсервативной и революционной, идей правых и левых. Но в глубине русскогонарода есть живой дух, скрыты великие возможности. На разрыхленную почвудолжны пасть семена новой мысли и новой жизни. Созревание России до мировойроли предполагает ее духовное возрождение».
II.ПРОБЛЕМАНАЦИОНАЛЬНОСТИ
Восток и Запад
II.I.НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
«Человечество есть некоторое положительное всеединство, и онопревратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угашало иупраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности, индивидуальностейнациональных и индивидуальностей личных». Автор рассматривает проблему индивидуальности,личности, и как производное — проблему национальности. Космополитизм с еготочки зрения: «есть уродливое и неосуществимое выражение мечты об едином,братском и совершенном человечестве, подмене конкретно живого человечестваотвлеченной утопией. Кто не любит своего народа и кому не мил конкретный образего, тот не может любить и человечество, тому не мил и конкретный образчеловечества. Абстракции плодят абстракции». Эта проблема стоит и в наше времяперед человечеством. Стирание границ, объединение государств, обезличиваниеконкретных наций, все это возможные последствия создания Евросоюза. Глобализацияохватывает весь мир, все человечество. И рассматривая эти процессы с точкизрения Бердяева, можно сделать вывод, что происходящее скорее можно оценить какотрицательный процесс в развитии человечества. «Судьба нации и национальныхкультур должна свершиться до конца. Принятие истории есть уже принятие борьбыза национальные индивидуальности, за тип культуры. Культура греческая, культураитальянская в эпоху Возрождения, культура французская и германская в эпохицветения и есть пути мировой культуры единого человечества, но все они глубоконациональны, индивидуально-своеобразны. Все великие национальные культуры –всечеловечны по своему значению. Нивелирующая цивилизация уродлива. Культураволяпюка не может иметь никакого значения, в ней нет ничего вселенского».
II.II.НАЦИОНАЛИЗМ И МЕССИАНИЗМ
В главе анализируется отношение национализма и мессианства на конкретныхпримерах истории, их противоположность. «Национализм может быть укреплен насамой позитивной почве, и обосновать его можно лишь биологически. Мессианизм жемыслим лишь на религиозной почве, и обосновать его можно лишь мистически».
Рассматривая еврейский мессианизм, Бердяев делает заключение, что этоявление не носит идеи всечеловечности, оно приковано к конкретной нации и неможет развиваться в христианском мире. Христианство – вот что может объединитьи спасти человечество и весь мир. «Мессианизм русский, если выделить в немстихию чисто мессианскую, — по преимуществу апокалиптический, обращенный кявлению Христа Грядущего и его антипода – антихриста. Это было в нашем расколе,в мистическом сектанстве и у такого русского национального гения, какДостоевский, и этим окрашены наши религиозно-философские искания». Авторрассматривает мессианские идеи и других народов. «Так германский мессианизм попреимуществу расовый, с сильно биологической окраской. Германский народ насвоих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова Духа, а носителемвысшей и единственной духовной культуры. Германская раса – избранная высшаяраса». Развитие этих идей в Германии подтвердили мысли Бердяева и привели витоге к возникновению нацизма. Гитлер умело воспользовался агрессивной духовнойкультурой нации и, придя к власти, развил эти националистические устремления доабсолюта.
Рассматривая проблему национальности, автор делает вывод: «Национальностьвходит в иерархию ступеней бытия и должна занимать свое определенное место, онаиерархически соподчинена человечеству и космосу. И необходимо строго различатьнационализм и мессианизм». В наше время, в эпоху глобализации, проблеманациональности стоит очень остро. Происходит стирание границ, культур, что можетпривести к обезличиванию наций, утрате собственной индивидуальности.
Еврейский мессианизм автор характеризует следующим образом: «Еврейскиймессианизм навеки невозможен после Христа. Внутри самого еврейства роль егостала отрицательной, ибо может быть лишь ожиданием нового Мессии, противоположногоХристу, который и утвердит царство и блаженство Израиля на земле. Но еврейскиймессианизм проникает в христианский мир и там подменяет он служение –притязанием, жертвенность – жаждой привилегированного земного благополучия».Проникновение еврейства происходит и в наши дни, когда крупнейшие бизнесмены,способные влиять на расстановку сил в государстве, в большинстве своем евреи.Основные информационные и политические каналы находятся в их руках. Онилоббируют свои интересы на всех уровнях, и это является серьезной угрозой длягосударства. Бердяев отмечает: «И я думаю, что в России, в русском народе естьисключительный, нарушивший свои границы национализм и яростный исключительныйеврейский мессианизм, но есть и истинно христианский, жертвенный мессианизм».
