Реферат по философии выполнил: аспирантПивоваров Ф.В.
Министерство общего и профессиональногообразования Российской Федерации
Магнитогорская государственнаягорно-металлургическая академия им. Г.И.Носова
Кафедра философии и социальной психологии
Магнитогорск
1998
«КнигаИова», одна из книг Ветхого Завета, входит в раздел “Писания”. Ни о временинаписания книги, ни о ее авторе определенных сведений не имеется. Ученыесчитают, что у этого произведения было несколько авторов, на протяжении вековвносивших свои дополнения. Большая часть «Книги Иова» написана стихами, ипредставляет собой диалог главного героя с его друзьями и, наконец, с СамимБогом. Поэма заключена в рамку прозаического повествования. Книга разделяетсяна пять частей: пролог, диалог между Иовом и его друзьями, речь Елиуя, речьБога и ответ Иова, эпилог.
Прологи эпилог написаны прозой. Вероятно, это изложение старой легенды об Иове,известном своим благочестием. Имя героя книги засвидетельствовано уже для II тыс.до н.э.; оно жило в народномвоображении как имя вошедшего в поговорку праведника сказочной древности. Когдапророк грозит Божьей карой, постигающей грешную страну, он говорит так: «Еслибы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своеюспасли бы только свои души,… то сии три мужа… не спасли бы ни сыновей, нидочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею.»(«Книга пророка Иезекииля»).
1. Пролог
«Былчеловек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив иБогобоязнен и удалялся от зла» — так начинается книга. Далее мы узнаем, что Иовк тому же очень богат: «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, тритысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; ибыл человек этот знаменитее всех сынов Востока.» Перед нами встает образправедника, который не отказывается от радостей жизни и копит богатства. Этотобраз необычен для нашего понимания. Ведь богатство в обыденном представлениисопряжено с пороками. К тому же, долгое время советские идеологи нам внушали,что быть богатым – это уже порок. Даже по христианской традиции верующийчеловек должен презирать мирские блага. Однако дальнейшие события показывают,что богатство Иова еще не означает, что он этим богатством дорожит.
Иовведет такую праведную жизнь, что даже Бог хвастается Иовом. Господь обращаетвнимание Сатаны на Иова: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибонет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненныйи удаляющийся от зла.» Сатана, который склонен подозревать в человеке самоехудшее, говорит Богу, что единственная причина, почему Иов живет праведно ипоклоняется Богу, заключается в том, что он богат и преуспевает: «Разве даром БогобоязненИов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Тыблагословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою икоснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» Тогда Бог решает доказатьобратное и позволяет Сатане забрать у Иова все, что ему принадлежит: «Вот, все,что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки.»
КогдаСатана с согласия Бога лишает Иова имущества и детей он говорит: «Наг я вышелиз чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будетимя Господне благословенно!» В этих словах Иова заключена глубокая философскаяи нравственная мораль. Они сближают Иова с философами Древней Греции, которые,как известно, тоже презирали богатство. Пример крайности в презрительномотношении к богатству представляют киники. Но они сознательно отказывались отвсех благ, Иов же больше похож на стоиков, которые во всем повиновались судьбе,не пытаясь что-либо изменить. Только в данном случае роль судьбы выполняет Бог,который распоряжается человеческими жизнями. Хотя философия здесь подменяетсярелигией, та внутренняя свобода, которая позволяет Иову в споре с друзьямисомневаться в ее постулатах, дает право назвать его выдающимся философом.
Читая«Книгу Иова» можно заметить и другое сходство мировоззрения Иова с учениемстоиков. По их мнению, главная задача философии – в этике, знание лишь средствоприобретения мудрости, умения жить. Иов не стремится узнать, откуда произошлавселенная, что стоит за природными явлениями, и т.д. Он «списывает» все наБога, который обладает абсолютным знанием. Стоики считают, что жить надосообразно природе; Иов считает также, только природа и Бог у него близкиепонятия.
