Классическийпсихоанализ и неофрейдизм
Введение
Психоанализ сложился в конце Х1Х — началеХХ вв. как общая теория и метод лечения нервных и психических болезней,предложенные австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом (1856-1939).
Отправляясь от принципа психоанализа, З.Фрейд создал учение о строении психики и структурную теорию личности, а затем исоциальную философию. Значение работ Фрейда вышло далеко за пределыпсихотерапии и приобрело философское содержание.
Возникло широкое философское течениепсихоанализа, интерес к которому не ослабевает по настоящее время.
В психоанализе принято различатьклассический психоанализ, или учение Фрейда, и неофрейдизм.
Классический психоанализ
Учение Фрейда проделало необычный путь отодной из специфических теорий психотерапии до общей концепции личности исоциальных явлений. Это превращение стало возможным лишь потому, что в нем ссамого начала заключалась особая концепция психического.
Психология до Фрейда занималась в основномизучением сознания здорового человека. Фрейд, исследуя причины и характерневрозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставаласьвне поля зрения предшествующей психологии.
Он пришел к заключению, что человеческаяпсихика представляет собой сложный конгломерат не только сознательного, но ибессознательного и подсознательного.
Поскольку сознание составляет сутьчеловеческой личности, то новая концепция сознания привела к созданию новойконцепции личности. Первый наиболее архаический слой человеческой психики, поФрейду, составляет совокупность инстинктов, биологических побуждений, влеченийи импульсов, образующих царство бессознательного, естество человека, «Оно», потерминологии Фрейда.
В его основе лежат, прежде всего,сексуальные инстинкты, или либидо (энергия сексуальных влечений),обуславливающие большинство психических действий человека.
Но поскольку в удовлетворении своихстрастей индивид постоянно сталкивается с внешней реальностью, котораяпротивостоит «Оно», то в его психике вырабатывается новая инстанция «Я», т.е.самосознание. Главное назначение «Я» состоит в том, чтобы обуздать «Оно» инаправлять бессознательные влечения в русло социально одобренного поведения.
Благодаря «Я» энергия сексуальных влечений(либидо) сублимируется (преобразуется) и направляется в другие видыдеятельности: политику, научное и художественное творчество, религию и др.Однако бессознательное исподволь, но властно диктует свои условия «Я». Ему невсегда удается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром.
Поэтому в самом «Я» образуется новаяинстанция – «Сверх — Я», которая царит над «Я» как совесть и чувство вины.
В процессе индивидуального развитиябессознательное, особенно либидо, образует более или менее своеобразныекомплексы. В особых конфликтных случаях бессознательное «обманывает» цензуру«Я» и «сверх — Я». Энергия бессознательного предстает под видом сновидений,оговорок, описок, ошибок, провалов карьеры, неврологических симптомов, душевныхболезней и т.п.
Поэтому при постановке диагноза иопределении способов лечения нужно за явным смыслом или видимойбессмысленностью проявлений бессознательного установить их истинную, т.е.сексуальную подоплеку.
Для этого, по Фрейду, должныиспользоваться метод ассоциаций, метод толкования сновидений, описок и т.д. Онив совокупности с предложенной Фрейдом концепцией личности и составляют сутьпсихоанализа.
Нужно сказать, что психоанализ творилчудеса в психиатрии, а сам Фрейд был, как говорится, психиатром всех времен инародов. Более того, психоанализ давал каждому человеку достаточно эффективныесредства самопсихотерапии.
Все это способствовало широкомураспространению и росту популярности психоанализа. Превращение психоанализа вособую социальную философию началось с обращения Фрейда к анализу массовогосознания. Все явления культуры и социальной жизни он стал сводить к формампроявления первичных жизненных влечений и прежде всего к формам проявлениястадий инстинкта.
Такой подход к проблемам социальной жизнидавал большой простор для философско-мифологических построений. Фрейд уже нестремится опереться на клинические и иные данные. В древнегреческом мифе о цареЭдипе, по его мнению, содержатся не только доказательства того, что сексуальныевлечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются тесексуальные комплексы, которые заложены в человеке.
«Первым актом истории» Фрейд объявляетпреступление, получившего форму убийства отца (по мифу царевич Эдип убил своегоотца — соперника и женился на своей матери) или группового лидера первобытнойорды его сыновьями – соперниками. Но в силу закона амбивалентности влечений заэтим последовало раскаяние, усиленное наступившими раздорами и хаосом.
Итогом явилось подавление инстинктов, ихсублимация и рождение религий (убитый отец воскресает в образе зверя-тотема, накоторый переносятся чувства к реальному отцу). Так, учение о сексуальныхвлечениях преобразуется в концепцию двух сил Эроса (инстинкт жизни) и Тантоса(инстинкт смерти).
Аналогично в духе сведения к формампроявления первичных жизненных влечений Фрейд истолковывает явления культуры исоциальной жизни. Только, по Фрейду, они предстают как сублимациябессознательного в массовой психологии, а негативные явления в них — какпроявление коллективных неврозов. Он высказывает надежду на то, что «в одинпрекрасный день кто-то отважится на анализ такой патологии культурных явлений».Этим надежды осуществили последователи Фрейда. Так сформировался неофрейдизм.
Неофрейдизм
Распространения психоанализа в Европеначалось с 1908 г., когда возникла Международная психоаналитическая ассоциация.Фашисты, придя к власти, подвергли врачей-психоаналитиков жестоким гонениям.Большинство из них эмигрировало в США, часть в Англию и другие страны.