II.III.НАЦИОНАЛИЗМ И ИМПЕРИАЛИЗМ
Мировая война являлась естественным этапом развития капиталистическогообщества. Рост могущества Германии, ее ограниченность в пространстве, зажатостьостальными странами Европы, вот основные предпосылки войны. «Но мировая войнасвязана не только с обострением империалистической политики великих держав,-она также очень остро ставит вопрос о судьбе всех национальностей, вплоть досамых малых. Война жалует и истребляет слабые национальности и вместе с тем онапробуждает в них волю к автономному существованию. Огромные империалистическиеорганизмы расширяются и стремятся к образованию мирового царства».
«В истории нового человечества происходит двойственный процесс – процессуниверсализации и процесс индивидуализации, объединения в большие тела идифференциации на малые тела. Национализм есть начало индивидуализации,империализм – начало универсализации». Подтверждение этих слов мы видим исейчас. Глобализация и создание ЕС, есть процесс универсализации, общегоуправления, ограниченным кругом лиц, огромным потенциалом, как людским, так иэкономическим. «Образование больших империалистических тел совершеннонеизбежно, через него должно пройти человечество. Это одна из неотвратимыхтенденций исторического процесса. Человечество идет к единству через борьбу,распрю и войну».
«Русский империализм, которому так много естественно дано, не походит наимпериализм английский или германский, он совсем особенный, болеепротиворечивый по своей природе. Русский империализм имеет национальную основу,но по заданиям он превышает все чисто национальные задания, перед ним стоятзадачи широких объединений Запада и Востока, Европы и Азии». К сожалению,великая русская империя распалась под воздействием не только внутреннихфакторов, но и под воздействием мировой войны. Хотя при другом поворотеистории, и победе русского оружия, мировое господство России могло быть вполнеестественным, учитывая ее влияние и потенциал.
II.IV.КОНЕЦ ЕВРОПЫ
Автор предвидит вступление человечества в новый этап развития, переделмира. «Чувствуется, что человечество вступает в новый исторический и дажекосмический период, в какую-то великую неизвестность, совершенно непредвиденнуюникакими научными прогнозами, ниспровергающую все доктрины и учения». Любаявойна раскрывает в человеке его животную сущность, пробуждает скрытыеинстинкты. Бердяев абсолютно справедливо считает, что войны способствуютобъединению нации, прекращению политических противоречий перед внешней угрозой.Частная, семейная, мещанская жизнь отходит на второй план, уступая местонациональной, мировой. Война вовлекает в круговорот событий все новые и новыестраны, расширяя пространство, и приводя в соприкосновение духовность, культуруВостока и Запада, поднимая вопросы колоний в Азии и Африке. Бердяев ставит всвоей статье и вопрос о дальнейшей судьбе Турции, которую он считает преградоймежду Европой и Востоком, и которая должна прекратить свое существование. Ножизнь распорядилась иначе, и Турция, в наше время, одно из сильнейших государствв мире, с которым приходится считаться.
Рассматривая развитие и дальнейшее существование Англии, Бердяев пишет:«Бесконечное расширение и могущество Британской империи означает конец Англиикак национального государства, как индивидуально-партикуляристическогонародного существования». Что мы видим в наше время? Англия расплачивается засвое мировое господство, за свои колонии по всему миру. В нее хлынули потокиафриканцев, арабов, индусов «подданных» ее Королевского величества. Лондонпревратился в Гарлем. И это одна из старейших стран, со своей богатейшейкультурой, историей.
«В прикосновении современной европейской цивилизации к древним расам идревним культурам всегда есть что-то кощунственное. А самомнение европейского,буржуазного и научного, цивилизаторского сознания – явление столь жалкое ипошлое, что оно духовно может рассматриваться лишь как симптом наступающегоконца Европы — монополиста всемирной цивилизации». И это высказывание верно.Полярность мира изменилась. На мировую арену вышли новые лидеры – США и Китай.Европа перестала быть доминирующей силой, ее объединение стало еще одним этапомглобализации мировой экономики, с единым центром управления, мировымправительством. «Закат чисто европейской культуры будет восходом солнца наВостоке. Загадочное выражение лиц древних народов Востока, которое так пугаетнас, европейцев, должно быть когда-нибудь разгадано на каком-то перевалеистории». США перетянули на себя мировой баланс сил, оттянули на Западпроизводственные силы и научный потенциал. «Восток – один выход за пределыевропейской культуры, Америка – другой выход. Европа перестанет быть центроммировой истории, единственной носительницей высшей культуры».
