Реферат по предмету "Философия"


Логическая характеристика понятий. Объединенная классификация суждений

/>Задание 1
Дайте логическую характеристикуследующих понятий:а) четки; б) неосторожное убийство; в) Лжедмитрий I.
Произведите с этимипонятиями операции определения, обобщения, ограничения (определение данныхпонятий проверьте по правилам логики), дополнения к классу.
Определение – логическаяоперация раскрытия содержания понятия или значения термина.
Правила явногоопределения. Ошибки, возможные в определении:
Определение должно бытьне только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме.Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в немпризнаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правильностьзависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этихправила четыре:
1) Определение должнобыть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объемуопределяемого понятия.
Это правило частонарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении.
Типы ошибок:
а) широкое определение;
б) узкое определение;
в) определение в одномотношении узкое, в другом широкое.
2) Определение недолжно заключать в себе круга.Если при определении мы прибегаем к другомупонятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такоеопределение содержит в себе круг.
Например, вращение определяется как движение вокругоси, а ось – прямая, вокруг которой происходит вращение.
Разновидностью круга в определении является тавтология– ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяетопределяемое.
Например: идеалист – человек идеалистическихубеждений.
3) Определение должно быть ясным, четким.
Оно должно указывать на известные признаки, ненуждающиеся в собственном определении и не содержащие двусмысленности; недопускается подмена их метафорами, сравнениями.
4) Определение не должно быть отрицательным.
Отрицательное определение не раскрываетопределяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чемон является. Таково, например, выражение: «Сравнение – не доказательство». Однакона определении отрицательных понятий это правило не распространяется.«Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственниккоторого неизвестен» — пример правильного определения.
а) Четки – бусы (деревянные, костяные, янтарные ит.д.), нанизанные на шнурок и применяемые для отсчета молитв и поклонов.
б) Неосторожное убийство – преступление,заключающееся в неосторожном лишении жизни другого человека.
в) Лжедмитрий I – русскийцарь с 1605 года. Самозванец (предположительно Отрепьев Г.) в 1601 объявился вПольше под именем сына Ивана Грозного Дмитрия.
Ограничение – логическая операция перехода отродового понятия к видовому. При ограничении мы переходим от понятия с большим объемомк понятию с меньшим объемом.
а) Четки – янтарные четки.
б) Неосторожное убийство- неосторожное убийство, совершенное гражданином Петровым.
в) Лжедмитрий I – понятие неподлежит логической операции ограничения.
Обобщение — логическая операция, обратная ограничению,когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасыванияот первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении мыпереходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
а) Четки – бусы.
б) Неосторожное убийство– убийство.
в) Лжедмитрий I – царь.
Дополнением к классу Аназывается класс не – А, который при сложении с А образует универсальнуюобласть – 1. чтобы образовать дополнение к классу, нужно класс А исключить из универсальногокласса: 1 – А = не-А.
а) Четки – украшение.
б) Неосторожное убийство — умышленное убийство.
в) Лжедмитрий I — Лжедмитрий II.
Логическаяхарактеристика понятий
Понятия делятся на следующие виды. По объему на: 1)единичные и общие; 2) собирательные и несобирательные; По содержанию на: 3)конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительныеи соотносительные.
1) Единичные и общие:
Понятие, в котороммыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслитсямножество элементов, называется общим.
2) Собирательные инесобирательные:
Понятия, в которых мыслятся признаки некоторойсовокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными.Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу,входящему в его объем; оно относится ко всей совокупности элементов.
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся ккаждому элементу, называется несобирательным.
В процессе рассуждения общие понятия могутупотребляться в разделительном и собирательном смысле.
3) Конкретные и абстрактные:
Понятие, в котором мыслится предмет или множествопредметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным;понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами,называется абстрактным.
Различие между конкретными и абстрактными понятиямиосновано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойствомпредмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.
4) Положительные и отрицательные:
Понятия, содержание которых составляют свойства,присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которыхуказывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
5) Безотносительные и соотносительные:
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельнои мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными.«Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д. Соотносительные содержатпризнаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители»(по отношению к понятию «дети»). «Начальник» — «подчиненный».
а) Четки – общее, несобирательное, конкретное,положительное, безотносительное.