Чтомешает людям воспринимать свои несчастья также, как Иов? Мне кажется, дело втом, что часто люди отождествляют свое «Я» со всем тем, что их окружает:родственниками, друзьями и даже своими вещами. Поэтому такие потери для нихужасны. Но «Я» – это даже не наше тело, не наши чувства и не наши мысли. «Я» –это нечто высшее, что всем этим управляет. Иов, понимает, в чем заключено его«Я», его личность и он по-философски воспринимает свои несчастья.
Послетого, как Иов достойно прошел это испытание, Сатана вновь просит Бога проверитьИова на моральную стойкость. На этот раз Гоподь позволяет Сатане отнять у Иоваздоровье. «И поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темяего.» Иов заболевает страшной болезнью, которая разрушает его тело. В тедревние времена проказа считалась знаком Божьей немилости, человек, заболевшийею, изгонялся из общества. Иов поражен и физически и морально. Его жизньпревратилась в сплошную пытку.
Возможно,для многих людей единственным выходом из этой ситуации было бы самоубийство. НоИов не может сам прервать свою жизнь, так как она дана ему Богом и только Богимеет право отнять ее. Даже после стольких несчастий Иов показывает покорностьволе Господа: «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.»
Следующееиспытание приходит к Иову со стороны жены: «И сказала ему жена его: ты все ещетверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: «Ты говоришькак одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого небудем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.»
Иовдостойно выдерживает эти страшные испытания, но как видно из дальнейшего, емупредстояли еще большие. Бог видимо все еще не удостоверился в праведности Иова,так как не дает ему облегчения. А Иов все-таки человек и он страдает. Егострадания порождают сомнения в справедливости Бога, которые он высказывает вспоре с друзьями.
2. Спор
КИову приходят друзья, известные мудрецы, чтобы утешить его. Елифаз Феманитянин,Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин – в этом перечне названы земли к востоку отПалестины, славившиеся мудростью своих обитателей. В дальнейшем диалоге этиперсонажи четко обрисовываются: Елифаз – мистик-пророк; Вилдад – мудрец,опирающийся на традицию; Софар – нетерпимый к другим догматист, которыйуверенно объясняет Божьи намерения.
Друзьяпоражены, увидев Иова. «И подняв глаза свои издали, они не узнали его; ивозвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, ибросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней исемь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание еговесьма велико.» Однако, на этом их утешение оканчивается. Конечно, друзья Иоваимели самые лучшие намерения. И дорога в ад вымощена лучшими намерениями.
Исходнойпредпосылкой для спора служит монолог Иова, в котором он проклинает день, когдаон родился и просит Бога послать ему смерть. Иов объясняет свою просьбу осмерти теми неизмеримыми страданиями, которые он испытывает. У него больше нетсил терпеть эти муки: “Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец,чтобы длить мне жизнь мою? Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плотьмоя?”
ДрузьяИова убеждают Иова, что он сам — причина собственных страданий. Они настаиваютна том, что у Иова есть какой-то грех. Они говорят ему, что он неправеден, чтоБог наказал его за что-то, что ни один человек не имеет права вызывать Бога такдерзко, как Иов делает это.
Вдействительности же они были неправы. Иов не был виноват в своих страданиях.Это было подтверждено автором в прологе и Богом в конце произведения. Иов несделал ничего, чтобы заслужить такого наказания. Бог действительно появилсяперед Иовом, и следовательно, Он не держал зла на Иова за его выпады, и дажесказал, что Иов говорил правдиво о нем. Иов подтверждает свою невиновностьочистительной присягой, в которой он отрицает, что нарушал какие-либо заповеди.В конце концов друзья Иова понимают, что он не виновен и перестают спорить сним.
Иовтвердо отстаивает свою невиновность, все более и более раздражаясьповерхностным суждением своих друзей. Он продолжает искать объяснение своим страданиям:«О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне,и чтобы защитник мой составил запись.» Он не хочет лгать, даже если бы этооблегчило его участь. Он просит мудрецов показать его ошибки: «Научите меня, ия замолчу; укажите, в чем я погрешил. Как сильны слова правды! Но чтодоказывают обличения ваши.»