II.V.ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В этой главе анализируются проблемы исторического движения культур Западаи Востока. Турция, Константинополь – вот граница цивилизаций, их точкапересечения. Европа загородилась Константинополем от воздействия Востока, онабоится его, в отличие от средневековья с его крестовыми походами. Но ещебольший страх вызывает Россия, огромная и таинственная, которую всеми силамихотели не пустить к морю, сдержать ее стремление к мировой роли.
Бердяев определяет Россию как Востоко-Запад. Славянофильство изападничество будоражили умы в начале XX века. Задачейинтеллигенции стало – поднять уровень национальной мысли и связать ее сжизненными задачами, поставленными мировой войной. «Путей много, и в судьбенародов есть тайна, которой мы никогда рационально не разрешим. Самые страшныежертвы могут быть нужны народу, и через великие жертвы возможны достижения,которые невозможны были для самодовольного и благополучного прозябания». Предчувствияавтора оправдались. Страшные жертвы, братоубийственная война разразилась напросторах России после выхода из мировой войны. Национальная мысль переродиласьв революционную, разрушившую империю, социальный строй и основы общества,изменившую мировую систему и полярность в мире на многие десятилетия.
II.VI.СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ
«Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому велався история, и которое не было непредвиденным, не может, казалось бы, непривести к славянскому самосознанию. Славянская идея должна быть осознана передлицом грозной опасности германизма. Но ссоры в славянской семье всепродолжаются». Вот основные проблемы, стоявшие перед славянскими народами передПервой мировой войной. Особую озабоченность у автора вызывал польский вопрос.Католичество Польши было больной темой в России. Преломление католичества иславянской души в Польше, вот противоречие Востока и Запада. Бердяев указываетна проблему стремления России к тому, что «славянские ручьи сольются в русскомморе». Но мне кажется, что консолидация малых стран и народов вокруг сильноголидера, с учетом их индивидуальности, есть исторически верное решение, способноеусилить влияние славянской культуры на мировое развитие.
«Судьба славянской идеи не может стоять в рабской зависимости от зыбкихстихий мира, колебаний военной удачи, хитростей международной дипломатии,политиканских расчетов. Как и всякая глубокая идея, связанная с духовными основамижизни народов, она не может погибнуть от внешних неудач, она рассчитана наболее далекие перспективы. Должно начаться в народе и обществедуховно-культурное всеславянское движение, и, в конце концов, это движениеокажет влияние и на нашу политику, получившую такое тяжелое наследие отпрошлого».
II.VII.КОСМИЧЕСКОЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
МИРООЩУЩЕНИЕ
Осознавая, что мировая война ведет к духовному кризису всегочеловечества, Бердяев вполне обоснованно считает, что человечество вступает вновую эру развития. Отмечая, что экономические и политические аспектыдостаточно полно рассматриваются ведущими специалистами того времени, авторотмечает недостаточность анализа духовных последствий войны. «В XIX веке мироощущение имиросозерцание передовых слоев человечества было окрашено в ярко-социальныйцвет. Не раз уже указывали на то, что социология заменила теологию, чторелигиозное чувство потерявшего веру человечества направилось на социальность».Он, верно, указывает на то, что основные силы человечества были направлены втот период на развитие отдельного, замкнутого участка территории, занимаемогоконкретным государством, а не решением глобальных, общечеловеческих задач.«Бесконечный океан мировой жизни посылает свои волны на замкнутую и беззащитнуючеловеческую общественность, водворенную на небольшой территории земли. Мироваявойна и является такой большой мировой волной, девятым валом. Она обнаруживаетдля всех и наиболее ослепленных, что все социальные утопии, построенные наизоляции общественности из жизни космической,- поверхностны и недолговечны. Поднапором мировых волн пали утопии гуманизма, пацифизма, международногосоциализма, международного анархизма и т. п., и т. п. Выясняется не теорией, асамой жизнью, что социальный гуманизм имел слишком ограниченный и слишкомповерхностный базис». Понятия гуманизма, пацифизма, социализма и анархизмапретерпевая изменения, развиваясь, дошли и до наших дней, но реального,длительного осуществления в государственном масштабе они не получили. Эти идеиподдерживаются многими людьми по всему миру, смешиваясь в понятиях, онипринимают подчас неожиданные формы, одной из которых является антиглобализм. Иожидания автора об их скором забвении были ошибочны. Хотя, рассматриваяотдельные утопии он был, несомненно, прав: «Обнаруживается жизненнаянесостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом зломприродном мире, как безгосударственная анархическая свобода в этом миренеобходимости, как всемирное социальное братство и равенство в этом мирераздора и вражды».