б) Неосторожное убийство – общее, несобирательное,абстрактное, отрицательное, безотносительное.
в) Лжедмитрий I – единичное,несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
г) янтарные четки – общее, несобирательное,конкретное, положительное, безотносительное.
д) неосторожное убийство,совершенное гражданином Петровым – единичное, несобирательное, абстрактное,отрицательное, безотносительное.
е) бусы – общее,несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
ж) убийство – общее,несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.
з) царь — общее,несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
и) украшение – общее,несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
к) умышленное убийство — общее, абстрактное, безотносительное, положительное, несобирательное;
л) Лжедмитрий II – единичное, несобирательное,конкретное, положительное, безотносительное./>/>Задание 2
Дайте объединенную классификациюсуждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения (A, E, I, O). Укажите распределениетерминов и изобразите их соотношение с помощью круговых схем Эйлера.
2.1. Убийство есть умышленное причинение смертидругому человеку.
2.2. Большинствопреступлений против собственности связано с хищением чужого имущества.
2.3. Бывают люди,достойные уважения.
2.4. Ни один человек себене враг.
2.1. А –общеутвердительное суждение. «Все S суть Р». S «+» (распределен), Р «-»(нераспределен); S – убийство, причинение смерти – Р (рис. 1).
/>
Рис. 1
2.2. I — частноутвердительное суждение.«Некоторые S суть Р». S «–», Р «-» Большинство преступлений противсобственности – S, хищения – Р (Рис. 2).
/>
Рис. 2
2.3. I — частноутвердительное суждение.«Некоторые S суть Р». S «–», Р «-» люди – S, достойные уважения – Р (рис. 3).
/>
Рис. 3
2.4. Е –общеотрицательное суждение. «ни одно S не есть Р». S «+», Р «+». Ни одинчеловек — S, не враг сам себе – Р (рис. 4).

/>
Рис. 4
В суждениях термины S и Р могут быть либораспределены, либо не распределены. Термин считается распределенным, если егообъем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается изнего. Термин будет нераспределенным, если его объем частично включается в объемдругого термина или частично исключается из него./>/>Задание 3
Установите видсложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите спомощью символов, используя пропорциональные союзы. Составьте таблицуистинности. Если сложное суждение комбинированное, приведите его полнуюлогическую схему.
3.1. «Неттакого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или неприбегал к ее помощи» (Ф. Ларошфуко). 3.2. В случаях, когда продавец,получивший предварительную оплату, не исполняет обязанность по передаче товарав установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товараили возврата предварительной оплаты.
3.1. Этослабая дизъюнкция (или) – разъединение, разделение.
Знакслабой дизъюнкции «V».
А V ВА В А V В И И И И Л И Л И И Л Л Л
3.2. Это условное (импликативное)суждение «если…, то», продавец, получивший предварительную оплату, не исполняетобязанность по передаче товара в установленный срок – антецедент(предшествующее);
покупатель вправепотребовать передачи оплаченного товара или возврата предварительной оплаты –консеквент (последующее).p q
p/>q И И И И Л Л Л И И Л Л И />/>Задание 4
Нарисуйте логическийквадрат, напишите виды отношений между суждениями в логическом квадрате иустановите истинность других суждений, если исходные суждения следующие:
А. «Торгчестью не обогащает» (Л.Вовенарг) — истинно;
Отношения между простымисуждениями обычно рассматриваются с помощью мнемонической схемы, называемой логическимквадратом.
Его вершины символизируютпростые категорические суждения – A, E, I, O (рис. 4).
/> 
Рис. 4

А – Е – контрарность, I –О – субконтрарность, А – I, Е – О – подчинитель., А – О, I – Е –контрдикторность.
А. Торг честью необогащает – истинно
Е– истинно;
А– ложно
I – ложно
О – истинно
Б. «Невсе умозаключения являются индуктивными» — истинно.
О — истинно
Е – ложно
А – ложно
I— истинно/>/>Задание 5
Сделайте полный разборсиллогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите, какие правиланарушены.
5.1.Незнание законов не освобождает от ответственности. Гражданин Н знает Уголовныйкодекс РФ на «отлично». Значит, он от уголовной ответственности освобождается.
Широко распространеннымвидом дедуктивных умозаключений является простой категорический силлогизм,состоящий из трех категорических суждений.