Друзьясоветуют Иову уповать на Бога. Он говорит, что Бог не может послать человекусмерть, если он этого не заслуживает: “Вспомни же, погибал ли кто невинный, игде праведные бывали искореняемы?” Елифаз оспаривает правоту Иова перед Богом:“Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?” По его мнению Иов недолжен пытаться понять смысл и причину его наказания, так как деяния Бога недано понять простому смертному.
Почемуже друзья Иова оказались такими бесполезными «всезнайками»?
Во-первых,я думаю, здесь имелось в виду нечто, что в человеческой природе. Мы видимстрадание, мы заключаем, что должна быть какая-то причина для этого. Обвинениежертвы – древняя игра, в которую все еще играют сегодня. Говорить страдающемучеловеку, что он сам виноват в своем страдании – это просто жестоко.
Во-вторых,друзья Иова считают, что они знают все о мире и о Боге. Они просто стоят насвоих позициях, своих представлениях, и не важно, что Иов сказал или как емубольно, они держатся в своей колее. Они настолько уверены в своей правоте, чтони на секунду не задумываются, а что если они делают больше зла, чем добра.Картина мира для них предельно ясна: Бог карает грешников и поощряет праведников.Таким образом, даже действия Бога для них вполне предсказуемы. Одна мысль отом, что Господь может поступить не так, как они себе представляют, повергаетих в ужас. Их застывшее мировоззрение не оставляет им возможности для сомнения.И их «мудрость» оказывается ничем иным, как идеологией, которую они всемнавязывают. Иов верно замечает, что его друзья говорят банальные вещи:«Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как увас; не ниже я вас; и кто не знает того же?»
Мудростьне в том, чтобы что-то знать, а в постоянном поиске, самоанализе. Иов непретендует на абсолютное знание мира. Он тоже сомневается в возможностяхчеловека познать мир: «Но мудрость – где ее обрести и где разумения копь? Онасокрыта от глаз всего, что живет, и от птиц небесных утаена.»
ДрузьяИова так стремятся защитить свои концепции бытия, что не замечают, что самипоступают антигуманно. В их мировоззрении человек занимает далеко не первоеместо, он лишь один из многих подчиненных Бога. В своей «мудрости» ониотрываются от земли. Они говорят, что умысел Бога непостижим и на этомостанавливаются, не хотят идти дальше, они и так уже «все знают».
Людихотят знать объяснение всему. Нет Бога, который бы своими делами смутил их.Многим людям нравится свод правил, регуляторов, и Бог, который действуетсогласно их ожиданиям и представлениям.
Здесьзатрагивается и другая важная проблема: почему человек страдает? Человек, неверующий в Бога, ответил бы: «Жизнь полна случайностей». Но может ли такой ответустроить человека? Ведь если так рассуждать, то надо все время ждать, что натебя завтра обрушится бедствие, жить в постоянной тревоге за свою жизнь. А еслиже беда случается, мы спрашиваем себя или Бога: за что? Вообще ум человекастремится к гармонии с миром, порядку и не признает хаоса. Поэтому всемуслучайному, неожиданному он старается найти объяснение. Поэтому когда мы видим,что с человеком случилась беда, мы находим объяснение этому в каких-то егонеправильных действиях, т.е. ищем вину в нем самом, а не в обстоятельствах.Друзья Иова поступают так же. Они не понимают, как может Иов быть наказан, еслион не грешил.
3. Иов и Бог
Главнойтемой в споре Иова и его друзей является Бог и его отношение к человеку. Бог впредставлении Иова и его друзей – некая могучая сила, которой никто не можетпротивостоять. Могущество Господа проявляется, например, в катастрофическихявлениях природы. Конечно, тогда люди просто не могли ничем объяснитьземлятресение или наводнение, кроме как действиями Бога, проявлением Его гнева.Поэтому, когда Господь задает Иову вопросы типа: «Знаешь ли ты как быласотворена земля и звезды?», Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечатьТебе?».