Рассматривая возможные пути развития общества в XX веке, Бердяев верно отмечает тенденцию развития творческоготруда, способствовавшего ускорению научно-технического прогресса, движениючеловеческой мысли на абсолютно новый, мировой уровень. По мнению автора:«Марксизм верил, что можно до конца рационализировать общественную жизнь ипривести ее к внешнему совершенству, не считаясь с теми энергиями, которые естьв бесконечном мире над человеком и вокруг него. Марксизм – самая крайняя формасоциологического рационализма, а потому и социологического утопизма».
Мировая война очень четко разделила людей по их мироощущениям. Одни, ссоциологическим мироощущением, пытающиеся приспособить свои традиционные точкизрения к новым реалиям жизни, и люди новой формации, обладающие более широкимкругозором, космическим мышлением, воспринимающие войну как переход общества вновый исторический период.
III.ДУШИ НАРОДОВ(ПАРАЛЛЕЛИ)
III.I.СУДЬБАПАРИЖА
Париж – город мировой цивилизации, в период первой мировой войнынаходился под угрозой захвата немецкими войсками. Бердяев, как и многиепрогрессивные люди того времени с тревогой наблюдал за происходящими событиями.Анализируя отношение к войне во Франции, автор приходит к выводу, что нация этаабсолютно не приспособлена к войне, ее героический дух угас. Страна нуждалась впомощи, и Россия ее предоставила. Да, после блистательных побед НаполеонаФранция фактически владела миром, но после его провального похода на Россию, ипоследующего разгрома она так и не смогла оправиться. Франция потеряла силудуха, уверенность сильной нации. Первая и Вторая мировые войны подтвердили это.
Мистический Париж и «благоустроенная казарма» Берлин, вот такие сравненияприводит автор. Город любви, манящий, таинственный и техническиусовершенствованный, но бездушный и лишенный всякой привлекательности – вот характеристики этих городов. Мое мнение, что нельзя рассматривать город толькос положительной или отрицательной стороны. Для каждого человека городоткрывается по-своему. Он может показать как положительные, так и отрицательныестороны своей жизни. Например, Санкт-Петербург воспринимается гостяминеоднозначно. Он либо притягивает, завораживает с первого дня, либо вызываетнеприязнь, непонимание.
Обвиняя Францию в мещанстве и превознося бытовую свободу, свободу отложных условностей и лицемерных норм, русских, Бердяев пишет: «В мещанскойФранции, богатой, устроившейся и самодовольной, нельзя уже было узнать страныЖанны д’Арк и Наполеона, великой революции и великих исканий свободы».Мещанство и война, две противоположности, которые как два магнита притягиваютдруг друга. Они происходят из одинаковых причин и «в этом есть внутренняядиалектика, изобличающая ложь жизни».
III.II.РУССКАЯ И ПОЛЬСКАЯ ДУША
Рассматривая отношения Польши и России видно, что исторически эти страныстранным образом связаны невидимыми узами. Польша, в период своего расцвета,чуть не стала владычицей России, но, проиграв, стала усиленно русифицироваться.Россия царская, социалистическая пытались лишить поляков национального чувства,свести роль польского государства к чисто номинальным функциям. Бердяев пишет:«Внешние отношения России и Польши коренным образом меняются. Россия сознает,что должна искупить свою историческую вину перед Польшей. Но русская и польскаядуша все еще противостоят друг другу, как страшно чужие, бесконечно разные,друг другу непонятные. Внутреннего сближения не происходит». Произошлостолкновение славянских культур, сориентированной на Запад и сориентированнойна Восток. «Но если польское мессианское сознание и может быть поставлено вышерусского мессианского сознания, я верю, что в самом народе русском есть болеенапряженная и чистая жажда правды Христовой и царства Христова на земле, чем внароде польском. Национальное чувство искалечено у нас, русских, нашимвнутренним рабством. У поляков – их внешним рабством».