Началось быстрое развитие фрейдизма. И вСША сформировался неофрейдизм. Он во многом пересмотрел взгляды Фрейда. Этомуспособствовало то обстоятельство, что в 40-е годы экспериментальная психологияразработала эффективные методы проверки концепции психоанализа, и в нем быливыявлены ряд неточностей и недоработок.
Основателями неофрейдизма были К. Хорни(1885-1952), Г.С. Салливан (1892-1949), А. Адлер (1870-1937), В. Рейх(1897-1937), Э. Фромм (1900-…).
Сохранив главную мысль Фрейда обессознательном как важнейшем элементе психики, они отказались видеть во всехявлениях человеческой жизни только сексуальную подоплеку.
Социологизированный психоанализ начинаетсяс работ Адлера. Он выдвинул концепцию личности, согласно которой личностьявляется продуктом собственного творчества. В основе поведения человека, поАдлеру, лежит не биологическое бессознательное, как считал Фрейд, абессознательное стремление к власти, стремление к превосходству.
Конечной целью развития человекаобъявляется «стремление к совершенству».
«Биопсихическая структура характера»личности, по Рейху, состоит из трех автономно функционирующих слоев:«поверхностного», «промежуточного» и глубинного или «биологического ядра».
Поверхностный слой – это слой «социальнойкооперации», фальшивый, приторно-социальный слой, где подлинное лицо человекаскрыто под маской любезности, вежливости и учтивости.
«Промежуточный слой» — это антисоциальный слой,фрейдовское бессознательное. Он состоит из грубых, садистских, сладострастныхпорывов. «Биологическое ядро» складывается из импульсов, излучая которыечеловек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннююлюбовь. Чтобы промежуточный слой, т.е. бессознательное, не порождал агрессиюличности и социальных конфликтов, надо предоставить людям сексуальную свободу.
Именно этот вывод послужил поводомпровозгласить Рейха отцом сексуальной революции ХХ в. К чести Рейха нужносказать, что он под сексуальной революцией понимал сексуальное воспитаниемолодежи.
Но бунтующая молодежь восприняла егопризывы к сексуальной революции в буквальном смысле этого слова. И это со всейочевидностью обнаружилось во время студенческих выступлений 1968г.
Клиническую базу под необходимостьюсоциологизации психоанализа подвела Карен Хорни. Переехав в 1932 г. из Германиив Америку, она в клинической практике столкнулась с новым характером неврозов,отличных от тех, которые она наблюдала у пациентов в Европе. Из этого онапришла к заключению, что разгадку этого феномена следует искать в различиикультур и что «неврозы вызываются культурными факторами». Причину неврозов онавидит в патогенной внешней ситуации или нарушении человеческих взаимоотношений.Движущей силой неврозов выступает «основной страх», порожденный враждебнойсредой.
Как реакция на страх появляются различногорода защитные механизмы: преобразование невротического страха в рациональныйстрах перед внешней опасностью, подавление страха и его замена симптомами,наркотизация страха прямая (с помощью, например, алкоголя, наркотиков) илипереносная в виде бурной внешней деятельности, наконец, бегство от ситуаций,вызывающих страх.
Эти средства порождают, по Хорни, четыревеликих невроза нашего времени: невроз привязанности – поиска любви и одобрениялюбой ценой; невроз власти – погоня за властью, престижем и обладанием; неврозпокорности (конформизм автомата) и, наконец, нервоизоляцию или бегство отобщества.
По Салливену, «основной страх» это продуктмежличностных отношений, а не культуры вообще. Задача психоанализа, тем самым,сводится не только к выявлению симптомов, но и к указанию механизма защиты,которые способствуют нейтрализации чувства беспокойства. Этот механизмзаключается в формировании в личности «Системы Самости», напоминающейфрейдовское «Сверх -Я».
Фромм продолжает поиски связующих звеньевмежду социальными и психическими структурами. Бессознательное, по Фромму,складывается из того, что раньше было сознательным, но было вытеснено под влияниемстраха перед социальными санкциями в бессознательное из-за несовместимости сданными общественными нормами. Бессознательное составляет характер человека.Тем самым, бессознательное, по Фромму, совпадает с формами отчуждения личности.
Но именно оно, бессознательное, составляетсоциальный характер и порождает различного рода социальные конфликты. Отдельныесоциальные системы предстают, по Фромму, как различные попытки разрешенияпротиворечий «основной человеческой ситуации».
В книге «Революция надежды» (1968) Фромм излагаетсвои представления о путях гуманизации существующей социальной системы. Это –введение «гуманистического планирования», «активизация» индивида путемзамещения методов «отчужденной демократии» методами «гуманистическогоуправления», изменение способа потребления в направлении увеличения«активизации» человека и устранения его пассивности; распространение новых форм«психодуховной ориентации», которые должны быть «эквивалентными религиознымсистемам прошлого».
Последнее нашло выражение в формированиина Западе молодежных «контркультур» с их воспеванием галлюциогенного восприятиямира и прославлением наркомании.
Таким образом, каждая последующая теорияпсихоанализа, отталкиваясь от теории Фрейда, в своей практической частиподвергла отрицанию какие-то отдельные стороны классического психоанализа. Этопривело к тому, что психоаналитическое движение сегодня распалось на рядтечений, представители которых обвиняют друг друга в отступничестве,ревизионизме и догматизме.
Литература
1. Основы философский знаний– Магера В.С. – К. – 2006 г.
2. Философия и жизнь- нпжурнал – М. – 2006.
3. Философия- Марченко В.М.– К. 2007.
4. Философы мыслители –Аврен А.Н. – К. 2001.