Незнание законов (М) неосвобождает от ответственности (Р)
Гражданин Н (S) знает Уголовный кодекс РФ на«отлично» (М).
Значит,он от уголовной ответственности освобождается.
S – Р
Фигура силлогизма – егоразновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Это I фигура силлогизма. Схемысиллогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественнымихарактеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма.I фигура имеет правильные модусы: ААА,ЕАЕ, АII, ЕIО.
Заключение делается по Iфигуре с меньшей отрицательной посылкой. Заключение не следует с необходимостьюиз этих посылок. ЕАА – модус силлогизма. Суждение не верно.
5.2.Всякий, считающий меня человеком, прав, а всякий, считающий меня преступником,считает меня человеком. Потому всякий, считающий меня преступником, прав.
Всякий,считающий меня человеком (М), прав (Р)
всякий,считающий меня преступником (S),считает меня человеком (М)
Потомувсякий, считающий меня преступником, прав.
S – Р
Это I фигура силлогизма. Схемысиллогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественнымихарактеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма.I фигура имеет правильные модусы: ААА,ЕАЕ, АII, ЕIО.
ААА –модус силлогизма. Суждение верно.
/>/> 
Задание6
Приведите логическую схему,установите истинность и логическую корректность следующих умозаключений. Виндуктивных умозаключениях определите степень вероятности логического вывода.
6.1. Еслибы на свете не существовало солнце, то пришлось бы постоянно жечь свечи икеросин. Если бы пришлось постоянно жечь свечи и керосин, то чиновникам нехватало бы жалованья, и они брали бы взятки. Следовательно, чиновники не берут взяткипотому, что на свете существует солнце.
На светене существовало солнце – А, пришлось бы постоянно жечь свечи и керосин – В, браливзятки – С
1.        А/>В
2.        В/>С
____________
не – А />не – СА В С не-А Не-С
А />В
В/>С
не-А />не-С И И И Л Л И И И И Л И Л Л Л И И Л И И И Л И И Л Л Л И И Л И И Л И И Л Л И И Л И И Л Л Л И Л И И Л И Л И И И Л И Л Л Л И И И И И
Следовательно,умозаключение логически верно.
6.2. По мнению Л.Н.Толстого, только в тех учениях, которые мы называем ересями, проявлялось, двигалосьи осуществлялось истинное христианство. «Ереси могли заключать в себезаблуждения, но могли заключать в себе и истинное христианство; учения же,признаваемые государственными, поддерживаемые властью, насилием, не могли бытьхристианством… Католичество, православие, лютеранство, англиканство не моглибыть христианскими учениями, потому что отрицали одно из основных требованийхристианства — любовное вразумление, и на место его употребляли самыеантихристианские приемы насилия, доходившие до величайших мучительств, казней,сожжений» (Л. Н. Толстой).
Это неполная индукция –умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака всем предметам класса делаетсяна основании его принадлежности некоторым предметам класса.
Схема неполной индукции:
S1 – P
S2 – P
Sn – Р
S1, S2 … Sn – cоставляют часть класса
Вероятно, все S – Р
Неполнаяиндукция дает вероятные заключения.
Список литературы
1.     Берков В.Ф.:Учебное пособие для вузов. – Минск: Тетра Системс, 1997, — 416 с.
2.     Войшвилло Е.К.Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.
3.     Гетманова А.Д.Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.
4.     Гладкий А.В.Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.
5.     Иванов Е.А.Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.
6.     Курбатов В.И.Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001.– 320 с.
7.     Кириллов В.И.,Старченко А.А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004. – 504 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система с двухзонным регулированием скорости
Реферат Техническая эксплуатация объекта
Реферат Circulatory Systerm Essay Research Paper The circulatory
Реферат Памятники собакам
Реферат Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп
Реферат Бал у Сатаны в романе Мастер и Маргарита и отношение Михаила Булгакова к еврейской теме
Реферат Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в ХIII в.
Реферат Wolves Essay Research Paper The grey wolf
Реферат История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
Реферат Региональные экологические проблемы и пути их решения
Реферат Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
Реферат In Pursuit Of Thinness Essay Research Paper
Реферат Лизинг на предприятии
Реферат Xvii уральская конференция по спектроскопии Информационное письмо I
Реферат Особенности организации уроков физкультуры