Сейчасученые могут объяснить это, большинство из них согласны с теорией, по которойвселенная произошла в результате «большого взрыва». Сегодня наука можетобъяснить многие явления природы, однако значит ли это, что в те времена, когданауки не было, были другие люди? Мы стали знать больше, но разве мы стали отэтого более счастливыми, чем 2 тыс. лет назад? Еще Руссо говорил, чтотехнический прогресс не означает прогресса нравственного. С освоениемокружающего мира исчезли доказательства существования Бога. Откуда же мы тогдазнаем, что добро – это добро, а зло – это зло? Десять заповедей не поддаютсянаучному обоснованию. Вопросы, которые поднимает Библия – это прежде всего –вопросы морали, которые и сейчас остаются нерешенными, и их нельзя восприниматькак только следствие примитивной теологии того времени.
Важнымаспектом в понимании религиозных представлений Иова и его друзей, является то,что только Господь может вершить судьбы людей. Сатана вынужден просить у Богаразрешения, чтобы сделать зло против человека. Почему Бог слушает Сатану ипозволяет страдать безвинным? Этот вопрос мучает Иова не меньше, чем его язвы.Друзья его не могут ответить на этот вопрос, обвиняя во всем Иова. Иов сетуетна то, что Бог слишком мудр и могуществен, чтобы ему ответить: «Но какоправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то неответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставалпротив Него и оставался в покое?» Проблема также в том, что человек не можетвидеть Бога: «Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и незамечу Его.» «Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его;делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, неусматриваю.» Таким образом, человек находится в неравном положении с Богом:«Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!»
Иовобобщает свою ситуацию, сетуя, что на земле много несправедливости: «У сиротуводят осла, у вдовы берут в залог вола; бедных сталкивают с дороги, всеуничиженные земли принуждены скрываться.» Хорошие люди любят светлое время суток:«Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано надобычу», злые – темное: «С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного инищего, а ночью бывает вором. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничейглаз не увидит меня, — и закрывает лице. В темноте подкапываются под домы,которые днем они заметили для себя; не знают света. Ибо для них утро — смертнаятень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.» Иов задается вопросом:«Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?»,т.е. почему Бог не назначит сроки суда?
ДрузьяИова, по сути, желают ему добра и предлагают компромиссное решение – во всемпокаяться и тогда Бог простит: «Если ты управишь сердце твое и прострешь к Немуруки твои… Тогда забудешь горе.» Но сознание своей правоты и обостренноечувство справедливости заставляет Иова поступить необычайно смело – онсобирается противостоять Господу: «Я к Вседержителю хотел бы говорить и желалбы состязаться с Богом.» Друзья Иова воспринимают Бога как диктатора, который«всегда прав», и тем самым ставят под сомнение Его справедливость. Иов пытаетсяпонять Бога, какие намерения им управляют.
Отчаявшисьпостичь намерения Бога как справедливого по определению, Иов пытается понятьЕго с человеческой точки зрения. Иов спрашивает: «Разве у Тебя плотские очи, иТы смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или летаТвои, как дни мужа?» Действительно в поступках Бога в «Книге Иова», да и вдругих книгах Ветхого Завета присутствует антропоморфизм, то есть Богуприписываются некоторые человеческие качества: мысли, желания или эмоции,испытываемые человеком. Так, например, Бог, как бы обидевшись на слова Сатаныоб Иове, вступает с ним в спор. Антропоморфизмом также является упоминание оБоге, как имеющем части человеческого тела: рука Бога, лице Бога, очи Бога,уста Бога. Но это, разумеется, только метафора. Бог евреев – это не богидревних греков, которым не было чуждо не одно из человеческих проявлений, икоторые отличались от людей только своим бессмертием.