Я не согласен с тем, что Россия по отношению к Польше, должна испытыватьчувство исторической вины. Желание расширения границ, присоединения новыхтерриторий, поглощения более мелких образований – это естественный процесс, какв живой природе, так и в государственном развитии. Другой вопрос как этопроисходит, и с какой точки зрения рассматривается. Если это слияние несетновым территориям развитие, возможность интеграции в более сильное государство,то это естественно позитивный этап развития. Отношения Польши и России,неизбежны из-за территориальных, исторических, социальных причин. «Русская душаостанется православной по своему основному душевному типу, как польская душаостанется католической. Это глубже и шире православия и католичества каквероисповеданий, это – особое чувство жизни и особый склад души. Но эти разныенародные души могут не только понять и полюбить друг друга, но и почувствоватьсвою принадлежность к единой расовой душе и сознать свою славянскую миссию вмире».
III.III.РЕЛИГИЯ ГЕРМАНИЗМА
Основная мысль автора заключается в том, что Германия духовно являетсяантагонистом России, ее внутренняя тяга к порядку, организованности имеетболезненные формы. Немцы чувствовали себя организаторами изнутри, борцами смировым хаосом. Это послужило развитию непомерных амбиций Германии, чувствувнутреннего превосходства арийской расы над другими. «Дух тевтонской гордостипропитал всю германскую науку и философию. Немцы не довольствуютсяинстинктивным презрением к другим расам и народам, они хотят презирать нанаучном основании, презирать упорядоченно, организованно и дисциплинированно». Рассматриваягерманский и русский дух, Бердяев доказывает превосходство и преимуществорусского. История и Вторая мировая война подтвердили его мысли. Сила русскогодуха в полной мере раскрылась во время противостояния с нацистской Германией,продолжательницей идей кайзеровской Германии начала XXвека.
IV.ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ ИСМЫСЛ ВОЙНЫ
IV.I.МЫСЛИ О ПРИРОДЕ ВОЙНЫ
Бердяев, рассматривая войну, утверждает ее вторичность, рефлекторность наисточник духовного противостояния. «Зло войны есть знак внутренней болезничеловечества. Материальные насилия и ужасы войны лишь сыпь на телечеловечества, от которой нельзя избавиться внешне и механически. Все мывиноваты в той болезни человечества, которая высыпает войной. Когда вскрываетсягнойный нарыв, то нельзя видеть зла в самом вскрытии нарыва. Иногда этовскрытие нужно сделать насильственно для спасения жизни».
Духовность и духовные ценности, возрождение души – вот основные ценностиверующего человека на войне, и его не так страшит смерть физическая, как смертьдуховная. Человеку неверующему трудно смириться с физической смертью. Пацифизмподдерживается большей частью гуманистами-позитивистами, людьми,поддерживающими эмпирическую данность бытия. «Христианство есть сплошноепротиворечие. И христианское отношение к войне роковым образом противоречиво.Христианская война невозможна, как невозможно христианское государство,христианское насилие и убийство. Но весь ужас жизни изживается христианством,как крест и искупление вины. Война есть вина, но она также есть и искуплениевины. В ней неправедная, грешная злая жизнь возносится на крест».
Человек воюющий, и человек желающий победы своему народу, оба духовносовершают убийство и равно ответственны за происходящее. Бердяев отмечает: «Ядумаю, что в основе всей культуры лежит та же вина, что и в основе войны, ибовся она в насилии рождается и развивается. Но зло, творимое культурой, как изло, творимое войной, — вторично, а не первично, оно – ответ на злоизначальное, на тьму, обнимающую первооснову жизни».
IV.II.О ЖЕСТОКОСТИ И БОЛИ
Автор рассматривает закономерность развития общества и жестокость. Любойпроцесс, связанный с движением вперед, с прогрессом, ломает привычныестереотипы, устои, что в свою очередь приводит к жестокости и боли, нарушениюбаланса.
«Христианство верит в искупительность страдания и зовет к вольнойГолгофе. И судьба христианских народов – динамична, а не статична, как судьбанародов Востока. Христианское человечество творит историю». Вызывает сомнениеэто высказывание автора. Статика народов Востока обманчива, она вызванасозерцательным отношением к жизни, связанным с верой в реинкарнацию духа. Ноогромный потенциал, людской, научный, накопленный на Востоке, бурноразвивается, в корне меняя мировую расстановку сил.