Возможно,создавая образ Бога, евреи не смогли не придать ему некоторых человеческихчерт. Но пытаясь таким образом понять Господа мы вряд ли придем какому-тоположительному решению. Если Бог руководствуется в своих решениях какими-тострастями, подобно человеку, у которого разум все время борется с телом, еслиБога все время искушает Сатана, как в свое время он искушал Еву, то как же Онможет быть справедлив? Какой тогда смысл в самой идее Бога?
Богговорит из бури. Он игнорирует желание Иова объяснить или рассудить егострадания; напротив, он смиряет Иова, вызывая его объяснить, как была созданавселенная и каковы ее законы. «Ошибка» Иова, видимо заключается в егопредположении, что Божьи пути и могущество дано понять человеку. В казалось бынеуместных вопросах Бог упрекает Иова и прямо отвечает на ранний вопрос Иова:«Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?»Осознав наконец, что он говорил по незнанию, и что он не может быть ближе кБогу, чем видя его, Иов раскаивается.
НоБог не отвечает прямо на вопрос Иова. Смысл Его речи можно сформулировать так:ты не знаешь как действуют явления природы, откуда произошла жизнь, куда ужтебе понять Мои намерения. Однако, вопросы Бога можно рассмотреть и с другойточки зрения – как путь познания, указанный Богом. Этот путь –рационально-материалистический – через познание природы. По этому пути уженесколько веков идет человечество и перед ним открываются все новые и новыедали. Сегодня мы можем утвердительно ответить только на некоторые из вопросовБога. Будущие поколения будут знать больше нас. Но это не значит, что нашажизнь бессмысленна для нас самих. Наоборот, мы и должны жить только ради самихсебя, а не ради каких-то будущих целей.
Богупрекает трех друзей Иова, в том, что они «говорили о Мне не так верно, как рабМой Иов». Он дает Иову в два раза больше богатств, чем он имел раньше, семьсыновей, три прекрасных дочери и долгий век жизни. Друзей же заставляетпринести жертву. За что Бог наказывает друзей Иова и вознаграждает с лихвойИова? Если опять смотреть с точки зрения познания, то друзья Иова не пыталисьпонять намерения Бога, а Иов пытался, хоть и неудачно. Таким образом, Богпоощряет тех, кто ищет правду, и наказывает тех, кто не ищет.
4. Речь Елиуя
Послетого как друзья Иова замолкают, «потому что он был прав в глазах своих», насцене неожиданное появляется новое лицо – Елиуй, молодой человек. Впрочем, онисчезает также внезапно, как и появляется. Его гнев вспыхнул против Иова «зато, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» и против трех друзей «его зато, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли».
Несмотряна то, что Елиуй молод, а друзья Иова – почтенные старцы, он оспаривает мнение,что мудрость приходит с годами: «Не многолетние только мудры, и не старикиразумеют правду», «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает емуразумение.» Таким образом, он обосновывает свое право высказаться.
ЗатемЕлиуй обращается к Иову. Он пытается повторить слова Иова, но при этом нецитирует его дословно, а передает «внутреннее значение» его слов. Он как быразъясняет Иову смысл того, что тот говорил. Сегодня, конечно, такой способведения спора неприемлим, так как предпочтение отдается точным цитатам. Хотясовременные «толкователи» часто пользуются для получения обратного эффекта,тем, что одно и то же высказывание может менять смысл в зависимости отконтекста. В самой Библии много таких мест, которые противоречат друг другу.Это позволяло всем, кому не лень, трактовать Библию по-своему и даже устраиватьвойны за то или иное прочтение Священного Писания. Я же вижу в этихразночтениях еще одно доказательство, что Библия была написана людьми, ведь,как известно, сколько людей, столько мнений.
Помнению Елиуя, Иов жалуется на Бога за то, что Он не воздает ему по заслугам:«Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинениепротив меня и считает меня Своим противником.» Из этого Иов делает вывод, чтонабожность не имеет никакой ценности: «Потому что он сказал: нет пользы длячеловека в благоугождении Богу.» А это ставит Иова на позицию презрительногоотношения к Богу: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, какводу, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьминечестивыми?»
Елиуйне соглашается с мнением Иова, что у человека нет «связи» с Богом. Он указываетпо крайней мере два способа такой «связи»:
1)«Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты наложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобыотвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобыотвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.» Елифазрассказывает о таком видении, пришедшем к нему во сне: «Дух прошел надо мною;дыбом стали волосы на мне. Он стал, — но я не распознал вида его, — толькооблик был пред глазами моими.»
2)«Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костяхсвоих, — и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Плоть нанем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не быловидно. И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.» Примеромтакого контакта Бога с человеком служит сам Иов.
«Вот,все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы ипросветить его светом живых.»
Елиуйтакже определяет отношения человека с Богом.
Богпо природе:
1.- Всегда справедлив и беспристрастен: «Не может быть у Бога неправда или уВседержителя неправосудие», «Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель неизвращает суда», «Ненавидящий правду может ли владычествовать?»
2.- Велик, на Него не может кто-то влиять: «Кто кроме Его промышляет о земле? Икто управляет всею вселенною?», «Он не смотрит и на лица князей и непредпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.»
3.- Полностью видит дела и помышления человека, не совершает ошибок: «Ибо очи Егонад путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, гдемогли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека,чтобы шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования и поставляетдругих на их места.»
Человекпо природе:
— На 100% зависим от Бога в своем существовании. Следовательно, Бог имеет правопоступать с человеком как он пожелает.
Изэтого следует то, как Бог судит человека:
Бог:
1.Карает нечестивых: «Он по делам человека поступает с ним и по путям мужавоздает ему.»
2.Делает это беспристрастно и безошибочно.
3.Он имеет право так поступать.
4.Он также имеет право подождать, отсрочить наказание: «Дарует ли Он тишину, ктоможет возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли этодля народа, или для одного человека, чтобы не царствовал лицемер к соблазнународа.»
5.В любой ситуации у Бога все под контролем.
Человек:
1.Не имеет права жаловаться на то, как Бог с ним обращается (т.е. отсрочиваетнаказание или нет).
2.У него есть два выбора:
1)подчиниться Богу со смирением: «К Богу должно говорить: я потерпел, больше небуду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие,больше не буду.»
2)упрямо требовать своего: «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?»
Такимобразом, Елиуй выступает в роли судьи и выносит следующий вердикт Иову:
1)Его речи неразумны: «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.»
2)Ему было необходимо это испытание, так как то, что он говорил, способствуетгреху: «Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственнымлюдям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будетрукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.»
Итак,Иов хотел, чтобы Бог подтвердил, что он (Иов) прав: «Считаешь ли тысправедливым, что сказал: я правее Бога?» Это – высокомерие. Так как Бог еще неподтвердил, что Иов прав, тот жалуется, что в праведности мало пользы: «Тысказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я игрешил?» Это – нетерпение.
Начто же влияет наше моральное поведение по мнению Елиуя?
1)Не на действия Бога: «Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они вышетебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются,что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он отруки твоей?»
2)А на человечество: «Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведностьтвоя к сыну человеческому.»
Такаяточка зрения мне кажется более гуманной. Выполнение Божьих заповедейпредставляется в этих словах не какой-то рабской обязанностью человека передБогом, а необходимостью для выживания человечества. Круг замыкается снова начеловеке.