Война, жестокость и боль взаимосвязаны между собой. Бердяев пишет: «Ноэта ниспосланная нам война, может быть, самая страшная из всех бывших войн, есть,во всяком случае, страдальческое испытание для современного человечества,развращенного буржуазным благополучием и покоем, поверившего в возможностьмирной внешней жизни при внутреннем раздоре».
Анализируя жестокость немцев, Бердяев рассматривает и русский характер:«У нас, русских, есть боязнь силы, есть вечное подозрение, что всякая сила отдьявола. Русские – непротивленцы по своему духу. Сила представляется всегданасилием и жестокостью. Быть может, потому русские стали такими, что в историисвоей они слишком много страдали от насиловавшей их, над ними стоящей силы». Врусской душе есть стремление идти на компромиссы, обходить острые углы, но недай бог кому-то загнать нас в угол. Неоднократные попытки захвата мировогогосподства в истории человечества, заканчивались как раз в России, похороненныенашим народом. Великая ошибка всех диктаторов – желание победить именно Россию.
IV.III.О ПРАВДЕ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В БОРЬБЕ НАРОДОВ
Каждый народ в своей борьбе за существование проходит период войны, когдапротиворечия с другим народом достигают максимума, и их решение невозможномирным путем. «Борьба за историческое бытие каждого народа имеет внутреннееоправдание. Я могу признавать правоту своего народа в мировой войне, но это неесть правота исключительных нравственных преимуществ, это – правота творимыхисторических ценностей и красота избирающего Эроса.
И мировая борьба союзников с Германией есть борьба за историческое бытиеи исторические ценности, а не борьба исключительных моральных качеств ипрерогатив».
Рассматривая войну России и Англии против Германии, автор обосновываетсвою позицию поддержки России и отрицательную роль в мировом развитии Германии.Причины этой позиции мы рассматривали ранее. «Дело идет о мировом духовном преобладанииславянской расы. Мне неприятен весь нравственный склад германца, противенформалистический пафос долга, его обоготворение государства, и я склонендумать, что славянская душа с трудом может переносить самые нравственныекачества германцев, их нравственную идею устроения жизни. И я бы хотел боротьсяс германцами за наш нравственный склад, за наш духовный тип».
IV.IV.ДВИЖЕНИЕ И НЕПОДВИЖНОСТЬ В ЖИЗНИ НАРОДОВ
Народы мира находятся в постоянном движении, происходит изменение границ,государственного устройства. Эту закономерность изучает автор в этой главе.«Творческие задания исторического и мирового процесса не могут прекратиться ине может наступить состояние статическое, вечный счастливый покой».
Я, поддерживаю точку зрения автора о том, что каждый народ имеет своипериоды рассвета и упадка. Но, рассматривая развитие Германии, Бердяев пишет:«Есть большие основания думать, что германский народ, имевший свою великуюмиссию в мире, в этой войне истощит свои силы». К сожалению произошел обратныйпроцесс, и Россия, эта великая держава, истощила свои силы, а Германия испыталапериод расцвета вплоть до Второй мировой войны.
«Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа,может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, чем Германия,притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимыминдивидуальным духом она подымает человечество на более высокую ступень бытия».
IV.V.О ЧАСТНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ВЗГЛЯДЕ НА ЖИЗНЬ
Бердяев разделяет людей, во взгляде на жизнь, войну, на два типа. «Однисмотрят на войну, как на все на свете, с частной точки зрения, с точки зренияличной или семейной жизни, блага и счастья людей или их страдания и несчастья.Другие смотрят на войну со сверхличной, исторической, мировой точки зрения, сточки зрения ценности национальности, государственности, исторических задач,исторической судьбы народов и всего человечества».
Критикуя творчество Л.Н.Толстого, и в его лице значительной части русскойинтеллигенции, Бердяев обвиняет его в замкнутости описания частной точки зренияна жизнь, нравственных сомнений и исканий, совершенствования отдельно взятойличности. Но разве конкретный человек, с его мыслями, желаниями, исканиями неболее ценен, чем целая нация, историческая общность людей? Мне кажется, чтоавтор слишком углубился в рассуждения о значимости нации, упустив стремления,духовное развитие личности, которые были раскрыты Л.Н.Толстым в своихпроизведениях, объединивших судьбы конкретных людей и государства.