Многиелюди пытаются использовать Бога как средство избежать нежелательныхобстоятельств: «От множества притеснителей стонут притесняемые, и от рукисильных вопиют.» У них для этого имеются эгоистические причины: они пытаютсязаставить Бога изменить эти обстоятельства, и не хотят принимать обстоятельстваи веру в Бога (который бы их научил и наставил): «Но никто не говорит: где Бог,Творец мой, Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотовземных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?» Поэтому Бог игнорируетих (потому что они горды и эгоистичны). Они заявляют, что их желания – самыеважные. Они эгоистичны, но обвиняют Бога в эгоизме: «Там они вопиют, и Он неотвечает им, по причине гордости злых людей. Но неправда, что Бог не слышит иВседержитель не взирает на это.» Иов, будучи высокомерен и нетерпелив,заслуживает еще меньшее внимание со стороны Бога. Это тем более верно, так каксвоими обвинениями он обвиняет Бога: «Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, носуд пред Ним, и — жди его.» Бог не обязан прислушиваться к пустым словам: «Ноныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости,Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова.»
ИнтересБога к человеку – постоянен и неизменен: «Вот, Бог могуществен и не презираетсильного крепостью сердца.» Он наказывает злых и благословляет праведных: «Онне поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Он не отвращает очейСвоих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и онивозвышаются.» Он учит страдающих: «Если же они окованы цепями и содержатся вузах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому чтоумножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали отнечестия.» Если они слушают и покоряются, они благословляются и больше неповторяют своих ошибок: «Если послушают и будут служить Ему, то проведут днисвои в благополучии и лета свои в радости.» Если же они не послушают и непокорятся, они умрут в невежестве: «Если же не послушают, то погибнут от стрелыи умрут в неразумии.» Это конечный результат для безбожников.
Богиспользует справедливый суд для большего благословления: «И тебя вывел бы Он изтесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бынаполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение- близки.»
Непытайся убежать от Бога (обрати внимание на себя, а не на Бога): «Да не поразиттебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую ценутвоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. Не желай той ночи,когда народы истребляются на своем месте. Берегись, не склоняйся к нечестию,которое ты предпочел страданию.»
Посмотрина Бога и его страшную силу. Посмотри на его мудрость: каким чудесным образомОн учит человека! Славь Бога, а не осуждай Его. Он владеет всем! «Помни о том,чтобы превозносить дела его, которые люди видят. Все люди могут видеть их;человек может усматривать их издали.»
Например,Он учит нас через бурю. Она показывает Его силу: «Он собирает капли воды; ониво множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно налюдей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Онраспространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.» Это показывает Егомудрость: «Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. Он сокрывает в дланяхСвоих молнию и повелевает ей, кого разить. Треск ее дает знать о ней; скоттакже чувствует происходящее.»
Егосила и мудрость выше нашего понимания: «Внимай сему, Иов; стой и разумевайчудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает светублистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное делоСовершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землюот юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?»
Таккак мы не можем понять величие Бога, как же мы можем противостоять Самому Богу!«Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будетли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?» Мыне можем смотреть на солнце, как же мы можем смотреть на Бога! «Теперь не виднояркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.»
Вотидет Бог, могучий и справедливый: «Светлая погода приходит от севера, и окрестБога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою,судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.»
Всвязи с Елиуем возникает много вопросов. Кто он такой – негодяй или пророк?Почему Иов не отвечает ему – потому что не считает нужным даже удостоить егоответом или считает, что Елиуй в большой степени прав? По-видимому Елиуй все жене убеждает Иова, так как за речью Елиуя следует появление Бога.
Чемречь Елиуя отличается от речей друзей Иова? Он может показаться более жестокимк Иову, но по крайней мере он признает, что Иов не совершал греха. Он пытаетсяразрешить сомнения Иова, а не просто обвинить его в безбожности.
Многоеговорит за то, что Елиуй имеет честь «представлять Бога». В эпилоге Бог ничегоне говорит против него (хотя говорит о Иове и его друзьях!) И то, что Богговорит, просто подтверждение и выражение одной из точек зрения Елиуя! Вомногих отношениях, Елиуй просто «появляется на сцене», делает свое дело и затем«исчезает», так что Бог торжествует.
Помнению Елиуя, Бог посылает людям страдания не для того, чтобы их наказать, ибонаказание еще никого не исправляло. Он делает это, чтобы они стали лучше.