«Очень характерно, что углубленный, религиозный взгляд на жизнь допускаетжертвы и страдания, во многом слишком трудно видеть искупление и путь к высшейжизни. Более же поверхностный, «частный» взгляд на жизнь боится жертв истраданий и всякую слезу считает бессмысленной. Тот взгляд на жизнь, который яназываю историческим лишь в противоположность частному и который, в сущности,религиозный, — ценности ставит выше блага, он принимает жертвы и страдания воимя высшей жизни, во имя мировых целей, во имя человеческого восхождения».
V.ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИОБЩЕСТВЕННОСТИ
V.I.ОБ ОТВЛЕЧЕННОСТИ И АБСОЛЮТНОСТИ В ПОЛИТИКЕ
В этой главе критикуются действия социал-демократов в период Первоймировой войны. Автор критикует их позицию по отношению к войне, ихотвлеченность и формальную абсолютность в политике. «Такая отвлеченность иабсолютность в политике на практике ведут к тому, что интересы своей партии илисоциальной группы ставятся выше интересов страны и народа, интересы части –выше интересов целого. Часть, группа, чувствует себя выделенной из всенароднойжизни, общенациональной и общегосударственной жизни и пребывающей в абсолютнойправде и справедливости».
Рассматривая политику, Бердяев делает вывод о том, что политика не можетбыть отвлеченной от жизни. Она должна быть проникнута жизнью, отталкиваться оттребований конкретного периода жизни общества. «Такая отвлеченность отрицает,что политика есть творчество и искусство, что настоящая, большая историческаяполитика требует особых даров, а не механического применения общих мест,большей частью невпопад. Упрощающее отрицание сложности и конкретностиисторической жизни, в которой делается всякая политика, есть показатель илибездарности и элементарности в этой области, или отсутствия интереса к этойсфере бытия, непризванность в ней».
В тот период политика должна была быть направлена на защиту государства,мобилизации всех сил общества, объединения его перед угрозой Германии. Но внутренниеразногласия в обществе перевесили здравый смысл, революции сотрясли Россию.Позорный Брестский мир ожидал Россию. Бердяев предлагал соотечественникам:«Сейчас все силы нации должны быть мобилизованы для обороны России и дляпобеды. Это совершенно конкретная задача, она не диктуется никакимиотвлеченными принципами политики. Но сторонники отвлеченной принципиальнойполитики и сейчас делают политические декларации, которые совершеннобезжизненны и проходят мимо самых безотлагательных задач исторического дня.Духовный подъем, нравственная сила, и воодушевление ныне обнаруживаются впатриотическом деле служения родине, в защите родины от смерти. Эти дела непредусмотрены принципами отвлеченной политики; эти задачи возникли в данныйисторический день, и эта нравственная энергия обнаружилась лишь ныне».
V.II.СЛОВА И РЕАЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Слова играют огромное значение в жизни общества. Слово несет в себеогромную силу, но эта сила может быть не только позитивной, но и негативной. Конкретнаяличность, особенно в политике, иногда и не видна за горой слов-шаблонов.«Качества личности вообще у нас мало ценятся, и не ими определяется роль вобщественной жизни. Поэтому у нас так много совершенно ложных общественныхрепутаций, много имен, созданных властью слов, а не реальностей».
Власть слова огромна. Если слово написано или произнесено уважаемойличностью, лидером, то в сознании человека оно закрепляется надолго и «убивает»оппонента. Доказать что-либо обратное крайне сложно. В наше время доверие,оставшееся к журналистам, писателям, еще с советских времен, часто играет снами злую шутку. Заказные статьи, репортажи, скрытая реклама, все это служитдля воздействия на массы посредством слова. Бердяев пишет: «При помощи условнойфразеологии у нас легко превращают людей глубоко идейных, с нравственнымзакалом характера чуть ли не в подлецов, а людей, лишенных всяких идей ивсякого нравственного закала, высоко возносят». То есть это те же проблемы, скоторыми нам приходится сталкиваться сегодня.
Проблема России, по мнению Бердяева в недостаточной развитости, духовномразвитии отдельной личности в России. «Главная беда России – не в недостаткелевости, которая может возрастать без всяких существенных изменений для русскойобщественности, а в плохой общественной клетке, в недостатке настоящих людей,которых история могла бы признать для реального, подлинно радикальногопреобразования России, в слабости русской воли, в недостатке общественногосамовоспитания и самодисциплины». Такие же проблемы были и в духовной жизниобщества. Религия, мораль, все должно было пройти через возрождение, очищениеот всего наносного, поверхностного.