5. Заключение
Чтение«Книги Иова» наводит на сравнение религии сегодняшней и тех времен, при этомобнаруживается много отличий, зачастую не в пользу первой. В религии, которуюисповедует Иов, отсутствуют многие основные признаки современного религиозногомировоззрения. Для него, например, нет концепции загробной жизни. Иовспрашивает: «А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды изозера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончаниянеба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.» То же отношение к смертивыражает и Екклезиаст: «Живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, Инет им более платы, ибо память о них исчезла.» Смерть человека ничем неотличается от смерти животного: «Как тому умирать, так умирать и этим, И однодыханье у всех, и не лучше скота человек… Все – из праха, и все возвратится впрах.» Только жизнь материальна: «Живой собаке лучше, чем мертвому льву.»
«Теориязагробной жизни» была придумана позже, видимо она выполняла социальный заказ,когда богатым надо было заставить бедных смириться со своей участью. Сегодня,по-моему, она просто удобна некоторым людям, которые недовольны своей жизнью,для них это один из способов ухода от действительности. Иов же не оставляетрешения своих вопросов «на потом».
Конечно,прекрасно мечтать о жизни в раю, забывая о сиюминутных проблемах. Однако, чемзамечательней таким людям представляется загробная жизнь, тем более онинедовольны настоящим. Разве может мыслящего человека устроить такая примитивнаяформа самообмана? Я считаю, что счастье человек должен искать не в будущем и непрошлом, а в настоящем. Каждая минута достойна быть счастливо прожитой. Бог далчеловеку жизнь не для того, чтобы он ее презирал.
Необычнароль Сатаны в «Книге Иова». В оригинале стоит древнееврейское слово «сатан»(по-гречески «диаболос»), которое является нарицательным и означает«противоречащий», а также «обвинитель» и «клеветник». Именем собственным оностало позднее. Изменился и смысл: о Сатане в позднейшей теологии известно, чтоон противник Бога. О Сатане из «Книги Иова» известно пока что одно: что он – противникчеловека.
Чтоже хотел сказать автор «Книги Иова»? Он поднимает много вопросов, но решает лион их? Мне кажется основной вопрос так и не был решен, несмотря на то, что дляИова все кончилось благополучно. Речь Бога может быть и была убедительной длялюдей того времени, но сегодня — вряд ли. Сомнения Иова приводят его чуть ли нек отрицанию Бога, и чтобы решить эти сомнения автор прибегает к чуду, когда Богговорит с Иовом из бури. С этого момента «Книга Иова» теряет реалистичность,становится сказкой с хорошим концом. Возможно, это было цензурным ходом.Недаром «Книга Иова» не сразу вошла в Ветхий завет.
Ктоже тогда автор «Книги Иова» – пессимист или оптимист? Это, очевидно, зависит отего отношения к главному герою. Ведь и Иов представляется в разных частяхтекста то оптимистом, то пессимистом. Так, в прозаическом прологе Иов достойносносит все испытания, пришедшие на его долю, и ни словом, ни делом не грешитпротив Бога. Стихотворная часть, составляющая основной объем поэмы, показываетвнутренний мир Иова, который оказывается полным сомнений и отнюдь неоптимистичным. Мне кажется, автор вложил в уста Иова свои мысли. Они сближают«Книгу Иова» с другой замечательной книгой Библии – «Екклесиаст». Эта книгатоже больше философская, чем религиозная, как бы не пытались ее трактоватьхристианские идеологи. Екклесиаст, подобно автору «Книги Иова», размышляет надвопросом: почему жизнь столь бессмысленна? Пессимизм Кохелета, как и Иова,коренится в отношении к Богу. Он верит в Его существование, но считает, чтоникогда не сможет постичь намерений Бога, и размышляет о том, сколь духовнобедна жизнь, ограниченная чисто земными заботами. «Нет ничего лучше, какнаслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его», — сказалПроповедующий.