«Поистине, одну великую революцию предстоит нам совершить, революциюсвержения ложных и лживых, пустых и выветрившихся слов, формул и понятий».
Свобода слова должна была прекратить существование власти пустых слов. Носвобода слова требует и определенного уровня развития общества. Монархия тогопериода, несмотря на демократические преобразования, не давала такой свободыдля общества, и таким образом получилась тупиковая ситуация в его развитии.
V.III.ДЕМОКРАТИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Сравнивая развитие общества в России и на Западе, Бердяев показывает, чтодемократия у многих русских людей считалась величайшим достижением свободногоЗапада, призванным дать людям великие блага, освободить личность, установитьсоциальную справедливость. Но это суждение автор считает неверным, с чем яабсолютно согласен. Он пишет: «Государственный абсолютизм в демократиях так жевозможен, как в самых крайних монархиях. Народовластие тек же может лишитьличность ее неотъемлемых прав, как и единовластие. Такова буржуазная демократияс ее формальным абсолютизмом принципа народовластия».
«Идея демократии в той прямолинейной и упрощенной форме, в которой онабыла у нас принята, породила целый ряд нравственных последствий.Отвлеченно-демократическая общественная идеология сняла ответственность сличности, с духа человеческого, а потому и лишила автономии и неотъемлемыхправ. Только ответственный – свободен и только свободный – ответственен». Народждал, что все позитивные изменения придут извне. Духовное развитие всех слоевобщества было заменено на внешние выступления, агитацию, митинги, и это не далотолчка для позитивного развития страны в целом.
«Демократия есть организованная и обнаружившаяся вовне потенциячеловеческой природы народа, его достигнутая способность к самоуправлению, квластвованию. Властвовать может лишь тот, кто властвует над собой. Потеряличного и национального самообладания, расковывание хаоса не только неуготовляют демократии, но делают ее невозможной, — это всегда путь кдеспотизму». Здесь мы опять возвращаемся к развитию конкретной личности, ачерез нее и всего народа в целом. Без этого невозможно развитие общества, егопрогресс, правильный выбор пути развития государства в целом. Власть вгосударстве не может принадлежать всем, она должна быть у лучших, избранных изнарода представителей, а не навязанной извне. Но России, судя по всему, доэтого еще очень далеко, или как говорит пословица: «каждый народ имеет топравительство, которое его имеет».
V.IV.ДУХ И МАШИНА
Рассматривая взаимоотношения духа и машины, Бердяев имеет ввиду, преждевсего Германию, с ее прорывом в развитии техники, лидирующим положением в миретехнического прогресса. Он считает, что: «Машина разрывает дух и материю,вносит расщепление, нарушает первоначальную органическую целостность,спаянность духа и плоти. И нужно сказать, что машина гибельна не столько длядуха, сколько для плоти. Машинность, механичность культуры распыляет плотьмира, убивает органическую материю, в ней отцветает и погибает органическаяматерия, родовая материальная жизнь». Развитие техники оказало огромное влияниена человечество. Люди стали осваивать новые, ранее недоступные территории,транспорт уменьшил расстояния и время, военные технологии сделали возможныммассовое уничтожение людей, увеличилась производительность труда и т.д. и т.п.
«Русские любят противополагать своеобразие русского духа западнойматериальной культуре, основанной на механичности и машинности. Свою русскуюорганическую целостность мы противополагаем западной механическойраздробленности. И в этот грозный час нашей истории мы пытаемсяпротивопоставить русский дух германской машине, хотим понять эту войну, какборьбу духа с машиной». Но дух должен идти по пути развития, восприниматьпроисходящие изменения, перестраивать свою составляющую в соответствии стребованиями времени. «Но все же этот переход от органичности дерева, отблагоухающей растительности к механичности машины, к мертвящей искусственностидолжен быть пережит и прожит религиозно».
«Русское сознание должно отречься от славянофильского и народническогоутопизма и мужественно перейти к сложному развитию и к машине. В России естьсмешение двух стилей – аскетического и империалистического, монашеского икупеческого, отрекающегося от благ мира и обделывающего мирские дела и делишки.Такое смешение не может дольше продолжаться. Если Россия хочет быть великойИмперией и играть роль в истории, то это налагает на нее обязанность вступитьна путь материального технического развития. Без этого решения Россия попадаетв безвыходное положение. Лишь на этом пути освободится дух России и раскроетсяее глубина».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Н.А.Бердяев «Судьба России», М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 333